Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество на максимум.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vliyanie_shahmat_na_uspevaemost_v_shkole.docx | 80.66 КБ |
Давным-давно, 2000лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил один очень могучий, сильный и богатый шах.
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы и непобедимые слоны.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Приказал он созвать ему всех великих мудрецов да чародеев и наказал им придумать царскую забаву чтобы не грустилось. В назначенное время грозный владыка вновь созвал к себе всех мудрецов и спросил с них, что они придумали.
Достал самый старый из мудрецов деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Посмотрел внимательнее царь и увидел в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Объяснил мудрец шаху правила игры и они начали сражение. И понял индийский правитель, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. И так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» На этом сражение заканчивалось. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество на максимум.
При игре в шахматы развивается:
Логика – вы ограничены доской и фигурами, а действовать нужно эффективно, поскольку вы играете с противником, преследующим такую же цель. Не только знание множества шахматных комбинаций, но и умение их применять и видоизменять в зависимости от ситуации.
Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий.
Память - чтобы преуспеть в этом виде спорта, надо изучать различные тактики и комбинации, учиться применять их на практике. Ученикам приходится усваивать большое количество материала. Поэтому, способствует развитию навыков обработки информации. Благодаря этому шахматистам легче дается учеба в школе, так как зрительное восприятие у них улучшается в разы.
Внимание - стоит немного отвлечься, упустить важную деталь, и даже весомое преимущество перед соперником может обернуться собственным поражением.
Повышает обучаемость - никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии.
Среди детей, которые не умеют играть в шахматы - 58% учатся на 4 и 5, 4% - отличники и 38% - учатся на 3;
Среди детей, которые умеют играть в шахматы, но тренируются редко - 61% учатся на 4 и 5, 7% - отличники и 32% - на 3;
Среди детей, которые занимаются шахматами 2-3 раза в неделю - 75% учатся на 4 и 5, 12% - отличники и лишь 13% - на 3.
По диаграммам видно, что дети, занимающиеся шахматами на профессиональном уровне (2 и более раза в неделю) учатся на «хорошо» и «отлично» на 21% больше по сравнению с детьми, которые умеют играть, но играют очень редко. И на 25% больше детей учатся на «хорошо» и «отлично», играющие профессионально, по сравнению с детьми, не играющими совсем.
Из анкеты был проанализирован еще один вопрос: «Какой предмет в школе тебе нравится больше всего?»
Подсчет данных показал:
на 1-ом месте математика – 54%;
на 2-ом месте физкультура – 16%;
на 3-м месте русский язык – 12%.
Игра в шахматы помогает нам учащимся:
Дисциплинирует - мы становимся усидчивее;
Развивает логическое мышление;
Шахматы учат просчитывать и планировать свои действия не только на шахматной доске, но и в учёбе.
Анализировать те ситуации, в которых можно оказаться в силу тех или иных причин. Умение быстро принять правильное решение и нести ответственность за него.
Шахматы приравниваются к спорту и носят соревновательный характер, поэтому учит правильно относиться к победам и достойно принимать поражения.
Учащиеся нашего Лицея, которые занимаются шахматами на профессиональном уровне, учатся на «хорошо» и «отлично».
Среди них хочется отметить таких ребят, как:
Андреев Александр, Андреев Андрей, Дылдина Настя, Лаптев Антон, Лопух Роман, Медведев Александр, Сырхаев Дмитрий, Чекалин Максим.
Ребята, занимающиеся в шахматном клубе СК «Арена-Истра», участвуют не только в районных, но и областных соревнованиях. Среди них есть даже призёры Первенства Московской области.
Игра в шахматы помогает в учёбе. Научиться игре можно посещая шахматный клуб или занимаясь дома самостоятельно. Век компьютерных технологий позволяет это делать.
Приглашаю Вас посетить и записаться в шахматный клуб в СК «Арена-Истра», в котором я сам тренируюсь! Вас всегда ждут и будут очень рады! Ведь регулярные тренировки игры в шахматы развивают мышление, а это способствует повышению успеваемости в школе!
Использованная литература:
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Акварельные гвоздики
Подарок
Яблоко
Для чего нужна астрономия?