Влияние стресса на возникновение неврозов
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_stressa_na_vozniknovenie_nevrozov.doc | 481 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.МИЧУРИНСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска Тамбовской области
Направление: «ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»
Секция:«Социальная и возрастная психология»
«Влияние стресса на возникновение неврозов»
научно-исследовательская работа
Выполнил:
Ененков Никита Васильевич,
ученик 11 «А» класса
МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска
Научный руководитель:
Головкина Светлана Александровна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска
Мичуринск-Наукоград РФ, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1Теоретический анализ научной литературы. 5
1.1. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхина, Д.М.Менделевича) 5
1.2. Стресс-тест. 7
1.3Критерий корреляции Пирсона. 8
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы возникновения невротических расстройств в десятом классе 9
1.1. Анализ результатов клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхина, Д.М.Менделевича) 9
1.2.Анализ результатов стресс-теста. 10
1.3. Корреляционный анализ 11
1.4.Исследование зависимости двух методик 17
Заключение
Рекомендации по преодолению тревожности и стресса
Информационные источники
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества отмечается тенденция роста невротических расстройств среди учеников. У десятиклассников, адаптация к старшей школе вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма. Получение образования и нагрузки перед грядущими переводными экзаменами, а в дальнейшем и ЕГЭ, связанные с высоким уровнем психических и физических нагрузок, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, располагают к появлению невротических реакций, психогенных расстройств, а также разнообразных заболеваний. Не всегда удачная адаптация к учебному процессу, возникающие конфликты с преподавателями и новыми одноклассниками, отставание в учебе достоверно часто сопровождаются симптоматикой тревожно-депрессивного плана.
Актуальность: проблема невротизации школьников из-за возрастающего уровня стресса является одной из актуальных проблем современного общества.
Гипотеза: при возрастании уровня стресса повышается вероятность возникновения неврозов у десятиклассников.
Цель исследования: выявить уровень влияния стресса на развитие невротических состояний учеников.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Объект: невротические состояния и уровень стресса у десятиклассников
Субъект: 30 учеников десятого класса МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска
Предмет: взаимосвязь невротических состояний и уровня стресса у учеников 10 классов.
Практическая значимость: выявление в ходе исследования взаимосвязи таких психологических феноменов как «стресс» и «невроз», выявление наиболее информативных показателей стрессоустойчивости,
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный: знакомство с литературой по теме ( 2дня);
2. Научно-методический: составление программы проекта, разработка методик исследования (1 день);
3. Экспериментальный: социологический опрос, сбор информации и её анализ (5 дней);
4. Подведение итогов: оформление документации, проведение классных часов (3 дня).
ГЛАВА 1
Теоретический анализ научной литературы
Для проведения исследования были выбраны клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхина, Д. М. Менделевича) и стресс-тест.
1.1. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхина, Д. М. Менделевича)
Данный тест-опросник [Приложение №1] применяется для оценки невротических состояний. Он был разработан в 1978 году (авторы - К.К. Яхин, Д.М. Менделевич).
Опросник невротизации дает возможность качественного анализа невротических проявлений, позволяет выявить основные синдромы невротических состояний, таких как:
Опросник состоит из 68 вопросов: шкала тревоги (10 вопросов), шкала невротической депрессии (10 вопросов), шкала астении (10 вопросов ), шкала истерического типа реагирования (11 вопросов), шкала обсессивно-фобических нарушений (10 вопросов), шкала вегетативных нарушений ( 22 вопроса). При обработке результатов используются таблицы значений диагностических коэффициентов [Приложение №2] по шести шкалам. Показатель больше «+1,28» указывает на уровень здоровья, меньше «–1,28» – на болезненный характер выявляемых расстройств.
1.2. Стресс-тест
Данный тест [Приложение №3] на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым - психологом Медицинского центра Университета Бостона в 2013 году.
Тест очень полезен тем, что активизирует учеников и позволяет им задуматься о собственном психическом состоянии: не все знают признаки нервно-психического перенапряжения — апатию, усталость по утрам, навязчивые мысли, чувствительность к словам окружающих.
1.3. Критерий корреляции Пирсона
Критерий корреляции Пирсона – это метод параметрической статистики, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость. В статистических расчетах и выводах коэффициент корреляции обычно обозначается как rxy или Rxy.
Расчет коэффициента корреляции Пирсона производится по следующей формуле:
,
где
mi – экспериментальные частоты попадания значения случайной величины в интервал,
npi– теоретические частоты.
Значения коэффициента корреляции Пирсона интерпретируются исходя из его абсолютных значений. Возможные значения коэффициента корреляции варьируют от 0 до ±1. Чем больше абсолютное значение rxy – тем выше теснота связи между двумя величинами.
Для оценки тесноты, или силы, корреляционной связи обычно используют общепринятые критерии, согласно которым абсолютные значения rxy< 0.3 свидетельствуют о слабой связи, значения rxy от 0.3 до 0.7 - о связи средней тесноты, значения rxy> 0.7 - о сильной связи.
Более точную оценку силы корреляционной связи можно получить, если воспользоваться таблицей Чеддока [Приложение №4].
ГЛАВА 2
Эмпирическое исследование проблемы возникновения невротических расстройств в 10 классе
В данном исследовании выборку составили 30 учеников 10 класса МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринска (13 девочек (43%) и 17 мальчиков (57%); средний возраст испытуемых составил 15-16 лет).
2.1.Анализ результатов клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхина, Д. М. Менделевича)
Цель опроса: выявить и оценить невротические состояния.
Объект: ученики 10 класса МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринск.
Выводы:
У обследованных учеников различные симптомы невротического регистра почти не распространены (табл.1). Средний уровень выраженности тревоги выявлен у 2 испытуемых, у остальных 28 испытуемых зарегистрирован низкий уровень тревоги.
Средний уровень выраженности симптомов невротической депрессии выявлен у 3 испытуемых. У остальной выборки испытуемых отклонений не выявлено.
У одного человека был выявлен средний показатель по шкале астения.
По шкале истерического типа реагирования у всех испытуемых был выявлен низкий показатель.
Обсессивно - фобические нарушения у 5 человек находятся в среднем уровне выраженности, у остальных данный показатель низкий.
Средний уровень выраженности симптомов вегетативных нарушений был выявлен у 1 испытуемого.
У 5 десятиклассников имеется предрасположенность к появлению невротических симптомов. Остальные же ученики не входят в эту группу риска, так как все их показатели находятся в норме.
Таблица №1:
Результаты клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний
Проявления | Уровень выраженности | ||
высокий | средний | низкий | |
Тревога | - | 2 | 28 |
Невротическая депрессия | - | 3 | 27 |
Астения | - | 1 | 29 |
Истерический тип реагирования | - | - | 30 |
Обсессивно - фобические нарушения | - | 5 | 25 |
Вегетативные нарушения | - | 1 | 29 |
2.2. Анализ результатовстресс-теста
Цель теста: оценить насколько подвержены десятиклассники стрессу.
Объект: ученики 10 класса МБОУ СОШ № 19 г. Мичуринск.
Выводы:
Результаты показали, что у 19 испытуемых выявлен умеренный показатель уровня стресса (табл.2).
У одного человека показатель выраженности стресса высокий. Это может говорить, что человек живет в постоянном стрессе, который угрожает его здоровью и будущему.
10 испытуемых имеют низкий показатель уровня стресса. Такие люди живут спокойно и разумно и успевают справиться с проблемами, которые у них возникают.
У 19 десятиклассников уровень стресса умеренный. Фактором возникновения данного показателя может служить сильное перенапряжение из-за учебы и приближающихся выпускных экзаменов.
Таблица №2:
«Результаты стресс-теста для выпускников»
Проявления | Степень выраженности | ||
высокая | умеренная | низкая | |
Стресс | 1 | 19 | 10 |
2.3.Корреляционный анализ
Для расчета коэффициента корреляции Пирсона был использован Онлайн-калькулятор[1].
Результаты показали, что по каждой шкале корреляция отрицательная. На графиках показана зависимость шкал тревоги, невротической депрессии, астении, истерического типа реагирования, обсессивно-фобических нарушений и вегетативных нарушений от уровня стресса, на которых прослеживается сильная отрицательная корреляция.
Зависимость на рисунке 1(p =- 0,7)говорит о том, что с что с увеличением уровня стресса происходит понижение коэффициента тревоги, следовательно, у человека могут появиться такие симптомы как слабость, головная боль, раздражительность.
Рисунок №1
С увеличением уровня стресса происходит понижение шкалы невротическая депрессия (р=-0,64, рис. 2), проявлениями которой являются сниженное настроение, ослабление тонуса энергии, снижение интересов и контактов с окружающими.
Рисунок №2
Когда увеличивается стресс, то коэффициент шкалы астении понижается (р=-0,53, рис.3), но его выраженность увеличивается, это свидетельствует о наличии психической и физической гиперестезии, быстрой утомляемости, эмоциональной лабильности и снижении внимания.
Рисунок №3
Повышение стресса влечет за собой понижение коэффициента по шкале истерического типа реагирования (р=-0,7, рис.4). Болезненные проявления выражаются в требовании признания, повышенной чувствительности, обидчивости, а также проявление истерического реагирования в виде нарушенной сердечной деятельности, дыхания и ЖКТ.
Рисунок №4
Когда повышается уровень стресса, то коэффициент шкалы обсессивно-фобические понижается (р=-0,6, рис.5), но его выраженность увеличивается, что свидетельствует о появлении таких симптомов как навязчивость, навязчивые сомнения, воспоминания, страхи, неуверенность в своих поступках.
Рисунок №5
Чем выше стресс, тем больше проявлений симптоматики по шкале вегетативных нарушений (р=-,73, рис.6): тяжесть в груди, паника, страх, повышенное или пониженное потоотделение, мочеиспускание.
Рисунок №6
Значение коэффициентов корреляции Пирсона соответствует слабой зависимости между шкалами невротических состояний и уровнем стресса, это говорит о том, что большинство десятиклассников не осознают, что, находясь в ситуации стресса и испытывая при этом тревогу, это может привести к различным неврологическим заболеваниям.
Данная корреляционная связь является статистически значимой (p<0.01).
2.4. Исследование зависимости двух методик
После интерпретации результатов двух методик мы решили исследовать, есть ли зависимость между «Клиническим опросником для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхина, Д.М.Менделевича)» и «Стресс-тестом».
Испытуемые | Баллы по шкалам | Баллы стресс-теста | ||||
Тревога | Невротическая депрессия | Астения | Обсессивно-фобическиенарушения | Вегетативные нарушения | ||
12 | - | 0,79 | - | - | - | 38 |
13 | -0,1 | 0,79 | - | - | 0,4 | 51 |
21 | 1,14 | - | -0,1 | -1,3 | - | 44 |
28 | - | - | - | 0,8 | - | 36 |
29 | - | 0 | - | -1,3 | - | 39 |
У испытуемого (51) с высокими показателями по «Стресс-тесту», были выявлены близкие показатели к болезненному проявлению по шкалам тревоги, невротической депрессии и вегетативным нарушениям.
Два испытуемых (21 и 29), у которых выраженное болезненное состояние по шкале обсессивно-фобические нарушения, также показали взаимосвязь и со стресс- тестом, результаты, которого превышают значительно.
Так же мы провели корреляционный анализ, для получения более точных результатов взаимосвязи.
Чем выше выраженность по шкале тревоги, тем выше показатель по шкале стресс (рис.7). График корреляции и показывают эту сильную зависимость. Это говорит о том, что у испытуемых, которые находятся в постоянном стрессе, подвержены такому состоянию как нервозность, беспокойство, необоснованная паника.
Рисунок №7
Корреляционная зависимость -сильная отрицательная.
С увеличением стресса, будет повышаться коэффициент по шкале невротическая депрессия (рис.8). Испытуемых, у которого повышенный стресс, будут проявления невротической депрессии такие как: слезливость,ощущение общей слабости, чувство разбитости.
Рисунок №8
Корреляционная зависимость -слабая отрицательная.
При возрастании шкалы стресса (рис.9), повышается вероятность развития астении у испытуемых, которая характеризуется такими симптомами как: повышенная утомляемость, гиперестезия, нарушение сна, головные боли.
Рисунок №9
Корреляционная зависимость - слабая положительная.
При повышении уровня стресса возрастает вероятность возникновения обсессивно-фобических нарушений (рис.10). Они проявляются в навязчивых мыслей (обсессии), навязчивых воспоминаний, сомнений и фобий.
Рисунок №10
Корреляционная зависимость - слабая отрицательная.
У человека с повышенным уровнем стресса будет повышаться коэффициент по шкале вегетативные нарушения (рис.11). Такие люди плохо спят, они ощущают тяжесть в груди, их мучают головные боли, головокружения и тошнота.
Рисунок №11
Корреляционная зависимость - сильная отрицательная.
Корреляционный анализ показал, что возникновение невротических состояний у испытуемых зависит от их уровня стресса. Более выраженную зависимость выделили у шкалы стресса со шкалами: тревоги и вегетативных нарушений. Низкая выраженность зависимости у данной шкалы со шкалами: астении и невротической депрессии. У шкал стресса и обсессивно-фобических нарушений корреляционная зависимость почти отсутствует ( очень мала -0,07).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Рекомендации по преодолению тревожности и стресса
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Учебная и справочная литература
Статьи в научных журналах и сборниках
Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
Инструкция: испытуемому предлагается оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе: 5 баллов – никогда не было, 4 балла – редко, 3 балла – иногда, 2 балла – часто, 1 балл – постоянно или всегда.
Вопросы | Варианты ответов | ||||
1. Ваш сон поверхностный и неспокойный? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, нет прежней энергичности? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3. После сна Вы чувствуете себя усталым и «разбитым» (неотдохнувшим)? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4. У Вас плохой аппетит? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5. У Вас бывают ощущения сдавливания в груди и чувство нехватки воздуха при волнениях или расстройствах? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-либо тревожит? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8. Чувствуете ли Вы у себя повышенную утомляемость, усталость? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9. Замечаете ли Вы, что прежняя работа дается Вам труднее и требует больших усилий? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10. Замечаете ли Вы, что стали более рассеянным и невнимательным забываете куда положили какую-нибудь вещь или не можете вспомнить, что только собирались делать? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11. Вас беспокоят навязчивые воспоминания? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12. Бывает ли у Вас ощущение какого-то беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин и нет? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13. У Вас возникает страх заболеть тяжелым заболеванием (рак, инфаркт, психическое заболевание и т.д.)? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
14. Вы не можете сдерживать слезы и плачете? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15. Замечаете ли Вы, что потребность в интимной жизни для Вас стала меньше или даже стала Вас тяготить? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
16. Вы стали более раздражительны и вспыльчивы? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
18. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19. Проверяете ли Вы многократно выполненные действия: выключен ли газ, вода, электричество, заперта ли дверь и т.д.? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20. Беспокоят ли Вас боли или неприятные ощущения в области сердца? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
21. Когда Вы расстраиваетесь, у Вас бывает так плохо с сердцем, что Вам приходится принимать лекарства или даже вызывать «скорую помощь»? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
22. Бывает ли у Вас звон в ушах или рябь в глазах? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23. Бывают ли у Вас приступы учащенного серцебиения? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24. Вы так чувствительны, что громкие звуки, яркий свет и резкие краски раздражают Вас? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
25. Испытываете ли Вы в пальцах рук и ног, или в теле покалывание, ползание мурашек, онемение или другие неприятные ощущения? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
26. У Вас бывают периоды такого беспокойства. Что Вы даже не можете усидеть на месте? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
27. Вы к концу работы так сильно устаете, что Вам необходимо отдохнуть, прежде чем приняться за что-либо? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
28. Ожидание Вас тревожит и нервирует? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
29. У Вас кружится голова и темнеет в глазах, если Вы резко встанете или наклонитесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
30. При резком изменении погоды у Вас ухудшается самочувствие? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
31. Вы замечали как у Вас непроизвольно подергиваются голова и плечи, или веки, скулы, особенно, когда Вы волнуетесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
32. У Вас бывают кошмарные сновидения? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
33. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
34. Ощущаете ли Вы комок в горле при волнении? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
35. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать, и Вы ощущаете себя одиноким? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
36. Испытываете ли Вы затруднения при глотании пищи, особенно Вы волнуетесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
37. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги у Вас находятся в беспокойном движении? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
38. Беспокоит ли Вас, что вы не можете освободиться от постоянно возвращающихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
39. Вы легко потеете при волнениях? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
40. Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
41. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
42. У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
43. Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
44. Даже в теплую погоду ноги и руки у вас холодные (зябнут)? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
45. Легко ли Вы обижаетесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
46. У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или решений? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
47. Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или дома недостаточно оценивается окружающими? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
48. Вам часто хочется побыть одному? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
49. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
50. Вы чувствуете себя скованно или неуверенно в обществе? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
51. Бывают ли у Вас головные боли? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
52. Замечаете ли Вы, как стучит или пульсирует кровь в сосудах, особенно если вы волнуетесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
53. Совершаете ли Вы машинально ненужные действия (потираете руки, поправляете одежду, приглаживаете волосы и т.д.)? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
54. Вы легко краснеете или бледнеете? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
55. Покрывается ли Ваше лицо, шея или грудь красными пятнами при волнениях? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
56. Приходят ли Вам на работе мысли, что с Вами может неожиданно что-то случиться и Вам не успеют оказать помощь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
57. Возникают ли у вас боли или неприятные ощущения в области желудка, когда Вы расстраиваетесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
58. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
59. Бывают ли у Вас запоры или поносы? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
60. Когда Вы расстраиваетесь у Вас бывает отрыжка или тошнота? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
61. Прежде чем принять решение Вы долго колеблетесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
62. Легко ли меняется Ваше настроение? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
63. При расстройствах у Вас появляется зуд кожи или сыпь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
64. После сильного расстройства Вы теряли голос или у Вас отнимались руки или ноги? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
65. У Вас повышенное слюноотделение? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
66. Бывает ли, что Вы не можете один перейти улицу, открытую площадь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
67. бывает ли, что Вы испытываете сильное чувство голода, а едва начав есть, быстро насыщаетесь? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
68. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Приложение №2
таблицы значений диагностических коэффициентов
Шкала тревоги
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
6 | – 1,33 | – 0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 |
12 | – 1,08 | – 1,3 | – 0,6 | 0,37 | 1,44 |
26 | – 1,6 | – 1,34 | – 0,4 | – 0,6 | 0,88 |
28 | – 1,11 | 0 | 0,54 | 1,22 | 0,47 |
32 | – 0,9 | – 1,32 | – 0,41 | 0,41 | 1,3 |
33 | – 1,19 | – 0,2 | 1 | 1,04 | 0,4 |
37 | – 0,78 | – 1,48 | – 1,38 | 0,11 | 0,48 |
41 | – 1,26 | – 0,93 | – 0,4 | 0,34 | 1,24 |
50 | – 1,23 | – 0,74 | 0 | 0,37 | 0,63 |
61 | – 0,92 | – 0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 |
Шкала невротической депрессии
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
2 | – 1,58 | – 1,45 | – 0,41 | 0,7 | 1,46 |
7 | – 1,51 | – 1,53 | – 0,34 | 0,58 | 1,4 |
15 | – 1,45 | -1,26 | – 1 | 0 | 0,83 |
17 | – 1,38 | – 1,62 | – 0,22 | 0,32 | 0,75 |
18 | – 1,3 | – 1,5 | – 0,15 | 0,8 | 1,22 |
35 | – 1,34 | – 1,34 | – 0,5 | 0,3 | 0,73 |
48 | – 1,2 | – 1,23 | 0,36 | 0,56 | 0,2 |
49 | – 1,08 | – 1,08 | – 1,18 | 0 | 0,46 |
58 | – 1,2 | – 1,26 | – 0,37 | 0,21 | 0,42 |
68 | – 1,08 | – 0,54 | – 0,1 | 0,25 | 0,32 |
Шкала астении
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
3 | – 1,51 | – 1,14 | – 0,4 | 0,7 | 1,4 |
8 | – 1,5 | – 0,33 | 0,9 | 1,32 | 0,7 |
9 | – 1,3 | – 1,58 | – 0,6 | 0,42 | 1 |
10 | – 1,62 | – 1,18 | 0 | 0,79 | 1,18 |
14 | – 1,56 | – 0,7 | – 0,12 | 0,73 | 1,35 |
16 | – 1,62 | – 0,6 | 0,26 | 0,81 | 1,24 |
24 | – 0,93 | – 0,8 | – 0,1 | 0,6 | 1,17 |
27 | – 1,19 | – 0,44 | 0,18 | 1,2 | 1,08 |
45 | – 1,58 | – 0,23 | 0,34 | 0,57 | 0,78 |
62 | – 0,5 | – 0,56 | 0,38 | 0,56 | 0 |
Шкала истерического типа реагирования
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
5 | – 1,41 | – 1,25 | – 0,5 | 0,4 | 1,53 |
21 | – 1,2 | – 1,48 | – 1,26 | – 0,18 | 0,67 |
31 | – 1,15 | – 1,15 | – 0,87 | – 0,1 | 0,74 |
34 | – 1,48 | – 1,04 | – 0,18 | 1,11 | 0,5 |
35 | – 1,34 | – 1,34 | – 0,52 | 0,3 | 0,73 |
36 | – 1,3 | – 1,38 | – 0,64 | – 0,12 | 0,66 |
45 | – 1,58 | – 0,23 | 0,34 | 0,57 | 0,78 |
47 | – 1,38 | – 1,08 | – 0,64 | – 0,1 | 0,52 |
49 | – 1,08 | – 1,08 | – 1,18 | – 0,1 | 0,46 |
57 | – 1,2 | – 1,34 | – 0,3 | 0 | 0,42 |
64 | – 0,6 | – 1,26 | – 1,08 | – 0,38 | 0,23 |
Шкала обсессивно-фобических нарушений
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
11 | – 1,38 | – 1,32 | – 0,3 | 0,3 | 1,2 |
13 | – 1,53 | – 1,38 | – 0,74 | 0,23 | 0,9 |
19 | – 1,32 | – 0,63 | 0 | 0,99 | 1,2 |
38 | – 0,9 | – 1,17 | – 0,43 | 0,37 | 0,69 |
40 | – 1,38 | – 0,67 | – 0,81 | 0,18 | 0,64 |
46 | – 1,34 | – 1,2 | 0,1 | 0,54 | 0,43 |
53 | – 0,78 | – 1,5 | – 0,35 | 0,27 | 0,36 |
56 | – 0,3 | – 1,2 | – 1,3 | – 0,67 | 0,33 |
61 | – 0,92 | – 0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 |
66 | – 1 | – 0,78 | – 1,15 | – 0,52 | 0,18 |
Шкала вегетативных нарушений
Номер вопроса | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
1 | – 1,51 | – 1,6 | – 0,54 | 0,5 | 1,45 |
4 | – 1,56 | – 1,51 | – 0,34 | 0,68 | 1,23 |
6 | – 1,33 | – 0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 |
20 | – 1,3 | – 1,58 | – 0,1 | 0,81 | 0,77 |
22 | – 1,08 | – 1,5 | – 0,71 | 0,19 | 0,92 |
23 | – 1,8 | – 1,4 | – 0,1 | 0,5 | 1,22 |
25 | – 1,15 | – 1,48 | – 1 | 0,43 | 0,63 |
29 | – 1,6 | – 0,5 | – 0,3 | 0,62 | 0,9 |
30 | – 1,34 | – 0,7 | – 0,17 | 0,42 | 0,85 |
32 | – 0,9 | – 1,32 | – 0,41 | 0,42 | 1,19 |
39 | – 1,56 | – 0,43 | – 0,1 | 0,48 | 0,76 |
42 | – 1,3 | – 0,97 | – 0,4 | – 0,1 | 0,7 |
43 | – 1,11 | – 0,44 | 0 | 0,78 | 0,45 |
44 | – 1,51 | – 0,57 | – 0,26 | 0,32 | 0,63 |
51 | – 1,34 | – 0,78 | 0,2 | 0,31 | 1,4 |
52 | – 0,97 | – 0,66 | – 0,14 | 0,43 | 0,77 |
54 | – 0,93 | – 0,3 | 0,13 | 0,93 | 0,6 |
57 | – 1,2 | – 1,34 | – 0,3 | 0 | 0,42 |
59 | – 1,08 | – 0,83 | – 0,26 | 0,24 | 0,55 |
63 | – 0,9 | – 1,15 | – 1 | – 0,1 | 0,25 |
65 | – 1 | – 1,26 | – 0,22 | – 0,43 | 0,27 |
67 | – 0,7 | – 0,42 | – 0,55 | 0,18 | 0,4 |
Приложение №3
«Стресс-тест для выпускников»
Инструкция:Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
Утверждения | Почти никогда | Редко | Часто | Почти всегда |
Меня редко раздражают мелочи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я нервничаю, когда приходится кого- ждать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Когда я попадаю в неловкое положение, то я краснею. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Когда я сержусь, то могу кого- нибудь обидеть | 1 | 2 | 3 | 4 |
Не переношу критики, выхожу из себя. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Всё своё свободное время чем- нибудь занят. | 1 | 2 | 3 | 4 |
На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Не умею выслушивать, вставляю реплики. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Страдаю отсутствием аппетита. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Часто беспокоюсь без всякой причины. | 1 | 2 | 3 | 4 |
По утрам чувствую себя плохо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Думаю, что сердце у меня не в порядке. | 1 | 2 | 3 | 4 |
У меня бывают боли в спине и шее. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мечтаю о призвании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Думаю, что я лучше многих. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я не соблюдаю диету. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала оценки:
30- баллов и меньше. Вы живёте спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди видят себя в розовом свете.
31- 45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением. Страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т. е. У вас есть стремление чего- нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени для себя.
46-60 баллов Ваша жизнь- беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то много добьётесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. Вы живёте как водитель машины, которая одновременно жмёт на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью и вашему будущему.
Приложение №4
таблица Чеддока
Абсолютное значение rxy | Теснота (сила) корреляционной связи |
менее 0.3 | слабая |
от 0.3 до 0.5 | умеренная |
от 0.5 до 0.7 | заметная |
от 0.7 до 0.9 | высокая |
более 0.9 | весьма высокая |
~ ~
[1]URL: https://medstatistic.ru/calculators/calccorrelation.html (дата обращения:17.01.2020)
Прекрасная химия
Хитрый коврик
Стеклянный Человечек
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Петушок из русских сказок