История Великой Отечественной войны – главенствующая основа формирования и восстановления в обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны.
Каждый человек должен знать не только историю своей страны, героев Великой Отечественной войны, но и тех людей, которые совершали геройские поступки, обеспечивая фронт всем необходимым, т.е. были надёжным тылом в трудные для страны годы.
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/d/2UEcpElRSqe1yw | 57.62 КБ |
Государственное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
«Школа-интернат №1»
Проект
«Подвиг ученых во время ВОВ 1941-1945годов.
Как ученые спасали жизни людей в блокадном Ленинграде»
«Великая Отечественная война
проходила не только на фронтах,
но также и в тиши лабораторий.
Это была еще и война интеллектов.
И мы победили в этой войне!»
Андрей Заброддский,
академик,
директор Физико-технического
института имени Иоффе.
Руководитель проекта: воспитатель 2 кл. Ногерова Асиат Магомедовна;
Ссылка на презентацию на Яндекс диске:
https://disk.yandex.ru/d/2UEcpElRSqe1yw
г. Нальчик. 2021г.
Аннотация:
Великая Отечественная война для многих поколений россиян неразрывно связана с исторической памятью народа и напрямую касается духовных и моральных устоев нашего общества. Память о ВОВ составляет основной стержень национального духа, общности и сплоченности людей разных поколений и гордости за страну.
История Великой Отечественной войны – главенствующая основа формирования и восстановления в обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны.
Каждый человек должен знать не только историю своей страны, героев Великой Отечественной войны, но и тех людей, которые совершали геройские поступки, обеспечивая фронт всем необходимым, т.е. были надёжным тылом в трудные для страны годы.
Участники проекта: учащийся 2 кл Занкишиев Дамир, Пашкова Ясмира.
Руководитель: воспитатель Ногерова А.М
Направление проекта: патриотическое воспитание
Предмет проекта: Изобретения ученных, спасавшие жизни людей в блокадном Ленинграде.
Тип проекта:
СЛ.3. Актуальность проекта: Сегодня школьники мало знают о подвигах ученых в годы войны, которые своей работой приближали победу над фашизмом.
Работа направлена на повышение интереса к героизму людей науки. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя. Нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Красной Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом и на помощь мирному населению в суровые годы войны.
В этом проекте мы решили рассказать о мужестве и героизме ученных в блокадном Ленинграде, самоотверженный труд которых помогал людям выживать в условиях блокады и голода.
Считаем, что через информационный проект можно воспитывать в подрастающем поколении патриотизм, чувство гордости за достижения отечественной науки и народа, воспитывать волю к победе на исторических примерах. Это одна из главных целей проекта.
Цели проекта: СЛ.4.
Задачи проекта.
Основная цель проекта: показать своим одноклассникам, что герои были не только среди солдат, сражавшихся на войне, но и в тылу, среди мирного народа. Показать этот героизм на примере самоотверженного труда ленинградских ученых.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
2. Исследовательский:
3. Заключительный (обобщающий) - практическая работа:
Представление проекта. СЛ.5.
Пролог:
Не только на полях сражений
Мы выиграли ту войну
И кровью павших поколений
Отмыли дочиста страну
Нет… в запыленных кабинетах,
Ломая сердце и глаза,
Без пищи… без воды… без света….
Ученый-воин бил врага.
И что никто не смеет силой
Нас уложить во тьму могил.
Смотри! Великая Россия!
Ученый-воин… ПОБЕДИЛ!!!
СЛ.6. 9 мая 2021 года исполнится 76 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны выстоял в борьбе и победил.
На разгром врага, на Великую Победу работала вся страна: не только воины, но и люди в тылу: рабочие, колхозники и ученые тоже.
СЛ.7. Наша наука во время войны - это тяжёлый и длительный труд тысяч учёных в условиях смертельной опасности, на пределе физических и духовных сил, очень часто в условиях холода и голода.
Одна из трагических страниц войны – героическое сопротивление блокадного Ленинграда и труд ленинградских ученых, который спасал жизни мирного населения города и помогал воинам Советской армии.
Мы захотели узнать больше о работе ленинградских ученых во время войны. Чтобы показать своим одноклассникам, что герои были не только среди солдат, сражавшихся на войне, но и в тылу, среди мирного народа.
СЛ.8. Когда началась Великая Отечественная война, ленинградские ученые переключили все свои усилия на оборону страны. 5 июля в газете «Ленинградская правда» было опубликовано обращение к ленинградским ученым, где было сказано: «Давайте разрабатывать только те темы, которые необходимы в деле обороны страны. Которые принесут быструю реальную помощь фронту с тем истинным энтузиазмом, на который способны советские ученые».
А 8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. Враг окружил город со всех сторон и перекрыл все пути доставки пищи для населения.
Переработка промышленной целлюлозы в пищевую. СЛ.9.
К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и ее почти невозможно было завозить в город. В городе начался голод.
И здесь важная роль была у ленинградских ученых в обеспечении города продовольствием.
СЛ.10. В Ленинграде было огромное количество целлюлозы. Ее используют в производстве бумаги. Целлюлозу есть нельзя. Поэтому Лесотехнической академии и Институту гидролизной промышленности была поставлена задача - эти десятки тонн целлюлозы нужно сделать съедобными, чтобы можно было добавлять в хлеб. 15 тысяч тонн пищевой целлюлозы было произведено в городе и это пошло в хлеб.
СЛ.11. К, сожалению, переработанная целлюлоза не имела питательной ценности, хоть и использовалась в качестве пищевой добавки в хлеб.
Но мало придумать процесс. Надо было построить установки, которые будут перегонять целлюлозу. И инженеры Лесотехнической академии и Института гидролизной промышленности, уже сами, умирая фактически от голода, к ноябрю 1941 года, построили гидролизные установки, которые делали целлюлозу съедобной для человека.
В обычных условиях, когда не было голода, использовать целлюлозу в хлебопечении никому не пришло бы на ум, но в осажденном городе другого выхода не было.
Рецептов блокадного хлеба в Ленинграде разработали более десятка. И в этих рецептах особое место отводилось пищевой целлюлозе - добавке, без которой блокадного хлеба было бы еще меньше. Норма блокадного хлеба на человека была 125 грамм и часть этого хлеба составляла целлюлоза.
В общей сложности за время блокады в Ленинграде произвели 15 000 т пищевой целлюлозы. Сама по себе целлюлоза практически не усваивалась организмом, но, добавленная в хлеб, она позволяла его выпечь гораздо больше и хоть чуть-чуть снизить муки голода.
Работа Всесоюзного Научно-исследовательского витаминного института
СЛ.12. После первой блокадной зимы люди были настолько истощенны голодом, что собирали и ели любые растения, которые появились с приходом весны. Часто люди даже не знали какие растения они собирают, и съедали ядовитые растения, которые тоже росли в садах и на улицах Ленинграда.
СЛ.13. Поэтому сотрудники Всесоюзного Научно-исследовательского витаминного института стали проводить лекции на радио. Они объясняли населению, какие растения можно собирать, а какие растения ядовитые и опасны для человека. Выпускались книжки для населения: какую еду можно приготовить из дикорастущих растений, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе.
Совместно с Ботаническим садом Академией Наук СССР были отобраны наиболее ценные растения – лебеда, крапива, одуванчик и другие и разработаны способы их консервирования.
Каждый ученый считал делом своей чести и долга сделать все, что в его силах, чтобы помочь выживать людям.
Разработка витаминов против цинги. СЛ.14.
Из-за скудного питания и нехватки витаминов могла развиться цинга, куриная слепота, дистрофия. Это очень опасные и часто смертельные болезни.
В первую очередь необходимо было предупредить возникновение цинги.
Эту задачу поручили группе химиков, биохимиков и инженеров под руководством Алексея Дмитриевича Беззубова.
СЛ.15. Вот что писал в своих воспоминаниях Алексей Дмитриевич Беззубов:
«Я понимал, что, кроме голода, людей ожидал еще один страшный враг, о котором не было сказано ни слова, - цинга.
Я же во время первой мировой войны сам переболел цингой и потерял половину зубов. Ведь в ту войну погибло от цинги людей больше, чем от пуль и снарядов. У себя в витаминном институте я рассказал директору - профессору А.А. Шмидту о совещании и поделился своими опасениями. Он тоже был знаком с цингой - как врач лечил ее во время войны 1914–1918 гг. Профессор А.А. Шмидт полностью со мной согласился, и мы решили немедленно приступать к разработке препарата, содержащего витамин С. Его жизненная необходимость в условиях блокадного города не вызывала у нас ни малейшего сомнения».
Ученые опасались, что цинга могла парализовать боеспособность армии и нанести непоправимый вред жителям Ленинграда, ведь болезнь сопровождается нервными расстройствами, потерей мышечной и физической силы, быстрой утомляемостью инфекционными заболеваниями.
Экстракт хвои. СЛ.16.
Наиболее доступным и легким способом получения лекарства от цинги стала хвоя вечнозеленых деревьев (пихты, сосны, ели), в виде водного настоя. Еще в 18 веке в России еловые лапы использовали для лечения этой болезни и даже закупали в аптеки Европы.
Опираясь на архивные материалы, исследователи витаминного института изобрели препарат – экстракт хвои.
Процесс изготовления экстракта был несложным: ветки сортировали, мыли, отделяли хвою от древесины, снова мыли и растирали. Затем извлекали витамин С, обрабатывая размятую хвою раствором уксусной или лимонной кислоты. Получался зеленоватый кисленький напиток. Его процеживали и расфасовывали в бутылки или бочки.
Для поддержания необходимого уровня витамина С в организме каждому жителю города полагалось употреблять по 100–200 миллилитров хвойного настоя в день.
СЛ.17. Уже к концу ноября 1941 года были организованы «хвойные установки» в больницах и на предприятиях города, а также выпускались инструкции для приготовления препарата в домашних условиях. Огромному городу требовалось в день более двух миллионов доз напитка.
И ученым Витаминного института удалось организовать производство хвойного настоя и других витаминных препаратов в промышленном масштабе и снабжать им жителей города и воинов – защитников Ленинграда.
Для гражданского населения был организован выпуск хвои в пакетах. Эти пакеты распространяли среди жителей через аптеки. Пакеты содержали инструкцию, как приготовить настой в домашних условиях, разработанную также в Витаминном институте. Кроме того, об этом постоянно говорили по ленинградскому радио.
Благодаря этому удалось избежать катастрофических последствий, которые могла бы иметь нехватка витаминов.
После войны Алексей Дмитриевич Беззубов и его коллега профессор Александр Шмидт были награждены Сталинской премией за разработку промышленного синтеза витамина C.
Практическая часть СЛ.18….
1.Взять за основу рецепт приготовления хвойного настоя в домашних условиях.
2. Собрать молодые хвойные лапки.
3. Нащипать 35-50 гр (для одного человека) хвойных игл, обмыть кипяченной холодной водой. Растереть или растолочь в деревянной или стеклянной посуде. Для обработки хвои нельзя применять железные, медные предметы (ножи, ножницы, мясорубку) и металлическую посуду. Металл разрушает витамин С.
4. Растертую хвою поместить в стеклянную посуду, сразу же залить одним стаканом теплой кипяченной воды и плотно накрыть крышкой. В целях ускорения выделения витамина С, воду подкисляют (на 1 стакан воды берется полчайной ложки следующих кислот: лимонная, винокаменная, соляная или 2 чайной ложки уксуса).
Настой выдерживают в течении 2-3 часов, в прохладном затемненном месте.
5. После выдержки настой процедить через вату или марлю. Хвою отжать.
6. Настой по желанию подсластить сахаром или медом.
7. Хранить хвойный настой больше двух дней не рекомендуется. Температура не должна превышать +10 градусов.
Выводы:
Ученые блокадного Ленинграда не только помогали людям выживать и бороться с врагом, они помогли одержать Великую Победу.
Память об их бескорыстном труде, благородстве, их высоком нравственном облике вписана золотыми буквами в историю нашей великой страны и ее гордого и храброго народа.
Интернет-ресурсы:
https://цифровая-история.рф/index.php/stati/1769-podvig-leningradskikh-uchenykh-vo-vremya-blokady
http://lyubarev.narod.ru/science/VNIVI/war.htm Витаминный институт в годы Великой Отечественной войны
http://pomniblokadu.ru/news/15347992
https://www.oper.ru/video/view.php?t=3269 Лекция Б.Иринчеева «Про ученых блокадного Ленинграда»
http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/3954/ Как люди выживали во время блокады Ленинграда.
https://polit.info/484863-kak-golodayushikh-leningradcev-biokhimiki-spasali-ot-cingi-i-distrofii Как голодающих ленинградцев биохимики спасали от цинги и дистрофии.
https://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/vita_blokada.htm Витамины для блокадного Ленинграда.
Гладких П. Ф. Здравоохранение и военная медицина в битве за Ленинград глазами историка и очевидцев: 1941–1944 гг. СПб., 2006
Н. Рейнов “ Физики – учителя и друзья”
Солнечная система. Взгляд со стороны
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Есть в осени первоначальной...
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Распускающиеся бумажные цветы на воде