Цель: исследование влияния занятий робототехникой и конструированием на развитие мелкой моторики и изменение почерка.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2.Провести диагностику уровня развития мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста по методике А.Керна-Йирасека, пробам моторной одаренности Озерецкого.
3. Определить особенности развития мелкой моторики и изменения почерка обучающихся после регулярных занятии робототехникой и конструированием.
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_yana_rabota.docx | 856.5 КБ |
Андреева Яна Романовна , 9 класс
«Влияние робототехники и конструирования
на мелкую моторику и почерк ребенка»
Научный руководитель:
Андреева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Россия, ХМАО-Югра, Сургутский р-н,
город Лянтор
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Сургутского р-на «Центр детского творчества»
Исследование социальной направленности
Сургутский район
2022г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Теоретическое исследование ……………………………………………….. | 4 |
| 4 |
| 6 6 |
Глава 2. Методы и материалы исследования………………………………………… | 7 |
Заключение. Выводы………………………………………………………………….. | 11 |
Список используемых источников…………………………………………………… | 12 |
Приложения…………………………………………………………………………… | 13 |
ВВЕДЕНИЕ
«Ум ребенка — на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский
Моя двоюродная сестренка пошла в 1 класс. Я заметила, как трудно ей держать ручку, выводить красивые буквы и цифры. Мне захотелось ей помочь, поэтому, я выбрала данную тему исследования.
В самом начале обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти проблемы связаны напрямую с неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
По данным исследований у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, не правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Следствием слабого развития общей моторики детей, в том числе и их рук, становится общая неготовность большинства современных детей к письму [4]. Со слов моей мамы, 30 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Многие исследователи считают, что тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует, также, с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной)[2].
Таким образом, следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму. Много авторов затрагивают данную проблему в своих исследованиях. Анализируя литературу по проблеме исследования, мы выявили, что такие занятия как лепка, рисование, конструирование с мелкими деталями играют большую роль в развитии мелкой моторики. Все эти занятия развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, корректирует почерк. Особая роль отводится робототехнике и конструированию. Век компьютерной техники предоставляет новые возможности для детей. Когда ребёнок собирает модель робота, у него включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, включаются познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера. Всё это оказывает мощное воздействие на работу коры головного мозга, следовательно, и на развитие ребёнка. А значит можно предположить что, регулярные занятия вышеперечисленными направлениями деятельности могут повлиять на изменение почерка детей младшего возраста.
Посещая объединение «Робототехника» в МАУДО «Центр детского творчества» мы предположили: робототехника и конструирование влияет на развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, на изменение почерка[3].
Цель: исследование влияния занятий робототехникой и конструированием на развитие мелкой моторики и изменение почерка.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2.Провести диагностику уровня развития мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста по методике А.Керна-Йирасека, пробам моторной одаренности Озерецкого.
3. Определить особенности развития мелкой моторики и изменения почерка обучающихся после регулярных занятии робототехникой и конструированием.
Объект исследования: мелкая моторика и почерк обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние занятий робототехникой и конструированием на мелкую моторику и изменение почерка.
Методы исследования: беседа, наблюдение, тестирование по методике А.Керна-Йирасека, пробы моторной одаренности Озерецкого.
Глава 1. Теоретическое исследование
Проблема с почерком — самая распространенная в начальной школе. Обучение письму — сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.
Почерк — фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы. Субъективные, присущи конкретной личности пишущего, а объективные, зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. В последние годы количество текстов, написанных от руки, сокращается (ввиду перехода на клавиатурное письмо). Почерк может быть «хорошим», то есть читаемым, или же невнятным (даже для человека, написавшего письмо)[1].
Что принято считать плохим почерком:
Рассмотрим причины проблем с почерком у детей:
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Навыки письма у ребенка формируются позже умений читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук[6].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей [4].
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека[1].
Познакомившись с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных, учитель г. Москва), другие - теневому театру (А.В. Мельникова, г. Краснодар), третьи лепке, конструированию, (3.И. Богатеева, г. Ульяновск)... Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности [9].
Моторная ловкость может эффективно развиваться в конструировании из мелких деталей. Робототехника и конструирование – не самые простые из детских занятий, зато очень увлекательные и полезные для развития воображения и мелкой моторики ребенка. Такие занятия доступны и полезны для маленьких неумелых рук.
Робототехника - универсальный инструмент, подходит для всех возрастов - от дошкольников до профобразования. Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.
LEGO является самым известным конструктором в мире. Мы привыкли к нему, как к пластмассовым разноцветным кубикам, и мало кто знает, что первоначально LEGO был обычным деревянным конструктором. И только в 1947 году Датская компания LEGO начала отливку пластиковых игрушек с взаимосоединяемыми элементами.
Продавались данные игрушки только в Дании, и только в 1954 году первая партия легоконструкторов отправилась за границу в Швейцарию. А известный всему миру логотип LEGO появился в 1973 году.
Чем же LEGO отличается от обычного конструктора? Дело в том, что данный тип конструирования из взаимосоединяемых кубиков, помогает развивать ребенка всесторонне и в самом разном возрасте. Из любого набора LEGO можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр. Есть возможность смоделировать с помощью игры различные бытовые. Ассортимент LEGO очень велик.
Исследования, проводимые психиатрами и педиатрами, показывают, что специально разработанные методики LEGO положительно влияют на аутистов, гиперактивных детей, и помогают избавиться от заиканий. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, которые оказывают влияние на внутренние органы. Конструктор LEGO помогает развить:
В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка[5]
Глава 2. Методы и материалы исследования
Исследование проводилось на группах обучающихся объединения «Робототехника», возраст испытуемых 6-7 лет, первый год обучения. На начальном этапе работы, с детьми была проведено анкетирование, посещали ли они подготовительные дополнительные занятия в образовательных учреждениях с целью начальной подготовки к школе. 20 респондентов посещали дополнительные занятия, и умело пользуются ручкой, 9 человек занимались правописанием в домашних условиях, 31 человек имели опыт правописания только в детском саду (Приложение 1). После беседы, экспериментальная группа, в количестве 60 человек, была протестирована по методике А. Керна [8]. Согласно методике детям было предложено выполнить 3 задания. Все три задания методики А.Керна-Йирасека направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Задания были следующие:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Все выполненные задания оценивались в баллах.
Задание 1. Обучающимся дали лист нелинованной бумаги. Карандаш положили так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
В первом задании ребятам, еще не умеющим писать, предлагали скопировать фразу "Ей дан чан", написанную письменными буквами. Результат данного задания выявил следующее:
Материалы первого задания отражены в приложении (Приложение 1, рис 1, диаграмма 1)
Задание 2 - срисовывание группы точек. Суть данного задания: каждому ребенку выдали бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.
Детям было предложено попробовать самим нарисовать такие же точки.
Задание 3. Обучающимся предлагали нарисовать какого-нибудь мужчину. Никаких пояснений или указаний при этом не давалось. В процессе выполнения задания мы не помогали и не делали замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка мы отвечали: "Рисуй так, как ты умеешь". Результаты выполнения данного задания отражены в приложении 5. При оценке рисунка человека учитывалось:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
-способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
Далее мы провели пробы моторной одаренности Озерецкого.
Проба 1. Детям было предложено постоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывалось, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.
Проба 2. Детям было предложено скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5 см х5 см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки – 15 секунд, а для левой – 20. Задание не засчитывалось, если ребенок помогал себе другой рукой или скатал недостаточно компактные шарики. За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставлялось 0,5 балла.
Проба 3. Детям было предложено прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если ребенок отклонился от прямой больше, чем на полметра, размахивал руками, коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4. Детям было предложено намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец ее закреплен на катушке. Сначала ребенок держал катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывал на катушку нить. Затем он менял руки. Если ребенок крутил рукой, в которой держал катушку, то задание прервалось. Оно не засчитывалось.
Проба 5. Детям было предложено уложить спички в коробок. Перед каждым ребенком лежал пустой спичечный коробок. По бокам – справа и слева – от него помещались ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом ряду). Дети должны были, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если движения обеих рук разновременные, уложено меньше, чем 5 спичек.
Проба 6. Детям было предложено выполнить задание : “Покажи заборчик из зубок”. Задание не засчитывалось, если ребенок делает дополнительные мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т.д.).
Обработка данных. За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.
Оценка | 6 лет | 7 лет |
Высокий уровень | 6 баллов | 6 баллов |
Средний уровень | 4-5 баллов | 5 баллов |
Низкий уровень | 1-3 балла | 1-4 балла |
Результаты отражены в диаграмме (Приложение 3, диаграмма 1)
За данными группами детей в течение года были проведены наблюдения: учитывалась регулярное посещение занятий робототехники и конструирования, фиксировался объем проделанной работы каждым участником эксперимента. В апреле 2022 года нами повторно было проведено тестирование по методике А. Керна и пробы Озерецкого. Материалы исследования испытуемых после года посещения занятий робототехникой и конструированием отражены в приложении 4 (Диаграммы 1,2,3,); приложении 5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время существует множество методик, позволяющих определить уровень развития моторной одаренности ребенка (пробы Озерецкого, Е.И. Рогова, А.Керна). Каждый взрослый может с легкостью овладеть данными методиками и смело использовать в качестве определения уровня развития мелкой моторики своего ребенка. Важно вовремя распознать проблему и своевременно организовать деятельность по развитию мелкой моторики.
По данным исследования у большинства детей отмечается общее моторное отставание: пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. В своей работе мы предложили использовать методику А. Керна, пробы Озерецкого для определения уровня моторной активности рук. В процессе работы мы отследили, как влияют занятия робототехникой и конструированием на изменение мелкой моторики рук ребенка и изменение почерка детей. Классными руководителями было отмечено качественное изменение почерка у тех детей, которые регулярно (2 раза в неделю) посещали занятия дополнительного образования по робототехнике.
Анализируя изменения показателей мелкой моторики рук обучающихся по методике А. Керна и проб Озерецкого можно сделать вывод, что занятия робототехникой и конструированием способствуют улучшению работы мелкой моторики рук. Мы не исключаем тот факт, что занятия в основной школе также повлияли на интенсивное изменение показателей. Хотелось бы отметить, при беседе с классными руководителями было отмечено, что у детей, прошедших полный курс обучения, без пропусков, почерк стал лучше и аккуратнее, что дополнительно свидетельствует о влиянии занятий робототехникой и конструированием на изменения почерка младших школьников. Материалы исследования будут полезны учителям начальных классов и родителям дошкольников и младших школьников.
Гипотеза частично подтвердилась: робототехника и конструирование влияет на развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, на изменение почерка младших школьников. Мое исследование помогло мне понять, как можно помочь моей сестренке. Я увлекаюсь робототехникой не только на занятиях, но и дома. Мною вместе с сестренкой собрано большое количество объектов из лего и других робототехнических конструкторов. Кроме того, мы выполняли задания данных методик, что тоже способствовало развитию мелкой моторики.
Список используемых источников
Приложение 1
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
Приложение 2.
Материалы тестирования по методике А. Керна- на начальном этапе
Задание №1. Рис 1.
Диаграмма 1. Результаты первого задания
Задание №2. Рис 2
Диаграмма 2. Результаты второго задания.
Диаграмма 3. Результаты третьего задания.
Приложение 3
Диаграмма 1. Результаты тестирования по методике Озерецкого
Приложение 4.
Материалы тестирования по методике А. Керна- на заключительном этапе
Задание №1. Рис 1.
Диаграмма 1. Результаты первого задания
Задание №2. Рис 2
Диаграмма 2. Результаты второго задания.
Задание №3
Диаграмма 3. Результаты третьего задания.
Приложение 5
Диаграмма 1. Результаты тестирования по методике Озерецкого на заключительном этапе
Подарок
Зимний лес в вашем доме
Самый главный и трудный вопрос
Браво, Феликс!
Что есть на свете красота?