Данная работа знакомит учащихся с историей происхождения системы мер, чтобы при чтении произведений у них ни возникали вопросы, и они могли свободно применять их. Эти величины необходимо знать, для того чтобы применять их в нашем быту, хозяйстве. Например, нашим мамам, при чтении бабушкиного рецепта, папам, при строительстве домов. Знание величин нам пригодятся при поездке в зарубежные страны или чтении зарубежной литературы, так как у них некоторые единицы измерения, так и остались в обиходе. Составленный словарик (https://drive.google.com/file/d/1LcIo1MzDruxbfrhBq...) – доказательство того, что тема работы актуальна. Считаю данный материал нужным для расширения знаний учащихся по данной теме. Мы, жители своей страны, должны знать свою историю и в том числе, историю происхождения старинных русских мер.
Цель работы – найти материал, изучить, обобщить и, научиться пользоваться старинными русскими мерами при изучении данной темы в 5 - 6 классах. Доказать, что полученные знания помогут учащимся не только на уроках математики, но и на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_russkie_mery.ppt | 1.57 МБ |
Слайд 1
СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ Проект: Выполнила учащаяся 6а класса Брик Кира АндреевнаСлайд 2
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: найти материал, изучить, обобщить и, научиться пользоваться старинными русскими мерами при изучении данной темы в 5 - 6 классах. Доказать, что полученные знания помогут учащимся не только на уроках математики, но и на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.
Слайд 3
ЗАДАЧИ: Изучить литературу по данной теме. Познакомиться с историей возникновения величин. Систематизировать отобранный материал. Составить словарик старинных мер площади, длины, веса, объема и денег. Составить словарь пословиц и поговорок, в которых встречаются старинные меры. Найти в учебнике математики за 5 класс задачи, в которых используются старинные меры и решить их.
Слайд 4
Объект исследования - использование старинных мер в русской литературе, в математике. Предмет исследования - старинные русские меры.
Слайд 5
Человек с появлением солнечного луча, отметив начало пути, шел по прямой линии. Когда весь солнечный диск выходил из-за горизонта, человек останавливался и отмечал конец пути. Такая единица длины впоследствии была принята и в Древней Греции. Ее назвали стадия. Отсюда и название стадион, т.е. место, на котором для соревнований в беге отмерена стадия (дистанция). В одном сочинении XVI в. сказано: «Нужно, чтобы 16 человек высоких и низких, когда они, например, выходят из церкви, поставили свои ботинки один перед другим; эта длина должна быть надлежит мерить поля». Шестнадцатая доля этой меры была названа футом .
Слайд 6
Маховой саженью называлось расстояние между концами пальцев распростёртых рук, косой саженью — расстояние от каблука левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки. Вначале для измерения длины (так же как и при счете) люди пользовались руками, пальцами. Например, чтобы измерить длину стрелы, ее сравнивали с длиной руки от локтевого сустава до конца среднего пальца, в результате появилась единица длины – локоть . Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий.
Слайд 7
1 миля = 7 верстам (=7,47 км) 1 верста = 500 саженям(=1,067км) 1 сажень = 3 аршинам = 7 футам (=2,13м) 1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам (=71,12см) 1 вершок = 4,4см 1 четверть = 4 вершкам 1 фут = 12 дюймам (= 30,48 см ) 1 дюйм = 10 линиям (=2,54см) 1 линия = 10 точек (= 2,54 мм) МЕРЫ ДЛИНЫ
Слайд 8
Старинные меры площади Десятина - старинная мера площади, 1,04 га. В первой половине XIX века существовало несколько видов десятин: 1) казенная (или указная) десятина - 2 400 кв. сажен; 2) долгая десятина - 4 000 кв. сажен; она имела в длину 100, а в ширину 40 сажен; 3) круглая десятина - 3 600 кв. сажен; она имела в длину и в ширину по 60 сажен; 4) хозяйственная десятина - 3 200 кв. сажен; она имела в длину 80, а в ширину 40 сажен. Кадь — площадь, для засева которой нужно было примерно 24 пуда (то есть 400 кг) ржи. Плуг - это была мера земли, с которой платили дань. Есть некоторое основание считать плуг равным 8—9 гектарам. Как и во многих других странах, за меру площади часто принимали количество ржи, необходимое для засева этой площади.
Слайд 9
Старинные меры ёмкости 1 бочка (или кадь) = 40 вёдрам 1 ведро = 10 штофам (=12 л) 1 штоф = 2 бутылкам = 10 соткам (чаркам)(=1,2 л) 1 сотка (чарка) = 2 шкаликам(=0,12л) Ведро составляет чуть больше 12 л.
Слайд 10
1 ласт = 72 пудам (=1 152 кг) 1 берковец = 10 пудам(=160кг) 1 пуд = 40 фунтам (большим гривенкам) = 80 малым гривенкам (16 кг) 1 безмен = 5 малым гривенкам 1 безмен = 1/16 пуда (= 1кг) Меры массы (веса)
Слайд 11
Древнерусская денежная система 1 рубль = 100 копеек 1 полтинник = 50 копеек 1 пятиалтынный = 15 копеек 1 алтын = 3 копейки 1 гривенник = 10 копеек 1 грош = ½ копейки 1 полушка = ¼ копейки
Слайд 12
Округленные метрические эквиваленты французских, английских мер, удобные для практических расчетов. Франция Англия Меры длины Лье морское = 5, 556 км. Лье сухопутное =3,3898 км Миля (от лат. тысяча) = 1000 туазов = 1,949км Туаз (Туаз (сажень) =1,949 метров. Фут (ступня) =1/6 туаза = 32,484 см. Дюйм (палец) =12 линиям = 2,7см Линия = 12 точкам = 2,256 мм. Точка = 0,188 мм. Миля морская (Великобритания) = 10 кабельтовых = 1,8532 км Кабельтов=185,3182м Фут = 12 дюймам = 0,3048 м Дюйм = 12 линиям = 1000 милам = 2,54 см Линия = 6 точкам = 2,1167 мм Точка = 0,353 мм Мил = 0,0254 мм Ярд = 0,9144 м Меры объема Мюид вина = около 268 литров Сетье – около 156 литров Мина = 0,5 сетье = около 78 литров Мино = 0,5 мины = около 39 литров Буассо = около 13 литров Галлон (английский) = 4 квартам = 8 пинтам = 4,546л Кварта (английская) =1,136 л Пинта (английская) = 0,568 л Бушель(англ) = 8 галлонам = 36,37 л. Меры массы Унция (1/12 фунта) = 30,588 г. Гран (зерно) = 0,053 г=53мг Хандредвейт = 4 квортерам = 50,8 кг Квортер = 2 стонам = 12,7 кг Стон = 14 фунтам = 6,35 кг Фунт = 16 унциям = 7000 гранам = 453,592 г Унция = 16 драхмам = 437,5 грана = 28,35 г Драхма = 1,772 г Гран = 64,8 мг
Одна беседа. Лев Кассиль
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рисуем белые грибы пастелью
Кто грамотней?
Сказка "Морозко"