Ежегодно каждый родитель сталкивается с необходимостью подготовки к новому учебному году. И так как дети проводят большую часть времени в школе, то вопрос о выборе комфортной школьной формы актуален из года в год. Без сомнения, в любом возрасте ребёнок хочет выглядеть модно, но родители настивают на максимальной натуральной и комфортной одежде. Школьник должен приходить на занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и выполняют все родители.Так если досточно одного презентабельного вида, для чего нужна школьная форма?
Актуальность работы заключается в том, что выбор ткани для школьной формы влияет на физическое состояние и здоровье школьника.
Цель: определить лучшую ткань для школьной формы.
Гипотеза работы заклюяается в том,что не все ткани по своим характеристикам подходят для школьной формы.
Объект исследования- свойства тканей
Предмет исследования- ткани для школьной формы
Вложение | Размер |
---|---|
Качество ткани при выборе школьной формы | 275 КБ |
znachenie_kachestva_tkani_pri_vybore_shkolnoy_formy_.doc | 275 КБ |
XIVгородская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку – 2022»
___________________________________________________
Секция: Медицина и здоровье
«Значение качества ткани при выборе школьной формы»
исследовательская работа
Красноярский край, г. Лесосибирск,
МБОУ «ООШ №5», 7 класс
Руководитель: Троицкая Ольга Кирилловна,
МБОУ «ООШ№5», учитель технологии
тел. 8 (29145) 3-37-37, e-mail: Olyat 9707@ mail.ru.
Лесосибирск - 2022
Содержание
1. Введение………….………………………………………..…...……………………….3
II.Основная часть
Актуальность школьной формы……………………………………………………4-10
2.1. Значение школьной формы для родителей и обучающихся…………..………..
2.2. Влияние школьной формы на здоровье ребёнка………………………………..
2.3. История возникновения школьной формы……………………………………...
2.4. Исследование тканей для школьной формы…………………………………….
III. Заключение………………………………………...……….……..…………………..11
IV. Литература…………………..……………………………….…….............................12
V. Приложения………………………………………………………………………. 13-14
Ежегодно каждый родитель сталкивается с необходимостью подготовки к новому школьному году. И так как дети проводят большую часть времени в школе, то вопрос о выборе комфортной школьной формы актуален из года в год. Без сомнения, в любом возрасте ребёнок хочет выглядеть модно, но родители настаивают на максимальной «натуральной» и комфортной одежде. Школьник должен приходить на занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и выполняют все родители. Так если достаточно просто презентабельного внешнего вида, для чего нужна школьная форма?
За всю ее историю форму утверждали, затем изменяли, вовсе отменяли и снова вводили. Сейчас она снова приобретает актуальность, хотя и не в столь обязательном порядке, как когда-то в Советском Союзе. Российские образовательные учреждения больше склоняются к зарубежному варианту форменной одежды типа dress-code. То есть детям не обязательно одеваться в суконные гимнастерки и уныло-коричневые платья, они должны иметь деловой и практичный стиль сообразно требованиям каждой конкретной школы [4].
В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 года закона от 29 декабря 2012 года № 000 «Об образовании в Российской Федерации» введены единые требования к одежде школьников [7]. Общий вид одежды учащихся, ее цвет и фасон определяются с учетом мнения родителей и педагогического коллектива. В нашей школе обучающиеся начальной школы не всегда ходят в школу в школьной форме. Нам стало интересно, почему в нашей школе не все обучающиеся любят ходить в школу в школьной форме. Может быть потому, что они чувствуют себя в ней некомфортно?
Актуальность работы заключается в том, что выбор ткани для школьной формы влияет на физическое состояние и здоровье школьника.
Цель: Определить лучшую ткань для школьной формы.
Задачи исследования:
Гипотеза работы заключается в том, что не все ткани по своим характеристикам подходят для школьной формы.
Согласно цели и задачам для проверки гипотезы были использованы следующие методы:
Объект исследования –свойства тканей
Предмет исследования – ткани для школьной формы.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуальность школьной формы.
2.1. Значение школьной формы для родителей и обучающихся.
У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе [5].
В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом.
В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме. Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет. Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились. Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество [1]. На что же обращают внимание родители при покупке школьной формы для своего ребёнка? Мы провели социологический опрос, в котором приняли участие 79 обучающихся начальной школы и их родители (табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Вопрос | Цена | Качество | Цвет | Фасон |
На что вы обращаете внимание при покупке школьной формы? | 32 (41%) | 59 (75%) | 35 (44%) | 43 (54%) |
Он показал, что наибольшее число родителей при покупке школьной формы обращают внимание на качество ткани (75 %).
Таблица 2.2.
Вопрос | Носите ли вы школьную форму? | Нравится ли Вам школьная форма? |
Да | 79 (100%) | 24 (30%) |
Нет | - | 55 (70%) |
Все обучающиеся начальной школы носят школьную форму. Но только тридцати процентам опрошенных она нравится, остальные назвали несколько причин, по которым им не нравится школьная форма: не нравится фасон, в ней не комфортно, она не красивая (табл.2.2.).
2.2. Влияние школьной формы на здоровье ребёнка.
Многие современные взрослые люди считают, что школьная форма является пережитком прошлого советского поколения. Ее перестали вводить и носить где-то с девяностых годов. Но почему же тогда самые элитные школы всего мира стараются одеть учеников в одинаковую форму? Форма может повлиять на здоровье и на поведение ребенка. Некоторые скажут, что негуманно одевать девочек зимой в школьные юбки. Но ведь теперь они шьются из теплых материалов. Также в продаже имеются теплые колготки. Одетая таким образом девочка не застудится. К тому же в форму часто вводят и брюки для холодов. Лучше, чтобы ребенок носил теплые брюки со средней талией (или завышенной), чем носил низко посаженные джинсы. В джинсах можно легко застудить придатки и почки. Также школьная форма позитивно влияет на психическое здоровье детей. Если детям из малоимущих семей раздавать форму бесплатно, то они не будут себя скованно чувствовать среди одноклассников. Очень много комплексов и подростковых травм появляется у детей. Особенно, когда их одноклассники одеваются гораздо лучше и моднее, еще и хвастаются при этом. Форма позволит не дать развиться навязчивым психическим расстройствам.
Медики выяснили, что надетая на всех одинаковая форма дисциплинирует детей. Они больше чувствуют себя в коллективе. Понимают, что все они равны и имеют одинаковые возможности. У ребенка нет эмоциональных стрессов и споров с родителями дома, когда он не знает, что надеть в школу. Или когда он выбирает то, что не хотят на нем видеть родители. Меньше возникает конфликтов в семье. Поэтому мы решили спросить у родителей обучающихся начальной школы, влияет ли ткань, из которой сшита школьная форма на здоровье ребёнка? (Табл. 3.2.)
Таблица 3.2.
Вопрос | Считаете ли вы, что ткань, из которой сшита школьная форма, влияет на здоровье ребёнка? |
Да | 68 (86%) |
Нет | 11 (14%) |
86 % опрошенных считают, что ткань влияет на здоровье ребёнка. Школьная одежда для ребёнка должна быть безопасной для здоровья. СанПиН [6], Роспотребнадзор и Таможенный союз устанавливает, что все ткани, из которых шьют форму, должны иметь такие качества как: хорошая гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглощение, минимальный показатель токсичности [3]. Важно, чтобы ткань была не слишком тонкой, иначе такие места как колени и локти быстро протрутся и форма потеряет внешний вид.
Ткань для пошива должна содержать от 30 до 35% синтетического волокна, для блуз и сорочек до 55%. Для костюмов и платьев для девочек состоять на 65% из хлопчатобумажных тканей, фланели, бумазеи и другие. Если ткань будет полностью натуральной, она очень быстро износится, постоянно будет мяться. Если изделие будет полностью из синтетических волокон, то нарушается теплообмен, возникает сильная потливость, прилипание одежды к телу, что оставляет после себя неприятные ощущение и раздражительность. От формы не должно исходить никаких запахов краски, а так же оставлять следы на теле, потому, что при длительном воздействии возможны проявления аллергии или длительного плохого самочувствия.
Школьная одежда для ребёнка должна быть безопасной для здоровья.
2.3. История возникновения школьной формы.
Мало кто знает, что мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Обязательную для всех гимназистов форму ввел император Николай I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта по новому стилю) 1834 года, все учащиеся подведомственных Министерству народного просвещения учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме встречали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Детали парадных мундиров имели ту же цветовую гамму.
В 1818 году Декрет «О единой школе….» отменил форму учащихся, признав её наследием царско- полицейского режима. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
В 1949 г. в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России [2].
Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. «Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах , но милитаризированного вида они не потеряли. А форма девочек осталась старая [2].
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду. [2].
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
С 1 сентября 2013 года введены единые требования к одежде школьников. Общий вид одежды учащихся, ее цвет и фасон определяются с учетом мнения родителей и педагогического коллектива.
Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны [2].
2.4. Исследование тканей для школьной формы.
Со слов продавца из магазина «Шью сама»: «Выбор качественной ткани для школьной формы имеет большое значение». Чаще всего для пошива школьной формы используются: вискоза, джинс, поливискоза, габардин, шотландка и вельвет. Именно эти образцы мы и взяли для исследования. Сначала мы изучили механические свойства и проверили все образцы.
I. Изучение механических свойств тканей:
1.Прочность
1.Мы вытянули из образцов долевую нить и проверили её на разрыв (рис. 1 приложение 1).
2.Мы сравнили ткань по степени прочности с другими образцами.
3. Результаты занесли в таблицу.
2.Сминаемость
1.Мы сжали образец в руке и подержали его в таком состоянии 30 секунд. Разжали руку и подождали 30 секунд (отдых после смятия).
2.Мы определили какая ткань оказывает наибольшее сопротивление смятию и быстрее восстанавливает первоначальное состояние после смятия (рис.2 приложение 1).
3. Проделали опыты с другими образцами. Результаты занесли в таблицу.
Потом мы исследовали гигиенические свойства.
II.Гигиенические свойства тканей:
1. Гигроскопичность ( способность впитывать влагу и быстро высыхать)
1. Мы взяли образцы тканей, намочили их в воде и дали высохнуть в естественных условиях.
2. Зафиксировали время высыхания и определили, какой из образцов высох быстрее других, а какой высыхал дольше всех (рис. 3 приложение 1).
2.Воздухопроницаемость
1.Мы взяли образец ткани и расположили руку на некотором расстоянии от него (не более 1 см) и направили на ткань поток воздуха (подули). По ощущениям определили какая ткань лучше пропускает воздух (рис.4 приложение 1).
3. Электризуемость
1.Мы взяли образец ткани, сложили его вдвое и потерли. Развернули ткань и приложили её к кусочкам бумаги. Мы определили степень её электризуемости по степени прилипания бумажек к образцу (рис. 5 приложение 1).
III. Сырьевой состав по типу горения ткани
1.Мы вытянули из образца несколько нитей, подожгли их, соблюдая правила Т. Б. И по продуктам сгорания определили тип ткани (рис. 6 приложение 2).
2. Проделали опыты с другими образцами. Результаты занесли в таблицу (таблица 2.1).
IV. Качество окрашивания тканей
1.Мы поместили все образцы в пробирки, нагрели воду до кипения и залили образцы. Рассмотрели цвет воды после ее остывания (рис. 7 приложение 2).
2. Результаты занесли в таблицу (таблица 2.1).
V.Усадка (%)
1. Мы измерили образцы, намочили их в горячей воде и высушили.
2. Снова измерили и сравнили с первоначальными размерами (рис. 8 приложение 2).
3. Результаты занесли в таблицу (таблица 2.1).
Определение качества тканей для пошива школьной формы
Таблица 2.1.
Свойства | Образец №1 (шотландка) | Образец №2 (габардин) | Образец №3 (поливискоза) | Образец №4 (вельвет) | Образец №5 (джинс) | Образец №6 (вискоза) |
Прочность | Не рвётся | Не рвётся | Нитка порвалась легко | Не рвётся | Нитка порвалась легко | Не рвётся |
Сминаемость | Не сминается | Сминается | Не сминается | Не сминается | Сминается | Не сминается |
Воздухопроницаемость | средняя | средняя | высокая | средняя | средняя | высокая |
Электризуемость | средняя | средняя | средняя | высокая | низкая | низкая |
Гигроскопичность | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | 4 |
Горение | Все волокна плавились, пламя с выделением чёрной копоти. В результате горения образовывался твёрдый шарик. | Волокна сгорали быстро, ярким пламенем. В результате образовался шарик, легко растирающийся пальцами | Все волокна плавились, пламя с выделением чёрной копоти. В результате горения образовывался твёрдый шарик. | |||
Качество окрашивания | Цвет воды не изменился | Цвет воды не изменился | Цвет воды не изменился | Вода немного окрасилась | Цвет воды не изменился | Вода немного окрасилась |
Усадка | Ткани не уменьшились после стирки ( не дали усадку) |
Вывод: По результатам исследования механических свойств, хорошие показатели оказались у образцов: №1 и №5. По прочности лучшие образцы: №1, №2, №4 и №6. Плохо сминаются - №1, №3, №4, №5. Прочное окрашивание в образцах №1, №2, №3, №5. По гигиеническим свойствам тканей низкого качества образцы №4, №5, №6. Ткань низкого качества не даёт телу дышать: в процессе движений тело нагревается, нарушается теплообмен. Пот не испаряется из ткани и возникает эффект паровой бани.
Самые низкие показатели у образца №4: он плохо пропускают воздух и обладает высокой электризуемостью. И по характеристикам не подходит для школьной формы. Детям, страдающим аллергией, кожными заболеваниями, противопоказаны такие ткани. Вещества, которые входят в их состав, могут вызвать раздражение, покраснение, зуд.
Самые высокие показатели у образца №3 (поливискоза) . Он хорошо удерживает воду, слабо электризуется, прочно окрашен, обладает высокой гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Имеет в своём составе натуральные хлопчатобумажные волокна, что положительно скажется на здоровье школьника. В костюме из такой ткани ученику будет удобно и комфортно весь день!
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы достигли цели и доказали, что не все ткани подходят для школьной формы по своим характеристикам. Наша гипотеза подтвердилась.
По результатам исследования нами составлены рекомендации для учащихся и родителей, которые задумываются о приобретении школьной формы:
1. Помните, что ребенку должно быть комфортно в школьной форме, она не должна сковывать его движения и подавлять природную активность. Любой дискомфорт, вызванный одеждой, может негативно отражаться на его самочувствии и успехах.
2. Тщательно изучите материал, из которого сшита форма. Проследите, чтобы количество синтетики в тканях было не слишком большим. Обратите внимание на бирку, на которой обозначена информация о составе материала и режимах ухода за ней.
3. Форму рекомендуется менять в течении недели, поэтому стоит приобрести несколько комплектов, которые можно было бы чередовать.
4. Выбирайте форму с ребенком, ведь, прежде всего, вы покупаете одежду для него и она должна ему нравиться.
IV. ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Рисунок 1 Рисунок 2
Определение прочности Определение сминаемости
Рисунок 3
Определение гигроскопичности
Рисунок 4 Рисунок 5
Определение воздухопроницаемости Определение электризуемости
Приложение 2
Рисунок 6 Рисунок 7
Определение сырьевого состава Проверка качества окрашивания ткани
по типу горения
Рисунок 8
Проверка тканей на усадку
Аннотация
Индюкова Елизавета
г. Лесосибирск, МБОУ « ООШ №5», 6 класс.
«Значение качества ткани при выборе школьной формы».
Руководитель: учитель технологии Троицкая Ольга Кирилловна.
Основные результаты исследования: доказано, что не все ткани подходят для школьной формы по своим характеристикам.
Цель исследовательской работы: определить лучшую ткань для школьной формы
Задачи исследования:
Гипотеза: Не все ткани по своим характеристикам подходят для школьной формы
Объект исследования – свойства тканей.
Предмет исследования –ткань для школьной формы.
Согласно поставленным цели и задачам были использованы следующие методы:
1. Анкетирование.
2. Сравнение.
3. Эксперимент.
4. Анализ.
XIVгородская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку – 2022»
___________________________________________________
Секция: Медицина и здоровье
«Значение качества ткани при выборе школьной формы»
исследовательская работа
Красноярский край, г. Лесосибирск,
МБОУ «ООШ №5», 7 класс
Руководитель: Троицкая Ольга Кирилловна,
МБОУ «ООШ№5», учитель технологии
тел. 8 (29145) 3-37-37, e-mail: Olyat 9707@ mail.ru.
Лесосибирск - 2022
Содержание
1. Введение………….………………………………………..…...……………………….3
II.Основная часть
Актуальность школьной формы……………………………………………………4-10
2.1. Значение школьной формы для родителей и обучающихся…………..………..
2.2. Влияние школьной формы на здоровье ребёнка………………………………..
2.3. История возникновения школьной формы……………………………………...
2.4. Исследование тканей для школьной формы…………………………………….
III. Заключение………………………………………...……….……..…………………..11
IV. Литература…………………..……………………………….…….............................12
V. Приложения………………………………………………………………………. 13-14
Ежегодно каждый родитель сталкивается с необходимостью подготовки к новому школьному году. И так как дети проводят большую часть времени в школе, то вопрос о выборе комфортной школьной формы актуален из года в год. Без сомнения, в любом возрасте ребёнок хочет выглядеть модно, но родители настаивают на максимальной «натуральной» и комфортной одежде. Школьник должен приходить на занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и выполняют все родители. Так если достаточно просто презентабельного внешнего вида, для чего нужна школьная форма?
За всю ее историю форму утверждали, затем изменяли, вовсе отменяли и снова вводили. Сейчас она снова приобретает актуальность, хотя и не в столь обязательном порядке, как когда-то в Советском Союзе. Российские образовательные учреждения больше склоняются к зарубежному варианту форменной одежды типа dress-code. То есть детям не обязательно одеваться в суконные гимнастерки и уныло-коричневые платья, они должны иметь деловой и практичный стиль сообразно требованиям каждой конкретной школы [4].
В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2013 года закона от 29 декабря 2012 года № 000 «Об образовании в Российской Федерации» введены единые требования к одежде школьников [7]. Общий вид одежды учащихся, ее цвет и фасон определяются с учетом мнения родителей и педагогического коллектива. В нашей школе обучающиеся начальной школы не всегда ходят в школу в школьной форме. Нам стало интересно, почему в нашей школе не все обучающиеся любят ходить в школу в школьной форме. Может быть потому, что они чувствуют себя в ней некомфортно?
Актуальность работы заключается в том, что выбор ткани для школьной формы влияет на физическое состояние и здоровье школьника.
Цель: Определить лучшую ткань для школьной формы.
Задачи исследования:
Гипотеза работы заключается в том, что не все ткани по своим характеристикам подходят для школьной формы.
Согласно цели и задачам для проверки гипотезы были использованы следующие методы:
Объект исследования –свойства тканей
Предмет исследования – ткани для школьной формы.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуальность школьной формы.
2.1. Значение школьной формы для родителей и обучающихся.
У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе [5].
В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом.
В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме. Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет. Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились. Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество [1]. На что же обращают внимание родители при покупке школьной формы для своего ребёнка? Мы провели социологический опрос, в котором приняли участие 79 обучающихся начальной школы и их родители (табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Вопрос | Цена | Качество | Цвет | Фасон |
На что вы обращаете внимание при покупке школьной формы? | 32 (41%) | 59 (75%) | 35 (44%) | 43 (54%) |
Он показал, что наибольшее число родителей при покупке школьной формы обращают внимание на качество ткани (75 %).
Таблица 2.2.
Вопрос | Носите ли вы школьную форму? | Нравится ли Вам школьная форма? |
Да | 79 (100%) | 24 (30%) |
Нет | - | 55 (70%) |
Все обучающиеся начальной школы носят школьную форму. Но только тридцати процентам опрошенных она нравится, остальные назвали несколько причин, по которым им не нравится школьная форма: не нравится фасон, в ней не комфортно, она не красивая (табл.2.2.).
2.2. Влияние школьной формы на здоровье ребёнка.
Многие современные взрослые люди считают, что школьная форма является пережитком прошлого советского поколения. Ее перестали вводить и носить где-то с девяностых годов. Но почему же тогда самые элитные школы всего мира стараются одеть учеников в одинаковую форму? Форма может повлиять на здоровье и на поведение ребенка. Некоторые скажут, что негуманно одевать девочек зимой в школьные юбки. Но ведь теперь они шьются из теплых материалов. Также в продаже имеются теплые колготки. Одетая таким образом девочка не застудится. К тому же в форму часто вводят и брюки для холодов. Лучше, чтобы ребенок носил теплые брюки со средней талией (или завышенной), чем носил низко посаженные джинсы. В джинсах можно легко застудить придатки и почки. Также школьная форма позитивно влияет на психическое здоровье детей. Если детям из малоимущих семей раздавать форму бесплатно, то они не будут себя скованно чувствовать среди одноклассников. Очень много комплексов и подростковых травм появляется у детей. Особенно, когда их одноклассники одеваются гораздо лучше и моднее, еще и хвастаются при этом. Форма позволит не дать развиться навязчивым психическим расстройствам.
Медики выяснили, что надетая на всех одинаковая форма дисциплинирует детей. Они больше чувствуют себя в коллективе. Понимают, что все они равны и имеют одинаковые возможности. У ребенка нет эмоциональных стрессов и споров с родителями дома, когда он не знает, что надеть в школу. Или когда он выбирает то, что не хотят на нем видеть родители. Меньше возникает конфликтов в семье. Поэтому мы решили спросить у родителей обучающихся начальной школы, влияет ли ткань, из которой сшита школьная форма на здоровье ребёнка? (Табл. 3.2.)
Таблица 3.2.
Вопрос | Считаете ли вы, что ткань, из которой сшита школьная форма, влияет на здоровье ребёнка? |
Да | 68 (86%) |
Нет | 11 (14%) |
86 % опрошенных считают, что ткань влияет на здоровье ребёнка. Школьная одежда для ребёнка должна быть безопасной для здоровья. СанПиН [6], Роспотребнадзор и Таможенный союз устанавливает, что все ткани, из которых шьют форму, должны иметь такие качества как: хорошая гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглощение, минимальный показатель токсичности [3]. Важно, чтобы ткань была не слишком тонкой, иначе такие места как колени и локти быстро протрутся и форма потеряет внешний вид.
Ткань для пошива должна содержать от 30 до 35% синтетического волокна, для блуз и сорочек до 55%. Для костюмов и платьев для девочек состоять на 65% из хлопчатобумажных тканей, фланели, бумазеи и другие. Если ткань будет полностью натуральной, она очень быстро износится, постоянно будет мяться. Если изделие будет полностью из синтетических волокон, то нарушается теплообмен, возникает сильная потливость, прилипание одежды к телу, что оставляет после себя неприятные ощущение и раздражительность. От формы не должно исходить никаких запахов краски, а так же оставлять следы на теле, потому, что при длительном воздействии возможны проявления аллергии или длительного плохого самочувствия.
Школьная одежда для ребёнка должна быть безопасной для здоровья.
2.3. История возникновения школьной формы.
Мало кто знает, что мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Обязательную для всех гимназистов форму ввел император Николай I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта по новому стилю) 1834 года, все учащиеся подведомственных Министерству народного просвещения учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме встречали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Детали парадных мундиров имели ту же цветовую гамму.
В 1818 году Декрет «О единой школе….» отменил форму учащихся, признав её наследием царско- полицейского режима. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
В 1949 г. в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России [2].
Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. «Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах , но милитаризированного вида они не потеряли. А форма девочек осталась старая [2].
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду. [2].
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
С 1 сентября 2013 года введены единые требования к одежде школьников. Общий вид одежды учащихся, ее цвет и фасон определяются с учетом мнения родителей и педагогического коллектива.
Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны [2].
2.4. Исследование тканей для школьной формы.
Со слов продавца из магазина «Шью сама»: «Выбор качественной ткани для школьной формы имеет большое значение». Чаще всего для пошива школьной формы используются: вискоза, джинс, поливискоза, габардин, шотландка и вельвет. Именно эти образцы мы и взяли для исследования. Сначала мы изучили механические свойства и проверили все образцы.
I. Изучение механических свойств тканей:
1.Прочность
1.Мы вытянули из образцов долевую нить и проверили её на разрыв (рис. 1 приложение 1).
2.Мы сравнили ткань по степени прочности с другими образцами.
3. Результаты занесли в таблицу.
2.Сминаемость
1.Мы сжали образец в руке и подержали его в таком состоянии 30 секунд. Разжали руку и подождали 30 секунд (отдых после смятия).
2.Мы определили какая ткань оказывает наибольшее сопротивление смятию и быстрее восстанавливает первоначальное состояние после смятия (рис.2 приложение 1).
3. Проделали опыты с другими образцами. Результаты занесли в таблицу.
Потом мы исследовали гигиенические свойства.
II.Гигиенические свойства тканей:
1. Гигроскопичность ( способность впитывать влагу и быстро высыхать)
1. Мы взяли образцы тканей, намочили их в воде и дали высохнуть в естественных условиях.
2. Зафиксировали время высыхания и определили, какой из образцов высох быстрее других, а какой высыхал дольше всех (рис. 3 приложение 1).
2.Воздухопроницаемость
1.Мы взяли образец ткани и расположили руку на некотором расстоянии от него (не более 1 см) и направили на ткань поток воздуха (подули). По ощущениям определили какая ткань лучше пропускает воздух (рис.4 приложение 1).
3. Электризуемость
1.Мы взяли образец ткани, сложили его вдвое и потерли. Развернули ткань и приложили её к кусочкам бумаги. Мы определили степень её электризуемости по степени прилипания бумажек к образцу (рис. 5 приложение 1).
III. Сырьевой состав по типу горения ткани
1.Мы вытянули из образца несколько нитей, подожгли их, соблюдая правила Т. Б. И по продуктам сгорания определили тип ткани (рис. 6 приложение 2).
2. Проделали опыты с другими образцами. Результаты занесли в таблицу (таблица 2.1).
IV. Качество окрашивания тканей
1.Мы поместили все образцы в пробирки, нагрели воду до кипения и залили образцы. Рассмотрели цвет воды после ее остывания (рис. 7 приложение 2).
2. Результаты занесли в таблицу (таблица 2.1).
V.Усадка (%)
1. Мы измерили образцы, намочили их в горячей воде и высушили.
2. Снова измерили и сравнили с первоначальными размерами (рис. 8 приложение 2).
3. Результаты занесли в таблицу (таблица 2.1).
Определение качества тканей для пошива школьной формы
Таблица 2.1.
Свойства | Образец №1 (шотландка) | Образец №2 (габардин) | Образец №3 (поливискоза) | Образец №4 (вельвет) | Образец №5 (джинс) | Образец №6 (вискоза) |
Прочность | Не рвётся | Не рвётся | Нитка порвалась легко | Не рвётся | Нитка порвалась легко | Не рвётся |
Сминаемость | Не сминается | Сминается | Не сминается | Не сминается | Сминается | Не сминается |
Воздухопроницаемость | средняя | средняя | высокая | средняя | средняя | высокая |
Электризуемость | средняя | средняя | средняя | высокая | низкая | низкая |
Гигроскопичность | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | 4 |
Горение | Все волокна плавились, пламя с выделением чёрной копоти. В результате горения образовывался твёрдый шарик. | Волокна сгорали быстро, ярким пламенем. В результате образовался шарик, легко растирающийся пальцами | Все волокна плавились, пламя с выделением чёрной копоти. В результате горения образовывался твёрдый шарик. | |||
Качество окрашивания | Цвет воды не изменился | Цвет воды не изменился | Цвет воды не изменился | Вода немного окрасилась | Цвет воды не изменился | Вода немного окрасилась |
Усадка | Ткани не уменьшились после стирки ( не дали усадку) |
Вывод: По результатам исследования механических свойств, хорошие показатели оказались у образцов: №1 и №5. По прочности лучшие образцы: №1, №2, №4 и №6. Плохо сминаются - №1, №3, №4, №5. Прочное окрашивание в образцах №1, №2, №3, №5. По гигиеническим свойствам тканей низкого качества образцы №4, №5, №6. Ткань низкого качества не даёт телу дышать: в процессе движений тело нагревается, нарушается теплообмен. Пот не испаряется из ткани и возникает эффект паровой бани.
Самые низкие показатели у образца №4: он плохо пропускают воздух и обладает высокой электризуемостью. И по характеристикам не подходит для школьной формы. Детям, страдающим аллергией, кожными заболеваниями, противопоказаны такие ткани. Вещества, которые входят в их состав, могут вызвать раздражение, покраснение, зуд.
Самые высокие показатели у образца №3 (поливискоза) . Он хорошо удерживает воду, слабо электризуется, прочно окрашен, обладает высокой гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Имеет в своём составе натуральные хлопчатобумажные волокна, что положительно скажется на здоровье школьника. В костюме из такой ткани ученику будет удобно и комфортно весь день!
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы достигли цели и доказали, что не все ткани подходят для школьной формы по своим характеристикам. Наша гипотеза подтвердилась.
По результатам исследования нами составлены рекомендации для учащихся и родителей, которые задумываются о приобретении школьной формы:
1. Помните, что ребенку должно быть комфортно в школьной форме, она не должна сковывать его движения и подавлять природную активность. Любой дискомфорт, вызванный одеждой, может негативно отражаться на его самочувствии и успехах.
2. Тщательно изучите материал, из которого сшита форма. Проследите, чтобы количество синтетики в тканях было не слишком большим. Обратите внимание на бирку, на которой обозначена информация о составе материала и режимах ухода за ней.
3. Форму рекомендуется менять в течении недели, поэтому стоит приобрести несколько комплектов, которые можно было бы чередовать.
4. Выбирайте форму с ребенком, ведь, прежде всего, вы покупаете одежду для него и она должна ему нравиться.
IV. ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Рисунок 1 Рисунок 2
Определение прочности Определение сминаемости
Рисунок 3
Определение гигроскопичности
Рисунок 4 Рисунок 5
Определение воздухопроницаемости Определение электризуемости
Приложение 2
Рисунок 6 Рисунок 7
Определение сырьевого состава Проверка качества окрашивания ткани
по типу горения
Рисунок 8
Проверка тканей на усадку
Аннотация
Индюкова Елизавета
г. Лесосибирск, МБОУ « ООШ №5», 6 класс.
«Значение качества ткани при выборе школьной формы».
Руководитель: учитель технологии Троицкая Ольга Кирилловна.
Основные результаты исследования: доказано, что не все ткани подходят для школьной формы по своим характеристикам.
Цель исследовательской работы: определить лучшую ткань для школьной формы
Задачи исследования:
Гипотеза: Не все ткани по своим характеристикам подходят для школьной формы
Объект исследования – свойства тканей.
Предмет исследования –ткань для школьной формы.
Согласно поставленным цели и задачам были использованы следующие методы:
1. Анкетирование.
2. Сравнение.
3. Эксперимент.
4. Анализ.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Бенгальские огни
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Можно от Солнца уйти...
Девятая загадочная планета Солнечной системы