В связи с постоянно возрастающим загрязнением окружающей среды химический анализ почвы имеет важное значение как для жизни каждого человека так и в широком масштабе общества. Чтобы защитить окружающую среду, необходимо получить достоверную информацию о степени загрязнения почвы.
В грунт постоянно проникают разнообразные вредные вещества, пестициды, отходы сельского хозяйства, промышленных и коммунальных предприятий. Накапливаясь, они приводят к загрязнению почвы и представляют опасность для живых существ, в том числе и для людей. В данной работе мы постарались разобраться, как влияют на рост растений на нашем пришкольном участке различные химические соединения.
Мы надеемся что наша работа принесет практическую пользу
Вложение | Размер |
---|---|
npk_litsey_21_.docx | 110.05 КБ |
okonchatelny_npk.pptx | 2.15 МБ |
МБОУ лицей № 21 города Кузнецка
Научно – исследовательская работа
по химии на тему:
«Химический анализ почвы пришкольного участка МБОУ Лицея № 21 г. Кузнецка ».
Выполнили: обучающиеся
10 «а» класса Елесин Даниил,
Семиколенова Софья
Руководитель: учитель химии
Бараева Динара Расимовна
2022 г.
Содержание.
стр.
1. Теоретическая часть.……………………………………………………......3
1.1 Введение (актуальность работы, цель, задачи, гипотеза и методы исследования)…………………………………………………………………..3
1.2 Отбор проб с пришкольного участка и приготовление полчвеной вытяжки …………………………………….......................................................................5
2.1 Физический анализисследуемой почвы…………………….. ………......5
2.1.1 Определение структуры почвы …………………………………………6
Опыт № 1………………………………………………………………………...7
2.1. 2 Определение механического состава почвы……………………………7
Опыт № 2…………………………………………………………………………8
2.1.3 Определение наличия влаги в почве……………………………………..8
Опыт № 3…………………………………………………………………………9
Опыт №5 Определение содержания воздуха в почвенном образце………….9
3.1 Химический анализ исследуемой почвы………………………………….10
3.1.1 Кислотность почвы ………………………………………………………10
Опыт №1…………………………………………………………………………11
3.1.2 Массовая доля гумуса в почве……………………………………….....11
Опыт № 2………………………………………………………………………..12
3.1.3 Обнаружение минеральных солей в почве………………………….....13
Опыт № 3…………………………………………………………………….....13
3.3.4 Количественное определение карбонатов ионов, сульфат ионов
……….………………………………………………………………………......14
Опыт № 4……………………………………………………………..…………14
Опыт № 5………………………………………………………………………..15
4. Характеристика почвы по результатам исследования ………………….16
5. Заключение…………………………………………………………………..17
Исспользованная литература……………………………………………….....18
1. Теоретическая часть.
1.1 Введение.
Актуальность работы.
Изучая на уроках биологии тему «Почва», мы увлеклись её дальнейшим освоением, т. к. нам она показалась очень интересной и познавательной. Мы поняли, что почва, это сложная система,особое природное образование, играющее очень важную роль в наземных экосистемах. Почва является связующим звеном между биотическим и абиотическим факторами биогеоценоза.
Изучением почвы занимается особая наука – почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев.Он считал, что почва является самостоятельным природным телом, создал науку — генетическое почвоведение. Также он являлся автором учений о почвенных и природных зонах, классификации почв и т.д. В.В. Докучаев стал составителем первой почвенной карты северного полушария, в основу которой легли собственные исследования. Он имел много учеников и последователей — А.Н.Краснов, К.Д.Глинка и целая плеяда других ученых. Они не только продолжили исследования своего учителя, но и расширили область изучения и его глубину.
Именно в России была сформирована наука о почве, которая представляет собой самостоятельное природное явление. Идеи Докучаева оказали существенное влияние на развитие науки о почвах за рубежом. Многие термины, созданные русскими специалистами, используются в Международном научном лексиконе.
Углубившись в изучение данной темы, мы узнали, что в настоящее время почвоведы занимаются такими серьезными проблемами, как грамотное использование почв и их эффективная защита. Не меньшее значение имеет прогнозирование состояния почв в будущем. Помогает получать достоверные данные о состоянии почвы химический анализ грунта. Он требуется тем, кто занимается растениеводством: сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и частным лицам. Он дает возможность эффективно вести сельское хозяйство: выяснить качество земли и её пригодность для земледелия, определить необходимость обеспечения почвы удобрениями, чтобы повысить урожай. Бесконтрольное внесение питательных веществ (как недостаток, так и переизбыток) может неблагоприятно сказаться на состоянии растений. Некоторые элементы, содержащиеся в почве, могут угнетать рост и развитие растений, нарушать обмен веществ.
Необходим химический анализ также инженерам (от состава почвы зависят особенности строительства).
В связи с постоянно возрастающим загрязнением окружающей среды химический анализ имеет важное значение для экологов. Чтобы защитить окружающую среду, необходимо получить достоверную информацию о степени загрязнения почвы.
В грунт постоянно проникают разнообразные вредные вещества, пестициды, отходы сельского хозяйства, промышленных и коммунальных предприятий. Накапливаясь, они приводят к загрязнению почвы и представляют опасность для живых существ, в том числе и для людей.
Мы убедились в актуальности данной работы и широких перспективах получения нами соответствующих знаний и поставили перед собой следующие цель и задачи.
Цель работы: Провести исследование физико-химических свойств отобранного с пришкольного участка образца почвы, установить причины невысокой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия.
Задачи исследования:
1.Провести отбор проб почвы с пришкольного земельного участка
2. Исходя из реальных возможностей школьного кабинета химии, разработать методику исследования отобранных образцов почвы.
3.Провести исследования физических свойств и химического состава почвы
4. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на земельном участке.
5. Предложить способы повышения плодородия почвы на земельном участке, не требующих особых материальных затрат и физических усилий.
Гипотеза:использование полученных знаний о химическом составе опытного образца почвы предоставит широкие возможности для их дальнейшего практического применения
Объектом нашего исследования является почвенная проба с пришкольного участка, предметом исследования – качество и свойства почвы.
Методы исследования:
- теоретические (поиск, изучение и анализ справочной литературы и интернет - ресурсов; обобщение полученной информации);
- практические (наблюдение, лабораторное исследование физических и химических показателей отобранной пробы почвы согласно определенной методике, анализ, обобщение полученных результатов).
Мы надеемся, что данная работа принесет практическую пользу школе, в организации работы на пришкольном земельном участке, а также поможет сохранить и повысить урожайность овощей.
1.2 Отбор пробы почвы с пришкольного участка и приготовление почвенной вытяжки
Образец почвы для исследования взят изпришкольногоучастка который находится на территории школы.Для получения усредненного образца почвы была проведена следующая работа: из четырех различных мест участка были взяты единичные пробы почвы, одинаковые по массе.Единичная проба почвы — проба определенного объема, взятая однократно из почвенного горизонта, слоя. Образцы были тщательно и равномерно перемешаны с целью получения объединенной пробы почвы для дальнейшего проведения лабораторных исследований. Полученная почва была механическим способом очищена от нехарактерных примесей и включений которые могли оказатьвлияние на чистоту исследования. Были удалены: кусочки стекла и кирпича, бумаги и полимерных материалов, а также
Для получения почвенной вытяжки нами была использована треть полученного образца :поместили почву в стеклянную коническую колбу, залили колбу на 2/3 водой и интенсивно в течение 2-5 минут встряхивали полученную массу. После этого полученную смесь отфильтровали во вторую чистую стеклянную коническую колбу. Полученная жидкость является почвенной вытяжкой и именно она будет использована для дальнейшего химического анализа.
2.2 Физический анализ исследуемой почвы
Анализ почвы — совокупность операций, выполняемых с целью определения состава, физико-механических, физико-химических, химических, агрохимических и биологических свойств почвы.
Физический анализ включает в себя характеристику :
2.2.1 Определение структуры почвы
Структура почвы является важным и характерным признаком, имеющим большое значение при определении генетической и агропроизводственной характеристики почв. Под структурностью почвы подразумевают ее способность естественно распадаться на структурные отдельности и агрегаты, состоящие из склеенных перегноем и иловатыми частицами механических элементов почвы. Форма структурных отдельностей зависит от свойств самой почвы.
I тип: 1) крупнокомковатая, 2) среднекомковатая, 3) мелкокомковатая, 4) пылеватая, 5) крупноореховатая, 6) ореховатая, 7) мелкоореховатая, 8) крупнозернистая, 9) зернистая, 10) порошистая.
II тип: 11) столбчатая, 12) столбовидная, 13) крупнопризматическая, 14) призматическая, 15) мелкопризматическая, 16) тонкопризматическая.
III тип: 17) сланцевая, 18) пластинчатая, 19) листоватая, 20) грубочешуйчатая, 21) мелкочешуйчатая
Опыт №1 Определение структуры почвы
Для того чтобы определить структуру почвы мы взяли из усредненной пробы образец и насыпали в чашку Петри, затем рассмотрели его под лупой. Она представляла из себя комочки различной величины. При высыпании ее в пробирку, разместилась не плотным слоем. Между комочками почвы находились маленькие промежутки. При сильном увлажнении образец почвы не образовал сплошной вязкой массы. Такая почва имеет свою структуру. Данное свойство является положительной характеристикой отобранного почвенного образца.
2.2.2 Определение механического состава почвы
Анализ механического состава почвы заключается в определении в пробе твердых частиц глины и песка. В зависимости от данного соотношения выделяют песчаные, супесчаные, глинистые, суглинистые и торфяные почвы.
ПЕСЧАНЫЕ И СУПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ
Такие почвы легко обрабатывать, поэтому их называют легкими почвами. Но, несмотря на это, имеется ряд существенных нюансов:
Наиболее плотные суглинистые почвы — это оптимальная основа для выращивания всех культур. Они прогреваются и набирают влагу медленнее, чем песчаные, но, в то же время, дольше удерживают нужный водно-воздушный режим. В таком грунте хорошо распределяются корни и обеспечивается равномерное потребление растениями питательных элементов.
Наименее плодородными являются тяжелые глинистые почвы — кислые, сырые и плохо прогреваемые. Такая почва без улучшения малопригодна для выращивания большинства овощных культур. Это обусловлено тем, что несмотря на достаточное количество питательных элементов, приток воздуха вглубь ограничен и имеется предрасположенность к накоплению вредных веществ.
Опыт №2 Определение механического состава почвы
Взяли небольшоеколличество почвы и поместили ее в пробирку. Затем залили достаточным количеством воды. Закрыли пробирку плотно пробкой и интенсивно встряхивали. Получил взвесь частиц. После этого поместили пробирку со взвесью в штатив и оставили отстаиваться в течении 20 минут. В процессе отстаивания произошло явное разделение почвы на слои. На поверхности воды плавали не перегнившие легкие остатки растений, насекомых, затем шел темный, почти черный слой. Это перегной или гумус – самая ценная и питательная для растений составная часть почвы, которая определяет ее плодородие и урожайность. Еще ниже шел более светлый слой глины, а самый тяжелый слой из крупных песчинок располагался в самом низу. Таким образом, нами было установлено что механический состав почвы включает в себя: неперегнившие органические остатки, перегной, глину, песок. В последствии сделали вывод, что почва лёгкая суглинистая, материнскими породами в ней являются глина и песок.
2.2.3 Определение наличия влаги в почве
Водный режим почвы зависит не только от количества атмосферных осадков, но и в значительной мере от водных свойств самой почвы. К главнейшим водным свойствам относятся водопроницаемость, водоподъемная способность (или капиллярность), влагоемкость.
Водопроницаемость – это способность почвы впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды, протекающей через единицу площади поверхности почвы в единицу времени, выражается в мм водного столба в единицу времени.Процесс водопроницаемости включает впитывание влаги и ее фильтрацию. Впитывание происходит при поступлении воды в почву, не насыщенную водой, а фильтрация начинается тогда, когда большая часть пор почвы заполняется водой. Впитывание воды обусловлено сорбционными и капиллярными силами, фильтрация – силой тяжести.
Водопроницаемость зависит от механического состава, структуры (у структурных почв выше, чем у бесструктурных), содержания гумусовых веществ (в целом от общего объема пор в почве и их размера), а также от состава поглощенных катионов: натрий уменьшает водопроницаемость, а кальций – увеличивает. В легких по механическому составу почвах поры крупные и водопроницаемость всегда высокая. В почвах тяжелого механического состава с глыбисто-пылеватой структурой и плотных бесструктурных почвах водопроницаемость низкая.
Опыт №3 Определение наличия влаги в почве
Образец почвы поместили в пробирку после чего нагрели на пламени сухого горючего. Вскоре начали наблюдать как стенки пробирки запотели. По мере дальнейшего нагревания стенки пробирки покрылись каплями воды. Это свидетельствует о достаточной увлажненности почвы, что является хорошим показателем ее свойств.
2.2.4 Определение содержания воздуха в почве
Между частицами почвы наряду с водой находится также и воздух. Чем пористее почва, тем больше воздуха она содержит. Воздух в почве имеет сходный состав с воздухом атмосферы, но он обычно содержит меньше кислорода и больше углекислого газа за счет дыхания почвенных обитателей. Кислород воздуха в почве идет на процессы дыхания и окисления органических веществ, способствуя образованию гумуса.
Количество и состав почвенного воздуха, в который входят N2, O2, CO2, летучие органические соединения и пр., не постоянны и определяются характером множества протекающих в почве химических, биохимических, биологических процессов. Например, количество CO2 в почвенном воздухе существенно меняется в годовом и суточном циклах вследствие различной интенсивности выделения газа микроорганизмами и корнями растений. Газообмен между почвенным воздухом и атмосферой происходит преимущественно в результате диффузии CO2 из почвы в атмосферу и O2 в противоположном направлении.
Опыт №4 Определение содержания воздуха в почвенном образце
В пробирку на 2/3 поместил почвенный образец и полностью залили водой. Наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой.
Установили:
- воздух из почвы выделялся в течение 30 секунд, величина выделяющихся пузырьков воздуха разная (мелкие, средние, крупные), они образовали на поверхности воды пену, интенсивность выделения воздуха из почвы невысокая. Сделали вывод, что аэрация почвенного образца не достаточно высокая.
В качестве параметров для химического анализа почвы нами были исследованы следующие показатели:
3.3.1 Кислотность почвы
Кислотностью почвы называют агрохимический параметр, который характеризует ее пригодность к выращиванию тех или иных видов культур. Уровень рН указывает на состояние земли, при котором она приобретает кислотные свойства. Почвенная кислотность имеет прямую зависимость от присутствия в субстрате ионов водорода, а также алюминия, который окисляет субстрат. Значение рН относится к тому фактору, который оказывает прямое воздействие на скорость роста и развития представителей флоры на том или ином участке. На уровень закисленности почвы влияет зола и иные удобрения.
В почвенной воде растворимы различные соли и кислоты, которые представляют так называемый почвенный раствор. Реакция почвенного раствора создается при взаимодействии почвы с водой или растворами солей, характеризуется концентрацией водородных и гидроксильных ионов. Реакция может быть кислой, щелочной или нейтральной. В последнем случае концентрация ионов Н+ и ОН- одинакова.
В природных условиях рН почвенного раствора колеблется от 3 до 10. Чаще всего кислотность почвы не выходит за пределы 4–8. Связь между кислотностью почвы и величиной рН приведена в таблице:
рН | Степень кислотности почвы |
0-6,9 | кислые |
7 | нейтральные |
7,1-14 | щелочные |
По величине кислотности почвы можно предсказать наличие тех или иных микроэлементов в почве, а также оценить их подвижность. Наиболее подвижные катионы аккумулируются в тканях растений.
Чрезмерный высокий (выше 9) или низкий (ниже 4) pH почвы токсичен для корней растений. В пределах этих значений pH определяет поведение отдельных питательных веществ, осаждение их или превращение в неусваиваемые растениями формы.
В кислых почвах (pH 4.0–5.5) железо, аллюминий и марганец находятся в формах доступных растениям, а их концентрация достигает токсического уровня. При этом затруднено поступление в растения фосфора, калия, серы, кальция, магния, молибдена. На кислой почве может наблюдаться повышенный выпад растений без внешних причин – вымочка, гибель от мороза, развитие болезней и вредителей.Напротив, в щелочных (pH 7.5–8.5) железо, марганец, фосфор, медь, цинк, бор и большинства микроэлементов становятся менее доступными растениям.
Оптимальным считается pH 6.5 – слабокислая реакция почвы. Это не ведет к недостатку фосфора и микроэлементов, большинство основных питательных веществ доступны растениям, т. е. находится в почвенном растворе. Такая почвенная реакция благоприятна для развития полезных почвенных микроорганизмов, обогащающих почву азотом.
Опыт №1 Определение рН почвы
Актуальная (активная) кислотность – кислотность почвенного раствора. Этот вид кислотности оказывает непосредственное влияние на корни растений и почвенные организмы.Актуальную кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г почвы, добавить 10 мл.дистиллированной воды; полученную суспензию 1: 5 хорошо встряхнуть и дать отстоять осадку; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги и, сравнить её цвет с цветной таблицей, сделать вывод о величине pH почвы.
Приготовленную ранее почвенную вытяжку стеклянной палочкой нанесли на полоску универсальной индикаторной бумаги. Полученную окраску индикатора со шкалой определения кислотности. Определил рН почвы, она равна 7 (рН = 7). В нашем случае среда почвы нейтральная.
Гумус — это ряд азотных соединений, которые синтезируются из продуктов распада тканей животных и растений под воздействием ферментов. Органическое вещество состоит также из соединений растительного, животного и микробного происхождения, содержащих клетчатку, лигнин, белки, сахара, смолы, жиры, дубильные вещества и т.п. и промежуточные продукты их разложения. При разложении органических веществ в почве содержащийся в них азот переходит в формы, доступные растениям. В естественных условиях они являются основным источником азотного питания растительных организмов.Вещества трансформируются в формы, доступные для поглощения корнями. Количество и качество гумуса почвы определяет степень ее плодородия.
Твердая фаза почвы состоит изминеральной и органической частей, которые являются основными источниками питательных веществ для растений. Около половины твердой фазы приходится на кислород, одна треть — на кремний, свыше 10% — на алюминий и железо и лишь 7% составляют остальные элементы.
Для питания растений доступны только те питательные вещества, которые находятся в почве в форме соединений, растворимых в воде и слабых кислотах, а также в обменно-поглощенном состоянии. Мобилизация питательных веществ, переход труднорастворимых соединений в усвояемую форму постоянно происходят в почве под влиянием биологических, физико-химических и химических процессов. То есть питательные вещества в гумусе переработаны таким образом, что становятся доступными для всасывающих корней растений, а значит, могут быть целиком усвоены растением. Кроме того, находясь в связанном состоянии, они не вымываются из почвы.
Опыт №2 Определение массовой доли гумуса в почве
Большую пробирку на 2/3 заполнили образцом почвы. Прилили большое количество воды. Пробирку закрыли пробкой и интенсивно встряхивал в течение 2 минут. Затем дали отстояться полученной взвеси в течение 30-40 минут. При отстаивании образец почвы разделился на три слоя. Верхний, почти черный по цвету слой, является гумусом (питательные органические вещества).
Тщательно, с помощью линейки измерили высоту всего почвенного слоя (h1) в пробирке. Он составил 8,5 см. Затем измерил высоту гумусового слоя (h2). Она составила 1,5 см. По формуле рассчитал массовую долю гумуса (W) в почве:
W = h2 / h1 x 100% W = 1,5 :8,5 *100 = 17,6 %
Из чего сделал вывод, что почва содержит небольшое количество органических веществ и бедна питательными веществами.
3.3.3 Обнаружения в почве минеральных солей
Минеральные соли усваиваются растениями из почвы. Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза сложных органических соединений, а также факторами, которые изменяют физическое состояние коллоидов, т. е. непосредственно влияют на обмен веществ и строение протопласта; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах.
Минералогический состав твердой части почвы во многом определяет ее плодородие. . В состав минеральных веществ входят: Si, Al, Fe, К, N, Mg, Ca, Р, S; значительно меньше содержится микроэлементов: Cu, Mo, I, В, F, Pb и др. Подавляющее большинство элементов находится в окисленной форме.
Опыт №3 Обнаружения в почве минеральных солей
Крупную каплю почвенной вытяжки поместили в фарфоровую чашу для выпаривания. Выпарили на пламени воду. На стенках чаши заметили четкое бело- бурое пятно на месте испарившейся воды. Это минеральные соли, содержащиеся в почве.
Интенсивность минерального налета свидетельствует об отсутствии засоленности почвы
3.3.4 Количественное определение карбонатов ионов, сульфат ионов
Одним из показателей валового состава почвы является содержание в ней СО2 карбонатов. Наличие или отсутствие свободных карбонатов является важным диагностическим признаком почв и их отдельных генетических горизонтов. Присутствие в почве заметных количеств карбонатов препятствует развитию кислотности, а иногда приводит к возникновению щелочности, что оказывает важное влияние на подвижность многих веществ в почве и на агроэкологические особенности почв. Этот показатель нужен также для различных пересчетов, необходимых при интерпретации данных о содержании других компонентов валового химического состава почв. Из карбонатов почти во всех видах почв преобладают карбонаты щелочноземельных элементов и гидрокарбонаты. В жидкой фазе почв содержатся ионы Са2+, Mg2+, Н+, ОН–. Эта система имеет важное значение для почв при их естественной влажности, определяя кислотно–щелочное равновесие и подвижность многих компонентов почвы.
Количественное определение карбонатов проводят в тех почвах, где они обнаружены качественно (проба с HCl) хотя бы в некоторых горизонтах.
Основанием для определения карбонатов является также значение рН 7. О примерном содержании карбонатов и соответственно размерах навески для анализа можно судить по характеру вскипания почвы (пробы) от 2–3 капель 10%–ного раствора HCl.
Опыт № 4 Содержание карбонатов в почвенном образце
Небольшое количество почвы поместили в фарфоровую чашку и прилили пипеткой несколько капель 10%–го раствора соляной кислоты. Вскипание, или выделение в ходе реакции оксида углерода (IV) CO2 наблюдали очень кратковременное и малоактивное.
Опыт № 5 Определение сульфат–ионов и хлорид – анионов
К 5 мл фильтрата (почвенной вытяжки) добавили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2–3 мл 20%–го раствора хлорида бария.
Если образующийся сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка, это говорит о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов – сотые доли процента. Слабое помутнение, заметное лиши на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов – тысячные доли процента.
На нашем образце наблюдали незначительное помутнение раствора, что говорит о малом содержании сульфатов.
При действии нитратом серебра на почвенную вытяжку наблюдали небольшое помутнение, что свидетельствует о наличии хлорид – ионов.
Хлориды и сульфаты снижают плодородие почвы, поэтому их наличие снижает хозяйственную ценность почвы и требует их удаление.
По результатам проведенного нами исследования мы составили характеристику почвы.
Исследованный образец имеет выраженную структурность. Почва лёгкая суглинистая, с достаточной увлажненностью, материнскими породами в ней являются глина и песок. Почва имеет высокую водопроницаемость и достаточно хорошую аэрацию. Кислотность (рН почвы) равна 7, что говорит и ее нейтральной среде. Содержание гумуса (питательных веществ) в почве составляет 17,6 %. Это низкий показатель, который отрицательно сказывается на ее плодородии (урожайности). Почва содержит минеральные соли в небольших значениях, засоленность почвы отсутствует. Присутствие оксида углерода (IV) CO2 не наблюдали, незначительное помутнение раствора явилось следствием незначительного содержания сульфат анионов, низкое содержание железа.
Итоги отразили в сводной таблице:
Положительные свойства почвы (способствуют получению хорошего урожая) | Отрицательные свойства почвы (снижают урожайность) |
Структурность Высокая водопроницаемость Достаточная аэрация Почва легкая Наличие минеральных солей, отсутствие засоленности | Имеет суглинистый тип рН = 7 (среда нейтральная) Низкое содержание гумуса (питательных веществ) |
Для повышения плодородия почвы на пришкольном участке предлагаем следующие меры:
Заключение
В процессе проведенной нами исследовательской работы мы постарались провести физико-химический анализ почвы пришкольного участка, дали характеристику общего состояния почвы. Нами были предложены способы повышения ее плодородия, не требующих особых материальных затрат и физических усилий.
В процессе исследовательской деятельности мы использовали комплексный подход и знания по таким школьным предметам как химия, физика, биология, география.
Использованные источники
Учебная литература:
Интернет ресурсы:
Слайд 1
Научно – исследовательская работа по химии на тему: «Химический анализ почвы пришкольного участка МБОУ Лицея № 21 г. Кузнецка ».Слайд 2
Цель работы: Провести исследование физико-химических свойств отобранного с пришкольного участка образца почвы, установить причины невысокой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия.
Слайд 3
Задачи исследования 1 .Провести отбор проб почвы с пришкольного земельного участка 2. Исходя из реальных возможностей школьного кабинета химии, разработать методику исследования отобранных образцов почвы. 3 .Провести исследования физических свойств и химического состава почвы 4. На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на земельном участке. 5. Предложить способы повышения плодородия почвы на земельном участке, не требующих особых материальных затрат и физических усилий.
Слайд 4
Объектом нашего исследования является почвенная проба с пришкольного участка, П редметом исследования – качество и свойства почвы Гипотеза: использование полученных знаний о химическом составе опытного образца почвы предоставит широкие возможности для их дальнейшего практического применения
Слайд 5
Методы исследования : - теоретические (поиск, изучение и анализ справочной литературы и интернет - ресурсов; обобщение полученной информации); - практические (наблюдение, лабораторное исследование физических и химических показателей отобранной пробы почвы согласно определенной методике, анализ, обобщение полученных результатов).
Слайд 6
1. Отбор пробы почвы с пришкольного участка 2. Приготовление почвенной вытяжки Подготовительный этап
Слайд 7
1. Определение структуры почвы Почва пришкольного участка имеет крупно- и средне- комковатую структуру, при высыпании в пробирку разместилась не плотным слоем. При сильном увлажнении не образовала сплошной вязкой массы 2. Определение механического состава почвы После отстаивания почва разделилась на слои : неперегнившие органические остатки, перегной (гумус) , глину, песок . Сделали вывод, что почва лёгкая суглинистая, материнскими породами в ней являются глина и песок.
Слайд 8
3. Определение наличия влаги в почве Стенки пробирки при нагревании покрылись каплями воды. Это свидетельствует о достаточной увлажненности почвы, что является хорошим показателем ее свойств. 4. Определение воздухопроницаемости почвы Воздух из почвы выделялся в течение 30 секунд, величина выделяющихся пузырьков воздуха разная (мелкие, средние, крупные), интенсивность выделения воздуха из почвы невысокая. Аэрация почвенного образца не достаточно высокая.
Слайд 9
Химический анализ исследуемой почвы В качестве параметров для химического анализа почвы нами были исследованы следующие показатели: кислотность почвы ( рН ), массовую долю гумуса в почве, наличие минеральных солей наличие карбонат ионов, сульфат ионов
Слайд 10
1. Кислотность почвы Приготовленную почвенную вытяжку стеклянной палочкой нанесли на полоску универсальной индикаторной бумаги. Определили рН почвы, она равна 7 ( рН = 7). В нашем случае среда почвы нейтральная. 2. Определение массовой доли гумуса в почве W = h 2 / h 1 x 100% W = 1,5 : 8,5 *100 = 17,6 Сделали вывод что данный образец почвы содержит небольшое количество органических веществ и беден питательными веществами.
Слайд 11
3. Обнаружение в почве минеральных солей На стенках чаши заметили четкое бело- бурое пятно на месте испарившейся воды. Это минеральные соли, содержащиеся в почве. Интенсивность минерального налета свидетельствует об отсутствии засоленности почвы 4. Определение карбонат ионов Вскипание, или выделение в ходе реакции оксида углерода (IV) CO2 наблюдали очень кратковременное и малоактивное.
Слайд 12
5. Определение сульфат – ионов, хлорид - анионов 1. Помутнение раствора указывает на содержание сульфатов – сотые доли процента. 2. При действии нитратом серебра на почвенную вытяжку наблюдали небольшое помутнение, что свидетельствует о наличии хлорид – ионов. Хлориды и сульфаты снижают плодородие почвы, и требуется их удаление.
Слайд 13
Характеристика почвы по результатам исследования Положительные свойства почвы (способствуют получению хорошего урожая) Отрицательные свойства почвы (снижают урожайность) Структурность Высокая водопроницаемость Достаточная аэрация Почва легкая Наличие минеральных солей, отсутствие засоленности Имеет суглинистый тип рН = 7 (среда нейтральная) Низкое содержание гумуса (питательных веществ)
Слайд 14
Меры для повышения плодородия почвы Для интенсивного образования гумуса (питательные вещества), мы внесем органические удобрения: навоз, компост, перегной. Будем применять севооборот при выращивании культур на пришкольном участке Будем поддерживать нейтральную и слабощелочную среду. Для этого начнем систематически вносить золу, мел, доломитовую смесь. В осенний период будем проводить культивацию почвы Готовые минеральные удобрений начнем вносить по сезону и в точном количественном расчете на каждую отдельно взятую культуру Оборудуем на пришкольном участке компостную яму, что позволит нам частично решить проблему удобрений, а также понизит количество биологических отходов
Слайд 15
Заключение В процессе проведенной нами исследовательской работы мы подтвердили нашу гипотезу : провели физико-химический анализ почвы пришкольного участка, дали характеристику общего состояния почвы пришкольного участка, предложили способы повышения ее плодородия, не требующих особых материальных затрат и физических усилий для повышения плодородия
Где спят снеговики?
Цветок или сорняк?
Что такое музыка?
Красочные картины Джастина Геффри
Четыре художника. Осень