Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без известных символов, которые называются знаками препинания.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_vadima.docx | 47.2 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоубеевская основная общеобразовательная школа»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный проект «История знаков препинания в русском языке»
по русскому языку
ученика 9 класса
Трофимова Вадима Владиленовича
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Саландаева Екатерина Владимировна
с. Новый Убей, 2022 г.
Содержание:
2.1.Понятие о пунктуации………………………………………..4
2.2.История возникновения знаков препинания……………...5-6
2.3. Основные функции знаков препинания…………………7-10
2.4.Русские писатели о знаках препинания…………………….11
2.5. Практическая часть…………………………………………12
2.6. Использование знаков препинания в Интернет – переписке
………………………………………………………………….…13
Введение
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без известных символов, которые называются знаками препинания.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.
Актуальность: знаки препинания нужны всегда и везде, без них ни обойдется ни одно письмо, ни одно сочинение. Они держат текст, не дают ему рассыпаться.
Цель работы: выяснение значения знаков препинания в письменной речи и их влияния на интонацию.
Задачи:
Объект работы: раздел науки о языке – пунктуация.
Предмет работы: знаки препинания.
Метод работы: изучение научной литературы, анализ и синтез.
Гипотеза: система знаков препинания складывалась веками, каждый из них играет определённую роль в русском языке.
Основная часть
2.1. Понятие о пунктуации
Знаки препинания – элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции: например, разделение и выделение смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указание на грамматические и логические отношения между словами, на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность.
Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают
его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
Пунктуация – система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила. Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
Существует принцип пунктуации:
- интонационный принцип – основа пунктуации русского языка. Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.
2.2. История возникновения знаков препинания
Точка. Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.
«ТОЧКА» (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина». Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Вопросительный знак. В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления.
Запятая. Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти(ся) – «зацепить(ся)».
Скобки. В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [ ], ( ) встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным».
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века.
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления).
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке.
Тире. Впервые знак тире [-] под названием «молчанка» описан в 1797 году в «Российской грамматике».
Многоточие. Знак многоточие […] под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Кавычки. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит.
Абзац. К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей.
История появления абзаца очень интересна. Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в недалёком прошлом текст обычно набирался без всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.
2.3. Основные функции знаков препинания
Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает
на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста.
Знаки препинания подразделяются на:
- знаки выделяющие, служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложение для дополнения, пояснения его членов или всего предложения, пояснения его членов или всего предложения в целом, интонационно-смыслового выделения какой либо части предложения, а также для указания границы конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание: две запятые - как единый парный знак, два тире – как единый парный знак, кавычки, скобки;
- знаки отделяющие, служащие для разграничения независимых предложений, их частей (главного и придаточного предложения, группы подлежащего и группы сказуемого), однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
Точка (.) в современной русской письменной речи ставится в конце повествовательного или побудительного предложения. Точка употребляется при сокращенном написании слов (например: и т.п., и т.д.),
Вопросительный знак (?) - знак препинания, служащий для выражения вопроса. В современной русской письменной речи вопросительный знак ставится:
- в конце вопросительного предложения, в том числе после следующих одно за другим неполных вопросительных предложений.
- в вопросительных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса.
Восклицательный знак (!) – знак препинания, служащий для выражения восклицания. В современной русской письменной речи восклицательный знак ставится:
- в конце восклицательного предложения.
- в восклицательных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена для обозначения эмоциональной прерывистости речи.
- после произносимых с восклицательной интонацией слов – предложений, обращений, междометий, стоящих в начале (в поэтической речи – и в середине) предложения или употребляемых самостоятельно.
- в скобках внутри или после цитаты для выражения отношения автора (иронии, возмущения и т. п.) к цитируемому тексту.
Запятая (,) – наиболее распространенный знак препинания, выступающий в отделительной функции (одна запятая) или в выделительной функции (парный знак препинания – две запятые). Запятая употребляется:
- между однородными членами предложения (соединенными без союзов, повторяющимися или парными союзами, неповторяющимися союзами с противительным или уступительным значением) и между повторяющимися словами.
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного или сложносочиненного предложения.
- между главным и придаточным предложением (или для выделения придаточного с двух сторон), между соподчиненными придаточными.
- для отделения или выделения обособленных членов предложения, при словах или группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова
в предложении.
- при сравнительных оборотах.
- для отделения или выделения слов, грамматически не связанных
с членами предложения (вводных слов, обращений, междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.
Точка с запятой (;) в современной русской письменности ставится:
- в сложном бессоюзном и сложносочиненном предложениях, если
их части значительно распространены и содержат запятые.
- в простом предложении между однородными членами предложения, если они значительно распространены и содержат запятые, например: «Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала ногами: спина в белой черкеске…».
Двоеточие (:) ставится:
- перед перечислением, если ему предшествует обобщающее слово
или слова.
- в сложном бессоюзном предложении, если вторая часть раскрывает содержание первой части, дополняет первую или указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
- после авторских слов, вводящих прямую речь.
Тире – знак препинания в виде горизонтальной черты (-), применяемый
в простом и сложном предложениях, ставится:
- между подлежащим и сказуемым.
- перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов.
- перед обособленным приложением, обычно стоящим в конце предложения.
- между членами предложения для выражения неожиданности
или противопоставления.
- в сложном предложении бессоюзном для указания на быструю смену событий, для выражения резкой противоположности, для выражения временных, условно-следственных и других отношений.
- между репликами в диалоге, даваемом без абзаца, или в начале реплик, даваемых с абзаца;
- для указания на распад простого предложения на словесные группы, что часто бывает при пропуске, какого – либо члена предложения:
- после прямой речи перед словами автора.
Многоточие – (…) – знак препинания в виде трех рядом расположенных точек. Многоточие употребляется:
- для обозначения незаконченности или перерыва в высказывании, вызванного волнением говорящего или неожиданным переходом к другой мысли, а также для обозначения паузы, подчеркивающей следующий
за ней текст.
- при цитировании (перед началом цитаты, в середине или после нее) для указания на то, что пропущена часто цитируемого текста.
Кавычки употребляются для текстуального приведения чужой речи, чужих фраз и даже отдельных слов, которые пишущий не считает своими (специфическая интонация).
Скобки обозначают, что мысль, в них приведенная, совершенно выпадает из общего хода речи, что выражается иной высотой тона того, что произносится в скобках.
2.4. Русские писатели о знаках препинания
А.П. Чехов говорил: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
К. Г. Паустовский: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
В. Набоков: «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»
У писателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке.
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...
И.А. Бунин говорил так: «Воистину, как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна запятая нарушает всю музыку».
Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей
или меньшей длительности внутри письменного текста.
2.5 Практическая часть
Каждый из нас учился либо учится в школе. Абсолютно каждый изучал знаки препинания, учил многочисленные правила их расстановки. Но никто никогда не задумывался: а зачем они нужны?
Знаки препинания оформляют наши мысли или, наоборот, мешают их ходу? Это просто символы или возможность выразить смысл? Нужно их ставить или нет?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я провел анкетирование в 8-9 классах, спросив: «Нужны ли знаки препинания?»
- 40 % ответили – «да, нужны»;
- 60 % - «нет, их существование вовсе не обязательно».
Результаты показали, что большинство учащихся склоняются к такому мнению, что знаки препинания не нужны в языке. Почему получается так, что знаки при письме не нужны сегодняшней молодёжи?! Может, просто для выражения своих чувств и эмоций нужны совсем другие символы? Давайте разберёмся!
2.6 Использование знаков препинания в интернет-переписке
Ставить или не ставить знаки препинания: вот в чём вопрос!
Что происходит со знаками препинания в Интернет-переписке (WhatsApp, Viber)? При анализе текстовых сообщений в Интернет-чатах я убедился, что, действительно, в этих текстах крайне мало знаков препинания. Пишущие стремятся общаться быстро, им некогда задумываться о постановке знаков препинания, если те сами не "напрашиваются".
Я заметил, что знаки препинания чаще встречаются в текстах, созданных взрослыми грамотными людьми. А в молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени для проверки грамотности или чтобы не выделяться. Другая особенность письменного общения в молодежной среде: переизбыток знаков препинания с целью выражения эмоций пишущего.
III. Заключение
Работая над проектом, я узнал очень многое о знаках препинания, попытался наиболее доступно рассказать о том, какие знаки есть, историю их появления, правила постановки, выявили их функции.
Результаты моего проекта показали большую значимость знаков препинания в современном русском языке.
Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.
В процессе работы над проектом я приобрел опыт, который пригодится в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Ведь пунктуация – это интересный раздел в грамматике, она очень четко может передавать смысловое и интонационное выражение мысли. Именно она делает нашу речь более выразительной, доступной и понятной. С течением времени пунктуация менялась, усложнялась. Но русский язык от этого только выиграл. Богатая пунктуация русского языка делает его самым красивым языком мира. Богатство интонационных оттенков позволяет ему быть поэтичным, живописным языком, по признанию многих ученых-лингвистов и литераторов, самым красивым языком мира.
Тема «История знаков препинания» будет актуальна всегда, потому что русский язык не существует в застывшей форме. Он постоянно развивается, видоизменяется, и пунктуация, как раздел науки о языке, будет развиваться тоже.
Думаю, что полученные нами знания позволят избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании, тексте. А чтобы быть грамотным человеком, я призываю: «Давайте, все-таки, будем уважать знаки препинания. И читать больше книг вместо того, чтобы часами сидеть в социальных сетях».
IV. Список литературы
1. Г. Г. Граник и С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации», Москва, «Просвещение», 1998 г.
2. Б. И. Осипов «История русского письма», Омск, 1990 г.
3. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2010.
4. Энциклопедия «Википедия».
5. История знаков препинания
Компас своими руками
Чья проталина?
Три орешка для Золушки
Эта весёлая планета
Свадьба в Малиновке