Математическая модель - очень простое понятие. И очень важное. Именно математические модели связывают математику и реальную жизнь.
Говоря простым языком, математическая модель - это математическое описание любой ситуации. И всё. Модель может быть примитивной, может быть и суперсложной. Какая ситуация, такая и модель.
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_progressii.docx | 85.68 КБ |
Школьная Конференция проектных и исследовательских работ учащихся
«Новое поколение»
Секция «Точных наук и новых технологий»
Исследовательская работа
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Арзуманян Марета Арташесовна,
Арзуманян Ангелина Арташесовна
обучающиеся 9В и 11А классов
МБОУ СОШ №14 п.Пятигорский
Предгорного муниципального округа
Ставропольского края
Научные руководители:
Вихлянцева Марина Петровна,
учитель математики,
тьютор открытой студии «РОСТ»,
Балацкая Татьяна Алексеевна,
учитель химии,
тьютор открытой студии «РОСТ»
п. Пятигорский – 2022 год
Оглавление
Глава 2. Арифметические и геометрические прогрессии в нашей жизни………………………………………………………………….....9
Введение
Математическая модель - очень простое понятие. И очень важное. Именно математические модели связывают математику и реальную жизнь.
Говоря простым языком, математическая модель - это математическое описание любой ситуации. И всё. Модель может быть примитивной, может быть и суперсложной. Какая ситуация, такая и модель.
В любом деле, где нужно чего-нибудь посчитать да рассчитать - мы занимаемся математическим моделированием. Даже если и не подозреваем об этом.
Актуальность работы заключается в том, что математические модели всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, они являются ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Математика и математические модели встречаются и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Важнейшие математические модели обычно обладают важным свойством универсальности: принципиально разные реальные явления могут описываться одной и той же математической моделью.
В курсе алгебры мы изучаем числовые последовательности. Изучили арифметическую и геометрическую прогрессии: дали определение, научились находить по формулам любой член прогрессии, сумму первых членов прогрессии.
Найдя ответы на вопросы: имеет ли это, какое - либо практическое значение и как давно люди знают последовательности, как возникло это понятие, мы подтвердим или опровергнем утверждение о том, что математика возникла из практических нужд человека, что математические прогрессии являются универсальными моделями и связывают математику с реальной жизнью и являются частью общечеловеческой культуры.
Объектом исследования: геометрическая и арифметическая прогрессии.
Предмет исследования: практическое применение математических прогрессий.
Гипотеза исследования: если математика возникла из практических нужд человека, то и математические прогрессии, как универсальные математические модели, имеют определенное практическое значение.
Цель исследования: установить картину возникновения понятия математической прогрессии и выявить примеры универсальной модели ее применения.
Задачи исследования:
понятие последовательности, в частности – математические прогрессии;
практических знаний по изучаемой проблеме;
прогрессий.
Методы исследования:
В данной работе, мы отразим применение математических прогрессий в повседневной жизни, и покажем, что математика является частью общечеловеческой культуры.
Глава 1. Теоретические основы арифметической и геометрической прогрессий
Понятие числовой последовательности возникло и развилось задолго до создания учения о функции. Так еще в III в. до н. э. александрийский ученый Эратосфен указал способ получения n-го члена последовательности простых чисел. Этот способ был назван «решетом Эратосфена».
Идея предела последовательности восходит к V-IV вв. до н. э. Прогрессии - частные виды числовых последовательностей – встречаются в памятниках II тысячелетия до н.э. [1].
В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко II тысячелетию до н.э., встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий. Например, вавилонская задача, в которой используется арифметическая прогрессия: « 10 братьев, мины серебра. Брат над братом поднимается, на сколько поднимается, не знаю. Доля восьмого 6 шекелей. Брат над братом – на сколько он выше?»
При решении вавилонский автор, не имевший в своем распоряжении ни современной символики, ни готовых формул, вынужден придержаться строго арифметических рассуждений. Идея его решения следующая. Он начинает с нахождения средней арифметической (средней доли), деля мины на 10 и получая мины, ее умножает затем на два. Итак, удвоенная средняя доля есть мины. Это и есть сумма долей третьего и восьмого братьев, имея в виду, что первого от третьего, как и восьмого от десятого отделяют 2 ступени (интервала). Третьего же от восьмого отделяют 5 ступеней, а разность между их долями составляет мины. Отсюда и находится значение одной ступени, т.е. разность прогрессии, равная от мины, или мины. [1].
А вот, например, задача из египетского папируса Ахмеса: «Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками и, разность же между каждым человеком и его соседом равна меры» [1].
Задачи на арифметические (и геометрические) прогрессии имеются и в древнекитайском трактате «Математика в девяти книгах», в котором нет, однако, указаний на применение какой-либо формулы суммирования. По содержанию некоторые китайские задачи трактуют о растущей или убывающей производительности труда ткачих. Примеры арифметических и геометрических прогрессий имеются и в индийских «сиддхантах».
В древнерусском юридическом сборнике «Русская правда» содержатся выкладки о приплоде от скота и пчел за известный промежуток времени, о количестве зерна, собранного с определенного участка земли, и т.д.
Таким образом, первые задачи дошедшие да нас на прогрессии связаны с запросами хозяйственной жизни и общественной практики, как например, распределение продуктов, деление наследства, приплод скота, наблюдениями над явлениями природы и т.д.
Однако, слово «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression, что означает «движение вперед») в первые встречается у римского автора Боэция (V-VI в.). Первоначально под прогрессией понимали всякую числовую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении. В конце средних веков и в начале нового времени это термин перестает быть общеупотребительным. В XVII в., например, ДЖ. Грегори употребляет вместо прогрессии термин «ряд», а другой видный английский математик, Дж. Валлис, применяет для бесконечных рядов термин «бесконечные прогрессии».
Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Так, Ариабхатта (V в.) знал формулы общего члена, суммы арифметической прогрессии и др. Магавира (IX в.) пользуется формулой суммы квадратов натуральных чисел
и другими более сложными конечными рядами. Однако правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в «Книге абака» (1202 г.) Леонардо Пизанского (Фибоначчи). В «Науке о числах» (1484 г.) Н. Шюке, как и Архимед, сопоставляет арифметическую прогрессию любой бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Формула для суммирования бесконечно убывающей геометрической прогрессии была известна П. Ферма и другим математикам XVII в.[1]
В настоящее время прогрессии рассматриваются, как частные случаи числовых последовательностей.
В толковом словаре понятия арифметической и геометрической прогрессии даются следующим образом:
Арифметическая прогрессия – это последовательность чисел, каждое из которых получается из предыдущего путем прибавления или вычитания некоего постоянного числа.
Геометрическая прогрессия – это последовательность чисел, каждое из которых получается из предыдущего путем умножения или деления на некое постоянное число [4].
В школьном курсе математики 9 и 11 классов, понятия геометрической и арифметической прогрессии дается следующим образом:
Определение. Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют арифметической. При этом число d называют разностью прогрессий.
Очевидно, что арифметическая прогрессия является возрастающей последовательностью, если , и убывающей, если .
Формула n-члена арифметической прогрессии.
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
Каждый член арифметической прогрессии, кроме первого (и последнего – в случае конечной прогрессии), равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов.
Верно и обратное: если последовательность такова, что для любого выполняется равенство
то - арифметическая прогрессия.
Теорема: Числовая последовательность является арифметической тогда и только тогда, когда каждый ее член, кроме первого (и последнего – в случае конечной последовательности), равен среднему арифметическому предшествующего и последующего членов.
Определение. Числовую последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число q, называют геометрической прогрессией. При этом число q называют знаменателем прогрессии.
Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
Квадрат каждого члена геометрической прогрессии, первого (и последнего – в случае конечной последовательности), равен произведению предшествующего и последующего членов.
Верно и обратное: если последовательность такова, что для любого выполняется равенство
то - геометрическая прогрессия.
Теорема: Числовая последовательность является геометрической прогрессией тогда и только тогда, когда квадрат каждого ее члена, кроме первого (и последнего – в случае конечной последовательности), равен произведению предшествующего и последующего членов.
[2].
Таким образом, в первой главе нами было выяснено, когда и в связи, с какими потребностями человека появилось понятие последовательности, в частности - прогрессии; какие ученые внесли большой вклад в развитие теоретических и практических знаний по изучаемой проблеме; рассмотрены теоретические основы геометрической и арифметической прогрессий.
Глава 2. Арифметические и геометрические прогрессии в нашей жизни
Первые задачи, дошедшие да нас на прогрессии, были связаны с запросами хозяйственной жизни и общественной практикой. Так и в наше время формулы арифметической и геометрической прогрессии используются при подсчёте данных в программировании, экономике, химии, литературе, физике, биологии, геометрии, экономике, статистике, а также и в повседневной жизни. Рассмотрим примеры применения более подробно:
…Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить…
Ямб – это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2,
4, 6, 8… . Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
«Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…» (А.С.Пушкин)
Прогрессия 2, 4, 6, 8…
«Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!» (И. Блок)
Прогрессия 2,4,6, 8, 10,12…
Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1, 3, 5, 7…
«Я пропАл , как звЕрь в загОне…» (Б.Л.Пастернак)
Прогрессия 1, 3, 5, 7…
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин) [10].
Ответ: b15 = 2·214 = 32 768 (геометрическая прогрессия)
Например, нужно рассчитать доход, который клиент получит после окончания срока хранения вклада в банке, зная сумму вклада, ставку по вкладу и срок хранения вклада. Так, клиент открыл в Сбербанке вклад (депозит) на сумму 3 млн. рублей сроком на 6 месяцев. Банк платит клиенту за пользование его средствами ставку в размере 6% годовых[1].
Схема расчета такова: , тогда получаем (Приложение 1, Таблица 1).
Налицо геометрическая прогрессия: 103037.75 рублей, где 100 000 – первоначальная сумма депозита, а 1,005 – знаменатель прогрессии (Приложение 1, Диаграмма 1)
Или можно рассмотреть в качестве примера прием таблеток – 2 таблетки 3-4 раза в день, т.е. часы приема: 8 часов, 11 часов, 14 часов, 17 часов. На лицо арифметическая прогрессия: .
Таким образом, нами были рассмотрены примеры применения математических прогрессий в нашей жизни и мы убедились, что арифметическая и геометрическая прогрессия являются ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Кефир и Мацони – очень распространенные кисломолочные продукты. Готовятся они из коровьего молока по технологии закваски. Итоговая консистенция, вкусовые качества и физические свойства напитков различаются.
Кефир – это вид кисломолочных продуктов, который готовится по технологии закваски с использованием специальных «грибков». Получить кефир удастся, если сбродить чистое коровье молоко с точки зрения его кисломолочных и спиртовых свойств. В итоге, получится белый по цвету, слегка кисловатый и уникальный по составу напиток. В любом кефире содержится целый перечень полезных для человека бактерий и грибков, которые появляются в нем в процессе брожения.
Мацони – это также вид кисломолочных напитков, но готовящийся по слегка иной технологии. Схема приготовления Мацони предполагает «закваску» молока, приводящую его в густое состояние. Происходит данный процесс за счет чистых молочнокислых бактерий. В среднем, Мацони получается слегка жирней кефира, а уровень жиров в ней равняется 3,2 процентам. Этот кисломолочный продукт более мягкий на вкус, также белый по цвету и более густой по консистенции.
Технология изготовления обоих кисломолочных продуктов основана на изменении температуры молока (арифметическая прогрессия). При создании определенных температурных условий запускается процесс размножении различных бактерий (геометрическая прогрессия).
Итоговый состав у Мацони немного отличается от имеющегося у кефира.
Мацони и кефир — разные продукты. В принципе, различия между кефиром и мацони прослеживаются и на самом деле имеются. Основные отличия между напитками заключаются в следующем: Кефир готовится за счет добавления в коровье молоко кефирных «грибков», а простокваша делает себя сама посредством естественных процессов скисания, которые появляются из-за чистых молочнокислых бактерий. Кисломолочные напитки отличаются с точки зрения физических и вкусовых свойств. Кефир более жидкий и кислый на вкус, мацони погуще и слегка мягче по вкусовым ощущениям. Состав у продуктов с точки зрения биологии различен. Набор бактерий и грибков, имеющихся в кефире, слегка отличается от имеющихся микроорганизмов в простокваше.
В результате мы имеем два различных продукта, две математические модели, которые описываются математическими одними и теми же математическими прогрессиями. Следовательно, математические прогрессии являются универсальными математическими моделями.
Заключение
Целью данного исследования было установить картину возникновения понятия математической прогрессии, выявить примеры их применения и доказать универсальность математической модели арифметической и геометрической прогрессий.
Мы в соответствии поставленным задачам выявили: когда и в связи, с какими потребностями человека появилось понятие последовательности, в частности – математические прогрессии; какие ученые внесли большой вклад в развитие теоретических и практических знаний по изучаемой проблеме; теоретические основы геометрической и арифметической прогрессий.
Установили, какое прикладное значение имеют арифметическая и геометрическая прогрессии, нашли и показали примеры применения прогрессий в нашей жизни.
Доказали, что математические прогрессии являются универсальными математическими моделями.
Резюмируя изложенное выше, мы пришли к выводу, что все естественные и общественные науки, использующие математический аппарат, по сути занимаются математическим моделированием: заменяют реальный объект его математической моделью и затем изучают последнюю.
В ходе исследования мы использовали следующие методы: анализ школьных учебников математики, математической, справочной литературы, литературы по истории математики, материала из Интернета и обобщили найденные факты в учебниках по физике, химии, биологии, экологии, экономики, литературе, медицинские справочники.
В данной работе, мы отразили применение математических прогрессий в повседневной жизни, и показали, что математика является частью общечеловеческой культуры.
Таким образом, мы подтвердили поставленную гипотезу о том, что математика возникла из практических нужд человека, математические прогрессии, как универсальные математические модели, имеют определенное практическое значени
Библиографический список
Приложение
Сумма вклада | Доход за год | |
Открытие вклада | 100000 | 0 |
Через 1месяц | 100000 | 500 |
Через 2месяц | 100500 | 502,5 |
Через 3месяц | 101002,5 | 505,01 |
Через 4месяц | 101507,5 | 507,54 |
Через 5месяц | 102015,1 | 510,08 |
Через 6месяц | 102525,1 | 512,63 |
Таблица 1.
Диаграмма 1.
[1] Материалы ЕГЭ, математика профильного уровня, финансовая математика, экономические задачи
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Как нарисовать лимон акварелью
Самый богатый воробей на свете
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Стеклянный Человечек