В материале представлены данные проекта-исследования по оценке учебных кабинетов на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям
Департамент образования и науки Брянской области
Дятьковский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
Проект-исследование
на тему:
«Оценка учебных кабинетов на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям»
Выполнила: студентка 1 курса
группы УК-16 Дунаева К.В.
Руководитель: Лихачева С.М.
Дятьково, 2021 г.
Содержание
Определение естественной освещенности кабинета 7
Гигиеническая оценка микроклимата кабинетов, их искусственного и естественного освещения 8
1.Определение полезной площади и кубатуры учебных кабинетов. 8
2.Оценка внутренней отделки помещения 9
Рекомендации по улучшению качества среды учебного помещения 10
Значительную часть своего времени человек проводит на работе, в школе, то есть в помещении. Поэтому очень важно следить за экологическим состоянием среды обитания человека, так как это сказывается на его работоспособности, самочувствии, настроении. Физическое состояние воздушной среды, известное под названием – микроклимат, характеризуется температурой, величиной атмосферного давления, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений.
Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В них школьники проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.
Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму, естественному и искусственному освещению ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных 4 августа 1999 г. и введенных с 1 января 2000 г. в действие (СП 2.4.4.782-99).
Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цель:
выяснить, насколько кабинеты нашего учебного заведения, их площадь, кубатура, коэффициент аэрации, коэффициент заглубления и световой коэффициент соответствуют гигиеническим нормам.
Для достижения поставлено цели были выдвинуты задачи:
При проведении исследования была изучена соответствующая литература и выполнен ряд экспериментов:
1.Определение полезной площади и кубатуры кабинетов.
2.Оценка внутренней отделки помещений.
3. Измерение и оценка параметров кабинетов.
4. Определение коэффициента аэрации, заглубления и светового коэффициента кабинетов.
Гигиенически полноценная воздушная среда содержит 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. Комфортная, то есть физически хорошо воспринимаемая температурная зона для учебных кабинетов зависит от того, в какой географической местности живут люди. В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в кабинете должна быть в жаркое время года 17-18 градусов °C, в умеренном климате 19-20 градусов °C, в холодном климате –21-22 градуса °C.
Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Сквозняков в аудитории быть не должно, а проветривание проводится во время перемены, кабинет в это время должен быть пуст.
Влажность воздуха в кабинете (относительная влажность), при указанных выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность 30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.
В настоящее время определение в классных помещениях температуры и влажности воздуха производят с помощью статического психрометра (психрометра Августа). Название прибора происходит от греческого слова «психрос» – холодный. Он состоит из двух расположенных рядом термометров. Один из термометров - обычный, называется сухим, измеряет температуру воздуха. Баллончик с расширяющейся жидкостью другого термометра обернут легкой гигроскопической тканью, нижний конец которой опущен в сосуд с водой. Вода по ткани поднимается к баллончику и постоянно смачивает его. С поверхности ткани происходит процесс испарения, который сопровождается затратами энергии. Поэтому влажный термометр показывает более низкую температуру. Зная показания сухого и влажного термометров, и определяя их разность показаний, можно с помощью психрометрической таблицы определить относительную влажность воздуха.
Прибор устанавливается на высоте 1,2 – 1,5 м в зоне дыхания.
В настоящее время согласно СП 2.4.2.782-99 площадь учебных кабинетов должна приниматься из расчета 2,5м2 на одного учащегося при фронтальных формах занятий (например, уроки русского языка, литературы и т.д.) и 3,5м2 – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Однако большинство учебных заведений отвечают более ранним нормам строительства, но площадь на одно ученическое место должна быть не меньше 1,25 –1,5 кв. м. Ширина кабинета не должна превышать 6,3 м, т.к. при большей ее величине парты третьего ряда, наиболее далеко отстоящие от окон, оказываются в крайне неудовлетворительных условиях естественного освещения. Длина классов в учебных заведениях должна составлять от 8 до 8,4 м, а удлинение их размеров до 9 м недопустимо, т.к. это может привести к излишнему напряжению органов зрения и слуха детей. Высота классных комнат должна быть равна 3-3,2 м, в результате чего минимальная кубатура, приходящаяся на одного школьника; достигает 3,75 м3.
Санитарное благоустройство классной комнаты также зависит от правильного решения вопроса ее вентилирования, отопления и освещения. Без этого не могут быть достигнуты оптимальные параметры внешней среды, необходимые для нормального физического и умственного развития растущего организма, высокой трудоспособности и успеваемости учащихся. На температурно-влажностный режим помещений также оказывают значительное влияние их ориентация по сторонам света.
Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков должны осуществляться совместно с врачом школы врачом по гигиене детей и подростков ЦГСЭН.
Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма.
Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность.
Для оценки естественного освещения определяют световой коэффициент СК, коэффициент заглубления КЗ, коэффициент заслонения, коэффициент естественной освещенности КЕО.
Световой коэффициент (СК) представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Выражается он простой дробью, числитель которой – величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола.
Коэффициентом заглубления (КЗ) называется отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения. Согласно гигиеническим нормам он должен быть равен 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в два раза. Тогда освещенность отдаленных мест помещения будет достаточной.
Коэффициент аэрации - отношение площади форточки к площади пола.
При оценке естественного освещения обращают внимание на окраску стен. В настоящее время рекомендуются следующие тона для стен: нежный розовый, светло-желтый, бежевый, светло-зеленый. Для мебели (парты, столы, шкафы) предпочтительны цвета от светло- до темно-зеленого. Для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый цвета, а для дверей, окон, рам – белый.
В учебных помещениях обязательно боковое левостороннее освещение. Использование в одном помещении люминесцентных ламп и ламп накаливания запрещается.
К естественному освещению предъявляются следующие основные требования:
1) Достаточность.
2) Равномерность.
3) Отсутствие слепимости (блёсткости) и теней на рабочем месте.
4) Перегрев помещений.
Ход работы:
1. С помощью рулетки измерили высоту и ширину окон.
2. Рассчитали общую площадь застеклённой поверхности окон.
3. Измерив длину и ширину кабинетов, рассчитала площадь пола S1.
4. Подсчитала световой коэффициент (СК) по формуле:
СК =
S0 – площадь застекленной части окон;
S1 – площадь пола.
6. Определили коэффициент заглубления, то есть отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.
Результаты измерений представлены таблице 1.
Таблица 1. Соответствие естественной освещенности учебных кабинетов нормам.
Кабинет | Коэффициент аэрации | Норма коэффициента аэрации | Световой коэффициент (СК) | Норма СК | Коэффициент заглубления (КЗ) | Норма КЗ |
311 | 1:12,4 (0,08) | 1:50 площади пола (0,02) | 1:5,4 | 1:4 – 1:6 | 1:1,95 | 1:2 |
405 | 1:20 (0,5) | 1:5,9 | 1:2 | |||
420 | 1:19,4 (0,05) | 1:5,7 | 1:2 | |||
407 | 1:12,6 (0,08) | 1:3,7 | 1:1,97 | |||
315 | 1:11,4 (0,09) | 1:5 | 1:1,7 | |||
307 | 1:13,2 (0,08) | 1:5,7 | 1:2,1 | |||
412 | 1:20,9 (0,05) | 1:6,2 | 1:1,97 |
В ходе работы мы выявили, что из семи обследуемых кабинетов световой коэффициент ниже нормы только в одном (кабинет 407), а в кабинете 412 немного выше нормы.
Коэффициент аэрации во всех исследуемых аудиториях выше нормы, а коэффициент заглубления в её пределах.
1. С помощью рулетки измерили длину, ширину и высоту кабинетов.
2. Рассчитали площадь пола и кубатуру помещений.
3.Определили площадь и кубатуру в пересчете на одного обучающегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест.
Результаты измерений представлены в таблице 2.
Таблица 2. Анализ соответствия площади учебных кабинетов нормам.
Кабинет | Кол-во посадочных мест | Норма | Площадь кабинета, м2 | Норма, м2 | Объём кабинета (кубатура), м3 | Площадь на 1-го обучающегося, м2 (по кол-ву посадочных мест) | Площадь на 1-го обучающегося, м2 (по кол-ву обучающихся) | Норма, м2 | Кубатура на 1-го обучающегося, м3 (по кол-ву посадочных мест) | Площадь на 1-го обучающегося, м2 (по кол-ву обучающихся) | Норма, м3 |
311 | 30 | 25 | 49,28 | 50-54 | 147,84 | 1,65 | 1,97 | 2,5 | 4,93 | 5,91 | 3,75 |
405 | 34 | 25 | 50,3 | 144,35 | 1,52 | 2,01 | 4,24 | 5,77 | |||
420 | 34 | 25 | 65,1 | 188,14 | 1,91 | 2,6 | 5,53 | 7,53 | |||
407 | 30 | 25 | 31,8 | 60-72 | 93,48 | 1,06 | 1,27 | 2,4 | 3,12 | 3,74 | |
315 | 30 | 25 | 45,53 | 136,6 | 1,52 | 1,82 | 4,55 | 5,46 | |||
307 | 24 | 15 | 34,96 | 36 | 104,88 | 1,46 | 1,46 | 2,4 | 4,37 | 8,74 | |
412 | 24 | 35,11 | 105,34 | 1,46 | 1,46 | 4,39 | 8,1 |
Вывод:
Стены в учебных помещениях окрашены краской в светло-розовых, светло-персиковых, светло-зеленых оттенков.
Потолок белого цвета.
Пол покрыт паркетом.
Вывод:
1. Окраска стен, пола, потолков соответствует нормам.
2. Ориентация помещений кабинетов близка к норме.
По результатам экспериментов были сделаны выводы:
1. Помещения кабинетов соответствуют архитектурным нормам.
2 Площадь помещений в пересчете на 1 обучающегося (по количеству посадочных мест) не соответствует гигиеническим требованиям, так как количество посадочных мест превышает нормативы.
3. Кубатура кабинетов на 1 обучающегося соответствует требованиям во всех кабинетах, кроме 407.
3. Окраска стен, пола, потолков соответствует нормам, а их ориентация близка к норме.
4. Температурный режим в кабинетах не соблюдается, температура воздуха выше нормы, отсутствуют термометры.
5.Световой коэффициент ниже нормы в кабинете № 407, а в кабинете № 420 выше нормы. Коэффициент аэрации и заглубления соответствует норме во всех кабинетах.
В заключение своей работы хочу сделать следующие рекомендации.
1. Контролировать температуру и влажность в помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оборудовать кабинеты термометрами и психрометрами.
2. Классное помещение необходимо проветривать 1 раз в час. Нормы сквозного проветривания представлены в таблице. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Нормы проветривания учебных помещений представлены в таблице 3.
3.В дневное время на окнах открывать жалюзи, чтобы увеличить освещенность кабинетов.
4.При уменьшении освещенности в классе своевременно включать искусственное освещение.
5. Вовремя проводить замену неисправных осветительных приборов.
6. Не расставлять на подоконниках цветы.
Таблица 3. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.
Наружная температура, град. C° | Длительность проветривания помещения, мин | |
В малые перемены | В большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до - 5 | 2-5 | 15-25 |
От - 5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
Слайд 1
ПРОЕКТ-ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: Оценка учебных кабинетов на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям Выполнила: студентка 1 курса группы УК-16 Дунаева К. В. Руководитель: Лихачева С. М.Слайд 2
Цель проекта: выяснить , насколько кабинеты нашего учебного заведения, их площадь, кубатура, коэффициент аэрации, коэффициент заглубления и световой коэффициент соответствуют гигиеническим нормам.
Слайд 3
Задачи проекта: изучить по теме исследования соответствующую литературу, ознакомиться с основными требованиями к учебным кабинетам, нормами освещенности; освоить методику выполнения расчета коэффициента аэрации, заглубления и светового коэффициента кабинетов; провести необходимые измерения и расчеты; сделать по результатам работы выводы и рекомендации.
Слайд 4
НОРМЫ ТЕМПЕРАТУРЫ В КАБИНЕТЕ В жарком климате – 17-18 °С В умеренном климате – 19-20 °С В холодном климате – 21-22 °С НОРМЫ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА В теплом климате – 30-40 % В умеренном и холодном климате – до 65%
Слайд 5
Приборы для измерения влажности воздуха
Слайд 6
Норма площади учебных кабинетов на одного учащегося – 2,5 м 2 Минимальная кубатура на одного обучающегося – 3,75 м 3 Длина кабинетов в учебных заведениях должна составлять от 8 до 8,4 м Высота классных комнат должна быть равна 3-3,2 м
Слайд 7
Коэффициент аэрации – отношение площади форточки к площади пола. Световой коэффициент (СК) – отношение остеклённой поверхности окон к площади пола. Коэффициент заглубления (КЗ) – отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения.
Слайд 9
Кабинет Коэффициент аэрации Норма коэффициента аэрации Световой коэффициент (СК) Норма СК Коэффициент заглубления (КЗ) Норма КЗ 311 1:12,4 (0,08) 1:50 площади пола (0,02) 1:5,4 1:4 – 1:6 1:1,95 1:2 405 1:20 (0,5) 1:5,9 1:2 420 1:19,4 (0,05) 1:5,7 1:2 407 1:12,6 (0,08) 1:3,7 1:1,97 315 1:11,4 (0,09) 1:5 1:1,7 307 1:13,2 (0,08) 1:5,7 1:2,1 412 1:20,9 (0,05) 1:6,2 1:1,97
Слайд 10
Учебные аудитории Количество обучающихся Нормативная площадь, м 2 Кабинеты общеобразовательного цикла 25 50-54 Кабинеты иностранного языка 15 36 Учебные кабинеты по специальным дисциплинам 25 60-72 Лаборатории, кабинеты для черчения и графических работ 25 72-90 Кабинеты ТСО (технических средств обучения) 25 72
Слайд 11
Кабинет Кол-во посадочных мест Норма Площадь кабинета, м 2 Норма, м 2 Объём кабинета (кубатура), м 3 Площадь на 1-го обучающегося, м 2 (по кол-ву посадочных мест) Площадь на 1-го обучающегося, м 2 (по кол-ву обучающихся) Норма, м 2 Кубатура на 1-го обучающегося, м 3 (по кол-ву посадочных мест) Площадь на 1-го обучающегося, м 2 (по кол-ву обучающихся) Норма, м 3 311 30 25 49,28 50-54 147,84 1,65 1,97 2,5 4,93 5,91 3,75 405 34 25 50,3 144,35 1,52 2,01 4,24 5,77 420 34 25 65,1 188,14 1,91 2,6 5,53 7,53 407 30 25 31,8 60-72 93,48 1,06 1,27 2,4 3,12 3,74 315 30 25 45,53 136,6 1,52 1,82 4,55 5,46 307 24 15 34,96 36 104,88 1,46 1,46 2,4 4,37 8,74 412 24 35,11 105,34 1,46 1,46 4,39 8,1 Определение полезной площади и кубатуры учебных кабинетов
Слайд 12
Вывод Площадь помещений в пересчете на 1 обучающегося (по количеству посадочных мест) не соответствует гигиеническим требованиям, так как количество посадочных мест превышает нормативы. Кубатура кабинетов на 1 обучающегося соответствует требованиям во всех кабинетах, кроме 407 . Пять из семи обследуемых кабинетов не соответствуют нормативам по площади.
Слайд 13
Оценка внутренней отделки помещений
Слайд 14
Выводы : 1. Площадь помещений в пересчете на 1 обучающегося (по количеству посадочных мест) не соответствует гигиеническим требованиям, так как количество посадочных мест превышает нормативы. 2. Кубатура кабинетов на 1 обучающегося соответствует требованиям во всех кабинетах, кроме 407. 3. Окраска стен, пола, потолков соответствует нормам, а их ориентация близка к норме. 4. Температурный режим в кабинетах не соблюдается, температура воздуха выше нормы, отсутствуют термометры. 5 . Световой коэффициент ниже нормы в кабинете № 407, а в кабинете № 420 выше нормы. Коэффициент аэрации и заглубления соответствует норме во всех кабинетах.
Слайд 15
Наружная температура, °С Длительность проветривания помещения, мин. в малые перемены в большие перемены от +10 до +6 4-10 25-35 от +5 до 0 3-7 20-30 от 0 до -5 2-5 15-25 от -5 до -10 1-3 10-15 ниже -10 1-1,5 5-10 Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Слайд 16
Рекомендации по улучшению качества среды учебного помещения 1. Контролировать температуру и влажность в помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оборудовать кабинеты бытовыми термометрами и психрометрами. 2. Классное помещение необходимо проветривать 1 раз в час. Нормы сквозного проветривания представлены в таблице. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. 3 . В дневное время на окнах открывать жалюзи, чтобы увеличить освещенность кабинетов. 4 . При уменьшении освещенности в классе своевременно включать искусственное освещение. 5. Вовремя проводить замену неисправных осветительных приборов. 6. Не расставлять на подоконниках цветы .
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Фокус-покус! Раз, два,три!
Ручей и камень
Цветение вишни в лунную ночь
Невидимое письмо
Сочинение