Цель исследования: выяснить, что такое снег, изучить его свойства.
Задачи исследования:
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойства снега.
Методы исследования:
Актуальность и практическая значимость работы: Исследование – это попытка привлечь внимание сверстников к самопознанию нового.
Вложение | Размер |
---|---|
bulavin_s.doc | 65.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа им. В.Н. Захарова № 14
Чекундинского сельского поселения
Тема «Снежная лаборатория»
Выполнил:
Булавин Александр, 3 класс,
МБОУ ООШ №14
Научный руководитель:
Гомбоева О.М.,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №14.
с. Чекунда
2021г.
Содержание
1.1. Выбор и обоснование темы
1.2. Цель исследования.
1.3. Задачи исследования.
1.4. Объект исследования.
1.5. Предмет исследования.
1.6. Гипотеза исследования
1.7. Методы исследования.
1.8. Актуальность.
1.9. Обзор литературы.
Посмотри, какое чудо
на моей ладошке,
опустилась ниоткуда
маленькая крошка!
1. Введение
Выбор и обоснование темы:
Снег и сказка... У них есть удивительная общая черта. И сказка, и снег говорят нам о чудесных превращениях. Золушка становится красавицей, великан – маленькой мышью, лягушка – Василисой Прекрасной. Выпал в прошлом году обильный снег и я вмиг очутился в настоящей сказке! Унылое черное поле превратилось, как по волшебству, в великолепный белый ковер, сверкающий на солнце, преобразились чекундинская тайга и красавица Бурея, в белые одежды нарядились величественные ели школьного двора. Снег... Какой он непостоянный и изменчивый? Вот он есть – и вдруг, подобно сказочной Снегурочке, он исчезает, тает. Сейчас он белый и пышный, а завтра серый и мокрый. Или вчера он был пушистым и мягким, а теперь стал твердым и плотным. Снег завораживает, притягивает к себе, подобно какому-то волшебному магниту. Когда падают снежинки, у меня возникает ощущение безграничной радости и счастья. Ах, как хочется творить! Но всё же, снег-что это, откуда он появляется, почему он белый и хрустит, почему он приходит именно зимой? Какую пользу приносит снег человеку? На эти и многие другие вопросы мне захотелось ответить самому. И я построил свою снежную лабораторию!
Цель исследования: выяснить, что такое снег, изучить его свойства.
Задачи исследования:
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойства снега.
Гипотеза: я знаю, что снег белого цвета, всегда скрипит под ногами, он скользкий, сохраняет тепло, поэтому думаю, что это постоянные признаки.
Методы исследования:
Актуальность и практическая значимость работы:
Мое исследование – это попытка привлечь внимание моих сверстников к самопознанию нового.
Обзор литературы:
Из детской энциклопедии «Я познаю мир» я узнал о свойствах снега. Из большой энциклопедии школьника. «Планета Земля» я узнал о разнообразии снежинок.
2. Основная часть
Опыт №1.Что такое снег?
Я набрал в ведёрко снега на улице и принес домой.
На некоторое время оставил в теплом помещении.
Снега не стало, а в ведёрке появилась вода.
Вывод: снег – это вода.
Однако в таком случае, почему же он не похож на лед? Дело в том, что снежинки состоят из маленьких кристалликов льда, поэтому они кажутся белыми, а непрозрачными. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Следуя за воздушными течениями, они перемещаются в воздухе во всех направлениях. Постепенно, эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберется сотня или даже больше. Когда размеры смерзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Эти скопления льдинок называем снежинками.
Вывод: снег– это вода в твердом состоянии.
Опыт №2.Где образуется снег?
Взял трехлитровую банку, набрал около 3 см. горячей воды. На банку поставил тарелку со снегом. И увидел интересное природное явление. Вода, которая в банке, поднялась вверх, охладилась. А со временем она превратилась в облако.
Предположил, что когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. А так как воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки.
Вывод: облака – это вода. Зимой вода падает на землю в виде снежинок.
Опыт №3.Что же находится в снегу между снежинками?
Набрал снег в ведёрко, стараясь его не мять. Потом утоптал его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объёме.
Вывод: в снегу между снежинками есть воздух.
Опыт №4. Почему снег белый и рыхлый?
Взял прозрачный лист полиэтилена (пакет). Нарезал его на мелкие кусочки. Каждый кусочек – это модель снежинки. Сложил все «снежинки» в прозрачный стакан. Какого цвета получился «снег» в стакане? «Снег» в стакане белого цвета. Снег белый потому, что каждая снежинка – это на самом деле прозрачная льдинка, которая отражает свет. Лежат снежинки все по-разному, и свет отражается в разные стороны. Ученые говорят: «Свет рассеивается». Так получается белый цвет. Причина белого цвета снега – его раздробленность. Попробуем заполнить промежутки между снежинками водой. Насыпали снега в банку и налили туда воды. Снег из белого сделался бесцветным, прозрачным.
Вывод: снег белого цвета и непрозрачный.
Взял небольшое количество выпавшего снега в руку и подул на него. Он рассыпается.
Вывод: снег рыхлый.
Опыт №5. Почему снег под ногами скрипит?
Взял крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпал соль в тарелку.Взял столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: чем ниже температура, тем тверже становятся снежные кристаллы, тем выше становится хрупкость. При повышении температуры (выше50) скрип пропадает.
Опыт №6.Почему снег легче песка?
В одно ведерко набрал песок, а в другое снег. Сравнил их по весу.
Рассмотрел «хлопья» снега на черной бумаге. Обратил внимание, что «хлопья» снега – это несколько снежинок, сцепленных вместе.
Вывод: снег легче песка, потому что он пушистый.
Опыт №7. Почему снег сохраняет тепло?
Налил в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорил их. Затем на улице одну из бутылок поставил на открытое место, другую закопал в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки поставит рядом и сравнил, в какой вода остыла больше.
Если внимательно рассмотреть снежинки на ладошке, то можно заметить, что между отдельными снежинками имеются большие промежутки, которые заполнены воздухом. Воздух между снежинками плохо проводит тепло и не дает теплу уйти от земли. Раскопал снег лопатой. Заметил маленькие ростки травы. Снежное одеяло защищает растения от морозов.
Вывод: снег сохраняет тепло за счет воздуха между снежинками.
Опыт №8.Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Слепить из снега Деда Мороза и Снегурочку. И занес их в теплое помещение. Снегурочку окутал в меховую одежду, а Деда Мороза оставил так стоять. Кто раньше растает? Раньше растает Дед Мороз.
Вывод: Деду Морозу и Снегурке нужны шубы, чтобы не растаять. Снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а одежда защищает не только от холода, но и от тепла.
Опыт №9.Какую пользу приносит снег для растений?
Для опыта взял на прогулку две бутылки с одинаково тёплой водой. Одну бутылку оставил на открытом воздухе, а вторую закопал в снег. Через некоторое время сравнил температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке теплее. Значит снег защищает растения от холода.
Опыт №10.Какую пользу приносит снег людям?
Заметил, что после того, как прошёл снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становится чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
Свойство снега сохранять тепло используется человеком в условиях Крайнего Севера для строительства. Постройки из снежных кирпичей – их называют иглу – прочны, светлы, пропускают воздух, изолируют от мороза и ветра, долговечны, не требуют никаких материальных затрат, легко и быстро возводятся. Главный инструмент при строительстве – ножовка. Для возведения иглу не требуется связующих материалов. Снег под давлением подтаивает и тут же замерзает, образуя монолит. Сегодня из плотных снежных блоков сооружают разнообразные постройки и даже ангары для вертолетов. Отдельно следует сказать об использовании снега в качестве покрытия дорог и взлетно-посадочных полос. В Швеции, например, каждую зиму создают более 30 тысяч километров дешевых снежно-ледяных дорог. С помощью специальных виброуплотнителей доводят плотность снежного покрытия до 500 кг/м3.
Опыт №11 «Снежные цветы»
В сильный мороз вышел из дома и выдул мыльный пузырь. В тонкой пленке воды собрались «снежные цветы» и растёт на глазах.
В процессе работы над проектом я узнал, что снег – это чудеснейшая особенность нашей планеты. Снег – это красивый спутник зимнего пейзажа. Снег – это высокие, устойчивые урожаи, Он пушистый, искрящийся, дарит нам радость, учит прекрасному с самого детства. Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Снег действительно белого цвета, а с примесью иногда и цветной. Скрипит, но только при температуре не выше 50. Имеет свойство сохранять тепло, поэтому имеет огромное значение в жизни живой природы и человека.
Самодельный телефон
Пока бьют часы
Сочные помидорки
Никто меня не любит
Вода может клеить?