Российский туризм в условиях пандемии COVID-19: кто кого?
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-prakticheskaya_rabota_na_temu_industriya_turizma_v_usloviyah_pandemii_koronavirusa_.docx | 217.29 КБ |
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Школа№175»
Секция: Туризм.
Тема: Российский туризм в условиях пандемии COVID-19: кто кого?
Автор:
Кононова Валерия
8- б класс МАОУ
Школа № 175
Ленинский район
Город Нижний Новгород
Научный руководитель:
Князева Елена Николаевна,
учитель географии
Нижний Новгород
2021 год
Содержание
1. Введение………………………………………………………………...…3
1.1. Актуальность темы исследования.
1.2. Объект, предмет, гипотеза, цель, задачи.
2. Теоретическая часть……………………………………………………….4
3. Практическая часть………………………………………………………...6
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Список используемых источников………………………………………20
1.Введение
1.1. Актуальность
Тема моей работы очень актуальна в настоящее время. Туристическая отрасль – одна из тех отраслей российской экономики, которая в числе первых попала под удар новой коронавирусной инфекции. Речь идет об ударе не только вирусном, медицинском – ведь первая вспышка заболеваемости в России стала последствием возвращения граждан из зарубежных путешествий, но и ударе финансовом – из-за распространения COVID-19 по всему миру текущие туры пришлось прервать, а запланированные на более поздний срок – отменить или перенести. В таких условиях туроператоры, турагенты, перевозчики и другие участники рынка туристических услуг понесли серьезные убытки.
С какими трудностями столкнулись туркомпании, какие меры поддержки им оказывает государство и каковы перспективы развития туризма в России в ближайшие месяцы, рассмотрим подробнее.
1.2. Объект, предмет, цель, задачи исследования
Объектом моего исследования является туризм.
Предметом научного проекта является влияние пандемии коронавируса на развитие туризма.
Цель моей работы заключается в том, чтобы проследить какое влияние оказала пандемия коронавируса на развитие туризма.
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
2. Теоретическая часть
Современный туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Зародился туризм в XIX веке в Англии. Известна даже точная дата основания туризма - 6 июля 1841 года. В этот день англичанин Томас Кук (1808-1885) открывает первое туристское агентство. Он совершил настоящее открытие: придумал туризм - один из самых доходных видов бизнеса, на котором сегодня богатеют не только отдельные фирмы, но и целые государства. Т. Кук, великий английский реформатор туризма, впервые начинает использовать железнодорожный транспорт для поездок среднего класса за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентствам, резервированию мест в транспорте и гостиничных номерах, классификации отелей, дорожным чекам, расписаниям и качественным путеводителям с исчерпывающей информацией.
В истории развития туризма принято выделять четыре этапа:
В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки, социальные предпосылки, целевые функции туризма на разных этапах развития.
Один из самых смертоносных конфликтов в истории человечества, Первая мировая война, как ни странно, дала толчок бурному развитию туризма в межвоенную эпоху. Еще до 1914 года постепенно стала расти популярность пляжного отдыха, водных видов спорта и катания на лыжах в горах. А во время войны, которая стала временем вынужденного перемещения огромных масс людей, миллионы отправляли своим семьям открытки и фотографии. Насмотревшись на волшебные виды, люди захотели увидеть новые места своими глазами. Все это привело к всплеску путешествий, страсть к которым была подкреплена постепенным введением в европейских странах оплачиваемых отпусков.
Число международных туристских прибытий растет с каждым годом, несмотря на политические разногласия, санкции и общий рост мировой напряженности. Исследование Airbnb показало, что в списке приоритетов и показателей качества жизни многие считают путешествия даже более важными, чем покупка дома или автомобиля.
Конечно, не все люди могут позволить себе путешествовать или имеют такое желание. Кто-то, несмотря на наличие средств или интереса, строго ограничен запретами своих правительств на некоторые виды внутреннего и международного туризма. Но тех, кто может и хочет путешествовать за пределами своей страны, ежегодно насчитывается сотни миллионов.
Желание путешествовать остается неизменным даже, несмотря на определенные факторы, мировые финансово-экономические кризисы, терроризм, длительными политическими конфликтами в некоторых регионах мира, войнами, стихийными бедствиями.
Сфера туризма процветала, и даже не было намёка на кризис до 2019 года. Туристическая отрасль признана одной из самых пострадавших отраслей экономики из-за введения ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции
У человека был впервые выделен в 1965 году от больного острым респираторным заболеванием. Различные виды коронавирусов широко распространены в природе, вызывая различную инфекционную патологию у животных.
Сейчас семейство коронавирусов включает более 30 видов. Оно постоянно пополняется.
У человека острую респираторную инфекцию вызывают четыре вида коронавирусов: 229E, OC43, NL63, HKUI, чаще протекающую с поражением верхних дыхательных путей легкой или средней тяжести, и в редких случаях – с инфекциями нижних дыхательных путей.
В XX веке коронавирусы были известны как возбудители острых респираторных заболеваний человека и животных, однако не относились к числу особо опасных вирусных инфекций. В настоящее время семейство коронавирусов включает два вида вирусов, вызывающих тяжелую респираторную инфекцию у людей: SARS-Cov (Severe acute respiratory syndrome coronavirus, или ТОРС-коронавирус, вызывающий тяжелый острый респираторный синдром) и MERS-Cov (Middle East respiratory syndrome coronavirus, или БВРС-коронавирус, вызывающий Ближневосточный респираторный синдром). Коронавирус ТОРС вызвал эпидемию в 2003 году в 33 странах мира (наибольшее количество заболевших было зарегистрировано в Китае, Сингапуре и Канаде), с общим числом заболевших 7761 человек, у 623 из них заболевание закончилось летальным исходом. Вирус SARS-Cov легко передается от человека к человеку. С сентября 2012 года на Ближнем Востоке регистрируются случаи новой инфекции, вызванные коронавирусом MERS-Cov, летальность по данным ВОЗ составляет порядка 43%. Предполагают, что инфицирование людей происходит при контакте с верблюдами или с инфицированными вирусом объектами окружающей среды в домашнем хозяйстве, а также при посещении животноводческих ферм. Подтверждена возможность передачи MERS-Cov от человека к человеку при близком и длительном контакте, что может провоцировать вспышки внутрибольничной инфекции в человеческой популяции. Природным резервуаром обоих вирусов являются летучие мыши.
В конце декабря 2019 года китайские власти сообщили о вспышке пневмонии неизвестного происхождения в городе Ухань. Первые заболевшие имели отношение к рынку морепродуктов. Эксперты предварительно установили, что возбудителем заболевания стал новый тип коронавируса - 2019-nCoV.
По состоянию на 20 января 2020 года, в общей сложности было зарегистрировано 218 случаев заражения этим заболеванием. Четыре человека погибли. Вирус стал распространятся за пределы Китая, последующие случаи заражения были зафиксированы в Южной Корее, Японии, Таиланде, а после и в остальных странах.
Мировой доход индустрии путешествий и туризма в 2020 г. составит около 396,37 млрд долл. США, что примерно на 42,1 процента меньше, чем в предыдущем году.
• Во 2-м квартале 2020 г. в среднем в 98 и 96 раз
снизилось количество въезжающих в РФ иностранных
туристов и выезжающих за пределы РФ туристов россиян соответственно по отношению к аналогичным
периодам 2017-2019 гг.
• По оценкам Всемирного совета по туризму и
путешествиям (WWTC), около 108 млн чел. по всему
миру и 1,1 млн чел. в России, занятых в сфере туризма,
потеряли работу.
• По расчетам НИУ ВШЭ на данных Росстата, по итогам
2020 года в 2,27 раз сократится количество размещений
в коллективных и индивидуальных средствах
размещения. Доход гостиниц сократится в 2,73 раза.
• По данным Сбербанка (Сбериндекс), в период с
середины марта по середину июля потребительские
расходы на услуги турагентств, гостиниц сократились на
65-81% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
Быстрый рост выездного туризма в 2000-е годы заметно затормозился в середине 2010-х
годов – это повлияло на поступления от международного туризма в мире по целому ряду
направлений. Только в 2018 г. Россия вернулась на 7-е место в рейтинге стран-лидеров по
объему расходов на международный туризм. Предпринятые Россией меры по
стимулированию въездного и внутреннего туризма привели к улучшению ряда
показателей: выросла доля граждан, совершающих туристические поездки, Россия
двигалась вверх в рейтинге стран по конкурентоспособности туризма и путешествий.
Однако неоптимальное соотношение цены и качества на ряд видов туризма, высокие
транспортные затраты, непростая система получения виз на въезд в Россию для
граждан ряда стран, низкое число мест в гостиницах на 1000 чел. населения и другие
проблемы тормозили развитие въездного и внутреннего туризма. С началом пандемии
перспективы развития туризма стали еще более неясны: несмотря на предпринимаемые
странами меры поддержки, экономика международного туризма может сократиться,
по оценкам ОЭСР, в 2020 году на 60–80% в зависимости от сценария.
По данным ВЦИОМ, в мае 2020 г. отдых летом дома и на даче планировали провести 92%
респондентов (61 и 31% соответственно), что представляет собой максимальное
значение с 2004 г. Ограничителем использования программы кэшбэка и всей
туристической активности россиян может стать падение доходов населения в 2020 г.
Потери от отсутствия въездного туризма в России оцениваются в 500 млрд руб., для
всего туризма они составляют 1,5 трлн руб.
В России был реализован ряд мер поддержки отраслей туристической сферы, туристов,
населения, МСП и т. д., которые будут способствовать частичному решению проблем
сферы туризма и путешествий.
Новая мера, стартующая в августе, позволит отдохнуть 2 млн россиян – это около 40%
россиян, которые в прошлом году купили турпакеты у российских фирм для отдыха в
России и за рубежом, или 95% граждан, купивших путевки для отдыха в России:
около 1,1 млн чел. смогут воспользоваться пакетами, в которых средняя цена тура
с учетом кэшбэка составит 32,5 тыс. руб., т. е. она останется примерно на уровне
цены среднего турпакета гражданам России по территории России в 2019 г.;
около 800 тыс. граждан России смогут воспользоваться пакетами, в которых
средняя цена тура с учетом кэшбэка составит 62,5 тыс. руб., или около 60% цены
среднего турпакета гражданам России по другим странам в 2019 г.;
еще 100 тыс. граждан смогут воспользоваться более дорогими турами
Однако большую часть своих туристических поездок россияне организуют индивидуально
без помощи туристических фирм. При сравнении со статистикой использования
россиянами коллективных средств размещения в своих поездках субсидирование туров
выглядит недостаточным как по количеству туров, так и по размерам финансирования
программы кэшбэка. Также следует учитывать высокие риски банкротства в сфере
туризма и путешествий.
Для Российской Федерации также характерно развитие туризма по всем основным его типам.
Рост выездного туризма в России привел к тому, что Всемирная организация по туризму ООН
специально отмечает его спады и подъемы, заметно влияющие на ряд направлений
международного туризма и расходы на него. Близкие к двузначным и двузначные темпы роста
реальных располагаемых доходов в 2000–2007 гг. позволили России в 2002–2003 гг. войти в
десятку стран-лидеров по объему расходов на международный туризм, в 2005 г.
переместиться в этом рейтинге на 9-е место. Социально-экономический кризис 2008–2009 гг.
заметно снизил темпы роста доходов населения, что замедлило продвижение России в этом
рейтинге. До 2010 г. Россия оставалась на 9-м месте, в 2011 г. переместилась на 7-е место,
вытеснив с него Японию4
. Понижение цен на нефть, быстрая девальвация рубля, введение
экономических санкций привели к тому, что в 2014–2017 гг. реальные располагаемые доходы
снижались (этот процесс затормозился только в 2018 г.5
), что, в том числе, привело к
вытеснению России с ее места. Только в 2017 г. она возвращается обратно в первую десятку
стран-лидеров по объему расходов на международный туризм (на 8-е место), что особо
отмечается Всемирной организацией по туризму ООН: по ее оценкам, восстановление
российского спроса на международный туризм после нескольких лет падения имело
положительное влияние на многие направления международного туризма6
. В 2018 г. Россия
снова достигает 7-го места по расходам на международный туризм7
.
В России были предприняты заметные попытки по стимулированию развития туризма.
В 2011 г. стартовала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»
8
. Программа была нацелена в основном
на стимулирование развития внутреннего и въездного туризма. Так, например, в 2018 г. на
субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной
(муниципальной) собственности было выделено более 93,6% всех бюджетных ассигнований
на программу. Развитие туризма не входило в число наиболее важных приоритетов страны: в
2011 г. на программу было выделено около 0,019% всех ассигнований федерального бюджета,
в 2018 г. – 0,021%9
.
Правительство России оценило реализацию данной программы как высокоэффективную.
Однако следует отметить, что финансовое ее исполнение было не очень высоким (освоено
было около 21,8 млрд руб. (или менее 90% средств федерального бюджета) и 6,9 млрд руб.
средств бюджетов субъектов РФ (около 92% предусмотренных ФЦП), и реализовывалась она
не очень хорошо (только 168 из 213 объектов обеспечивающей инфраструктуры были введены
в эксплуатацию; так, например, в 2018 г. еще не были завершены инфраструктуры туристскорекреационных кластеров «Южная Карелия» в Республике Карелия, ТРК «Раушен» в
Калининградской области, ТРК «Абрау-Утриш» в Краснодарском крае и другие), далеко не все
показатели программы были достигнуты10
.
Тем не менее в России доля населения в возрасте 15 лет и старше, совершавших
туристическую или экскурсионную поездку за последние 12 месяцев, выросла с 23,7% в 2014 г.
до 51,6% в 2018 г. (причем 86,9% путешествовали по России, а 78,8% совершали поездки
продолжительностью более суток, т. е. туристические). Среди тех, кто такие поездки не
совершал в 2018 г., 43,3% не могут себе это позволить из-за нехватки средств11
.
Росла и конкурентоспособность туризма в России: индекс конкурентоспособности туризма и
путешествий вырос для России с 4,1 в 2015 г. до 4,3 в 2019 г., что позволило России
Государства начали вводить меры поддержки туризма, туристов и населения практически
сразу с развитием эпидемии; также страны переходят к разработке и реализации мер по
восстановлению экономики, включая меры по стимулированию туризма и оценке его
дальнейших перспектив. Эксперты McKinsey провели опрос в 24 странах об эффективности
мер по поддержке туристической сферы: по его результатам, две трети участников
туристического бизнеса либо не знают о мерах, принимаемых правительством, либо считают,
что они не оказывают достаточного воздействия. Суммарно поддержка туризма в этих странах
составила почти 100 млрд долл., еще 300 млрд долл. было выделено на поддержку отраслей,
которые входят в туристическую сферу. Помощь туристической отрасли предоставляется чаще
всего в виде грантов, облегчения долгового бремени и помощи МСП и авиакомпаниям.
Например, Новая Зеландия предоставляет гранты в размере 15 тыс. долл. (около 10 тыс. долл.
США) МСП для покрытия заработной платы. Япония списала долги небольших компаний,
доходы которых упали более чем на 20%. В Германии компании могут использовать
спонсируемые государством схемы частичной занятости на срок до шести месяцев, а
правительство обеспечивает 60% заработной платы22
. Разработанное в сотрудничестве с
медицинскими экспертами и широким кругом туристических компаний и организаций
руководство «Путешествие в новым стандартам» (Travel in the New Normal) описывает типы
мер, которые необходимо будет принять туристической индустрии США, чтобы снизить риск
заражения коронавирусом и помочь туристу на каждом этапе путешествия. Цель руководства состоит в том, чтобы позволить безопасно возобновить поездки23
. Японское туристическое
агентство потратит 3,6 млрд иен на предоставление своевременной точной информации
международным путешественникам и сделает туристические направления более
привлекательными, чтобы привлечь туристов сразу вскоре после окончания пандемии.
В Италии после временных мер, введенных в марте для поддержки туристического сектора,
планируется принять новые меры. В Корее туризм был выделен в качестве специального
сектора поддержки занятости, что означает для предприятий и самозанятых сектора
возможность получения средств на сохранение занятости (в размере оплаты до 90% отпускных
выплат в течение 6 месяцев). В Норвегии ставка НДС для предприятий сферы туризма была
снижена с 12 до 8% до конца октября 2020 г.
24
.
По прогнозам экспертов McKinsey, потребуется от четырех до семи лет, чтобы туристический
спрос вернулся к уровню 2019 г. Это означает, что избыток мощностей, связанных с туризмом,
в среднесрочной перспективе будет нормой и требует новых подходов к поддержке сферы
туризма и путешествий.
В России отрасли сферы туризма были включены в перечень наиболее пострадавших
отраслей, что означало предоставление им приоритетной поддержки.
Среди мер поддержки, которыми могли/могут воспользоваться организации в сфере туризма
и путешествий, следует отметить:
Меры поддержки малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях:
o Кредиты и субсидии на неотложные нужды, включая заработную плату
работников:
Субсидии на заработную плату МСП и ИП, по данным ФНС, были
предоставлены в апреле 1,09 млн организаций и ИП на сумму 45,8 млрд
руб. (охват, по оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, составил
3,8 млн чел.), в мае – 1,08 млн организаций и ИП на сумму 44,6 млрд руб.
(охват – 3,7 млн чел.)25;
o Льготы и отсрочки:
Предоставление отсрочки по уплате налогов (за исключением НДС) на 6
мес. (по оценкам Минэкономразвития РФ, отсрочка будет предоставлена
на сумму до 64 млрд руб. в МСП с 3,3 млн занятых)26;
Отсрочка на 6 месяцев по страховым взносам (по оценкам
Минэкономразвития РФ, отсрочка будет предоставлена на сумму 92 млрд
руб. 570 тыс. МСП с 3 млн занятых);
Освобождение от уплаты налогов и взносов за второй квартал 2020 г.;
Списание кредита для организаций наиболее пострадавших отраслей при
условии сохранения занятости (с 1 июня 2020 г.);
Для малого и среднего бизнеса всех отраслей:
o Кредиты:
Расширена программа льготного кредитования под 8,5% (упрощены
требования к заемщику, не учитываются задолженности по налогам,
сборам, заработной плате, открыта возможность рефинансирования
кредитов на оборотные и инвестиционные идеи) – 8,6 тыс. получателей;
o Льготы и отсрочки:
Страховые взносы на сумму зарплаты, превышающую МРОТ, снижены
вдвое – с 30 до 15% (В 2020 г. высвобождается 350 млрд руб.);
Срок уплаты ранее начисленных административных штрафов для
увеличен с 60 до 180 дней;
Перенос платежей за аренду объектов государственного или
муниципального имущества с 2020-го на 2021 г.;
o Поддержка микрофинансовых организаций и региональных гарантийных
организаций;
Меры для всех предприятий (включая МСП):
o Кредиты под 2% на 6 мес. при условии сохранения определенных уровней
занятости:
Кредиты для юридических лиц и ИП, которые имеют наемных работников
на различные цели (в том числе и выплату зарплаты).
Субсидии на дезинфекцию и профилактику МСП, входящих в перечень отраслей российской
экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой
коронавирусной инфекции или в перечень объектов туристской индустрии (включающих
гостиницы, горнолыжные трассы, пляжи), предоставляются единоразово (с 15 июля по 15
августа 2020 г.) в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии в размере 15 000
руб. на организацию или ИП и 6500 руб. на работника.
Отдельные меры поддержки предусмотрены туроператорам и авиакомпаниям, туризму и
гостиничной сфере, предприятиям культуры и досуга:
23,4 млрд руб. авиакомпаниям на возмещение убытков от полетов;
освобождение туроператоров от уплаты взносов в резервный фонд Ассоциации
«Турпомощь» в 2020 г.;
3,5 млрд руб. на возмещение затрат туроператоров, связанных с невозвратными
тарифами по авиаперевозкам, а также с организацией вывоза туристов из иностранных
государств, в которых сложилась неблагоприятная эпидемиологическая обстановка;
1,5 млрд руб. на возмещение затрат авиакомпаний, занимающихся возвращением
граждан Российской Федерации из-за границы;
Возврат или перенос по оплаченным путевкам для туристов;
Разработан порядок возмещения выплаты процентов по кредитам для предприятий в
туристической и гостиничной сфере;
Отсрочка по налоговым платежам на 6 мес. в туристической и гостиничной сфере и
др.27
.
В июле 2020 г. Правительством РФ было принято решение о субсидиях по поддержке
внутреннего туризма. В августе стартует специальная программа по поддержке внутреннего
туризма, в поездки по ней можно отправиться в августе-декабре 2020 г. Турист сможет
получить возврат средств в размере от 5 до 15 тыс. руб. в зависимости от стоимости путевки.
Тур или проживание должны составлять не менее 5 дней и 4 ночей. В программу включены
как пакетные туры (перелет и проживание), так и отдельное проживание в отеле для тех, кто
добирается самостоятельно28
. Финансирование программы кэшбэка составит 15 млрд руб.29
.
В программе стимулирования доступных туристических поездок по России примут участие
1100 туроператоров и 2550 гостиниц, еще часть заявок находятся на рассмотрении30
. Будет
просубсидировано до 2 млн туров31
.
Это новая мера, предложенная Правительством Российской Федерации, очень важна. В случае
ее полной реализации32 она поможет отдохнуть как минимум 2 млн россиян, которые были
вынуждены из-за ограничений, связанных с коронавирусом, отказаться от поездок (или даже
больше, поскольку иногда маленькие дети отдыхают с родителями бесплатно). Купить тур с
кэшбэком можно будет онлайн в течение 21–28 августа 2020 г.33
. Таким образом, программа
кэшбэка может быть частично использована россиянами для позднего летнего отдыха (сдвиг
отдыха на конец августа–сентябрь). Однако, видимо, большая часть программы кэшбэка будет
связана с туристические поездками, не связанными с летним отдыхом, тем более что поездку
по программе кэшбека можно совершить до 20 декабря 2020 г.
В России летний отпуск обычно проводится дома или на даче. Так, по результатам опроса
ВЦИОМ, летом 2019 г. 33% россиян отдыхали дома, 27% – на даче или садовом участке, 11% – в
другом городе или селе России, 6% – на курортах Краснодарского края (Сочи, Анапа, Туапсе и
др.), 4% – в Крыму, за границей побывали 8% респондентов. 16% опрошенных не отдыхали
летом 2019 г. (не брали отпуск). При этом 80% респондентов организовывали свой отдых
индивидуально, не обращаясь в турфирмы34
. В мае 2020 г. отдых дома и на даче планировали
провести 92% респондентов (61 и 31% соответственно), что представляет собой максимальное
значение с 2004 г. Доля планирующих летний отдых за границей сократилась на 9% по
сравнению с 2019 г. и составила 4%. В Крыму и на Черноморском побережье Кавказа
планировали отдыхать 5–6% россиян35
.
По оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, на основе данных о реализации турпакетов
населению России в 2019 г.
36:
турами стоимостью до 50 тыс. руб. смогут воспользоваться около 1,1 млн чел., средняя
цена тура с учетом кэшбэка составит 32,5 тыс. руб., т.е. она останется примерно на
уровне цены среднего турпакета гражданам России по территории России в 2019 г.37 и
составит около 99% среднемесячного душевого дохода населения во втором квартале
2020 г.38
. Отметим, что те россияне, которые планировали отдыхать летом 2020 г., в
среднем рассчитывали потратить на отдых 49,5 тыс. на чел.39;
турами стоимостью 50–75 тыс. руб. смогут воспользоваться около 800 тыс. граждан
России, средняя цена тура с учетом кэшбэка составит 62,5 тыс. руб., т. е. она составит
около 60% цены среднего турпакета гражданам России по другим странам в 2019 г.;
турами стоимостью более 75 тыс. руб. смогут воспользоваться 100 тыс. граждан.
Средняя цена тура с кэшбэком составит 110 тыс. руб., или 106% цены среднего
турпакета гражданам России по другим странам в 2019 г.
При продаже 2 млн туров и финансировании программы кэшбэка в размере 15 млрд руб.
будут простимулированы расходы россиян на туризм в размере как минимум 103,75 млрд руб.
(на самом деле они окажутся больше, так как не все турпакеты включают в себя все
транспортные расходы, все питание, расходы на экскурсии и т. д., а также будет возможность
бронировать отели, и значительная часть расходов по этим бронированиям, включая
транспортные расходы, будет оплачиваться дополнительно).
Эта мера стимулирования туризма поможет россиянам отдохнуть, предъявить более высокий
спрос на товары и услуги в условиях, когда они склонны меньше тратить, поддержать сферу
туризма и путешествий и окажет положительное воздействие на платежный баланс России.
Ограничителем использования программы кэшбэка и всей туристической активности россиян
может стать падение доходов населения:
во втором квартале 2020 г. оно составило, по данным Росстата, 8%; по оценкам
Минэкономразвития России, за год снижение реальных располагаемых доходов
населения составит 3,8%40;
по оценкам экспертов НИУ ВШЭ это падение более значительно как во втором квартале,
так и при оценке за год41;
по данным ВЦИОМ, 36% тех россиян, которые не поедут отдыхать летом в 2020 г.,
откажутся от поездки из-за нехватки финансов —это на 17 п. п. меньше, чем в прошлом
году. «Однако едва ли финансовых ограничений в этом году стало меньше; скорее, в
ходе интервью их затмила вторая причина остаться дома (25%) — коронавирус и
сопутствующие ему самоизоляция и закрытые границы. В сумме эти две
непреодолимые причины дают 61%, что равно пику (60%) неодолимого безденежья в
кризисный 2008 г. и значимо превосходит все 2010-е годы, независимо от того,
называют их в России кризисными или нет»42
.
Программы кэшбека для поддержки туристической сфере может не хватить. Эта программа
выглядит значимой при сравнении со статистикой реализации турпакетов населению России
турфирмами, однако в 2019 г. 80% респондентов организовывали, например, свой летний
отдых индивидуально, не обращаясь в турфирмы43
. Общая статистика поездок по Российской
Федерации выглядит гораздо более существенной, чем статистика деятельности турфирм: по
данным Росстата, в гостиницах и других коллективных средствах размещения в 2018 г.
останавливалось 62,2 млн российских граждан и 11,5 млн зарубежных в среднем на 4 ночи
каждый, а туров в 2018 г. российскими турфирмами было реализовано 1,6 млн гражданам
России по территории России, 2,6 млн гражданам России по другим странам и 375 тыс.
гражданам других стран по территории России44
.
В этом случае субсидирование туров выглядит недостаточным как по количеству туров, так и
по размерам финансирования. Тем более, учитывая, что число въездных и выездных
туристских поездок сократилось уже в первом квартале 2020 г. (на 14,8 и 9,8% год к году,
соответственно)
45
. По оценкам Ростуризма, потери от отсутствия въездного туризма
составляют 500 млрд руб., для всего туризма они оцениваются в 1,5 трлн руб.46
.
Более того, Россия характеризуется высокими рисками банкротства МСП, которые составляют,
по международным оценкам, большую часть сферы туризма: в России 62,2% опрошенных в
ходе майского мониторинга бизнес-омбудсмена Б. Титова МСП оценили шанс выживания
своей компании в 50% и ниже, тогда как в США, например, 25% субъектов малого бизнеса
испытывают значительный риск банкротства и еще около 10% – умеренный риск47
. При этом в
США в сфере, связанной с размещением туристов и общественным питанием, риски
банкротства для МСП почти в 2 раза выше, чем в целом по экономике. Поэтому можно
предположить, что сфера туризма находится в тяжелом положении и нуждается в
дополнительном стимулировании.
Внутренний туризм в России начал постепенно восстанавливаться примерно с середины июня – тогда свои курорты открыл для отдыхающих Краснодарский край, с июля открылся Крым, доступны и многие другие регионы, популярные среди туристов. Для тех, кто планировал отдыхать этим летом, особого выбора не осталось – за границу не пускают, остаются исключительно внутренние направления.
Еще с конца июня турагенты и туроператоры сообщали об «ажиотажном» спросе на отдых в Краснодарском крае и Крыму, власти полуострова вскоре отчитались, что за 10 дней туда приехало 400 тысяч туристов, а в некоторых районах отели заполнены на 100%.
Отдых летом 2020 года отличается от того, что было раньше – на российские курорты устремились те, кто раньше выбирал премиальные заграничные направления, и в Краснодарском крае разобрали даже номера VIP-уровня. В Сочи отчитались о 85%-ной загрузке, а номера уровня «люкс» раскупили на 97%. Цены, как рассказывают отельеры, почти не выросли.
Правда, цены были высокими и до коронавируса. Коммерческий директор сети турагентств Георгий Погосов сетует, что цены на отдых в южных регионах России будет дороже турецкого даже при более низком уровне сервиса:
Внутренний туризм, безусловно необходим и его нужно развивать, но не стоит забывать о качестве сервиса. Простой пример – хороший отель пять звезд в Турции с питанием «все включено», продолжительностью 10 ночей на двоих взрослых обойдется в 100.000₽. Отель в Сочи, четыре звезды с питанием «завтрак-ужин» на двоих взрослых, обойдется минимум в 150.000₽.
Подобное ценообразование мне, как человеку из туризма, не совсем понятно.
Мое мнение, внутренний туризм будет интересен нашим гражданам в том случае, если уровень сервиса будет на уровне турецкого или цена на путевку, примерно с теми же параметрами, на наших курортах будет дешевле тех, что сейчас предлагают покупателю наши отельеры. Рано или поздно границы откроют, но при таком предложении отдыха (цена/качество) на наших курортах, туристы предпочтут отдых за границей нашей Родины.
Туристов это, однако, не отпугивает – их число постоянно растет. Так, власти Краснодарского края отчитались уже об 1,9 миллионах туристов, которым доступны почти 4 тысячи средств размещения и 309 пляжей. О росте популярности региона рассказывают и сервисы по бронированию билетов – например, на первую декаду июля 2020 года спрос на авиабилеты в Сочи был вдвое выше, чем годом ранее.
Правда, даже в Краснодарском крае все еще можно найти слабо загруженное место – достаточно просто выбирать курорт с не самым «громким» названием. Например, в Сочи загрузка достигает 90% уже сейчас, на начало августа раскуплено 75% мест, но есть и другие места. Например, в Лазаревском или Лоо все еще можно найти свободные места – просто туристы, выбирая место отдыха впервые, отдают предпочтение знакомым названиям.
Неплохой приток клиентов ощущает и Калининградская область – в июне в регион прилетели втрое больше туристов, чем было в мае, а гостиницы на балтийском побережье загружены более чем на 90%. Это очень хороший уровень, считают отельеры – примерно так же регион был загружен летом 2018 года, когда в России проходил Чемпионат мира по футболу.
Но все же по итогам года власти региона не ждут прорыва – в Калининград приедет примерно 900 тысяч туристов против 1,74 миллиона в прошлом году.
Хуже ситуация в Москве и Санкт-Петербурге – там сейчас гостиницы заполнены всего на 15-25%, тогда как годом ранее загрузка достигала 85%. Причины понятны, столичные регионы показали худшую ситуацию по коронавирусу, и даже скидки на проживание до 30% пока не в силах повлиять на решения потенциальных туристов.
Каковы перспективы у внутреннего туризма
В ситуации с пандемией коронавируса и закрытыми границами с самого начала видели продолжение истории с импортозамещением образца 2014 года. Казалось бы, недорогие и популярные Турция, Египет, Кипр, ОАЭ и другие страны закрыты, а отдыхать где-то нужно – и это может дать толчок к качественно иному развитию внутреннего туризма.
Однако, большинство из опрошенных нами экспертов в это не верят:
у российской туристической отрасли просто нет того качества обслуживания и уровня инфраструктуры, чтобы переориентировать на себя всех ранее «выездных» туристов, считает Анна Виноградова из ассоциации таймшер-индустрии. По ее словам, стоимость размещения на курортах в России остается завышенной по сравнению с предложениями других стран, к тому же она выросла из-за кризиса;
из-за бюрократии и избыточного регулирования гостиничный бизнес рискует не выйти из зоны убытков, считает директор инкаминговой компании Елена Антонова. Большинству мини-отелей просто невыгодно работать легально – им остается или закрыться, или перейти в «серый» или «черный» сектор. По сути, невыгодно стало работать, если объект размещения включает меньше 100 номеров – из-за этого небольшой семейный бизнес вряд ли почувствует на себе плюсы пандемии;
если в августе будет открыто авиасообщение с Турцией, российский бизнес потеряет последний шанс на развитие, считает Юрий Кузнецов из сервиса по бронированию «Суточно.ру». По его словам, турбизнес в 2020 году может заработать столько же, сколько в 2019-м, только если государство удержит границы закрытыми до сентября. Правда, бума туризма ждать не стоит, и для инвесторов эта отрасль все еще не будет привлекательной.
Еще стоит учитывать, что из-за пандемии миллионы россиян потеряли работу – только официально зарегистрированных безработных стало на 3 миллиона человек больше, а доходы сократились у подавляющего большинства работающих граждан. А поскольку российские курорты оказываются еще и дороже заграничных, многие предпочтут никуда не ехать в этом году – тем более, что в России все еще каждый день фиксируется более 5 тысяч новых случаев заболевания коронавирусом.
Пандемия ударила не только по владельцам отелей и баз отдыха – кризис на себе почувствовали и те, кто зарабатывал на сопутствующих услугах – кафе, аниматоры, аквапарки, отмечает Елена Антонова. По ее словам, на курорты едут неорганизованные туристы, и это не позволяет распланировать работу на будущее:
Терпят убытки и представители сферы услуг: анимационные команды. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, объекты резко сократили или даже отказались от услуг анимации. До сих пор закрыты, в частности, и аквапарки. Даже если выйдет разрешение на их деятельность, то провести запуск работы всего аквапарка, работающего под открытым небом на 1-1,5 месяца (конец июля – август) будет неразумно.
В настоящее время загрузка курортных гостиниц только-только начинает выравниваться, но свободных мест еще достаточно Потери по сравнению с предыдущим годом могут составлять 20-50%.
В настоящее время наблюдаются бронирования «last minute» или регистрация гостей по факту. Едут в большинстве своем неорганизованные автотуристы, которые предпочитают останавливаться без бронирований на 1-3 суток в гостиницах по выстроенному маршруту. Для гостиниц такая категория туристов нужна тоже, но в перспективе интересны туристы, которые бронируют заранее: чтобы выстраивать продажи номерного фонда и видеть загрузку и в соответствии с этим грамотно вести свою работу.
На пляжах особого большого ажиотажа и присутствия большого количества отдыхающих нет. Не все кафе и столовые открыты, а те, что работают, загружены на 20-30%. Туристы, как правило, избегают трат и приобретают товары и услуги с большой осторожностью.
3. Практическая часть.
Изучив литературные источники по данной теме, я составила классификацию регионов по видам туризма, которые наиболее востребованы россиянами
Этот вид туризма имеет особенность: он универсален и подходит для любого человека. На отдых отправляются семьи с детьми, молодожены, люди в возрасте, друзья.
Среди остальных видов и типов туризма по целям, рекреационный – самый обширный, так как позволяет совмещать отдых на пляже и посещение достопримечательностей, развлечения.
Оздоровительные курорты можно найти по всему миру: в России,
Проанализировав диаграмму, можно сказать, что доходы туризма в 2019 году явно превышают доходы 2020 года. Конечно, стоит учитывать тот факт, что 2020 год ещё не закончился, и, это лишь прогнозируемые доходы. Но, по мнению экспертов, на конец 2020 года ситуация не особо изменится.
Правительство решило поддержать сферу туризма весьма необычным способом – не давать деньги туроператорам и отелям (хотя финансовую помощь те могли получать на общих основаниях), а раздать их покупателям туров. Об этом рассказал премьер-министр Михаил Мишустин в ходе отчета перед парламентом. Документ уже подписан, но он вызвал больше вопросов, чем дал ответов.
Туристам, которые покупают туры по России, пообещали выдать субсидии – своего рода кэшбэк в сумме от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от стоимости тура. Минимальная стоимость, которая попадает под программу – 25 тысяч рублей за 5 или более ночей, что вполне логично. Но все остальное больше напоминает странный эксперимент:
тур или круиз нужно обязательно покупать на сайте партнера портала мирпутешествий.рф (никаких турагентов);
оплата – исключительно картой «Мир»;
регионы с повышенным спросом (Краснодарский край и Крым) будут участвовать в проекте только в низкий сезон – с 1 октября по 20 декабря.
Как заметили эксперты, программа стоимостью в 15 миллиардов рублей больше напоминает маркетинговую акцию платежной системы «Мир» – в ней будет ограниченное число участников, карты российской системы есть пока не у всех, а самые популярные направления в сезон просто не включили в программу.
Одно из оправданий таким условиям – акция должна продлить курортный сезон (она стартует точно не раньше августа), особенно в морских регионах. Но как собрать 2 миллиона участников программы, не знает пока никто. Так что программа поддержки туризма пока остается скорее концепцией, чем реально работающим видом поддержки.
А помогут ли туристы курортным регионам в сложный период? Обычно прибрежные города и другие курортные зоны живут буквально от сезона до сезона, но сезон-2020 окажется короче и явно не таким прибыльным. Правда, опрошенные нами эксперты посчитали, что бюджеты регионов получат от притока туристов далеко не такие деньги, о которых можно было бы говорить.
Власти Краснодарского края и Алтая пошли еще дальше – в регионах решили временно приостановить взимание курортного сбора. И пусть это 10-50 рублей с человека в сутки, даже такая экономия важна в столь сложный для россиян период.
Реализация оптимистичного или консервативного сценария
восстановления отрасли будет в значительной степени
обусловлена сроками снятия различных ограничений,
связанных с COVID-19, а также общей экономической
ситуацией в России и мире.
Оптимистичный сценарий Консервативный сценарий
Снятие ограничений на путешествия. Респонденты, ожидающие восстановления туристической отрасли
РФ в 2021 году, полагают, что к этому
времени будут сняты все ограничения,
связанные с COVID-19, у населения
пройдет страх заражения, и туристическая активность возрастет.
Эффект отложенного спроса.
Положительным фактором для восстановления отрасли в 2021– 2022 годах
станет эффект отложенного спроса,
на который рассчитывают участники
рынка. Наиболее значимое влияние
отложенный спрос, по мнению экспертов, окажет на восстановление деятельности объектов размещения. При
этом ряд гостиниц начали капитальный
ремонт, чтобы повысить привлекательность для туристов в период возобновления спроса, и планируют открыться
уже к началу следующего сезона.
Открытие границ. Важную роль в процессе восстановления отрасли участники опроса отводят открытию границ.
Несмотря на то, что ограничения на выезд из страны оказывают положительное влияние на развитие внутреннего
туризма, многие игроки рынка отмечают, что по большинству направлений
российские туристы не восполняют
в полном объеме спрос, обеспечиваемый въездным туризмом. Частично
эксперты объясняют это сравнительно
низким уровнем развития инфраструктуры при стоимости путешествия,
сопоставимой для российского туриста
с поездкой в зарубежные страны.
Восстановление экономики страны
в целом. Респонденты отмечают также
важность восстановления экономики в
стране и в мире, что напрямую влияет
на уровень платежеспособности населения и рост объема продаж в туристической отрасли.
Затраты на меры обеспечения безопасности.
В 2021 году, по мнению ряда участников опроса, с большой вероятностью все еще будут сохраняться ограничения, наложенные на отрасль в период пандемии.
В связи с этим, несмотря на восстановление туристических потоков, бизнес будет нести существенные
затраты на реализацию требуемых мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности, что
серьезно замедлит темпы восстановления отрасли.
Выполнение обязательств по турам 2020 года.
Многие компании в 2021 году будут постепенно выполнять обязательства по турам, не состоявшимся в 2020
году, что также замедлит темпы роста финансовых
показателей.
Значительный уровень убытков компаний
за 2020 год. Многие респонденты отмечают, что 2020
год сопровождался значительными убытками и накоплением задолженности, полное покрытие которой может произойти не ранее 2022–2023 годов, что скажется
на общих темпах восстановления. Для восстановления
объемов выручки необходимы инвестиции в рекламу,
материально-техническую базу, на которые
в данный момент средств не осталось.
«Эффект переходного периода».
Ряд экспертов отмечают возможный
период замедленного восстановления
спроса после открытия границ, когда
многие туристы отложат поездки
за рубеж и будут следить за эпидемиологической обстановкой,
чтобы удостовериться в безопасности международных
путешествий.
Неблагоприятная экономическая ситуация. Финансовые
показатели отрасли зависят от
экономической обстановки в стране
и мире, в том числе от валютных курсов.
Негативное влияние на темпы восстановления индустрии оказывают кризисные тенденции, усугубившиеся
последствиями пандемии: повышение
уровня безработицы, снижение
реальных доходов населения,
падение курса рубля.
22 • Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в РФ: текущая ситуация и перспективы восстановления © 2020 КПМГ. В
Негативные тенденции глобального туристского рынка не замедлили сказаться на состоянии российского рынка туристских услуг. Уверенный рост въездного туристского потока, наблюдавшийся в 2004-2007 г.г. сменился существенным замедлением роста в 2008 г. и серьезным падением в 2009 г.
Результаты исследования компанией «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) «Туристический бизнес в 2008 году: влияние кризиса и перспективы» наглядно продемонстрировали, что кризис повлиял на отношение россиян к отдыху и на формирование внутренних туристских потоков. Проведенный в рамках упомянутого исследования компанией РБК в ноябре 2008 г. опрос, в котором приняли участие более 12 тыс. респондентов показал, как кризис 2008 г. повлиял на планы россиян в отношении отдыха.
Опрос: Повлиял ли кризис на Ваши планы поехать на отдых в ближайшие полгода?
Результаты опроса наглядно показывают, что 62% опрошенных отказались от отдыха по причине недостаточности средств и отсутствии определенности. А среди тех, кто отправился в поездку, более половины намерены обойтись дешевым вариантом отдыха.
Проанализировав данную диаграмму, можно сделать вывод о том, что пандемия коронавирусной инфекции оказала самое большое влияние на туристическую деятельность по сравнению с кризисами 2001 и 2008 годов.
В связи с изучением пандемии COVID-19, я заинтересовалась вопросом: как пандемия повлияла на моё окружение? И я решила провести анкетирование одноклассников.
В анкетировании приняли участие 20 человек. Ребятам было предложено заполнить анкету (Приложение 1).
Результаты анкетного опроса на тему: «Туризм в условиях пандемии коронавируса»:
1. Часто ли вы путешествуете?
А) Ежегодно
Б) По мере возможности
В) Не путешествую
2. Планировали ли вы поездку в 2020 году?
А) Да
Б) Нет
3. Куда бы вы предпочли поехать?
А) Турция
Б) Англия
В) Франция
Г) Египет
4. Удалось ли осуществить планируемую поездку?
А) Да
Б) Нет
В результате проведённого мной опроса, было выявлено, что не многие путешествуют; большее количество человек посетили бы Турцию; никому не удалось реализовать запланированное путешествие в 2020 году.
Заключение
Очевидно, и это говорят все эксперты, что после долгого и изнурительного высиживания в квартирах туристы немедленно захотят отправиться в путешествия, как только у них появится такая возможность. К моменту открытия границ в отрасли накопится огромный отложенный спрос.
Вопрос в том, будут ли желания туристов подкреплены их возможностями, так как в связи с экономическим кризисом накоплений у людей во всех странах, столкнувшихся с коронавирусом, явно станет меньше, а их покупательная способность снизится. И не окажется ли международный туризм уделом богатых, на чье благосостояние пандемия повлиять не сможет?
По мнению Белоусовой, из-за экономических проблем вырастет спрос на самые дешевые туры – люди будут экономить на продолжительности поездок, выбирать самые доступные направления. Параллельно из-за страха перед большими скоплениями людей вырастет популярность экологических маршрутов, лесных походов, вылазок на природу и тому подобных видов отдыха. Вместе эти два фактора могут привести к взрывному росту активного туризма с палатками и в кемпингах, к массовому возвращению "дикарей" на пляжи Черноморского побережья, берега крупных рек и в другие привлекательные для туристов места.
Еще одним крайне вероятным следствием кризиса станет значительно большее внимание туристов к безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке. В местах скопления людей – на вокзалах, в аэропортах – многие в Европе и США теперь станут носить маски, как это давно делают в азиатских странах. Путешественники станут гораздо чаще мыть руки и пользоваться антибактериальными салфетками.
Президент Всемирного экономического форума (ВЭФ) Булут Багчи считает, что после окончания пандемии снизится популярность шведских столов в отелях, так как это не самая лучшая форма питания с точки зрения безопасности для здоровья. Кроме того, по его мнению, отельерам придется дезинфицировать номера после каждого постояльца и в целом обращать гораздо больше внимания на чистоту и санитарию.
Как и все предыдущие кризисы, нынешний проявит и усилит уже давно появившиеся тенденции. Среди них – цифровизация и уберизация. Массовый туризм будет становиться все более индивидуальным, люди будут все активнее бронировать свои путешествия в онлайне, строить их как из кубиков конструктора лего. Популярность организованного пакетного туризма, видимо, продолжит снижаться, и этому будут способствовать опасения по поводу безопасности отдыха в огромных отелях.
«Люди не перестанут путешествовать, услуги турбизнеса и индустрии гостеприимства будут востребованы. Рынок достанется тем, у кого хватит сил продержаться и выйти из кризиса еще более сильным и закаленным. Человечество переживало эпидемии и пострашнее, причем с гораздо более скромным арсеналом средств для борьбы с ними», - говорит один из самых опытных российских экспертов в сфере туризма, бывший глава комитета по туризму Москвы и почетный президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.[1]
Пока Всемирный совет по туризму и экскурсиям (WTTC) утверждает, что потери мировой туротрасли составят более $2 трлн. При этом кризис может привести к потере до 75 млн рабочих мест в сфере туризма в мире и более миллиона – в России. Глава Ростуризма Зарина Догузова оценила число занятых в российской индустрии гостеприимства в 2,5 миллиона, что с учетом фактически полной остановки туризма и смежных отраслей (гостиниц, ресторанов, развлечений) в стране может означать, что оценка WTTC слишком консервативна.[2]
Список используемых источников и литературы
• https://tourism.interfax.ru/ru/analytics/market_overview/68895/.
• https://zen.yandex.ru/media/yougeography/tendencii-mirovogo-turizma-5ce067e07ea51b00b38aac3a.
• https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/73719/
• https://www.kultura48.ru/ru/media/news/novosti-organizatsii/turisticheskaya-otrasl-i-sfera-kultury-voshli-v-chislo-postradavshikh-ot-koronavirusa-16987/
• https://www.kommersant.ru/doc/4235116?from=doc_vrez
• https://www.gq.ru/society/italy-coronavirus-2020
• https://rossaprimavera.ru/article/3e6d9a96
• https://mosaica.ru/ru/ul/news/2020/03/30/tri-mesyatsa-borby-kak-razvivalas-epidemiya-koronavirusa-v-kitae-i-ssha?from=topnews#hcq=itltThs
• https://rg.ru/2020/03/03/koronavirus-hronika-rasprostraneniia.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%
[1] https://rossaprimavera.ru/article/3e6d9a96
[2] https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/73719/
Сочные помидорки
За еду птицы готовы собирать мусор
Подарок
Зимний дуб
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"