Большинство жителей России живут в городах. На протяжении всей жизни нас окружает городская среда, как главный фактор обеспечения жизнедеятельности человека в городе. Она непроизвольно влияет на физическое и психологическое состояние горожан, уровень преступности, экономику, экологическое состояние территории города, взаимосвязь населения и на другие важные факторы жизни.
Основная цель данной работы: выявить соответствие детских площадок города Архангельска интересам и потребностям детей, критериям правильной детской площадки.
Вложение | Размер |
---|---|
petrov_matvey_mbou_gimnaziya_no21.docx | 572.91 КБ |
Научно-практическая конференция
«Малые Лаверовские чтения»
Секция:
Социально-экономические и экологические проблемы Архангельской области
Детская площадка в современной городской среде
Работу выполнил:
Петров Матвей Владиславович,
ученик 9 А класса,
МБОУ Гимназия №21
Научный руководитель:
Чагина Марина Юрьевна,
учитель географии, ВКК,
МБОУ Гимназия №21
Архангельск
2020
Оглавление:
Введение 3
Глава 1. Городская среда и урбанистика 4
Глава 2. Детская площадка как часть городской среды 5
2.1. Значение детских площадок для детей 5
2.2. Критерии правильной детской площадки 5
2.3. Сравнение детских площадок в Архангельске и в Скандинавских странах 7
Глава 3. Анкетирование учеников начальной школы МБОУ Гимназия №21 7
Заключение 9
Список литературы 10
Приложение
Введение
Большинство жителей России живут в городах. На протяжении всей жизни нас окружает городская среда, как главный фактор обеспечения жизнедеятельности человека в городе. Она непроизвольно влияет на физическое и психологическое состояние горожан, уровень преступности, экономику, экологическое состояние территории города, взаимосвязь населения и на другие важные факторы жизни.
Городская среда в России долгое время деградировала, из-за чего накопилось большое количество урбанистических проблем и их решение как никогда актуально в настоящее время. Поэтому, одной из целей, возведенных правительством в ранг национальных проектов, стало обеспечение россиян комфортными условиями для жизни. В ближайшие 5 лет на «Жилье и городскую среду» планируется потратить 1,066 трлн. рублей.[2]
Благодаря федеральному проекту "Формирование комфортной городской среды", наш город Архангельск получил уникальную возможность привести в порядок дворовые территории, места общего пользования населенных пунктов. Дворовая территория - это территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования. Мы хотели бы более подробно остановиться на детских площадках, как одной из составляющих городской среды.
Исходя из вышесказанного, была определена цель работы:
- выявить соответствие детских площадок города Архангельска интересам и потребностям детей, критериям правильной детской площадки.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить литературу и интернет - источники по данной теме;
- узнать значение детских площадок для детей;
- определить критерии правильной детской площадки;
- сравнить детские площадки Архангельска и Скандинавских стран;
- составить анкету для опроса учащихся начальных классов МБОУ Гимназия №21;
- провести статистическую обработку материала.
В ходе работы использовались методы: статистический, сравнительный, аналитический, социологический.
Глава 1. Городская среда и урбанистика
Понятия городская среда и урбанистика тесно связаны между собой.
Городская среда — это совокупность множества природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые определяют комфортность его проживания на этой территории. [2]
Правила, по которым происходит формирование комфортной городской среды:
- достойный уровень бытового обслуживания (водоснабжение, отопление, электрификация, вывоз мусора);
- сбалансированная инфраструктура (сочетание различных видов наземного и подземного транспорта, адекватный уровень трафика, наличие крупных пересадочных узлов, удовлетворение нужд как автомобилистов, так и пешеходов, хорошее состояние автомобильных дорог, наличие тротуаров и велодорожек);
- возможности для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, в том числе маломобильных групп;
- грамотное районирование (такое, которое избегать ежедневной «маятниковой миграции» пассажиров, предусматривающее продуманную организацию жизненного пространства, не слишком высокий уровень плотности заселения);
- адекватный уровень шумового и информационного «загрязнения»;
- возможность удовлетворения социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан (достаточное количество парков, зон отдыха, объектов архитектуры и искусства, учебных заведений, торговых заведений и т. д.) [3]
Урбанистика – это комплексная область, включающая такие направления, как проектирование и управление городской средой. Также урбанистику определяют как раздел экономической географии, занимающийся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров.
Российский урбанист В.Л. Глазычев выделяет три ветви развития урбанистики:
Первая ветвь опирается на постоянно расширяющуюся и обновляемую историю города, сосредотачивается в основном на внешнюю форму города, «на варианты его композиционной структуры и образного строя».
Вторая акцентирует внимание на проблемах городской инфраструктуры, экономических факторах, на проблемах развития города, включая девелопмент и его рамки.
Третья ветвь занимается вопросами социальной жизни города, изучает, насколько градостроительство отражается на этой социальной жизни, насколько горожане включены в процесс планирования и их взаимовлияние друг на друга.
Автор подчеркивает, что эти три ветви развития урбанистики расходятся только в теории, на практике же они переплетаются друг с другом бессчётное количество раз. [3]
Таким образом, урбанистика – это основа создания города «для людей», в котором нам будет удобно и комфортно жить и работать, основа создания городской среды. В современном понимании урбанистика – это набор правил, соблюдение которых позволяет организовать наиболее комфортный для жизни город с учетом интересов разных категорий его жителей.
Глава 2. Детская площадка как часть городской среды
2.1. Значение детских площадок для детей
Детские площадки нужны для развития ребёнка. Игра на ней – это возможность для детей раскрыть и познать себя, свои силы и способности. В процессе игры ребёнок понимает основные законы физики и обустройства окружающего мира, развивает воображение и интеллект, учится общаться с другими детьми и жить в обществе. На детской площадке вырабатываются индивидуальные качества ребёнка, он становится личностью. Игровая площадка - это территория, где проектируется привлекательная для детей среда, на которой ребёнок имеет личные права, и где он действует самостоятельно. Кроме того, физическая активность на свежем воздухе положительно сказывается на состоянии здоровья будущего поколения. [1]
С точки зрения урбанистики, детские площадки – это, один из самых массовых элементов благоустройства в городе, у каждого во дворе есть хотя бы небольшая игровая зона. Однако, чаще всего используются либо старые советские площадки, либо однотипные пестрые городки. Однотипные детские площадки не всегда соответствуют критериям правильных детских площадок.
2.2. Критерии правильной детской площадки
Изучив литературу и мнения экспертов в области урбанистики, мы выявили следующие критерии правильной детской площадки:
1. Естественные цвета и материалы.
Находясь на детской площадке, ребёнок прежде всего обучается и знакомится с жизнью, и очень важно, чтобы ему были доступны природные материалы. Через игру, контактируя с деревом, песком, водой и т.д. малыш познаёт окружающий мир таким, какой он есть. А натуральные цвета способствуют выработке вкуса и не травмируют психику ребёнка.
2. Качественное покрытие.
Главная задача покрытия – предотвращать тяжелые травмы в процессе использования площадки. Оно должно амортизировать при падении, при передвижении быть не скользящим, надёжным. При этом не обязательно, чтобы один тип покрытия доминировал по всей территории площадки, покрытие может быть разным в зависимости от функций места его нахождения.
3. Зонирование для разных возрастов.
На детской площадке должно быть интересно и комфортно не только маленьким детям, но и подросткам. Например, по закону Московской области площадки предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов: преддошкольного (до 3 лет), дошкольного (до 7 лет), младшего и среднего школьного возраста (7 - 12 лет), подростков (12 - 16 лет). Они могут быть организованы в виде отдельных площадок для различных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Так же желательно иметь «тихие» зоны для детей с малообщительным характером, где они смогут проводить время наедине с собой или с небольшой компанией друзей.
4. Наличие предусмотренного определённого сценария игры.
Детская площадка не должна представлять собой конструкцию, предусматривающую сценарий игры, например: крепость, кораблик, машинка и т.д. Должны присутствовать неоднозначные элементы и конструкции, чтобы ребёнок сам придумывал правила игры, сам представлял, что это за элемент, и где он находится. Таким образом, детям интересно играть на площадке, где их не загоняют в рамки. С раннего возраста развивается фантазия, способности к творческому мышлению и познавательной активности.
5. Присутствие контролируемого риска.
У детей всегда есть желание рисковать, им нужно проверить себя, осознать свои силы и способности. Детская площадка должна быть безопасной, но не должна ограничивать активность детей. Поэтому на ней должен быть предусмотрен контролируемый риск: крутые горки или сложные элементы, с которых ребёнок может упасть. Пусть лучше это произойдёт на площадке, где высота падения и покрытие предусмотрены архитектором, чем на опасных, не предназначенных для этого местах. Так же часты случаи, когда дети начинают «взламывать» скучные площадки и использовать элементы на них не по назначению: забегать на горку спереди, залезать на купол площадки и т.п.
6. Удобства для родителей.
Нельзя забывать, что вместе с детьми площадку посещают и их родители. Они должны быть не безучастными наблюдателями, а полноценными участниками игрового процесса: для этого необходимо создавать объекты для совместной деятельности взрослого и ребёнка. А для того чтобы времяпрепровождение с ребёнком стало комфортнее, нужно установить закрытые от осадков скамейки и столы, урны, пеленальный столик и туалет. Родитель сможет поработать, перекусить или просто отдохнуть на детской площадке, пока его дитя играет.
2.3. Сравнение детских площадок в Архангельске и в Скандинавских странах
Архангельск и страны Скандинавии находятся в непосредственной близости друг от друга и имеют схожие климатические условия. Мы решили сравнить детские площадки нашего города с площадками в Норвегии, Швеции и Финляндии и представить результаты в форме таблицы (Приложение №1).
Таким образом, при равных климатических условиях детские площадки в Архангельске соответствуют меньшему количеству критериев правильной детской площадки, чем в странах Скандинавии. Кроме того, исходя из информации о применяемых материалах и затратах на их производство, можно сделать вывод, что площадки в странах Скандинавии требуют меньших экономических затрат, чем площадки в Архангельске. Мы считаем, что перенять опыт строительства детских площадок у стран Скандинавии будет целесообразнее относительно всех аспектов приведённых выше.
Глава 3. Анкетирование учеников начальной школы МБОУ Гимназия №21
Для того чтобы выяснить мнение детей по поводу детских площадок, мы решили провести опрос среди учащихся начальной школы. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 48 учеников от 8 до 11 лет. Респондентам были заданы следующие вопросы (Приложение №2)
1.В анкетировании приняли участие в основном дети 10летнего возраста, девочек было больше, чем мальчиков. (Приложение №3).
2. На вопрос «Играешь ли ты на детских площадках в нашем городе?» « ДА» ответили 43 ученика, а «НЕТ» ответили 5 учеников. (Приложение №3).
3. На вопрос «Нравится ли тебе играть на детских площадках? » «ДА» ответили 40 учеников, а «НЕТ» ответили 8 учеников. (Приложение №4).
4. На вопрос «Что тебе не нравится на детских площадках?» самыми популярными ответами были: грязно, элементы площадки сломаны, опасно. Так же детям мешают запаркованные машины и выгул собак. 5 учеников ответили, что их всё устраивает. (Приложение №4).
5. На вопрос: «Что бы ты поменял(а) на детских площадках?» дети предложили добавить большие горки, большие качели – это значит что им не хватает риска на обычных площадках. Так же ребята желают повысить уровень комфорта на детской площадке: добавить скамейки, урны и туалеты, фонтанчик с питьевой водой. (Приложение №4).
6. На вопрос: «В какие игры ты можешь поиграть на 1 детской площадке?» кроме обычных игр, таких как догонялки, прятки, выше ноги от земли и.т.д. 10 учеников предложили свой сценарий игры, который они придумали сами. (Приложение №5).
7. На вопрос: «В какие игры ты можешь поиграть на 2 детской площадке?» много детей ответили: покачаться на качелях, покататься с горки и только 2 ученика предложили свои игры (Приложение №5). Получается, что на этой детской площадке дети видят только предоставленные им сценарии игры и взаимодействия с площадкой. Таким образом, их воображение и творческое мышление не развиваются.
8. На вопрос «Какая детская площадка тебе нравится больше?» подавляющее количество учеников выбрали норвежскую детскую площадку. (Приложение №5).
Результаты анкетирования показали, что детей не устраивают существующие на данный момент детские площадки, у учеников есть претензии и предложения по их изменению. Поэтому большинство опрошенных проголосовали за скандинавскую площадку, которая больше соответствует критериям правильной детской площадки.
Заключение
Урбанистика полезная, относительно новая, развивающаяся наука, с помощью которой можно решить актуальные градостроительные проблемы в России. Изучив мнения экспертов-урбанистов, мы определили, что детские площадки – это очень важный социальный объект для городской среды и ее обитателей.
Далее, мы доказали что площадки в Архангельске не соответствуют критериям правильной детской площадки, заметно уступают иностранным, а главное не нравятся большинству опрошенных детей.
Мы хотим привлечь внимание к данной актуальной проблеме и заявить, что сфера строительства, проектировки детских площадок и сами детские площадки однозначно нуждаются в изменениях.
Список литературы:
1. Григорьев А.Д. Проектирование. Детские игровые площадки: учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 234 с.
2. Месенева Н.В., Милова Н.П. Тенденции формирования дизайна детских игровых площадок в современной городской среде // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 12-1. – С. 74-79.
3. Монгомери Ч. Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь.//Москва: «Манн, Иванов и Фербер» - 2019 - 365с.
4. Детские игровые площадки: современные тенденции https://xn--63-vlch8au.xn--p1ai/staty/tendencii
5. Дети в городе https://archi.ru/russia/61996/deti-v-gorode
6. Какими должны быть хорошие детские площадки. И почему они очень важны для города. https://mel.fm/detskiye-ploshchadki/4607891-playgrounds
Приложение №1 | ||
Признак | Архангельск | Страны Скандинавии |
1. Цвета и материалы. | Яркие и неестественные цвета. Материалы: пластик, железо, дерево, песок. (элементы сделаны и обработаны по определённому проекту на заводе). | Природные, естественные цвета. Материалы: натуральное дерево, камень, железо, игровые элементы с водой и песком. (элементы делаются индивидуально под каждую площадку и требуют минимальной обработки). |
2. Покрытие. | Резиновые коврики, песок, мелкие камушки, (или отсутствие специального покрытия). | Резиновые коврики, древесная кора, дерево, газон, гранитная крошка. |
3. Зонирование для разных возрастов. | Присутствует разделение для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) и для детей среднего школьного возраста (7-12 лет). Отсутствуют зоны для детей преддошкольного ( до 3 лет) и подросткового ( 12-16 лет) возрастов. | В большинстве случаев присутствуют зоны для всех возрастов. |
4. Наличие определённого, предусмотренного сценария игры. | Сценарий игры предусмотрен игровыми элементами и проектом самой площадки. | Присутствуют элементы с предусмотренным сценарием игры, но также есть множество элементов без определённого сценария игры. |
5. Присутствие контролируемого риска. | Контролируемый риск полностью отсутствует! | Предусмотрены элементы контролируемого риска. |
6. Удобства для родителей. | Минимальные удобства для взрослых. | Созданы удобные зоны для родителей. |
Приложение №2
1. Возраст, пол.
2.Играешь ли ты на детских площадках в нашем городе?
3. Нравится ли тебе играть на детских площадках? Почему?
4. Что тебе не нравится на детских площадках? Почему?
5. Чтобы ты поменял(а) на детских площадках?
6. В какие игры ты можешь поиграть на 1 площадке?
7. В какие игры ты можешь поиграть на 2 площадке?
8. Какая детская площадка тебе нравится больше?
Приложение №3
.
Приложение №4
Что не нравится на детских площадках? Почему?
Грязно:12
Некоторые элементы сломаны:9
Опасно:4
Маленькая территория:3
Горки маленькие:2
Много детей:3
Выгул собак
Запаркованные машины
Не хватает урн
Всё нравится:5
Что бы ты поменял(а) на детских площадках?
Добавить большие качели:9
Добавить большие горки:6
Добавить тренажёры:4
Добавить урны и туалеты
Добавить скамейки
Добавить зонтик
Добавить фонтанчик с питьевой водой:2
Ничего бы не поменял(а):4
Приложение №5
Снеговик
Шелковая горка
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Алые паруса