Цель проекта: Реализация образовательного проекта«Мини-футбол – игра для всех!» расширит возможности участия команды по мини-футболу МОУ «СОШ № 3» в спортивных соревнованиях различного уровня, позволит выявить спортивно-одарённых детей и повысить авторитетшколы через успехи в футболе.
Задачи проекта:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini-futbol_-_igra_dlya_vseh.docx | 1.82 МБ |
prilozhenie_4_programma_sektsii_mini-futbol.docx | 66.3 КБ |
Приложение 4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
г. Печора
РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете протокол № _ от "____" ______________ 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________ Э.Н.Копыльцова «_____» _______________ 2018 г. приказ №___ от "___" __________2018г. |
Дополнительная общеобразовательная -
дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Мини-футбол»
Возраст учащихся: 7 – 15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель программы:
Чагина Ольга Афанасьевна
заместитель директора по ВР
2018
Пояснительная записка.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и опирается на нормативно-правовую базу:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61.
6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
7. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р).
8. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.4.3172-14.
11. Лицензии образовательной организации на образовательную деятельность;
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Мини-футбол" разработана для оздоровления и физического развития детей младшего и среднего школьного возраста путем обучения их игре в футбол в спортивном зале (мини-футбол). В программе предусмотрено развитие кругозора учащихся – в ней отведено необходимое время для ознакомления их с историей футбола и появления мини-футбола, с правилами игры, с историей спортивных соревнований по мини-футболу, а также с выдающимися спортсменами и известными людьми в мире мини-футбола. Занимаясь по программе, дети активно участвуют в городских соревнованиях и турнирах по мини-футболу.
Актуальность программы и ее особенности
Современному ребенку, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. Двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему. В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье.
Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается ухудшение здоровья, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. У подрастающего поколения отсутствует культура ведения здорового образа жизни в сочетании с общей некомпетентностью в вопросах оздоровления средствами физической культуры.
Сознательное отношение к собственному здоровью и физической подготовленности является важной характеристикой конкурентоспособности человека в современных условиях. Проблема формирования привычек здорового образа жизни выступает на всех возрастных этапах как проблема современности, которая должна решаться за счет новых подходов к системе физического воспитания, изменения содержания, форм и методов работы.
Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения доступно и возможно через развитие футбола, как популярного и предпочтительного вида спорта среди детей. Мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлен для распространения его в спортивных залах и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.
Программа «Мини-футбол» адаптирована к условиям и требованиям организации образовательного процесса в МОУ «СОШ №3» г. Печора, создана на основе методического принципа комплектности, что предполагает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.
C помощью учебных занятий объединения «Мини-футбол» можно развить не только быстроту, ловкость, силу и выносливость, но еще и такие черты характера, как взаимовыручку, коллективизм, ответственность, чувство уважения к соперникам.
Основные показатели продуктивности работы – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей, результаты выступлений в матчах.
Цель данной программы: овладение знаниями по спортивной терминологии, тактике и стратегии игры, основам судейской практики, навыками игры, развития подвижности, ловкости, выносливости.
Основными задачами являются:
- выявление способностей занимающихся;
- изучение теоретических сведений о мини-футболе;
- ознакомление с технико-тактическими действиями и правилами игры в мини-футбол.
- развитие психофизических качеств обучающихся;
- развитие устойчивого интереса к занятиям мини-футболом.
- воспитание волевых и моральных качеств;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- воспитание стойкого положительного отношения к физической культуре в целом.
Характеристика программы.
Тип - дополнительная общеобразовательная программа
Направленность – физкультурно-спортивная
Вид – модифицированная
Классификация: по признаку – общеразвивающая
по характеру деятельности – развивающая
по возрастному принципу – разновозрастная
по масштабу действия – учрежденческая
по времени – 3 года
Организационно-педагогические основы обучения.
Возрастной состав обучающихся – 7 – 15 лет.
Условия набора и отчисления детей: набор детей свободный, группы разновозрастные.
В объединении «Мини-футбол» могут обучаться девочки и мальчики.
Продолжительность образовательного процесса, количество по годам обучения:
1 год обучения – 4 часа в неделю, всего 144 часа в год;
2 год обучения – 6 часов в неделю, всего 216 часов в год;
3 год обучения – 6 часов в неделю, всего 216 часов в год.
Занятия проводятся всем составом группы.
Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 рекомендуемый режим занятий в детском объединении 2-3 раза в неделю, продолжительность занятий: 2 занятия по 45 минут с 10-минутным перерывом между ними для отдыха и проветривания помещения.
Учебное занятие не может быть эффективным без получения своевременной объективной информации о развитии различных физических качеств, технической подготовленности футболистов.
В теории и практике спортивных занятий принято различать следующие виды контроля: этапный, текущий и оперативный.
Этапный контроль предназначен для оценки устойчивого состояния занимающихся, проводится в конце конкретного этапа.
В программу этапного контроля входят:
Текущий контроль проводится для получения информации о состоянии футболиста после серии занятий и игр для внесения соответствующих коррекций в тренировочную и соревновательную деятельность.
Наибольшее внимание следует уделять педагогическому контролю, как наиболее доступному и информативному.
Педагогический контроль по направленности и содержанию охватывает три основных раздела:
Оценка и контроль текущего состояния обучающихся осуществляется при диспансеризации. Заключение о состоянии каждого важно для педагога, что позволяет ему более эффективно осуществлять учебные занятия.
Способы проверки: опрос, сдача контрольно-переводных нормативов.
Подведение итогов реализации программы проводится в виде контрольных соревнований. Результат оценивается «зачёт», «не зачёт» в соответствии с приведенными ниже таблицами.
При работе с обучающимися должны решаться следующие задачи:
Распределение часов по разделам (36 учебных недель)
Разделы программы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Теоретическая подготовка | 8 | 8 | 8 |
ОФП | 54 | 78 | 74 |
Техническая подготовка | 28 | 56 | 58 |
Тактическая подготовка | 16 | 28 | 20 |
Игровая подготовка | 24 | 36 | 36 |
Инструкторская практика | 4 | 6 | 6 |
Соревнования | 10 | 14 | 14 |
Всего часов | 144 | 216 | 216 |
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
I | Теоретическая подготовка | |||
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | |
2 | Краткий обзор развития футбола в России за рубежом | 1 | 1 | |
3 | Краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека | 1 | 1 | |
4 | Гигиена, закаливание | 2 | 2 | |
5 | Правила игры | 2 | 2 | |
6 | Оборудование и инвентарь | 1 | 1 | |
Всего часов | 8 | 8 | ||
II | Общая физическая подготовка | |||
1 | Выносливость | 1 | 10 | 11 |
2 | Силовые способности | 1 | 10 | 11 |
3 | Быстрота | 1 | 10 | 11 |
4 | Гибкость | 1 | 10 | 11 |
5 | Ловкость | 1 | 9 | 10 |
Всего часов | 5 | 49 | 54 | |
III | Техническая подготовка | |||
1 | Различные способы перемещения | 3 | 3 | |
2 | Удары по мячу ногой, головой | 4 | 4 | |
3 | Прием (остановка) мяча | 6 | 6 | |
4 | Ведение мяча | 4 | 4 | |
5 | Обманные движения (финты) | 4 | 4 | |
6 | Отбор мяча | 3 | 3 | |
7 | Комплексное выполнение технических приемов | 4 | 4 | |
Всего часов | 28 | 28 | ||
IV | Тактическая подготовка | |||
1 | Тактика игры в атаке | 1 | 5 | 6 |
2 | Тактика игры в обороне | 1 | 5 | 6 |
3 | Тактика игры вратаря | 1 | 3 | 4 |
Всего часов | 3 | 13 | 16 | |
V | Игровая подготовка | |||
1 | Учебная игра | 12 | 12 | |
2 | Спортивные игры | 12 | 12 | |
Всего часов | 24 | 24 | ||
VI | Инструкторская практика | |||
Всего часов | 1 | 3 | 4 | |
VII | Соревнования | |||
Всего часов | 10 | 10 | ||
Итого часов | 17 | 127 | 144 |
Содержание программы (1 год обучения)
Раздел 1. Теоретическая подготовка
1. Физическая культура и спорт
Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Физическая культура в системе народного образования. Единая спортивная классификация и еѐ значение. Международное спортивное движение, международные связи российских спортсменов на Олимпийских играх.
2. Краткий обзор развития футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и кубок России. Участие Российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, Мира, Олимпийские игры). Российские, Международные юношеские соревнования.
3. Краткие сведения о функциональных органах и системах организма, влияние физических упражнений на организм человека.
Сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения, под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание), гигиена сна. Гигиенические основы режима учёбы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.
Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
6. Оборудование и инвентарь.
Существующие стандарты футбольных полей и тренировочных площадок. Размеры и требования к футбольным воротам. Виды, размеры и вес мяча. Инвентарь для учебно-тренировочных занятий.
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
Общая физическая подготовка (ОФП) решает задачу повышения общей работоспособности. В качестве основных средств, применяются: обще развивающие упражнения, как с предметами (гантели, скакалки, набивные мячи, гимнастические палки, обручи), так и без предметов, а также упражнения из других видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, плавание, лыжи, спортивные игры). Все эти средства оказывают общее воздействие на организм занимающихся, при этом развивается и укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются функции внутренних органов и систем, улучшается координация движений, повышается уровень двигательных качеств, укрепляются защитные функции организма. Скоординированное развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости) - необходимое условие успешной подготовки футболиста.
Виды выносливости: общая и специальная. Общая выносливость: работа мышц, ее влияние на организм человека. Физиологические характеристики выносливости. Средства развития выносливости Специальная выносливость. Ее характеристики. Возможности организма. Волевые качества. Легкоатлетические упражнения для развития выносливости.
Общая характеристика силовых способностей. Физиологические характеристики силы. Сила мышц. Основные категории силы: статическая, динамическая, взрывная. Средства развития силовых способностей.
Общая характеристика быстроты. Физиологические характеристики быстроты. Основные понятия: быстрота реакции и мышления, быстрота выполнения простых игровых действий, быстрота исполнения сложных игровых действий, быстрота взаимодействия футболистов. Средства развития быстроты.
Общая характеристика гибкости. Физиологические характеристики гибкости. Общая и специальная гибкость. Подвижность. Средства развития гибкости.
Общая характеристика ловкости. Физиологические характеристики ловкости. Ловкость общая и специальная. Средства развития ловкости.
Средства развития ОФП
Обще развивающие упражнения без предметов
(развитие гибкости, силы, ловкости).
- Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на мести и в движении.
- Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
- Упражнения для туловища.
- Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
- Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
- Упражнения с сопротивлением.
- Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общее развивающие упражнения с предметами
(развитие силы, гибкости, ловкости, быстроты).
- Упражнения с мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча.
- Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении.
- Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча,
- Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
- Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полу приседе.
- Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
Акробатические упражнения
(развитие ловкости)
- Кувырки вперёд в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков.
- Перекаты и перевороты.
Подвижные игры и эстафеты.
(развитие ловкости, быстроты, силы)
- Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. - Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения
(развитие быстроты, ловкости, выносливости).
- Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 500, 800м.
- Кроссы до 1000 м (в зависимости от возраста), 6-минутный бег.
- Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега.
- Многоскоки.
-Пятикратный прыжок с места.
Спортивные игры.
- Ручной мяч.
- Баскетбол.
- Волейбол.
- Хоккей с мячом (по упрощенным правилам).
Раздел 3. Техническая подготовка
Техническая подготовка включает в себя освоение специальных знаний и умений управлять мячом, а также обучение и совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре, развитие творческих способностей игроков.
Различные способы перемещения.
Бег: по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом (влево и вправо), Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо.
Удары по мячу ногой и головой.
Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу. Удар по воротам по движущемуся мячу. Удары на точность: в ноги партнеру, цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удар в ворота после обводки. Игра головой с партнером. Индивидуальная игра головой.
Прием (остановка) мяча.
Отработка остановки мяча и своевременного короткого паса. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперед и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча.
Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы: правой и левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты).
Обучение финтам. Финт «ложный замах на удар». Финт «ложная остановка». Финт «уход с мячом». Финт «выпад в сторону». Финт «переступание через мяч». Отбор мяча Перехват мяча. Отбор мяча в выпаде. Отбор мяча в полу шпагате и шпагате. Отбор мяча в подкате, толчком плеча.
Комплексное выполнение технических приемов.
Комплексные упражнения с элементами ведения и отбора мяча.
Раздел 4. Тактическая подготовка
Тактика игры в атаке.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбора способа и направления ведения. Применение различных видов обводок (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, выбрасывании мяча.
Тактика игры в обороне.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удара или остановки) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изучаемым способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» ситуаций.
Тактика вратаря.
Правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», удар от своих ворот, введение мяча в игру (после ловли) открывшемуся партнѐру, правильная позиция при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Раздел 5. Игровая подготовка
Учебная игра.
Взаимодействие двух-трех игроков с заслоном, наведением или пересечением. Игра в защите по системе «игрок игрока» на своей половине поля или в области штрафного. Учебная игра 5 х 5.
Учебная игра с ограничениями. Учебная игра с дополнительными условиями.
Спортивные игры.
Методы организации подвижных игр. Эффективность игровых действий. Правила и организация игр. Виды спортивных игр. Значение спортивных игр при подготовке юных футболистов. Правила и организация спортивных игр (баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, пионербол. и т.д.).
Раздел 6. Инструкторская практика.
Правила и принципы организации и судейства соревнований по минифутболу. Основы планирования учебных занятий и составления конспектов. Особенности организации учебных занятий.
Раздел 7. Соревнования.
Внутригрупповые соревнования по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу. Межгрупповые соревнования по общей физической подготовке между группами.
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
I | Теоретическая подготовка | |||
1 | Физическая культура и спорт в России | 2 | 2 | |
2 | Краткий обзор развития футбола в России за рубежом | 2 | 2 | |
3 | Режим питания | 2 | 2 | |
4 | Правила игры | 2 | 2 | |
Всего часов | 8 | 8 | ||
II | Общая физическая подготовка | |||
1 | Выносливость | 1 | 14 | 15 |
2 | Силовые способности | 1 | 15 | 16 |
3 | Быстрота | 1 | 15 | 16 |
4 | Гибкость | 1 | 14 | 15 |
5 | Ловкость | 1 | 15 | 16 |
Всего часов | 5 | 73 | 78 | |
III | Техническая подготовка | |||
1 | Различные способы перемещения | 1 | 6 | 7 |
2 | Удары по мячу ногой | 1 | 6 | 7 |
Удары по мячу головой | 1 | 6 | 7 | |
3 | Прием (остановка) мяча | 1 | 6 | 7 |
4 | Ведение мяча | 8 | 8 | |
5 | Обманные движения (финты) | 8 | 8 | |
6 | Отбор мяча | 6 | 6 | |
7 | Комплексное выполнение технических приемов | 6 | 6 | |
Всего часов | 4 | 52 | 56 | |
IV | Тактическая подготовка | |||
1 | Тактика игры в атаке | 1 | 5 | 6 |
2 | Тактика игры в обороне | 1 | 6 | 7 |
3 | Тактика игры вратаря | 1 | 4 | 5 |
Всего часов | 3 | 15 | 18 | |
V | Игровая подготовка | |||
1 | Учебная игра | 20 | 20 | |
2 | Спортивные игры | 16 | 16 | |
Всего часов | 36 | 36 | ||
VI | Инструкторская практика | |||
Всего часов | 2 | 4 | 6 | |
VII | Соревнования | |||
Всего часов | 14 | 14 | ||
Итого часов | 22 | 194 | 216 |
Содержание программы (2 год обучения)
Раздел 1. Теоретическая подготовка
1. Физическая культура и спорт
Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Физическая культура в системе народного образования. Единая спортивная классификация и её значение. Международное спортивное движение, международные связи российских спортсменов на Олимпийских играх.
2. Краткий обзор развития футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и кубок России. Участие Российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, Мира, Олимпийские игры). Российские, Международные юношеские соревнования.
Питание. Значение питания, как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи.
Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
Общая выносливость. Ее роль на развитие всех физических качеств. Физиологические характеристики выносливости. Средства развития выносливости.
2.Силовые способности.
Общая характеристика силовых способностей. Физиологические характеристики силы. Сила мышц. Основные категории силы: статическая, динамическая, взрывная. Средства развития силовых способностей.
Общая характеристика быстроты. Темп, быстрота движений. Стартовая скорость, дистанционная скорость. Средства развития быстроты.
Общая характеристика гибкости. Физиологические характеристики гибкости. Общая и специальная гибкость. Подвижность. Средства развития гибкости.
Общая характеристика ловкости. Физиологические характеристики ловкости. Ловкость общая и специальная. Средства развития ловкости.
Средства развития ОФП
Обще развивающие упражнения без предметов
(развитие гибкости, силы, ловкости).
- Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на мести и в движении.
- Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
- Упражнения для туловища.
- Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
- Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
- Упражнения с сопротивлением.
- Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общее развивающие упражнения с предметами
(развитие силы, гибкости, ловкости, быстроты).
- Упражнения с мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча.
- Упражнения на месте (стоя, сидя, лѐжа) и в движении.
- Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча,
- Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
- Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полу приседе.
- Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
Акробатические упражнения
(развитие ловкости)
- Кувырки вперёд в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков.
- Перекаты и перевороты.
Подвижные игры и эстафеты.
(развитие ловкости, быстроты, силы)
- Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. - Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения
(развитие быстроты, ловкости, выносливости).
- Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 500, 800м.
- Кроссы до 1000 м (в зависимости от возраста), 6-минутный бег.
- Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега.
- Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
Спортивные игры.
- Ручной мяч.
- Баскетбол.
- Волейбол.
- Хоккей с мячом (по упрощенным правилам).
Раздел 3. Техническая подготовка
Техническая подготовка включает в себя освоение специальных знаний и умений управлять мячом, а также обучение и совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре, развитие творческих способностей игроков.
Различные способы перемещения.
Бег: по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом (влево и вправо), Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо.
Удары по мячу ногой и головой.
Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу. Удар по воротам по движущемуся мячу. Удары на точность: в ноги партнеру, цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удар в ворота после обводки. Игра головой с партнером. Индивидуальная игра головой. Отработка удара головой в падении. Удар головой на силу и точность. Удар головой в прыжке. Игра головой в обороне. Игра головой в прыжке с разбега.
Прием (остановка) мяча.
Отработка остановки мяча и своевременного короткого паса. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперед и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча.
Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы: правой и левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение мяча с уходом от преследования. Ведение мяча с быстрым изменением движения. Обыгрыш один на один.
Обманные движения (финты).
Обучение финтам. Финт «ложный замах на удар». Финт «ложная остановка». Финт «уход с мячом». Финт «выпад в сторону». Финт «переступание через мяч». Финт «пробрось мяч». Финт «оставь мяч партнеру».
Отбор мяча.
Перехват мяча. Отбор мяча в выпаде. Отбор мяча в полу шпагате и шпагате. Отбор мяча в подкате, толчком плеча.
Комплексное выполнение технических приемов.
Комплексные упражнения с элементами ведения и отбора мяча.
Раздел 4. Тактическая подготовка
Тактика игры в атаке.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнѐров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбора способа и направления ведения. Применение различных видов обводок (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнѐру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, выбрасывании мяча.
Тактика игры в обороне.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удара или остановки) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изучаемым способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» ситуаций.
Тактика вратаря.
Правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», удар от своих ворот, введение мяча в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, правильная позиция при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Раздел 5. Игровая подготовка
Учебная игра.
Взаимодействие двух-трех игроков с заслоном, наведением или пересечением. Игра в защите по системе «игрок игрока» на своей половине поля или в области штрафного.
Учебная игра 5 х 5. Учебная игра с ограничениями. Учебная игра с дополнительными условиями.
Спортивные игры.
Методы организации подвижных игр. Эффективность игровых действий. Правила и организация игр.
Виды спортивных игр. Значение спортивных игр при подготовке юных футболистов. Правила и организация спортивных игр (баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, пионербол. и т.д.).
Раздел 6. Инструкторская практика.
Правила и принципы организации и судейства соревнований по минифутболу. Основы планирования учебных занятий и составления конспектов. Особенности организации учебных занятий. Построение группы и подача основных команд на месте и в движении. Проведение разминки в группе. Составление конспекта занятия и проведение занятия с группой. Составление положения о проведении соревнований по футболу. Ведение протокола игры.
Раздел 7. Соревнования.
Внутригрупповые соревнования по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу.
Межгрупповые соревнования по общей физической подготовке между группами.
Муниципальные соревнования.
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
I | Теоретическая подготовка | |||
1 | Физическая культура и спорт в России | 2 | 2 | |
2 | Краткий обзор развития футбола в России за рубежом | 2 | 2 | |
3 | Основы здорового образа жизни | 2 | 2 | |
4 | Правила игры | 2 | 2 | |
Всего часов | 8 | 8 | ||
II | Общая физическая подготовка | |||
1 | Выносливость | 1 | 14 | 15 |
2 | Силовые способности | 1 | 14 | 15 |
3 | Быстрота | 1 | 14 | 15 |
4 | Гибкость | 1 | 14 | 15 |
5 | Ловкость | 1 | 15 | 16 |
Всего часов | 5 | 71 | 76 | |
III | Техническая подготовка | |||
1 | Различные способы перемещения | 1 | 6 | 7 |
2 | Удары по мячу ногой | 1 | 7 | 8 |
Удары по мячу головой | 1 | 7 | 8 | |
3 | Прием (остановка) мяча | 1 | 6 | 7 |
4 | Ведение мяча | 8 | 8 | |
5 | Обманные движения (финты) | 8 | 8 | |
6 | Отбор мяча | 6 | 6 | |
7 | Комплексное выполнение технических приемов | 6 | 6 | |
Всего часов | 4 | 54 | 58 | |
IV | Тактическая подготовка | |||
1 | Тактика игры в атаке | 1 | 5 | 6 |
2 | Тактика игры в обороне | 1 | 7 | 8 |
3 | Тактика игры вратаря | 1 | 5 | 6 |
Всего часов | 3 | 15 | 20 | |
V | Игровая подготовка | |||
1 | Учебная игра | 16 | 16 | |
2 | Спортивные игры | 20 | 20 | |
Всего часов | 36 | 36 | ||
VI | Инструкторская практика | |||
Всего часов | 1 | 5 | 6 | |
VII | Соревнования | |||
Всего часов | 14 | 14 | ||
Итого часов | 19 | 197 | 216 |
Содержание программы (3 год обучения)
Раздел 1. Теоретическая подготовка
1. Физическая культура и спорт
Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки.
2. Краткий обзор развития футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и кубок России. Участие Российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, Мира, Олимпийские игры). Российские, Международные юношеские соревнования. Режим питания.
3.Основы здорового образа жизни.
Гигиенические основы режима учёбы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий по футболу.
Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Правила игры.
4. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
Общая характеристика выносливости. Физиологические особенности выносливости. Игровые упражнения большой интенсивности. Средства развития выносливости.
2.Силовые способности.
Общая характеристика силовых способностей. Физиологические характеристики силы. Сила мышц. Основные категории силы: статическая, динамическая, взрывная. Средства развития силовых способностей.
Быстрота выполнения простых игровых действий. Повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м) из различных исходных стартовых положений и в различных направлениях. Изменение способов бега.
Быстрота выполнения сложных игровых действий. Комплексы движений без мяча, типичные для любой игры: различные старты, повороты и прыжки, изменения манеры и направления бега. Быстрота взаимодействия футболистов. Средства развития быстроты.
Гибкость общая и специальная. Элементы гимнастики и акробатики. Подвижность. Средства развития гибкости.
Общая характеристика ловкости. Физиологические характеристики ловкости. Ловкость общая и специальная. Средства развития ловкости.
Средства развития ОФП
Обще развивающие упражнения без предметов
(развитие гибкости, силы, ловкости).
- Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на мести и в движении.
- Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
- Упражнения для туловища.
- Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
- Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
- Упражнения с сопротивлением.
- Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общее развивающие упражнения с предметами
(развитие силы, гибкости, ловкости, быстроты).
- Упражнения с мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча.
- Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении.
- Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
- Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
- Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полу приседе и полуприсяде.
- Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
Акробатические упражнения
(развитие ловкости)
- Кувырки вперёд в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков.
- Перекаты и перевороты.
Подвижные игры и эстафеты.
(развитие ловкости, быстроты, силы)
- Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. - Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения
(развитие быстроты, ловкости, выносливости).
- Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 500, 800м.
- Кроссы до 1000 м (в зависимости от возраста), 6-минутный бег.
- Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега.
- Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
Спортивные игры.
- Ручной мяч
- Баскетбол
- Волейбол
- Хоккей с мячом (по упрощенным правилам).
Раздел 3. Техническая подготовка
Различные способы перемещения.
Бег: Обычный (для выхода на свободное место, для преследования соперника)
Прыжки. Точком одной или обеими ногами. Прыжки вперёд, вверх, в стороны.
Остановки. Остановки прыжком и выпадом.
Повороты во время бега налево и направо.
Удары по мячу ногой.
Удар носком. Удар внутренней стороной стопы. Удар серединой подъема (прямым подъемом). Удар внутренней частью подъема. Удар внешней частью подъема.
Удары по мячу головой.
Удары головой по мячу, летящему слева, справа. Удар серединой лба в прыжке. Удар с поворотом в прыжке.
Прием (остановка) мяча.
Отработка остановки мяча и своевременного короткого паса. Быстрый пас и остановка мяча. Короткий пас в движении. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперед и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча.
Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы: правой и левой ногой и поочередно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение мяча с уходом от преследования. Ведение мяча с быстрым изменением движения. Обыгрыш один на один.
Обманные движения (финты).
Обучение финтам. Финт «ложный замах на удар». Финт «ложная остановка». Финт «уход с мячом». Финт «выпад в сторону». Финт «переступание через мяч». Финт «пробрось мяч». Финт «оставь мяч партнеру».
Отбор мяча.
Перехват мяча. Отбор мяча в выпаде. Отбор мяча в полу шпагате и шпагате. Отбор мяча в подкате, толчком плеча.
Комплексное выполнение технических приемов.
Комплексные упражнения с элементами ведения и отбора мяча.
Раздел 4. Тактическая подготовка
Тактика игры в атаке.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнѐров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбора способа и направления ведения. Применение различных видов обводок (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействия двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнѐру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, выбрасывании мяча.
Тактика игры в обороне.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удара или остановки) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изучаемым способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» ситуаций.
Тактика вратаря.
Правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», удар от своих ворот, введение мяча в игру (после ловли) открывшемуся партнѐру, правильная позиция при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Организация построении «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот.
Раздел 5. Игровая подготовка
Учебная игра.
Взаимодействие двух-трех игроков с заслоном, наведением или пересечением. Игра в защите по системе «игрок игрока» на своей половине поля или в области штрафного.
Учебная игра 5 х 5. Учебная игра с ограничениями. Учебная игра с дополнительными условиями.
Спортивные игры.
Методы организации подвижных игр. Эффективность игровых действий. Правила и организация игр.
Виды спортивных игр. Значение спортивных игр при подготовке юных футболистов. Правила и организация спортивных игр (баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, пионербол. и т.д.).
Раздел 6. Инструкторская практика.
Правила и принципы организации и судейства соревнований по минифутболу. Основы планирования учебных занятий и составления конспектов. Особенности организации учебных занятий. Построение группы и подача основных команд на месте и в движении. Проведение разминки в группе. Составление конспекта занятия и проведение занятия с группой. Составление положения о проведении соревнований по футболу. Ведение протокола игры.
Раздел 7. Соревнования.
Внутригрупповые соревнования по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу.
Межгрупповые соревнования по общей физической подготовке между группами.
Муниципальные соревнования.
Нормативные требования по специальной
подготовке для занимающихся в секции
Мини-футбола
Контрольные упражнения | Пол | Возраст, лет | ||||||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |||
жонглирование мяча правой (левой) ногой,раз | м | ---- | 6 | 8 | 12 | 16 | 20 | 26 | 30 | 36 | 40 | |
д | ---- | 4 | 6 | 10 | 12 | 15 | 18 | 22 | 26 | 30 | ||
жонглирование мяча головой, раз | м | ---- | 5 | 8 | 12 | 16 | 18 | 22 | 24 | 26 | 30 | |
д | --- | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 22 | ||
бег 30 м с ведением мяча, с | м | ---- | 6,9 | 6,5 | 6,3 | 6,2 | 6,0 | 5,8 | 5,5 | 5,1 | 4,8 | |
д | ---- | 7,2 | 6,8 | 6,6 | 6,5 | 6,3 | 6,0 | 5,7 | 5,4 | 5,1 | ||
ведение мяча по «восьмёрке», с | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
д | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
комплексный тест, с | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
д | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
удар ногой по неподвиж- ному мячу в цель, число попаданий | м | ---- | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | |
д | ---- | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | ||
Для вратарей | ||||||||||||
вбрасывание мяча в цель, количество попаданий | 1 упраж. | м | ---- | ---- | ---- | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
д | ---- | ---- | ---- | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | ||
2 упраж. | м | --- | ---- | ---- | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | |
д | ---- | ---- | ---- | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | ||
удар ногой с полулёта в цель,число попаданий | м | ---- | ---- | ---- | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | |
д | ---- | ---- | ---- | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Примечание. Знак «+» означает, что норматив считается
Выполненным при улучшении показателей.
Условия реализации программы.
Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка обучающихся в объединении «Мини-футбол» органически взаимосвязана с другими видами подготовки (физической, технической, тактической, игровой) и проводится круглогодично в ходе учебных занятий.
Для воспитания игровой дисциплины на установке педагог должен четко сформулировать игровое задание каждому учащемуся. На разборе прошедшей игры оценивается степень выполнения игрового задания и соблюдение каждым игровой дисциплины.
Развитие процессов восприятия.
Умение ориентироваться в сложной игровой обстановке - важнее качество. Во многом оно зависит от зрительного восприятия: периферического и глубинного зрения.
Развитие внимания.
В сложных и быстро меняющихся игровых ситуациях обучающийся одновременно воспринимает большое количество различных объектов. Концентрация внимания на наиболее важных объектах является его интенсивностью, а умению противостоять действию различных сбивающих факторов – его устойчивостью.
Развитие оперативно-тактического мышления.
Тактическое мышление развивается с помощью игровых упражнений, моделирующих различные по сложности ситуации, а так же во время практических занятий.
Восстановительные средства и мероприятия.
В современном футболе проблема восстановления работоспособности приобретает особо важное значение.
Медико-биологические мероприятия включают в себя питание, витаминизацию, фармакологические препараты, физиотерапевтические средства.
Рациональное питание - одно из средств восстановления работоспособности. Оно должно быть калорийным, разнообразным, полноценным, с оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов, минеральных солей, витаминов и микроэлементов.
Медико-биологические мероприятия включают в себя питание, витаминизацию.
Гигиенические средства восстановления обстоятельно разработаны и представлены в соответствующих нормативных положениях. К ним относятся: требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. В футболе чрезвычайно важно, значение имеет обязательно соблюдение гигиенических требований к местам занятий, помещениям для отдыха и инвентарю (температура, вентиляция, освещенность, качества футбольной площадки).
Условия реализации программы дополнительного образования.
Для реализации изложенной программы необходимы следующие средства и оборудование:
Список литературы.
Список литературы для педагога.
1. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го года обучения ДЮСШ и СДЮШОР. Под редакцией Швыкова И.А. М., «Тера- Спорт», 2000.
2. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983.
3. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
4. Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов. – М.: ФиС, 1984.
5. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 1971.
6. Филин В.П., Фомин Р.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980
Список литературы для обучающихся.
За чашкой чая
Как я избавился от обидчивости
Как нарисовать китайскую розу
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рисуем осень: поле после сбора урожая