Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности.
Достаточно долго основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека. Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Они стали универсальным техническим средством обработки любой информации и играют роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации.
В компьютере обработку и преобразование информации выполняет прикладное программное обеспечение (ПО). Основными типами прикладных программ являются:
В своем проекте я предлагаю рассмотреть и изучить современные средства обработки звуковой информации
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tehnologiya_obrabotki_zvuka.docx | 589.3 КБ |
proekt_2020_tehnologiya_obrabotki_zvukovoy_informatsii.pdf | 904.29 КБ |
МАУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Технология обработки звуковой информации средствами многоплатформенного звукового редактора
(создание электронного учебного пособия)
Выполнил:
Королев Андрей
объединение «Мир информационных технологий»
Руководитель:
Новоселов Андрей Михайлович
Лянтор 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Цели и задачи проекта 4
Исследовательский этап 5
Звуковые форматы 5
Звуковой редактор AUDACITY 10
Звуковые фильтры и эффекты 18
Технологический этап 21
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности.
Достаточно долго основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека. Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Они стали универсальным техническим средством обработки любой информации и играют роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации.
В компьютере обработку и преобразование информации выполняет прикладное программное обеспечение (ПО). Основными типами прикладных программ являются:
В своем проекте я предлагаю рассмотреть и изучить современные средства обработки звуковой информации
Цель проекта – изучить технологию обработки звуковой информации средствами многоплотформенного звукового редактора Audacity при освоении программы профессиональной подготовки по направлению «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
Задачи проекта:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Цифровой звук - аналог фотографии, точная цифровая копия введенных извне звуков. Это может быть сделанная с микрофона запись вашего голоса, копия звуковых дорожек с компакт-диска или сотового телефона.
ЗВУКОВЫЕ ФОРМАТЫ (ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ)
ЗВУКОВОЙ ФОРМАТ AUDIO
Всем нам сегодня известно такое устройство, как лазерный проигрыватель, которым снабжены практически все современные музыкальные центры. Данное устройство воспроизводит звук с лазерных компакт-дисков или AUDIO-CD-дисков (что одно и то же). Качество такого звука выгодно отличается от качества с обыкновенной аудиокассеты: нет никаких шумов прохождения ленты, "пожёванности" или "растянутости". На один лазерный диск помещается 74 минуты звучания в формате AUDIO. Данный диск может быть воспроизведён и на ПК, снабжённом устройством CD-ROM (устройством для работы с CD-дисками). В формате AUDIO звук может храниться только непосредственно на компакт-диске, для хранения в компьютере (на жёстком диске) данный формат не приемлем. Некоторым неудобством аудиоформата также является то, что он, в основном, не может иметь визуального названия своего содержимого. То есть, если на диске не указан перечень песен и вы потеряли сопутствующий конверт, то узнать содержимое диска можно только прослушав каждый трек.
Итог. Звуковой формат AUDIO имеет высокое качество звучания, этот формат используется для проигрывания звука на бытовых лазерных проигрывателях, а также на ПК, имеющих CD-ROM. Имеет достаточно большой объём: на один лазерный диск помещается 74 минуты звучания. Музыкальный трек формата AUDIO не имеет названия.
Звук в формате AUDIO можно записать при помощи специальных программ на жёсткий диск компьютера, но при этом компьютер преобразует формат AUDIO в формат WAV.
Звуковой формат WAV
Формат звука WAV - это цифровой формат звука, по своему качеству примерно одинаковый с форматом AUDIO, но объем измеряется не в минутах, а в байтах, мегабайтах и т.д. Данный формат может храниться как на жёстком диске ПК, что делает его весьма доступным для работы со звуковым оформлением сценария, так и на компакт-диске. Формат WAV может иметь своё индивидуальное название на любом носителе (каждый файл вы можете назвать, как вам захочется, и это название будет сохраняться при копировании или переносе). Не нуждается в специальных программах для копирования, скажем, с лазерного диска на жёсткий диск, что делает удобным перемещение звуковых файлов с ПК на ПК.
Звук в формате WAV не может быть воспроизведён на простом бытовом лазерном проигрывателе, этот формат может быть обработан только программами компьютера или CD-плеерами.
Итог. Формат WAV - компьютерный звуковой формат, обладающий высоким качеством, но и большим объемом. Может храниться на любом приемлемом для ПК виде носителей и имеет своё индивидуальное название.
Звуковой формат MP3 (сокращенно от MPEG3)
Звуковой формат MP3 является на сегодняшний день наиболее популярным форматом хранения музыки на компьютере. Очень удобен при работе над звуковым оформлением сценария, когда вся база данных (музыкальный архив) находится у нас под рукой (на жёстком диске). Формат WAV после конвертации из AUDIO, займёт значительное место на жёстком диске. При помощи соответствующих программ можно "сжать" звуковые файлы формата WAV в формат MP3. Это значит, что при небольшой потере качества объем уменьшится в 5-10 раз.
Таблица 1. Соотношение качество-объем звукового формата mp3
Степень сжатия файла | Качество звучания | Длительность звучания CD |
128 кбит/с | Вполне приемлемое качество | Около 12 часов |
192 кбит/с | В большинстве случаев не отличим от оригинала | Около 9 часов |
256 кбит/с | Обычное человеческое ухо не слышит искажений по сравнению с оригиналом | Около 6 часов |
Формат MP3, так же как и формат WAV, может без помощи специальных программ копироваться с носителей на жёсткий диск ПК и обратно. Он занимает выгодно мало места не только на жёстком диске, но и на компакте. Если AUDIO или WAV-ов, предположим, стандартных песен по 3 минуты можно уместить на лазерный диск порядка 24, то сжатых файлов в MP3 может поместиться больше сотни (в зависимости от степени сжатия).
Итог. Формат звука MP3 имеет малый размер, но несколько проигрывает в качестве звука (в зависимости от степени сжатия). Имеет собственное название содержимого, легко копируется на персональном компьютере. Воспроизводится только специальными программами ПК или специальными MP3 плеерами. Удобен в создании музыкального архива для звукового оформления сценариев, а также для хранения на лазерных компакт-дисках.
Таблица 2. Сводная таблица музыкальных форматов AUDIO, WAVE, MP3
Муз. формат | Качество | Объем | Воспроизве-дение | Дополнительно |
AUDIO | отличное | большой | Музыкальный центр, ПК с устройством CD-ROM | Не имеет имени, не может храниться и обрабатываться в ПК |
Wav | отличное | большой | ПК | Имеет имя, хранится и обрабатывается в ПК |
MP3 | хорошее от 128 кбит/с и более | меньше в 10 раз при качестве 128 кбит/с | ПК, MP3-плееры | Имеет имя, хранится и обрабатывается в ПК |
Звуковой формат MIDI
Следующим семейством компьютерных звуков являются файлы в формате MIDI. В состав ПК входит звуковая плата, которая имеет набор синтезированных звуков (своеобразный воображаемый оркестр). Звуковой формат MIDI допускает изменение темпа и тональности, поэтому он удобен для минусовых фонограмм и для работы с солистами - исполнителями песен.
Итог. Файлы формата MIDI являются набором команд для "зашитых" в звуковую плату ПК синтезированных звуков. При воспроизведении данного формата можно изменять тональность, темп, подменять инструменты. MIDI имеет очень маленький объём и может воспроизводиться только при помощи специальных компьютерных программ MIDI-плееров. Формат MIDI не приемлем для записи и хранения голоса.
Звуковой формат KARAOKE
Файлы формата KARAOKE основываются на файлах MIDI и имеют те же самые свойства, только к извлечению музыки ещё добавлен текст песни, который появляется на мониторе ПК синхронно с мелодией. Файлы с расширением KAR воспроизводятся специальной программой Karaoke-player, которая также может воспроизводить и MIDI-файлы. Данный формат очень популярен, поэтому зарубежной промышленностью выпускаются музыкальные центры с функциями воспроизведения KAR-файлов, но эти музыкальные центры считывают только прилагаемый к ним CD-диск караоке. Если вы поставите в такой центр CD-диск, записанный с вашего ПК, то ничего воспроизводиться не будет. Точно такой же эффект получится, если Вы попытаетесь прочесть штатный караоке-диск от музыкального центра в CD-ROM вашего компьютера. Это объясняется коммерческим интересом технологий.
Итог. Музыкальные файлы формата KARAOKE обладают теми же свойствами, что и файлы формата MIDI: имеют очень маленький объем, позволяют изменять темп, тональность. Дополнительно в формате KARAOKE имеется текст песни, который может отображаться на экране монитора.
Таблица 3. Основные характеристики звуковых форматов MIDI и KAROKE
Муз. формат | Качество | Объем | Воспроизведение | Дополнительно |
MIDI | зависит от качества звуковой платы ПК | очень маленький | Специальные программы на ПК | Допускает изменение темпа, тональности, замену инструментов. Не воспроизводит голос |
KAR | зависит от качества звуковой платы ПК | очень маленький | Специальные программы на ПК | Допускает изменение темпа, тональности, замену инструментов. Не воспроизводит голос, содержит текст песни |
ЗВУКОВОЙ РЕДАКТОР AUDACITY
Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его. Оцифрованный звук представляет в звуковых редакторах в наглядной форме, поэтому операции копирования, перемещения и удаления частей звуковой дорожки можно легко осуществлять с помощью мыши.
Кроме того, можно накладывать звуковые дорожки друг на друга (микшировать звуки) и применять различные акустические эффекты (эхо, воспроизведение в обратном направлении и др.).
Звуковые редакторы позволяют изменять качество цифрового звука и объем звукового файла путем изменения частоты дискретизации и глубины кодирования. Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в звуковых файлах в универсальном формате WAV или в формате со сжатием MP3.
Audacity – многоплатформенный редактор звуковых файлов, ориентированный на работу с несколькими дорожками. Данный редактор является свободно распространяемым продуктом и имеет русский язык интерфейса.
Редактор Audacity имеет ряд преимуществ:
· импорт и экспорт файлов WAV, MP3 (с использованием кодировщика LAME MP3), Ogg Vorbis, FLAC и других форматов;
· запись с микрофона, линейного входа и других источников;
· запись с одновременным прослушиванием имеющихся дорожек;
· запись до 16 каналов одновременно (необходима многоканальная
звуковая карта);
· эффекты и расширения как в комплекте поставки, так и устанавливаемые отдельно (LADSPA либо на функциональном языке Nyquist);
· индикаторы уровня записи и воспроизведения;
· изменение темпа с сохранением высоты тона;
· изменение высоты тона с сохранением темпа;
· удаление шума по образцу;
· воспроизведение множества дорожек одновременно (без поддержки многоканального звука — при воспроизведении используются только два канала, в которые микшируются все дорожки);
· сведение дорожек с разными качественными характеристиками с автоматическим преобразованием к заданным характеристикам проекта в режиме реального времени;
· результаты могут сохраняться во множество форматов, обеспечиваемых библиотекой libsndfile.
ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММЫ
На рисунке приведен внешний вид звукового редактора
МЕНЮ
Меню содержит набор необходимых для работы команд. Команды "Файл", "Правка" и "Вид" являются стандартными и отвечают соответственно за работу с файлами ("Файл"), редактирование звукового материала ("Правка") и представление ("Вид").
Команда "Проект" позволяет добавлять треки в проект (Проект - импортировать звуковой файл...) для создания композиции из отдельно взятых звуковых файлов.
Команда "Эффекты" предоставляет набор стандартных звуковых эффектов: ревер, эхо, хорус, эквалайзер, смена темпа, смена высоты звука...
ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ "ГЛАВНАЯ"
Главная панель изображена на рисунке 2. Содержит команды по исполнению звукового материала (игра, остановить, перейти в начало трека), а также его редактированию (переместить, изменить громкость и т. д.).
Главная панель
Группа круглых кнопок предназначена для управления звуковым материалом проекта в целом.
Перейти в начало дорожки. Перемещает курсора в начало дорожки. | |
Воспроизвести. Начинает исполнение проекта. | |
Записать. Начинает записывать сигнал со входа звуковой карты в текущий трек. | |
Приостановить. Приостанавливает исполнение проекта. Повторное нажатие на кнопку продолжает исполнение звукового проекта с текущего места. | |
Остановить. Останавливает исполнение проекта, переводя курсор в начало проекта. | |
Перейти в конец дорожки. Перемещает курсор в конец дорожки. |
Группа квадратных кнопок предназначена для редактирования отдельного трека.
Выделение. Позволяет выделить часть звуковой дорожки для последующего редактирования. | |
Изменение огибающей. Позволяет изменять громкость отдельных звуковых фрагментов, например, плавное нарастание звука в начале сцены или плавное затухание в конце. | |
Изменение сэмплов. Позволяет непосредственно редактировать звуковую волну. Полезен, например, при устранении щелчков, других нарушений звучания. | |
Масштабирование. Изменяет масштаб изображения звуковых дорожек на рабочем поле. | |
Сдвиг дорожки по времени. Позволяет позиционировать звуковые дорожки друг относительно друга. Очень полезно при создании звуковой композиции из нескольких звуковых файлов. | |
Многоинструментальный режим. |
ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ "РЕДАКТИРОВАНИЕ"
Кнопки панели "Редактирование" дублируют наиболее часто используемые команды общего меню программы.
Вырезать. Удаляет (вырезает) выделенный фрагмент из звуковой дорожки и помещает его в буфер обмена. | |
Скопировать. Копирует в буфер обмена выделенный фрагмент звуковой дорожки, не удаляя его со звуковой дорожки. | |
Вставить. Вставляет фрагмент звуковой дорожки, хранящийся в буфере обмена. Вставка происходит в то место, где находится в данный момент курсор. | |
Обрезать все вне выделенного. Удаляет данные звуковой дорожки, за исключением выделенного фрагмента. | |
Заполнить тишиной. Заменяет выделенный фрагмент тишиной. | |
Отменить. Отменяет последнее действие. | |
Повторить. Повторно выполняет последнее отмененное действие. | |
Приблизить. Увеличивает масштаб отображения звуковых дорожек. | |
Отдалить. Уменьшает масштаб отображения звуковых дорожек. | |
Уместить выделенное в окне. Растягивает выделенный фрагмент на ширину окна. | |
Уместить проект в окне. Изменяет масштаб таким образом, что он полностью умещается в окне редактора. |
ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ "МИКШЕР"
Панель инструментов "Микшер" позволяет выбрать канал для записи, а также установить уровень громкости входного канала (при записи) и громкость звучания звуковой карты.
Панель инструментов "Микшер"
Слайдер "Громкость" регулирует уровень громкости звучания звуковой карты. При перетаскивании мышью слайдера слева направо общий уровень звучания проекта увеличивается.
Слайдер "Уровень входа" регулирует уровень входного сигнала. При записи позволяет установить желаемый уровень записываемого сигнала.
Селектор канала выбирает входной канал, с которого будет производиться запись (микрофон, линейный вход). Возможные входные каналы приведены на рисунке.
Список входных каналов звуковой карты
Некоторые каналы для записи:
Microphone - Микрофонный вход звуковой карты
Analog Mix (Line/CD/Aux) - Линейный вход звуковой платы (
Wave/MP3 - данный вход позволяет записывать, например, звук с музыкального CD.
АУДИОТРЕК И АУДИОДОРОЖКИ
Аудиотрек графически отображает звук в цифровом формате. На рисунке показан такой трек.
Аудиотрек, состоящий из двух аудиодорожек
Каждый трек имеет ряд управляющих элементов и других объектов. Рассмотрим их подробнее.
Кнопка, позволяющая устанавливать/изменять общий вид и параметры трека: частоту сэмплирования, глубину звука, стерео/моно. "fon" - название аудиофайла, содержание которого размещено в треке | |
Удаляет трек из проекта. | |
Стерео, 44100Hz | Надпись показывает, что данный трек состоит из двух каналов ("Стерео"), частота сэмплирования 44100Hz (высокое качество, соответствует качеству Аудио-CD) |
32-bit float | Надпись показывает, что глубина звука составляет 32 бита (наивысшая из возможных в этой версии редактора). От глубины звука также зависит качество звучания. |
Нажатие на эту кнопку выключает звучание трека из общего звучания. Повторное нажатие на кнопку включает трек. | |
Нажатие на эту кнопку выключает все остальные треки, обеспечивая сольное исполнение данного трека. | |
Громкость трека. Позволяет установить уровень звучания трека, соотнеся его с уровнем звучания других треков. | |
Панорама. Устанавливает громкость обоих каналов трека относительно друг друга (в режиме "Стерео"). Срединное положение ползунка устанавливает одинаковую громкость каналов относительно друг друга. |
Можно изменить вертикальный размер трека, потянув за его нижнюю границу мышью. Тем самым можно регулировать количество видимых треков на рабочем поле программы.
ИМПОРТ ЗВУКА В ЗВУКОВОЙ РЕДАКТОР
Чтобы поместить (импортировать) звук в звуковой редактор, необходимо выполнить команду меню "Проект - импортировать звуковой файл..." и выбрать музыкальный файл. Из наиболее известных форматов редактор Audacity позволяет импортировать звук в формате Wave и MP3. Если звуковой файл имеет другой формат, необходимо сначала его представить в другом звуковом формате, а потом импортировать в звуковой редактор.
ЗВУКОВЫЕ ФИЛЬТРЫ И ЭФФЕКТЫ
Рассматриваемый звуковой редактор содержит множество интересных фильтров и эффектов.
1. Нормализация
Этот фильтр используется для выравнивания уровня записанного сигнала.
В отличии от фильтра «Усиление сигнала» данный фильтр обеспечивает усиление в заданном диапазоне, т.е. максимальная амплитуда — фиксированное число. Этот фильтр обычно применяют после записи с микрофона
2. FFT-фильтр
С помощью этого фильтра можно усилить некоторые частоты, а некоторые
— ослабить, как на эквалайзере
3. Инвертирование
Крайне полезный фильтр, если надо выделить общую для двух дорожек часть. Как правило, при стереозаписи — это вокал. Если инвертировать один из каналов и произвести вычитание, вокал частично удалится из спектра и останется сопровождение.
4. Плавное нарастание или затухание
Фильтр плавно увеличивает или уменьшает амплитуду выделенной части сигнала.
5. Повтор
Фильтр обеспечивает повтор выделенной части сигнала несколько
раз
6. Разворот
Фильтр обеспечивает запись выделенной части сигнала в обратномпорядке.
7. Смена темпа
Этот фильтр удобно применять к записи речи. В отличии от «Смены скорости» он не меняет тональность, но меняет темп.
8. Удаление шума
Фильтр эффективно удаляет шум при записи с микрофона, виниловой пластинки и т.п.
9. Усиление базовых частот
В спектре звука есть основные частоты, которые усиливает данный фильтр.
10. Усиление сигнала
Этот фильтр действует, как ручка громкости.
11. Фазер
Данный фильтр сопровождает основной сигнал звуком, который получается с помощью фазосдвигателя. Сдиг по фазе производится низкочастотным модулятором, параметры которого можно менять.
12. Эквалайзер
То же самое, что FFT фильтр. Отличием являются встроенные варианты фильтрации.
Применение звуковых редакторов в учебном процессе играет очень значимую роль.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
Практическая работа в звуковом редакторе Audacity
На «Рабочем столе» создайте папку с именем «фамилия учащегося». Если вас несколько, впишите все фамилии через пробел. Результаты всех заданий сохраняйте в эту папку.
Запустите программу Audacity (Пуск – Все программы - Audacity) и рассмотрите интерфейс:
Добавление звукового файла в редактор, осуществляется простым перетаскиванием мышкой.
Задание 1. Сохранение в разные звуковые форматы.
А) Откройте файл Вальс.мр3 и сохраните его в формате wav (команда меню: файл – экспортировать, выбрать свою папку, задать имя и выбрать нужный тип файла, в окне нажать «ОК»).
Б) Откройте файл Ария.wav и сохраните его в формате мр2
Задание 2.Обрезка и перестановка местами звуковых фрагментов.
За выделение части волновой формы либо постановки курсора в нужную часть звуковых данных отвечает инструмент Выделение:
Прежде чем выделять аудио, убедитесь, что выбран именно этот инструмент.
Пример выделения со 2 по 3 секунду:
Если плохо видно шкалу времени, пользуйтесь кнопками:
Увеличьте волновую форму так, чтобы она по горизонтали вместилась в окно редактора. Для этого нужно только нажать на кнопку .
Исправление ошибок:
Для вырезания, копирования и вставки выделенной части аудиозаписи воспользуйтесь пунктами меню: Правка → Вырезать (Ctrl+X), Правка → Копировать (Ctrl+C) и Правка → Вставить (Ctrl+V) либо кнопками на панели инструментов:
Практические задания:
Результат сохраняем в свою папку(файл - экспортировать) под именем «вальс21 .мр2».
Задание 3. Соединение нескольких треков в один.
Задание 4. Работа с каналами звука.
Задание 5. Работа с эффектами (меню эффектов).
Задание 6. Работа с микрофоном. Запись речи и наложение ее на музыкальную основу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большие возможности, интуитивно понятный интерфейс, принадлежность к свободно распространяемому ПО делают данный звуковой редактор хорошим средством для подготовки видеофрагментов, видеопрезентаций, звукового сопровождения к праздникам в школах, учреждениях дополнительного образования.
В процессе работы над проектом были созданы следующие видеоуроки:
Для практического использования звукового редактора на занятиях по направлению «Оператор ЭВиВМ» были разработаны конкретные задания обучающие основным возможностям программы.
ЛИТЕРАТУРА
Ледяная внучка
Заяц-хваста
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Сказка на ночь про Снеговика