В работе внимание уделено внимание практической части – это и анкетирование учащихся 7 а класса, а также изготовление макета муравейника с целью подарить его детскому садику, чтобы дети знали о том, как живут муравьи, и что никогда не нужно разорять муравейники.
В работе обоснованы актуальность и новизна, поставлена конкретная цель, которая в ходе работы была достигнута ребенком.
Кроме этого создан макет муравейника, который может быть рассмотрен как один из этапов самостоятельной исследовательской работы, которую Григорий проделал в ходе изучения данной темы.
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_muraveynika_.doc | 62 КБ |
Исследовательская работа учащегося
«ТАЙНЫ МУРАВЕЙНИКА»
Выполнил:
ученик 7а класса
Гудков Григорий
Руководитель:
Учитель биологии высшей категории Савина О.А.
Г. Н.Новгород
2021 г
Содержание
Введение…………………………………………………...............
1.Тайны муравейника …………………………………………
1.1. Кто такие муравьи?...............................................................
2. Как устроено муравьиное общество……………………....
2.1. Профессии муравьёв………………………………............
2.2. Роль муравьёв в экосистеме леса ………………………....
2.3. Изготовление макета муравейника……………………….
2.4. Анкетирование учащихся 7а класса……………………….
Выводы ………….. ……..
Заключение …………………
Список использованной литературы……………………………… 5.Приложение…………………………………………………..
Введение
Я очень люблю бродить по лесу, не только рвать ягоду и срезать грибы, а просто так – послушать лес, найти что-то интересное, понаблюдать за каким–нибудь лесным жителем. А кого из лесных жителей можно встретить наверняка? Ну, конечно же, муравьёв! А разнообразие муравейников просто поражает взгляд: от скромных горок до огромных «муравьиных дворцов».
И мне захотелось узнать, как живут муравьи и как устроен муравейник внутри; Какие в нем есть «помещения». Чем питаются муравьи?
Почему муравьев называют «санитарами леса»?
Общественная жизнь муравья очень сложна и интересна. Внимательное наблюдение за жизнью муравьёв не может не навести на мысль о поразительном сходстве общественной жизни человека и этих насекомых. Прежде всего, муравьи интересны своим сложным социальным поведением. Их интеллекту можно только позавидовать! Каждый муравей выполняет свой, определенный вид работы. Их отношение к труду поражает. Муравьи - самые трудолюбивые существа в мире! Людям следовало бы почерпнуть многие положительные моменты из муравьиного поведения. Основным примером для подражания могла бы стать забота о своей семье, королеве, ее потомстве, друг о друге.
Цель исследования: изучить общественную жизнь муравьев и тайну муравейника.
Задачи исследования:
На пути к достижению цели я должен был решить ряд задач:
Гипотеза: Предположу, что муравей – существо общественное, жить в одиночку он не способен; общественный строй муравьёв похож на общественный строй людей.
Объект исследования: является муравейник.
Предмет исследования: является общественная жизнь муравьев и сравнение её с общественной жизнью людей.
Методы исследования:
Современное человеческое общество достигло такого уровня развития, когда оно желает вступить в контакт с представителями иного разума (инопланетянами). Но мне кажется, что сначала человек должен научиться понимать своих ближних соседей по планете.
Общение с природой всегда доставляет нам радость. Мы не перестаем восхищаться поразительными её творениями: животными, растениями .Вряд ли найдется человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых. Особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых, как они живут, чем занимаются, когда человек не видит их повседневной жизни?
Актуальность моей работы состоит в том, что муравейники необходимо охранять, так как жители приносят пользу
Новизна моей работы состоит в том ,что я не только рассмотрел
« профессии» членов муравейника, но и изготовил макет его.
Проблемные вопросы:
Также предположил, что если раскрою «тайны муравейника», то смогу
поделиться полученными знаниями со своими ровесниками и, таким образом, повысить экологическую культуру моих сверстников. В этом заключается практическая значимость моего проекта.
1. Тайны муравейника
1.1.Кто такие муравьи?
После изучения литературы по данному вопросу, пришел к выводу, что несмотря на внешнее различие, муравьи очень похожи на нас, людей. Далее меня заинтересовал вопрос: почему, в отличие от всех других насекомых (исключая пчел), муравьи живут большими семьями? И не обнаружится ли и здесь какого-либо сходства с людьми?
Поэтому решил продолжить изучать эту тему и выяснить, как устроено муравьиное общество.
2. Как устроено муравьиное общество
2.1. Профессии муравьёв
Продолжая изучать различные источники информации, сделал для себя открытие, что у муравьёв, также, как и у людей есть «профессии».
Есть в жизни муравьев и «сельскохозяйственные» профессии. Многие виды освоили «скотоводство». Как и человек, муравьи, единственные из животного мира занимаются выращиванием домашних животных. В муравейнике есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля - тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи-пастухи заботятся о тлях. Весной они выводят из муравейника целые стада «муравьиных коров» и ведут их на «пастбища». Муравьи пасут тлей на близрастущих растениях, оберегают их. Есть среди муравьев фермеры. В своих муравейниках они выращивают грибы. Грибы являются их урожаем. Есть муравьи – жнецы, которые запасаются урожаем, который потом сушат и хранят, а когда приходит время – перемалывают семена в муку и скармливают личинкам.
Кроме этого, у муравьев есть еще одна очень интересная профессия. Сначала маленькое насекомое «загорает» на солнышке на протяжении десяти минут, после чего бежит внутрь муравейника, чтобы передать ему свое тепло.
Есть в муравейнике свои «пенсионеры». Пожилые мудрецы трудятся наверху своего домика в качестве наблюдателя.
А еще муравьи – прекрасные строители. Какие прекрасные дома – муравейники они строят!
По результатам своих исследований просматривается сходство «профессий» муравьёв и людей .
Далее захотелось узнать, как устроен муравейник.
2.2. Роль муравьев в экосистеме леса
Часто гуляя по лесу можно увидеть разрушенные муравейники. А все ли знают, что муравьёв называют «санитарами леса»? Изучая материал по теме проекта узнал, что являясь хищниками, муравьи съедают много насекомых, вредных для леса. Наверное, поэтому вокруг муравейника деревья более зеленые и высокие. Ученые говорят, что за день гнездо муравьев уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. Муравьи разрыхляют почву, создавая условия для снабжения ее воздухом.
2. 3. Изготовление макета муравейника
В результате своего небольшого исследования по данной теме, я выяснил, что муравейник – это не просто гора земли, покрытая сверху веточками, а сложнейшее инженерное сооружение.
Поэтому я решил сделать макет муравейника, чтобы рассказать другим детям, как сложно всё устроено внутри муравейника, сколько труда нужно было вложить муравьям, чтобы построить себе дом.
Также предположил, что если раскрою «тайны муравейника», то смогу
поделиться полученными знаниями со своими ровесниками и, таким образом, повысить экологическую культуру моих сверстников. В этом заключается практическая значимость моего проекта.
Я попробовал сделать макет муравейника и также сделать его в разрезе, чтобы каждый мог увидеть жизнь муравьев внутри “домика”. Материалом для изготовления послужили картон, акварельные краски, клей и пластилин. Яйца, матку, гусениц, муравьев я лепил из пластилина . В «хлебный амбар» положил рис.
Макет я предоставил на НОУ.
Этот макет муравейника я хочу подарить детскому саду, чтобы дети могли узнать о том, как живут муравьи, и что никогда нельзя разорять муравейники. Этим самым я надеюсь внести свой вклад в повышении экологической культуры общества.
2. 4. Анкетирование учащихся 7 а класса школы 129
Кроме макета муравейника, я еще провел небольшое анкетирование учащихся моего класса о том, знают ли они об общественной жизни муравьев. В классе 26 человек.Вопросы были составлены таким образом, что на них нужно было дать ответы в свободной развернутой форме.
Вопросы:
На основе этих небольших вопросов и проанализировав данное анкетирование учащихся моего класса, я пришел к выводу ,что больше половины класса ,к сожалению не дали полные развернуты ответы .
Из 26 человек не дали полные и развернутые ответы-16 человек (это 60%)
10 человек смогли написать полные ответы на мои вопросы (это 40 %)
Выводы
Заключение
В своей работе хотелось применить все знания, полученные при изучении
данной темы. Этот дидактический материал и макет имеет практическую значимость: его
можно использовать на уроках или на других занятиях. Изучая материал по теме проекта узнал, что являясь хищниками, муравьи съедают много насекомых, вредных для леса.
Понимая важность этих насекомых в сохранении экосистемы леса, люди должны охранять муравейники. Муравейники не должны гибнуть при вырубке леса, их не должныварварски
разорять люди!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Ребята и утята
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Чайковский П.И. "Детский альбом"