Для своего проекта я выбрал весьма актуальную и полезную тему для большинства людей. С изобретением калькуляторов человек утратил необходимость самому производить вычисления. Из - за этого многие просто разучились считать в уме. В основном – это школьники, ведь именно они больше всего пользуются калькуляторами, как на уроках в школе, так и дома, выполняя домашнюю работу. Тема поиска способов устного счета заинтересовала меня, так как я и сам часто пользуюсь калькулятором, не раз попадая в ситуации, когда нужно было произвести быстрые вычисления, а вычислительного прибора при себе не имелось, мне приходилось тратить много времени.
Цель проекта: определить эффективность методов устного счета на практике.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи :
1) рассмотреть ряд способов устного счета
2) предложить одноклассникам провести вычисления при помощи предложенных способов,
3) сравнить скорость вычисления с помощью традиционных методов и с помощью «приёмов быстрого счёта»
4) создать сборник тренировочных упражнений и «памятку» с приёмами устного счёта.
Устный счет в основном применяется в повседневной жизни: для подсчета стоимости покупки в магазине, для распределения семейного бюджета, для расчета количества строительных материалов, необходимых для ремонта квартиры. Для школьников освоение методик устного счета поможет в решении различных задач и примеров.
Вложение | Размер |
---|---|
В работе рассматриваются приёмы быстрого устного счёта. | 78.13 КБ |
prezentatsia1.pptx | 928.81 КБ |
XIII городская межшкольная конференция
«Я - исследователь»
Секция «Математика»
Исследование приёмов быстрого устного счёта
Выполнил: Досов Дмитрий ученик 8 «В» класса МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара Кировский район Научный руководитель: Вердеш Мария Александровна учитель математики |
Самара, 2021-2022 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Приложение…………………………………….……….……………….14
Введение
Для своего проекта я выбрал весьма актуальную и полезную тему для большинства людей. С изобретением калькуляторов человек утратил необходимость самому производить вычисления. Из - за этого многие просто разучились считать в уме. В основном – это школьники, ведь именно они больше всего пользуются калькуляторами, как на уроках в школе, так и дома, выполняя домашнюю работу. Тема поиска способов устного счета заинтересовала меня, так как я и сам часто пользуюсь калькулятором, не раз попадая в ситуации, когда нужно было произвести быстрые вычисления, а вычислительного прибора при себе не имелось, мне приходилось тратить много времени.
Цель проекта: определить эффективность методов устного счета на практике.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи :
1) рассмотреть ряд способов устного счета
2) предложить одноклассникам провести вычисления при помощи предложенных способов,
3) сравнить скорость вычисления с помощью традиционных методов и с помощью «приёмов быстрого счёта»
4) создать сборник тренировочных упражнений и «памятку» с приёмами устного счёта.
Устный счет в основном применяется в повседневной жизни: для подсчета стоимости покупки в магазине, для распределения семейного бюджета, для расчета количества строительных материалов, необходимых для ремонта квартиры. Для школьников освоение методик устного счета поможет в решении различных задач и примеров.
Для поиска способов устного счета и обратился к научной литературе. Автору одной из прочитанных мною по этому вопросу книг принадлежит очень интересное высказывание: «Чем проще метод, используемый вами для решения задачи, тем быстрее вы ее решите и тем меньше вероятность того, что вы допустите ошибку». Это высказывание Билла Хэндли, и с ним трудно не согласиться.
Основная часть
Число 10 в качестве опорного числа
Рассмотрим пример: 7*8
10 7*8=
Число 10 слева от примера является опорным. Это число, из которого мы вычитаем множители.
В рассматриваемом примере множители меньше, чем опорное число. Поэтому рисуем кружки ниже множителей. Множители меньше опорного числа на 2 и 3 соответственно. Вписываем 3 и 2 в кружки. 7 равно 10 минус 3, поэтому ставим знак минус перед кружком с цифрой 3. 8 – это 10 минус 2, значит, ставим знак минус и перед кружком с цифрой 2.
7 * 8 =
-3 -2
Теперь вычитаем накрест. 7 минус 2 и 8 минус 3 дают 5. Записываем 5 после знака равенства. Теперь умножим 5 на опорное число 10. 5, умноженное на 10, дает 50, поэтому записываем 0 после 5. 50 является нашим промежуточным результатом.
Теперь перемножим числа в кружках. 3 на 2 дает 6. Прибавим результат к 50 и получим окончательный ответ: 56.
Число 100 в качестве опорного числа
Данный метод работает при перемножении чисел больше 10.
Рассмотрим пример:
96*97=
-4 -3
Вычитаем накрест: 96 минус 3, так же как и 97 минус 4, равно 93. Это первая часть ответа. Далее перемножаем числа в кружках. Произведение 4 на 3 равняется 12. Это последняя часть ответа. Сам ответ, соответственно, равен 9312.
96*97=9312
-4 -3
Умножение чисел от 10 до 20
Посмотрим, как работает метод для перемножения чисел от 10 до 20. В качестве примера возьмем 13*14, а 10 – в качестве опорного числа.
10 13*14=
И 13, и 14 больше опорного числа 10, поэтому рисуем кружки над множителями. Множители больше опорного числа на 3 и 4 соответственно. Поэтому вписываем 3 и 4 в кружки над 13 и 14. 13 равно 10 плюс 3, 14 равно 10 плюс 4, поэтому ставим знак плюс перед цифрами 3 и 4.
+3 +4
13 * 14 =
Складываем накрест. И 13 плюс 4, и 14 плюс 3 равно 17. Пишем 17 после знака равенства. Умножаем 17 на опорное число 10 и получаем 170 – это наш промежуточный результат, записываем его после знака равенства.
В качестве последнего шага перемножаем числа в кружках. 3, умноженное на 4, равно 12. Прибавляем 12 к 170 и получаем ответ: 182. Вот так выглядит полностью решенный пример:
+3 +4
13 * 14 = 170
+12
182 – ОТВЕТ
Если число, которое мы перемножаем, больше опорного, мы помещаем кружок над числом. Если число меньше опорного, мы рисуем кружок под числом.
А как перемножить 12 и 21? Рассмотрим пример:
+2 +11
12 * 21 =
В качестве опорного числа берем 10. Оба множителя больше 10, поэтому рисуем кружки над ними. 12 больше 10 на 2, а 21 - на 11, поэтому вписываем 2 и 11 в соответствующие кружки. 21 плюс 2 равно 23, которое после умножения на 10 дает 230. 2, умноженное на 11, равно 22, которое в сумме с 230 равняется 252.
Полностью решенный пример выглядит следующим образом:
+2 +11
12*21=230
+22
252 – ОТВЕТ
Умножение чисел больше 100
Метод опорного числа используется для перемножения чисел больше 100. Что бы перемножить 106 на 104, возьмем 100 в качестве опорного числа.
100 106*104=
Множители превышают опорное число 100, поэтому рисуем кружки над 106 и 104. Они превышают 100 на 6 и 4 соответственно. Вписываем 6 и 4 в кружки. Перед ними ставим знак плюс (как перед положительными числами), поскольку 106 равняется 100 плюс 6, а 104 - 100 плюс 4.
+6 +4
100 106*104=
Складываем накрест. 106 плюс 4 равно 110. Записываем 110 после знака равенства.
Умножим 110 на опорное число 100. Получаем промежуточный результат: 11000.
Теперь перемножим числа в кружках: 6*4=24. Приплюсуем результат к 11000 и получаем 11024.
Полностью решенный пример выглядит следующим образом:
+6 +4
100 106*104=11000
+24
11024 – ОТВЕТ
1.2 Русский способ умножения и деления (способ изменения сомножителей)
Этот метод я нашел в книге А.С. Сорокина. Мне он показался достаточно эффективным и легким в освоении даже для неподготовленных людей.
Изложение метода в общем виде.
Если один и множителей увеличить в m раз, а второй сомножитель во столько же раз уменьшить, то произведение не изменится. Этим свойством произведения можно пользоваться для облегчения вычислений.
Например:
25*24=(25*4)*(24/4)=100*6=600
13*18 = (13*6)*(18/6)=78*3=234
Пример дает хорошие результаты при умножении на двузначные числа. Применяя его, очень часто удается свести умножение на двузначное число к умножению на однозначное число с последующим умножением опять на однозначное число.
23*15=115*3=345
Активное усвоение метода заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае быстро сообразить, как можно упростить множимое на множитель. При этом сведение к умножению на однозначное число – только частный случай.
35*55=(34/2)*(55*2)=17*110
Умножать на 110 проще, чем на 55.
Умножение на число вида 5*10n.
Способ изменения сомножителей упрощает умножение на числа вида 5*10n.
Если необходимо умножить 246*5, то, уменьшая первый множитель в 2 раза, а второй множитель увеличивая в 2 раза, получим:
(246/2)*(5*2)=123*10=1230
257*5=128,5*10=1285
349*5=174,5*10=1745.
Отсюда вытекает правило: чтобы умножить число на 5, его необходимо умножить на 10 и разделить на 2
257*5=2570/2=1285
349*5=3490/2=1745
Аналогично происходит умножение на 5*10n.
7292*5*10n=36460*10n
272*500=136,5*10*100=136500
43*0,005=43*5*10-3=215*10-3=0,215
Умножение на 25*10n.
Что бы умножить число на 25, его необходимо умножить на 100 и разделить на 4.
1232*25=123200/4=30900
9532*25=953200/4=238300
Множитель 10±n не меняет алгоритма нахождения произведения:
378*25*104=37800/4*104=9600*104=96*106
36*25*10-2=3600/4*10-2=900*10-2=9
157*2500=15700/4*100=392500.
Умножение чисел на 125*10n.
Чтобы умножить число на 125, необходимо это число умножить на 1000 и разделить на 8.
453*125=453000/8=56625
129*125=129000/8=16150
Так же, как и в предыдущих случаях, наличие множителя 10±n не изменяет характера вычислений
354*0,125=354000/8*10-3
Множитель 10±n проще учитывать на конечной стадии вычислений.
Данный способ дается в школьной программе за 7 класс. Не смотря на свою банальность, способ является очень эффективным, и во многих случаях может заметно упростить решение определенных задач. Формулировка разности квадратов двух выражений дана в учебнике Алгебры за 7 класс:
«Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений и их суммы».
Формула выглядит следующим образом: а2-b2 = (a-b)(a+b).
По школьной программе восьмого класса школьники изучают способы нахождения арифметических квадратных корней и решают примеры, в которых встречаются арифметические квадратные корни.
Рассмотрим пример: .
В этом случае возводить каждое число в квадрат, не пользуясь калькулятором или таблицей квадратов чисел сложно, да и велик шанс допустить ошибки в вычислениях. Использовав формулу разности квадратов, решение будет выглядеть следующим образом:
= = = 7.
Данный метод, не смотря на свою ситуативность, очень эффективен. Большой ошибкой является то, что школьники часто забывают про его существование.
Что бы наглядно проверить действенность представленных выше способов устного счета, я решил провести тестирование среди своих одноклассников. На уроке им были даны примеры, и они должны были решить их двумя способами: по-своему и с помощью предложенных мною способов.
Суть эксперимента в том, чтобы понять, быстрее или медленнее опрашиваемые решат предложенные им примеры с помощью способов устного счета. Одноклассникам были предложены следующие примеры:
Первые 4 примера нужно было решить известным способом, а оставшиеся 4 – способами, предложенными мной. По команде учителя на секундомере начинался отсчет времени, и ученики начинали решать примеры. Когда первый решил 4 примера, отсчет времени завершился. На секундомере было значение 2 минуты 30 секунд. Далее, я познакомил одноклассников со своими приёмами и предложил использовать их для подсчёта значений следующих выражений. При включенном секундомере ребята решили оставшиеся четыре примера. По окончании решения секундомер показал 60 секунд. Разница во времени ощутимая, к тому же, решая примеры по своему, многие опрашиваемые допускали ошибки в счете. Решая моими способами, ошибок было сделано значительно меньше.
По итогам эксперимента можно сказать, что использование методов показало отличную результативность. На мое удивление, новые способы счета у одноклассников вызвали большой интерес. Им не составило труда адаптироваться и применять их почти без подготовки. А при постоянной практике решение задач данными способами будет еще легче и быстрее. Поэтому я решил не останавливаться на достигнутом и составил памятку приёмов устного счёта и сборник тренировочных упражнений. Они размещены в приложениях к работе.
Заключение
Подводя итоги моей работы, можно еще раз отметить актуальность выбранной мною темы. Использование методов устного счета на практике показало свою эффективность – время на решение примеров тратится меньше, а результативность становится выше. Проводя опрос в классе, я еще раз убедился в этом. У некоторых моих одноклассников, есть проблемы с устным счетом. И такая ситуация не только в моем классе, но и у большинства других людей. Решить эту проблему поможет большое количество практики и тренировок. А упростят этот процесс – методы устного счета. Я доволен своей работой и надеюсь, что методы, которые я показал своим одноклассникам, помогут им в дальнейшем. Я планирую познакомиться и с другими методами и обязательно их применять.
Список использованной литературы
Приложение
Метод опорного числа
Опорное число | Разница между опорным числом и множителями | Результат перекрёстного действия * опорное число | Произведение чисел в кружках | результат |
102 * 106 |
Опорное число | Разница между опорным числом и множителями | Результат перекрёстного действия * опорное число | Произведение чисел в кружках | результат |
97 * 94 |
Опорное число | Разница между опорным числом и множителями | Результат перекрёстного действия * опорное число | Произведение чисел в кружках | результат |
29 * 27 |
Метод изменения сомножителей
Образец: 25*24=(25*4)*(24/4)=100*6=600 Подсказки: 25*4=100, 125*8 = 1000, 625*16 = 10000 |
2440*25 |
28*250 |
408*125 |
96*625 |
542*5000 |
328*0,125 |
459*12500 |
707*125*10 |
176*0,0125 |
296*0,25 |
Применение формулы «Разность квадратов»
Образец: = = = 7. Подсказка: а2-b2 = (a-b)(a+b) |
412-402 |
162-142 |
372-332 |
382-222 |
292-112 |
Слайд 1
Проект «Способы устного счета» Выполнил: Досов Дмитрий Сергеевич Научный руководитель: Вердеш Мария АлександровнаСлайд 2
Цель проекта: определить эффективность методов устного счета на практике. Задачи проекта: 1 ) рассмотреть ряд способов устного счета 2 ) предложить одноклассникам провести вычисления при помощи предложенных способов, 3) сравнить скорость вычисления с помощью традиционных методов и с помощью «приёмов быстрого счёта» 4) создать сборник тренировочных упражнений и «памятку» с приёмами устного счёта.
Слайд 3
Метод умножения с использованием опорного числа Число 10 в качестве опорного числа Число 100 в качестве опорного числа Умножение чисел от 10 до 20 Умножение чисел больше 100
Слайд 4
100 -4 -3 96*97 = 93 12 Метод умножения с использованием опорного числа
Слайд 5
Русский способ умножения и деления (способ изменения сомножителей ) Если один и множителей увеличить в m раз, а второй сомножитель во столько же раз уменьшить, то произведение не изменится.
Слайд 6
Русский способ умножения и деления (способ изменения сомножителей ) 25*24 = ( 25*4)*(24/4 ) = 100*6 = 600
Слайд 7
Способ применения формул сокращенного умножения Разность квадратов двух выражений а 2 - b 2 = ( a - b )( a + b )
Слайд 8
Способ применения формул сокращенного умножения Разность квадратов двух выражений = = = 7
Слайд 9
Практическая часть 14*15= 22*25= 34*35= 125*24 = 18 2 -12 2 = 37 2 -23 2 = = = 14*15= 22*25= 34*35= 125*24 = 18 2 -12 2 = 37 2 -23 2 =
Слайд 10
Метод опорного числа
Слайд 11
Метод опорного числа
Слайд 12
Метод опорного числа
Слайд 13
Пользуйтесь методами устного счета и калькулятор Вам больше не понадобится
Снежный всадник
Нарисуем попугая цветными карандашами
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рисуем белые грибы пастелью
Лепесток и цветок