Герман Титов – космонавт №2. Этот легендарный человек вслед за Юрием Гагариным оказался на космической орбите и провел там множество экспериментов. Но в чем он только не стал первым!
Это был человек совершивший первый длительный космический полет.
Это был первый человек, проверивший на себе, как функционирует человеческий организм, долго находящийся в полете, каково в космосе есть и спать. Человек, сделавший первые снимки Земли из космоса и совершивший за сутки своего полета множество других открытий.
Ну, какой же он второй? Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль «Восток-1», готовился к первому полету, оба они вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному Землей старту. И в случае необходимости Титов так же блестяще справился бы с первым полетом, как и его небесный брат. Только после гагаринского «К старту готов!» Титов снял скафандр и превратился в наблюдателя.
По сегодняшний день он является самым молодым космонавтом, побывавшем на орбите: в день старта Титову было 25 лет 10 месяцев 25 дней (этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса).
Космический рейс закончен. Герман Титов на красно-белом парашюте благополучно приземлился в том же районе, что и Юрий Гагарин. Друзья уже ждали… Космонавты: один, два, три, четыре… Они были первыми.
Вложение | Размер |
---|---|
german_titov.docx | 36.24 КБ |
I областная школьная астрономическая конференция «Сокровища небес»
Герман Титов
Автор: Орзуев Далир
6 класс,
МКОУ «Таяндинская СОШ» ,
с. Таянды, Еткульского района
Челябинской области
Руководитель:
Орзуева Наталья Анатольевна,
учитель физики и астрономии
МКОУ «Таяндинская СОШ» ,
с. Таянды, Еткульского района
Челябинской области
Озерск, 2019
Содержание
Введение 3
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
11 сентября 2019 г. исполнилось 84 года со дня рождения знаменитого героя отечественной космонавтики, совершившего первый длительный космический полет – Германа Титова. Этот легендарный человек вслед за Юрием Гагариным оказался на космической орбите и провел там множество экспериментов. В чем он только не стал первым! Это был первый человек, проверивший на себе, как функционирует человеческий организм, долго находящийся в полете, каково в космосе есть и спать. Человек, сделавший первые снимки Земли из космоса и совершивший за сутки своего полета множество других открытий.
Цель работы: выяснить
- кто такой Герман Степанович Титов; больше узнать об этом человеке, прикоснуться к его биографии и рассказать о нём другим.
- какой подвиг он совершил;
- как сохраняется память о Г.С. Титове в нашей стране.
Исходя из цели работы, я сформулировал для себя следующие задачи:
Методы исследования: анализ и обобщение данных из разных источников информации.
Актуальность проекта
Я живу в городе Еманжелинске, Челябинской области. Одна из улиц города носит имя Германа Титова, а на торце одного из домов по этой улице красуется портрет Германа Степановича Титова. Я решил выяснить, кто такой Герман Титов и почему в честь него называют улицы.
Гипотеза
Я предположил, что это должен быть великий, талантливый, мужественный человек, совершивший какой – либо подвиг.
Я спросил у мамы: «Почему портрет этого человека висит на здании?» И получил ответ: улица носит имя известного космонавта Германа Степановича Титова. В домашней библиотеке я пытался найти информацию о Титове Германе Степановиче. Но, ни в учебнике «Астрономии 11 класс», ни в энциклопедиях «Техника», «Космос», «Физика» не упоминается о Титове.
Самую большую, содержательную, интересную информацию я нашел на бескрайних просторах Интернета. Вот, что я узнал:
Титов Герман Степанович известен всему миру как Космонавт-два, второй человек, испытавший все прелести полета в космос, познакомившийся с перегрузками, невесомостью, наблюдавший со стороны нашу вечно вертящуюся колыбель. Он не эгоист. Он дал нам возможность при помощи своей кинокамеры увидеть, как выглядят Земля и небо под ней с высоты двух с лишним сотен километров. Итак, Космонавт-два.
Таково общепризнанное, на первый взгляд соответствующее фактам и уже вошедшее в историю положение Титова в космическом братстве. И все же с этим никак нельзя согласиться.
Ну какой же он второй? Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль «Восток-1», готовился к первому полету, оба они вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному Землей старту. И в случае необходимости Титов так же блестяще справился бы с первым полетом, как и его небесный брат. Только после гагаринского «К старту готов!» Титов снял скафандр и превратился в наблюдателя.
А потом началась подготовка к новому, значительно более сложному полету. Так что Титова следует считать участником и первого и второго полетов в космос. Разве не так?
Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 г. в селе Верхнее Жилино (ныне Верх-Жилино) Косихинского района Алтайского края. Отец Степан Павлович Титов работал учителем в сельской школе, участник ВОВ; мать Александра Михайловна Титова (Носова) была домохозяйкой.
Учился в школах с. Полковниково и с. Налобиха в том же районе. В школе Герман учился хорошо и старательно. Этому свидетельство Похвальная грамота за 7 класс. В школе Герман Титов увлекся техникой. Сперва он стал помогать сельскому киномеханику, потом мальчишку заинтересовала идея создания школьного радиоузла, для которого он собрал самодельный радиоприемник. К концу школы Герман построил даже маленькую электростанцию.
В 1953 году он закончил десятилетку в селе Налобихе на Алтае. Наверное, его преподаватели с некоторой неловкостью вспоминали, что в аттестате у отлично учившегося Германа стоят четверки по географии и астрономии. Это не помешало ему поступить в авиационную школу.
В этом же 1953 году выпускник школы Герман Титов был призван в армию. Когда в военкомате его спросили, где он хочет служить, он попросился в авиацию. Позже он признавался, что в тот момент в авиации его больше всего привлекала красивая форма. Семья жила очень бедно, и к концу школы юноша стал заметно стесняться того, что он плохо одет.
Вся его сознательная жизнь посвящена одному — летать. В 1955 г. окончил 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в г. Кустанай Казахской ССР.
Специально или нет, но во всех военных училищах новичкам приходится проходить небольшую проверку «на прочность». Выдерживают ее не всегда. Это и лесозаготовки в тяжелых условиях, и ночные погрузки угля, картошки, и многое другое. Герману Степановичу досталось испытание «на лопату» — пришлось рыть землянки.
Получилось неплохо. В характеристике Г. С. Титова по окончании авиашколы записано: «Следует обратить внимание на этого курсанта, из него в дальнейшем получится отличный летчик. Летает смело, уверенно». Школа окончена с отличием.
В 1955-1957 гг. был курсантом Сталинградского военного авиационного училища летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата (Новосибирск), освоил самолеты Як-18, Як-11, МиГ-15УТИ, МиГ-15бис, по окончании училища получил квалификацию "военный летчик".
А дальше — лейтенант, летчик-истребитель в гвардейской авиачасти.
С 1957 г. по 1959 г. служил в Ленинградском военном округе в поселке Сиверский Гатчинского района. Был летчиком 26-го, затем старшим летчиком 103-го истребительных авиаполков. Совершил более 800 полетов на самолетах различного типа.
Чтобы быть лётчиком – нужно иметь крепкое здоровье, быть выносливым. Герман Титов много тренировался. Герман Титов — специалист, отличный специалист. Но, помимо этого, хороший гимнаст, велосипедист, акробат постоянный участник художественной самодеятельности. Он интересуется искусством, большой любитель поэзии, разносторонне развитый человек.
Перед космическим полетом он положит к подножию памятника своего любимого поэта А. С. Пушкина букет живых цветов, и первой книгой, попавшей на орбиту, будет «Евгений Онегин». Любовь к поэзии — семейная традиция Титовых. Ведь даже своим именем Космонавт-два обязан герою пушкинской «Пиковой дамы».
А в 1959 году летчику Титову предложили принять участие в испытаниях особой секретности. Это был отбор в отряд космонавтов.
Сам Герман Титов, как и остальные будущие космонавты, не сразу узнал, к чему его готовят. Ведь на первом этапе участвовать в испытаниях пригласили три с половиной тысячи советских летчиков, и слово «космос» им никто еще не говорил. Просто предлагали пройти испытания, чтобы в дальнейшем особым секретным образом послужить Родине.
Отбор проходил в московском Центральном авиационном госпитале. Медики тогда еще толком не знали, что может ждать человека в космосе, поэтому перестраховывались с запасом. Первым претендентам в космонавты пришлось претерпеть очень жесткие испытания, в ходе которых некоторые летчики даже теряли сознание.
7 марта 1960 г. приказом главнокомандующего ВВС был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК; ныне - Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, НИИ ЦПК; Московская обл.).
Проходит час, другой, третий.
Все с понятным волнением ждут сообщения о приземлении, а его все нет. Перед Титовым стояла задача — исследовать влияние на человеческий организм длительного полета по орбите и спуска на Землю, работоспособность человека при длительном пребывании в условиях невесомости. Ну что ж… Человек выдержал это испытание! И не просто выдержал. Дважды Титов переходил на ручное управление, и корабль послушно выполнял все команды. Перед иллюминатором «Востока» проплывали океаны, континенты. У каждого оказался свой характерный цвет. Герман Степанович записывал в журнал результаты всех наблюдений, проводил киносъемку, принимал пищу, спал.
После 5-го витка он должен был уходить в глухую зону – связь будет прервана оставшиеся полпути. Титов должен был выбрать – если хочет вернуться, то достаточно произнести кодовое слово. Ему было плохо физически, но он стиснул зубы и слова этого не произнес.
Титов лег спать. В положенное время штаб попытался связаться с космонавтом, но ответа не последовало. Титов не отвечал на запросы, а Королёв не выносил неопределенности и неизвестности. «Заснули ваши солдаты и офицеры», - Накинулся он на дежурного. Все оказалось просто: заснули не солдаты и офицеры, а космонавт. Выяснилось, что в космосе можно не только спать, но и «проспать». Тут же было дано задание разработать космический будильник.
Больше суток продолжался полет. Его результаты проложили дорогу в космос Николаеву и Поповичу.
За 25 часов 18 минут корабль «Восток-2» более 17 раз облетел вокруг Земли, пролетев расстояние в 703 тыс. 143 км, 34 раза сменялись день и ночь в кабине космонавта.
Первым в мире совершил полет длительностью более суток. На орбите космонавт дважды управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию.
С помощью репортерской кинокамеры "Конвас" провел первую киносъемку Земли из космоса (за фильм, снятый в космическом полете, был удостоен Ломоносовской премии).
Впервые выполнял физические упражнения, питался, спал на орбите.
По сегодняшний день является самым молодым космонавтом, побывавшем на орбите: в день старта Титову было 25 лет 10 месяцев 25 дней (этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса).
И вот мир вздохнул с облегчением: космический рейс закончен. Герман Титов на красно-белом парашюте благополучно приземлился в том же районе, что и Юрий Гагарин. Друзья уже ждали… Космонавты: один, два, три, четыре… Они были первыми.
После своего единственного полета, с сентября 1961 г. работал в ЦПК заместителем командира 1-го отряда и одновременно инструктором-космонавтом, с 1964 г. - инструктором-космонавтом 2-го отряда, с 1968 г. - командиром 2-го отряда и старшим инструктором-космонавтом.
В 1962 г. выступил инициатором установления праздника - Дня космонавтики (12 апреля).
С 1966 г. входил в группу по программе "Спираль" (создание орбитального самолета). Участвовал в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, Як-25РВ и др. С марта 1969 г. возглавлял 4-й отдел ЦПК, занимающийся этой программой (была закрыта в начале 1970-х гг.).
17 июня 1970 г. был отчислен из отряда космонавтов ЦПК в связи с поступлением на очное отделение в ВАГШ ВС СССР.
В 1972-1973 гг. занимал должность заместителя начальника 153-го Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения (ныне - Главный испытательный космический центр им. Г.С. Титова, имя космонавта носит с 2001 г.; г. Краснознаменск, Московская обл.) Командно-измерительного комплекса Главного управления космических средств (ГУКОС) Минобороны СССР.
С 1973 г. - заместитель, в 1979-1986 гг. - первый заместитель начальника ГУКОС Минобороны СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам.
В 1973-1991 гг. возглавлял ряд государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем (станции "Алмаз", ракеты-носителя "Зенит" и др.). Курировал от ГУКОС проект 1914 по созданию морских кораблей измерительного комплекса (головное судно "Маршал Неделин" находилось в составе ВМФ в 1983-1998 гг.).
С 1986 г. являлся первым заместителем руководителя Управления начальника космических средств Минобороны СССР. 27 октября 1991 г. приказом Минобороны СССР был уволен в запас.
С 1992 г. по 1993 г. - президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике "Космофлот".
В 1993-1995 гг. - заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса.
Был членом КПСС (с 1961 г.). Избирался депутатом Верховного совета СССР 6-го и 7-го созывов (1962, 1966), а также Государственной думы РФ первого, второго и третьего созывов (1993, 1995, 1999), входил в состав фракции КПРФ.
Являлся президентом Ассоциации практиков космонавтики (с 1992 г.) и Федерации космонавтики РФ (с 1999 г.). Входил в состав редколлегии научно-технического журнала "Полет (с 1998 г.) и редакционный совет научно-популярного журнала "Новости космонавтики" (с 1999 г.).
Скончался 20 сентября 2000 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.
Генерал-полковник авиации (1988; с 1991 г. - в запасе). Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС (1960), военный летчик 1 класса (1961), космонавт 3-го класса (1961), летчик-испытатель 3 класса (1967).
Герой Советского Союза (1961). Лауреат Ленинской премии в области науки и техники (1988). Награжден двумя орденами Ленина (оба в 1961 г.), а также орденами Октябрьской Революции (1985), Трудового Красного Знамени (1976), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1995), медалью "За освоение целинных земель" (1961).
Удостоен ряда зарубежных наград и званий: Герой Монгольской Народной Республики (1961), Герой Труда Демократической Республики Вьетнам (1962), Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1962); орденов Хо Ши Мина и "Дружба" (Вьетнам), Георгия Димитрова (Болгария; 1962), Сухэ-Батора (Монголия; 1961), Карла Маркса (ГДР; 1961) и др.
Награжден золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1961), медалью де Лаво Международной авиационной федерации.
Летчик-космонавт СССР (1961). Заслуженный мастер спорта (1961; за установление мировых рекордов в космическом полете). Почетный радист (1977). Заслуженный специалист ВС СССР (1991). Почетный академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Опубликовал более 30 научных трудов в области применения космических средств. Автор книг "700000 километров в космосе" (1961), "Авиация и космос" (1963), "Голубая моя планета" (1972), "На звездных и земных орбитах" (1987) и др.
Заключение
Герман Степанович Титов - Почетный гражданин Алтайского края и многих российских городов, в их числе Калуга, Курск, Севастополь, Барнаул, и ряда зарубежных: Юрмала (Латвия), Варна (Болгария), Афины (Греция) и др.
В селе Полковниково действует Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова (с 1965 г.). В Москве в штабе Космических войск открыт музей-кабинет Г.С. Титова (2002) и мемориальная доска (2007). Мемориальная доска также установлена на здании Института космических исследований Российской академии наук (2007). Памятники космонавту открыты на месте приземления космического корабля "Восток-2" вблизи г. Красный Кут (Саратовская обл.), в Краснознаменске (Московская обл.) - в мемориальном комплексе-сквере им. Г.С. Титова.
В 2001 г. Федерацией космонавтики РФ была учреждена медаль имени Г.С. Титова. Имя космонавта носят Международный аэропорт Барнаул (2010), Алтайский оптико-лазерный центр (2010), лицей в г. Краснознаменске (Московская обл.), средняя школа в Щелково-3 (Московская обл.), улицы в родном селе Верх-Жилино, городах Барнауле, Волгограде, Екатеринбурге, Красном Куте, Новосибирске, Байконуре (Казахстан) и др.
В честь Германа Титова названы кратер на Луне, подводная гора в Тихом океане, малая планета номер 13010 – Герман Титов (открыта в 1986 г.), остров в бухте Халонг Тонкинского залива Южно-китайского моря (Вьетнам) - Ti Top Island (в английском варианте написания). В июне 2009 г. пассажирский лайнер А-320 авиакомпании "Аэрофлот" получил собственное имя "Г. Титов" (регистрационный номер VQ-BCM). В 2010 г., накануне 75-летия со дня рождения космонавта, ФГУП "Почта России" выпустила в обращение почтовую марку, посвященную полету Германа Титова (тираж - 450 тыс. экземпляров).
Имя Германа Степановича Титова носят улицы населённых пунктов не только Алтайского края, крупнейшие культурные и научные центры
В Алтайском крае утверждена стипендия Губернатора края имени лётчика – космонавта Г.С.Титова. Ей отмечают молодых учёных с выдающимися способностями в учебной и научной деятельности, в том числе в области космонавтики
Список литературы (источников информации)
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Как нарисовать черёмуху
Хитрость Дидоны
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Астрономический календарь. Июнь, 2019