Девиантное поведение имеет многообразные формы проявления, начиная от незначительных проступков и заканчивая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и заканчивая социальными причинами. Расслоение общества, ухудшение материального положения большей части населения, сокращение сферы досуга молодежи, способствует росту негативных тенденций в поведении личности.
Важнейшей составляющей профилактики девиантного поведения обучающихся является создание благоприятных педагогических условий, а также методически грамотное использование специально подобранных средств физической культуры и спорта.
Главная цель организации физкультурно-спортивной работы заключается в отвлечении молодых людей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении их в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_diviantnosti.docx | 26.07 КБ |
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выполнил: студент группы 2ТМ
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Болдырев Роман.
Руководитель: Болдырева Т.В.,
преподаватель физической культуры
Цель: экспериментально проверить эффективность применения средств физической культуры и спорта в профилактике вредных привычек и девиантного поведения обучающихся, определить условия их рационального использования.
Задачи:
1.Анализ информационных источников по теме работы.
2.Всестороннее изучение физических и нравственных качеств обучающихся с девиантным поведением.
3.Оформление материалов по теме исследовательской работы.
4.Систематизация и анализ материалов.
Актуальность:
Психолого-педагогические исследования подтверждают, что адаптация подрастающего поколения в современных условиях к реальной жизни протекает неоднозначно. В силу объективных и субъективных обстоятельств и условий жизни современная молодежь дезадаптирована к реалиям нынешнего времени, как правило, все это приводит к проявлению агрессии, жестокости, конфликтам, токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушениям и преступлениям, т.е. девиантному поведению.
Девиантное поведение имеет многообразные формы проявления, начиная от незначительных проступков и заканчивая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и заканчивая социальными причинами. Расслоение общества, ухудшение материального положения большей части населения, сокращение сферы досуга молодежи, способствует росту негативных тенденций в поведении личности. Бездуховность, безнравственность, потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождает у многих молодых людей апатию, психическое напряжение, в результате чего растет преступность среди современной молодежи.
Профилактика девиантного поведения обусловлена многофакторностью и полифункциональностью развития негативных проявлений, таких как правонарушения, агрессивность, конфликты, вседозволенность, ценностная неопределенность. А так же развитием тревожных тенденций в молодежной среде: ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, рост числа употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества, совершивших преступления, попыток суицида. Решение этой актуальной проблемы требует применения комплексного подхода.
Важнейшей составляющей профилактики девиантного поведения обучающихся является создание благоприятных педагогических условий, а также методически грамотное использование специально подобранных средств физической культуры и спорта.
Гипотеза:
Важной составляющей в профилактике вредных привычек и девиантного поведения обучающихся является физкультурно-оздоровительная деятельность. В процессе занятий физической культурой и спортом возможно в противовес отрицательным качествам развивать честность и порядочность, нравственно-этические и эстетические качества, силу воли и целеустремленность, выдержку, решительность и смелость, настойчивость и упорство, уверенность в своих силах, волю к победе и стремление преодолевать жизненные трудности.
Содержание материала
Высокие темпы роста молодежной преступности наглядно показывают, что обучающиеся составляют наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный рост дает основание предполагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны, если не будут приняты меры по улучшению системы профилактики отклоняющегося поведения. Одним из важнейших направлений в профилактике дивиантного поведения и вредных привычек среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту учебы.
Главная цель организации физкультурно-спортивной работы заключается в отвлечении молодых людей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении их в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.
Однако по данным социологических исследований, большая часть обучающихся в образовательных организациях относятся к подготовительной или специальной медицинской группе, а в спортивных секциях занимаются не более 20% обучающихся. Весьма примечателен тот факт, что в ряде регионов, где профилактическая работа строится с акцентом на проведении физкультурно-массовых мероприятий, рост числа трудных подростков из года в год не увеличивается.
К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике вредных привычек и отклоняющего поведения, следует отнести:
Изложенные положения и анализ научной литературы позволили организовать данную исследовательскую работу.
Совместно с преподавателем физической культуры, психологом, медицинским работником и работником правоохранительных органов были исследованы и изучены особенности физического, психического и нравственного развития молодых людей 15-18 лет, относящихся к девиантным; выявлен оптимальный возраст, начиная с которого целесообразно проводить целенаправленную работу по профилактике девиантного поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта.
В эксперименте участвовали обучающиеся в возрасте 15-16 лет в количестве 10 человек, которые состоят на учете в ОДН.
Работа по профилактике вредных привычек и девиантного поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта строилась поэтапно в течение 3-х лет.
Начальный этап (сентябрь – декабрь 2018г.). Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях, проведение бесед, убеждений, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта.
Этап формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту (январь 2019 – февраль 2020). На данном этапе осуществлялся контроль над посещаемостью занятий спортивных секций, успеваемостью на уроках физической культуры, дисциплиной, выполнением поручений преподавателя физической культуры, привлечение «трудных» обучающихся к участию в соревнованиях, проведению судейства и т.д.
В ходе учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процессов применялся дифференцированный подход, т.е. подбор средств и методов занятий осуществлялся исходя из интересов и потребностей обучающихся. Преподаватель понятно и доступно излагал учебный материал, но осваивать его обучающиеся должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность. Усложнение упражнений, увеличение нагрузки проводилось постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности. В процессе занятий осуществлялся контроль над выполнением заданий, контроль дисциплиной, своевременно применялись методы принуждения, наказания, поощрения.
Дозирование физической нагрузки осуществлялось следующим образом: за счет увеличением и уменьшением общего времени (длительность) выполнения физического упражнения; введением более сложных и облегченных заданий; изменением правил игры и сменой ролей играющих; сокращением или увеличением дистанции, количества преодолеваемых препятствий; увеличением или уменьшением количества повторений.
Этап сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой и спортом (январь 2020 – март 2021). На данном этапе происходит совершенствование двигательных умений и навыков занимающихся с учетом эмоциональной и психической напряженности, участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительные мероприятиях различного уровня, контроль над деятельностью «трудных» обучающихся.
Особое значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах отводилось коррекции психоэмоционального состояния обучающихся. Для этого использовались следующие приемы:
Практическая значимость проведения исследовательской работы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что успеваемость «трудных» обучающихся стала заметно выше, у них отмечается увеличение физической подготовленности, улучшение состояния здоровья, функциональной готовности организма. Проведенный опрос показал, что многие юноши и девушки отмечают устойчивость умственной работоспособности, умение ценить и распределить время, настойчивость, целеустремленность. Они стали дисциплинированными и ответственными.
Активные занятия обучающихся в спортивных кружках и секциях не мешают основной учебе, а даже несколько повышают ее успеваемость. Это объясняется тем, что спортивные тренировки являются активным отдыхом от умственной работы, смена деятельности значительно повышает работоспособность.
Обучающиеся, относящиеся к «группе риска» убедились в пользе спорта на собственном примере. За время занятий у них укрепился иммунитет, они стали меньше болеть, выросла выносливость, уверенность в своих силах и возможностях, большая часть обучающихся решили отказаться от вредных привычек.
Таким образом, регулярные занятия физической культурой и спортом позволяют сформировать такие качества человека, как сознательное отношение к своему здоровью, стойкость и способность к борьбе с вредными привычками, нравственно-этические и эстетические качества, мотивационные установки, улучшить физические качества, а также умение проявлять морально-волевые усилия в процессе занятий физической культурой и спортом. Спорт делает человека сильным, здоровым, красивым, помогает воспитывать в себе замечательные качества личности, делает жизнь более яркой и насыщенной.
Библиографический список
1. Змановская, Е.В. Девиантология: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / 3-е изд., испр. и доп. - М.: изд. центр «Академия», 2006.
2. Кабачков, В.А., Петров, В.К., Куренцов, В.А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта [Текст]: науч. труды ВНИИФК 1997. - М., 1998.
3. Миннегалиев, М.М. Физическая культура и спорт как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних [Текст] / Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. научно-практич. конф. / Уфимский гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2009.
4. Миннегалиев, М.М. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.М. Миннегалиев. - Уфа, 2004.
5. Юричка, Ю.И., Юричка, А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения [Текст]: моногр. - М., 2001.
Как напиться обезьяне?
Финист - Ясный сокол
Л. Нечаев. Яма
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как нарисовать зайчика