Проектно- исследовательская работа учащихся 11 класса по теме: "Комплексные числа", которая не входит в программу средней школы. Данная работа будет интересна для обучающихся с углубленным изучением математики.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа обучающихся 11 класса | 264 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школы – интернат среднего общего образования села Уэлен»
Тема проектной работы: «КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА».
В номинации: « Математика вокруг нас» для учащихся 10-11 классов.
Выполняли работу:
Кенен Ярослав
Киселева Марина
Клименко Олеся
Рыно Любовь
Учащиеся 11 класса
Руководитель: Фаустова В.А.
учитель математики
с. Уэлен, 2015 год
Оглавление:
1. Введение 3
2. Немного истории 4-5
3. Понятие комплексного числа и его формы 5-8
4. Построение комплексных множеств на плоскости 8
5. Графическое решение систем уравнений и неравенств комплексных чисел, содержащих параметр 9
6. Проверка качества применимости изложенного материала для самостоятельного изучения темы «Комплексные числа » 9-11
7. Заключение 11
8. Литература 12
Введение.
Тема «Комплексные числа» не изучается в общеобразовательном школьном курсе математики. Но очень часто из-за полного отсутствия информации о существовании таких чисел у любознательного учащегося возникают серьёзные проблемы при решении кубических уравнений, которые должны иметь три корня, так как после разложения многочлена на линейные множители возникает необходимость решения квадратного уравнения. И вдруг оказывается, что дискриминант отрицателен, то есть квадратное уравнение корней не имеет. А это значит, что кубическое уравнение вместо трёх имеет только один корень. Вот так ученики получают противоречие, к которому однажды пришла и наша группа.
В десятом классе при решении системы уравнений второго порядка мы не нашли ни одного корня, входящего в известное нам множество действительных чисел. Проще говоря, нам необходимо было извлечь арифметический квадратный корень из отрицательного числа. Но в школе нам постоянно твердили, что такая операция невозможна. Однако когда мы обратились к своему учителю математики, то оказалось, что мы просто невнимательно слушали на уроках. Такая операция невозможна в множестве действительных чисел, но не невозможно вообще.
Оказалось, что корни решаемой нами системы уравнений принадлежат множеству комплексных чисел. А ещё учительница нам сказала, что это множество содержит число, квадрат которого равен -1. Мы подумали, что учительница что-то перепутала, потому что в нашем сознании никак такая мысль не укладывалась. Теперь нам стало необходимо самим в этом убедиться. И мы убедились.
Изучив комплексные числа, мы разработали методическое пособие для тех, кто желает самостоятельно овладеть теоретическими знаниями в данной области математики. И теперь хотим проверить, насколько наш материал применим в обучающих целях.
Цели:
Задачи:
Мнимые числа – это прекрасное и чудесное убежище божественного духа, почти что амфибия бытия с небытиём. (Г.Лейбниц.)
Помимо и даже против воли того или другого математика, мнимые числа снова и снова появляются на выкладках, и лишь постепенно, по мере того как обнаруживается польза от их употребления, они получают все более широкое распространение. (Ф.Клейн.)
Никто ведь не сомневается в точности результатов, получаемых при вычислениях с мнимыми количествами, хотя они представляют собой только алгебраические формы и иероглифы нелепых количеств. (Л.Карно.)
Процесс расширения понятия числа от натуральных к действительным был связан как с потребностями практики, так с нуждами самой математики. Древнегреческие ученые считали «настоящими» только натуральные числа, но в практических подсчетах за два тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне и в Древнем Египте уже использовались дроби. Следующим важным этапом в развитии понятия о числе было появление отрицательных величин. Их ввели китайские ученые за два века до н.э., а древнегреческий математик Диофант в III веке н.э. уже умел производить действия над отрицательными числами. В XIII веке стали извлекать квадратные корни из положительных чисел и установили, что с числами отрицательными эта операция невозможна. Но в XVI веке в связи с изучением кубических уравнений математики столкнулись с этой проблемой. Поэтому итальянский алгебраист Дж. Кардано в 1545 году в своем труде «Великое искусство, или «Об алгебраических правилах» предложил ввести числа новой природы. Он назвал эти величины «число отрицательными» или «софистически отрицательными», но считал их совершенно бесполезными и стремился не пользоваться ими. Однако уже в 1572 году его соотечественник Р. Бомбелли выпустил книгу, в которой были установлены первые правила арифметических операций над такими числами, вплоть до извлечения из них кубических корней.
Название «мнимые числа» в 1637 году было введено французским математиком и философом Р. Декартом. А в 1777 году один из крупнейших алгебраистов XVIII века – Л. Эйлер – предложил использовать первую букву французского слова imaginaire (мнимый) для обозначения числа Сам же термин «комплексное число» ввел в 1803 году Л. Карно, но в употребление он вошел только благодаря работам К. Гаусса. Постепенно развивалась техника операций над комплексными числами. На рубеже XVII – XVIII веков была построена общая теория корней n-й степени сначала из отрицательных, а потом из любых комплексных чисел, а полное геометрическое истолкование «мнимым» величинам дали в своих работах К. Вессель и Ж. Арган.
В конце XVIII века французский математик Ж. Лагранж смог сказать, что математический анализ уже не затрудняют мнимые величины. С помощью комплексных чисел научились выражать решения линейных дифференциальных уравнений постоянными коэффициентами, а Я. Бернулли применил комплексные числа для вычисления интегралов. Также с помощью «мнимых» величин были решены прикладные задачи, связанные с картографией и гидродинамикой.
a=Re z – действительная часть числа z (вещественная);
b=Im z – мнимая часть числа z.
Если а≠0, b≠0,то z – мнимое число (z=97-7∙i).
Если а=0, b≠0, то z – чисто мнимое число (z=55∙i).
Если а≠0, b=0, то z – действительное число (z=-4).
Степени числа i;
i 1 = i =› i 4n+1 = i; i 2 = -1 =› i 4n+2 = -1; i3 = i2 ∙ i =› i4n+3 = -i; i4 = (i2)2 = 1 =› i4n = 1;
z ∙ z͞͞ = a2 + b2);
z1 ∙ z2 = (a1 ∙ a2 - b1 ∙ b2) + (a2 ∙ b1 + a1 ∙ b2) ∙ i.
Комплексная плоскость С – плоскость с прямоугольной декартовой системой координат х, у, каждая точка которой (х; у) отождествлена с комплексным числом z = x + yi. Поэтому на комплексной плоскости говорят о точках z или о векторах z, подразумевая вектор, приложенный в начале координат с концом в точке z. Ось абсцисс ОХ на комплексной плоскости называется действительной осью, а ось ординат ОУ – мнимой осью.
Поле С является алгебраическим расширением поля действительных чисел и получается присоединением к полю R корня i многочлена х²+1. Поле С алгебраически замкнуто: любой многочлен с коэффициентами из С разлагается над С на линейные множители. Поле С является единственным минимальным расширением поля R, в котором уравнение x2+1 имеет корень.
Комплексное число z = a + b ∙ i изображается плоскости с декартовыми прямоугольными координатами точкой, имеющей координаты (a; b). Эта точка обозначается той же буквой z. Действительные числа изображаются точками оси абсцисс, а чисто – мнимые – точками оси координат.
Y (мнимая ось) Z (x;y) Y (мнимая ось) Z (x;y)
Х (действительная ось ) Комплексное число изображается также вектором на комплексной плоскости с началом в точке О и концом в точке z. Сумма и разность комплексных чисел строятся по обычному правилу сложения векторов, то есть по правилу параллелограмма.
Сумма комплексных чисел строится по обычному правилу сложения векторов, то есть по правилу параллелограмма: (приложение 1.)
Разность комплексных чисел строится по правилу вычитания векторов: (приложение 2.)
Тригонометрическая форма комплексного числа. z=r ∙ (cos ϕ + i ∙ sin ϕ), где r ∙ cos ϕ=Re z; r ∙ sin ϕ = Im z;
Для комплексных чисел справедливы равенства:
Для n-ой степени числа z справедливо равенство:
При r=1 соотношение принимает следующий вид и называется формулой Муавра: (cos φ + i ∙ sin φ)n=cos (nφ)+i∙sin (nφ)
Корень n-ой степени:
Пример:
z = 8 + 6 ∙ i – алгебраическая форма.
=> => => .
Показательная форма комплексного числа.
- формула Эйлера.
.
.
Пример:
=> =>
то
а) первое условие примет вид:
=> => .
Это множество точек, лежащих внутри и на границе кольца между окружностями с центром (1; 0) радиусами, равными 2 и 3;
б) второе условие примет вид:
искомое множество есть часть кольца, ограниченная отрезками прямых: .
Решение данной системы есть следующее множество точек, изображенных на плоскости: (приложение 3.)
3.2.Пример 2. .
Так как .
Тогда исходное неравенство примет вид:
=> .
Решением данной системы является следующее множество точек: (приложение 4.)
4.1. Пример 1. При каких значениях параметра а система уравнений
имеет единственное решение?
Так как z = x + y ∙ i, то система будет выглядеть следующим образом <=> Графиком функций y = 1 - x является прямая, проходящая через точки (0; 1) и (1; 0), а график x2+y2=a представляет собой окружность с радиусом Система уравнений будет иметь единственное решение только в том случае, когда прямая, заданная функцией y = 1 - x будет касательной к окружности с радиусом Ответ: при система заданных уравнений имеет единственное решение (приложение 5.)
выполняется для всех х на отрезке ?
Так как будет выглядеть следующим образом:
Для решения системы неравенств воспользуемся графическим методом. Введём прямоугольную систему координат и обозначим вертикальную ось Оx, а горизонтальную – Оа. Решением данной системы неравенств является множество точек, заключенных внутри окружности, заданной уравнением , и в то же время находящимися между прямыми а также лежащих не ниже точек графика, заданного функцией Данные чертежа наглядно иллюстрируют решение системы неравенств: (Приложение 6.)
5. Проверка качества применимости изложенного материала для самостоятельного изучения темы «Комплексные числа».
5.2. Критерии оценки (приложение 8).
№ п/п | Ф.И.О. | класс | Кол-во баллов | оценка |
1 | Вуквучайвун Ларион Яковлевич | 11 | 6 | 3 |
2 | Итей Петр Петрович | 11 | 6 | 3 |
3 | Кейнон Иван Георгиевич | 11 | 8 | 4 |
4 | Кенен Ярослав Андреевич | 11 | 9 | 5 |
5 | Киселева Марина Андреевна | 11 | 9 | 5 |
6 | Клименко Олеся Олеговна | 11 | 10 | 5 |
7 | Лестникова Лилия Альбертовна | 11 | 7 | 4 |
8 | Рошинко Родислав Владимирович | 11 | 6 | 3 |
9 | Росхуквутагин Максим Владимирович | 11 | 7 | 4 |
10 | Рыно Любовь Юрьевна | 11 | 10 | 5 |
11 | Чейвун Владимир Сергеевич | 11 | 8 | 4 |
5.4 Анализ полученных результатов.
В тестировании принимали участие 11 человек: 3 человека получили оценку «3», 4 человека – оценку «4», 4 человека – оценку «5».
Средний балл, полученный учащимися за тестирование: 4,1.
Процент качества: 72,7%.
Типичные ошибки допущены в вопросах 6 и 8. Обе ошибки допущены в вопросах, связанных с представлением комплексного числа в требуемом виде. Из этого следует, что теорию нужно подкрепить примерами, наглядно иллюстрирующими все формы комплексного числа.
В результате анализа полученного тестирования была выявлена необходимость усовершенствования имеющегося материала, что и было сделано (приложение 9).
5.5. Основные выводы по проведенному исследованию.
- обучающий материал изложен понятно и доступно;
- обучающий материал содержит полную информацию для работы с комплексными числами;
- обучающий материал содержит перечень примеров;
- предложенный тест помогает наглядно увидеть, что для обучающегося осталось неясным или вызвало трудности при изучении.
II. Опираясь на результаты тестирования, можно утверждать, что обучающая программа составлена успешно и её можно рекомендовать в качестве самоучителя по теме «Построение комплексных множеств на плоскости. Графическое решение систем уравнений и неравенств комплексных чисел, содержащих параметр».
Заключение.
В процессе исследования была создана обучающая программа, которую можно использовать для индивидуального обучения. Эту программу можно рекомендовать для внеклассных и факультативных занятий по математике. Учителя математики могут использовать её как методическое пособие при изложении данной темы, а также для контроля знаний учащихся. Этой программой могут воспользоваться и те, кто хочет знать о математике больше, чем рядовой школьник.
Литература:
Лист Мёбиуса
Эта весёлая планета
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Акварельные гвоздики
Прекрасная химия