Чай — тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами, оказывающий положительное влияние на организм человека и являющийся самым распространенным на земном шаре напитком. Сегодня его можно назвать напитком №1. Без него нельзя представить ни праздника, ни каждодневного стола. Фитотерапевты многих стран утверждают, что постоянное потребление чая снижает риск возникновения онкологических заболеваний.
Актуальность данной работы заключается в том, что все больше появляется разногласий в точках зрения любителей чайного напитка. Так как в традициях русского чаепития преобладает все же черный чай, то исследованию подвергся именно он в определении какие же марки пакетированного чая наиболее приемлемы для потребления.
Вложение | Размер |
---|---|
podgurskaya-tarko-sale.docx | 32.22 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр естественных наук»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Секреты пакетированного чая
Автор:
Подгурская Екатерина Ивановна, 5 класс
МБОУ ДО «Центр естественных наук»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Руководитель: Сухорукова Алёна Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр естественных наук»
г. Тарко-Сале Пуровского района
г. Тарко-Сале,
2020
Оглавление
Глава 1. Основная часть………………………………..…………..…..4
Глава 2. Экспериментальная часть…………………………………...6
2.1. Объекты и методы исследования……………………………………6
2.2. Результаты исследования…………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………… 10
.
Аннотация
Чай — тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами, оказывающий положительное влияние на организм человека и являющийся самым распространенным на земном шаре напитком. Сегодня его можно назвать напитком №1. Без него нельзя представить ни праздника, ни каждодневного стола. Фитотерапевты многих стран утверждают, что постоянное потребление чая снижает риск возникновения онкологических заболеваний.
Актуальность данной работы заключается в том, что все больше появляется разногласий в точках зрения любителей чайного напитка. Так как в традициях русского чаепития преобладает все же черный чай, то исследованию подвергся именно он в определении какие же марки пакетированного чая наиболее приемлемы для потребления.
Введение
Чай, как напиток настолько всем знаком и известен, что, казалось бы, ничего необычного в нем уже не обнаружишь. Мы решили посмотреть на чай с химической точки зрения.
Целью исследовательской работы является сравнительный анализ пакетированного черного чая по различным показателям и выявление в ходе экспертизы, какой пакетированный чай соответствует стандартам качества.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Объект исследования: пакетированный черный чай различных марок российского производства.
Основные этапы исследования:
Практическая значимость работы: данную работу можно использовать на занятиях объединений «Химия в окружающем мире» и «Химия для любознательных», а также для проведения бесед и классных часов о рациональном подходе к потреблению чайного напитка.
Родина чая - Китай. Первое упоминание о чайном растении встречается в I веке нашей эры, во время правления династии Хань - тогда же появился и иероглиф "ча". Но есть сведения, что китайцы знали чай уже в III веке до нашей эры. О том, как люди обнаружили чайный куст, в Китае сложена романтическая легенда - в 2737 году до нашей эры в чашку божественного земледельца Шэнь Нуна случайно попали листья чайного растения. Попробовав отвар, он якобы был потрясен его вкусом и тонизирующим эффектом, и стал пить ежедневно.
Европа узнала чай лишь в начале 16 века - в 1517 году португальские мореплаватели привезли его в дар своему королю. Но по-настоящему Старый свет "распробовал" чай почти сто лет спустя, когда голландские суда доставили в Европу первые партии "китайской травы".
В России чай появился в 17 веке: в 1638 году русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын-хана - среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями.
В конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. Чай дешевеет, продается буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет - появляется особый вид приглашения в гости "на чай". Чай входит в народные пословицы, поговорки, сказки, начинает влиять на лексику русского языка - вознаграждение за любую мелкую услугу швейцару, извозчику, официанту теперь называется "чаевые".
Пакетированный чай был изобретен в 1904 году. Считается, что начиналось все вот так: желая сэкономить на рассылке чая для пробы клиентам, американский предприниматель Томас Салливан упаковал их не в металлические баночки, как было принято, а в маленькие шелковые мешочки. Торговцы очень удивились такой расфасовке и подумали, что сам мешочек необходимо опускать в чашку.
Во время дальнейших усовершенствований в ходе истории люди хотели исключить вкус оболочки или пакета и постепенно переходили от шелка к современной фильтр-бумаге, которая изготавливается из натуральных компонентов.
1.3 Химический состав чая
С точки зрения химии чай является уникальным продуктом. Первые серьезные исследования, изучающие химический состав этого напитка, предпринимались на чайных плантациях острова Ява еще в начале 20 века. Однако, до сих пор, точная химия чая не слишком изучена. Чай содержит около 300 различных химических веществ, сочетание которых уникально и не существует в каких-либо других растениях. Такое сочетание не может заменяться какими-либо другими химическими препаратами и веществами, а потому особенно ценно для организма человека.
Чай донес до наших дней свою высокую репутацию напитка-целителя. Лишь за последние десятилетия ученые, исследуя глубже биохимический состав свежесорванного чайного листа и получаемых из него сухих чаинок, а затем – настоя, раскрыли богатую палитру полезных для человека веществ. Как потребителей чая, нас, прежде всего, интересует то, какие вещества, экстрагируемые при заваривании чая, поступают в наш организм и какое воздействие на него они оказывают.
К числу экстрагируемых, то есть растворимых, специалисты относят шесть основных частей чая: дубильные вещества, эфирные масла, алкалоиды, аминокислоты, пигменты и витамины, кофеин, минеральные вещества.
2.1 Объекты и методы исследования
В качестве объектов были выбраны три образца пакетированного чая российского производства, которые чаще всего появляются в телевизионных рекламах и широко распространены на прилавках магазинов.
Исследование № 1. Механический состав чая.
Реактивы и оборудование: фильтровальная бумага, образцы чая, микроскоп, предметные стекла.
Порядок действий: Содержимое образцов чайных пакетиков высыпали на фильтровальную бумагу. Визуально рассмотрели состав чая. После небольшое количество нанесли на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. Сравнение механического состава чая представлено в таблице 1, рис.1 и рис.2
Исследование № 2 Органолептическая характеристика
Органолептические показатели оценивались по требованиям ГОСТ 32572-2013 пункт 10, который гласит: «органолептический анализ проводят в следующей последовательности: определение внешнего вида чайного листа, определение цвета настоя, определение аромата настоя, определение вкуса настоя, определение внешнего вида разваренного чайного листа».
Реактивы и оборудование: образцы чая, горячая вода, химические стаканы.
Порядок действий: Чайные пакетики завариваются в течение 5 минут, затем пакетик вынимается и производится сравнение цвета, аромата, вкуса настоя.
Органолептическая характеристика чая представлена в таблице 2 и рис. 3.
Исследование № 3 Определение водородного показателя рН
Реактивы и оборудование: химические стаканы, стеклянные палочки, пинцет, тест-система «рН-тест».
Порядок действий: Заварили пакетик чайного образца в горячей дистиллированной воде, Полоску тест-системы опустили в образец на 10 сек, через 1 мин определили значение рН, сопоставив изменение цвета со шкалой.
Оценка водородного показателя в исследуемых образцах представлена в таблице 3 и рис.4.
Исследование № 4 Определение красителей в чае
Реактивы и оборудование: химические стаканы, стеклянные палочки, дистиллированная вода, лимонный сок.
Порядок действий:
а) в химические стаканы налить 50 мл дистиллированной воды комнатной температуры и опустить в каждый из них по пакетику чая на 3 минуты. Вынуть пакетики и сравнить степень окрашиваемости холодной воды с цветом воды, в которую был помещен листовой чай.
б) в химических стаканах заварить по одному пакетику чая в течение 3 минут в 100 мл горячей дистиллированной воды, затем вынуть пакетик, перелить каждый образец чая по 50 мл в 2 химических стакана. В один из химических стаканов внести 5 мл лимонного сока, через 10 минут сравнить цвет чая до и после внесения лимона.
Изменение цвета чая в воде комнатной температуры говорит о том, что в пакетированный чай, скорее всего, был добавлен краситель, причем в большем количестве в образце № 1, в меньшем количестве в образце № 3, о чем свидетельствует интенсивность окрашивания дистиллированной воды.
Лимон же вступает в реакцию с красящими веществами самого чая, в соответствии с этим можно судить о том, что чем больше произошло обесцвечивание чая по сравнению с исходной окраской, тем более вероятно, что чай, как таковой в пакетике всё же присутствует. Наиболее подверглись обесцвечиванию по сравнению с исходными характеристиками образец № 3. Можно сделать вывод, что пакетированный чай Образец № 3 более натуральный и практически не содержит красителей.
Определение красителей в исследуемых образцах пакетированного чая представлено в таблице 4 и рис.5.
Исследование № 5 Определение витамина С в чайных образцах.
Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с йодом, окрасит йод в синий цвет.
Реактивы и оборудование: конические колбы, дистиллированная вода, раствор крахмала, раствор йода, пипетки, весы.
Порядок действий: Помещали в колбу 2 г пакетированного чая и добавляли воду до объёма 10 мл, а затем 1-2капли раствора крахмала. Далее по каплям добавляли раствор йода до появления устойчивого синего (фиолетового) окрашивания, не исчезающего в течении 10-15 с.
Первые капли при внесении раствора йода в образцы чая, обесцвечивались. Окраска йода после добавления более 1 мл становилась с фиолетовым оттенком, что свидетельствует о наличие витамина С (табл. 4, рис. 6).
Фотоотчет о практических и лабораторных работах в рамках исследования пакетированного чая представлен в приложении I, II.
Заключение
Данная работа помогла мне узнать много нового о чае, который мы употребляем каждый день. Я научилась выполнять несколько видов лабораторных анализов. Мне было интересно планировать и проводить лабораторные эксперименты и исследования, описывать свои наблюдения, обрабатывать получаемые результаты и формулировать выводы.
На основании литературных источников и полученных данных, можно сделать выводы:
1. Образцы чая всех марок соответствуют требованиям по органолептическим показателям, а также же в составе всех образцов присутствуют части листьев и стеблей, золотистые волоски растительного происхождения.
2. Образцы чая всех марок соответствуют нормам по водородному показателю (рН) и имеют нейтральную среду.
3. Образец № 3 более натуральный и практически не содержит красителей, а образец № 1 напротив содержит красители в большом количестве.
4. Все исследуемые чаи имеют в своём составе витамин С.
Список использованной литературы.
Галка в чужих перьях
Сила слова
На горке
Финист - Ясный сокол
Мост из бумаги для Киры и Вики