В предложенной исследовательской работе выявлены причины возникшей на территории г. Шелехова проблемы сбора твердых коммунальных отходов и предложены пути ее решения.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1) проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих сбор ТКО, особенности оплаты данной услуги физическими лицами;
2) определено фактическое количество контейнеров для сбора мусора на территории г. Шелехова;
3) рассчитано по нормативу необходимое количество мусорных контейнеров на территории г. Шелехова.
Результаты проведённых исследований могут быть использованы отделом жилищно-коммунального хозяйства г. Шелехова при планировании мероприятий по дальнейшему развитию коммунальной инфраструктуры города.
Вложение | Размер |
---|---|
bocherov_a._napravlenie_problemy_chelovechestva.docx | 39.47 КБ |
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
Проблема сбора твердых коммунальных отходов на территории
г. Шелехова
Автор:
Бочеров Андрей Юрьевич,
обучающийся 11 класса
МБОУШР «Шелеховский лицей»,
г. Шелехов Иркутской области
Руководитель:
Меновщикова Оксана Александровна,
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ ШР «Шелеховский лицей»,
г. Шелехов Иркутской области
г. Шелехов
2022 год
Содержание
обустройству площадок для сбора мусора в городах…………..………..6
1. Введение
Проводимая государством реформа — чистая страница в непростых отношениях между окружающей средой, населением и отходами производства и потребления, в привычном обиходе называемом «мусором».
Актуальность этой проблемы обусловлена фактическим положением дел в сфере оборота отходов производства и потребления: бесконтрольный рост числа несанкционированных свалок в пригородных лесах и переполненные городские полигоны стали реальной угрозой здоровью и благополучию граждан. В сложившейся ситуации проводимая реформа стала частью национальной экологической стратегии, объявленной Президентом России ещё в 2016 году, и одним из наиболее востребованных для гражданского общества нововведений (1).
С начала 2019 года привычная для населения аббревиатура ТБО (твердые бытовые отходы) перестала существовать. Бытовые отходы стали отходами коммунальными и сокращенно обозначаются как ТКО. В соответствии с законом, коммунальными стали не только отходы (ТКО), но и коммунальная услуга по обращению с ними. Такой же услугой, как и привычные населению коммунальные услуги — водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и другие (2).
Это означает, что услуга является обязательной для всех собственников (физических и юридических лиц), нанимателей, арендаторов, застройщиков и членов жилищных кооперативов, независимо от того, владеют (пользуются) ли они жилыми помещениями в многоквартирных домах или частными домовладениями.
Закрепил это положение Федеральный закон от 02.06.2016 № 175-ФЗ, внеся соответствующие изменения в Жилищный кодекс и ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который обязывает всех без исключения собственников твердых коммунальных отходов заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (3).
Для жителей г. Шелехова эта норма закона также стала обязательной, оплата данной услуги является ежемесячной, но мы на протяжении двух лет фиксируем тот факт, что во дворах жилых массивов на площадках для сбора мусора переполнены контейнеры, мусор складируется на прилегающей к площадкам территориями и своевременно не вывозится, что противоречит требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10. Жители г. Шелехова через средства массовой информации регулярно жалуются и выражают недовольство недостаточным решением этой проблемы со стороны органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного мы определили цель исследовательской работы: выявить причины возникшей на территории г. Шелехова проблемы сбора твердых коммунальных отходов и предложить оптимальные пути ее решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими сбор ТКО, особенностями оплаты данной услуги физическими лицами;
2) определить фактическое количество контейнеров для сбора мусора на территории г. Шелехова;
3) рассчитать по нормативу необходимое количество мусорных контейнеров на территории г. Шелехова.
Практической значимостью работы является получение достоверных результатов по обеспеченности жилых кварталов города контейнерами для сбора мусора, которые в настоящее время отсутствуют на практике, но необходимы для решения существующей проблемы.
Результаты проведённых исследований могут быть использованы отделом жилищно-коммунального хозяйства г. Шелехова при планировании мероприятий по дальнейшему развитию коммунальной инфраструктуры города.
2. Особенности проведения реформы по сбору ТКО
В настоящее время в России по данным статистики ежегодно город с населением около 1 млн. человек выбрасывает на прилегающие территории до 400 тысяч тонн ТКО, что соответствует удельному выходу отходов на одного жителя в нашей стране порядка 350—400 кг в год (4).
Основные методы борьбы с отходами за последние годы в России не изменились: захоронение, сжигание и частичная переработка. Так, для захоронения на современном полигоне 5 млн. кубометров твёрдых коммунальных отходов— это годовой объём отходов Санкт-Петербурга, при этом необходимо каждый год выводить из пользования 40 га. пригородных земель. Система сбора и обработки мусора в России практически не обновлялась в течение последних 40—50 лет. По оценке Росприроднадзора в 2019 году, в России накоплено 90 млрд. тонн отходов, из которых более 16 млрд. тонн составляют ТКО. Объём ежегодного образования ТБО составляет более 40 млн. тонн. В расчёте на одного жителя страны приходится до 250 кг бытового мусора в год, что сопоставимо со среднеевропейскими показателями.
С учётом возможностей переработки образуемый в России бытовой мусор имеет следующую структуру: 35 % — вторичное сырье, 35 % — биоразлагаемые отходы, 30 % — неперерабатываемые отходы. Потенциал переработки ТКО во вторичное сырье может быть оценён в 14 млн. тонн (45.5 млн м³) в год, в то время как большая часть ТКО — около 93 % (или 37.2 млн. тонн) — вывозится на свалки и полигоны. Главный недостаток данной стратегии заключается в том, что свалки являются серьёзным источником загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы токсичными химикатами, высоко токсичными тяжёлыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора — диоксинами, фуранами и бифeнилами (5).
Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. № 298 утверждена комплексная Стратегия обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Российской Федерации до 2030 г. Предметом данной комплексной стратегии являются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
12 ноября 2016 г. № 1156 принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами». Документ утверждает порядок сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов региональными операторами.
Региональные операторы — организации, отвечающие за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона. Договор с ними будет заключаться не более чем на 10 лет, выбор компании будет проходить на конкурсной основе.
Платежи по тарифам за размещение отходов от населения и предприятий — основной источник финансирования данного сектора в России. Традиционно тариф для конечного потребителя формировался из платы за сбор, вывоз и захоронение отходов (6).
В настоящее время услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и выставляется отдельной строкой в квитанции. Согласно новым правилам, каждый субъект РФ установил единый по всему региону тариф на услугу по обращению с отходами в отношении выбранного регионального оператора.
Формула расчёта стоимости вывоза мусора для домовладения или квартиры определена в пункте 148.30 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Правительством РФ. Согласно этому пункту стоимость вывоза мусора рассчитывается исходя из количества проживающих. В случае перехода на раздельный сбор мусора, оплата должна производиться по фактическому объему.
«Мусорная» реформа подразумевает полную «перезагрузку» всей системы работы с отходами, сложившуюся еще в прошлом веке. Стоит заметить, что современные полигоны в Иркутской области отсутствуют. Действующие же построены в прошлом веке и в основном заполнены отходами до 60% и более. Есть полигоны, эксплуатируемые более 50 лет. На сегодня их фактическое количество составляет меньше половины от необходимого (7).
Внедряемая государством новая схема по обращению с ТКО предполагает, что полный цикл обращения с отходами, а именно транспортирование, обработку, утилизацию, сортировку, обезвреживание и захоронение возьмёт на себя Региональный оператор, а оплатит – собственник. Стоит заметить, что самостоятельно устанавливать размер платы за новую коммунальную услугу Региональный оператор не вправе. Исключительными полномочиями по утверждению тарифа на «мусор» обладает государство в лице Службы по тарифам Иркутской области. Нормативы накопления ТКО утверждает Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Тариф на услугу регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне «Юг» Иркутской области утвержден в размере 557,76 руб./куб.м, что значительно ниже, чем в среднем по стране (634,88 руб./куб.м). Данный тариф утвержден на основании Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2019 № 375-спр.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к обустройству площадок для сбора мусора в городах
Площади под контейнерные площадки выделяются согласно СанПиН 2.1.7.3550-19, действующего до 01.01.2022 года.
Обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления. Они также проводят согласование мест размещение площадок. Кроме этого, сведения по всем действующим контейнерным площадкам накопления ТКО вносятся в специальный реестр.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, но огороженной, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Вокруг них (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности, свалок бытовых и промышленных отходов.
Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (не более 10 по СанПиН 2.1.7.3550-19).
Вывоз ТКО согласно новым СанПиН 2.1.7.3550-19 в теплое время года должен производиться ежедневно, а в холодное время года, когда температура в течение трех дней опускается ниже 4 градусов тепла, вывоз может производиться через 3 дня. Вывоз крупногабаритных отходов (КГО) должен производиться не реже одного раза в неделю.
Контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода).
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
За организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает орган местного самоуправления (статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Ответственность распределяется по ранжиру:
Уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) постановления Правительства РФ № 354 и п. 2 постановления Правительства РФ № 1156. Пунктом 3.7.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
Управляющие организации должны убирать контейнерные площадки. По решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.
При ненадлежащем содержании площадок с мусорными баками административно-технической инспекцией фиксируется факт административного нарушения.
С появлением региональных операторов по обращению с ТКО и обновлением правил обустройства площадок для мусорных контейнеров бремя содержания емкостей для ТКО лежит на операторе. Бремя содержания площадки с контейнерами для мусора – на управляющей организации или муниципалитете.
При нарушении правил содержания контейнерной площадки вменяется ст. 6.4 КоАП РФ. В соответствии с ней наказание для должностных лиц составляет до 2 000 рублей, для организаций – до 20 000 рублей. В особых случаях суд может приостановить работу юридического лица на срок до 90 суток (8).
4. Проблемы сбора ТКО на территории г. Шелехова
На территории нашего города расположено 135 мусорных контейнеров емкостью 0,75-0,86 м3.
Согласование мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов осуществляется согласно Постановлению Администрации Шелеховского муниципального района № 667-па от 14.10.2019 года.
Место (площадка) накопления ТКО создается в соответствии с Правилами благоустройства территории сельского поселения Шелеховского района, на территории которого предполагается создание места (площадки) накопления ТКО, требованиями, предусмотренными СанПиН и с учетом возможности подъезда спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз ТКО.
В связи с этим контейнерная площадка проходит несколько этапов согласования:
Создание контейнерной площадки возможно после согласования ее предполагаемого месторасположения и проведения электронного аукциона и определения подрядчика на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для достижения поставленной в работе цели мы провели следующую работу:
1) произвели подсчет фактического количества мусорных контейнеров в каждом жилом квартале города (таблица 1);
2) в УФМС по г. Шелехову узнали информацию о количестве жителей в каждом жилом квартале города (таблица 1);
3) рассчитали необходимое количество контейнеров в каждом жилом квартале города (таблица 2)
Таблица 1
Жилой квартал | Численность населения (чел.) | Количество имеющихся мусорных контейнеров |
1 квартал | 988 | 8 |
2 квартал | 1034 | 8 |
3 квартал | 1658 | 12 |
4 квартал | 2768 | 12 |
5 квартал | 1283 | 8 |
6 квартал | 2948 | 20 |
7 квартал | 1832 | 12 |
8 квартал | 1004 | 12 |
9 квартал | 1110 | 8 |
10 квартал | 956 | 12 |
11 квартал | 896 | 8 |
18 квартал | 1274 | 12 |
20 квартал | 1028 | 8 |
30 квартал | 1163 | 8 |
1 микрорайон | 7995 | 24 |
3 микрорайон | 1245 | 8 |
4 микрорайон | 9837 | 28 |
м-н Центральный | 1876 | 8 |
Привокзальный | 4039 | 20 |
В соответствии с п.17 постановления Правительства Иркутской области от 19.07.2019 № 568-пп, рекомендуется использовать следующую формулу для расчета необходимого количества контейнеров:
Бкон=Пгод×К1×К2/(t×V),
Пгод – годовое накопление ТКО от населения, м³/год (Пгод= числ.насел×1,56);
К1 – коэффициент неравномерности накопления отходов – 1,25;
К2– коэффициент, учитывающий число контейнеров, находящихся в ремонте и резерве – 1,1;
t – частота вывоза ТКО, раз/год – 365 (для городских поселений), 273 – для сельских поселений;
V – вместимость контейнера – 0,75.
Таблица 2
Жилой квартал | Количество имеющихся мусорных контейнеров | Количество имеющихся мусорных контейнеров | Необходимо дополнительное количество контейнеров |
1 квартал | 8 | 8 | 0 |
2 квартал | 8 | 8 | 0 |
3 квартал | 12 | 13 | 1 |
4 квартал | 12 | 22 | 10 |
5 квартал | 8 | 10 | 10 |
6 квартал | 20 | 23 | 3 |
7 квартал | 12 | 14 | 2 |
8 квартал | 12 | 8 | -4 |
9 квартал | 8 | 9 | -1 |
10 квартал | 12 | 8 | -4 |
11 квартал | 8 | 8 | 0 |
18 квартал | 12 | 10 | -2 |
20 квартал | 8 | 9 | 1 |
30 квартал | 8 | 10 | 2 |
1 микрорайон | 24 | 62 | 38 |
3 микрорайон | 8 | 9 | 1 |
4 микрорайон | 28 | 78 | 50 |
м-н Центральный | 8 | 15 | 7 |
Привокзальный | 20 | 31 | 11 |
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. На территории 1,2, 11 кварталов в настоящее время расположено количество контейнеров, требуемое по нормативу.
2. На территории 8,9,10, 18 кварталов в настоящее время установлено излишнее количество контейнеров.
3. На территории 3, 6,7 20,30 кварталов и 3 микрорайона количество контейнеров близко к оптимальным значениям, но, тем не менее, дополнительно необходимо разместить 1-3 мусорных контейнера.
4. Значительного количества мусорных контейнеров (от 10 до 50) недостаточно на территории 4,5 кварталов, 1,4 микрорайонов и микрорайона «Привокзальный».
Таким образом, проблема переполненных мусорных контейнеров во дворах жилых массивов на площадках для сбора мусора связана с тем, что контейнеров для сбора мусора недостаточно. В 2019 году ситуация осложнялась еще тем, что мусор своевременно не вывозился, в 2020 году, по данным управляющих компаний, мусор вывозится регулярно в соответствии с требованиями законодательства.
Решение данной проблемы предполагает:
5. Заключение
В предложенной исследовательской работе выявлены причины возникшей на территории г. Шелехова проблемы сбора твердых коммунальных отходов и предложены пути ее решения.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1) проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих сбор ТКО, особенности оплаты данной услуги физическими лицами;
2) определено фактическое количество контейнеров для сбора мусора на территории г. Шелехова;
3) рассчитано по нормативу необходимое количество мусорных контейнеров на территории г. Шелехова.
На основании полученных данных сделаны следующие выводы:
1. На территории 1,2, 11 кварталов в настоящее время расположено количество контейнеров, требуемое по нормативу.
2. На территории 8,9,10, 18 кварталов в настоящее время установлено излишнее количество контейнеров.
3. На территории 3, 6,7 20,30 кварталов и 3 микрорайона количество контейнеров близко к оптимальным значениям, но тем не менее дополнительно необходимо разместить 1-3 мусорных контейнера.
4. Значительного количества мусорных контейнеров (от 10 до 50) недостаточно на территории 4,5 кварталов, 1,4 микрорайонов и микрорайона «Привокзальный».
Результаты проведённых исследований могут быть использованы отделом жилищно-коммунального хозяйства г. Шелехова при планировании мероприятий по дальнейшему развитию коммунальной инфраструктуры города.
Список литературы
Самый богатый воробей на свете
Денис-изобретатель (отрывок)
Лавовая лампа
Лист Мёбиуса
Стеклянный Человечек