Наша страна – Россия, очень большая. Она объединяет много народов разных национальностей. Каждая нация имеет свой язык и историю. Это я узнала на классном часе, который проводила наш классный руководитель Ольга Михайловна. Мы, люди, живем на одной планете Земля! Дышим одним воздухом, греемся под одним солнцем, смотрим на звезды и на луну. Когда в другом городе или стране случается беда, то никто не смотрит на национальность, люди просто помогают друг другу. Русские, китайцы, армяне, татары, и все другие люди, не важно какая национальность, мы дружим, работаем и обмениваемся опытом, знаниями.
Каждого человека рано или поздно начинает интересовать своя родословная. Мы спрашиваем родителей о прабабушках и прадедушках. Также и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.
В моей родном городе Владикавказ живут люди разных национальностей. Меня эта тема заинтересовала, и я решила узнать об этом побольше.
Вложение | Размер |
---|---|
amina.docx | 53.76 КБ |
ХI Научная конференция ФНПУ СОГПИ «По ступенькам науки – в будущее»
Тема «Многонациональная Осетия - наш общий дом»
Автор работы:
Багавдинова Аминат Дамировна
Место выполнения работы:
ГБОУ «Гимназия «Диалог» 4 класс,
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Мусиенко Ольга Михайловна,
педагог дополнительного образования
Владикавказ, 2020 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.1. Многонациональность – залог сохранения культуры каждого народа……4
1.2. Понятие народ, нация, этнос…………………………………………………8
1.3. Народы и наиболее распространённые языки мира……………………….12
Практическая часть
2.1. Проект «Многонациональная Осетия» на примере работы республиканского «Дома дружбы» города Владикавказ………………………………………………………………………15
2.2. Многонациональный Владикавказ…………………………………………18
2.3. Национально-культурные сообщества РСО-Алания……………………...25
2.4. Дружба народов моими глазами……………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы………………………………………………………………33
Приложение ……………………………………………………………………...34
Введение.
Наша страна – Россия, очень большая. Она объединяет много народов разных национальностей. Каждая нация имеет свой язык и историю. Это я узнала на классном часе, который проводила наш классный руководитель Ольга Михайловна. Мы, люди, живем на одной планете Земля! Дышим одним воздухом, греемся под одним солнцем, смотрим на звезды и на луну. Когда в другом городе или стране случается беда, то никто не смотрит на национальность, люди просто помогают друг другу. Русские, китайцы, армяне, татары, и все другие люди, не важно какая национальность, мы дружим, работаем и обмениваемся опытом, знаниями.
Каждого человека рано или поздно начинает интересовать своя родословная. Мы спрашиваем родителей о прабабушках и прадедушках. Также и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.
В моей родном городе Владикавказ живут люди разных национальностей. Меня эта тема заинтересовала, и я решила узнать об этом побольше.
Цель работы: узнать и изучить многообразие национальностей жителей города Владикавказ, в ходе исследования мы должны доказать гипотезу сохранение национальных традиций в поликультурной среде.
Задачи:
Основная часть
Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции. Сохраняя исторические традиции и используя богатейший опыт предыдущих поколений
В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой связи этнические проблемы приобретают особенно острый характер. Человек обращается к этническим ценностям, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа. Традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.
Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тысяч километров, в меридианом - от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.
В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: "Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты". Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений.
Национальные традиции народов России были и остаются фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее "все человечностью". А это и позволило сформировать на основе национальных традиций великую общенациональную российскую культуру.
В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.
Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык...
То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.
Традиции не дают человеку забыть своих предков и родных. Зная свои корни, историю и традиции, можно сохранить свою отличительность, а передавая эти знания детям – будущим поколениям. Поэтому традиции являются мостиком между прошлым, настоящим и будущим.
сохранение традиций – результат общих усилий.
Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.
Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.
При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п.
Власти вправе принимать федеральные и региональные целевые программы сохранения и поддержки культуры, выделять и распределять средства. Но инициировать и продвигать эти проекты должны сами люди.
Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Вместе с ребенком полезно составить генеалогическое древо и красиво его оформить. Дети узнают свою историю, наглядно увидят, как одна семья дала начало целому роду. Уважая своих предков, ребенок научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.
Большие возможности для ознакомления с культурой в детском саду и в школе. Многие педагоги уже используют национальные мотивы и сюжеты на уроках, в игровой деятельности, при подготовке внеклассных мероприятий. Опираясь на помощь ученых и деятелей культуры, можно сделать это качественнее и разнообразнее. Ребят нужно шире вовлекать в исследовательскую деятельность, в том числе по сбору этнографического материала.
Хорошо в детском саду и школе организовать небольшой музей культуры народов своего региона. Дети в силах собрать этнографические материалы, передать на хранение свои лучшие поделки.
Обычаи и традиции своего народа нужно знать и соблюдать на практике, чтобы дети усваивали их из опыта своей семьи, как в селе и маленьких провинциальных городах.
Мы сохраним свою культуру, если она будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории.
Слово «народ» часто используют как общее наименование таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. Однако попытки решить в общем виде вопрос, чем определятся принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ в одно целое, наталкиваются на немалые трудности.
Что объединяет людей в народ?
В качестве условий, объединяющих людей в народ как целостную социальную общность, чаще всего упоминают единство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако каждый из этих факторов сам по себе еще не является необходимым и достаточным.
Единство происхождения? Но как нет человека, у которого был только отец или только мать, так нет и народа, у которого был бы только один народ-прародитель. Так, русский (великорусский) народ возник из смешения славян с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами. Да и после возникновения любой народ постоянно пополняется людьми иностранного происхождения (Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Брюсов, Кваренги, Брюлловы, семья Бенуа - все они потомки иноземцев).
Единство места проживания? Хотя всякий народ возникает на определенной территории, в дальнейшем его представители могут менять место своего обитания. В истории происходили переселения народов, есть народы, не имеющие своей постоянной территории (цыгане). Множество людей в наше время живет не там, где жили их предки, в диаспоре - за пределами исторической родины. Проживание в разных местах земного шара не мешает людям осознавать себя принадлежащими к одному и тому же народу.
Единство языка? Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть масса исключений. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, но являются разными народами. А существование во Франции кроме французского еще четырех языков не помешало образованию единого французского народа. Кроме того, историческое изменение языков ведет к тому, что потомки говорят на ином языке, чем их предки: так, современный итальянский сильно отличается от латыни, а современный русский язык – от старославянского.
Единство культуры, при всей его несомненной значимости, тоже не вполне может служить определяющим критерием объединения людей в народ как особую социальную общность. Какая культура тут подразумевается? Метакультура объединяет разные народы. Люди, скажем, христианской культуры не составляют единого народа. А культура одного народа может быть весьма неоднородной (например, субкультуры северных поморов и донских казаков). К тому же в ходе истории культура народа претерпевает существенные изменения. Много ли общего между культурой московских бояр времен Ивана Грозного и современных столичных чиновников? А ведь все это - один народ! Чтобы выводить единство народа из единства его культуры, надо сначала разобраться, есть ли единство культуры и если есть, то чем оно само определяется.
Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно, только рассматривая его в процессе исторического развития. Характеристики народа в ходе этого процесса изменяются. Но сам исторический процесс их изменения и обуславливает его сохраняющееся единство. Что общего между стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это один и тот человек! То общее, что соединяет их, - это биография, запечатленная в памяти. Так и с народом. Народ цементируется в единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важным элементом этой памяти является, в частности, самоназвание: оно выделяет представителей народа среди других людей и позволяет им фиксировать различие между «Мы» и «Они». С самоназванием связано и самосознание-сознание своей принадлежности к этому «Мы», к данному народу.
Исторический подход приводит к необходимости разделять два понятия: народ как этническую (этногенетическую) общность и народ как этносоциальную общность.
Этносы
Этнос - это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.
Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней. Этническое самосознание определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологическим фактом - тем, что индивид думает о своем происхождении, чьим потомком он себя считает (а не чьим потомком является на самом деле). Разумеется, люди обычно знают своих родителей, и их представление о своем происхождении основано на этом. Но большинству людей известно всего лишь несколько поколений своих предков, и практически почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются «иноземцы». Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов, постольку расистские попытки делить людей по «чистоте крови» совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (биосоциальное).
Нации
Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам, - государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.д. В результате над этносами надстраиваются этносоциальные общности. Народ может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве.
Нация является этносоциальной общностью. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры, образованием национальных государств. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля - системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, символика), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.
Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включенности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Но нередко - а в нашу эпоху особенно - этническое и национальное самосознание не совпадают. Попадая в иную этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди, разумеется, не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо включиться в семиотическое поле иной культуры и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях есть множество людей разного этнического происхождения - «русские американцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность» .
В мировой истории развитие наций связано с множеством конфликтов и войн, с подавлением и угнетением одних народов другими и национально-освободительными войнами. Национальные вопросы и сегодня не утрачивают остроты, то и дело вызывая вспышки национальной розни и кровопролитные столкновения в разных регионах Земли. Но «в современном мире уже невозможно разойтись «по национальным квартирам» – слишком тесен стал мир, сильна миграция, интенсивно смешение рас и народов, взаимозависима экология. Современные народы вынуждены жить рядом и вместе. Поэтому они вынуждены уживаться друг с другом - вырабатывать в каждом человеке терпимость к «инаковости», уважение к правам живущих рядом людей другого языка и другой культуры... Принцип равноправия народов в повседневной жизни гражданского общества означает, что каждый его член не только лоялен к людям других национальностей, но сознает общую опасность всякого иного отношения. Он сознает, что лозунги, построенные по схеме «Фингалия - для фингальцев!» - это всегда фашизм; что «исторические» аргументы в территориальных спорах («кто раньше поселился») ведут только к тупикам и крови; что ущемление прав меньшинства рождает цепную реакцию несправедливостей, разрушающую право».
В этнографии (от греч «этнос» - «народ» и «графо» - «пишу», «описываю») - науке, изучающей происхождение, расселение, культуру и быт народов, под словом «народ» подразумевают общность людей, осознающих свою принадлежность к определённой национальности. Конечно, далеко не каждый может однозначно назвать свою национальность. Допустим, у молодого человека отец-алтаец, мать-немка, а родился и вырос он в Москве и с детства говорит только на русском языке. Возможно, ему будет нелегко определить, кто же он - немец, алтаец или всё - таки русский. Однако большинство людей чётко знают, к какой национальности они принадлежат, какой народ они представляют.
Чтобы избежать путаницы, связанной с многозначностью слова «народ», учёные обычно используют термины этнос (в значении «отдельный народ») и этнический (т.е. присущий данному народу).Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему.
Каждый этнос обычно говорит на своём языке. Впрочем, исключений здесь много. Иногда несколько народов говорят на одном языке. Например, сербы, хорваты, боснийцы-мусульмане - на сербскохорватском; немцы, австрийцы – на немецком; испанцы, кубинцы, мексиканцы и многие другие народы Латинской Америки – на испанском. В таких случаях обязательно существуют, какие-то мелкие, но для самих носителей языка очень заметные различия. Этносы отличаются друг от друга, прежде всего культурой в самом широком смысле этого слова. Многие думают, что представителя любого народа всегда можно безошибочно определить по внешности. Но это заблуждение. Зато довольно точно можно определить национальность человека по его акценту, манере поведения, например по жестикуляции; но это признаки не физические, а языково-культурные. Наука, изучающая, в частности, внешний облик людей, называется физической антропологией. Ученые-антропологи могут определить только обобщённый, среднестатистический облик, характерный для каждого народа. Например, грузины отличаются средним и высоким ростом, умеренно светлой кожей, тёмными волосами и глазами, сильно выступающим носом с горбинкой, не очень широким лицом. Эти характеристики можно получить, измерив и описав несколько человек из разных районов Грузии. Среди них наверняка окажутся люди с очень светлой кожей, русыми или рыжими волосами, слабо выступающим носом, светлыми глазами, небольшого роста и т.д. Наличие у народа какой-то типичной внешности - это чаще всего основанный на случайных впечатлениях миф. Формы поведения и выражения эмоций у разных народов также очень отличаются: японец будет сдержанно улыбаться и скупо цедить слова там, где афроамериканец начнёт громко негодовать и бурно жестикулировать. Однако это лишь различные внешние проявление радости и огорчения, чувств дружбы и любви, благополучию и успеху, которые в равной мере присущи всем народам на нашей планете.
Практическая часть
2.1. Проект «Многонациональная Осетия» на примере работы республиканского «Дома дружбы» города Владикавказ
Северная Осетия по праву может себя называть многонациональной. Здесь дружно живут представители более ста национальностей. И поэтому неслучайно ещё в сентябре 1985г. с целью обеспечения единства патриотического и интернационального воспитания населения, укрепления дружбы и братства между представителями различных национальностей был создан Республиканский Дом дружбы народов. Инициатором его создания и первым директором был генерал- майор авиации в отставке Солтан Гетагазович Калицов.
В начале 90-х было создано новое министерство- по межнациональным отношениям, которому вскоре Дом дружбы, а в общественной и даже политической жизни республики появилось новое мощное движение – «Наша Осетия».
Основными целями Дома дружбы являются содействие реализации государственной национальной политики в Республике Северная Осетия – Алания, сохранение и укрепление согласия и единства ее многонационального народа.
Основными задачами Дома дружбы являются:
- содействие созданию условий для удовлетворения интересов национально – культурных объединений, религиозных организаций, иных общественных объединений и отдельных лиц в решении вопросов сохранения национальной самобытности, развития языка, образования и национальной культуры;
- содействие созданию новых национально – культурных объединений, казачьих обществ и других общественных объединений;
- обеспечение согласованной деятельности национально – культурных объединений , этнокультурных сообществ , содействие установлению и укреплению связей между ними;
- оказание организационной , методической, информационной и консультативной помощи национально – культурным объединениям Республики Северной Осетии – Алания;
- участие в разработке и реализации программ по развитию казачества в Республике Северная Осетия – Алания, его духовному возрождению, сохранению самобытной культуры и военно – патриотическому воспитанию казачьей молодежи.
- содействие в создании условий для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы в Республике Северная Осетия – Алания;
- установление и расширение связей с национально – культурными объединениями , казачьими обществами и другими общественными объединениями в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
- доведение информации о государственной национальной политике Республики Северная Осетия – Алания до средств массовой информации.
В соответствии с возложенными на него задачами Дом дружбы осуществляет следующие виды деятельности:
- взаимодействие с государственными органами, общественными объединениями и общественно – политическими организациями по вопросам реализации государственной национальной политики в Республике Северная Осетия – Алания;
- участие в разработке программ сохранения национальной самобытности, развития языка, образования и национальной культура народов Республики Северная Осетия – Алания;
- участие в разработке организационных, экономических и иных мер государственной и иной поддержке деятельности национально – культурных объединений и казачеств Республики Северная Осетия- Алания;
- содействие организаций и проведение научных, социологических исследований, экспериментных опросов по изучению, анализу и программированию вопросов, связанных с реализацией национальной политики в РСО – Алания и деятельностью национально – культурных объединений. Подготовка информационных , аналитических, справочных и других материалов;
- участие в организации культурно – просветительских , научно – исследовательской, поисковой и охранительной работы по изучению этнической истории народов, населяющих РСО – Алания;
- содействие проведению национально – культурными объединениями РСО – Алания различных общественно значимых мероприятий (собраний, симпозиумов, конференций, съездов, приемов, презентаций, пресс- конференций, международных встреч и мероприятий, в том числе с участием соотечественников и т.п.)
- содействие в организации и проведении национальных выставок, ярмарок, фестивалей национальных культур, праздников, различных конкурсов, национальных спортивных мероприятий и т.п.
- содействие в развитии межрегиональных и международных культурных, экономических и иных связей национально – культурных объединений РСО – Алания на основе принципов народной дипломатии;
- участие в профилактической деятельности по предотвращению конфликтных ситуаций на межнациональной почве и связанных с ними проявлений этнического экстремизма;
- содействие в создании и развитии в муниципальных районах и городах РСО – Алания творческих союзов , коллективов профессионального и самодеятельного искусства , библиотек, музеев, театров, творческих студий, кружков по изучению национального культурного наследия негосударственных учреждений национальной культуры и образовательных учреждений, а также классов, учебных групп в государственных , муниципальных образовательных учреждений.
- содействие национально – культурным объединениям в издательской деятельности, создание и функционирование редакций средств массовой информации.
- содействие в организации работы по возрождению и развитию народных промыслов и ремесел, развитию этнотуризма в РСО- Алания.
- подготовка , тиражирование и реализация информационно – справочных изданий, копий видео материалов и фонограмм, связанных с деятельностью Дома дружбы;
- издание научных, методических, просветительских, рекламных и других материалов по основным направлениям деятельности Дома дружбы;
- изготовление по заказам и договорам с другими юридическими лицами предметов художественного оформления концертов, представлений.
2.2.Многонациланльный Владикавказ.
Одним из самых прекрасных городов Северного Кавказа является Владикавказ. Население здесь гостеприимное и приветливое. Этот город населяет довольно большое количество людей разных национальностей и религий. Давайте подробно узнаем основные демографические показатели, которыми характеризуется население Владикавказа.
Давайте сразу узнаем географическое положение данного населенного пункта, прежде чем начать изучать показатели, характеризующие население города. Владикавказ расположен в пределах Северного Кавказа на высоте 692 м. Он раскинулся на обоих берегах одной из крупнейших рек региона под названием Терек, недалеко от её истока. В 30 км от города расположено Дарьяльское ущелье. Город расположен в умеренном климатическом поясе с умеренно-континентальным типом климата. Средняя температура самого теплого месяца июля составляет 20,7 градуса по Цельсию. Абсолютный максимум – 39,2 градуса. Средняя температура самого холодного месяца в году – февраля – составляет 5,6 градуса ниже нуля, при абсолютном минимуме 27,8 градуса. Среднегодовая температура во Владикавказе – 9,2 градуса выше нуля. За год в столице Северной Осетии выпадает в среднем 933 мм осадков. В целом климат региона характеризуется сравнительно мягкой зимой и долгим, но засушливым летом. На данный момент этот город является административным центром Республики Алания (Северная Осетия), и находится он в пределах данного региона.
Чтобы лучше понять, как формировалось современное население Владикавказа, нам следует немного углубиться в историю. Ещё с начала нашей эры тот регион, где находится сейчас Владикавказ, населяло кочевое племя аланов, которое относилось к скифо-сарматской группе народов. Это были прямые предки современных осетин. Теснимые другими народами, в первую очередь монголо-татарами, они перемещались все дальше в горы, из кочевого народа превращаясь в горский. В 1774 году территория нынешней Северной Осетии была присоединена к Российской империи. В 1784-м русские военные заложили на этой территории крепость Владикавказ. Она должна была стать мощнейшим укреплением и форпостом в продвижении Российской империи на Кавказ. Название данной твердыне было дано графом Павлом Потемкиным – дальним родственником знаменитого князя, и представляло собой сокращенную форму выражения «Владей Кавказом». Город располагался при входе в Дарьяльское ущелье, и должен был являться одним из пунктов военной грузинской дороги. Со временем крепость развивалась. В 1860 году, после окончания Крымской войны, она получила статус города, который стал административным центром Терской области. С этого времени население Владикавказа в значительной мере стало пополняться местными осетинами. С приходом советской власти в 1920 году Владикавказ становится центральным городом Горской АССР. После ее расформирования он признается административным центром Северо-Осетинской автономной области и одновременно Ингушской АО, но не входит в состав ни одного из этих образований. После формирования в 1934 году Чечено-Ингушской АО город вошел в состав Северо-Осетинской АО, став её центром. В 1931 году Владикавказ был переименован в Орджоникидзе в честь известного партийного деятеля и революционера Серго Орджоникидзе. В 1936 году Северо-Осетинская АО была реорганизована в Северо-Осетинскую АССР. Орджоникидзе стал её центром. Во время Второй мировой войны именно на подступах к Владикавказу решалась судьба всего кавказского региона. Советские войска сумели отбить противника и защитить этот населенный пункт. В период с 1944 по 1954 гг. город назывался Дзауджикау. Это осетинское наименование, которое переводится на русский язык как «поселение Деауга». В 1981 году в Орджоникидзе произошли одни из первых в СССР беспорядки на национальной почве, вспыхнувшие из-за конфликта между осетинами и ингушами. В 1990 году городу было возвращено современное название. В настоящее время Владикавказ развивается, являясь столицей субъекта Российской Федерации – Республики Северная Осетия – Алании.
Богатая история города Владикавказа обуславливает нахождение на его территории множества достояний культуры и достопримечательностей. В городе имеется большой парк культуры и отдыха, детский парк, дворец пионеров. Настоящим украшением Владикавказа является Аллея Фонтанов. Досуг подрастающего поколения делает веселее и познавательнее уникальная детская железная дорога, открытая ещё в 1967 году, которая также способствует обучению железнодорожным специальностям юношей. Настоящим культурным центром города является Проспект Мира, ранее именовавшийся Александровским. На нем расположен гранд-отель «Александровский», сад крепости Владикавказ, целая группа исторических домов. Также тут находятся памятники Ленину, Хетагурову. Среди других знаковых сооружений Владикавказа следует выделить Мемориал Славы, возведенный в 2005 году, памятники Плиеву, Булгакову, Барбашеву, Джибилову. Много есть прекрасных достопримечательностей в столице Осетии, но самым главным её сокровищем является населяющее Владикавказ население.
Город подарил России и миру много талантливых людей. Среди известных жителей и уроженцев этого населенного пункта следует отметить генералов Иссу Плиева, Георгия Хетагурова и Александра Карасева, основателя ГРУ Хаджи-Умара Мамсурова, героев СССР и России Сергея Григорьяна, Каурбека Тогузова, Ладо Давыдова, народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева. Но, естественно, это далеко не полный список выдающихся людей, родившихся или проживших жизнь во Владикавказе.
Теперь давайте узнаем численность населения Владикавказа. Данный показатель является основополагающим для других статистических вычислений. Итак, какую же численность имеет населяющее Владикавказ население? Количество жителей этого города приблизительно равно 307,5 тыс. Но много это или мало? Давайте сравним численность населения Владикавказа с другими крупными городами Северокавказского федерального округа. В Ставрополе проживает 429,6 тыс. чел., в Грозном – 287,4 тыс. чел., в Нальчике – 239,0 тыс. чел., в Махачкале – 587,9 тыс. чел., в Черкесске - 123,1 тыс. чел. Таким образом, столица Северной Осетии имеет третью в северокавказском регионе численность населения. Город Владикавказ – один из крупнейших в данном федеральном округе. В перечне всех городов России Владикавказ занимает 64-е место по численности населения. Нужно отдельно отметить, что в этом городе проживает почти половина населения всей Республики Северная Осетия.
Теперь давайте узнаем, какое в прошедшие периоды имел Владикавказ население. Число жителей в разные периоды существования города изменялось разнонаправленно: оно то росло, то убывало. Данная динамика имела как объективные, так и субъективные причины. К 1784 году относятся первые статистические данные, характеризующие численность населения города. Владикавказ тогда населяло 2036 человек. Особенно резко увеличилась численность населения после обретения крепостью городского статуса. Так, если в 1870 году во Владикавказе насчитывалось десять тысяч жителей, то к 1888-му этот показатель достиг почти 38 тыс. Вплоть до 1992 года постепенно увеличивалось население города. Владикавказ разрастался, хотя были и годы временного падения численности. К этим периодам относятся 1895 – 1897 гг., 1915 – 1920 гг., 1937 г., 1969 г., 1979 г., 1985 г. Но в целом прирост был ощутимый. Так, в 1992 году количество жителей Владикавказа достигло своего исторического максимума, составив 325 тыс. чел. Затем, с 1993 по 2002 гг., наступил период, в котором годы увеличения численности сменялись годами ее падения, и наоборот. С 2003 года постепенно становится все менее населенным Владикавказ. Население стабильно уменьшается. Единственный год, который является исключением в данном цикле, – 2015-й. Но уже в 2016 г. численность населения продолжила свое падение.
Одним из основных демографических показателей является плотность населения. Давайте узнаем её величину в описываемом населенном пункте. Плотность населения города Владикавказа, располагающегося на территории 291 кв. км, составляет приблизительно 1,1 тыс. чел./кв. км. Для сравнения: плотность населения Грозного равняется 0,9 тыс. чел./кв. км, Ставрополя – 2,5 тыс. чел./кв. км, а Махачкалы – 1,3 тыс. чел./кв. км. Таким образом, Владикавказ имеет средний показатель в сравнении с другими административными центрами регионов северного Кавказа.
Теперь пришло время взглянуть на то, какие этносы считают своим домом Владикавказ. Население по национальности в городе довольно пестрое. Большую часть жителей Владикавказа составляют представители титульной нации Республики Алании – осетины. Их доля в общей численности населения столицы приблизительно равна 64%. Численность русских во Владикавказе не превышает 25%. Представителей других национальностей значительно меньше: армяне – 3,5%, грузины – 2,2%, ингуши – 1,1%. Численность азербайджанцев, украинцев и греков не дотягивает даже до 1% от общей численности проживающих в североосетинской столице. Кумыки, турки, кабардинцы, чеченцы, греки, цыгане, татары, евреи и даже корейцы присутствуют среди жителей, населяющих Владикавказ. Население города, как видим, довольно разнородное, хотя его основной костяк составляют осетины и русские.
Теперь давайте выясним, что представляет собой в религиозной сфере Владикавказ. Население этого города в своем большинстве исповедует православное христианство. Именно данная религия доминирует среди осетин и русских, которые составляют подавляющее большинство жителей города. Во Владикавказе за всю историю города существовало 13 храмов. Многие из них были закрыты, снесены или разрушены в советский период. Но сейчас некоторые восстанавливаются, в частности, храм Александра Невского. Кроме того, на территории города имеется Покровский женский монастырь, который, правда, был закрыт в 1921 году. Главным храмом считается Свято-Георгиевский Собор. Столица Северной Осетии является центром Аланской и Владикавказской епархий русской православной церкви, которой управляет архиепископ Владикавказский. Довольно сильна в городе община армян, которые являются прихожанами Армянской апостольской церкви. Они даже имеют свой храм, названный именем святого Григория Просветителя. Его основали ещё в 1868 году. Во Владикавказе имеются также ячейки других христианских течений, в частности, протестантских, но численность прихожан в них сравнительно мала. Наиболее многочисленны Адвентисты Седьмого дня, у которых есть даже своя церковь. Католическая церковь в городе также представлена своим приходом. А вот мусульманская община во Владикавказе значительно больше католической и протестантской, хотя она существенно уступает православной. Ислам исповедует большинство ингушей, азербайджанцев, чеченцев, кумыков, кабардинцев, проживающих в городе. Преобладающая часть мусульман являются сторонниками суннитского течения. Во Владикавказе имеется мечеть Мухтарова, построенная ещё в начале XX века, во времена Советского Союза долгое время являвшаяся музеем. Только в 90-х годах она была возвращена мусульманам для исполнения религиозных обрядов. После этого производится периодическая реконструкция здания. Во Владикавказе есть иудейская община, которая имеет собственную синагогу, а также несколько еврейских кладбищ. Кроме того, во Владикавказе проживают представители таких религиозных общин, как буддийская и индуистская. Последняя имеет даже собственный храм Брахмы. Последователи других религиозных течений во Владикавказе представлены в недостаточном количестве для формирования отдельных общин. Можно сказать, что они единичны.
Описание населения города Владикавказа было бы неполным без указания тех экономических условий, в которых оно живет. В городе развито машиностроение, металлургия, легкая и пищевая промышленность. Среди крупнейших предприятий Владикавказа следует выделить вагоноремонтный завод, завод автомобильного оборудования, предприятие «Победит», которое специализируется на изготовлении твердых сплавов металлов. Кроме того, на территории городского округа расположены две ГЭС, вырабатывающие электроэнергию. Владикавказ соединен с другими населенными пунктами Российской Федерации автомобильным, железнодорожным и авиационным сообщением. Внутри города функционируют автобусные и трамвайные линии. До 2010 года он имел также свой троллейбусный парк.
Выше были рассмотрены основные демографические характеристики города Владикавказа. Как мы выяснили, в столице Северной Осетии проживает довольно разнородное население. Город Владикавказ является одним из крупнейших населенных пунктов северного Кавказа. Здесь проживают представители различных национальностей, но основной костяк составляют осетины и русские, доминирующей религией среди которых является христианство. Нужно отметить, что в последние полтора десятка лет наблюдается практически постоянное, за редким исключением, снижение численности населения Владикавказа. Впрочем, 2015 год подал надежду, что в будущем демографическая ситуация может кардинально измениться в лучшую сторону.
2.3. Национально-культурные сообщества РСО-Алания
Многонациональная Республика Северная Осетия – Алания – наглядный пример единения народов разных вероисповеданий, культур и традиций, на протяжении несколько веков живущих в мире и согласии. В Осетии проживают представители более 100 национальностей, и для каждого это благодатное место – Родина. Благодаря уважению и живому интересу к культуре других народов, люди, имеющие разные вероисповедания и этнические особенности , живут в мире и взаимопонимании, не теряя собственный национальный колорит.
33 национально – культурных обществ объединены в межнациональное общественное движение «Наша Осетия».
Северо – Осетинская региональная общественная оргганизация «Азербайджанское национально – культурное общество «Азери» имени Гейдара Алиева» , дата создания – 12 августа 1990г. Представители «Азери» неразрывно связаны общей судьбой со всей Осетией, они никогда не остаются в стороне и активно участвуют во всех общественных процессах, происходящих в республике. Проводят торжественные мероприятия, спортивные турнир и музыкальные конкурсы, национальные и религиозные праздники, оказывают помощь детским домам республики.
«Эребуни» - общественная армянская национально – культурная организация, дата создания – 24 февраля 1989г. Представители армянского общества никогда не остаются в стороне от значимых событий, происходящих в Северной Осетии . ко Дню города и Дню республики общество представляет художественную самодеятельность, готовит выставки книг , картин, блюд армянской кухни.
Северо – Осетинская региональная общественная организация «Ассирийский национально – культурный центр « Ниневия», дата создания – 22 марта 1998г. Цель создания организации – сохранение языка , культуры и традиций, забота о слабо защищенных членах общества и укрепление межнационального мира в республике.
Общественная организация Башкирское национально – культурное общество имени Славата Юлаева, дата создания – 25 марта 2001г. одним из главных богатств и достопримечательностей Осетии являются её культурное и религиозное многообразие , уникальный опыт многовекового дружеского совместного проживания на маленькой территории десятков, совершенно не похожих на друг друга , народов. Башкирское общество тоже старается жить по этим законам добра и взаимного уважения.
Северо – Осетинская общественная организация «Греческое общество «Прометей», дата создания – 28 мая 1988г. Почти двухвековая история владикавказских греков, полная свершений и достижений, наложила особый отпечаток и на внешний облик края. Она добавила в суровый горский характер немного щедрого греческого солнца и умножила кавказское гостеприимство на южную открытость. В истории , культуре греков красной нитью всегда выделялось свободолюбие. Но греки никогда не были националистами. «Живи сам и не мешай жить другим » - это их жизненное кредо. Уважая традиции и обычаи других народов, они построили работу «Прометея» так, что направили ее на формирование у молодежи чувства национального самосознания в гармоничном единстве с чувством интернационализма.
«Прометей»- символ огня , тепла, а значит – жизнь и благополучие. Именно такие функции выполняет греческое общество – дает тепло, мир и уважение всем народам Северной Осетии.
Общественная организация Грузинское национально – культурное общество «Единство - Эртоба» РСО – Алания, дата создания – 1 апреля 1990г. открытость , толерантность, готовность к межэтническому диалогу, сближению культур, отличают современные грузинские общины. Как утверждают мудрецы, дружба – дороже любого богатства. Это то, что не купишь за деньги, но в чем нуждается каждый человек.
В истории народов – соседей были разные времена, но никогда не прерывались нити дружбы и родственные связи. «Эртоба» и сегодня продолжает налаживать добрососедские отношения между народами России и Грузии.
Региональная общественная организация «Национально – культурный центр «Дагестан» РСО – Алания, дата создания – 8 августа 1994г. У народов Дагестана есть предание. Умирая, отец завещал единственному сыну, чтобы было у него в каждом ауле по крепости. И сын всю жизнь потратил на строительство двух – трех крепостей, так и не поняв глубокого смысла слов, который говорил ему отец. Ведь речь шла не о каменных цитаделях, подверженных разрушению временем, а о необходимости иметь в каждом соседнем ауле друга, кунака, на которого можно положиться в трудную минуту. Именно такая крепость для дагестанцев – Северная Осетия.
Еврейское национально – культурное общество «Мир» («Шолом»), дата создания – 31 марта 1989г.у еврейского народа, как и у всех самобытная культура, которую он не только не растерял на шумных ветрах истории, но и обогатил новыми красками и оттенками культур тех народов, среди которых он жил и живет. И хотя представителей этого народа осталось немного , они служат во благо Осетии, внося серьезный вклад в процесс формирования полиэтнического гражданского общества, опирающегося на принципы демократии, равноправия, социальной консолидации.
Региональная общественная организация «Ингушское национально – культурное общество «Отечество» ( Даймохк), дата создания – 31 марта 1996г. Решая задачи национально – культурного возрождения «Даймохк» участвует в общественно – политической жизни республики, стремясь в своей деятельности к достижению гражданского согласия в обществе на основе не узконациональных интересов, а общечеловеческих ценностей и взаимного уважения к культуре обычаев и традиции многонационального окружения.
Северо – Осетинская региональная общественная организация «Иранское общество «Единение», дата создания – 4 августа 2015г. занимается исследованиями и популяризацией иранской культуры и истории. Возглавил его Рашид Риза – Заде, а среди учредителей были также Игорь Исаков, Зораб Рита – Заде, Эльмира Волохина, Светлана Тараканова. В Иранском обществе делают всё для того, чтобы связи Северной Осетии и Ирана крепились и расширялись.
Региональная общественная организация Кабардино – Балкарский национально – культурный центр « Адыгский Совет – «Адыгэ - Хасэ» РСО – Алания, дата создания – 18 ноября 1998г. «Адыгэ - Хасэ» в своей деятельности стремится к возрождению основ добрососедства и подлинной дружбы между представителями всех национальностей Кавказа и всей России.
Когда представителя Кабардино – Балкарского общества спрашивают : «Что нужно сделать, чтобы добиться мира и согласия между народами Кавказа?», он неизменно отвечает: «В принципе , ничего делать не надо. Главное – не растерять того, что уже давно сделали наши предки».
Северо – Осетинская региональная организация «Культурный центр терского казачества», дата создания – 24 марта 1990г. как заметил председатель «Нашей Осетии» Вячеслав Лакгуев, казаки вносят свой весомый вклад в развитие движения «Наша Осетия», подчеркнув: «Нужно петь – они поют, нужно танцевать – они танцуют, нужно защищать Родину – встают на ее защиту».
Региональная общественная организация Национально – культурная общество немцев «Возрождение» РСО – Алания, дата создания – 4 марта 1994г. немцы Северной Осетии хотят сохранить в молодом поколении понимание вклада старшего поколения в историю России, и научить их жить так, чтобы быть достойными гражданами РФ. Вместе с другими национально – культурными обществами «Возрождение» вносит посильный вклад в дело укрепления мира и согласия.
Национально – культурное общество поляков «Полония» РСО – Алания, дата создания – 15 февраля 2001г. поляки участвуют в многочисленных встречах и мероприятиях проводимых республиканским Домом дружбы, фестивалях народного творчества, круглых столах, форумах, выставках. Но еще многое предстоит сделать – установит информационный планшет о польском лесничем Сапицком, информационную надпись на сохранившейся колонне с улицы Тамаева у входа на территорию снесённого польского костёла, провести вечера памяти известных в республике поляков, а также организовывать просмотр и обсуждение шедевров польского кино.
Сделать всё для того, чтобы взаимопроникновение культур народов Северной Осетии успешно продолжалось.
Северо - Осетинская региональная общественная организация «Русь», дата создания – 25 декабря 1991г. Двери «Руси» не закрыты для других национальностей, да и создано общество было не для противодействия, а для творчества. У Осетии и России – одна судьба, только вместе мы сможем преодалеть все трудности – считают члены общества.
Северо – Осетинская общественная организация Таджикская диаспора «Памир», дата создания – 10 августа 2010г. вписавшись в полиэтническое и поликонфессиональное пространство в Северной Осетии, проявляя толерантность и самосознание , таджики живут и трудятся, имея возможность сохранить и познакомить свою молодёжь и жителей республики с культурой и традициями своего народа.
Общественная организация Татарское национально – культурное общество имени Габдуллы Тукая, дата создания – 24 марта 1990г.и в горе , и в радости татары Северной Осетии всегда вместе с многонациональным народом республики. Активно помогали члены общины после Бесланской трагедии , которая стала не просто болью Осетии, но и всей России. Разделяя горе, татары сгорбили вместе со всеми. Среди пострадавших были и две татарские семьи, которые общество имени Тукая не оставило без своей поддержки и заботы.
Региональное представительство общероссийской общественной организации «Всероссийский конгресс узбеков, узбекистанцев», дата образования – 26 июня 2015г. Осетины очень близки узбекам по духу и культуре, есть много схожих традиций и обычаев. Может быть, поэтому борцы в последние годы стали активно выступать за Узбекистан. Так, представительным десантом на Олимпиаду в Лондоне в 2012г. отправились «Легионеры» - представители вольной борьбы Артур Таймазов, Сослан Тигиев, Заурбек Сохиев.
Возможно, Представительство узбеков в Северной Осетии не такое большое, но дружное и сплоченное и живущее по принципу – быть полезным Осетии!
Общественная организация Украинское национально – культурное общество «Отечество» ( «Батькивщина») РСО – Алания, дата создания – 19 октября 2001г. украинское общество принимает самое активное участие во всех мероприятиях, проводимых в республике, городе, Домом дружбы, демонстрируя самобытную культуру народа. Помогают в этом актёры Русского театра – народный артист России, лауреат Госпремии им.К.Л. Хетегурова Вячеслав Вершинин и заслуженная артистка РСО – Алания Анжелика Круглова, которые тоже родом из Украины.
Общественная организация «Финский национально – культурный центр «Суомалайнэн (Фины)», дата образования – 27 апреля 2005г. добрые связи установлены с организацией «Финляндия - Россия» (г. Санкт – Петербург). При активном участии В.П. Мякинина возобновляются творческие контакты между Финляндией и Осетией. Впервые после 30-летнего перерыва ансамбль национального танца «Алан» побывал с гастролями в восьми финских городах. Северная – Осетия – родной дом, ради благополучия которого финны трудятся вместе с многонациональным народом республики.
Не раз, благодаря мудрой народной дипломатии членов «Наша Осетия», был сохранен хрупкий мир между кавказскими народами . движение уникально по своей сути и не даром его опыт изучается и рекомендуется к применению высшим руководством страны главам субъектом Федерации.
За 25 лет движение «Наша Осетия» превратилось в большую дружную семью, где все друг друга знают, ходят друг к другу в гости, сообща отмечают праздники, проводят фестивали, концерты, акции.
2.4. Дружба народов моими глазами.
Наша Родина – Россия или как ее ещё называют Российская Федерация. Россия – это страна, в которой мы родились и живем. Наша Родина – это леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились наши предки. Земля, которую наши предки защищали от врагов. Россия – это место, где живут близкие и дорогие мне люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Именно люди-главное богатство нашей страны. Издавна Россию населяли разные народы: русские, мордва, чуваши, марийцы, татары и многие другие. Они все говорят на русском языке, но сохраняют свой родной язык и традиции. В моем классе я провела анкетирование, и узнала о том, что у нас много разных национальностей: русские, осетины, кабардинцы, дагестанцы…. но мы все живем в согласии и помогаем друг другу. В дальнейшей своей работе , мне бы хотелось, провести мероприятие, чтоб все ребята моего класса познакомимся с обычаями и традициями друг друга, чтоб вместе отмечали праздники. Ведь главным в жизни всего человечества является дружба народов, сплоченность. Русская народная пословица гласит: « Если дружба велика – будет Родина крепка». И этому есть прямое подтверждение - Великая Отечественная война, которая стала тяжёлым испытанием для всех. Но наша страна смогла защитить себя от врага, ведь весь народ поднялся на защиту Отечества. Русские и украинцы, узбеки и казахи, татары и чуваши, -все помогали друг другу, не давали погибнуть. Вместе объединились против общего врага – фашизма. И победили. Если все народы будут дружить между собой, будут ценить человеческую жизнь, то не будет войн и междоусобиц. Только если мы все будем держаться вместе, то в России будет мир и счастье, а наша сплоченность спасет нашу Родину от любой беды.
Заключение.
Людей на Земле много – несколько миллиардов, и все люди разные. Голубоглазые и кареглазые, высокие и низкие, с темным и светлым цветом кожи, умудренные опытом и совсем молодые. Каждый человек по-своему неповторим.
Мы говорим на разных языках, у нас разное вероисповедание. Нас по-разному зовут, у нас свои национальные герои. Мы носим различные наряды, и у каждого из нас своё хобби.
Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему. Народы нашей страны должны жить в мире. Мы и сейчас время от времени узнаем из новостей, что между людьми иногда вспыхивают национальные конфликты. У нас не всегда вызывает симпатию образ мышления и привычки представителей других национальностей, тем не менее, наши проблемы мы должны решать сообща, уважать культуру и традиции других народов, их историю, религию и обычаи. Каждый народ неповторим, у каждого - свой духовный уклад, и это создает неповторимость национальных искусств и ремесел. Живя в одной большой дружной стране, мы способны взаимно обогащать свои культуры. Единообразие в искусстве утомляет, рождает равнодушие, поэтому, чем шире будет культурный обмен между разными народами, тем богаче станет современная культура. Наша гипотеза в процессе работы доказана.
Список литературы.
1. Жаклин Динин , Иллюстрированная энциклопедия для детей «Страны и народы мира».66с.
2. З.В. Канукова , Е.В. Федосова «Осетия – перекресток народов и культур» : Монография. УРАН Сев.- Осет. Ин-т гум и соц. исслед. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011.352с.
3. Ю. Иванов, О. Иванова, А.Е. Николаевна «Страны и народы мира» – детская энциклопедия. Издательство : Русич, 2008г.592 с.
4.Детская энциклопедия «Я познаю мир»
5.З.В Канукова, Ф.С. Киреева «Наша Осетия» ( к 25 – летию Северо – Осетинского регионального межнационального общественного движения «Наша Осетия»)/ А.П. Донченко.- Ростов-н/Д: Донской издательский дом, 2017.- 272с.: цв.ил.
6.И. В. Душина , Т.Л. Смоктунович «Народы мира» книга для чтения по географии. Издательство: Баласс, 2004г. 272 с.
7. А.Д. Харкиладзе «Многонациональный Владикавказ: от крепости к столице» изд-во Харизма, 2014.- 240с.
8.Материалы интернета.
Приложение
Анкета для заполнения вместе с родителями
« Наш дружный многонациональный класс»
1)Знаешь ли ты сколько национальностей и народностей проживает на территории России?
2)Знаком ли ты с традициями ,обычаями ,творчеством народов России?
3)Знаешь ли ты свои «корни»? Какая у тебя национальность?
4) Есть ли среди твоих родственников представители разных национальностей?( Напиши каких)
5)Хранятся ли у тебя дома предметы национальной культуры, предметы национальной одежды?
6)Знакомы ли тебе рецепты различных национальных кухонь?
7) Знаешь ли ты национальные песни, стихи ,танцы народов РФ?
8) Хотел бы ты узнать о традициях, культуре, кухне, играх различных народов России?
9)Хотел бы ты с помощью классного рук. и родителей рассказать о традициях, нац.костюмах , творчестве различных национальностей и народов РФ ?
Как нарисовать лимон акварелью
Заповеди детства и юности
Рисуем тыкву
Пчёлы и муха
Сказка на ночь про Снеговика