Работа студентки Кукуниной Е.В. группа 0332-07 направление Банковское дело по теме "Информационные технологии в банковском деле" для участия в XLIX Всероссийской конференции обучающихся "Наука. Творчество. Духовность."
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ
Кукунина Елизавета Витальевна
Научный руководитель Иванова Светлана Викторовна
Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псковская область,
г. Великие Луки
Согласно Федерального закона Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ информационные технологии (ИТ, а также — информационно-коммуникационные технологии) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Информационные технологии основываются на современных достижениях в области компьютерной техники, высоких технологий и разработок, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта. Они необходимы для решения задач по эффективной организации информационного процесса с целью снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизнедеятельности и современного общества.
Информационные технологии активно применяются в производственных процессах таких отраслей экономической деятельности, как промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, транспортные услуги, образовательная деятельность, контроль и управление, связь, инженерное проектирование, сфера услуг, банковское дело и т.п. Широкое применение нашли информационно-коммуникационные технологии и во всех социальных сферах, например, передача данных в реальном режиме времени на любые расстояния, мгновенный поиск необходимых данных, эффективная обработка информации, решение различного рода задач, рациональное использование информации в принятии управленческих решений.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информационные технологии используются для осуществления работы с информацией и данными. В частности, осуществляют сбор данных, их накопление, обработку, хранение, предоставление информации, распространение данных.
Современные информационные технологии - важнейший источник и актуальное средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование современных достижений в области информационных технологий и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень. Первым и самым важным фактором среди составляющих процесса организации, оснащения, функционирования и развития информационных технологий являются тесное взаимодействие с бизнесом, связь со стратегией инноваций конкретных банков, удовлетворение требований и достижение бизнес целей.
При переходе банков на формирование отчетности по международным стандартам основные проблемы оказались связаны с разработкой соответствующих информационных технологий и подготовкой кадров. В настоящее время в России более 120 банков готовят отчетность по международным стандартам, что составляет менее 10% всех коммерческих банков, но ими выполняется более 90% всех банковских операций. Специалисты таких банков прошли специальное обучение, профессиональную подготовку по направлению применения и модернизации информационных технологий.
Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, глубокий анализ, а также принятие эффективных и рациональных решений.
В банковской деятельности целесообразно выделить два наиболее важных аспекта технологического развития:
1. Планирование внедрения новых технологий с использованием методов прогноза, анализа потребностей банка и конкурентной среды, анализа существующих методов работы, документопотоков, тенденций развития банковского дела.
2. Организация внедрения новейших технологий с разработкой планов, подготовкой структурных изменений, оптимизацией состава и объема вовлекаемых финансовых, материальных, трудовых и информационных ресурсов.
Сочетание принципов инновационного и стратегического менеджмента в банковской сфере существенно повышает конкурентоспособность банка в жестких условиях современного рынка и бизнеса.
Обеспечение мероприятий по совершенствованию и развитию банковских процессов связано с планированием инфраструктуры информационных технологий банков. Создание автоматизированных банковских технологий, помимо использования общих (системотехнических) принципов построения, требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Особенности организационного взаимодействия всех подразделений банка вызывают необходимость планирования многоуровневых и многозвенных систем в банках со сложными информационными связями многосторонних направлений со сложными информационными связями прямого и обратного направления.
Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня: предметный, прикладной, системно-технический.
Внедрение электронных систем обработки и передачи информации охватывают все направления банковской деятельности. Преимущества и новые возможности комплексной автоматизации банковских систем позволяют решать проблемы, связанные с анализом деятельности банков, и созданием новых банковских систем. Основной задачей процесса автоматизации банковских систем является обеспечение обработки объемных потоков информации, целых массивов данных.
Активно применяются в банковской деятельности справочно-правовые системы, такие как «Консультант Плюс» и «Гарант». Это уникальные эффективные инструменты для поиска и анализа документов, целая система комплексного информационно-правового обеспечения, которая предоставляет доступ пользователей к полному и актуальному банку правовой информации с эффективными поисковыми и аналитическими возможностями.
Автоматизация бизнес-процесса позволяет решать проблемы структуризации новых или реструктуризации имеющихся данных, реализации алгоритмов протекания процессов решения задач, обеспечивать комплекс операций по вводу, обработке, передаче, хранению и выводу данных. Анализ и проектирование структуры данных являются ключевыми этапами разработки информационного обеспечения не только на стадиях создания автоматизированных банковских систем (АБС), но и в процессе адаптации базы к новым условиям работы.
Высокая скорость изменения условий реализации бизнеса, характерная для банковской сферы, требует разработки специализированных методов ведения базы данных, соответствующих быстрым изменениям бизнес-среды, а также использования современного высокотехнологичного программно-технического инструментария.
Цель применения современных информационных технологий и в том числе, автоматизированных банковских систем - обеспечение роста прибыли банка, а также беспрепятственное развитие и расширение бизнеса в будущем. Основой данного подхода является анализ и оптимизация бизнес-процессов банка, которые должны быть выявлены, отлажены и приведены в соответствие с эффективной стратегией развития банка и взаимоотношений с клиентами.
Автоматизированная банковская система (АБС) обеспечивает автоматизацию традиционных задач банковской деятельности: ведение бухгалтерского учета, получение обязательной отчетности, автоматизированное расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитно-депозитную деятельность и многих других.
Процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ неизбежны. Внедрение информационных технологий и новейших разработок в области коммуникаций обеспечит возможность достижения высоких результатов в этом направлении банковской деятельности.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских,
изобретательских и творческих работ обучающихся
«НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ»
_______________________________________________________
Направление: Математика, информационные технологии
Тема: Информационные технологии в банковском деле
Авторы: студентка 2 курса программа подготовки специалистов среднего звена 38.02.07 Банковское дело (на базе среднего общего образования) группа 0332-07 Кукунина Елизавета Витальевна
Научный руководитель: преподаватель Иванова Светлана Викторовна
Место выполнения работы: Филиал ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в г. Великие Луки Псковской области
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7
2.1 Развитие и функционирование банковских систем и технологий 7
2.2 Функции банковской системы 9
2.3 Принципы создания банковских систем и технологий 11
2.4 Особенности автоматизации банковской деятельности 13
2.5 Электронный документооборот в банковской сфере 15
2.6 Использование СПС в банковской деятельности на примере «Консультант Плюс»
и «Гарант» 16
2.7 Проблемы и методы совершенствования АИТ в банковской деятельности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федерального закона Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ информационные технологии (ИТ, а также — информационно-коммуникационные технологии) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Также в специальной литературе фигурируют другие определения:
Информационные технологии основываются на современных достижениях в области компьютерной техники и иных высоких технологий и разработок, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта. Они необходимы для решения задач по эффективной организации информационного процесса с целью снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизнедеятельности и современного общества.
Информационные технологии активно применяются в производственных процессах таких отраслей экономической деятельности, как промышленное производство, строительство, сельское хозяйство, транспортные услуги, образовательная деятельность, контроль и управление, связь, инженерное проектирование, сфера услуг, банковское дело и т.п. Широкое применение нашли информационно-коммуникационные технологии и во всех социальных сферах, например, передача данных в реальном режиме времени на любые расстояния, мгновенный поиск необходимых данных, эффективная обработка информации, решение различного рода задач, рациональное использование информации в принятии управленческих решений.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром». И это, действительно, так. Особенно актуально звучит именно сейчас, в реалиях современной жизни, когда информационные технологии прочно вошли в нашу повседневность.
Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:
Информационные и компьютерные технологии занимают наиболее важную часть в жизни общества. На современном этапе развития ни одно предприятие, ни одна сфера деятельности не обходится без использования данных средств коммуникации.
Информационные технологии осуществляют определённые функции, используются для непосредственной работы с информацией и данными, управляют различными бизнес-процессами в компаниях, например, базы данных, экспертные системы, системы поддержки принятия решений и др.
Функции:
Наиболее важные направления применения информационных технологий:
1. Ориентация на активное и эффективное использование информационных ресурсов общества, являющихся важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных технологий (научных знаний, изобретений, передового опыта) позволяет получать существенную экономию различных видов ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, времени).
2. Оптимизация и автоматизация информационных процессов. Развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Большая часть работоспособного населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать эти информационные технологии.
3. Внедрение в производственные и социальные технологии. При этом, как правило, реализуются “интеллектуальные” функции этих технологий: системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами, программы обработки массивов данных и т.п.
4. Обеспечение информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к традиционным средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере широко используются системы электронных телекоммуникаций (электронная почта и другие виды компьютерной связи). Эти средства создают людям бόльшие удобства, снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете.
5. Интеллектуализация общества, развитие системы образования и культуры. Использование обучающих информационных технологий оказалось эффективным методом для систем образования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. Информационным технологиям в образовании (ИТО) определена роль ускорителя эволюционных изменений в образовательной деятельности, способа совершенствования методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения, средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой, научной деятельности и т.д.
6. Включение в процессы получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путём накопления и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки. В первую очередь здесь используются методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие учёному проводить своего рода “вычислительный эксперимент”. При этом условия эксперимента могут быть такими, которые трудно или невозможно реализовать на практике из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Методы искусственного интеллекта позволяют находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечёткими исходными данными.
7. Содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить прогнозирование многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряжённости, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.
Объект исследования - автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности.
Цель работы - изучение применения информационных технологий в банковском деле.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Развитие и функционирование банковских систем и технологий
Деятельность современной экономики любой страны сложно представить без банковских институтов. Понимание перспективности деятельности с заемными средствами отмечалось уже в эллинский период развития современной цивилизации. Так, древнегреческий философ Демокрит писал, что многие из богачей – хранители, а не хозяева своих богатств, вкладывая в эти слова широкий смысл, превосходящий экономические отношения. Однако работа с привлеченными ресурсами – действительно один из верных путей к построению эффективного бизнеса, и банки в этом играют ключевую роль, банковская деятельность должна опираться не только на экономические расчеты, но и отражать гуманитарные и нравственные аспекты. Проблема разумного отношения кредиторов к заемщикам не теряет своей злободневности и в наше время. Развитие банковской деятельности плотно соприкасается с логикой и вектором формирования общеэкономических отношений.
В настоящее время банковская система страны – важнейшая составная часть народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации, сфера, отражающая и стимулирующая многие позитивные тенденции социально-общественного развития нашего общества.
Современные информационные технологии (ИТ) - важнейший источник и средство развития банковского дела. В большинстве банков руководство понимает, какую выгоду может принести использование последних достижений в области ИТ и как они кардинально изменяют бизнес, выводя его на принципиально иной уровень. Первым и самым важным фактором среди составляющих процесса организации, оснащения, функционирования и развития информационных технологий являются тесное взаимодействие с бизнесом, связь со стратегией инноваций конкретных банков, удовлетворение требований бизнеса и достижение бизнес целей.
В условиях усиливающейся межбанковской конкуренции успех предпринимательской деятельности будет сопутствовать тем банкирам, которые лучше овладеют современными методами управления банковскими процессами, а автоматизированные информационные технологии этому способствуют. Они позволяют организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг. Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.
Основные функциональные модули автоматизированной системы реализуют:
В древности, в период главенства бартерных операций и слабой развитости денежных отношений, кредитно-банковская деятельность сосредоточивалась в храмах и во многом носила натуральный характер. Позже, в Античный период, наступила эра ростовщичества. А в период Возрождения появились первые банки, продолжая по сей день сосредоточивать свободные ресурсы, проводить платежи и предоставлять кредиты и займы. Особенностью развития банковской деятельности в Российском государстве стал достаточно поздний переход от ростовщичества к оформленному банковскому делу. При этом, в отличие от европейских стран, вплоть до конца XIX в. банковские институты полностью принадлежали государству, что ограничивало развитие капиталистических отношений и сдерживало совершенствование кредитно-расчетных отношений в стране. Недолгий период частного банковского дела прервался революцией 1917 г., приведшей к построению общества с доминированием государственной собственности и государственной монополией на банковскую деятельность. С конца ХХ в., после распада СССР, современная Россия вновь начала развитие банковского дела, соответствующего общецивилизованным подходам.
Интенсивное развитие банковской системы России в предшествующее кризису 1998 г. десятилетие определило ее формирование и присущие ей особенности. За этот период были созданы 2500 коммерческих банков, которые имели около 39 тыс. филиалов. Резкому росту числа коммерческих банков способствовала также либеральная политика лицензирования банков, которую проводил Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).
Докризисная (до 1998г.) банковская система характеризовалась дефицитом банковских услуг, централизованным распределением кредитов, высокой зависимостью банков от рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО), теневой структурой собственности, высоким уровнем кредитного риска и т.д. И как следствие такого состояния -- рост неплатежей в российской экономике, который показал уязвимость банковского сектора.
Реформирование банковской системы в большей степени приближает ее к практике, принятой в западных странах. Были разработаны обязательные экономические нормативы для ключевых областей деятельности банков. Нормативы касаются достаточности капитала, ссудной деятельности, минимальной ликвидности, концентрации операций, валютного риска и т.д.
Стратегия развития банковской системы включает следующие положения: принятие полного набора международных норм в области бухгалтерского учета и отчетности, введение механизмов прозрачного распространения информации о финансах, соблюдение более действенного надзора за деятельностью банков и др. Такие меры способствуют интеграции банковской системы России в мировую финансовую среду. Предполагается повышение прозрачности банковских операций с широким спектром универсальных финансовых инструментов (ценных бумаг). Совершенствование банковской системы -- сложный и многоступенчатый процесс, требующий решения комплексных проблем, что выведет банковскую систему России на новый качественный уровень.
Переход коммерческих банков от российских стандартов бухгалтерского учета к Международным стандартам бухгалтерского учета (МСБУ) требует согласованности банковского бухгалтерского учета с международными нормами. Реализация такого перехода потребует соответствующей подготовки управленческого персонала, принятия поправок в Законе о бухгалтерском учете и в связанных с ним нормативных актах, совершенствования налогообложения и т.д.
При переходе банков на формирование отчетности по международным стандартам основные проблемы связаны с разработкой соответствующих информационных технологий и подготовкой кадров. К настоящему времени в России более 120 банков готовят отчетность по международным стандартам, что составляет менее 10% всех коммерческих банков, но ими выполняется более 90% всех банковских операций. Специалисты таких банков прошли специальное обучение, профессиональную подготовку по направлению применения и модернизации информационных технологий. Для полного использования потенциала международных стандартов следует развивать корпоративные принципы управления, повышать уровень обеспечения и использования как внешней, так и внутренней управленческой информации, что является необходимым условием для реформирования экономики России, а также международной экономической интеграции.
2.2 Функции банковской системы
Необходимость жесткого и постоянного регулирования банковской системы обусловлена статусом, который она занимает в экономической, социальной, политической жизни страны.
Банковская система выполняет ряд важных функций:
Основными направлениями регулирования банковской системы являются:
- страхование депозитов;
- повышение требований к капиталу банков;
- контроль (мониторинг) деятельности коммерческих банков;
- ограничения в использовании ценных бумаг (портфельные ограничения).
Вопрос совершенствования и внедрения новых банковских технологий является особенно актуальным для современной российской банковской сферы. Подходить к его решению следует с позиции научных знаний, используя последние достижения в науке и методику практического применения. Из-за специфики своей деятельности банки в большинстве случаев занимаются не исследованиями и созданием новых технологий, а их освоением, внедрением и распространением.
Поэтому в банковской деятельности целесообразно выделить два наиболее важных аспекта технологического развития:
Наиболее важными факторами в развитии банковского дела и информационных технологий являются:
Все вырабатываемые предложения по внедрению новых информационных технологий оформляются в виде бизнес проектов с предварительной оценкой доходов и затрат. Такой подход способствует более высокому качеству принимаемых решений. Сочетание принципов инновационного и стратегического менеджмента в банковской сфере существенно повышает конкурентоспособность банка в жестких условиях современного рынка и бизнеса.
Разрабатываются проекты автоматизированного розничного обслуживания. Интерес российских банков в этой сфере и встречный интерес потребителей к розничным банковским услугам является взаимовыгодным. Активно развивается бизнес банковских (пластиковых) карт и сопутствующего оборудования, например, банкоматов. Проявляется интерес к многофункциональным устройствам, автоматизации розничного банкинга, выполняющим различные функции (прием платежей и депозитов, продажа предоплаченных карточек и купонов и др.). Появляются первые проекты автоматизированных банковских филиалов, выполненных как комплексы банковского самообслуживания, которым разрешена часть банковских операций, доступных для пользователей. Развертываются комплексы банковского самообслуживания в крупных торговых центрах.
Обеспечение мероприятий по совершенствованию и развитию банковских процессов связано с планированием инфраструктуры информационных технологий банков. Создание автоматизированных банковских технологий, помимо использования общих (системотехнических) принципов построения, требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Особенности организационного взаимодействия всех подразделений банка вызывают необходимость планирования многоуровневых и многозвенных систем в банках со сложными информационными связями многосторонних направлений со сложными информационными связями прямого и обратного направления.
Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений. Банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе ряда основополагающих принципов:
- комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией;
- модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием;
- открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.) обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства;
- гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка;
- масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.);
- многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве;
- моделирование банка и его бизнес «процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов;
- непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.
Создание или выбор автоматизированных банковских систем (АБС) связаны с планированием всей системной инфраструктуры информационных технологий банка.
Под инфраструктурой автоматизированных банковских систем (АБС) понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий.
Создание автоматизированных банковских технологий помимо общесистемных (системотехнических) принципов требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Это относится к организационному взаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимость создания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационными связями прямого и обратного направления.
Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня.
Основные этапы создания АБС требуют:
- проведения функционального и информационного обследования деятельности банка;
- формирования требований к системе и их анализ;
- разработки структурно-функциональной модели банка;
- разработки информационной модели банка;
- детальной структуризации АБС общесистемного проектирования, постановок задач;
- программирования, отладки, внедрения, эксплуатации, сопровождения.
Сложились и реализуются при создании автоматизированных банковских систем и автоматизированных информационных технологий два концептуальных подхода к реализации банковских функций. Первый строится на узкой, ограниченной основе, которая воплощает определенную идею. Например, построение АБС ведется по принципу удовлетворения требований пользователей. Построение АБС на основе документооборота приводит к снижению эффективности банковской технологии в угоду этой идее. Без должного уровня проработки и моделирования бизнес-процессов происходит механическое наращивание задач, функций, услуг. Противоположный подход основан на самостоятельном описании и построении пользователями с помощью средств автоматизированных информационных технологий банковских бизнес-процессов и документооборота. Этот подход отличается значительной трудоемкостью, усложняет настройку системы, нередко приводит к выхолащиванию банковской специфики. В результате система может потерять свою ценность для конечного пользователя.
2.4 Особенности автоматизации банковской деятельности
Внедрение электронных систем обработки передачи информации охватывают все направления банковской деятельности. Преимущества и новые возможности комплексной автоматизации банковских систем позволяют решать проблемы, связанные с анализом деятельности банков, и созданием новых банковских систем.
Процессы автоматизации банковских систем начали активно развиваться в начале 90-х г. ХХ века в связи с банковской реформой 1989 г., особенностью которой стало получение банками самостоятельности и появление новых коммерческих банков.
Основной задачей процесса автоматизации банковских систем является обеспечение обработки потоков больших массивов информации, что является очевидным достоинством системы автоматизации банковской деятельности для решения значительного числа задач, возникающих в процессе деятельности банка. Более того, банки имеют достаточные возможности и финансовые средства для того, чтобы приобретать, внедрять и использовать новейшую технику и информационные технологии.
При использовании систем автоматизации решаются самые разнообразные задачи:
На российском рынке наблюдается жесткая конкуренция производителей программного обеспечения для систем автоматизации банковской деятельности. Наряду с крупными производителями, давно и прочно зарекомендовавшими результаты своей профессиональной деятельности, растет доля собственных разработок каждого банка. Многие банки расценивают производство собственного программного продукта как дополнительное преимущество в конкурентной среде рынка банковских услуг.
Активно предлагаются различные программные продукты для автоматизации, каждый из которых имеет самых различных потребителей: от банков, только начинающих свою деятельность, до крупных международных банков. Основная масса продуктов по стоимости и требованиям рассчитана на средние банки. Однако в связи с ростом финансовых и технических возможностей банков наблюдается повышение спроса на новейшие, более многофункциональные системы, для обеспечения которых требуются высококвалифицированные первоклассные специалисты.
Многие компании предлагают широкий спектр программных продуктов для автоматизации банковской деятельности. Среди них:
«WorkFlow» –данный продукт подходит для разномасштабных розничных банков. Благодаря этой системе полностью автоматизируется формирование разного рода отчетности.
«5NT» – идеально подходит для крупных оптовых банков. Наличие данной системы является огромным конкурентным преимуществом банка, занимающегося оптовой деятельностью, обязательным атрибутом которой является большой объем валютных операций. В настоящее время данные программные продукты используют крупные банки страны, например, Сбербанк, Газпромбанк и др.
Система «ФАКТОРИНГ» способствует комплексной автоматизации факторингового бизнеса банков, основным преимуществом данной системы является настраиваемая схема бухучета.
«Банковский Аналитик» способствует решению следующих задач: ввод финансового досье клиентов в базу данных; анализ их финансового и экономического состояния; автоматическое создание заключения для кредитного комитета банка; расчет кредитоспособности заемщика и т.д.
Благодаря программе «RS-Bank V.6» происходит автоматизация всей сферы банковских услуг. Ее использование способствует снижению рисков, а наличие возможности по разграничению доступа и протоколированию действий пользователей повышают уровень безопасности использования комплексных мер.
При использовании системы «InterBank» происходит дистанционное обслуживание клиентов в сети Интернет, электронной почте или мобильному телефону.
«RS-Loans» предназначена для автоматизации кредитования физических лиц и включает в себя все операции, выполняемые при выдаче кредитов, их сопровождении, учете, а также анализе и управлении кредитным портфелем банка. Программные продукты и системы «R-Style SoftLab» постоянно используются в каждом крупном банке, действующем на территории России.
Благодаря активному развитию рыночных отношений все большее количество банков принимает участие в международных расчетах, которые могут быть реализованы с помощью транспортной межбанковской сети SWIFT, обеспечивающей высокую степень надежности и достоверности.
Однако вместе с положительными аспектами автоматизации банковского обслуживания возникают и негативные процессы, в том числе, например, создание виртуальной валюты биткоин. По мнению экспертов, новая криптовалюта уже является причиной различных проблем экономики, так как она абсолютна децентрализована, анонимна, ее объем регулируется и контролируется алгоритмом, способным вызвать дефляцию. Все сделки происходят между персональным компьютером владельца данной кибер-валюты и огромной сетью серверов, способствующих передаче и получению денежных средств, представленных биткоинами, что и является серьезной угрозой целостности экономики страны в целом. Именно поэтому использование цифровых валют в качестве платежа на территории России будет запрещено, уже подготовлен и внесен на рассмотрение законопроект о запрете майнинга криптовалют, а также владения банками и другими участниками финансового рынка частными цифровыми валютами, о блокировании переводов денежных средств в криптовалюте с помощью платежных карт или электронных кошельков.
В связи с этим, банкам необходимо создавать фонды для финансирования проектов противодействия создания таких вредоносных систем, развитие которых может привести к коллапсу финансового рынка и сокращению возможностей регулирования для стабилизации экономики государством.
Традиционная система управления документооборотом в банке реализует следующие функции:
Нормативная база банка включает в себя внешние и внутренние нормативные документы. К внутренней нормативно-правовой документации относятся технологические документы, регламентирующие выполнение банковских операций и процессов, организацию работы и взаимодействие подразделений. В процессе разработки внутренние нормативные документы подвергаются тщательному обзору и анализу, после утверждения вводятся в действие и становятся объектом выполнения и мониторинга соблюдения на срок их действия, а после окончания этого срока действия выводятся из обращения.
Нормативные документы определяют общие правила и формы осуществления определенных видов деятельности, взаимодействие подразделений банка, характеристики банковских продуктов и услуг, распределение ролей участников и последовательность осуществления отдельных процессов и операций. Разработка нормативных документов требует совместной работы опытных специалистов из различных департаментов банка, юристов и специалистов по формулированию процедур, внутренних и внешних экспертов.
К основным элементам политики управления электронным документооборотом банка относятся назначение — причина существования политики, цель — описание действий банка по проведению политики в жизнь, определения — употребляемые термины и их значения, декларация масштабов — рамки, в которых действуют положения политики, правила проведения — базовые принципы, на которых основываются методы управления документацией, полномочия —распределение полномочий в процессе проведения политики в жизнь, пересмотр и обновление — определение правомочности внесения изменении в политику и условий, при которых ее следует изменять.
Основными целями архитектуры системы электронного документооборота банка на базе информационных технологий являются:
К вспомогательным целям архитектуры системы электронного документооборота банка относятся:
Результатом построения архитектуры системы электронного документооборота банка являются:
Система управления электронным документооборотом банка реализует два вида процессов:
основные, ориентированные на репозитарий, папки с файлами, документы, и вспомогательные, ориентированные на данные, дизайн, управление текстами, текстовый запрос, администрирование, управление списками контроля доступа, обеспечение безопасности протоколов работы, управление системой рабочего процесса, управление внутри- и междокументационными ссылками.
2.6 Использование СПС в банковской деятельности на примере «Консультант Плюс» и «Гарант»
Справочно-правовые системы (СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массивы правовой информации и программные инструменты (интерфейс), позволяющие пользователю выполнять различного рода операции поиска необходимых документов.
Справочные правовые системы имеют основу, которая представлена систематизацией информации правого типа в информационных базах с учетом специфики профессиональной деятельности.
СПС позволяют решать следующие задачи:
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» наиболее часто применяется на практике в сфере банковской деятельности, имеет ряд преимуществ в оптимальном поиске необходимой информации, с ее помощью можно решить ряд вопросов и задач, например, поиск документа по его реквизитам; поиск документа по приблизительным сведениям, в том числе по контексту; составление подборки документов; поиск справочной информации относительно бухгалтерских вопросов, налогов и т.п.; ознакомление с обзорами правовой информации и новостями законодательства и другие.
На сегодняшний день «КонсультантПлюс» – это уникальный и эффективный инструмент для поиска и анализа всех видов документов.
Наряду с СПС «КонсультантПлюс» в банковской деятельности активно применяется справочно-правовая система «Гарант». Она содержит в своей базе законодательные и нормативные акты, комментарии к ним, типовые формы, судебную практику, договоры и другие нормативные документы из различных сфер законодательства Российской Федерации: таможенное, банковское, налоговое, трудовое, уголовное, жилищное, земельное и т.д.
Информационно-правовое обеспечение «Гарант» - это единство трех составляющих: аналитики, новостей и консалтинга. Под аналитикой подразумевается работа с информационно-правовым комплектом СПС «Гарант», который обеспечивает доступ пользователя к полному и актуальному банку правовой информации с эффективными поисковыми и аналитическими возможностями.
Сегодня справочно-правовая система «Гарант» - это целая система комплексного информационно-правового обеспечения. «Гарант» постоянно придумывает и вводит в систему полезные новшества для клиентов, например, интеллектуальные ссылки, поиск документов по ситуации, машина времени, поиск близких по смыслу документов, словарь популярных запросов, индивидуальная новостная лента по выбранной тематике и многое-многое другое.
Роль справочно-правовых систем в деятельности банкира велика. Трудно переоценить ответственность, лежащую на работнике банка, особенно в условиях современной нестабильной экономической ситуации. От него требуются не только знания и практический опыт работы в области бухгалтерского учета и налогообложения, но и умение разбираться в запутанных хозяйственных и экономических ситуациях на основе действующего законодательства.
В последнее время СПС стали удобным инструментом для работы банкира с законодательством. Любой специалист, которому по роду деятельности приходится постоянно принимать решения, связанные с применением норм законодательства, знает, как трудно иногда бывает определить (даже обладая полным набором нормативных документов), какой нормой права надо руководствоваться в том или ином случае. Разумеется, СПС не избавят работника банка от всех стоящих перед ним проблем, но помогут решить многие из них.
Банкиру все равно придется самостоятельно принимать решения по тому или иному вопросу налогового планирования или ведения бухучета, но при помощи СПС сделать это намного проще. Системы полностью освобождают его от рутинной работы по поиску, сбору и систематизации необходимых документов, дают возможность консультироваться сразу с несколькими специалистами, не вставая со своего рабочего места. Бухгалтер любого предприятия с легкостью может найти нужные документы, формы, а также ссылки на основополагающие документы.
Одной из главных проблем на этапе эксплуатации базы данных является проблема ее эффективного ведения в условиях изменения информационных требований пользователей, которые приводят к изменению концептуальной основы и, как следствие, к изменению модели данных. При этом возникает необходимость в перенастройке бизнес-логики, реструктурировании файлов базы, корректировке ретроспективных данных, обновлении алгоритмов, перенастройке интерфейса и т.д.
Автоматизируя новый или меняющийся бизнес-процесс, необходимо решать проблемы структуризации новых или реструктуризации имеющихся данных, реализации алгоритмов протекания процессов решения задач, обеспечивать комплекс операций по вводу, обработке, передаче, хранению и выводу данных. Анализ и проектирование структуры данных являются ключевыми этапами разработки информационного обеспечения не только на стадиях создания АБС, но и в процессе адаптации базы к новым условиям работы. Так, расширение возможностей предоставления банком новых услуг требует развития информационных систем, ИТ и зависит не только от наличия в базе данных о составе объектов, операций, но и способов их изменения или расширения.
Характерная для банковской сферы высокая скорость изменения условий реализации бизнеса требует разработки специализированных методов ведения базы данных, соответствующих быстрым изменениям бизнес-среды, а также использования современного высокотехнологичного программно-технического инструментария.
При построении модели функций банка и его бизнес-процессов следует учитывать фактор повышенной заинтересованности банка в информации о ссудозаемщиках (клиенты, которые обращаются в банк за кредитом). Во многом существование кредитных организаций определяется их способностью извлекать такую информацию. Поэтому новые технологии обработки и передачи информации приводят к появлению новых видов банковских продуктов, возрастает необходимость для банков ее сбора и использования. Расходы на приобретение информации постоянно снижаются благодаря технологическим изменениям в ее обработке и распространении. В результате информационной специализации в банках появляются новые продукты и услуги, что в свою очередь приводит к необходимости совершенствования, модернизации информационной системы банка. Переход к новой базе данных и технологии ее ведения происходит при возрастании объема и номенклатуры услуг, клиентов, контрагентов, числа сделок и операций, появлении новых и сложных задач, росте прямых и косвенных издержек, снижении производительности и эффективности труда.
Необходимость соблюдения баланса между качеством информационного обеспечения АБС и затраченными на разработку и функционирование ресурсами приводит к тому, что современные технологии в основном ориентированы на массовое, промышленное создание сложных систем большими коллективами специалистов. Разрабатываются и создаются корпоративные АБС крупными специализированными фирмами - разработчиками банковских информационных технологий, которые имеют соответствующую научную базу и высококвалифицированных профессионалов в области создания новых информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель применения современных информационных технологий и в том числе, автоматизированных банковских систем - обеспечение роста прибыли банка, а также беспрепятственное развитие и расширение бизнеса в будущем.
Основой данного подхода является анализ и оптимизация бизнес-процессов банка, которые должны быть выявлены, отлажены, приведены в соответствие с эффективной стратегией развития банка и взаимоотношений с клиентами.
Внедрение АБС имеет целью повысить уровень автоматизации операционной деятельности и создать единое информационное пространство банка. Это позволяет:
- увеличить эффективность работы подразделений банка;
- уменьшить затраты на выполнение операций;
- повысить качество клиентской работы с юридическими и физическими лицами;
- организовать дистанционное обслуживание клиентов;
- обеспечить максимальную прозрачность технологических процессов;
- создать механизм разделение доступа к информации и ее защиту;
- интегрировать бухгалтерский и управленческий учет;
- обеспечить высокую надежность и скорость обслуживания клиентов.
Наличие единого информационного пространства обеспечивает целостный взгляд на процессы, происходящие в банке, что, в свою очередь, повышает управляемость и надежность банка. Информационные технологии и АБС обеспечивают автоматизацию традиционных задач банковской деятельности: ведение бухгалтерского учета, получение обязательной отчетности, автоматизированное расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитно-депозитную деятельность и многих других. Как правило, внедрение современных информационных технологий приносит еще и дополнительный эффект, поскольку на этапе разработки решения в банке перестраиваются и оптимизируются бизнес-процессы - просто за счет того, что внедрение системы позволяет по-новому взглянуть на существующие механизмы, упразднить "лишние звенья", использовать опыт поставщиков решения и консультантов.
Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка. Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.
Современные интегрированные информационные технологии, представленные АБС, позволяют помочь банку выстроить эффективные бизнес-процессы, уменьшить расходы и риски, связанные с операциями на рынке и обслуживанием клиентов. Кроме того, помогают объективно оценивать риски, анализировать и управлять ими. Таким образом, современная АБС не только может позволить банку контролировать риски в соответствии с требованиями регулирующих органов, но и способна дать ощутимые преимущества перед конкурентами.
Использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах, ведь по сути они представляют из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В АБС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование, от правильного построения сетевой структуры информационных технологий зависит эффективность и надежность функционирования на рынке банковских услуг.
Банковская сфера определяет два основных требования к информационным технологиям и в том числе к АБС – это обеспечение надежности и безопасности передачи коммерческой информации. В последнее время для взаимодействия с клиентами и осуществления расчетов все чаще используются открытые глобальные сети (например, Internet). Последнее обстоятельство еще более усиливает значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа.
В ближайшее время темпы развития информационных технологий и степень их внедрения в банковское дело, особенно в нашей стране, будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете, и банки, и их клиенты.
Процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ неизбежны. Внедрение информационных технологий и новейших разработок в области коммуникаций обеспечит возможность достижения высоких результатов в этом направлении банковской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
Банковское дело и банковские операции: учебник / М. С. Марамыгин, Е. Г. Шатковская, М. П. Логинов, Н. Н. Мокеева, Е. Н. Прокофьева, А. Е. Заборовская, А. С. Долгов ; под ред. М. С. Марамыгина, Е. Г. Шатковской; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.
Банковское дело в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.
Банковский менеджмент : учебник / Я.Ю. Радюкова, О.Н. Чернышова, А.Ю. Федорова [и др.]. – Москва : ИНФРА-М, 2020.
Гамза В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.
Герасимова, Е. Б. Анализ финансовой устойчивости банка : учебник / Е.Б. Герасимова. – Москва : ИНФРА-М, 2020.
Кибербезопасность в условиях электронного банкинга : практическое пособие / под ред. П. В. Ревенкова. – Москва : Прометей, 2020.
[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://rykov–bnk.narod.ru/l1. html
[Электронный ресурс]-Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=491285
[Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/21/02/2022/621335a49a794781070e6eda?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
[Электронный ресурс]-Режим доступа:
Басня "Море и река"
Лиса и волк
"Разделите так, как делили работу..."
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Этот древний-древний-древний мир!