Данная работа является исследовательской работой и предназначена для учеников 1-4 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_bystro_vyuchit_stihotvorenie_.doc | 95 КБ |
Научная работа
Тема: « Как быстро выучить стихотворение? »
Выполнила: Токарева Милана
ученица средней общеобразовательной
школы №6
2 «Б» класса
2020
Содержание
1. Память-основа для запоминания стихотворения
2. Какая часть головного мозга отвечает за память.
3. Пошаговая схема изучения стиха наизусть
4. Опрос
По чтению в младших классах и по литературе в старших классах очень часто задают учить стихотворения. И многие школьники не любят весь этот процесс. Но, если применять техники запоминания текста из моей научно-практической работы, стихотворение выучится быстрее и дольше пробудет в памяти. Поэтому, если не знаете, как быстро выучить стих, обязательно послушайте мою работу.
Эту тему я выбрала потому что:
Стихи позволяют развивать память. Таким образом, запоминая стих, вы развиваете свою память, а она в свою очередь не подведет, когда вам нужно будет. Развитая память позволяет развиваться и добиться чего-то в жизни. У человека много видов памяти, некоторые вещи он запоминает на всю жизнь, другие забывает, но в любом случае в голове храниться некоторая информация, и для того чтобы ею пользоваться, нужна хорошая память.
Стихотворения улучшают речь. Когда речь идет об изучении стихотворений, тот, кто учит должен запомнить слово в слово все. Это позволяет запоминать слова и фразы, а потом применять их в реальной жизни. Так как это литературная речь, то речь становится красивее и интереснее. В случае, когда нужно рассказывать текст, речь тоже развивается, только часто возникает желание заменять одни слова другими, поэтому словарный запас сильно обогащается.
Стихотворения улучшают дикцию. Для того, чтобы получить хорошую оценку необходимо не только рассказать стихотворение, а сделать это четко, правильно и с интонацией. Это позволяет развивать навыки речи, делает речь разборчивой и понятной, а также разрабатывает интонацию. В итоге получается, что стихотворения могут развивать ораторские способности и умение выступать эффектно перед публикой.
Научиться быстро запоминать стихотворения, используя пошаговые схемы изучения стиха наизусть.
Определить какие способы запоминания стихотворений подходят для младших школьников или дошкольников, и какие способы запоминания стихотворений подходят для старших школьников. А также определить какими способами запоминают стихотворения наши ученики.
Предмет исследования -Стихотворение
5. Основная часть
1. Память-основа для запоминания стихотворения
Память – это очень широкое понятие, которое включает в себя описания высших психических функций, позволяющих воспроизводить ранее полученные знания, навыки и умения в необходимый момент. Ею обладают все высшие животные, однако, наиболее развита она, естественно, у человека. Точно определить, какой именно отдел головного мозга отвечает за память (долговременную или кратковременную) практически невозможно. Физиологические исследования показывают, что зоны, ответственные за хранение воспоминаний, распределены по всей поверхности коры больших полушарий головного мозга. Механизм же действия памяти таков – в мозгу происходит возбуждение определённой комбинации нейронов в строгой последовательности. Эти последовательности и комбинации называются нейросетями. Ранее же более распространенной была теория, что за воспоминания отвечают отдельные нейроны.
2. Какая часть головного мозга отвечает за память.
Поэтому если мы посмотрим на головной мозг изнутри, то увидим, что каждая доля головного мозга отвечает за какие-то действия (свойства) человека, теменная доля: за осязание, понимание речи и слух, лобная доля: за двигательный аппарат , мышление и эмоции, височная доля отвечает за вкусовую и речевую функции, затылочная доля: за обработку информации и зрение.
Поэтому исследуя головной мозг человека можно сделать вывод, что за память отвечает весь головной мозг.
3. Пошаговая схема изучения стиха наизусть
1. В первую очередь нужно прочитать стих вслух. Важно услышать, как звучит это произведение.
2. Второй очень важный момент — нужно понять смысл данного стиха. Если просто механически заучивать, при этом не понимая, о чем идет речь (это также касается текстов на иностранном языке), будет очень сложно запомнить всю эту абракадабру. На этом шаге убедитесь, что в стихе нет незнакомых слов. Если есть устаревшие слова или незнакомые, узнайте, что они означают. Также уточните смысл непонятных стихотворных строк.
Расскажите кратко, своими словами, о чем этот стих. Представьте, что это интересная история, которую Вам рассказал друг. Желательно эмоционально прочувствовать все настроение стиха. После этого переходите к следующему шагу.
3. Чтобы стих быстро запомнился, нужно задействовать несколько типов памяти. У каждого человека больше развит какой-то один тип: зрительная память, слуховая, образная, мышечная и другие. Но, если подключить их все, текст запомнится быстро. И так более подробно:
Сначала прочитайте стих 2-3 раза с выражением, правильно расставляя ударения и паузы.
Далее перепишите стих (если он не очень большой) на лист, проговаривая вслух то, что пишете. Так будет задействована и зрительная, и мышечная, и слуховая память. После этого действия учить произведение нужно именно с этого листа. Положите свое «письмо» на видном месте, каждый раз, занимаясь какими-либо другими делами и замечая его, читайте эту «записку». Не пропускайте выполнение этого задания, хотя сначала будет лень что-то писать. Так действительно запомнится лучше и быстрее.
Очень хорошо запоминается стих, когда его слушаешь в хорошем исполнении. Например: маленькие дети очень быстро запоминают многие стихотворные произведения, во время прослушивания аудио-сказок. Поэтому, если Вы найдете аудио запись нужного стиха в интернете, скачайте ее и слушайте в свободное время. Когда до сдачи стиха есть хотя бы пару дней, можно только методом прослушивания выучить стих, не приступая к зубрежке. Ну, а если вдруг не нашлось нужной записи, то сами запишите этот текст на диктофон, только рассказывайте с выражением.
Возможно, Вы замечали, что песня, которая на слуху, буквально влипает в мозг. Если заданный стих пропеть под любимую мелодию он быстрее запомнится. В этом случае можно использовать предыдущий прием: спеть на диктофон нужный текст и прослушивать его. Но, когда запомните слова, научитесь стих рассказывать, чтобы в школе не пришлось петь.
Еще хороший прием запомнить текст — визуализировать его. Все происходящее в стихотворении нужно представить, как-будто это мультик. Можно даже нарисовать схематично, типа комикса. Когда подключаешь творчество, то запоминается лучше. Если рисовать не умеете, то стих можно изобразить в виде схемы. Это делается так: пишется первая буква строчки, далее рисуется простой символ или знак, который и будет подсказкой.
Затем несколько раз прочитайте стихотворение перед сном. Я всегда так делаю и очень быстро все запоминается. Считается, что во сне мозг обрабатывает информацию. Чтобы стих записался на подкорку, выучите его перед сном, после этого уже ничего не делайте, сразу ложитесь спать. Утром проснувшись, повторите стих. Даже если вечером кое-какие места забывались, то утром этот стих вспомнится очень легко.
Есть еще одна техника быстрого запоминания стихов. Она состоит в том, что стих нужно прочитать вслух 6 раз. Первый раз читаете в обычном темпе, с паузами. Второй раз немного быстрее читаете. С каждым разом нужно ускорять темп чтения. Шестой, последний раз, стих читается, как скороговорка. Очень длинные стихи нужно читать таким образом не целиком, а смысловыми отрывками. Когда длинное стихотворение будет таким образом прочитано кусками, нужно уже целиком прочитать его 6 раз в быстром темпе.
Дайте себе небольшой отдых. Лучше — погулять на улице, а не сидеть за компьютером, так как мозг должен отдохнуть. Перед сном еще несколько раз прочтите стих вслух, расскажите его по памяти. Если есть необходимость, подсматривайте в книжку или на лист, где сами от руки переписали. Утром еще раз повторите. Все должно запомнится.
Но важно знать, что для каждого возраста существует разные способы запоминания стихотворения наизусть.
Для дошкольников и первоклассников (которые еще плохо читают) лучший способ запоминания - это если родители запишут стихотворение на диктофон. Его нужно записать с правильной интонацией и выражением. Лучше всего поделить стихотворение на две части. Сначала выучить первую часть, затем вторую. Необходимо несколько раз прослушать и представить в голове картину, о чем это стихотворение. Затем дать время отдохнуть 30-40 минут, и заново послушать стихотворение (3-4 раза). И снова отдых. Когда ребенок запомнит первую часть, таким же способом продолжить учить вторую часть стихотворения.
Для учеников 2-4 классов также можно использовать способ с диктофоном, но лучше использовать следующие правила:
Для учеников старших классов:
1. Для того чтобы быстро выучить стих, его следует 2–3 раза прочитать вслух.
2. В процессе чтения лучше действовать методом ассоциаций, мысленно представляя картину, о которой говорится в стихотворении.
3.Стихотворение нужно прочитать ещё один раз, но уже в более медленном темпе.
4.Для того чтобы подключить ещё один вид памяти, нужно переписать стихотворение на бумагу. При этом стоит проговаривать стихотворение вслух.
5.Непосредственно заучивать стихотворение нужно только с того листа бумаги, на который он был переписан. Несколько раз прочитайте первую строчку, а потом повторите её вслух, уже не глядя на лист. Затем следует прочитать первую и вторую строчку вместе, после чего повторить их вслух все вместе. Далее следует так поступить с первой, второй и третьей строчками, каждый раз добавляя ещё по одной.
4. Опрос
Я провела опрос по вопросу: " При заучивании стихотворения наизусть, каким способом Вам легче запоминается данное стихотворение?":
а) когда стихотворение кто-нибудь читает Вам вслух? (да, нет)
б) когда Вы видите текст и читаете его про себя или в слух несколько раз? (да, нет)
в) когда Вы представляете себе картины, описанные в стихотворении (да, нет)
г) каким-либо другим способом?
На данный вопрос:
- 55 % школьников выбрали ответ "Б" когда видят текст и читают его про себя.
- 25% школьников выбрали ответ "В" когда представляют себе картины, описанные в стихотворении
-14% школьников выбрали ответ "А" когда стихотворение кто-нибудь читает им вслух.
- 6 % школьников выбрали ответ "Г" каким-либо другим способом
На вопрос: " сколько времени необходимо для заучивания четверостишия?":
а) до 20 мин.
б) 20-40 мин.
в) 1 час
г) более 1 часа.
На данный вопрос:
- 65 % школьников выбрали ответ "Б" 20-40 мин.
- 22% школьников выбрали ответ "В" 1 час
-10% школьников выбрали ответ "А" до 20 мин.
- 3 % школьников выбрали ответ "Г" более 1 часа.
1. Научный эксперимент
Я решила на себе проверить и выучить быстро стихотворение используя способы в моей работе. Выбрала стихотворение
Зосима Мирошник «Минута Молчания»
Есть в праздник Победы мгновенья печали,
Когда метроном начинает отсчёт,
Когда поминают минутой молчанья
Всех тех, кто с войны никогда не придёт.
Мать вспомнит о том, что любимый сыночек
Бесследно пропал на проклятой войне,
Осталось письмо - треугольный листочек
Да фото на память о нём на стене.
Жена своего вспомнит мужа танкиста,
Что в «тридцатьчетвёрке» под Курском сгорел...
Он бил до последнего вздоха фашистов,
Ни пуль, ни снарядов на них не жалел.
И старый отец тоже вспомнит о сыне,
Служил краснофлотцем тот перед войной,
Он где-то лежит в запредельных глубинах
На лодке подводной, в пучине морской.
Да вспомнит братишка про старшего брата,
Который, пылающий свой самолёт
Направил в колонну врага-супостата,
Геройски закончив последний полёт.
О дочери юной родители вспомнят,
Она на войну после школы ушла,
Израненных наших бойцов с поля боя
Спасала она, а себя не спасла.
И вспомнит невеста минуту прощанья,
Когда жениха провожала она,
Как он ей вернуться давал обещанье,
Но только иначе решила война.
В минуту молчанья, Девятого Мая,
Все вспомнят - кто деда, кто дочь, кто отца...
Всех павших в те годы, невольно стирая,
Горючие слёзы ладонью с лица.
Минута молчания быстро проходит,
А боль о потере родных - никогда,
От нас, эта боль, никуда не уходит,
Она будет жечь наши души всегда!
1.Для начала Я внимательно прочитала стихотворение. Поняла его суть, основную тему. Затем еще 5 раз, медленно, вдумываясь в каждое слово прочитала стихотворение.
2. Теперь разложила всё стихотворение на 4 части. После чего произносила вслух первую строку, затем следующую, и их вместе и т.д.
3. Переписала стихотворение на лист бумаги.
4. Нарисовала стихотворение схематично. Это делается так: пишется первая буква строчки, далее рисуется простой символ или знак, который и будет подсказкой и который похож на сюжет.
5. Прочитала ещё 3 раза целиком, с интонацией.
6. Отдохнула в течении 15 минут, потом 20 минут погуляла на улице. Когда прошло 35 минут, попыталась пересказать то, что выучила.
7. Затем еще 3 раза прочитала стихотворение и представила схему, которую нарисовала.
8. Затем рассказала стихотворение без ошибок.
Вот так я выучила стихотворение из девяти четверостиший за 2,5 часа.
Запоминая текст осознанно, Вы пополняете свой словарный запас, тренируете память. Хорошая память будет хорошим помощником всю жизнь. Поэтому тренируйте ее различными способами ежедневно. Учите стихи в спокойной, тихой обстановке, выключив музыку, телевизор и т.д. Не раздражайтесь и не психуйте. Заучивая стихотворения Вы развиваете свою память, это полезно не только тем, что расширяет кругозор, но и помогает защитить от болезни Альцгеймера, невнимательности и рассеянности.
1. «Техника тренировки памяти» Андреев А.Н.
2. «Формирование речевого творчества дошкольников» Танникова Е.Б.;
3. «Развиваем речь ребенка с помощью стихов» Васильева Е.В.;
4. «Строение головного мозга» Скоробогатова О.А.;
5. http://otmetim.info/kak-bystro-vyuchit-stix/
6.http://mozgvtonuse.com/research/golovnoj-mozg.html
"Как быстро выучить стихотворение"
Для дошкольников и первоклассников (которые еще плохо читают) лучший способ запоминания - это если родители запишут стихотворение на диктофон.
1. Записать стихотворение с правильной интонацией и выражением на диктофон.
2. Поделить стихотворение на две части.
3. Сначала выучить первую часть, затем вторую.
4. Необходимо несколько раз прослушать и представить в голове картину, о чем это стихотворение.
5. Затем дать время отдохнуть 30-40 минут, и заново послушать стихотворение (3-4 раза).
6. И снова отдых.
Когда ребенок запомнит первую часть, таким же способом продолжить учить вторую часть стихотворения.
Для учеников 2-4 классов :
1.Для начала следует очень внимательно прочитать стихотворение
2.Читать стоит не менее 5 раз, медленно, вдумываясь в каждое слово.
3.Теперь разложите всё стихотворение на маленькие части, по две строки, не более. После чего произнесите вслух первую строку, затем следующую, и их вместе.
4.Нарисуйте стихотворение схематично, типа комикса. Это делается так: пишется первая буква строчки, далее рисуется простой символ или знак, который и будет подсказкой и который похож на сюжет.
5.Прочитайте ещё раза 3 целиком, с интонацией.
6.Отвлекитесь и займитесь домашними делами, рабочими вопросами. Когда пройдёт минут 30, попробуйте пересказать то, что выучили. Если не до конца выучили стихотворение, то прочитайте его еще несколько раз, затем отдых 15 минут и повторите попытку.
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Прощание с летом
Снежный всадник
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как нарисовать китайскую розу