Цель проекта- Создать макет строения рыбы петушка, изучить особенности их строения и поведения.
Вложение | Размер |
---|---|
1bobkov_yaroslav_proekt_petushki_iz_vodoema.docx | 339 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(Московская обл., Одинцовский район, пос. сан. Барвиха, д.41)
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Проект
«Петушки из водоема».
Выполнил:
Бобков Ярослав
3 «В» класс
(Московская область,
Одинцовский район,
Барвиха д.41)
Руководитель:
Кузнецова Ольга Егоровна
Учитель начальных классов
Барвихинской средней
общеобразовательной школы
Барвиха
2019г
Оглавление:
1.Введение 3
2.Глава I. Теоретический материал о лабиринтовых рыбах 5
2.1.Общая характеристика лабиринтовых рыб 5
2.2.Строение лабиринтовых рыб и лабиринтовый орган 6
2.3.Сиамский петушок – бойцовая рыба 8
3.Глава II. Практическая часть - Процесс изготовления макета рыбы 9
4.Заключение 11
5.Использованные материалы. 12
Приложение.
Мне очень нравятся рыбы. Это и подтолкнуло меня на создание исследовательского проекта. Я стал искать интересных рыб. Мне показались самыми необычными лабиринтовые рыбы. В одной из научных статей я узнал, что они могут спокойно переносить длительное проблемное существование в «стаканных» условиях, в то время как другие рыбки попросту гибнут. Также я узнал, что петушки в природе живут в лужах и болотцах на рисовых полях в Юго-Восточной Азии.
Проблема: Благодаря чему эти чудесные рыбки могут существовать в условиях нехватки кислорода?
Возможно такая особенность связана с внутренним строением петушков? Чтобы ответить на данный вопрос, я с интересом стал изучать литературу, посвященную строению лабиринтовых рыб.
Я подумал, что моим одноклассникам тоже будет интересно это узнать. Для этого я сделал этот проект – макет. Также актуальность моей работы вызвана большим спросом на аквариумные рыбки.
Цель работы над проектом – изучить теоретический материал о рыбках петушках, чтобы ответить на интересующие вопросы, создать макет строения лабиринтовой рыбы и познакомить ребят своего класса с жизнью аквариумных рыбок.
Для осуществления поставленной цели я продумал план действий. Для выполнения плана поставил следующие задачи:
1. Узнать, как можно больше информации о лабиринтовых рыбах и о их строении из книг, энциклопедий, интернета, у взрослых.
2. Узнать из каких материалов можно изготовить макет строения рыбы.
3. Изучить информацию о том, как сделать макет рыбы своими руками.
4. Подобрать необходимый материал для изготовления макета рыбы и изготовить его.
5. Проанализировать полученную информацию.
6. Спланировать работу.
По форме организации проект - индивидуальный
По ведущей деятельности: поисковый, исследовательский, творческий
Формы продукта: презентация, макет строения лабиринтовой рыбы.
Характер координации проекта: явный
По времени выполнения: долгосрочный
Этапы работы над проектом:
В результате изучена научная литература, статьи о лабиринтовых рыбах, петушках.
При работе над проектом использована тематическая литература и Интернет-ресурсы.
В I главе своей работы я рассказываю о внутреннем строении лабиринтовых рыб, их особенностях и о том, что им помогает жить в условиях нехватки кислорода.
Во II главе описываю свою работу над созданием макета рыбы из подручных материалов.
2. Глава I. Теоретический материал о лабиринтовых рыбах.
2.1. Общая характеристика лабиринтовых рыб.
Лабиринтовые рыбы. Большинство лабиринтовых рыбок для аквариума выходцы из тёплых стран Африки и Юго-Восточной Азии. Там в дикой природе они живут в пресных и неглубоких, с замутнённой водой болотистых участках рек, а также небольших озёрцах и лужах. Жаркий климат южных тропиков, отсутствие течения и обилие растительной органики обедняют малые акватории растворённым кислородом. Проблема выживаемости, когда жабры становятся неэффективными, привела к естественной эволюции организма рыб: созданию своеобразных лёгких — лабиринта. Это образование позволяет дополнительно к кислороду, получаемому из мутной воды, забирать его непосредственно из воздуха. Расположен орган рядом с жабрами по обе стороны головы и представляет собой систему мембран, пронизанных капиллярами. Он имеет сходство с лабиринтом из кровеносных сосудов.
К лабиринтовым рыбам в частности относятся:[1]
Макроподы — чёрные, красноспинные и обыкновенные. В естественной среде обитают на рисовых полях, достаточно выносливы. Чешуя зеленоватая с оранжевыми полосами или без них.
Гурами — окрашены в золотой, мраморный, жемчужный, серебристый цвет, но больше распространены пятнистые особи.
Петушки — есть больше 50 видов лабиринтовых аквариумных рыбок, отличающихся формой и цветом плавников: они бывают красно-синие, оранжевые, жёлто-голубые, зелёные. Характер у них драчливый, сходный с поведением петухов — они раздувают жабры до положения воротника, и в такие моменты краски становятся особенно яркими.
Анабасы (рыба ползун) — подходит для содержания в аквариуме. Сосуд наполняют густой растительностью, чтобы обитателям проще было делить территорию, избегая конфликтов. Свойство перемещаться по суше они приобрели, когда из пересыхающих водоёмов переползали в наполненные, используя лабиринтный орган. У современных ползунов движение по грунту происходит при помощи плавников, а переждать засуху им помогает способность зарываться во влажный ил на срок до двух суток.
Лялиусы — пугливые рыбки длиной до 6 см жёлтого, голубого и зеленоватого цвета с красными пятнами на плавниках. В аквариумах от 50 литров их поселяют стайками. Лабиозы (губастая колиза) — по внешности сходны с лялиусами, но растут до 8 см. Тело высокое и округлое. [2]
2.2. Строение лабиринтовых рыб и лабиринтовый орган.
Строение лабиринтовых рыб и лабиринтовый орган.
Лабиринт – это специализированный орган, который позволяет рыбкам дышать атмосферным воздухом. Рыбки сиамские петушки также имеют жабры, но доступ к кислороду им жизненно необходим. Для его поглощения они подплывают к поверхности воды и делают вдох, а после вновь ныряют. Первоначально коллекционеры думали, что лабиринтовый орган служит для того, чтобы рыба могла перебираться из водоёма в водоём: в него рыба набирает запас воды, и, когда она перебирается из водоёма в водоём, жабры увлажняются, что предотвращает их высыхание. В конце 1880-х годов проблемой лабиринтового аппарата заинтересовался известный русский ихтиолог Николай Юрьевич Зограф. [3]Вместе со своими помощниками учёный провёл тщательное исследование лабиринтового аппарата. Выяснилось, что орган этот не такой уж «лабиринтовый». У анабаса, например, он состоял всего из трёх костных пластинок, отстоящих друг от друга на расстояние 1,5—2,5 миллиметра. Воде здесь, конечно, негде задерживаться. Но зато Зограф обнаружил, что поверхность лабиринта покрыта мельчайшими кровеносными сосудами. Оказалось, что у лабиринтовых к этому аппарату подходили вены и артерии. Идущая к жабрам и лабиринту венозная кровь от них идет уже обогащённая кислородом. Лабиринтовый аппарат, следовательно, оказался видоизменённой конструкцией жабр, приспособленной для обогащения крови кислородом из атмосферного воздуха. Заглатывая воздух с поверхности, эти рыбы обволакивают его тонкой плёнкой воды. И вот этот-то пузырек воздуха попадает в лабиринт. Газообмен происходит не непосредственно, а через водяную плёнку, окружающую воздух. Орган представляет собой складчатый и ячеистый придаточный дыхательный аппарат, лежащий в особой наджаберной полости (выпячивании верхнего отдела жаберной полости), которая сообщается с жаберной полостью. Образован системой из нескольких тонких костных пластин (разрастаний жаберной дуги), отходящих от глоточных костей и ближайших костей черепа и пронизанных кровеносными сосудами. Пластинки лабиринтового органа выстланы слизистой оболочкой с сильно развитой сетью кровеносных сосудов (капилляров); в него попадает воздух, который рыбы захватывают ртом. Венозная кровь поступает в лабиринтовый аппарат по приносящему жаберному сосуду; окислившись, кровь направляется из него в спинную аорту и разносится по всему телу. У мальков лабиринтовый орган формируется лишь спустя 2—5 недель после выклева, и они, в отличие от взрослых рыб, нуждаются в насыщенной кислородом воде. В противоположность распространённому в прежние времена мнению о том, что дополнительный дыхательный орган (лабиринтовый аппарат) якобы содержит запас воды для увлажнения жабр, полость эта оказывается наполненной воздухом и служит органом воздушного дыхания. По некоторым наблюдениям лабиринтовые рыбы задыхаются в воде, если не могут захватывать воздух на её поверхности.
Таким образом, лабиринтовый аппарат позволяет этим рыбам дополнительно дышать атмосферным кислородом, существовать в малых количествах воды, в условиях недостатка кислорода в воде и при плохом качестве воды, находиться длительное время вне воды, но полностью заменить жабры не может.[4]
2.3.Сиамский петушок – бойцовая рыба.
Первые упоминания о её существовании ориентировочно относятся к 1800 году. В тот период жители Сиама (ныне Таиланд) обратили внимание на небольших рыбок, отличающихся агрессивным поведением по отношению друг к другу. Обнаруженные особи имели короткие плавники и невзрачное коричневого оттенка тело. Путем селекции Сиамцы получили рыбу, названную «кусающая рыба».
В настоящее время в аквариумах встречаются главным образом породы сиамского петушка, выведенные в результате долгой селекции. Его дикая форма гораздо менее агрессивна, тем не менее самец упорно защищает свою территорию, и селить его с другими видами не стоит. Он легко отличим от самки яркой окраской и более крупными плавниками. Заметив готовую к нересту партнершу, он быстро начинает строить гнездо из пузырьков, окруженных его слизистой слюной. Когда самка приближается, самец буквально гонит ее под гнездо, растопырив плавники.[5]
Глава II. Практическая часть - Процесс изготовления макета рыбы.
Для изготовления макета Сиамского петушка я использовал технику папье маше.
На подготовительном этапе я подбирал материалы и инструменты для изготовления макета рыбы. Для работы мне понадобился бумажный скотч, газеты, калька, проволока, клей ПВА, вода, кусачки, две проволочные вешалки, сухая голубая глина, художественные краски акрил, ножницы, шило, пластилин KIN белый, застежка-липучка, клеевой пистолет, перманентные маркеры.
Материальное обеспечение проекта (закупка материалов) осуществлялось за счет средств родителей.
На следующем этапе я изготавливал макет рыбы.
Взял много газет, скомкал их и обмотал бумажным скотчем, получив таким образом объемную модель тела рыбы. Для заготовок плавательного пузыря, жаберной дуги, почки, печени, сердца и желудка я также использовал газеты, а для кишечника, лабиринтового органа и мозга - проволоку, обмотанную бумажным скотчем.
Далее я обклеил заготовки разрезанной газетой с применением клея ПВА.
После высыхания заготовки я разрезал ее на две части, удалил скомканные газеты и повторно обклеил каждую половину белой офисной бумагой. Когда половинки «туловища» рыбы высохли я проделал на месте предполагаемого крепления плавников и хвоста отверстия с помощью шила.
Каркас плавников и хвоста я изготовил из медной проволоки, продев ее в подготовленные отверстия и обмотав бумажным скотчем.
Далее я с двух сторон обклеил каркас плавников и хвоста калькой. После высыхания «плавников» я в третий раз обклеил макет рыбы белой бумагой, чтобы скрыть неровности и укрепить места крепления плавников и хвоста.
При изготовлении подставки я использовал сухую голубую глину, для изготовления глиняных игрушек, и две проволочные вешалки из химчистки.
С помощью папы, разогнул вешалки, отделил от них прямые отрезки необходимой мне длины с помощью кусачек, загнул концы отрезков в спираль – для лучшего крепления в глине. После добавления воды (200мл на 1 кг. сухой глины) и замешивания глины, я обмазал ей спиральные концы проволоки и сформировал конусы-подставки. После завершения работы я оставил глиняные заготовки сушится. После высыхания глины, я нанес на подставку пластилин.
Для облегчения использования готового макета я, с помощью клеевого пистолета, приклеил вдоль спинного плавника застежку-липучку и опять проклеил места крепления белой офисной бумагой.
После высыхания заготовок я покрасил макеты внутренних органов, а также туловище рыбы акриловыми красками в разные цвета – для наглядности.
Далее я приклеил макеты органов на внутреннюю часть одной из половин туловища рыбы и подсоединил подставку. Мелкие детали и подписи я сделал разноцветными маркерами.
Всё! Макет рыбы из папье-маше готов! На уроках окружающего мира и внеурочной деятельности одноклассники могут рассмотреть и изучить строение загадочных и интереснейших лабиринтовых рыб.
4. Заключение.
В процессе работы над проектом, пользуясь различными источниками информации, я много узнал о строении, образе жизни лабиринтовых рыб, функции лабиринтового органа. У лабиринтовых потребность заглатывать "мокрые" пузырьки воздуха стала постоянной – это позволило им лучше приспособиться к сложным условиям существования. Представитель лабиринтовых -рыба петушок имеет два основных качества: агрессивность и красоту. Петушки одни из востребованных, из-за необычной красоты, разнообразной раскраски и простоте в содержании.
Также я знал, как изготовить макет рыбы из папье- маше. Считаю, что моя работа может быть использована на уроках окружающего мира, так как наглядного пособия по строению рыб в классе нет.
5.Использованные материалы. Интернет-Ресурсы
1.«Рыбы и аквариумы» Интербук Бизнес, Москва 2001
2. https://aquariumax.ru/rybki/petushok-ryibka.html
3. http://aquaria.ru/node/7163
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD
5. https://fanfishka.ru/akvariumnye-stati/529-lyalius.html
6. https://rybki.guru/ryba/vidy-labirintovyh-akvariumnyh-rybok.html
7. https://aquariumguide.ru/freshwater-aquarium/rybki-petushki-uxod-i-soderzhanie.html
[1] https://rybki.guru/ryba/vidy-labirintovyh-akvariumnyh-rybok.html
[2] https://fanfishka.ru/akvariumnye-stati/529-lyalius.html
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD
[4] http://aquaria.ru/node/7163
[5] стр. 192 «Рыбы и аквариумы» Интербук Бизнес, Москва 2001.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Для чего нужна астрономия?
Петушок из русских сказок
Фильм "Золушка"
Пустой колос голову кверху носит