Вложение | Размер |
---|---|
proekt_anya_gotovy.docx | 91.54 КБ |
sol_sis.pptx | 2.94 МБ |
Министерство образования и науки Российской федерации
Муниципальная Казенная Калининская Общеобразовательная школа
Творческий проект на тему:
«Солнечная система»
Выполнила: Костомарова Анна, 7 класс
Наставник: Дроздова Мария Валерьевна, учитель физики
п. Калининский 2021
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1 Изучение строения Солнечной системы и небесных тел, входящих в ее состав. ………………………………………………………………………….….5
1.1 Развитие представления о строении Солнечной системы…………...5
1.2Солнечная система...………………………………………….………...6
1.3Солнце…………………………………………………………………...6
1.4Планеты………………………………………………………….............7
1.4.1 Плaнeты зeмнoй гpуппы………………………………………8
1.4.2 Планеты-гиганты……………………………………………..11
1.4.3 Плутон и карликовые планеты…………………………........12
Глава 2. Создание модели Солнечной системы……………………………….16
Заключение …………………………………………………………………..…..17
Список использованной литературы………………………………….………..18
Приложение………………………………………………………………………19
Введение
С давних времен люди смотрели на небо и пытались понять, что такое звезды, почему одни светят ярче, а другие более тусклые, почему звезды разного размера и цвета, почему в разных точках земли люди видят разные звезды и разные созвездия.
Актуальностью выбранной темы является то, что во время научно-технического прогресса, когда появляются новые возможности для изучения Космоса, Солнечной системы, планет, интерес к изучению Космоса неуклонно возрастает.
Кроме того, с появлением новых сверхмощных телескопов, астрономы всего мира открывают все новые и новые звезды, астероиды, и может быть, когда-то откроют новую планету, на которой существует жизнь!
Наблюдая за Солнцем, ученые предсказывают магнитные бури, которые влияют на здоровье людей, на работу электроприборов, компьютеров, мобильных телефонов и даже бытовой техники. Своевременное обнаружение астероида или кометы, приближающихся к Земле, помогает избежать чрезвычайных ситуаций и катастроф.
Поэтому, уже сегодня, нам надо знать, что такое Космос, что такое Солнечная система и, в конечном счете, что такое планета Земля, на которой мы живем.
Мне кажется, что нет людей, которых не интересует Солнечная система. Солнечная система - это сплошные загадки и тайны.
Цель работы: формирование знаний о Солнечной системе, планетах, спутниках, звездах.
Задачи работы:
-Изучить информацию, научную литературу в книгах, в сети Интернет о Солнечной системе.
-расширить знания о космосе и Солнечной системе, рассказать одноклассникам и друзьям о том, что узнал, заинтересовать их этим вопросом.
-сделать макет солнечной системы.
-защитить проект.
Объект исследования: Солнечная система.
Предмет исследования: планеты, солнце, спутники.
Гипотеза. Я считаю, что Космос таит в себе много тайн и загадок.
Ожидаемые результаты:
-сформированность глубоких знаний о Солнечной системе;
-повышение познавательной активности;
-научится осуществлять поиск необходимой информации из различных
источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-устанавливать причинно-следственные связи.
Методы исследования:
-анализ специальной литературы;
-работа с Интернет источниками;
-обобщение деятельности, вывод.
Глава 1 Изучение строения Солнечной системы и небесных тел, входящих в ее состав
1.1 Развитие представления о строении Солнечной системы.
По мере развития древней науки менялось и представление о строении Солнечной системы.
В Древней Индии Землю представляли плоской, расположенной на трех слонах, которые на гигантской черепахе плавали в бесконечном океане. Вокруг Земли вращались Солнце и Луна.
Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей создал свою систему Мира, в которой центром являлась Земля, а вокруг нее вращались Солнце, Луна и пять, известных на тот момент, планет. Эту систему назвали Геоцентрической – Земля в центре. (от греческого ГЕОС – Земля).
Первым теорию о том, что в центре вселенной находится Солнце, а вокруг него движутся Земля и другие планеты, выдвинул польский астроном Николай Коперник. Вокруг Земли движется лишь Луна. Модель мира Николая Коперника назвали Гелиоцентрической, т.е. Солнце в центре. (от греческого слова ГЕЛИОС – солнце).
Галилео Галилей, итальянский физик и астроном, впервые направивший в небо телескоп, подтвердил предположения Коперника.
В России учение Коперника поддержал Михаил Васильевич Ломоносов, который наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца и открыл у нее атмосферу.
В настоящее время Гелиоцентрическая система строения Солнечной системы признана учеными всего мира. К известным в древности пяти планетам добавили еще три. Почти все планеты имеют свои спутники. Кроме планет и их спутников в Солнечной системе движется множество небесных тел, которые представляют интерес для современной науки.
1.2 Солнечная система
Солнечная система – это совокупность планет, вращающихся вокруг Солнца. В состав Солнечной системы входят планеты и их спутники, астероиды, кометы и огромное количество метеорных элементов.
Наша планета с огромной скоростью вращается вокруг Солнца. Точно так же вокруг Солнца вращаются и другие небесные тела: планеты, их спутники, кометы, астероиды. Всё вместе это называется Солнечной системой. Солнце - звезда, она находится в центре всей этой системы. Солнце силой своего притяжения удерживает космические тела на своих орбитах. (Приложение 1)
Планет в нашей Солнечной системе 8. Почти у всех планет есть спутники. Пока их не обнаружили только у Венеры и Меркурия. Между Марсом и Юпитером обращается множество астероидов - так называются малые планеты. Вокруг Солнца носятся и кометы - небольшие небесные тела, окружённые газовым облаком с очень эффектным светящимся хвостом. Вокруг Солнца вращается ещё и несчётное количество других небесных тел размером от крошечной песчинки до огромной каменной глыбы. В свою очередь, Солнце со всеми планетами, спутниками и другими небесными телами вращается вокруг центра Галактики.
1.3 Солнце
Солнце - это огромный раскалённый шар, который состоит из газов - водорода и гелия. Солнце - это самый большой объект Солнечной системы. Для астрономов это обыкновенная звезда не самых крупных размеров: такие звёзды у них называются жёлтыми карликами. В нашей Галактике их больше 100 миллионов. Но для нас с вами Солнце - это источник света и тепла. Именно благодаря солнечной энергии на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры. Даже вся энергия, которая заключена в полезных ископаемых - нефти, угле, торфе, газе, тоже когда-то была получена из солнечных лучей.
Солнце светит в небе уже 6 млрд лет. И за это время оно не израсходовало и половины своих запасов. Неровная поверхность Солнца находится в постоянном движении, вся она бурлит.
Внутри Солнца расположено ядро, а снаружи - корона, лучистый ореол, который можно разглядеть только во время солнечных затмений.
На Солнце есть пятна. Они огромны, размеры некоторых из них превышают размеры земного шара.
Множество интересных процессов наблюдают на Солнце учёные, устанавливая на своих телескопах специальные солнечные фильтры. Смотреть на него даже в обычный бинокль крайне опасно. Можно сильно испортить зрение. Вспомним, что даже с помощью обычной лупы солнечным лучом можно разжечь огонь, а ведь стёкла бинокля соберут гораздо больше света.
1.4 Планеты
«Планета» в переводе с греческого языка означает «блуждающая звезда». Древние астрономы заметили, что не все небесные тела занимают на небосклоне определённое положение. Некоторые небесные тела движутся по звёздному небу, блуждают среди звёзд. Происходит это потому, что планеты вращаются вокруг Солнца.
В Солнечной системе 8 планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и, конечно, Земля. Все они различаются размерами, удалённостью от Солнца, условиями, которые сложились на их поверхности. И у каждой из них своя орбита. Так называется путь, по которому планеты обращаются вокруг Солнца, - оно удерживает их силой своего притяжения. Все планеты движутся по определённым законам, которые были открыты немецким учёным Иоганном Кеплером в XVII в. Планеты, в свою очередь, удерживают вокруг себя спутники. Их нет только у Венеры и Меркурия.
В отличие от звёзд, которые мерцают, планеты светят ровно. Они не излучают света, а, наоборот, согреваются светом звёзд. Поэтому отличить планету от звезды на небе очень просто. Это научились делать ещё в глубокой древности. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн были открыты много веков назад, ведь они прекрасно видны с Земли невооружённым глазом. Человечеству пришлось много веков ждать изобретения телескопа, после чего в 1781 г. была открыта новая планета. Продолжая традиции астрономов прошлого, её назвали Уран, в честь древнегреческого бога неба.
Через 100 лет открыли ещё одну планету, названную Нептун. Впервые в истории астрономии учёные смогли обнаружить новое небесное тело благодаря математическим вычислениям, а не наблюдениям за звёздным небом.
1.4.1 Плaнeты Зeмнoй гpуппы
Плaнeтa зeмнoгo типa – нeбecнoe тeлo, пpeдcтaвлeннoe cиликaтными пopoдaми или мeтaллoм, и oблaдaeт твepдым пoвepxнocтным cлoeм. Этo глaвнoe oтличиe oт гaзoвыx гигaнтoв, нaпoлнeнныx гaзaми. Tepмин взят oт лaтинcкoгo cлoвa «Terra», чтo пepeвoдитcя кaк «Зeмля».
Планеты, относящиеся к земной группе, - Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля - один).
Меркурий – ближайшая к солнцу планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 суток, в то время как Земля за 365. На Меркурии нет атмосферы и воды. Температура поверхности планеты от минус 173 до плюс 427 градусов Цельсия. Поверхность Меркурия почти однородно серая. Планета, находящаяся так близко к Солнцу и, имеющая такие маленькие размеры, как Меркурий, не в состоянии удержать вокруг себя какую-либо атмосферу. У него нет даже защитного магнитного поля, чтобы защитить себя от беспощадного солнечного ветра. Большие залежи льда на северном полюсе планеты, которые находятся глубоко в тени кратеров, образовались, видимо, в результате столкновения с кометой.
Венера – вторая планета от Солнца, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой». Температура поверхности – 464 градуса Цельсия. Её атмосфера состоит из углекислого газа. (углекислый газ составляет 96,4% атмосферы) и серной кислоты. Венера это - настоящий ад. Сернокислые облака скрывают раскаленную поверхность планеты. Космические аппараты, первыми достигшие поверхности Венеры, были раздавлены чудовищным атмосферным давлением (оно примерно в 100 раз больше земного). При этом Венера – близнец Земли. Ее масса незначительно меньше, а состав идентичен земному. И, если бы не близость к Солнцу, которое сильно разогревает планету и, испарившаяся из-за этого вода, то на Венере, так же могла зародиться жизнь, как и на Земле.
Земля– третья от Солнца планета. Это единственная известная планета, покрытая водой, с озоновым слоем и жизнью. Земля покрыта пышной растительностью. Никто так и не может объяснить, почему именно на Земле зародилась жизнь! Это наша планета – наш дом! Большая масса Земли позволяет ей удерживать вокруг себя атмосферу. Днем облака и воздух защищают Землю от чрезмерного нагревания, а ночью не дают ей сильно остыть. Период обращения Земли вокруг Солнца 365,26 суток.
Основную часть атмосферы составляют азот (78,08%) и кислород (20,95%). Положение Земли относительно Солнца уникально: вода здесь может находиться в жидком состоянии. На других планетах она либо испарилась, либо замерзла. Более 70% Земли покрыто водоемами. Атмосфера Земли из космоса выглядит очень тонкой. Если представить Землю в виде яблока, то атмосфера Земли не толще яблочной кожуры. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы, защищает Землю от ультрафиолетового излучения. Без озонового слоя жизнь на Земле смогла существовать лишь в океане. Магнитное поле защищает Землю от смертельной радиации Солнца. Изменение освещенности полушарий из-за обращения Земли вокруг Солнца, вызывает смену времен года.
Земля имеет 1 спутник – Луна, который играет очень важную роль в регулировании климата на планете, она управляет приливами и отливами. Это единственное небесное тело в Солнечной системе, где побывал человек. Луна покрыта лунной пылью, которая образуется из-за постоянного столкновения микрометеоритов с ее поверхностью. От бомбардировки Луны крупными метеоритами образуются многочисленные кратеры.
Марс- четвертая планета от Солнца. Поверхность планеты содержит много железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Температура поверхности от – 140 до + 20 градусов Цельсия. Марс обладает атмосферой, хотя она почти полностью состоит из углекислого газа. Состав атмосферы: углекислый газ 95,3%, азот – 2,7%, аргон- - 1,6%. Это планета с ледяными шапками, гигантскими вулканами, облаками и пылевыми бурями. Там есть следы древних рек.Сходство планеты с Землей растет. Солнце восходит каждые 24 часа, как и на Земле. На Марсе находится самая высокая гора Солнечной системы – Олимп. Ее высота 27 км.
1.4.2 Планеты-гиганты - самые крупные тела Солнечной системы
Планеты-гиганты - самые большие тела Солнечной системы после Солнца: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они располагаются за Главным поясом астероидов и поэтому их ещё называют "внешними" планетами.
Юпитер – пятая планета от Солнца. Имеет цветастую атмосферу. Самая большая планета по объему. Он превосходит Землю в объеме в 1320 раз. Температура минус 140 градусов Цельсия. Атмосфера состоит в основном из водорода (96%) и гелия (3%). Юпитер имеет сильное магнитное поле (оно в 15 раз мощнее земного).У Юпитера на сегодняшний день известно 67 спутников. Четыре из них открыл итальянский ученый Галилео Галилей. Это – Ганимед, Каллисто, Ио и Европа. Этим четырем спутникам присвоено название Галилеевые. Они самые большие спутники Юпитера.
Сатурн - шестая планета от Солнца. Вторая по величине планета Солнечной системы. Ее диаметр в 10 раз больше диаметра Земли. Атмосфера в основном состоит из водорода (96%) и гелия(3%). Сатурн опоясан системой широких колец, состоящих из обломков льда и камней. В зависимости от положения планеты к наблюдателю, кольца либо видны, то исчезают из виду.
У Сатурна 62 известных спутника. Самый крупный из них – Титан. Единственный спутник планет газовых гигантов, на который садился исследовательский зон. По величине он второй в Солнечной системе. Титан превосходит по размерам Меркурий.
Уран– седьмая планета от Солнца, расположенная в 19 раз дальше Земли. Температура поверхности от минус 214 до минус 205 градусов Цельсия. Состав атмосферы: водород (83%), гелий (15%), также метан, этан. У планеты 27 спутников.
Уран стал первой из открытых планет, неизвестных древним ученым.
Нептун - восьмая, самая далекая от Солнца планета. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 223 – минус 220 градусов. Атмосфера, аналогична атмосфере Урана – водород, гелий, метан, этан. У Плутона известно 14 спутников. Крупнейший спутник – Тритон.
1.4.3 Плутон и карликовые планеты
Плутон - считался девятой планетой Солнечной системы с момента открытия в 1930 году до 2006 года. Сверххолодный шар из обледенелой породы, очень маленький – гораздо меньше Луны. Его диаметр всего 2300 км. Плутон настолько удален от Солнца, что оно здесь кажется далекой яркой звездой.
Карликовые планеты. Тело называется карликовой планетой, если:
-вращается по орбите вокруг звезды и не является спутником другой планеты;
-имеет достаточную массу, чтобы обрести округлую форму;
-не может расчистить свою орбиту от других объектов.
Карликовые планеты занимают промежуточное положение в классификации между планетами и астероидами. На данный момент в Солнечной системе есть 5 карликовых планет: Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке и Эрида. Но считается, что по мере исследований число может достичь примерно 200.
На краю Солнечной системы находится кольцо ледяного мусора. В этом кольце учеными открыто множество объектов. Все эти объекты никак не могли быть планетами. Они получили название карликовые планеты. По всем характеристикам Плутон подходил именно к ним. Плутон, по мнению ученых, скорее всего крупный элемент этого ледяного пояса. 30 июня 2006 года комитет по определению понятия «планета» Международного астрономического союза собрался в Париже. Комитет пришел к решению: понизить статус Плутона до Карликовой планеты. Плутон вошел в семью карликовых планет, которая насчитывала четыре члена: Цереру, Хаумеа, Макемаке и Эриду.
Солнечная система состоит не только из Солнца и планет, вращающихся вокруг него. Есть ещё и сотни тысяч астероидов. Так называют небесные тела, вращающиеся около звезды, но из-за малости размеров имеющие несферическую форму. Обычно к астероидам относят только те объекты, чей линейный размер превышает 30 м – меньшие тела именуются метеороидами.
Большинство астероидов Солнечной системы располагается в нескольких областях. Одна из них и называется поясом астероидов, или главным поясом астероидов. Помимо этого крупными скоплениями являются:
Первые астероиды пояса были обнаружены астрономами еще вначале XIX века. Сегодня, пояс астероидов известен астрономам, как одно из крупнейших скоплений космических объектов, находящихся в Солнечной системе. Для многих ученых он представляет изрядный научный интерес.
Главный пояс располагается между Марсом и Юпитером. Радиус орбит большинства астероидов составляет 2,06-3,27 а.е. В этом интервале расположено более 93% астероидов
На 2021 год известно более 300 тысяч астероидов, образующих этот пояс, а общее их количество может превышать несколько миллионов. Однако из-за большой протяженности пояса они находятся друг от друга на огромном расстоянии. Ни один космический аппарат, проходивший через этот пояс, ни разу не столкнулся с каким-нибудь объектом. Более того, вероятность такого столкновения или даже случайного сближения зонда с астероидом меньше одной миллиардной. Крупнейшие образования пояса астероидов названы в честь римских божеств: Церера, Веста, Паллада и Гигея.
Суммарная масса всех небесных тел в главном поясе оценивается в 3,4•1021 кг, что в 1600 раз меньше массы Земли.
Все астероиды можно разделить на несколько больших групп, или спектральных классов. Крупнейшими из них являются:
Глава 2. Создание модели Солнечной системы.
Мы познакомились со строением Солнечной системы. Познакомились с каждой планетой Солнечной системы.
Используя полученные знания, можно сделать макет Солнечной системы, чтобы нагляднее представлять ее строение, лучше запомнить название и порядок расположения планет. Таким образом, мы подтвердим гипотезу. В своей работе мне хотелось бы более наглядно показать, как выглядит наша Солнечная система.
1. Для работы мне понадобились различные материалы: клей, картонная бумага, краски, цветная бумага.
2. Для начала я вырезала диски различных диаметров из картонной бумаги, которые я скрепила между собой, имитируя орбиты планет. Эти диски я сделала подвижными, для того чтобы можно было показать движение планет по орбитам.
3. Следующий этап: покраска дисков в темные света, для имитации космоса и приклеела звезды к модели.
4. Создание планет. Соблюдая пропорции и учитывая размеры планет, из подручных материалов сделала, разукрасила и распределила планеты в соответственном порядке.
5. По середине поместила яркий, желтый шар- это солнце.
Модель Солнечной системы готова. На модели можно увидеть в каком порядке расположены планеты относительно Солнца, как выглядит каждая из планет. Какого размера примерно каждая из них, относительно солнца и друг друга. (Приложение 2)
Заключение
Солнечная система существует много миллиардов лет. Она не освоена человеком даже на миллионную часть. Она скрывает в себе много интересного, неизвестного.
Мы «побывали» на всех планетах Солнечной системы. Возраст Солнечной системы 4,5 – 5 млрд. лет. Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.
Наша гипотеза подтвердилась: Солнечная система уникальна.
Наши исследования помогли получить дополнительные практические знания, а также стали стимулом для моей дальнейшей исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Беков, А. П. Атлас планет и объектов строения нашей Солнечной системы. Фундаментальная наука [Текст] / А.П. Беков. - М.: Грааль, 2013. - 760 c.
2. Беков, А. П. Земля - 9-ая планета нашей Солнечной системы. Книга 1 [Текст] / А.П. Беков. - М.: Грааль, 2016. - 312 c.
3. Рассел, Джесси История открытия планет и спутников Солнечной системы [Текст] / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 118 c.
4. Халезов, Ю. В. Планеты и эволюция звезд. Новая гипотеза происхождения Солнечной системы [Текст] / Ю.В. Халезов. - М.: Едиториал УРСС, 2013. - 112 c.
5. Интернет ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Слайд 1
Выполнила : Костомарова Анна, 7 класс Наставник: Дроздова Мария Валерьевна учитель физики Солнечная системаСлайд 2
Актуальностью выбранной темы является то, что во время научно-технического прогресса, когда появляются новые возможности для изучения Космоса, Солнечной системы, планет, интерес к изучению Космоса неуклонно возрастает.
Слайд 3
Задачи работы: и зучить информацию, научную литературу в книгах, в сети Интернет о Солнечной системе; расширить знания о космосе и Солнечной системе, рассказать одноклассникам и друзьям о том, что узнал, заинтересовать их этим вопросом; сделать макет солнечной системы; защитить проект.
Слайд 5
Солнечная система – это совокупность планет, вращающихся вокруг Солнца.
Слайд 8
А стероиды
Слайд 9
Практическая часть Создание макета Солнечной системы
Слайд 11
Заключение Солнечная система существует много миллиардов лет. Она не освоена человеком даже на миллионную часть. Она скрывает в себе много интересного, неизвестного. Наши исследования помогли получить дополнительные практические знания, а также стали стимулом для моей дальнейшей исследовательской деятельности.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Сказка об одной Тайне
А теперь — мультфильм
Свинья под дубом
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Рождественские подарки от Метелицы