Проект ученика 9 класса
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny_zhivut_ryadom_s_nami.docx | 41.49 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тамтачетская средняя общеобразовательная школа
Индивидуальный итоговый учебный проект
«Дети войны живут рядом с нами»
(указать тему)
по истории
(указать предмет)
ученика __9___класса
Недостоева Александра Александровича
Ф.И.О. (полностью)
Руководитель проекта: учитель истории
Батуро Наталья Владимировна
Ф.И.О. (полностью)
МО Тайшетский р-н
2020г.
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
В прошлом году наша страна отметила 75-ю годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы и не задумывались над тем, что детство наших бабушек и прабабушек прошло в тяжёлые военные годы. Наше детство – это самые счастливые годы. А каким же было их военное детство? Так появилась тема моего проекта. Захотелось больше узнать о военном времени, о том, как повлияла война на истории наших семей. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знаем. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Я хотел выяснить, чем отличаются жизненные позиции детей сороковых и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и трудиться, создавая что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.
Цель проекта: приобщение школьников нашей школы, жителей поселка Тамтачет, к сохранению памяти об истории жизни людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.
Задачи:
1. Изучить информацию о жизни детей, которые во время войны жили в нашей стране.
2. Воспитывать гордость за историю своей Родины, уважение к жизни старшего поколения (взрослых и детей в годы войны) через знакомство с жизнью своих земляков.
3. Собранную информацию о «детях войны» нашего поселка систематизировать.
4. Начать сборника воспоминаний «Дети войны живут рядом».
Официально в нашей стране во время Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов человек. Военнослужащих из них – лишь 10 миллионов. Остальные – мирные жители, в основном женщины и дети. Дети, погибшие на войне… Их число невозможно посчитать точно.
С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах вместо отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для ручных гранат. В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали теплые вещи – носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной.
Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное – это тоже подвиги - подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться….
Категория «дети войны» - это особый социальный статус гражданина, закреплённый на государственном уровне.
На сегодняшний день четкой законодательной базы федерального уровня о присвоении такого звания нет. Хотя в 2014 году аналогичный законопроект рассматривался Государственной думой, к сожалению, он был отклонен. В некоторых регионах (например, в Тверской, Мурманской, Новосибирской, Иркутской, Амурской областях) статус «Дети войны» закреплен нормативными актами регионального значения. По этому статусу граждане имеют особые льготы и получают дополнительно к пенсии денежные выплаты.
Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не под силу. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире! Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать.
Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны. Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру? У них не было счастливого детства.
Именно об этих людях я хотел рассказать в проекте, чтобы о них помнили, чтобы помнили об их жизненном подвиге, по-другому я не могу назвать детство моих односельчан, которых жизнь свела на земле Тамтачета. Я горжусь тем, что с некоторыми людьми, имеющими статус «Ребёнок войны», знаком лично. Благодаря работе над этим проектом, я ещё больше узнал об истории своей страны через истории жизней её ГРАЖДАН.
Я хочу познакомить моих односельчан с историей жизни людей, испытавших эти страдания на себе. Может быть, эта информация сделает кого-то добрее и заботливее, кого-то удержит от ошибки, а кто-то задумается о своём поведении. Я считаю, что моя работа не останется не замеченной, будет использоваться нашими учениками и учителями в школе на уроках.
Работа над проектом
В знак глубокого уважения к нашим соотечественникам, пережившим все ужасы Великой Отечественной войны в тылу, соотечественникам, отдавшим жизни на поле боя, мы хотим создать альманах о своих односельчанах – участниках боевых действий, тружениках тыла, детях войны. Начать работу мы решили с изучения и оформления информации о живых односельчанах, они являются «детьми войны».
Нами была исследована информация об односельчанах, имеющих статус «ребёнок войны». Несмотря на семь десятилетий, отделяющих нас от военных событий, наш альманах всколыхнул память тех, кто провёл страшное время войны в труде на благо Родины. Да и разве можно забыть такое: ведь труд – единственный способ оказать помощь Родине, сделать свой вклад в Великую Победу. Так появился рассказ о детстве, опалённом войной, и о великодушии русских людей.
Также мы планируем в дальнейшем проведение Уроков мужества (в начальной школе, во время работы летнего оздоровительного лагеря), основанных на собранном материале, «Духовный подвиг детей и взрослых в годы войны», участие в районных и областных конкурсах, связанных с краеведением.
Мы начали оформление сборника воспоминаний односельчан опираясь на архивные документы (фотографии), статьи СМИ, воспоминания «детей войны», воспоминания жителей поселка Тамтачет о рассказах своих родителей, родившихся накануне войны.
Чтобы собрать воспоминания «детей войны», я проводил личные встречи с людьми, живущими в настоящее время в Тамтачете, имеющими статус «ребёнок войны». Опрос проводился по специально разработанному набору вопросов. Брал фотографии из личного архива односельчан, сканировала их, заносила в свою базу материалов по этой теме. Одновременно с этой работой я искал информацию об этой категории граждан РФ в Интернете и газетах. Когда информация была собрана, я приступил к систематизации всех материалов.
Про каждого односельчанина – «ребёнка войны» я формировал информацию в виде рассказа, дополняла материал фотографиями, расспрашивал окружающих, кто изображён на фотографиях и подписывала имена, чтобы людям было понятно кто есть кто, ведь за десятки лет они изменились.
Нашим проектом мы сохраняем память о трудном военном времени и о великом подвиге советского народа и наших земляков, подвиге, совершённом во имя будущего, во имя нас, подвиге, о котором мы не вправе забывать.
Мне в своей работе хотелось, как можно больше рассказать о детях войны.
Я выяснил что к категории «Дети войны» относятся люди, рожденные во временной промежуток с 01.01.1928 г по 03.09.1945 г.
Обратившись в администрацию Тамтачетского МО я получил список всех «Детей войны» проживающих в нашем поселке.
1 Ладченко Галина Алексеевна - 25.01.1934г
2 Сулименко Зинаида Степановна – 16.06.1942г
3 Емельянчик Петр Андреевич – 20.02.1938г
4 Гарипова Валентина Ибрагимовна – 13.06.1939г
5 Хрипункова Александра Егоровна – 01.06. 1 937г
6 Батуро Леонид Дмитриевич – 10.12.1941г
7, Игнатова Варвара Николаевна – 29.01. 19З9г
8 Лещишин Михаил Евстахович – 09.10.1939г
9 Лещишина Анна Ивановна – 02.02.1938г
10 Рукосуева Мария Сидоровна -25.0З.1942г
11 Азаренков Владимир Иванович – 09.08.19З8г
12 Павлова Евдокия Ивановна -18.02.1932г
13 Беляева Мария Филипповна- 04.08.1935г
14 Юрковская Тамара Алексеевна- 15.10.1944г
15 Тарасов Александр Андреевич- 15.07.1942г
16 Сапрьгина Галина Николаевна – 06. 11.1938г
17 Слепнева Валентина Петровна – 25.08.19З6 г
18.Щемелева Антонина Петровна – 07.09.1942 г
19 Чурбанов Илья Никитич -28.07.19З2 г
20.Попова Маргарита Андреевна -01.05.19З7 г
21.Голосова Татьяна Ивановна – 24.01.1927г
22.Федорова Татьяна Федоровна – 21.09.1927 г
Я встретился с тремя представителями данной категории граждан.
Родилась Слепнева Валентина Петровна в далёком 1936 году в деревне Александровка Красноярского края, и, хотя, военные действия проходили далеко от этих мест, всё же ей и её семье пришлось перенести тяжести военного времени. Несмотря на трудности, она с большой теплотой вспоминает своё детство. А начиналось всё так…
Она росла девочкой доброй, весёлой, с чувством юмора, несмотря на все трудности военного детства. Заботилась о своем младшем брате. Мать работала на ферме телятницей, а отца с началом войны забрали на фронт.
Семья проживала в деревянном доме. Домик был маленький, как у всех. Снаружи дом и сени были обмазаны глиной, крыша покрыта рубероидом, у некоторых односельчан крыши были покрыты камышом. Внутри дом был маленьким: деревянные не окрашенные полы, простая печка разделяла дом на две части (кухня и комната), за печкой был топчан, где спали дети. Три окошка. У двери вешалка, а под ней сундук. Вдоль стен стояли две кровати, а между ними стоял стол с машинкой швейной (незаменимая вещь в семье). За этим столом брат и сестра делали уроки под керосиновой лампой, а мама шила рубахи да платьица. Игрушки делали сами.
Электричества тогда в селе не было, поэтому появление дизельного движка, подающего свет, было важным событием для людей. Движок запускали вечером, когда темнело, и отключали в 12 часов ночи. Несмотря на частые поломки этого механизма, сельские жители были рады появившемуся электричеству.
Свободного времени почти не было. По вечерам, собираясь семьёй, читали книги вслух. Это было не единственное развлечение. Хотя клуба в селе не было, подростки собирались на поляне за селом, играли в разные игры, а молодёжь собиралась вокруг гармониста и танцевала под гармонь.
Наряжаться особенно было не во что: платья, кофты, чулки, платки, пальто, шапки да рукавички – вот и весь зимний гардероб, а летом чаще всего дети бегали в платьице да босиком. Питались очень скромно: основой блюд была картошка, иногда даже весной приходилось искать оставшуюся в земле и делать лепёшки, собирали грибы и ягоды, в пищу шли даже сосновые шишки.
Вот что вспоминает Батуро Леонид Дмитриевич про своё военное детство:
«Родился я 10.12.1941 г. в деревне Покровка Красноярского края. Родители работали до войны в колхозе, с началом войны. Отца призвали на фронт (защищал Ленинград). Мама работала на ферме. В семье я был неединственным ребенком. Для нас одежду шила мама. В игрушки, которые я делал из сена, глины, играли с друзьями, а еще зимой было развлечение – кататься на коньках (коньки были деревянные, оббитые тонкой костью, привязывались они к валенкам).
Дом был пятистенка с русской печкой, на верху было специальное место, где дети спали, там всегда было тепло и уютно.
Питались мёрзлой картошкой, собирали колоски на полях, в лесу искали птичьи гнёзда, собирали яйца на яичницу.
Рассказывали ему что о Победе узнали по поднявшемуся в деревне крику, плачу, по радио было сообщение. Люди бежали к сельсовету кто с гармошкой, кто с песней. Обнимались, целовались. А кто-то бился в рыданиях, ведь не многие вернулись с фронта».
Еще я хочу рассказать о Тарасове Александре Андреевиче родился он 15.07.1942 года в деревне Малозорино.
Судьбы всех «Детей войны» очень похожи. Похожи тем, что война отобрала у каждого из них много близких людей, их родителей.
Тысяча девятьсот сорок первый год изменил весь жизненный уклад семьи Тарасовых. До войны отец работал директором масло-сыр завода , а мама лаборанткой. Началась война, многие мужчины из села уходили на фронт. На фронт призвали и отца и мать. А дети попали в детский дом. Дети в детском доме все был очень похожи – одежда была в основном заштопанная. Питались: гнилой картошкой, чёрствым хлебом, травой, ходили по грибы и по ягоды.
После окончания войны из детского дома его забрала мама, а отца убили. Мама прожила недолго и после её смерти мальчика воспитывала тётя.
Закончить свою работу хочу стихотворением девушки Ольги Степченко, у которой бабушка, является «ребёнком войны»:
Подарим цветы ветеранам,
И скажем спасибо им вновь,
Но требуют старые раны —
Всего лишь к России любовь.
Мне бабушка снова расскажет,
Как в поле за лошадью шла,
С четвёртого школьного класса
Пахала, сеяла и жнила.
Вновь вспомнит соседей-блокадников,
Что прибыли в тыл на Урал.
Прибавит тихонько:
«Трудились, чтоб мир поскорей наступал».
Возьму я бабули ладошку
(в неё две мои войдут!)
Поглажу, и сердце сожмётся
Спасибо, скажу, Вам за труд.
Давно уже жизнь другая,
Другими стали и мы,
Лишь память, лишь вечная память,
Той давней и страшной войны,
Залившись слезами, нам шепчет:
«Люди — останьтесь людьми».
Список использованной литературы
Индивидуальный итоговый проект
«Дети войны живут рядом»
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
1.Наименование проекта: «Дети войны живут рядом».
Тип проекта – социальный.
Формы результатов проекта – Сборник воспоминаний «Дети войны живут рядом».
Методы работы над проектом – поисковый, метод сравнения, анализа.
Предметная область – история России.
2. Цель проекта:
приобщение школьников нашей школы, жителей поселка Тамтачет, к сохранению памяти об истории жизни людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.
3. Задачи:
1. Изучить информацию о жизни детей, которые во время войны жили в нашей стране.
2. Воспитывать гордость за историю своей Родины, уважение к жизни старшего поколения (взрослых и детей в годы войны) через знакомство с жизнью своих односельчан.
3. Собранную информацию о «детях войны» нашего села систематизировать.
4. Начать составления сборника воспоминаний .
4. Основные целевые группы, на которые направлен проект:
-обучающиеся МОКУ Тамтачетской СОШ;
-учителя МОКУ Тамтачетской СОШ;
-жители поселка тамтачет.
5. География проекта: поселок Тамтачет
6. Описание проблемы, снижению остроты которой, посвящен проект:
В 2015 году школой, клубом, администрацией нашего села был проведён цикл мероприятий, посвящённых 70-ой годовщине Великой Победы над гитлеровской Германией. Очень сильное впечатление произвели эти мероприятия на многих односельчан, молодых людей и детей. Почему?
Во-первых, многие молодые люди и дети не интересуются историей нашей страны. Эта проблема стала очевидна: современные школьники и молодые жители села недостаточно знают об уникальной странице в истории своей Родины – жизнь детей в военные и послевоенные годы.
Во-вторых, для каждого человека кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам. Но более всего ужасно, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле. Тема детей на войне вызывает однозначное чувство – острую душевную боль. Отсюда вторая проблема: в наше время проливается кровь (события на Украине, в Сирии), в том числе мирных жителей. И что особенно страшно – детей. Необходимо показать, что страдания детей - это чудовищно, недопустимо!
У детей разных войн - разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли той страшной войне, вынуждены противостоять и сейчас.
А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства.
7.Основная идея.
В знак глубокого уважения к нашим соотечественникам, пережившим все ужасы Великой Отечественной войны в тылу, соотечественникам, отдавшим жизни на поле боя, мы хотим оформить накопительную папку с воспоминаниями об участниках боевых действий, тружениках тыла, детях войны. Начать работу мы решили с изучения и оформления информации о живых односельчанах, они являются «детьми войны».
Нами была исследована информация об односельчанах, имеющих статус «ребёнок войны». Несмотря на семь десятилетий, отделяющих нас от военных событий, наша работа всколыхнул память тех, кто провёл страшное время войны в труде на благо родного города, села. Да и разве можно забыть такое: ведь труд – единственный способ оказать помощь Родине, сделать свой вклад в Великую Победу. Так появились первые страницы, о детстве, опалённом войной, и о великодушии русских людей.
Так возник замысел нашего проекта: совместно с будущими девятиклассниками, продолжить сбор воспоминаний и архивных документов, в котором будет содержаться информация о тружениках тыла, в которой будет содержаться информация о наших односельчанах, участвовавших в боевых действиях Великой Отечественной войны. Возможно, будет создана глава, посвящённая воспоминаниям наших односельчан о родственниках или друзьях, участвовавших в боевых действиях Великой Отечественный войны, но не проживавших никогда на территории нашего поселка.
Также мы планируем в дальнейшем проведение Уроков мужества (в начальной школе, во время работы летнего оздоровительного лагеря), основанных на собранном материале, «Духовный подвиг детей и взрослых в годы войны», участие в районных и областных конкурсах, связанных с краеведением.
Мы планируем создать Сборник воспоминаний, опираясь на такие источники информации:
1. Архивные документы, статьи СМИ.
2. Воспоминания «детей войны».
3. Воспоминания жителей поселка Тамтачет о рассказах своих родителей, родившихся накануне войны.
Нашим проектом мы сохраняем память о трудном военном времени и о великом подвиге советского народа и наших земляков. Подвиге, совершённом во имя будущего, во имя нас, подвиге, о котором мы не вправе забывать.
8. Сроки выполнения программы/проекта (продолжительность, начало и окончание):
1 этап - подготовительный: декабрь 2019 г.
2 этап - поисково-исследовательский: январь 2020 – апрель 2020 г.
3 этап - итоговый: апрель 2020 года.
9. Участники реализации социальной инициативы (непосредственные исполнители, социальные партнёры и благополучатели).
Исполнителем данного проекта является ученик 9 класса МКОУ Тамтачетской СОШ Недостоев Александр Александрович;
Социальными партнёрами являются учащиеся нашей школы и взрослые, заинтересованные в реализации проекта односельчане (руководитель проекта Батуро Н.В. – учитель истории и обществознания,сотрудники Тамтачетского МО), привлечённые для решения конкретных задач.
Благополучатели: жители поселка Тамтачет, родственники «детей войны», обучающиеся МКОУ Тамтачетской СОШ.
10. Описание позитивных изменений, которые ожидаются в результате реализации проекта
Промежуточные результаты.
начат сбор материала для «Сборника»
11. Планируемый конечный результат
12. Презентация конечного продукта – «Сборника воспоминаний» на общешкольном мероприятии, посвящённом Дню Победы.
МКОУ Тамтачетская СОШ
Отзыв
на индивидуальный итоговый учебный проект
«Дети войны живут рядом»
(указать тему)
Ф.И.0.Недостоева Александра Александровича
ученика 9 класса
Научно - исследовательская работа Недостоева Александра выполнена на актуальную на сегодняшний день тему, поскольку ее востребованность доказана самой жизнью. Автор представил интересное исследование истории жизни новой категории граждан нашего государства «Дети войны». Данное исследование, опиралось на собранные посредством интервьюирования воспоминания, материалы семейных архивов, также изучение исторических публикаций. Проникновенно и живо изложен материал, который не оставляет равнодушным читателя. Хорошо отобранные документы, комментарии к ним, данные в приложении к работе, помогают воссоздать дух времени и облик людей, которые участвовали в событиях, важных для Отечества..
Данную работу можно использовать на уроках истории и при проведении классных часов. Она будет способствовать формированию духовно – нравственных, патриотических ориентиров у школьников младшего школьного возраста, проявлению уникальных знаний о военном периоде страны, усилит позитивную систему жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов.
В ходе проекта - через знакомство с опытом детей войны, через добровольческую деятельность – у школьника формируется активная гражданская позиция. Представленная работа свидетельствует о гражданской зрелости и творческих способностях молодого исследователя. Ему удалось в полной мере выполнить поставленные цели и задачи.
Работа, представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером, заслуживающей положительной оценки.
Батуро Н.В.
Дата Руководитель (подпись)
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Сказка "Колосок"
Марши для детей в классической музыке
Хризантема и Луковица
Крутильный маятник своими руками