Работа рассказывает о создании оружия массового поражения в США и СССР и нравственном выборе учёных.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ovcharov_a.docx | 48.21 КБ |
prezentatsiya_ovcharov_a.pptx | 2.51 МБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Комитет по образованию административного городского округа
« Город Калининград»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 38
Доклад
«Нравственный выбор в
В деятельности ученых»
Работу выполнил
ученик11 «Б» класса
Овчаров Александр.
Руководитель:
учитель физики
Паякина Е.П.
Калининград
2017 год
Содержание:
2.1. Краткий исторический обзор научных открытий ХХ века
2.2. Манхэттенский проект
2.3. Советская атомная бомба
2.4. Термоядерное оружие
2.5. Пагуошское движение и другие мирные инициативы ученых-физиков и общественности.
5.1. Манифест Рассела-Эйнштейна.
5.2. Презентация.
1. Введение:
В XIX в. науку рассматривали как источник технического и морального преобразования общества (М. Бертло, Э. Ренан). После IIМировой войны, на фоне убедительных свидетельств беспрецедентной мощи научно-технических достижений, стала очевидной и начала осознаваться неоднозначность и опасность как их социальных и человеческих последствий, так и самих процедур и процессов получения новых научных знаний.
Объектом самого пристального внимания сообщества физиков, прежде всего ядерщиков, стала моральная оценка как их участия в разработке такого оружия, так и разрушения этического фундамента цивилизации наукой и техникой (А. Эйнштейн, М. Борн и др.).
Цель работы - показать, что научные разработки физиков-ядерщиков в сфере практического применения фундаментальных теорий в ХХ веке были настолько масштабными, что поставили человечество на грань самоуничтожения. Перед нравственным выбором оказались создатели оружия массового уничтожения - ученые-ядерщики. Каким образом они реализовали свой выбор – показано в данной работе.
2. Основная часть.
2.1. Краткий исторический обзор научных открытий ХХ века.
«Человека нельзя заставить делать научные открытия и изобретать новые технологии, как можно плетью заставить раба добывать камень в карьере, рубить дрова и качать воду. Атомщики не могли не быть добровольными инструментами в руках правительств».
Арнольд Джозеф Тойнби
Рассмотрим историческую цепь событий, приведших к созданию и использованию в 1945 году атомной бомбы, после чего мир уже не смог оставаться прежним.
1896 — Беккерель открывает радиоактивность.
1900 — Пуанкаре выводит формулу E0=mс2.
1911 — Резерфорд предлагает ядерную модель атома.
1932 — Чедвик открывает нейтрон.
1938 —Ган проводит эксперименты по бомбардировке урана нейтронами.
1939 — Жолио-Кюри делает заключение о возможности цепной реакции.
1941 — Рузвельт решает финансировать исследования в области ядерного оружия.
1942 — Начало Манхэттенского проекта.
1942 — Ферми проводит первую цепную реакцию.
1943 — Курчатов начинает работу над советским ядерным оружием.
1945 — Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
1949 — Первый советский атомный взрыв.
1952 — Первый термоядерный взрыв.
1953 — Испытания советского термоядерного оружия.
1954— Испытания американского термоядерного оружия.
На каком же этапе развития научной мысли фундаментальные научные разработки перешли в плоскость создания оружия массового уничтожения?
В 1930-е гг. ученые — включая и Эйнштейна — считали, что создать атомную бомбу «невозможно». Физики уже знали, что в глубинах атомного ядра, заключено громадное количество энергии. Но энергия, которая высвобождалась при распаде одного ядра, была слишком незначительной, чтобы о ней стоило всерьез говорить.
На заре атомной эры крупнейший датский физик Нильс Бор, а до него англичанин Эрнст Резерфорд выражали сомнение в возможности освоения человеком энергии атома. По мнению Бора, для этого потребовалось бы экономику целого государства превратить в огромную фабрику, работающую исключительно на нужды создания бомбы.
В 1932 годуфизик-атомщик Лео Сцилард прочитал фантастический роман Герберта Уэллса «Освобожденный мир» (1914), где писатель предсказал создание атомной бомбы. В романе утверждалось, что некий физик раскроет секрет атомной бомбы в 1933 г.
Роман подстегнул научное воображение ученого, и в 1933 г., в точности как было предсказано Уэллсом почти за два десятилетия до этого, Сцилард придумал, как приумножить энергию одного атома при помощи цепной реакции; при этом энергию деления одного атома урана можно будет увеличить во многие триллионы раз.
После этого Сцилард запустил несколько принципиальных экспериментов и организовал тайную переписку между Эйнштейном и президентом Франклином Рузвельтом. Результатом этих переговоров стали Манхэттенский проект и создание атомной бомбы США.
Советский Союз тоже включился в ядерную гонку и смог создать свое смертоносное оружие четырьмя годами позже.
Нельзя рассматривать прогресс в науке в отрыве от исторического процесса. Первая мировая война, Вторая мировая война, Холодная война, «Оттепель», новая эскалация гонки вооружений… Двадцатый век был богатым на события.
Как считает программист и философ Сид Мэйер, создатель компьютерной игры «Цивилизация», именно благодаря наличию атомного оружия у двух сверхдержав, Холодная война так и не перешла в XX веке в фазу открытого военного конфликта.
2.2. Манхэттенский проект.
"Мы делали дело дьявола! Но я рассуждаю так: если перед вами возникает технически интересная проблема, вы стремитесь к ее решению, не раздумывая, что с этим будет потом. Так было и с атомной бомбой".
Роберт Оппенгеймер, 1956 г.
2 августа 1939 года Эйнштейн подписал письмо на имя президента СШАФранклина Делано Рузвельта о необходимости создания ядерного оружия, чтобы опередить разработки ученых фашистской Германии в этой области. Не участвуя непосредственно в создании атомной бомбы, Эйнштейн помог убедить правительство Соединенных Штатов в ее необходимости, о чем потом горько сожалел.
Позже Эйнштейн объяснял свой поступок следующим образом: «В то время, когда было известно, что в Германии ведутся работы по созданию атомной бомбы, могли ли мы сидеть и ждать, пока они их успешно завершат и изберут нас в жертву?»
В Манхэттенском проектебыли задействованы около 150 тыс. человек; в процессе работы были созданы новые лаборатории, заводы, производственные комплексы; появились тысячи новых изобретений и патентов; всего на создание трех атомных бомб США затратили около двадцати четырех миллиардов долларов (в ценах нашего времени).
Проект возглавил генерал Лесли Гровс, ведущим специалистом являлся Роберт Оппенгеймер, главным исследовательским центром стала Лос-Аламосская лаборатория.
Участниками проекта были физики и другие ученые с мировым именем: Рудольф Пайерлс, Отто Фриш, Эдвард Теллер, Энрико Ферми, Нильс Бор, Клаус Фукс, Лео Силард, Джон фон Нейман, Ричард Фейнман, Джозеф Ротблат, Исидор Раби, Станислав Улем (Юлем), Роберт Уилсон, Виктор Вайскопф, Герберт Йорк, Кеннет Бэйнбридж, СэмюэлАллисон, Эдвин Макмиллан, Джон Лоуренс, Георгий Кистяковский, Ганс Бизе, Эрнест Лоуренс, Р. Робертс, Ф. Молер, Александр Сакс, Ханс Бете, Швебер, Буш, Эккерс, Халбан, Симон, Э. Вагнер, Филипп ХаугеАбельсон, Джон Кокрофт, Эрнест Уолтон, Боб Уилсон.
В приведённом списке участников Манхэттенского проекта имеются неточности. Многие участники впоследствии не афишировали своей работы в проекте по этическим соображениям, возникшим после применения атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки.
Манхэттенский проект объединил учёных США и учёных Великобритании и Канады, развивавших параллельный проект разработки ядерной бомбы («ТьюбЭллойс»), в единый международный коллектив, решивший проблему в кратчайшие сроки. Специалисты США воспользовались знаниями учёных из Великобритании (комитет «МаудКомитти»), а по передаче США английских наработок по теме ядерной бомбы отказались делиться с Великобританией вновь получаемыми результатами.
16 июля 1945 года был произведен первый взрыв атомной бомбы «Тринити» в Аламагордо, Нью-Мексико.
В докладной записке военному министру от 18 июля 1945 года, после удачных испытаний атомной бомбы, генерал Гровс выражал общее мнение: «Мы полностью отдаем, себе отчет в том, что наша основная цель еще не достигнута. Только проверка бомбы в боевых условиях может решить исход войны с Японией». Он лично участвовал в дискуссии по отбору целей.
Эдвард Теллер летом 1945 г. предпринял попытку организовать петицию ученых с призывом к администрации президента Г. Трумэна отказаться от идеи бомбардировки японских городов, исходя из соображений гуманности и отсутствия очевидной военной необходимости. Узнав, какого рода документ предлагает подписать Л. Сциллард, Роберт Оппенгеймер, руководивший «Проектом Манхэттен», в резкой форме воспротивился этой затее. Он указал на то, что вопросы применения атомного оружия должны находиться в исключительном ведении политиков, облеченных доверием избирателей и опирающихся в своих действиях на осведомленность в отношении множества факторов, недоступных для широкой публики.
Однако,как известно, ядерное оружие было применено не против фашистской Германии, а против Японии, принеся огромные разрушения и гибель многим десяткам тысяч мирных граждан этой страны, когда война практически подходила к концу. Особенно ужасно то, что радиационное поражение привелоне только к смерти людей и болезням, но и к необратимым мутациям, которые передаются из поколения в поколение и не поддаются обратной коррекции.
После завершения проекта Лос-Аламосскаялаборатория была награждена правительством США грамотой «За заслуги». В ответной речи Роберт Оппенгеймер сказал:«С благодарностью и признательностью я принимаю этот свиток от лицаЛос-Аламосской лабораторией, от лица всех мужчин и женщин, чей труд ивдохновение создали ее. Мы надеемся, что в грядущие годы сможем гордитьсяэтим свитком и всем тем, что он символизирует. Но сегодня наша гордость не может не быть омрачена глубокимбеспокойством.Если атомным бомбам будет суждено пополнить арсенал средствуничтожения, то неминуемо наступит время, когда человечество проклянет слова «Лос-Аламос» и «Хиросима».
«На протяжении веков Русская православная церковь считала защиту Отечества священным долгом, словом и делом вдохновляя людей на подвиг защиты российских рубежей. В этой связи мне весьма отрадно сознавать, что кредо российских оружейников-ядерщиков созвучно голосу церкви. Наша страна создала ядерное оружие, которое никогда не применялось на полях сражений, а достигнутое ядерное равновесие на длительное время спасло мир от угрозы новой мировой войны».
Алексий II.
В 30-е годы ХХ века, Н.Н.Семёнов доказал возможность разветвленной цепной реакции, что открыло дорогу к последующему созданию атомной бомбы. В 40-е - 50-е годы Н.Н. Семёнов и его Институт химической физики решал задачи создания отечественного атомного и ядерного оружия. Ряд руководителей Советского атомного проекта были представителями школы Н.Н.Семенова и его учениками (Ю.Б. Харитон, К.И. Щелкин, Я.Б. Зельдович, М.А. Садовский и др.).
После открытия явления деления ядер урана возник вопрос о возможностипрактического использования ядерной энергии путем осуществления цепной ядернойреакции. Несмотря на исключительно большие трудности и скептическое отношениеведущих ученых, В.С. Шпинель совместно с В.А. Масловым предложили, какосуществить цепную реакцию взрывного характера, и совместно с Ф.Ф. Лангепредложили необходимый для этого метод разделения изотопов урана в требуемыхбольших количествах (1937 г.). Авторские свидетельства на изобретения атомнойбомбы и метода разделения изотопов урана с помощью газовой центрифуги (1940 г.)имели приоритетное для СССР значение: за два года до начала работ в этой области в СССР авторы предложили конструкцию ядерного боеприпаса (т.е. атомной бомбы) и описали последствия ядерного взрыва. В.С. Шпинель, совместно с В.А. Масловым, предложил (1940 г.) Наркомату Обороны срочно начать работу по созданию атомного оружия.
Авторские свидетельства были зарегистрированы в Бюро изобретений при Госплане СССР и не подлежали опубликованию.
Родоначальником советского атомного проекта считают Курчатова, он вёл его с самого старта 28 сентября 1942 года до собственной смерти. Именно Игорь Васильевич встречался с высшими лицами государства и убедил И. В. Сталина в важности и значимости проекта. После этой встречи Сталиным были подписаны около шестидесяти документов, определивших развитие атомной науки и техники. В результате отрасль стала приоритетной, резко повысился уровень жизни физиков-ядерщиков. Вместе с Курчатовым ядерный проект внедрял в жизнь выдающийся физик Юлий Харитон, чье имя долгое время оставалось засекреченным.
В 1945 году в СССР был создан комитет по исследованию внутриядерной энергии урана. Возглавил Комитет Лаврентий Павлович Берия.
Исследовательская лаборатория разместилась в городе Арзамас – 16, в постройках бывшего Саровского монастыря.Наличие завода, железной дороги, сохранившихся монастырских построек в сочетании с уединённостью этих и мест и достаточной близостью к Москве стали основными причинами создания здесь в 1946-м году первого ядерного центра России.
За четыре года учёные добились успехов в разработке ядерного оружия, и в 1949 году было проведено его успешное испытание.
Сталин был впечатлён результатами и наградил участников проекта высшими наградами государства. Учёные были благодарны Сталину и пообещали ему упорно работать над совершенствованием атомного оружия.
Необходимо отметить, что советские атомные бомбы никогда не применялись в военных целях.
После Чернобыля Юлий Харитон сказал: «Я уже не уверен, что человечество дозрело до владения этой энергией. Я осознаю нашу причастность к ужасной гибели людей, к чудовищным повреждениям, наносимым природе нашего дома — Земли…»
2.4. Термоядерное оружие.
Идея бомбы с термоядерным синтезом, инициируемым атомным зарядом, была предложена Энрико Ферми его коллеге Эдварду Теллеру ещё в 1941 году, в самом начале Манхэттенского проекта. Значительную часть своей работы в ходе Манхэттенского проекта Теллер посвятил работе над проектом бомбы синтеза.
После окончания второй мировой войны, в эпоху холодной войны, гонка вооружений шла нарастающими темпами.
В начале 50-х Альберт Эйнштейн в марте 1950 г. в статье, озаглавленной «Вооружения не в состоянии обеспечить безопасность», писал: «Гонка вооружений между США и СССР, первоначально задуманная в качестве превентивной меры, приобретает истерический характер. Обеими сторонами средства массового уничтожения совершенствуются в лихорадочном темпе под благопристойной завесой секретности. Водородная бомба маячит на общественном горизонте как вполне достижимая цель. Ускорение работ по ее созданию было торжественно прокламировано президентом. Если эти усилия увенчаются успехом, то можно сказать, что радиоактивное заражение атмосферы и, следовательно, полное уничтожение жизни на Земле находятся в пределах наших технологических возможностей. Эта перспектива надвигается подобно наваждению благодаря заключенной внутри нее инерции. Каждый шаг предстает как неизбежное следствие предыдущего. А в конце все яснее и яснее проступает картина всеобщего уничтожения».
США испытали своё первое термоядерное устройство в 1952 году, оно представляло собой огромное нетранспортабельное 50-тонное наземное сооружение размером с двухэтажный дом. СССР же испытал своё оружие через год, в 1953 году, в Семипалатинске. Годом позднее американцы взорвали полноценную термоядерную бомбу.Взрывы нанесли непоправимый ущерб окружающей среде.
После испытания водородной бомбы И. Курчатов произнес только одну фразу: «Я теперь вижу, какую страшную вещь мы сделали. Единственное, что нас должно заботить, чтобы это дело запретить и исключить ядерную войну».
Именно ядерному разоружению и использованию атомной энергии в мирных целях он посвятил последние годы своей жизни.
Апогеем демонстрации мощитермоядерного оружия явилсявзрыв «Царь-бомбы»в 1961 году. Полигоном для этого стал остров Новая Земля, за Северным Полярным кругом.
Масштабы взрыва были колоссальны. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. После взрыва изменились даже координаты островов.
К середине 50-х гг. в СССР и США были построены и приняты на вооружение носители ядерных боеприпасов различных классов и типов (в том числе ракеты), которые способны, в зависимости от предназначения, доставлять ядерные боеприпасы на различные расстояния. В 60-х гг. Ядерное оружие было внедрено во все виды вооруженных сил и оказало решающее влияние на организационную структуру войск и сил флота, привело к изменению взглядов на способы ведения боя, операции и войны в целом, на применение др. средств поражения. В 1960 в СССР был создан особый вид Вооруженных Сил — Ракетные войска стратегического назначения.
Возникла реальная угроза омницида – уничтожения человечества.
Конструктор водородной бомбы А.Д. Сахаров всю оставшуюся жизнь посвятил борьбе за мир, стал лауреатом Нобелевской премии мира с формулировкой: «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».
22 июля 1968 года «Нью-Йорк таймс» на трех газетных страницах опубликовала его «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе».
Эта публикация была как гром среди ясного неба. Имя Сахарова немедленно стало известным всему миру, и это неудивительно, так как, по общему мнению, статья была превосходной. «Разобщенность человечества, — писал Сахаров, — угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократии; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвиденных результатов быстрых изменений условий существования на планете. Перед лицом опасности любое действие, увеличивающее разобщенность человечества, любая проповедь несовместимости мировых идеологий и наций — безумие, преступление».
По мнению Сахарова, обе политические системы — капитализм и социализм — имеют право на существование, но наряду с достоинствами у них есть недостатки. Если при капитализме процветает несовершенная система распределения общественного продукта, когда одним достается все, а другим ничего, то социализм хорош всем, за исключением того, что он ограничивает интеллектуальную свободу. Следовательно, считал Сахаров, две системы должны идти навстречу друг другу, заимствуя все лучшее.
2.5. Пагуошское движение и другие мирные инициативы ученых-физиков и общественности.
Вторая половина века прошла под знаком гонки вооружений и, одновременно,борьбы за мир во всем мире. Ярким примером является Пагуошское движение – международное движение ученых, политических и общественных деятелей за мир, разоружение, безопасность и научное сотрудничество. По-английски официальное название организации – Пагуошские конференции по науке и глобальным проблемам.
Основополагающим документом Пагуошского движения явился Манифест Рассела – Эйнштейна (1955), содержавший призыв к крупнейшим ученым с различными политическими и философскими убеждениями собраться для рассмотрения угрозы человечеству, которое представляет ядерное оружие. В 1-й конференции Пагуошского движения приняли участие 22 известных ученых из 10 стран мира, в т.ч. из СССР и США. Конференция положила начало регулярным встречам. К 2002 их состоялось более 275 в разных странах мира, совокупное число их участников превышает цифру в 4000 человек.
Одна из частей манифеста гласит:
«Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому и забудьте обо всём остальном. Если вы сможете сделать это, то перед вами открыт путь в новый рай; если вы это не сделаете, то − перед вами опасность всеобщей гибели».
Под манифестом подписались многие известные учёные, такие как Альберт Эйнштейн, Джозеф Ротблат, Макс Борн и др.
Показателен поступок Джозефа Ротблата – английского физика и общественного деятеля, который покинул Проект "Манхеттен " после того, как в декабре 1944 года стало ясно, что Германия скоро падет и Гитлер не сможет разработать атомную бомбу.
С ноября 1988 г. он являлся президентом Пагуошского движения. За свою жизнь написал много книг. Их названия говорят сами за себя:«Наука и мировые дела» (1962), «Пагуош – первые десять лет» (1967), «Ученые в поисках мира» (1972), «Ядерная энергия и распространение ядерного оружия» (1979), «Ядерная война и последствия радиации» (1981), «Ученые, гонка вооружений и разоружение» (1982), «Гонка вооружений в момент принятия решений» (1984), «Ядерная стратегия и международная безопасность» (1985), «Стратегическая оборона и будущее гонки вооружений»(1987).
Экспериментатор Роберт Уилсон прямо сожалел, что не последовал примеру Ротблата; из прочих лишь очень немногие высказались похожим образом. В последующем несколько человек – среди них Уилсон, Ротблат, Моррисон и Виктор Вайскопф – отказались работать над созданием оружия, но большинство со спокойной совестью продолжали получать огромные деньги, которые в корне изменили природу исследований в физике в послевоенные годы.
В годы холодной войны академик Курчатов активно выступал за прекращение гонки вооружений. В 1958 году в атомном центре Англии — городе Харуэллон выступил с докладом, вызвавшем настоящую сенсацию, о необходимости ядерного разоружения и международного сотрудничества. Именно с этого доклада, буквально перевернувшего общественное мнение западных стран, многие исследователи начитают отсчет процесса ядерного разоружения.
В 1998 году в Институте исследований по истории советского атомного проекта состоялся «круглый стол», на которую были приглашены ветераны советской атомной программы. Многие из них высказывались о причинах, побудивших их принять участие в разработке оружия массового уничтожения.
Одной из самых ранних инициатив такого рода была заявка на изобретение молодых харьковских ученых из УФТИ В. А. Маслова и В. С. Шпинеля «Об использовании урана в качестве взрывчатого и отравляющего вещества» (1940), адресованная соответствующим специалистам из Наркомата обороны.
В. С. Шпинель рассказал, что никаких морально-этических соображений у них при этом не было, он вместе с тем подчеркнул, что они считали вполне допустимым использование в борьбе с гитлеровской Германией (в случае ее вполне вероятной агрессии против СССР) любых средств. Патриотическая аргументация сопровождалась вполне прагматическими финансовыми соображениями, поскольку, как заметил выступавший, хорошо субсидировалось то, что имело военное значение, а они хотели получить поддержку своих исследований по делению урана и разделению его изотопов.
Авторы заявки, безусловно, думали о чрезвычайной силе и опасности своей "атомной бомбы", полагая, однако, при этом, что она будет использована исключительно против фашистской Германии.
К осознанию возможности глобальной катастрофы пришел разработчик советской атомной бомбы Юлий Харитон. Когда американцы организовали полеты самолетов с атомными бомбами к нашим границам, Харитон выступил против аналогичных полетов. «Бомба никогда не может быть абсолютно безопасной,— говорил он,— на то она и бомба. Военным следует быть чрезвычайно осторожными с атомным оружием».
Наши бомбардировщики так и не летали на дежурства с ядерными бомбами. Американцы же за время своих полетов имели 31 инцидент с атомным оружием, включая его потери.
3.Заключение.
«…слова покаяния ничего не изменят. Дай Бог, чтобы те, кто идет после нас, нашли пути, нашли в себе твердость духа и решимость, стремясь к лучшему, не натворить худшего».
Юлий Харитон
Подведем итоги:
Так благо или зло - создание вооружения? Ответ на вопрос можно искать не только в сфере морали и нравственности, но и в области религии. Не придется ли творцам убийственных приспособлений отвечать на суде Божием за их создание перед Творцом жизни? Конечно, придется. А каков будет приговор, вероятно, зависит от моральных установок, которые руководили инженерами и конструкторами…
Подводя итог, хочется процитировать слова Патриарха Кирилла о роли и значении ядерного оружия для нашей страны: «Сегодня то оружие, которое разрабатывается в Сарове, является фактором сдерживания. Мы должны стремиться к миру без оружия, но так, чтобы это стремление не разрушило, в том числе нашей страны, чтобы мы имели возможность оставаться суверенным государством» Но поскольку «причина войны — это грех, зло в сердце человека», мир без оружия может обеспечить только «борьба с грехом и обновление нравственного чувства». Пока же грех существует, его необходимо сдерживать, в том числе и существующими методами».
Список источников:
Манхэттенский проект | |
Л. Гровс. Теперь об этом можно рассказать. М., Атомиздат, 1964 г. Сокращенный перевод с английского О.П. Бегичева с издания: NOW IT CAN BE TOLD. The story of Manhattan project. By Leslie R. Groves, Lieutenant General, U.S. Army, Retired. Harper & Brothers Publishers, New York., http://www.lib.ru/MEMUARY/MANHATTEN/grove.txt | |
Создатели первой атомной бомбы осознавали, что действуют вопреки воле Божьей. | |
Термоядерное оружие | |
Царь-бомба http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0 | |
| |
А. Эйнштейн о мире / Сост. и ред. О. Натан, Х. Норден. М., 1994. | |
Профессор Владимир Семенович Шпинель. Физик-экспериментатор, изобретатель, педагог. К 100-летию со дня рождения : сборник статей / [Под редакцией Л. Д. Блохинцева, А. Н. Грум-Гржимайло, М. И. Панасюка, Е. А. Романовского]. — М. : Университетская книга, 2011, стр. 8. | |
Пагуошское движение: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/PAGUOSHSKOE_DVIZHENIE.html | |
Первая крымская информационно-аналитическая газета Игорь Курчатов (Igor Kurchatov). "Какую страшную вещь мы сделали?" www.eprussia.ru | |
11 сентября 2009 гда. Газета «Коммерсант» http://www.kommersant.ru/News/1237008 |
5. Приложение.
5.1. Манифест Рассела-Эйнштейна.
Мы считаем, что в том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество, ученые должны собраться на конференцию для того, оценить ту опасность, которая появилась в результате создания оружия массового уничтожения, и вынести резолюцию в духе прилагаемого проекта.
В данном случае мы выступаем не как представители того или иного народа, континента или вероучения, а как люди, как представители человеческого рода, дальнейшее существование которого находится под сомнением. Мир полон конфликтов; и все второстепенные конфликты отступают перед титанической борьбой между коммунизмом и антикоммунизмом.
Почти каждый человек, который остро чувствует политическую обстановку, питает симпатию или антипатию к той или иной проблеме; но мы хотим, чтобы вы, если это возможно, отбросили эти чувства и рассматривали себя только как представителей одного биологического вида, имеющего замечательную историю развития, и исчезновения которого никто из нас не может желать.
Мы должны попытаться сказать об этом так, чтобы ни один из лагерей не смог обвинить нас в пристрастности. Всем, без исключения, грозит опасность, и, если эта опасность будет осознана, есть надежда предотвратить её совместными усилиями.
Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны научиться спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы тем лагерем, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задавать себе следующий вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения вооруженной борьбы, исход которой должен быть катастрофическим для всех ее участников?
Общественность и даже многие государственные деятели не понимают, что будет поставлено на карту в ядерной войне. Общественность всё ещё рассматривает её как средство уничтожения городов. Все хорошо знают, что новые бомбы более мощные по сравнению со старыми, и, что в то время как одна атомная бомба смогла уничтожить Хиросиму, одной водородной бомбы хватило бы для того, чтобы стереть с лица Земли крупнейшие города, такие как Лондон, Нью-Йорк и Москва.
Нет сомнения, что в войне с применением водородных бомб большие города будут сметены с лица Земли. Но это ещё не самая большая катастрофа, придется столкнуться. Если бы погибли жители Лондона, Нью-Йорка и Москвы, человечество могло бы в течение нескольких столетий оправиться от этого удара. Но теперь мы знаем, особенно после испытаний на Бикини, что ядерные бомбы могут постепенно приносить смерть и разрушение на более обширные территории, чем предполагалось.
Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба в 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет взорвана над землёй или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы. Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя. Именно такая пыль привела к заражению японских рыбаков и их улова.
Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивные частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий. Можно опасаться, что в случае использования большого количества водородных бомб, последует всеобщая гибель − внезапная только для меньшинства, а для большинства − медленная и мучительная.
Многие видные ученые и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности. Ни один из них не скажет о том, что гибельные результаты неизбежны. Они считают, что катастрофа вполне возможна и что никто не может быть уверен в том, что её можно избежать. Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо степени от их политических взглядов. Она зависит только, как показали наши исследования, от степени знаний специалистов. Мы установили, что люди, которые знают очень много, выражают наиболее пессимистические взгляды.
Поэтому, вот вопрос, который мы ставим перед вами, − вопрос суровый, ужасный и неизбежный: должны мы уничтожить человеческий род, или человечество откажется от войн? [1] Люди не хотят столкнуться с такой альтернативой, так как очень трудно искоренить войну.
Искоренение войны потребует мер по ограничению национального суверенитета, которые будут ненавистны чувству национальной гордости [2]. Однако больше чем чтобы то ни было мешает оценке обстановки, является понятие «человечество», которое кажется туманным и абстрактным. Люди едва ли представляют себе, что опасности подвергаются они сами, их дети и внуки, а не только абстрактно воспринимаемое понятие «человечество». Они не могут заставить себя осознать то, что им самим и их близким грозит неминуемая опасность погибнуть мучительной смертью. И поэтому люди полагают, что войны, вероятно, могут продолжаться при условии, что будет запрещено современное оружие.
Это иллюзорная надежда. Какие бы соглашения по запрещению использования водородных бомб не были бы достигнуты в мирное время, их будут считать необязательными в военное время. И обе стороны немедленно приступят к изготовлению водородных бомб, как только разразится война, потому что, если одна сторона начнет изготовлять водородные бомбы, а другая нет, то та сторона, которая обладает водородными бомбами, неизбежно окажется победительницей.
Хотя любое соглашение о запрещении ядерного оружия как части общего сокращения вооружений не дает окончательного решения, оно тем не менее могло бы послужить для достижения некоторых важных целей [3]. Во-первых, любое соглашение между Востоком и Западом полезно до тех пор, пока оно направлено на уменьшение напряженности. Во-вторых, запрещение термоядерного оружия, если каждая из сторон будет считать, что другая честно намерена выполнять обязательства, привело бы к уменьшению страха перед неожиданным нападением в духе Перл Харбора, который держит в настоящее время обе стороны в состоянии нервного напряжения. Таким образом, мы должны приветствовать такое соглашение только как первый шаг.
Все мы пристрастны в своих чувствах. Однако, как люди, мы должны помнить о том, что разногласия между Востоком и Западом должны решаться только таким образом, чтоб дать возможное удовлетворение всем: коммунистам или антикоммунистам, азиатам, европейцам или американцам, белым и черным. Эти разногласия не должны решаться силой оружия. Мы очень хотим, чтобы это поняли как на Востоке, так и на Западе.
Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому и забудьте обо всём остальном. Если вы сможете сделать это, то перед вами открыт путь в новый рай; если вы это не сделаете, то − перед вами опасность всеобщей гибели.
РЕЗОЛЮЦИЯ:
Мы призываем этот конгресс, а через него ученых всего мира и мировую общественность подписаться под следующей резолюцией:
«В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов».
Профессор Макс БОРН, профессор теоретической физики в Берлине, Франкфурте и Геттингене, естественной философии в Эдинбурге, лауреат Нобелевской премии по физике
Профессор Перси У. БРИДЖМЕН, профессор Гарвардского университета, лауреат Нобелевской премии по физике
Альберт ЭЙНШТЕЙН
Профессор Леопольд ИНФЕЛЬД, профессор теоретической физики Варшавского университета
Профессор Фредерик ЖОЛИО-КЮРИ, профессор физики, лауреат Нобелевской премии по химии
Профессор Герман МЁЛЛЕР, профессор зоологии Университета штата Индиана, лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине
Профессор Лайнус ПОЛЛИНГ, профессор химии Калифорнийского технологического института, лауреат Нобелевской премии по химии
Профессор Сессил ПАУЭЛЛ, профессор физики Бристольского университета, лауреат Нобелевской премии по физике
Профессор Джозеф РОТБЛАТ, профессор физики Лондонского университета
Лорд Бертран РАССЕЛ
Профессор Хидеки ЮКАВА, профессор теоретической физики Университета в Киото, лауреат Нобелевской премии по физике
____________________
[1] Профессор Жолио-Кюри хотел бы добавить следующие слова: «Как средства разрешение споров между государствами».
[2] Профессор Жолио-Кюри хотел бы добавить, что о подобных ограничениях должны договориться все и в интересах всех.
[3] Профессор Мёллер делает оговорку, что это должно означать взаимное и сбалансированное сокращение.
Слайд 1
Нравственный выбор в деятельности ученых Овчаров А.Слайд 2
Цель работы Цель работы -показать, что научные разработки физиков-ядерщиков в сфере практического применения фундаментальных теорий в ХХ веке были настолько масштабными, что поставили человечество на грань самоуничтожения. Перед нравственным выбором оказались создатели оружия массового уничтожения - ученые-ядерщики. Каким образом они реализовали свой выбор – показано в данной работе.
Слайд 3
« Человека нельзя заставить делать научные открытия и изобретать новые технологии, как можно плетью заставить раба добывать камень в карьере, рубить дрова и качать воду. Атомщики не могли не быть добровольными инструментами в руках правительств ». Арнольд Тойнби.
Слайд 4
1896 год – открытие радиоактивности Анри Беккерелем.
Слайд 5
1900 год – Анри Пуанкаре выводит формулу E 0 =mс 2
Слайд 6
1911 год — Эрнест Резерфорд предлагает ядерную модель атома.
Слайд 7
1932 год — Джеймс Чедвик открывает нейтрон.
Слайд 8
1938 год — немецкий физик Отто Ган проводит эксперименты по бомбардировке урана нейтронами.
Слайд 9
1939 год — Фредерик Жолио-Кюри делает заключение о возможности цепной реакции.
Слайд 10
1942 год – начало Манхэттенского проекта
Слайд 11
1942 год — Энрико Ферми проводит первую цепную реакцию.
Слайд 12
1943 год — Игорь Курчатов начинает работу над советским ядерным оружием.
Слайд 13
"В то время, когда было известно, что в Германии ведутся работы по созданию атомной бомбы, могли ли мы сидеть и ждать, пока они их успешно завершат и изберут нас в жертву?"
Слайд 14
16 июля 1945 года был произведен первый взрыв атомной бомбы «Тринити» в Аламагордо , Нью-Мексико.
Слайд 15
Роберт Оппенгеймер и Лесли Гровс после взрыва « Trinity » , 1945 год.
Слайд 16
Мемориал в Аламогордо , на месте взрыва первой атомной бомбы « Trinity » .
Слайд 17
1945 год — Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
Слайд 18
«Уничтожение Хиросимы я расценил как акт безответственности и варварства. Я был вне себя от гнева». Джозеф Ротблат
Слайд 19
Разработчики советской атомной бомбы были учениками великого русского ученого Николая Николаевича Семёнова.
Слайд 20
В.С. Шпинель, совместно с В.А. Масловым, предложил Наркомату Обороны срочно начать работу по созданию атомного оружия. Авторские свидетельства были зарегистрированы в Бюро изобретений при Госплане СССР и не подлежали опубликованию.
Слайд 21
Руководители проекта советской атомной бомбы – Юлий Харитон и Игорь Курчатов.
Слайд 22
В СССР в 1945 году был создан комитет по исследованию внутриядерной энергии урана.
Слайд 25
После Чернобыля Харитон сказал: «Я уже не уверен, что человечество дозрело до владения этой энергией. Я осознаю нашу причастность к ужасной гибели людей, к чудовищным повреждениям, наносимым природе нашего дома — Земли…»
Слайд 26
Разработчики термоядерного оружия: Эдвард Теллер (США) и Андрей Сахаров (СССР)
Слайд 27
Термоядерный взрыв на атолле Эниветок , 1952 год.
Слайд 28
Термоядерный гриб над Семипалатинском, 1953 г. (устройство РДС-6с)
Слайд 29
Место проведения испытания « Царь-бомбы »
Слайд 30
Плазменный шар после взрыва Термоядерное облако после взрыва
Слайд 31
Заседание Пагуошского движения.
Слайд 32
В 2005 году, в Лондоне, в возрасте 96-ти лет скончался Джозеф Ротблат - английский физик и общественный деятель.
Слайд 33
«…слова покаяния ничего не изменят. Дай Бог, чтобы те, кто идет после нас, нашли пути, нашли в себе твердость духа и решимость, стремясь к лучшему, не натворить худшего».
Слайд 34
Иллюстрации http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/Oppenheimer_Fermi_Lawrence.jpeg/250px-Oppenheimer_Fermi_Lawrence.jpeg http://gndfund.org/images/common/archive/trinitysite/DSC02017.jpg http://biographera.net/biographies/anri_bekkerel/Becquerel.jpg http://www.krugosvet.ru/images/1003949_3949_201.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5c/Ernest_Rutherford_cropped.jpg/220px-Ernest_Rutherford_cropped.jpg http://timerime.com/user_files/44/44308/media/literature/physics/James_Chadwick.jpg http://persons-info.com/userfiles/image/persons/10000-20000/18000-19000/18346/GAN_Otto5.jpg http://library.thinkquest.org/17940/texts/images/hbomb.jpg http://img.beta.rian.ru/images/15035/21/150352137.jpg http://shkolazhizni.ru/img/content/i45/45523_or.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e8/Young_Igor_Kurchatov.jpg http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ3tABSdBWVY7_HnF9RVgFIBH19Uzb8sRtxPtELX2zFFiqBuCIOsQ&t=1 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/54/Atomic_bombing_of_Japan.jpg/300px-Atomic_bombing_of_Japan.jpg http://www.pugwash.ru/pics/Russell_Manifesto_web.jpg http://pro-piter.org/wp-content/uploads/2011/04/Hariton-and-Kurchatov.jpg http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSplsZN03KOM3MuiF3Jd6Y2pPCUfJIjQ5mTDzf-iYAIMPKkANJuUw&t=1 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/7/7d/%D0%A0%D0%94%D0%A16%D1%81_%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE.jpg/300px%D0%A0%D0%94%D0%A16%D1%81_%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE.jpg http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/06_04/KHAR011.JPG http://s018.radikal.ru/i520/1201/d4/209ab445dcec.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5b/Ivan_bomb.png?uselang=ru http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/%22Ivy_Mike%22_atmospheric_nuclear_test_-_November_1952_-_Flickr_-_The_Official_CTBTO_Photostream.jpg/798px-%22Ivy_Mike%22_atmospheric_nuclear_test_-_November_1952_-_Flickr_-_The_Official_CTBTO_Photostream.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5a/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0_%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B_%D0%BE%D1%82_%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B0.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/62/TsarBomba_wolk1.jpg/200px-TsarBomba_wolk1.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/08/EdwardTeller1958.jpg/418px-EdwardTeller1958.jpg http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2009/08/h19_3500.jpg http://trv-science.ru/uploads/102N-15.jpg http://kulturoznanie.ru/images/divs/toinbi.jpg
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Как напиться обезьяне?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Злая мать и добрая тётя
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018