Цель работы: оценить соответствие параметров двух учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 681.75 КБ |
Научно-практическая конференция младших школьников
«Первое открытие» Петровского городского округа
Секция: здоровье и медицина
Название работы: «Влияние санитарно-гигиенического состояния учебных кабинетов на обучающихся »
Автор работы: Ковалёва Кира
Место выполнения работы:
с. Константиновское, МКОУ СОШ№11, 4Б класс
Руководитель: Бондаренко Елена Александровна,
учитель начальных классов МКОУ СОШ №11,
высшая категория
Светлоград, 2022
Оглавление
1. Введение 2
2. Основная часть 3
1. Гигиена и санитария. 4
2. Санитарно-гигиеническая оценка состояния учебных кабинетов. 4
3. Оценка теплового режима помещения. 4
4. Оценка воздушного режима. 5
5. Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса 6
6. Характеристика светового режима в классе. 7
3. Заключение 8
Литература 9
Приложение 1. Результаты замеров температуры в учебных кабинетах 10
Приложение 2. Замеры, выполненные в кабинетах 10
Приложение 3. Размеры мебели и ее маркировка 10
Приложение 4. Освещение кабинетов 11
1. Введение
Каждый ребёнок с 7 до 18 лет значительную часть времени проводит в стенах школы. Школьный кабинет становится для ученика важным местом препровождения, а условия в нём влияют на растущий организм, определяют его дальнейшее здоровье. Дома наши родители всегда заботятся о нашем здоровье: дают витамины, покупают одежду соответствующую сезону, кормят правильными продуктами, ведут здоровый образ жизни, приучая и нас к нему.
А кто заботиться о нашем здоровье в школе? В этом году я перешла в 4 класс, и в силу некоторых обстоятельств, условия пандемии (распространения короновирусной инфекции по планете), решила проверить, кто же заботится о нашем здоровье в стенах школы? Оказывается, что есть специальный документ «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН). В них прописаны все правила, которые должны быть соблюдены для обеспечения здоровья учеников в школе.
Мы с моими одноклассниками в течение рабочей недели посещаем два учебных кабинета, в которых проходят уроки:
Кабинет 4 класса (№ 6)
Кабинет английского языка (№ 11)
Цель работы: оценить соответствие параметров двух учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа.
Задачи:
С помощью анкетирования определить, как родители и учащиеся оценивают важность для здоровья правильной обстановки кабинета.
Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Пользуясь простейшими методиками, оценить показатели среды.
Путем сравнения с нормами СанПиНа установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам.
Предмет исследования: кабинеты № 11, 6 в здании МКОУ СОШ №11 села Константиновского .
Объект исследование: соответствие показателей среды учебных кабинетов норме.
Методы исследования: анализ, обобщение, интервью, анкетирование, эксперимент, наблюдение.
Исходя из выше сказанного, мы выдвинули гипотезу: если параметры среды учебных кабинетов будут соответствовать санитарным нормам и требованиям, то это не будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье учеников.
2. Основная часть
До проведения исследований было проведено анкетирование родителей и учащихся 4-го класса Б. После того как провели исследования мы познакомили учащихся и родителей с полученными результатами. Еще раз провели анкетирование.
Было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Нужно ли следить за состоянием здоровья детей в школе?
2. Как вы считаете, школьный класс соответствует нормам санитарии и гигиены?
3. Как вы считаете, влияет ли размер мебели, окраска стен, пола, освещение в классной комнате на здоровье человека?
Анализируя результаты анкетирования, мы отмечаем, что 71% опрошенных, считают, что в школе необходимо следить за состоянием здоровья . Только 62% опрошенных считают, что класс соответствует нормам. 68% респондентов считают, что размер мебели, окраска стен, пола, освещение в классной комнате влияют на здоровье человека.
Вывод: большая часть родителей и учащихся осознают важность соблюдения гигиенических и санитарных норм.
Наше исследование проводилось в январе 2022 года.
Мы выбрали для изучения следующие факторы:
- тепловой режим помещения;
- факторы воздушной среды;
- соответствие антропометрическим размерам учеников параметров рабочего стола и стула;
- световой режим.
1. Гигиена и санитария
Нами были изучены «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Мы узнали, какие требования предъявляются к учебным кабинетам школ. Что нужно делать учащимся и работникам школы для поддержания чистоты классных помещений. Эти требования основываются на гигиене и санитарии.
Гигиена – 1. раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. 2. Обеспечение условий, сохраняющих нормальное экологическое состояние растительных и животных организмов, окружающей среды.
Санитария – относящиеся к системе здравоохранения меры по поддержанию чистоты, соблюдению правил гигиены.
Обеспечение гигиенически оптимальных условий проведения образовательного процесса основано на требованиях СанПиНов. Сюда относятся: поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе, правильное освещение рабочего места, парты, подобранные по росту школьников, необходимый режим вентиляции помещения и многое другое. Все это направлено на поддержание высокой работоспособности у учащихся на протяжении всего периода занятий.
2. Санитарно-гигиеническая оценка состояния учебных кабинетов.
Классные кабинеты, которые стали предметом исследования находятся на первом и втором этаже здания школы. Внутренняя отделка стен выполнена в соответствии с гигиеническими требованиями. Верхняя часть стен и потолок окрашены побелкой, нижняя часть стен окрашена краской для внутренних работ, что позволяет мыть эту часть стены. Цвет окраски стен светло-голубой.
Вывод: ремонт стен и потолка производился летом 2021 года. Пол имеет покрытие краской для внутренних работ, цвет светло-коричневый. Покрытие пола не дает сильных бликов, позволяет легко производить влажную уборку помещения. Также пол нескользкий, что тоже важно для сохранения здоровья.
3. Оценка теплового режима помещения
Температура воздуха измеряется термометром. «Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах должна составлять 18 - 24° С. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами». К большой нашей радости, во всех учебных кабинета нашей школы есть термометры. Чтобы выявить температуру воздуха в классах, мы измеряли температуру у окна класса, на среднем ряду, у дальней стены от окна, находились в месте измерения не менее 2-х минут.
Замер температуры воздуха в помещении производился с помощью комнатного термометра.
Дата замера: 20.01.22г.
Время замера: 13 часов 40 минут.
Результаты представлены в таблице (Приложение 1).
Вывод: оценка теплового режима выявила, что температура в кабинете № 6 соответствует норме, в кабинете № 11 чуть ниже гигиенической нормы , которая составляет 18-20°С. Такая ситуация со снижением комнатной температуры произошла в нашей школе после наступления заморозков и из-за того, что кабинет находится на теневой стороне школы.
Рекомендации учителям: использовать в кабинетах обогреватели и проводить чаще физкультминутки.
Ученикам: одеваться теплее, больше двигаться на переменах.
4. Оценка воздушного режима
В душном помещении очень тяжело находиться, а особенно учиться. Мы ученики чувствуем себя в таком кабинете некомфортно, нам жарко, нечем дышать, может закружиться голова, и даже мы можем испытывать приступы тошноты. Это связано с тем, что люди вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ, поэтому в помещении, где много людей – много углекислого газа и мало кислорода.
Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности. В нашем классе осуществляется естественный воздухообмен через окна, двери.
Мы рассчитали площадь и объём кабинета № 6, чтобы узнать какой объём воздуха приходится на каждого ученика (именно в этом кабинете мы проводим большую часть учебного времени).
В 3 классе на уроках математике мы научились находить площадь помещения.
А вот, что такое объём – мы не изучали и решили посоветоваться с учителем математики. Чтобы найти объем воздуха в нашем классе, нужно перемножить длину, ширину и высоту.
Длина нашего класса – 8, 40 м, ширина – 6,4 м, высота – 3,3 м. Объем воздуха в классе 177.4 кубических метра. А площадь пола в кабинете № 6 составила 53, 8 квадратных метра.
В приложении 2 представлена таблица, в которой указаны замеры двух кабинетов и расчеты площади и объёма помещения кабинета № 7.
Мы выяснили, что наполняемость класса не должна превышать 25 человек.
Вывод: в нашем классе 21 ученик. На одного ученика в классе приходится площадь 4.8 м, что превышает почти в два раза требования санитарных норм (2-3 м на 1 ученика). Объем, приходящийся на 1 ученика, равен 16.1 м, что превышает установленные нормами требования (5-6 м на 1 ученика).
В этом случае обеспечивается достаточная вентиляция класса.
Общий итог:
Для обеспечения полной вентиляции класса рекомендуется открывать окно на проветривание и дверь. Но при этом в классе не должно быть учеников, т. к. возникает сильный сквозняк.
Воздух у доски загрязнен частицами меловой пыли. Это может вызывать заболевания органов дыхания. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой.
5. Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса
Учебная мебель должна соответствовать семи основным критериям:
Ступни ног ученика должны твердо стоять на полу.
Между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения.
Высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены.
Спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток.
Между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство.
Между спинкой стула и сиденьем должно быть свободное пространство.
Во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей.
Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.
Для определения соответствия мебели мы измерили рост учащихся 4 класса.
Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели (высота столов и стульев от пола до сидения).
Сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами. Рост учащихся нашего класса от 1400 до 1550 мм. Высота стульев класса 420 мм, что соответствует росту 1450 до 1600мм, а высота столов 700 мм для роста 1400 - 1650 мм. В классе стоит мебель двух размеров, которая соответствует росту 1400 — 1650мм, эти столы и стулья стоят впереди (перед доской), а мебель, которая соответствует росту1600 — 1750 мм— в конце кабинета и имеет следующие размеры: парты 760 мм и стулья 460 мм.
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Столы и стулья в нашем кабинете уже имеют зелёную окраску, а промаркирована кружками красного цвета только мебель повыше.
Вывод: имеющаяся в классе мебель соответствует антропометрическим показателям учеников класса и имеет маркировку красного и зеленого цвета.
6. Характеристика светового режима в классе
Требования к освещенности класса следующие:
Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощность источников искусственного освещения.
Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, расположения светильников.
Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).
Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 2, они расположены по южной стене классов, равномерно. При солнечной погоде они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует гигиеническим требованиям. [1] При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью люминесцентных ламп. Их в классе 6, они расположены в 2 ряда. У доски нет дополнительного освещения. (приложение 4).
Достаточность освещения мы определяли простым методом, основанном на следующем: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 3-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.
Вывод:
Освещенность в классе в соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
По мере перегорания ламп их заменяют на новые.
На подоконниках нет высоких растений, которые мешали бы проникновению света.
В кабинетах используется короткий тюль и жалюзи.
3. Заключение
Анализ изученных параметров среды учебных кабинетов свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Нарушения выявлены со стороны теплового режима. Сейчас в каждом кабинете стоят электрические обогреватели, за счёт чего температура в помещениях повысилась на 4-5 градусов. Ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные нами при выполнении данной работы. Также с результатами нашей работы ознакомлена администрация нашей школы.
При соблюдении всех норм факторы среды не будут оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье учеников. Наша гипотеза подтвердилась.
Примененные нами методики оценки факторов среды класса могут применяться в других классах и в других школах.
Наше исследование ограничилось изучением только факторов, влияющих на здоровье учеников. В дальнейшем мы хотим проследить влияние цвета в интерьере учебных кабинетов на внимание школьников.
Литература
1. Величковский Б.Е., Кирпичев В.И., Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997
2. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология. М.: Дрофа, 1995 г.
3. Моро М.И. Математика 3 класс. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011
4. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под ред. Н.Б.Шумаковой. –М.: Просвещение, 2011.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, Москва, 2001 г.
6. Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе.
7. Семина Н. Правильная мебель. // Здоровье детей - № 20, 2004 г.
Приложение 1. Результаты замеров температуры в учебных кабинетах
Замер у окна | Средний ряд | Ряд у стены | Средняя температура | |
Кабинет № 11 | 12 | 14 | 13 | 13 |
Кабинет № 6 | 15 | 16 | 16 | 15,6 |
Приложение 2. Замеры, выполненные в кабинетах № 11, 6
Длина | Ширина | Высота | Площадь | Объём | |
Кабинет № 11 | 5, 2 м | 6 м | 3,4 м | 31, 2 м | 106 м |
Кабинет № 6 | 8, 4 м | 6,4 м | 3, 3 м | 53, 8 м | 177, 4 м |
Приложение 3. Размеры мебели и ее маркировка
Группа роста | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Приложение 4. Освещение кабинетов
Количество ламп | Кабинет № 11 | Кабинет № 7 |
На потолке | 4 | 6 |
Над доской | 0 | 0 |
Девчата
Лавовая лампа
Цветение вишни в лунную ночь
Самый богатый воробей на свете
Мост Леонардо