Вложение | Размер |
---|---|
mel.pptx | 2.77 МБ |
Слайд 1
Мел – носитель знаний или проблем? Научно-исследовательский проект Авторы проекта – Пономаренко П., Соломина М., Барабаш А., Зубавичюс Р. (8 «В» класс) Руководитель – учитель химии Кострикова И.А.Слайд 2
Цели проекта Узнать, что такое мел. Узнать, где применяется мел. Определить химический состав школьного мела. Определить, что лучше: маркер или школьный мел? Провести эксперимент и выяснить, содержатся ли в современном школьном меле вредные для человеческого организма примеси. Сравнить мел с мрамором и известняком, у которых химическая формула CaCO3 и сделать вывод.
Слайд 3
Задачи проекта Провести химический анализ на определение качественного состава. Проанализировать полученную информацию и сделать вывод. Провести социологический опрос на выявление школьного мела наиболее популярного среди учителей. Проанализировать полученные экспериментальные данные. Узнать, почему мел, мрамор и известняк имеют одинаковую химическую формулу, но обладают разными свойствами.
Слайд 4
Методы исследования Обзор литературы Сравнительный анализ Проведение эксперимента Наблюдения Компьютерное моделирование Социологический опрос.
Слайд 5
Основные показатели качества а) Очевидные: 1.Крошится при письме 2.Пачкает руки 3.Чистота (белый) 4.Твердые вкрапления б) Не очевидные : 1.Отсутствие следов клея ПВА 2.Использование очищенной воды 3.Качество красителей 4.Отсутствие примесей, содержащих тяжелые металлы.
Слайд 6
Социологический опрос «Что лучше, мел или маркер?» 44 % опрошенных пользуются школьным мелом и довольны его качеством. 56% опрошенных не устраивает качество мела. Половина опрошенных вообще не использует школьный мел по разным причинам. Например, аллергическая реакция. Из проведённого соц. опроса следует, что намного проще и удобней в использовании маркеры. Однако школьным мелом до сих пор пользуются многие школьные учителя. Причины – доступность, дешевизна, отсутствие отрицательных последствий работы с мелом или привычка.
Слайд 7
Практическая часть. Проверка школьного мела на наличие ионов ртути ( Hg2+) Ход работы: 1) Образец мела массой 1 грамм измельчаем в ступке и растворяем в 2 мл дистиллированной воды. Мы видим, что мел не растворился в воде, а осел на дне стакана, так как жидкость мутного цвета.
Слайд 8
Практическая часть. Проверка школьного мела на наличие ионов ртути ( Hg2 +) Ход работы: 2) К 1 мл раствора приливаем раствор серной кислоты и нагреваем до температуры в 70 гр.
Слайд 9
Практическая часть. Проверка школьного мела на наличие ионов ртути ( Hg2 +) Ход работы: 3) Приливаем раствор тиосульфата натрия и кипятим до полного испарения жидкости. Отсутствие чёрного осадка в сухом остатке указывает на то, что в школьном мелу отсутствуют ионы ртути.
Слайд 10
Практическая часть. Проверка школьного мела на наличие ионов свинца ( Pb 2+ ) Ход работы: 1) Берём вторую половину раствора с мелом и, разбавляя водой, доводим до кипения.
Слайд 11
Практическая часть. Проверка школьного мела на наличие ионов свинца ( Pb 2+ ) Ход работы: 2) Пропускаем раствор с осадком через фильтр. К полученному фильтрату добавляем раствор йодида калия.
Слайд 12
Практическая часть. Проверка школьного мела на наличие ионов свинца ( Pb 2+ ) Ход работы: 3) Охлаждаем фильтрат под краном с водой. Появление зелёно-жёлтых кристаллов указывает на наличие в мелу ионов свинца. Отсутствие кристаллов свидетельствует об отсутствие ионов свинца в школьном меле.
Слайд 13
Мы использовали мел польского производства .
Слайд 14
Итог Вывод 1: опыты показали, что в современном школьном меле отсутствуют такие вредные вещества, как ртуть и свинец. Вывод 2: исследование школьного мела показало, что удобность его использования зависит от качества.
Слайд 15
Качественный состав Определяем наличие ионов кальция в меле Ход работы: 1) Нагреваем мел на спиртовке. Кирпично-красный цвет пламени спиртовки свидетельствует о наличии кальция в меле. Вывод: пламя спиртовки приобрело кирпично-красный цвет, что свидетельствует о наличии кальция в меле.
Слайд 16
Определяем наличие в меле карбонат ион CO 3 2- Ход работы: 1) В пробирку с мелом добавляем соляную кислоту и закрываем пробкой с газоотводной трубкой и пропускаем через раствор гидроксида кальция . Выделение углекислого газа в пробирке и помутнение известковой воды свидетельствует о наличии карбонат иона в меле. Вывод: в меле содержится карбонат ион, в составе которого углерод.
Слайд 17
CaCO3– формула для мела, известняка и мрамора Параметры для сравнения Мел Мрамор Известняк Твердость Слабая твердость Хорошая твердость Средняя твердость Происхождение Органическое Метаморфическое Органическое Растворимость Не растворяется Не растворяется Не растворяется Цвет Преимущественно белый Зависит от примесей Разнообразный Уникальные свойства Не обладает морозостойкостью Преображаться в лучах солнца Имеет четкое слоистое строение
Слайд 18
Вывод: мрамор, мел и известняк имеют одну химическую формулу CaCO3 , поэтому обладают схожими параметрами, но из-за примесей, входящих в эти вещества, некоторые их свойства различны.
Слайд 19
Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/ Мел www.mining-enc.ru/m/mele/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Известняк world-stones.ru/recommendations/ izvestnyak-spb / ttps://ru.wikipedia.org/wiki/ Мрамор https://ru.wiktionary.org/wiki/ мел А. Ликум – «Всё обо всем» популярная энциклопедия для детей, Том 1. Москва, 1993г. ГОСТ Состав, способы производства, области применения меловых пород. 1972 г. П.А. Оржековский , В.Н. Давыдов, Н.А. Титов – «Творчество учащихся на практических занятиях по химии». АРКТИ, Москва, 1999г. П.И. Воскресенский – «Техника лабораторных работ». Химия. Москва. 1973г. С.А. Шапиро, М.А. Шапиро – «Аналитическая химия». Высшая школа. Москва. 1989г.
Загадочная система из шести экзопланет
Волшебные звуки ноктюрна
Браво, Феликс!
Валентин Берестов. Аист и соловей
Привередница