ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЕЛА
Актуальность: Сегодня Россия теряет примерно 1 млн человек в год. Это грозит жизни нашего государства в целом. В связи с этим актуальность приобретает региональный аспект исследования демографической ситуации. Что необходимо для того, чтобы обеспечить беспрерывное возобновление и смену людских поколений? Эта проблема послужила основанием для нашего исследования. Мы хотели привлечь внимание к проблеме демографически «неблагоприятной» ситуации в нашей стране и в селе Ленинское в частности.
Цель работы: провести перепись населения и составить демографический портрет села Ленинское.
Задачи: 1. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в селе и провести анкетирование. 2. Определить динамику численности населения.
3. Проанализировать возрастную структуру населения и выявить ее особенности.
4. Определить состав и занятость населения. 5. Дать оценку демографической ситуации села. 6. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы и подготовить презентацию.
Результаты исследования: В ходе исследовательской работы мы познакомились с историей переписи населения в России, научились составлять анкеты, проводить анкетирование, обрабатывать собранную информацию. Анализ данных позволяет сделать вывод, что население села стареет. В селе идет естественная убыль населения–депопуляция. Главная причина миграции молодежи из села – отсутствие жилья и работы, низкая заработная плата и скудный досуг. Итогом нашего проекта стала разработка мероприятий для улучшения демографической ситуации в селе.
Вложение | Размер |
---|---|
fedotova_t.v._proekt_2020.docx | 618.74 КБ |
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЕЛА
Исследовательский проект
Автор:
Никонова Алина Вячеславовна,
обучающаяся 8 класса
Научный руководитель:
Федотова Татьяна Валентиновна,
учитель математики и физика
Образовательное учреждение:
Филиал МБОУ «Уваровщинкая сош»
в селе Ленинское
с. Ленинское, 2020
ВВЕДЕНИЕ
«Демография - это показатель благополучия общества
и эффективности государства» (В.В. Путин).
Основное богатство России – её многочисленное население, миллионы людей с вполне надёжным базовым образованием и значительным объёмом профессиональных навыков. И будущее нашей страны в XXI в. будут определять не только её природные ресурсы, производственный потенциал, технологии и инфраструктура, но, прежде всего, – состояние и динамика народонаселения, его количественные и качественные характеристики.
Население – это одна из важнейших экономико – географических характеристик любой территории, именно население является основой производства производительных сил, определяет производственные отношения и является главными потребителем материальных благ.
Актуальность: Сегодня Россия теряет примерно 1 млн человек в год. Это отразилось на большом спаде в разных отраслях экономики, а значит и благосостояния населения. Это грозит жизни нашего государства в целом. В связи с этим особую актуальность приобретает региональный аспект исследования демографической ситуации. Что необходимо для того, чтобы обеспечить беспрерывное возобновление и смену людских поколений? Эта проблема послужила основанием для нашего исследования. Мы хотели привлечь внимание к проблеме демографически «неблагоприятной» ситуации в нашей стране и в селе Ленинское в частности. Считаем, что сегодня решение демографической проблемы села является одной из ключевых задач государства и общества.
Цель работы: провести перепись населения и составить демографический портрет села Ленинское .
Задачи:
Объект исследования: население села Ленинское.
Предмет исследования: демографические процессы, происходящие в данном населённом пункте.
Методы, использованные в работе:
Гипотеза: Демографическая ситуация села зависит от показателей рождаемости и смертности, возрастной структуры и наличии работы для населения.
Практическая значимость нашей работы является, что результаты, полученные в ходе исследования этой проблемы, вносят определенный вклад в изучение демографического фактора.
Работа изложена на 19 страницах, содержит 10 рисунков-диаграмм и 5 приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Демогра́фия (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.
Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.
Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и т. д.
Термин «демография» появился в 1855 году в названии книги французского учёного А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».
Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в1882 году.
Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Древнем Египте, Библии, Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и его общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).
В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы современной переписи населения (1790), был налажен текущий учет населения. В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа».
В XX веке становление и развитие демографии нашло отражение в трудах Д. И. Менделеева, К. Ф. Германа, П. П. Семёнова-Тяньшанского,
А. И. Чупрова, Ю. Э. Янсона, С.П. Капицы.
Демография имеет свой чётко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.
Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.
Обычно движение населения подразделяют на три группы:
Включает в себя брачность, разводимость, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.
Это совокупность всех территориальных перемещений населения, которые в конечном счете определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую подвижность населения.
Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.
«Естественная» или «биологическая» сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей. И этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения. [2]
Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность и миграция.
Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы, также в последнее время всё чаще применяются социологические методы. Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Сбор информации возможен четырьмя способами:
Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Также широко используется математическое моделирование, абстрактное математическое моделирование, графические, картографические методы. Основным инструментом демографического анализа является описательная статистика населения по полу, возрасту, занятиям, с помощью которой имеется возможность отслеживать показатели естественного движения населения.
Естественный прирост (воспроизводство населения) - совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Рождаемость - частота рождений в определённой группе населения: количество живорождённых детей на 1 тыс. населения за 1 год. Наряду со смертностью и продолжительностью жизни важный показатель естественного движения населения.
Смертность - демографический показатель, характеризующий состояние здоровья населения: количество смертей на 1 тыс. населения за 1 год.
Естественный прирост населения – разница между численностью родившихся и умерших за определенный период времени (как правило, за год), измеряемая в промилле (‰) – на 1000 человек населения. Если рождаемость превышает смертность, то имеет место расширенное воспроизводство населения. Если рождаемость уравнивается смертностью, то имеет место простое воспроизводство населения. Если смертность превышает рождаемость, то имеет место суженное воспроизводство населения.
Естественный прирост населения России уменьшался с 1960-х гг., а с 1990-х стал отрицательным. Падение его уровня происходило в результате сокращения рождаемости и роста смертности. Показатели рождаемости последние четыре года несколько улучшаются, но показатели смертности продолжают, хотя и незначительно, ухудшаться. [1; 2]
В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половине XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве — соха. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта — подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.
Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи — по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года. [3; 4]
Итак, изучив литературные и интернет - источники мы узнали, когда возникла наука – демография, какие ученые в своих трудах отражали демографические проблемы, познакомились с историей переписи населения, изучили основные демографические процессы.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СЕЛЕ ЛЕНИНСКОЕ.
Практическое исследование было проведено в период с ноября 2019 г по январь 2020 г на базе филиала МБОУ «Уваровщинская сош» в селе Ленинское. Цель исследования - провести перепись населения и составить демографический портрет села Ленинское. Исследование проведено с помощью методов: анкетирования, интервьюирования. Также для составления демографического портрета села, мы провели перепись населения по составленному нами опросному листу (приложение 1), опирались на ежегодные статистические отчеты школы по выпускникам.
2.1. Этнический состав населения
Национальный состав населения в селе в основном однородный: 98% составляют русские. Всего 2% жителей других национальностей: курды, армяне и якуты.
Рис 1.
2.2. Половозрастная структура населения и ее особенности.
Мы составили половозрастную пирамиду .
Рис 2
Исследуя статистические данные, мы увидели, что население в возрасте от 0 до 6 лет составляет 18 человек, от 7 до 15 лет – 22 человека (это дети школьного возраста); в возрастной категории 16 – 20 лет – 28 человек (это студенты, призывники срочной службы и работающая молодёжь). Граждан в возрасте от 21 до 40 лет (их 57 человек) сравнительно немного (7-я часть всего населения села). Нужно отметить, что это детородное и трудоспособное население. Из данного графика видно, что возрастная группа от 40 до 60 лет примерно стабильна. Это население, которое образовало свои семьи, построило дом и обзавелось своим подсобным хозяйством до аграрных реформ 1990-х годов. Данная категория составляет основу трудоспособного населения. Население пенсионного возраста – 158 человек, это практически третья часть жителей села Ленинское. Меньше всего в селе проживает детей в возрасте от 0 до 18 лет, их 62 человека.
Вывод: В возрастном составе преобладает взрослое и пожилое население, что подтверждает факт старения населения села Ленинское.
Соотношение мужского и женского населения выглядит так:
Рис 3.
Вывод: В селе преобладает женское население. Продолжительность жизни женского населения выше продолжительности жизни мужского населения. Старше 60 лет у населения наблюдается возрастно-половая диспропорция.
2.3. Естественный прирост населения по селу Ленинское
Динамика естественного движения населения села Ленинское
Рис 4.
Вывод: рождаемость ниже смертности. В селе идет естественная убыль населения – депопуляция.
2.4. Основные причины смертности:
Рис 5.
От алкоголизма и его последствий скончалось 35 человек, от онкологических заболеваний –32 человека, инсульта – 16 человек, инфаркта – 15, старости – 22, суициды – 5 случаев, несчастные случаи - 4.
Вывод: наряду с онкологическими и сердечно – сосудистыми заболеваниями, на высокую смертность жителей влияет алкоголизм и его последствия.
2.5. Состав семей.
В селе всего насчитывается 198 семей. Из них полных – 87 семей, неполных – 38, 9 семей – многодетных, 64 –одинокие люди, в основном вдовы преимущественно в пенсионном возрасте.
Рис 6.
Тенденция к снижению количества детей в семье - это главная причина низкой рождаемости. В наши дни большинство селян считает наиболее приемлемым иметь одного ребенка. Если раньше было абсолютно нормальным явлением иметь 3-4 ребенка, то сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже. В нашем селе – это 4,5% от всех семей. Одной из составляющих низкой рождаемости являются неполные семьи – 19% от всех семей.
2.6. Занятость населения
Рис 7.
В ходе исследования мы выяснили, что трудоспособное население составляет примерно 47%, дети и подростки - 15%, пенсионеры -38% всех жителей села.
Занятость трудоспособного населения села
Рис 8.
Вывод: В селе наблюдается высокий уровень безработицы. Мужчины трудоспособного возраста уезжают на заработки за пределы села и пополняют ряды рабочих в различных отраслях производства.
2.7. Образованность населения.
7% населения имеют высшее образование, 49 % жителей средне-специальное или средне - техническое, 36% жителей с основным образованием, 7% -начальное и 1% -неграмотны.
Рис 9.
Вывод: Практически всё трудоспособное население имеет образование не ниже средне - специального, малограмотные – престарелые жители села.
2.8. Будущее села глазами молодежи.
Мы провели анкетирование среди учащихся 8-9 классов школы и студентов. (Приложение 2). Было опрошено 15 человек в возрасте от 14 до 20 лет, проживающих в нашем селе.
В результате анкетирования (Приложения 3,4,5) было выявлено, что в село после окончания учёбы и приобретения профессии хотят вернуться 45% респондентов. Главная причина, по которой молодёжь не желает возвращаться в село – это отсутствие рабочих мест (86%). 50% опрошенных не устраивает отсутствие мест для проведения досуга и бытовое обслуживание. 33% респондентов настораживают перспективы села. Несмотря на невысокое желание возвращаться в своё село, 59% молодёжи видят изменения в своём селе к лучшему. На вопрос «Что бы вы хотели изменить в своём селе в первую очередь, чтобы туда поехала молодёжь?» большинство опрашиваемых остановили свой выбор на недостатке рабочих мест, торговой сети и развлекательных комплексах. По вопросу о приезде новых жителей в ваше село - 86% опрашиваемых ответили положительно. Это говорит о том, что люди стремятся приехать в село, так как в сельской местности хорошая экология, что сейчас очень актуально. Но чаще население, приезжающее в сельскую местность, это люди пенсионного возраста, либо трудоспособное население, приобретающее жильё для дачного сезона.
В ходе исследований мы пришли к выводу, что необходимо создание такой программы закрепления молодых людей на селе, чтобы они были заинтересованы экономически, заняты основную часть свободного времени личностно и общественно значимой деятельностью, удовлетворены социальными условиями жизни. Максимально также привлечь их самих к руководству кружками и организации досуга. Так как в нашем селе недостаточно возможностей для трудоустройства, то это является основной проблемой.
2.10. Уровень жизни.
Село окружает живописная природа: лес, луга, река Ворона.
В настоящее время в нашем селе 99 % домов газифицировано, 75% - имеют центральное водоснабжение, около половины домов имеют все удобства. В с. Ленинское функционирует двухэтажная, светлая школа, где работают замечательные учителя, оказывается необходимая медицинская помощь в недавно отремонтированном здании ФАП, действует Дом культуры, библиотека, есть выход в интернет, почта, 2 магазина, пенсионеров обслуживают социальные работники, есть красивейшая церковь. От села до районного центра 12 км отделяет асфальтированная дорога, по которой ежедневно, каждый день ходит рейсовый автобус. Каждая третья семья имеет личный транспорт. Пенсионеры имеют стабильную пенсию. Жители села имеют подсобное хозяйство, огороды. На территории сельского поселения медленно, но выполняется программа по обеспечению жильем молодые семьи. Хотелось, чтобы всё трудоспособное население имело работу, твёрдую заработную плату.
Вывод: В селе достаточно хорошие условия для проживания. В связи с тем, что в селе большая доля пенсионеров и безработных, уровень жизни сельчан - средний.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СЕЛЕ ЛЕНИНСКОЕ.
Каковы же возможные перспективы развития демографической ситуации?
Мы можем дать однозначный ответ, что без продуманной демографической политики государства эту ситуацию не изменить. И мы знаем, что некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. На государственном уровне приняты законы и национальные проекты: «Доступное жильё», «Здоровая нация», «Дополнительные выплаты матерям за рождение второго ребенка», «Увеличение единовременного пособия по уходу за ребенком».
Демографическую политику правительства необходимо поддержать и развить на местах. За последние 5 лет по проекту « Доступное жильё» 6 молодых пар села получили финансовую поддержку на приобретение жилья, но приобрели они все в районном центре.
По национальному проекту «Здоровая нация» капитально отремонтированы кабинеты ФАП, подведено централизованное водоснабжение, подключена канализация.
Проекты «Дополнительные выплаты матерям за рождение второго ребенка», «Увеличение единовременного пособия по уходу за ребенком» тоже работают.
Для улучшения демографической ситуации в нашем селе мы предлагаем следующие мероприятия:
1) создать новые рабочие места для молодежи;
2) по – возможности обеспечивать молодежь жильем;
3) в школах, через средства массовой информации (телевидение, радио, газеты) проводить просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни, пропаганде прочной семьи с 3-4 детьми;
4) более тщательно проводить всеобщую диспансеризацию населения с целью раннего выявления тяжелых заболеваний;
5) ужесточить наказание за вождение автотранспорта в нетрезвом состоянии;
5) пропагандировать здоровый образ жизни через развитие массового спорта в селе (возможно на базе филиала школы открыть спортивные секции);
6) активно бороться с проявлениями пьянства в селе (пресекать несанкционированную продажу дешевого алкоголя на дому и в магазинах - как главные объекты спаивания населения);
7) реклама так же может служить улучшению демографии (реклама на бутылке с минеральной водой - фотография улыбающихся 4-5 членов семьи - им весело потому, что их много! Или фильм, главный герой преуспевающий бизнесмен имеет 3-5 детей и это не мешает, а наоборот помогает его бизнесу т.д.);
8) бесплатно (раз год) давать путевки в детские санатории многодетным семьям с целью профилактики и лечения заболеваний;
9) организовать достойное времяпровождение, чтобы молодежи и семейным парам было куда пойти и тогда не будет различных соблазнов, которые приводят к пьянству, наркотикам и т.д.
10) оборудовать зоны отдыха на реке Ворона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы мы узнали, когда возникла наука – демография, какие ученые в своих трудах отражали демографические проблемы, познакомились с историей переписи населения, изучили основные демографические процессы, научились составлять анкеты, проводить анкетирование, обрабатывать собранную информацию.
Мы проанализировали демографическую ситуацию села, выявили демографические проблемы в нашем населенном пункте. Население села стареет, идет естественная убыль населения–депопуляция. Главные причины смертности людей в Ленинском – онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, алкоголь.
Нами были установлены причины, по которым молодые люди не остаются в сельской местности. Главная причина миграции молодежи из села – отсутствие жилья и работы, низкая заработная плата и скудная организация досуга. Большинство студентов не хотят возвращаться в село, хотя и надеются на перемены к лучшему. Наша гипотеза: демографическая ситуация села зависит от показателей рождаемости и смертности, возрастной структуры и наличии работы для населения подтвердилась.
Итогом нашей работы стала разработка мероприятий для улучшения демографической ситуации в нашем селе.
Надеемся на то, что благодаря национальным проектам демографическая ситуация страны и нашего села изменятся в лучшую сторону. Наше поколение с надеждой смотрит в будущее и уверено, что жители сумеют возродить свое село. А мы, подрастающее поколение, внесем свой вклад в развитие своей малой родины.
Хочется верить, что село наше будет жить и процветать. Ведь в Ленинском живут замечательные люди.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
К
ПРОЕКТУ
Приложение 1
Бланк переписи населения с. Ленинское
1. Адрес проживания.
2. ФИО
3. Место рождения
4. Год рождения
5. Национальность
6. Род занятий ( пенсионер, работающий, ученик, студент, дошкольник)
7. Место работы (учебы)
8. Образование (высшее, средне специальное, среднее, основное)
9. Семейное положение ( (не)замужем, (не)женат)
10. Наличие удобств в доме.
Приложение 2
Анкета
Здравствуйте! Меня зовут Никонова Алина, я занимаюсь исследовательской работой, и для её практической части мне необходимо знать ваше мнение. Цель опроса – выявить проблемы села, и выяснить, какие из них наиболее важные. Прошу вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Результаты анкетирования. Вопрос 2.
Что вас больше всего не устраивает в вашем селе?
Приложение 4
Что вас больше всего устраивает в вашем селе?
Приложение 5
Результаты анкетирования. Вопрос 3.
Чтобы вы хотели изменить в своём селе в первую очередь, чтобы туда поехала молодёжь?
Хризантема и Луковица
Подарок
Одна беседа. Лев Кассиль
Ворона
Хрюк на ёлке