В данной работе приводятся оценки личности Марии Темрюковны, представленные как отечественными, так и зарубежными авторами, в том числе и её современниками; также обосновывается несомненная польза династического брака Ивана Грозного и Марии в развитии отношений России с народами Кавказа.
Вложение | Размер |
---|---|
kozhakovaa.docx | 27.93 КБ |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«РОЛЬ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ
В РАЗВИТИИ РУССКО-КАБАРДИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
Выполнила:
ученица 8 «Б»
Кожакова Фатима
Научный руководитель:
Сижажева К.Б.
2022
В данной работе приводятся оценки личности Марии Темрюковны, представленные как отечественными, так и зарубежными авторами, в том числе и её современниками; также обосновывается несомненная польза династического брака Ивана Грозного и Марии в развитии отношений России с народами Кавказа.
Ключевые слова: Северный Кавказ, кабардино-русские отношения, династический брак, роль женщины.
В истории развития отношений Российского государства с народами Северного Кавказа личность Марии Темрюковны является одной из самых загадочных и противоречивых. Она не принадлежит к числу наиболее известных персонажей истории России; с другой стороны, в истории народов Кабардино-Балкарии вторая жена Ивана Грозного занимает очень важное место.
Актуальность данной работы не вызывает сомнения, так как история русско-кабардинский отношений всегда привлекает интерес ученых да и просто жителей республики.
Цели:
Задачи:
Во все времена русские князья брали себе в жёны иностранок- дочерей и сестёр византийских императоров, польских королей, половецких ханов. Как правило, подобные браки объяснялись попыткой царственных домов обоих государств укрепить дружественные отношения. Однако брак русского царя с дочерью кабардинского феодала выделяется на фоне остальных. В эпоху средневековья, когда в международных отношениях государство персонифицировалось в государя, особое значение имели династические браки: они часто скрепляли межгосударственные договоры. В данном случае брак Ивана IV и Марии имел большие последствия для развития отношений России не только с Кабардой, но и с её соседями, так как им было отмечено возникновение во внешней политике Русского государства нового вектора- кавказского, благодаря чему на долгие века судьбы русского народа и народов Северного Кавказа оказались неразрывно связаны.
1561 год был знаковым в развитии отношений Московского государства с народами Северного Кавказа. 21 августа этого года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание царя Ивана IV с дочерью старшего князя Кабарды Темрюка Идарова- Гошаней (в крещении Мария).
Личность Марии Темрюковны является настоящей загадкой для историков. До сих пор ученые не могут восстановить её скульптурный портрет ввиду того, что череп царицы плохо сохранился [1]. Но особенно ожесточенные споры вызывает её роль в тогдашней политической жизни Руси.
В наше время не существует единого мнения о роли этой женщины в истории России. Кто-то утверждает, что брак её с Иваном принёс России неоценимую пользу. Другие считают, что России более выгоден был бы брак с представительницей царствующего дома Польши или Швеции. Третьи описывают царицу с самых негативных позиций, приписывая ей многие преступления, совершенные в годы царствования «Грозного царя».
О «диком нраве» царицы писали ещё современники Ивана Грозного. Так, немецкий путешественник Генрих Штаден, бывший в то время в Москве, пишет, что именно Мария подала царю совет, чтобы «отобрал он для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днём, и ночью они ездили за ним и охраняли его». Таким образом, именно Штаден первым выразил мысль о том, что Мария могла быть инициатором возникновения опричнины [2].
Другой современник тех событий, английский дипломат Джером Горсей, писал, что Мария «с восторгом разделяла все досуги мужа. Она с наслаждением наблюдала за медвежьими потехами, с горящими глазами смотрела на то, как ломали на колесе руки и ноги одним казнённым, как других сажали на кол, а третьих заживо варили в кипятке» [3].
Критика деятельности Гошаней в российской исторической науке начинается в начале XIX века, когда историки романтической школы выдвинули гипотезу о возникновении опричнины. Представители этой школы с присущей им склонностью к героизации и демонизации исторических личностей создали в своё время негативный образ царицы [4].
Одним из значительнейших представителей этой школы был Николай Михайлович Карамзин. В его «Истории государства Российского» можно найти следующие строки: «Второй брак Иоаннов не имел счастливых действий первого. Мария, одною красотою пленив супруга, не заменила Анастасии ни для его сердца, ни для Государства…Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, ещё более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей: ибо он уже вкусил опасную прелесть непостоянства и не знал стыда» [5]. О смерти царицы Карамзин пишет следующее: «1 Сентября 1569 года скончалась супруга Иоаннова, Мария, едва ли искренно оплаканная и самим Царём, хотя для соблюдения пристойности вся Россия долженствовала явить образ глубокой печали… Кончина двух супруг его, столь несходных в душевных свойствах, имела следствия равно несчастные: Анастасия взяла с собою добродетель Иоаннову: казалось, что Мария завещала ему превзойти самого себя в лютых убийствах. Распустив слух, что Мария, подобно Анастасии, была отравлена тайными злодеями, он приготовил тем Россию к ужаснейшим исступлениям своей ярости» [5].
Историки-романтики подошли ошибочно и к тому факту, что в главе опричного войска стоял брат царицы Михаил, что он связывал с несомненным влиянием Марии на возникновение опричнины. Однако историк Скрынников отмечает, что назначение Михаила на пост было лишь формальностью: всеми делами в управлении опричниной заправляли братья Басмановы, Зайцев и Вяземских [6].
Вызывает сомнения также и мысль о том, что Гошаней стала инициатором разделения страны на опричнину и земщину. Опричнина означала введение неограниченной власти царя. Известно, что в истории Кабарды не было ни опыта самодержавия, ни подобного разделения. Ведь опричнина была призвана стать орудием в руках царя против феодально-аристократической оппозиции. Есть основания полагать, что Мария в силу юного возраста и отсутствия опыта управления государством вряд ли могла иметь влияние на такую властную личность как Иван IV при решении государственных вопросов. Тем более, что в русских источниках никаких сведений о влиянии Марии Темрюковны на это решение не встречается [7].
Другим историком XIX в., особенно критиковавшим Гошаней был Николай Иванович Костомаров. В биографии Ивана Грозного он описывает её как «злую женщину, которую никто не любил», и повторяет обвинения Карамзина насчёт влияния царицы на возникновение опричнины [8]. В то же время нельзя забывать, что Костомаров отличался особым взглядом на прошлое, он рисовал историю в более мрачных тонах, чем другие исследователи. Многие его труды, в том числе и об Иване Грозном, подвергаются нападкам учёных за чрезмерную критику и «демонизацию» царя и окружающих его людей.
Вопросы вызывает и достоверность данных, предоставленных Генрихом Штаденом. Так, в своих «Записках о Московии» он писал, что молодая жена царя является дочерью черкесского князя Михаила [9]. Данное утверждение является искажением фактов, так как Мария была дочерью Темрюка, Михаил же (до крещения Салтанкул) был её родным братом. Вполне возможно, что немецкий путешественник допустил эту ошибку по незнанию, но это увеличивает возможность того, что он мог ошибиться и в передаче других сведений- таких, как возможное влияние царицы на решение Ивана ввести опричнину. Ведь опричнина- это не группа из 500 вооруженных людей, призванных охранять царя. В этом вопросе Штедин не разобрался [7].
Факты относительно Марии Темрюковны, не отвечающие действительности, можно встретить в сочинениях Джерома Горсея. Вопросы исследователей вызывает следующая строка из его трудов: «тем временем он отдалил свою черкесскую жену, постриг её в монахини и поместил в монастырь» [3]. Вероятнее всего, Горсей перепутал Гошаней с одной из последующих жён Ивана Грозного,- ведь, как известно, одна за другой Анна Колтовская, Анна Васильчикова и Василиса Мелентьева были пострижены в монахини. Из этого можно сделать вывод, что английский дипломат мог точно такую же ошибку допустить и относительно личных качеств кабардинской княжны.
Нужно также отметить, что с течением времени позитивные оценки личности Марии Темрюковны начинают преобладать в трудах многих историков, в том числе и романистов. При этом особо отмечается её красота и женственность. Так, сам создатель негативного образа царицы Н.М. Карамзин писал о внешности и поведении юной княжны: «Ему сказали, что один из знатнейших Черкесских Владетелей, Темрюк, имеет прелестную дочь: Царь хотел видеть её в Москве, полюбил и велел учить Закону. Митрополит был её восприемником от купели, дав ей Христианское имя Мария. Брак совершился 21 августа 1561» [5].
В то же время нельзя не отметить и той позитивной роли, которую сыграла женитьба Ивана IV на Марии Темрюковне. То, что русский царь женился на дочери одного из самых могущественных феодалов не только Кабарды, но и всего Северного Кавказа, значительно укрепило положение России [10].
Будучи русской царицей, Мария принесла неоценимую пользу царю и всему Российскому государству как грамотный дипломат. Она знала традиции, тонко понимала психологию высокопоставленных людей- как у себя на родине, так и в соседних землях. Она оказалась великолепной «переговорщицей с восточными государями» [11].
Ранее мы уже говорили, что брак с Марией был особенно ценен для Ивана IV [12]. Дело в том, что Темрюк- валий Кабарды- состоял в родстве с могущественными правителями. Его зятьями были ногайский хан Тинехмат и астраханский царевич Бекбулат. Его племянница была замужем за турецким султаном Селимом, а сын Бекбулата Симеон в 1575 году был возведён Иваном Грозным в ранг «великого князя всея Руси» [13].
Дипломатические источники содержат данные и том, что в гареме крымского хана Давлет-Гирея были черкешенки, состоявшие в родстве с Темрюком. Одна из них, старшая жена хана, даже переписывалась с Марией Темрюковной [7].
В результате между царём и его новыми родственниками установились союзнические отношения. Царь нередко помогал Темрюку в его борьбе с врагами, в том числе с противниками внутри самой Кабарды и с крымскими татарами [14]. Бекбулат со своими родственниками принимал участие в походах русского царя в Польшу. Позже в Ливонской войне приняли участие многие адыгские и ногайские князья. В это время наблюдается укрепление союзнических связей Москвы с Ногайской ордой, что можно объяснить родственными узами их правителей. Став ногайским ханом, Тинехмат обещал своему свояку быть «неотступным от русского царя».
Даже после смерти Марии в 1569 году царь не прекратил своих сношений сосвоими родственниками [15]. В 1578 году к нему на службу приехал сын Темрюка Камбулат, чей сын Борис стал видным полководцем. На протяжении XVII в. Из Кабарды приезжало много родственников Темрюка. Все они получали фамилию Черкасские и назначались на службу при царском дворе [14].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что женитьба Ивана Грозного на Марии Темрюковне носила позитивный характер и способствовала укреплению взаимосвязей Русского государства со многими восточными государствами. Было положено начало союзу Москвы с кабардинскими княжествами. В лагерь дружественных России народов вошли ногайцы. Всё это позволило царю окончательно закрепить за собой Астрахань и Казань, а также усилило восточный вектор внешней политики Руси, так как тем самым подрывалось влияние Турции на горцев Северного Кавказа.
В то же время обвинения в адрес царицы в большинстве своём основываются на слухах и сведениях, не имеющих под собой почвы. Сообщения различных авторов о её «бесовском нраве», испорченности и поощрении царя к разного рода преступлениям не вызывают доверия у многих исследователей.
Образ Марии Темрюковны является символом дружбы кабардинского и русского народов. В 1957 году, в честь 400-летия военно-политического союза Кабарды с Россией, в Нальчике был открыт памятник с надписью на постаменте «Навеки с Россией», изображающий Марию.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Мороз и заяц
Мороз Иванович
Как нарисовать портрет?
Как нарисовать китайскую розу
Шелковая горка