Современная экономическая обстановка актуализирует проблему экономического воспитания подрастающего поколения. Экономические знания современной молодежи носят сугубо теоретический характер, оторванный от реальной действительности. Причем все больше осознается необходимость в формировании экономической грамотности у старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занять активную позицию в обществе. От экономической грамотности выпускников школы во многом будет зависеть их успешная адаптация к социально – экономическим условиям общества. Проблема обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием складывается из нескольких составляющих: наличие в таких задачах большого количества терминов, неизвестных учащимся; старшеклассники плохо ориентируются в материале, изученном в 5-9 классах и необходимом для решения задач с экономическим содержанием: темы процентов, арифметической, геометрической прогрессий вызывают затруднения. Задачи о вкладах и кредитовании, а также задачи оптимизации производства товаров и услуг сравнительно недавно включены во вторую часть ЕГЭ по математике профильного уровня и вызывают значительные затруднения у большинства выпускников.
Вложение | Размер |
---|---|
f_dushutina_rabota.docx | 79.76 КБ |
Научно-образовательный форум школьников Республики Мордовия
Лицей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ПРОФИЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ
Секция: Математический калейдоскоп
Автор работы: | Душутина К. A. |
10 класс Лицей МГУ им. Н. П. Огарева | |
Руководитель работы: | Кубанцева А. В. |
учитель математики Лицей МГУ им Н. П. Огарева |
Саранск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Содержательный смысл определения экономической науки 5
1.2 Взаимосвязь двух наук: экономики и математики 5
1.3 Основные определения и понятия 6
1.3.1 Понятие процента и процентной ставки 7
1.3.2 Понятие арифметической и геометрической прогрессий 8
1.3.3 Понятия фиксированных, аннуитетных и дифференцируемых платежей 10
2.1 Типы экономических задач и способы их решения 12
2.1.3 Задачи на оптимальный выбор 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Современная экономическая обстановка актуализирует проблему экономического воспитания подрастающего поколения. Экономические знания современной молодежи носят сугубо теоретический характер, оторванный от реальной действительности. Причем все больше осознается необходимость в формировании экономической грамотности у старшеклассников, тех, кто стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занять активную позицию в обществе. От экономической грамотности выпускников школы во многом будет зависеть их успешная адаптация к социально – экономическим условиям общества. Проблема обучения старшеклассников решению задач с экономическим содержанием складывается из нескольких составляющих: наличие в таких задачах большого количества терминов, неизвестных учащимся; старшеклассники плохо ориентируются в материале, изученном в 5-9 классах и необходимом для решения задач с экономическим содержанием: темы процентов, арифметической, геометрической прогрессий вызывают затруднения.
Задачи о вкладах и кредитовании, а также задачи оптимизации производства товаров и услуг сравнительно недавно включены во вторую часть ЕГЭ по математике профильного уровня и вызывают значительные затруднения у большинства выпускников.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в курсе математики, изучаемой в школе, решению задач с экономическим содержанием не уделено достаточно времени. Жизнь настоятельно требует, чтобы выпускник имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений. Однако основные практические навыки и умения у большинства учеников сформированы на уровне, не удовлетворяющем требованиям подготовки к ЕГЭ и повседневной жизни.
Гипотеза исследования – в современном мире необходимы знания об экономике и в этом может помочь математика.
Объект исследования – процесс подготовки к единому государственному экзамену по математике профильного уровня.
Предмет исследования – экономические задачи №17, встречающиеся в ЕГЭ по математике профильного уровня.
Цель исследования – исследование методов решения задач с экономическим содержанием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы экономики.
2. Провести классификацию и систематизацию типов экономических задач, включенных во вторую часть ЕГЭ по математике профильного уровня, и методов их решений.
Методы исследования – теоретический анализ и синтез научной и учебной литературы по теме исследования, сравнение, систематизация информации, обобщение, вывод, подбор и решение задач.
Научная новизна работы заключается в обобщении, систематизация, анализе экономических задач, входящих в ЕГЭ по математике профильного уровня.
Практическое значимость – возможность использования обобщенных данных при подготовке выпускников к сдаче единого государственного экзамена по математике профильного уровня, отработке решения задач экономического содержания.
У всякой науки свой предмет, т.е. своя главная тема исследований. В центре внимания экономической теории – хозяйственная деятельность людей, которая осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде. [2]. В зависимости от условий, обстановки и экономической среды, термин «экономика» имеет различные определения. Приведем одно из определений экономики (экономической теории) как науки:
Экономика – это наука, изучающая типичные мотивы и модели поведения людей в процессах производства, обмена и потребления жизненных благ. [6].
Другими словами, экономика – наука об оптимальном, т.е. наилучшем в конкретных условиях, использовании ограниченных ресурсов [8].
Математика настолько практична, что немногое из окружающего мира может без нее функционировать. От банков и магазинов, бирж и страховых компаний до штрихкодов, прослушивания дисков и разговоров по мобильному телефону – все это и многое другое работает благодаря процессорам и математическим моделям, задача которых – постоянное выполнение математических операций.
Особенности математики, как отличительной области знаний, которые делают ее неповторимой, заключаются в следующем:
Именно благодаря всем вышеперечисленным особенностям математический аппарат является многофункциональным аналитическим инструментом для всех отраслей знаний. [4].
Экономика представляет собой науку, которая изучает объективные причины и условия ведения в обществе хозяйственной деятельности. В этой связи экономике изначально были присущи различные количественные характеристики, исследование и описание которых потребовало использование большого числа математических методов. Экономические объекты, процессы и явления изучаются математически формализованным образом. Роль математики в экономике заключается в том, что ее язык позволяет сформулировать содержательные и проверяемые гипотезы о многих сложных экономических явлениях. Причем большая часть этих явлений вообще не может быть изучена без привлечения математического аппарата. В частности, его использование привело к созданию математических моделей, в которых нашли отражение некоторые теоретические экономические взаимосвязи.
На сегодняшний день обширное использование математического аппарата в своих исследованиях способствует достижению наибольших успехов в разных областях. Поэтому применение математики на практике позволяет достичь более значительных результатов в изучении явлений природы и общества.
Решение финансовых задач основывается на использовании различных математических моделей: уравнений, неравенств, их систем с привлечением процентов, арифметической и геометрической прогрессий, производной. Прежде чем рассмотреть способы решения экономических задач, целесообразно привести основные определения, понятия, таблицы и формулы.
Процентом называют одну сотую часть числа. С точки зрения экономики, процент – это абсолютная часть дохода, получаемая в результате финансовой операции за определенный период времени при наращении.
При решении экономических задач часто используется определение процентной ставки за определенный период времени – величины, характеризующей относительное изменение денежной суммы F за этот период:
где – абсолютная величина изменения суммы F.
Определенная таким образом процентная ставка измеряется в процентах (%). Если относительное изменение денежной суммы не умножать на 100, то ставка будет измеряться в долях единицы (дробях).
Отрезок времени, к которому приурочена процентная ставка, называют периодом начисления. В качестве такого периода принимают год, полугодие, квартал, месяц или даже день. Чаще всего на практике имеют дело с годовыми ставками.
В зависимости от того, какая из сумм дана и какую нужно найти, выделяют два направления финансовых расчетов: наращение и дисконтирование.
Наращение – определение величины итоговой стоимости по заданной текущей стоимости. Дисконтирование – определение текущей стоимости по ожидаемой итоговой сумме в будущем. [3].
Различают простые и сложные процентные ставки, или проценты.
Для начисления простых процентов применяют постоянную базу начисления. В этом случае начисленные за весь срок проценты I составят:
где P – первоначальная денежная сумма, n – период начисления процентов, i – ставка наращения процентов в виде десятичной дроби.
Наращенная сумма представляет собой сумму первоначальной денежной суммы и наращенных процентов:
Когда за базу принимается сумма, полученная на предыдущем этапе наращения (дисконтирования), используют сложные процентные ставки. В этом случае база начисления последовательно изменяется, то есть проценты начисляются на проценты.
В конце первого года проценты будут равны величине I = Р * i, а наращенная сумма составит S = Р + Р * i = Р * (1 + i). К концу второго года она достигнет величины Р * (1 + i) + Р * (1 + i) * i = Р * (1 + i)2 и т.д. В конце n-го года наращенная сумма будет равна:
где P – первоначальная денежная сумма, n – период начисления процентов, i – ставка наращения процентов в виде десятичной дроби.
Проценты за этот срок составят:
.
Арифметическая прогрессия – это числовая последовательность, в которой каждый член равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. Это число называется разностью арифметической прогрессии и обозначается d. [7].
Очевидно, что арифметическая прогрессия представляется возрастающей последовательностью, если d > 0, и убывающей, если d < 0.
Формула n-ого члена арифметической прогрессии:
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии:
Каждый член арифметической прогрессии, кроме первого (и последнего – в случае конечной прогрессии), равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов. Верно и обратное: если последовательность (an) такова, что для любого n > 1 выполняется равенство:
то (аn) – арифметическая прогрессия. [5].
Числовую последовательность, все члены которой отличны от нуля и каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число q, называют геометрической прогрессией. При этом число q называют знаменателем прогрессии. [1].
Формула n-ого члена геометрической прогрессии:
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии:
Квадрат каждого члена геометрической прогрессии, первого (и последнего – в случае конечной последовательности), равен произведению предшествующего и последующего членов. Верно и обратное: если последовательность (bn) такова, что для любого n > 1 выполняется равенство:
то (bn) – геометрическая прогрессия. [1].
Фиксированные платежи – платежи, которые четко оговариваются в условии задачи. Аннуитетный платеж – это платеж, который устанавливается в равной сумме через равные промежутки времени. Месячный аннуитетный платеж находится по формуле:
где X – месячный платеж, S – сумма кредита, P – 1/12 процентной ставки, N – количество месяцев.
Дифференцируемый платеж – это платеж, который представляет собой неравные ежемесячные транши, пропорционально уменьшающиеся в течение срока кредитования. Если при аннуитетной схеме неизменным является сам аннуитетный платеж, то при дифференцируемой – не меняется именно взнос, идущий на погашение тела кредита. Рассчитывается он по формуле:
где St – сумма, которая идет на погашение тела кредита, S – сумма кредита, N – количество месяцев. Для расчёта доли процентов в дифференцированных платежах пользуются следующей формулой:
где In – сумма, которая идёт на погашение процентов по кредиту в данный расчётный период, Sn - остаток задолженности по кредиту, P – годовая процентная ставка. Зная долю тела кредита и долю процентов, мы можем рассчитать дифференцированный платёж, используя формулу:
где X - размер дифференцированного платежа по кредиту, St – сумма, которая идёт на погашение тела кредита, In – сумма уплачиваемых процентов. [3].
Экономические задачи были введены в задания ЕГЭ по математике профильного уровня (№17) в 2015 году. По своей сложности задачи с экономическим содержанием находятся на одном уровне с заданиями, содержащие параметры и теорию чисел.
Низкий процент успешной сдачи решения задания №17 (за 2015 – 2020 годы – 2, 5) объясняется как трудностью самих задач, так и их отсутствием в школьном курсе математики.
Основными ошибками, которыми допускали учащиеся при решении задач финансовой математики, являются:
С целью подготовки учащихся к успешной ЕГЭ имеет смысл подробно рассмотреть типы экономических задач и методы их решения.
Условно выделяют несколько типов задач экономического содержания.
Далее приведем подробные разборы примеров задания №17 каждого типа.
ПРИМЕР №1 (Подтип 1: Нахождение количества лет (месяцев) выплаты кредита). 1 января 2015 года Павел Витальевич взял в банке 1 млн рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая: 1 числа каждого следующего месяца банк начисляет 1 процент на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 1%), затем Павел Витальевич переводит в банк платёж. На какое минимальное количество месяцев Павел Витальевич может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 125 тыс. рублей? [10].
РЕШЕНИЕ:
СПОСОБ №1. Сначала найдем минимальное количество месяцев, за которое Павел Витальевич сможет погасить основную сумму долга, если его ежемесячный платеж будет составлять 125 тыс. рублей: 1 000 000 : 125 000 = 8 (месяцев).
Но банк ежемесячно начисляет 1% на оставшуюся сумму долга. Тем самым получаем, что общая сумма долга будет превышать 1 млн рублей.
Составим таблицу, наглядно показывающую схему кредита, и найдем № месяца, когда задолженность будет меньше, чем ежемесячная выплата:
Месяц, № | Задолженность в начале месяца, руб. | Задолженность после погашения, руб. |
1 | 1 000 000 + 1% = 1 010 000 | 1 010 000 – 125 000 = 885 000 |
2 | 885 000 + 1% =893 850 | 893 850 – 125 000 = 768 850 |
3 | 768 850 + 1% = 776 538, 5 | 776 538, 5 – 125 000 = 651 538,5 |
4 | 651 538,5 + 1% = 658 054 | 658 054 – 125 000 = 533 054 |
5 | 533 054 + 1% = 538 385 | 538 385 – 125 000 = 413 385 |
6 | 413 385 + 1% = 417 519 | 417 519 – 125 000 = 292 519 |
7 | 292 519 + 1% = 295 445 | 295 445 – 125 000 = 170 445 |
8 | 170 445 + 1% = 172 150 | 172 150 – 125 000 = 47 150 |
9 | 47 150 + 1% = 47 622 | 0 |
СПОСОБ №2. За 8 месяцев Павел Витальевич сможет оплатить за кредит не более, чем 125 000 * 8 = 1 000 000 рублей, но с учетом начисляемых процентов общая сумма долга будет превышать 1 млн рублей.
За 9 месяцев банк начислит не более, чем 9 сумм процентов за первый месяц (максимально начисленные проценты будут составлять 10 000 рублей), то есть 10 000 * 9 = 90 000, что составляет меньше, чем ежемесячный платеж. Таким образом, Павел Витальевич полностью погасит кредит за 9 месяцев.
ОТВЕТ: на 9 месяцев.
ПРИМЕР №2 (Подтип 1: Нахождение количества лет (месяцев) выплаты кредита). В июле планируется взять кредит в банке на сумму 5 млн рублей на некоторый срок. Условия его возврата таковы:
На какой минимальный срок следует брать кредит, чтобы наибольший годовой платёж по кредиту не превысил 1, 4 млн руб.? [11].
РЕШЕНИЕ: Чтобы найти минимальное количество лет, надо обозначить размер максимального первого платежа – 1,4 млн рублей.
Дата | Долг до выплаты, млн руб. | Выплата, млн руб. | Долг после выплаты, млн руб. |
Июль 0-ого года | 5 | ||
Январь 1-ого года | 5 + 15% = 5,75 | ||
Февраль 1-ого года | 1,4 | 5,75 - 1,4 = 4,35 | |
Июль 1-ого года | 4,35 (разница 0,65) | ||
Июль 2-ого года | 4,35 – 0,65 = 3,7 | ||
Июль 3-его года | 3, 7 – 0,65 = 3,05 | ||
Июль 4-ого года | 3,05 – 0,65 = 2,4 | ||
Июль 5-ого года | 2,4 – 0,65 = 1,75 | ||
Июль 6-ого года | 1,75 – 0,65 = 1,1 | ||
Июль 7-ого года | 1,1 – 0,65 = 0,45 | ||
Июль 8-ого года | 0 |
Мы можем найти оставшуюся сумму долга на июль данного года, найдя фиксированную разницу между 1-ым и 2-ым годами выплаты кредита. Как только, оставшаяся сумма долга будет меньше, чем разница, кредит будет считаться полностью оплаченным в этот год.
ОТВЕТ: 8 лет.
ПРИМЕР №3 (Подтип 2: Вычисление процентной ставки по кредиту). В июле 2019 планируется взять кредит в банке на сумму 100 000 рублей. Условия его возврата таковы:
Найдите число r, если известно, что кредит был полностью погашен за два года, причём в первый год было переведено 52 500 рублей, а во второй год – 67 500 рублей? [11].
РЕШЕНИЕ: Пусть банк начисляет r процентов, умножая сумму долгу на x = (1 + ). Составим схему погашения кредита:
Дата | Долг до выплаты, тыс. руб. | Выплата, тыс. руб. | Долг после выплаты, тыс. руб. |
1.7.2019 | 100 | ||
1.1.2020 | 100x | ||
1.2.2020 | 52,5 | ||
1.7.2020 | 100x – 52,5 | ||
1.1.2021 | (100x – 52,5) * x = 100x2 – 52,5x | ||
1.2.2021 | 67,5 | ||
1.7.2021 | 100x2 – 52, 5x – 67,5 = 0 |
Решив квадратное уравнение: 100x2 – 52, 5x – 67,5 = 0, получаем, что x1= = - 0,6 (не подходит, т. к. процентная ставка не может быть отрицательным числом) и x2 = 1, 125. Отсюда получаем: x = 1 + = 1, 125; r = 12, 5.
ОТВЕТ: 12,5
ПРИМЕР №4 (Подтип 3: Нахождение суммы кредита). Планируется выдать льготный кредит на целое число миллионов рублей на пять лет. В середине каждого года действия кредита долг заёмщика возрастает на 20 % по сравнению с началом года. В конце 1-го, 2-го и 3-го годов заёмщик выплачивает только проценты по кредиту, оставляя долг неизменно равным первоначальному. В конце 4-го и 5-го годов заёмщик выплачивает одинаковые суммы, погашая весь долг полностью. Найдите наименьший размер кредита, при котором общая сумма выплат заёмщика превысит 10 млн. [10].
РЕШЕНИЕ:
СПОСОБ №1. Обозначим за S полную сумму кредита. Составим схему погашения кредита:
Дата | Долг до выплаты, млн руб. | Выплата, млн руб. | Долг после выплаты, млн руб. |
Начало 1/2/3-ого годов | S | ||
Середина 1/2/3-ого годов | S + 20%=1,2S | ||
Конец 1/2/3-ого годов | 0,2S | S | |
Начало 4-ого года | S | ||
Середина 4-ого года | S + 20%=1,2S | ||
Конец 4-ого года | X | 1,2S - X | |
Начало 5-ого года | 1,2S - X | ||
Середина 5-ого года | (1,2S– X)+20% =1,44S-1,2X | ||
Конец 5-ого года | X | 1,44S - 1,2X – X = 0 |
Решаем уравнение 1,44S - 1,2X – X = 0. Получаем, что X = .
Общая сумма выплат составляет 0,6S + 2X = 0,6S + S = S. По условию: S > 10 млн. Получаем, что S > 5, 24 (Минимальное целочисленное решение неравенства – S = 6).
СПОСОБ №2. Обозначим за S полную сумму кредита. Каждый год заёмщик выплачивает по 0,2S млн. Всего 0,6S за три года.
Рассмотрим погашение кредита за следующие два года. В середине 4-го года долг возрастёт до 1,2S млн. Обозначим через X размер выплаты в конце 4-го и 5-го годов. После выплаты в конце 4-го года долг равен (1,2S - X), а в середине 5-го года он равен 1,2(1,2S - X). В конце 5-го года весь долг должен быть погашен. Отсюда следует, что последняя выплата равна 1,2(1,2S- X), а по условию равна X. Получаем, что X = S.
Общая сумма выплат составляет 0,6S + 2X = 0,6S + S = S. По условию, S > 10 млн. Получаем: S > 5, 24 (Минимальное целочисленное решение неравенства – S = 6).
ОТВЕТ: 6 млн рублей.
ПРИМЕР №5 (Подтип 4: Нахождение ежегодного (ежемесячного) транша). 31 декабря 2014 года Дмитрий взял в банке 4 290 000 рублей в кредит под 14,5% годовых. Схема выплаты кредита следующая – 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 14,5%), затем Дмитрий переводит в банк X рублей. Какой должна быть сумма X, чтобы Дмитрий выплатил долг двумя равными платежами (то есть за два года)? [10].
РЕШЕНИЕ: Составим схему погашения кредита:
Дата | Долг до выплаты, руб. | Выплата, руб. | Долг после выплаты, руб. |
31.12.2014 | 4 290 000 | ||
31.12. 2015 | 4 290 000 + 14,5% = 4 912 050 | X | 4 912 050 - X |
31.12. 2016 | (4 912 050 – X) + 14,5% = 5 624 298 – 1,145X | X | 5 624 298 – 2,145X = 0 |
Решаем уравнение 5 624 298 – 2,145X = 0. Получаем, что X = 2 622 050.
ОТВЕТ: 2 622 050 рублей.
ПРИМЕР №6 (Подтип 4: Нахождение ежегодного (ежемесячного) транша). Клиент взял в банке кредит 18000 рублей на год под 18 %. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? [10].
РЕШЕНИЕ: Через год банк начисляет 18% годовых, то есть долг увеличивается в 1,18 раз. Получится, что клиент должен банку 18 000 * 1,18 = 21 240 рублей. Соответственно ежемесячная выплата составит:
21 240 / 12 = 1 770 рублей.
ОТВЕТ: 1 770 рублей.
ПРИМЕР №7 (Подтип 5: Нахождение разницы). 31 декабря 2014 года Тимофей взял в банке 7 007 000 рублей в кредит под 20% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 20%), затем Тимофей переводит в банк платёж. Весь долг Тимофей выплатил за 3 равных платежа. На сколько рублей меньше он бы отдал банку, если бы смог выплатить долг за 2 равных платежа? [10].
РЕШЕНИЕ: Построим схему выплаты кредита:
Дата | Долг до выплаты, руб. | Выплата, руб. | Долг после выплаты, руб. |
31.12.2014 | 7 007 000 | ||
31.12.2015 | 7 007 000 + 20% = 8 408 400 | X | 8 408 400 – X |
31.12.2016 | (8 408 400 – X) + 20% = 10 090 080 – 1,2X | X | 10 090 080 – 2,2X |
31.12.2017 | (10 090 080 – 2,2X) + 20% = 12 108 096 – 2,64X | X | 12 108 096 – 3,64X |
Схема №1 (3 равных платежа). Последним платежом Тимофей полностью погасит кредит. Решим уравнение 12 108 096 – 3,64X1 = 0. Получаем, что X1 = 3 326 400.
Схема №2 (2 равных платежа). Решим уравнение 10 090 080 – 2,2X2 = 0. Получаем, что X2 = 4 586 400.
Находим разницу: 3X1 – 2X2 = 9 979 200 – 9 172 800 = 806 400 рублей.
ОТВЕТ: на 806 400 рублей.
ПРИМЕР №8 (Подтип 6: Задачи, связанные с известным остатком). В январе 2020 года планируется взять кредит в банке на три года в размере 800 тыс. рублей. Условия его возврата таковы:
Месяц и год | Январь 2020 | Январь 2021 | Январь 2022 | Январь 2023 |
Долг, тыс. руб. | 800 | 600 | 300 | 0 |
Сколько тыс. рублей нужно заплатить по кредиту в декабре 2021 года? [11].
РЕШЕНИЕ:
СПОСОБ №1. Составим схему погашения кредита:
Дата | Долг до выплаты, тыс. руб. | Выплата, тыс. руб. | Долг после выплаты, тыс. руб. |
Январь 2020 | 800 | ||
Ноябрь 2020 | 800 + 20% = 960 | ||
Декабря 2020 | X1 = 960 – 600 = 360 | ||
Январь 2021 | 960 – X1 = 600 | ||
Ноябрь 2021 | 600 + 20% = 720 | ||
Декабрь 2021 | X2 =720 – 300 = 420 | ||
Январь 2022 | 720 – X2 = 300 | ||
Ноябрь 2022 | 300 + 20% = 360 | ||
Декабрь 2022 | X3 = 360 | ||
Январь 2023 | 360 – X3 = 0 |
По таблице видим, что в декабре 2021 года клиент должен будет заплатить банку 420 тыс. рублей.
СПОСОБ №2. В ноябре 2021 года долг в размере 600 тыс. руб., который остался в 2021 году, увеличится на 20% и будет составлять 600 *1,2 = 720 тыс. руб. В январе 2022 года долг должен стать равным 300 тысячам рублей, так что в декабре 2021 года должно быть выплачено 720 – 300 = 420 тыс. руб.
ОТВЕТ: 420 руб. тыс.
ПРИМЕР №9 (Подтип 7: Задачи, связанные с дифференцированными платежами). 15 января планируется взять кредит в банке на 9 месяцев. Условия его возврата таковы:
- 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 3% по сравнению с концом предыдущего месяца;
- со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.
Известно, что на пятый месяц кредитования нужно выплатить 57,5 тыс. рублей. Какую сумму нужно вернуть банку в течение всего срока кредитования? [11].
РЕШЕНИЕ: Обозначим за S размер кредита, взятого в банке 15 января. 1-го февраля он уже вырастет на 3% и будет составлять 1,03S. После этого происходит выплата так, чтобы долг менялся каждый месяц на одну и ту же величину, то есть выплата в первый месяц составит: . Составим схему выплаты кредита:
Дата | Долг до выплаты, тыс. руб. | Выплата, тыс. руб. | Долг после выплаты, тыс. руб. |
15.01 | S | ||
01.02 | 1,03S | ||
14.02 | |||
15.02 | |||
1.03 | |||
14.03 | |||
15.03 | |||
15.04 | |||
15.05 | |||
15.06 | =57,5 |
Решим уравнение: . Получаем, что S = 450 тыс. руб.
Рассчитаем всю сумму, выплаченную банку за 9 месяцев:
. Подставим S = 450. Получаем:
ОТВЕТ: 517,5 тыс. руб.
ПРИМЕР №10 (Подтип 7: Задачи, связанные с дифференцированными платежами). Алексей взял кредит в банке на срок 12 месяцев. По договору Алексей должен вернуть кредит ежемесячными платежами. В конце каждого месяца к оставшейся сумме долга добавляется r % этой суммы и своим ежемесячным платежом Алексей погашает эти добавленные проценты и уменьшает сумму долга. Ежемесячные платежи подбираются так, чтобы долг уменьшался на одну и ту же величину каждый месяц (на практике такая схема называется «схемой с дифференцированными платежами»). Известно, что общая сумма, выплаченная Алексеем банку за весь срок кредитования, оказалась на 13 % больше, чем сумма, взятая им в кредит. Найдите r. [9]
РЕШЕНИЕ: Обозначим за S полную сумму кредита. По условию долг должен уменьшатся до нуля равномерно. Составим геометрическую прогрессию: S; ; …; ; ; 0.
К концу каждого месяца долг увеличивается на r%, то есть умножается на коэффициент k, равный : S; ; …; ; ; 0.
Отсюда следует, что ежемесячные выплаты должны быть представлены в следующем виде: ; ; …; ; ; 0.
Всего следует заплатить: .
Общая сумма выплат оказалась на 13% больше суммы, взятой в кредит. Получаем: ; k = = 1,02; r = 2%.
ОТВЕТ: 2%.
ПРИМЕР №11. В банк был положен вклад под 10% годовых. Через год, после начисления процентов, вкладчик снял со счета 2000 рублей, а еще через год (опять после начисления процентов) снова внес 2000 рублей. Вследствие этих действий через три года со времени открытия вклада вкладчик получил сумму меньше запланированной (если бы не было промежуточных операций со вкладом). На сколько рублей меньше запланированной суммы он получил? [10].
РЕШЕНИЕ: Обозначим за S общую сумму вклада. Составим схему начисления процентов по вкладу:
Год, № | Реальная сумма, руб. | Запланированная сумма, руб. |
0 | S | S |
1 | 1,1S | 1,1S |
2 | 1,1(1,1S – 2000) | 1,1 * 1,1S |
3 | 1,1(1,1(1,1S – 2000) + 2000) = 1,1 * (1,21S – 200) = 1, 331S -220 | 1,1 * 1,1 * 1,1S = 1, 331S |
Найдем разницу:
1,1(1,1(1,1S – 2000) + 2000) - 1,1 * 1,1 * 1,1S = 1, 331S – 220 – 1,331S = - 220. Таким образом, вкладчик получил на 220 рублей меньше запланированной суммы.
ОТВЕТ: на 220 рублей.
ПРИМЕР №12. По бизнес-плану предполагается изначально вложить в четырёхлетний проект 10 млн рублей. По итогам каждого года планируется прирост вложенных средств на 15% по сравнению с началом года. Начисленные проценты остаются вложенными в проект. Кроме этого, сразу после начислений процентов нужны дополнительные вложения: по целому числу n млн рублей в первый и второй годы, а также по целому числу m млн рублей в третий и четвёртый годы.
Найдите наименьшие значения n и m, при которых первоначальные вложения за два года как минимум удвоятся, а за четыре года как минимум утроятся. [11].
РЕШЕНИЕ: Составим схему увеличения вклада:
Год | Сумма вклада | Год | Сумма вклада |
0 | 10 | 3 | ((1,15 * 10 + 4) * 1,15 +4) *1,15 + m = 21,825 * 1, 15 + m = 25,099 + m |
1 | 1,15 * 10 + n | 4 | (25,099 + m) * 1, 15 + m |
2 | (1,15 * 10 + n) * 1,15 + n |
В условии задачи сказано, что за два года первоначальные вложения как минимум удвоятся, значит, можно составить неравенство:
(1,15 * 10 + n) * 1,15 + n ≥ 20. Получаем, что n ≥ 3,5. (Минимальное целочисленное решение n = 4).
За четыре года первоначальные вложения утроятся. Составим неравенство: (25,099 + m) * 1, 15 + m ≥ 30. Получаем, что m ≥ 0,528. (Минимальное целочисленное решение m = 1).
ОТВЕТ: 4 и 1 млн рублей.
ПРИМЕР №13. В январе 2000 года ставка по депозитам в банке «Возрождение» составляла х% годовых, тогда как в январе 2001 года она составила у% годовых, причем известно, что x + y = 30. В январе 2000 года вкладчик открыл счет в банке «Возрождение», положив на него некоторую сумму. В январе 2001 года, по прошествии года с того момента, вкладчик снял со счета пятую часть этой суммы. Укажите значение х при котором сумма на счету вкладчика в январе 2002 года станет максимально возможной. [10].
РЕШЕНИЕ: Обозначим за S сумму вклада, которую положили в банк в январе 2000 года. В январе 2001 года вклад будет уже составлять S(1+0,01x), но вкладчик снял 0,2S. Поэтому на январь 2021 на вклад приходится: S(1+0,01x) – 0,2S = 0,8S +0,01Sx. В январе 2002 года вклад увеличится на y%, то есть умножится на (1 + 0,01y) = (1 + 0,01(30 – x), и будет составлять (0,8S +0,01Sx) * (1 + 0,01(30 - x)) = - 0,0001Sx2 + 0,005Sx + 1, 04S.
Функция f(x) = - 0,0001Sx2 + 0,005Sx + 1, 04S является убывающей. Найдем ее максимальное значение x0 = = 25.
ОТВЕТ: 25.
ПРИМЕР №14. В одной стране в обращении находилось 1 000 000 долларов, 20% из которых были фальшивыми. Некая криминальная структура стала ввозить в страну по 100 000 долларов в месяц, 10% из которых были фальшивыми. В это же время другая структура стала вывозить из страны 50 000 долларов ежемесячно, из которых 30% оказались фальшивыми. Через сколько месяцев содержание фальшивых долларов в стране составит 5% от общего количества долларов? [10].
РЕШЕНИЕ: Найдем ежемесячное увеличение валютной массы, находящейся в обращении: 100 – 50 = 50 тыс. долларов. Через n месяцев в стране будет – (1 000 + 50n) тыс. долларов.
Ежемесячно количество фальшивых купюр уменьшается на 50 * 0,3 – 100 * 0, 1 = 5 тыс. долларов. Изначально их было 1 000 000 * 0, 2 = 200 000. Тогда, через n месяцев их будет – (200 – 5n) тыс. долларов, что составляет 5% от общего количества долларов. Получаем: (1 000 + 50n) * 0, 05 = 200 – 5n.
n = 20.
ОТВЕТ: через 20 месяцев.
ПРИМЕР №15. При рытье колодца глубиной свыше 10 м за первый метр заплатили 1000 руб., а за каждый следующий на 500 руб. больше, чем за предыдущий. Сверх того, за весь колодец дополнительно было уплачено 10 000 руб. Средняя стоимость 1 м оказалась равной 6250 руб. Определите глубину колодца. [10].
РЕШЕНИЕ: Обозначим за Х м глубину колодца. Тогда, часть выплат, зависящая от глубины колодца, представляет собой арифметическую прогрессию, где a1 = 1000, а d = 500. Последний член прогрессии имеет вид: 1000 + 500(X –1).
Найдем сумму всех выплат по формуле суммы n – членов арифметической прогрессии: .
Поскольку сверх этого было выплачено еще 10 000 руб., а средняя стоимость 1 м при этом составила 6250 руб., то имеет место уравнение вида: 250X2 + 750X + 10 000 = 6250X. Решим, получаем: Х1 = 2 (не подходит, т. к. Х> 10 м) и Х2 = 20.
ОТВЕТ: 20 м.
В результате проведенной работы по классификации и систематизации типов задач финансовой математики, включенных во вторую часть ЕГЭ по математике профильного уровня, и методов их решений были получены следующие выводы и результаты:
1. Было дано определение экономики как науки, изучающей типичные мотивы и модели поведения людей в процессах производства, обмена и потребления жизненных благ, а также установлена ее связь с математикой, заключающаяся в построении теоретических моделей математическим методом при анализе экономических явлений и процессов.
2. Были выделены четыре типа, один из которых содержит в себе семь подтипов, экономических задач ЕГЭ по математике профильного уровня и приведены различные способы их решений.
В ходе исследования было замечено, что наиболее наглядным и понятным методом решения задач с экономических содержанием оказался табличный метод. Именно этот способ решения рекомендуется использовать учащимся для построения точной теоретической модели экономической задачи.
Для чего нужна астрономия?
Музыка космоса
Ночная стрельба
Девятая загадочная планета Солнечной системы
А теперь — мультфильм