. На сегодняшний день современная жизнь, здравоохранение, производство и другие сферы деятельности не обходятся без использования информационных технологий, поскольку каждая область нуждается в переработке большого количества информации и в информационном обслуживании. Самым оптимальным и универсальным средством для обработки информации считается компьютер, который используется как усилитель интеллектуальных человеческих способностей. Ни одна фирма, не представляет свою работу без компьютера и продвинутого программного обеспечения. Еще двадцать лет назад, компьютер считался роскошью, и увидеть его можно было крайне редко. Компьютерами пользовались только огромные предприятия.
Теперь же компьютер имеется в каждом доме, практически в каждой семье. Даже школьники выполняют свои домашние задания с помощью компьютера.
Можно сказать что ЭВМ – это величайшее достижение человечества.
По словам учёных и исследователей, в ближайшем будущем персональные компьютеры кардинально изменятся, так как уже сегодня ведутся разработки новейших технологий, которые ранее никогда не применялись. Примерно в 2020-2025 годах должны появиться молекулярные компьютеры, квантовые компьютеры, биокомпьютеры и оптические компьютеры. Компьютер будущего должен облегчить и упростить жизнь человека ещё в десятки раз!
Быстро растущий потенциал информационных технологий так же быстро сокращает издержки в сфере производства, при этом облегчает и улучшает уровень жизни, открывая новейшие возможности для людей. Так как новые информационные технологии проявляются в каждой сфере жизни, сегодня всё сложнее представить жизнь без них.
Вложение | Размер |
---|---|
profilnyy_kompyuternyy_klass_v_shkole.docx | 435.16 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Зеленоградска»
Исследовательский проект
на тему:
«Профильный компьютерный класс в школе»
Выполнил
Вергазов Алексей,
ученик 11 «А» класса
Руководитель
Ануфриева Е.А.,
учитель информатики
г. Зеленоградск,
2020 г.
Введение
Все мы прекрасно знаем, что в последние годы компьютер и компьютерная техника стали неотъемлемой частью нашей жизни. На сегодняшний день современная жизнь, здравоохранение, производство и другие сферы деятельности не обходятся без использования информационных технологий, поскольку каждая область нуждается в переработке большого количества информации и в информационном обслуживании. Самым оптимальным и универсальным средством для обработки информации считается компьютер, который используется как усилитель интеллектуальных человеческих способностей. Ни одна фирма, не представляет свою работу без компьютера и продвинутого программного обеспечения. Еще двадцать лет назад, компьютер считался роскошью, и увидеть его можно было крайне редко. Компьютерами пользовались только огромные предприятия.
Теперь же компьютер имеется в каждом доме, практически в каждой семье. Даже школьники выполняют свои домашние задания с помощью компьютера.
Можно сказать что ЭВМ – это величайшее достижение человечества.
По словам учёных и исследователей, в ближайшем будущем персональные компьютеры кардинально изменятся, так как уже сегодня ведутся разработки новейших технологий, которые ранее никогда не применялись. Примерно в 2020-2025 годах должны появиться молекулярные компьютеры, квантовые компьютеры, биокомпьютеры и оптические компьютеры. Компьютер будущего должен облегчить и упростить жизнь человека ещё в десятки раз!
Быстро растущий потенциал информационных технологий так же быстро сокращает издержки в сфере производства, при этом облегчает и улучшает уровень жизни, открывая новейшие возможности для людей. Так как новые информационные технологии проявляются в каждой сфере жизни, сегодня всё сложнее представить жизнь без них.
Актуальность моей работы в том, что значение информации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, что связано с изменением социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований. Развитие прогресса в науке и технике идет в направлении новых информационных технологий.
Проблема: Необходимость модернизации кабинета информатики в соответствии с современными требованиями.
Гипотеза: Создание профильного кабинета информатики позволит подготовить высококвалифицированных, обладающих глубокой подготовкой и необходимыми компетенциями выпускников школы, нацеленных на получение образования с фундаментальной вузовской подготовкой, отличающихся высоким уровнем естественнонаучной, информационно - математической и технологической подготовки.
Объект исследования – информационные технологии.
Предмет исследования – компьютер для профильного кабинета информатики
Цель работы: изучить историю развития информационных технологий: от технологий прошлого до технологий будущего. Предложить варианты обновления оборудования класса информатики.
Задачи:
Глава 1. От абака до компьютера.
Потребность в хранении, преобразовании и передачи информации у человека появилась значительно раньше, чем был создан телеграфный аппарат, первая телефонная станция и электронная вычислительная машина (ЭВМ). Фактически весь опыт, все знания, накопленные человечеством, так или иначе, способствовали появлению вычислительной техники. История создания ЭВМ — общее название электронных машин для выполнения вычислений — начинается далеко в прошлом и связана с развитием практически всех сторон жизни и деятельности человека. Сколько существует человеческая цивилизация, столько времени используется определенная автоматизация вычислений. История развития компьютерной техники насчитывает около пяти десятилетий. За это время сменилось несколько поколений ЭВМ. Каждое следующее поколение отличалось новыми элементами (электронные лампы, транзисторы, интегральные схемы), технология изготовления которых была принципиально иной. В настоящее время существует общепринятая классификация поколений ЭВМ.
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований социальных общественных отношений вследствие изменений в области обработки, сохранения и передачи информации.
Этапы развития компьютерной техники.
0 этап | Одним из первых устройств (V-IV вв. до н.э.), с которых, можно считать, началась история развития компьютеров, была специальная доска, названная впоследствии «абак». Вычисления на ней проводились перемещением костей или камней в углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости и тому подобное. В Греции абак существовал уже в V в. до н.э., у японцев он назывался «серобаян», у китайцев — «суанпань». В Древней Руси для счета применялось устройство, похожее на абак, — «дощаный счет». В XVII веке этот прибор принял вид привычных российских счетов. |
Первым созданным компьютером в истории человечества считается машина для подсчетов Блеза Паскаля, возникшая в 1642 году. Это был первый примитивный калькулятор, который помогал изобретателю слагать и вычитать. Для своего времени это было прогрессивное устройство, ведь ранее никаких попыток механизировать вычисления не было. Придуманный Паскалем "компьютер" назвали "Паскалина" и представлял он собой ящик с многочисленными шестернями. С помощью колесиков прибор позволял вводить числа от 0 до 9, а в верхней части корпуса, после ввода исходных данных, показывался результат. | |
В 1673 году Готфрид Вильгельм Лейбниц создал механическое счетное устройство (ступенчатый вычислитель Лейбница — калькулятор Лейбница), которое впервые не только складывало и вычитало, а еще умножало, делило и вычисляло квадратный корень. Впоследствии колесо Лейбница стало прототипом для массовых счетных приборов — арифмометров. | |
Английский математик Чарльз Бэббидж разработал устройство, которое не только выполняло арифметические действия, но и сразу же печатало результаты. В 1832 г. была построена десятикратно уменьшенная модель из двух тысяч латунных деталей, которая весила три тонны, но была способна выполнять арифметические операции с точностью до шестого знака после запятой и вычислять производные второго порядка. Эта вычислительная машина стала прообразом настоящих компьютеров, называлась она дифференциальной машиной. | |
Суммирующий аппарат с непрерывной передачей десятков создает российский математик и механик Пафнутий Львович Чебышев. В этом аппарате достигнута автоматизация выполнения всех арифметических действий. В 1881 году была создана приставка к суммирующему аппарату для умножения и деления. Принцип непрерывной передачи десятков широко использовался в различных счетчиках и вычислительных машинах. | |
Автоматизированная обработка данных появилась в конце прошлого века в США. Герман Холлерит создал устройство — Табулятор Холлерита — в котором информация, нанесенная на перфокарты, расшифровывалось электрическим током. | |
1 поколение | ламповые компьютеры Эпоху достаточно примитивных компьютеров прерывают первые ЭВМ, создание которых началось с 30-х годов на основе электронных ламп и реле. Это были громоздкие, неудобные в использовании, но прогрессивные для своего времени, компьютеры. Цена такого изобретения кусалась, поэтому позволить себе приобрести такую "штуку" могли только крупные корпорации и правительства некоторых стран. Кроме дороговизны, были у первых электронных компьютеров и другие недостатки: Большой электронный механизм требовал много электроэнергии и выделял много тепла. Программное обеспечение в компьютере практически отсутствовало. Количество команд, которые выполнял такой компьютер, было небольшим. Выполнение действий было медленным, крайне мало было оперативной памяти. Один из главных минусов ламповых компьютеров был как раз в этих самых лампах. Так как в одном устройстве их было порядка 15-30 тысяч, то, в случае поломки и необходимости замены, требовалось много времени и усилий, чтобы найти лампу и ее заменить. |
2 поколение | Появление транзисторов В 60-х годах произошел очередной виток в развитии - история компьютера перешла на второе поколение ЭВМ. Послужило этому изобретение транзистора – первого полупроводника, заменяющего электронную лампу. Габариты такого компьютера значительно уменьшились. Увеличилась производительность – от сотен тысяч до 1 млн. операций в секунду. Память компьютера составляла несколько десятков тысяч слов, оперативка достигала до 32 Кбайт. Благодаря транзисторному компьютеру начинается развитие языков программирования высокого уровня. Изобретение транзистора поспособствовало настоящему всплеску в развитии компьютера. В различных странах - США, СССР, Англии, Франции, Японии - разрабатывают свои, все более совершенные вычислительные машины. Появляются устройства внешней памяти, устройства для ввода/вывода, многопроцессорная обработка и менее значимые структурные изменения компьютера. |
3 поколение | первые стандарты Период с конца 60-х и до конца 70-х история создания компьютера относит к эпохе интегральных схем. Их появление позволило сделать серьёзный прыжок в развитии вычислительной техники – весь этот период именуют третьим поколением компьютеров. Возможность интегрировать в одну микросхему несколько полупроводниковых приборов позволило тогдашнему компьютеру значительно приблизиться к тому ПК, который мы знаем сегодня. Компьютер значительно уменьшился в размере – его можно было с легкостью поставить на стол. Производительность увеличена до миллионов операций в секунду. За счет создания микросхем гораздо упростилась не только эксплуатация компьютера, но и его ремонт. Машины третьего поколения были программно-совместимыми между собой, так как имели общую архитектуру. Компьютер мог выполнять несколько задач одновременно. В качестве внешних запоминающих устройств используются магнитные диски, которые работают гораздо быстрее своих предшественниц - магнитных лент. Лидер по производству компьютеров IBM к началу 70-х выпустил более 20 различных моделей ЭВМ. В одной из последних разработок этого времени впервые появляется кэш-память. Над улучшением разработок многие страны объединяют усилия и подписывают соглашение о сотрудничестве в области вычислительной техники. |
4 поколение | Микропроцессоры В 70-е годы компьютер, наконец, стал персональным и доступным – начался период, который история создания компьютера кратко обозначает как "четвертое поколение ЭВМ". Возникновение этой ступени развития компьютера стало возможным благодаря созданию компанией Intel первого микропроцессора. Вычислительная техника получила большое преимущество и начала быстро апгрейдиться – с каждым годом компьютеры становились все мощнее и компактнее. История появления компьютера нового поколения началась с того, что японская компания Busicom заказала у американской корпорации Intel 12 микросхем для калькуляторов. Устройства были разных моделей и для каждого требовалась своя микросхема, но заморачиваться над маленьким заказом с созданием разных микросхем специалисты Intel не стали. Они просто сделали универсальный микропроцессор, который подошел бы в любое из устройств. Это стало толчком к тому, чтобы в 1972 году был создан более сложный 8-разрядный микропроцессор, который был использован уже в компьютерах. |
персональные компьютеры Во второй половине 70-х годов развитие компьютеров достигло того момента, когда создание компьютера, доступного каждому, перестало быть проблемой. Но разработали его вовсе не крупные корпорации и мировые гиганты в производстве техники, а два студента - Стивен Джобс и Стив Возняк. Работали энтузиасты в гараже, создав там "Клуб самодельных компьютеров", который позже превратится в корпорацию "Apple Computer". Это был первый компьютер, нацеленный на простых покупателей, а не на программистов – ПК не надо было собирать самому, он продавался в полностью готовом к использованию виде. Идея персонального компьютера была настолько успешной, а товар востребованным, что ее с успехом подхватили и другие производители. | |
5 поколение | попытка создания искусственного интеллекта Некоторые эксперты выделяют всего четыре поколения развития компьютеров, предпочитая считать, что последний этап продолжается и до наших дней. На самом же деле, с середины 80-х возникает пятое поколение компьютеров, которое мы можем наблюдать воочию. Перед современными разработчиками стоит чрезвычайно непростая задача – создать интеллектуальный компьютер. Внедрение в вычислительную технику искусственного интеллекта продолжается и уже в этом направлении есть хорошие достижения. Тем не менее пока далеко до создания по-настоящему интеллектуального компьютера, который мог бы не только автоматизировано решать задачи, но и самостоятельно манипулировать полученными данными и развить способность обучаться благодаря нейросетям. |
Персональные компьютеры сегодня История возникновения компьютера прошла долгий и тернистый путь и именно благодаря этому сегодня каждый из нас может использовать персональный компьютер с различными техническими наворотами. Но, оказывается, и тот вариант ПК, который мы используем сейчас, недостаточно совершенен и улучшается уже сегодня: Ученые Массачусетского технологического института работают над тем, чтобы устранить из персональных компьютеров провода. Это приспособление для передачи информации устарело и требует апгрейда - отличной заменой традиционным проводам станут импульсы германиевых лазеров, которые уже внедряют в компьютер. Интересным направлением развития современного ПК можно считать внедрение в него различных умных гаджетов. Умные часы, сенсоры сердцебиения, датчики осанки – все это мы видели вне персонального компьютера, теперь же ведутся работы по внедрению в него этих полезных для здоровья находок. В компьютер планируется внедрить новую технологию хранения данных – мемристорную память. Благодаря уникальным чипам из диоксида титана и платины компьютер сможет обрабатывать данные в 1 000 раз быстрее, совершать миллионы циклов перезаписи и моментально обрабатывать сведенья. Для современных компьютеров длительное хранение энергии также является проблемой, поэтому ведутся активные разработки в направлении инновационных батарей для компьютера, которые позволят заряжать и разряжать аккумулятор много тысяч раз. Последние разработки компьютеров и вовсе кажутся пугающими – нам предлагают совместить электронно-вычислительную машину с человеческим мозгом! Такая киборгизация компьютера предполагает присоединение своеобразной полимерной сетки с электродами к специальным имплантам-нейронам в мозге человека. Предполагается большой арсенал функций компьютера: от лечения болезни Альцгеймера и Паркинсона до управления сложными конструкциями силой мысли |
Термин «информатика» возник в начале 60-х гг. XX в. во Франции для выделения области знаний, связанной с автоматизированной обработкой информации с помощью электронно-вычислительных машин.
Информатика — это научная и прикладная область знаний, изучающая законы, методы и способы накопления, обработки и передачи информации с помощью компьютерных и других технических средств.
Информатика изучает свойства, структуру и функции информационных систем, а также происходящие в них информационные процессы. Под информационной системой понимают систему, организующую, хранящую и преобразующую информацию. Подавляющее большинство современных информационных систем являются автоматизированными.
Роль информатики в современных условиях постоянно возрастает. Деятельность как отдельных людей, так и целых организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные индустрии послужило началом процесса, называемого информатизацией общества. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Информатизация на основе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а идеями, образами, интеллектом, знаниями. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.
Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в школьной программе в следующих содержательных линиях:
1. Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.
2. Информационное моделирование.
3. Алгоритмизация и программирование.
4. Компьютер как средство обработки информации.
5. Новые информационные технологии обработки информации.
Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах школьного курса Материал курса делится на три уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:
1 уровень: начальный (пропедевтический)
2 уровень: базовый
3 уровень: профильный
Уровень | начальный | базовый | профильный |
Информация. Информационные процессы. Языки представления информации | 1) Информация и ее роль в жизни человека. Информационные процессы. Способы представления информации. Кодирование информации. Язык передачи информации. Виды информационных процессов. Учащиеся должны знать: - какую роль играет информация в жизни человека; - понятие «кодирование» информации; - виды информационных процессов; уметь: - приводить примеры различных видов информации; - кодировать символьную информацию средствами какого-либо алфавита; - определять вид информационного процесса, происходящего в конкретной ситуации. | 1) Информация и ее виды. Действия с информацией. Информационные процессы. Язык как средство представления информации. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации. Учащиеся должны знать: - содержание понятия «информация»; - что такое информационные процессы; - какие существуют носители информации; - функции языка как способа представления информации; что такое естественный и формальный языки; - как определяется единица измерения информации – бит при алфавитном и содержательном подходе; - что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт; - в каких единицах измеряется скорость передачи информации; уметь: - приводить примеры информации информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; - приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации; - измерять информационный объем текста; - пересчитывать количество информации в различных единицах. 2) Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. Учащиеся должны знать: - основные открытия в области хранения, передачи и обработки информации; - что такое система счисления, в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления; уметь: - переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно; - выполнять арифметические действия над числами в двоичной системе счисления. | |
Информационное моделирование. | 1) Объекты: признаки, состав, сравнение, классификация. Информационные модели объектов. Графические информационные модели. Множества. Пересечение, объединение, вложенность множеств. Учащиеся должны знать: - понятия «существенный признак», «классификация» и уметь их объяснять; - некоторые виды графических моделей: графы, деревья, множества; уметь: - определять существенные признаки предмета; - описывать состав предмета (в т.ч. в виде схемы); - определять признак, по которому проведена классификация; - выполнять классификацию предметов по заданному существенному признаку; - определять и описывать простые случаи взаимного расположения множеств. 2) Основные понятия логики. Высказывание. Истинность и ложность высказывания. Логические операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции. Методы решения логических задач (табличный, метод кругов Эйлера). Учащиеся должны знать: - понятия «высказывания», «истинное высказывание», «ложное высказывание»; - действие логических операций «неверно, что», «и», «или»; - методы решения логических задач (табличный, кругов Эйлера); уметь: - определять истинность и ложность высказывания; - приводить примеры истинных и ложных высказываний; - решать задачи методом таблиц и кругов Эйлера; - строить выигрышную стратегию в играх типа «Цепочка». | 1) Понятие объекта, модели объекта. Материальные и информационные модели. Системные модели. Формы представления информационных моделей. Адекватность модели. Словесные, графические, табличные и математические модели. Компьютерное моделирование. Учащиеся должны знать: - понятия «модель», «информационная модель», «система», «адекватность модели»; - формы представления информационных моделей; уметь: - приводить примеры материальных и информационных моделей; - проводить системный анализ объекта с целью построения его информационной модели; - в несложных случаях формализовать «плохо поставленную» задачу и построить модель для ее решения; - проводить компьютерный эксперимент над несложной моделью; - ориентироваться в таблично-организованной информации. | - математическое моделирование в электронных таблицах; - основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic; - проектирование в среде Auto Cad; - работа в среде Math Cad; - обработка изображений в редакторе Photo Shop; - основы языка разметки гипертекста HTML. |
Алгоритмизация и программирование. | 1) Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы (процедуры). Учащиеся должны знать: - понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «программа»; - виды алгоритмов; - основные команды исполнителя Черепашка (язык ЛОГО); уметь: - определять вид готового алгоритма; - находить ошибки в алгоритме решения задачи; - определять тип алгоритмической структуры, необходимой для решения несложной задачи; - составлять алгоритм, используя СКИ учебного исполнителя. 2) Координаты клетки. Числовая ось, отрицательные числа. Координатная плоскость. Координаты точки. Алгоритмы с использованием координат. Учащиеся должны знать: - понятия «координаты клетки», «координаты точки»; - правило определения и записи координат клетки на шахматной доске, точки на координатной плоскости; уметь: - определять координаты заданных клеток, точек; - отмечать клетки, точки с заданными координатами; - использовать команды учебных исполнителей для работы с координатами. 3) Симметричные фигуры. Ось симметрии. Симметричные точки на координатной плоскости. Правила построения симметричных фигур. Лабиринты. Правило выхода из лабиринта. Учащиеся должны знать: - понятия «симметричная фигура», «ось симметрии»; уметь: - определять, является ли фигура симметричной; - достраивать фигуру до симметричной, используя данную ось симметрии; - строить фигуру, симметричную данной относительно данной оси симметрии; - находить выход из лабиринта. | 1) Кибернетика – модели управления. Процессы управления. Обратная связь. Формальный исполнитель. Понятие алгоритма и его свойства. Виды алгоритмов. Алгоритмы работы с величинами. Учащиеся должны знать: - что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки; - сущность кибернетической схемы управления обратной связью; - что такое алгоритм управления; - в чем состоят основные свойства алгоритма; - способы записи алгоритмов: словесный, блок-схема; - виды алгоритмов; уметь: - при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; - пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на формальном алгоритмическом языке. 2) Языки программирования высокого уровня: их классификация, понятие о синтаксисе и семантике. Введение в язык программирования Паскаль. Учащиеся должны знать: - назначение языков программирования; - правила представления данных на языке программирования Паскаль; - правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления; - правила записи программы; - содержание этапов разработки программы; уметь: - работать в среде Турбо-Паскаль; - составлять несложные программы решения вычислительных задач; - программировать диалог; - осуществлять отладку и тестирование программы. | |
Компьютер как средство обработки информации. | 1) Краткая история вычислительной техники. Состав персонального компьютера. Освоение клавиатуры компьютера. Представление информации в компьютере. Учащиеся должны знать: - какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров; - название и назначение основных частей персонального компьютера; - назначение основных клавиш на клавиатуре; - способ представления информации в компьютере; уметь: - включать и выключать компьютер; - пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации; - пользоваться мышью. 2) Хранение информации. Диски и файлы. Имя файла, типы файлов. Файловая система. Дерево диска. Действия с файлами в оболочках операционных систем. Учащиеся должны знать: - основные виды носителей для хранения информации; - понятия «файл», «каталог», «папка», «дерево диска»; - правила написания имен файлов (в ОС MS-DOS); - основные типы расширений имен файлов; уметь: - определять правильность имени файла, тип файла по его расширению; - находить нужные файлы или папки на диске, запускать или просматривать их; - создавать каталоги, копировать, переименовывать и удалять файлы с помощью программ-оболочек (типа Norton Commander). | 1) История развития ЭВМ. Виды современных компьютеров. Архитектура персонального компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Понятие о программном управлении компьютером. Язык машинных команд. Учащиеся должны знать: - правила техники безопасности работы на компьютере; - состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; - основные характеристики компьютера в целом и его узлов; - структуру внутренней памяти компьютера; - типы и свойства устройств внешней памяти; - сущность программного управления работой компьютера; уметь: - включать и выключать компьютер; - пользоваться клавиатурой и мышью. 2) Элементы формальной и математической логики. Логические основы работы компьютера. Логические элементы. Учащиеся должны знать: - что называется «высказыванием»; - что такое логические операции, как они выполняются; - что такое «логический элемент»; уметь: - определять истинность высказываний; - записывать логические выражения с использованием логических операций инверсии, конъюнкции, дизъюнкции, импликации; - составлять схему по логическому выражению; - строить таблицу истинности для логического выражения или схемы. 3) Виды программного обеспечения. Системное ПО. Операционные системы: организация диалога с пользователем, файловая система, управление устройствами. Учащиеся должны знать: - назначение программного обеспечения и его состав; - принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог, файловая структура; - виды и возможности операционных систем; уметь: - ориентироваться в интерфейсе ОС Windows; - выполнять основные операции с дисками, папками, файлами: форматирование, проверку на наличие ошибок, поиск, копирование, перемещение, удаление, переименование; - работать с сервисными программами: архиваторами; антивирусными программами. | - графические информационные модели; - деловая графика в электронных таблицах; - обработка изображений в редакторах Corel Draw, Photo Shop; - компьютерные презентации; - система верстки Microsoft Publisher; - создание объемных изображений, работа в 3D-studio; - дизайн Web-сайтов, работа с Front Page. |
Новые информационные технологии обработки информации. | 1) Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Набор, редактирование, сохранение и распечатка текста. Десятипальцевый слепой метод письма. Учащиеся должны знать: - назначение текстового редактора и сферы его применения; - возможности простых текстовых редакторов: Микрон, Блокнот; - понятия «редактирование текста», «фрагмент текста»; уметь: - набирать текст в текстовом редакторе, пользуясь десятипальцевым методом письма; - редактировать набранный текст; - сохранять текст на диске; - распечатывать текст из файла на принтере. 2) Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Построение изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание графических моделей в ГР. Учащиеся должны знать: - назначение графического редактора и сферы его применения; - возможности простых графических редакторов: Художник, Paint; - понятия «панель инструментов», «палитра»; уметь: - создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты; - редактировать рисунок; - сохранять рисунок на диске. 3) Передача информации в компьютерных сетях. Электронная почта. Глобальная сеть Интернет. Гипертексты, переход по гиперссылкам. Адресация в Интернет. Учащиеся должны знать: - возможности компьютерных сетей; - понятия «электронное письмо», «электронная почта», «гиперссылка»; - правила работы с браузером Internet Explorer; уметь: - находить нужные странички в Интернете по заданному адресу; - выполнять переходы по гиперссылкам; - пользоваться электронным почтовым ящиком в Интернете для передачи текстовых файлов и писем с вложениями (графическими файлами). | 1) Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с магнитными дисками и принтерами. Текстовые редакторы и принципы работы с ними. Учащиеся должны знать: - способы представления символьной информации в памяти компьютера; - виды программ для обработки текстов и назначение текстовых процессоров; - основные режимы работы текстового процессора; уметь: - набирать и редактировать текст в текстовом редакторе Word; - выполнять форматирование текста, применять элементы оформления; - сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 2) Компьютерная графика: области применения, технические средства, принципы кодирования изображения. Графические редакторы и принципы работы с ними. Редактор презентаций. Учащиеся должны знать: - способы представления изображений в памяти компьютера; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; - какие существуют области применения компьютерной графики; - компьютерные средства обработки графики; - назначение графических редакторов и их возможности; - назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов; графических примитивов, палитры и пр.; - принципы работы редактора слайд-фильмов (презентаций); уметь: - строить несложные изображения с помощью графических редакторов Paint, CorelDraw; - сохранять рисунки на диске, загружать с диска, выводить на печать; - создавать презентацию, используя вставку текстов, рисунков, встроенную анимацию; демонстрировать готовую презентацию. 3) Базы данных: основные понятия, типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Просмотр, редактирование, поиск в БД. Проектирование БД. Учащиеся должны знать: - что такое база данных, СУБД, информационная система; - что такое реляционная БД, ее элементы (поля, записи, ключи); типы и форматы полей; - структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; уметь: - открывать готовую базу данных СУБД Access; - организовывать поиск информации в БД; - редактировать содержимое полей БД; - сортировать записи БД; - добавлять и удалять записи в БД; - проектировать собственную БД. 4) Табличные расчеты и электронные таблицы. Принципы работы с электронными таблицами. Моделирование и решение задач в электронных таблицах. Учащиеся должны знать: - что такое электронная таблица и табличный процессор; - основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; - какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; - основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; - графические возможности табличного процессора; уметь: - использовать табличный процессор Excel для решения несложных задач; - заполнять таблицу данными и формулами; - редактировать и форматировать ячейки таблицы; - выполнять операции с фрагментами ЭТ; - получать диаграммы средствами табличного процессора. 5) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Виды телеобработки: электронная почта, телеконференция, «всемирная паутина». Этика поведения в компьютерной сети. Методы защиты информации. Правовая охрана программ и данных. Учащиеся должны знать: - что такое компьютерная сеть, различие между локальными и глобальными сетями; - назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, протоколов; - назначение основных видов услуг глобальных сетей; - что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю «всемирная паутина»; - этику поведения в компьютерной сети; методы защиты своих данных; уметь: - осуществлять обмен информацией в локальной сети компьютерного класса; - использовать браузер Internet Explorer поиска страниц по их адресам; - осуществлять поиск информации в одной из поисковых систем по ключевой фразе; - пользоваться почтовой программой Outlook Express для отправки и получения писем. | - технология обработки текстовой информации, текстовый процессор Word; - правила оформления деловых бумаг, шаблоны; - ведение баз данных в СУБД Access; - выполнение расчетов в ЭТ Excel; - планирование событий в Microsoft Outlook; - ведение бухучета на компьютере; 1С-бухгалтерия; - поиск информации в Интернет, ведение деловой переписки по электронной почте. |
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Это вопрос, к которому нужно подойти максимально ответственно, ведь важно найти не только интересную и хорошо оплачиваемую профессию, но и востребованную на рынке труда.
Сегодня рынок труда переживает период глобальных изменений. Те профессии и специальности, что были востребованы несколько лет назад, могут полностью исчезнуть в будущем. На их замену приходят новые профессии, до сих пор не известные человечеству, и многие школьники, которые только поступают в учебные заведения, будут осваивать новые специальности.
Современный рынок труда имеет тенденцию к замене физической работы человека машинами и роботами. Такие масштабные изменения напрямую связанны с технологическим прорывом нашего века. Компьютерные технологии, искусственный интеллект, нанотехнологии, развитие виртуальной реальности и генной инженерии диктуют нам новые востребованные профессии. Многие специальности вытесняются современными технологиями, труд человека максимально автоматизируется. Именно поэтому, тема востребованных профессий в 2020 году не перестает быть актуальной и волнующей.
10 перспективных профессий в этом году:
1. Вебмастер
2. Копирайтер
3. Фотограф
4. Контент-менеджер
5. SMM-специалист
6. Веб-дизайнер
7. Верстальщик сайтов
8. SEO-оптимизатор
9. Программист
10. Web программист
профессии | Должностные обязанности | Требования | Уровень зарплаты |
Вебмастер – это одна из самых популярных профессий в интернете. Вебмастер – специалист, который занимается разработкой и администрированием веб сайта. Иными словами он создает сайт с нуля. И может работать полностью удалённо. Больше всего заказов из США, Европы, Азии, Австралии и оплата в долларах.из США, Европы, Азии, Австралии и оплата в долларах. | Разработка и доработка сайтов компании Администрирование и поддержка Редактирование дизайнов сайта | Уверенные знания HTML, CSS, PHP, JavaScript, MySQL | От 25 000 руб. в месяц |
копирайтер – специалист по созданию текстового контента в интернете | Копирайтинг (рерайтинг, рекламный копирайтинг, SEO и SММ копирайтинг); Составление уникальных SEO текстов для сайтов; Подготовка рекламных материалов для сайта, ТВ и СМИ; Определение актуальных тем; Подготовка статей, обзоров, заметок; Написание текстов для презентаций, рекламных баннеров, листовок, буклетов, флаеров. | Грамотное умение излагать свои мысли в тексте; Хорошее ориентирование в выбранной области; Умение придумать эффектные заголовки, лаконично и информативно выстраивать текст; Умело использовать семантическое ядро в работе, а также ключевые запросы; Понимать основы поисковой оптимизации. высшее профильное образование (иногда) | От 1 000 руб. в день |
Интернет фотограф – это специалист по удаленной обработке иллюстраций. Для того, чтобы изображения на сайте были качественными и уникальными, интернет фотограф должен правильным образом их отредактировать. Почитайте отзывы начинающего фотографа о Шаттер сток — это лучшее место для повышения квалификации. Иногда удаленный фотограф может выполнять задания по фотографированию определённых объектов на местности или товаров для интернет магазина. | Должностные обязанности: Цветокоррекция, обработка, редактирование изображений; Ретуширование фотографий; Подготовка уникальных картинок для сайта, ТВ и СМИ; | Владение фото редакторами (уровня Photoshop); Навыки качественного фото; Владение профессиональной фото техникой; | От 15 000 руб. в месяц |
Контент-менеджер занимается наполнением сайта тематическим контентом (статьями, новостями, картинками и описанием товарных позиций), а также следит за работоспособностью самого сайта. Контент-менеджер является основным модератором комментариев, следит за обновлениями ПО, CMS. | Создание товарных описаний, создание уникальных текстов; Работа с администраторской панелью сайта; Наполнение сайта текстовыми и графическими материалами; Поиск и обработка фотографий для дальнейшего размещения на сайте. | Грамотная устная и письменная речь; Ответственность, трудолюбие, способность задавать вопросы; Уверенный уровень владения ПК; Умение работать с большим объемом информации; Навыки работы с CMS (WordPress, 1C-Bitrix, Joomla!); Знание графических программ, Photoshop (иногда). | 15 000 – 30 000 руб. в месяц |
SMM-специалист SMM расшифровывается как «Social Media Marketing» — маркетинг в социальных сетях. SMM-специалист на дому или удалённо занимается привлечением трафика из социальных сетей, продвижением бренда или продукта в социальных платформах, прежде всего в Вконтакте, Одноклассниках, Фэйсбуке, Твиттере, Google+, Instagram, Pinterest. | Продвижение сайт заказчика методом постинга (публикации постов) на тематических форумах и в группах соцсетей. | Умение писать грамотные интересные посты по теме; Наличие собственных аккаунтов на заданных тематических форумах; Наличие аккаунтов в социальных сетях; Знание особенностей общения (социальной этики) на форумах и в соцсетях. | 15 000 – 20 000 руб. в месяц |
Веб-дизайнер Профессиональная разработка и внедрение дизайна интернет ресурса – это задача для веб дизайнера. Именно он, специалист по удалённому дизайну, создает уникальный и запоминающийся интерфейс для популярного веб приложения. Главная функция вебдизайнера – придумать и воплотить в жизнь привлекательный и удобный с точки зрения юзабилити сайт, чтобы посетителям нравилось пользоваться этим ресурсом. | рисование макетов дизайна сайта рисование дизайна сайта дизайн баннеров дизайн фирменного стиля компании (брэндбук) создание презентаций моделирование | навыки работы с Photoshop и CoralDraw на высоком уровне знание особенностей современных браузеров понимание способов конструирования и моделирования сайтов; основы верстки, основы HTML, CSS; теорию графического дизайна; тематику создаваемых информационных ресурсов и особенности восприятия их пользователем; последние тенденции web-дизайна, UI и UX; основы рекламного дела; основы рисунка, живописи, композиции, цветовосприятия; основы проектирования шрифтов. | 25 000 – 50 000 руб. в месяц |
Верстальщик сайтов Верстальщик — более узкий специалист по HTML-вёрстке, который занимается переводом визуальных образов, макетов непосредственно в html и CSS-код, внедряемый на сайт, а также выполняет другие задачи, связанные с корректной работой кода на веб-странице. | HTML-вёрстка, CSS-вёрстка | навыки работы с Photoshop и CoralDraw знание особенностей современных браузеров знание CMS, движков сайтов; профессиональное знание верстки, знание последних версий HTML, CSS; понимание принципов PHP, JavaScript; основы проектирования шрифтов (иногда). | 25 000 – 30 000 руб. в месяц |
SEO-оптимизатор Для любого сайта в интернете одной из важнейших составляющих успеха является SEO (от англ. search engine optimization – оптимизация в поисковых системах). SEO-оптимизатор занимается комплексным продвижением сайта в поисковых системах, прежде всего в Яндекс и Google, для того, чтобы поднять его в ТОП-10, ТОП-5 и даже в ТОП-3 видимости поисковиков. | Умение составить аудит сайта; Разработка стратегии продвижения сайта в Яндекс и Google; Мониторинг рынка, продуктов, конкурентов; Создание семантического ядра; Составление грамотного технического задания на оптимизацию интерфейса и контент Анализ юзабилити сайта, Умение работать с биржами ссылок, биржами фриланса, биржами статей Навыки увеличения конверсии Расчет и экономия бюджета на поисковое продвижение | Опыт работы в SEO от 2-х лет Опыт внутренней оптимизации сайтов Умение анализировать поисковую выдачу Знание принципов юзабилити, Опыт оптимизации интерфейса Опыт составления аудитов с рекомендациями Опыт работы с биржами ссылок, биржами фриланса, биржами статей Успешный опыт продвижения сайтов (запросов) в Яндекс и Гугл | 30 000 – 100 000 руб. в месяц |
Программист Программист (Developer, разработчик) – один из самых главных IT-специалистов в интернете. В зависимости от опыта, навыков и языка программирования, а также от конкретного проекта и работодателя уровень зарплат программистов может разниться от 100 тысяч рублей до десятков тысяч долларов. | Разработка приложения или программы под конкретное техническое задание Осуществляет выбор конкретного языка программирования для поставленной задачи Работа с базами данных Выполняет отладку программного кода Осуществляет сопровождение созданных программ | Знание языков программирования – одного или нескольких (Java, PHP, JS,Python,C++) Образование: высшее техническое. Знание БД | От 50 000 руб. в месяц |
Web программист Разработчик, проектирующий и внедряющий непосредственно интернет-приложения и сайты, называется веб-программист. С развитием всемирной паутины данная удалённая профессия получила широкую известность и сегодня многие юноши и девушки мечтают стать не летчиками или космонавтами, а Web программистами. | Разработка веб-приложения или сайта под конкретное техническое задание Работа с CMS и базами данных Выполнение отладки программного кода Осуществление сопровождения созданных приложений или сайтов | Знание языков веб-программирования (PHP, JS) Навыки работы с фреймворками JQuery Глубокое знание HTML и CSS Знание БД MySQL и подобных Опыт создания сайтов | От 30 000 руб. в месяц |
Глава 2. Профильный компьютерный класс в школе.
2.1. СанПиН
Расположение в школьном помещении, площадь
Требованиями к помещениям кабинета информатики установлены правила размещения компьютерных классов в образовательных учреждениях. В соответствии с ними кабинет информационных технологий не допускается оборудовать в подвальных или цокольных помещениях. Рекомендуемая ориентация окон – северная или северо-восточная. Согласно основным санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет информатики должен обладать такой площадью, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 6 кв. м. Причем данный расчет действует только в отношении маломестных компьютерных классов. Если в помещении размещено всего 2-3 компьютера, это не означает, что 12-18 кв. м для кабинета будет достаточно. В малокомплектных школах действуют другие формулы расчета. Так, на одного ученика приходится не менее 2,5 кв. м. Таким образом, если средняя численность учащихся в классах составляет 10 человек, площадь кабинета информатики по санитарно-гигиеническим требованиям должна быть не менее 25 кв. м.
Отделка компьютерных классов
Напольное покрытие в помещении, где проходят занятия за компьютерами, должно быть твердым и устойчивым. Допускается использование дощатого или паркетного настила, линолеума или другого материала, обладающего антистатическими свойствами. В учебном помещении ежедневно должна проводиться влажная уборка. К стенам кабинета информатики требования предъявляют аналогичные: они должны иметь гладкую и водоустойчивую матовую поверхность. Причем отражение от стен также должно соответствовать определенным коэффициентам: для потолка – 0,7-0,8, для стен – 0,5-0,6, для пола – не более 0,5. Цвет покрытия должен быть светлым. В процессе строительно-ремонтных работ использовать следует только сертифицированные материалы для отделки, не источающие неприятных запахов и не токсичные.
Освещение и микроклимат в помещении
Если кто-то будет утверждать, что никаких специальных норм и правил в отношении обустройства компьютерных классов не установлено, укажите требования к помещениям кабинета информатики, регламентированные СанПиН. В классе обязательно должны иметь место источники естественного и искусственного освещения. Причем уровень освещенности, достигающей поверхности рабочего стола, в норме составляет 300-500 люкс. В процессе проектирования электрической осветительной системы в помещении необходимо включать в схему возможность раздельного включения линий освещения. Располагать технику в компьютерном классе необходимо таким образом, чтобы не допустить попадания прямых солнечных лучей, а также чрезмерной контрастности и отражения световых лучей на экраны мониторов. С данной целью оконные проемы закрывают регулируемыми занавесочными устройствами. Допускается установка жалюзи или однотонных занавесок из светлой плотной ткани. Прежде чем вводить кабинет в эксплуатацию, необходимо убедиться в функционировании систем кондиционирования и вентиляции. В соответствии с требованиями СанПиН, кабинет информатики необходимо проветривать после каждого академического часа или непосредственно перед учебными занятиями, чтобы обеспечить присутствующим более качественный состав воздуха. В теплое время года допускается проведение занятий с открытыми форточками и фрамугами. Согласно требованиям к кабинету информатики, не менее важное значение имеет и уровень влажности воздуха. Если в компьютерном классе воздух сухой, требуется установка увлажнителей, которые регулярно заправляются дистиллированной или кипяченой питьевой водой. При отсутствии возможности установки увлажнителей допускается использование открытых емкостей с водой. Оптимальным уровнем влажности в классе считается 55-62 % при температуре не более +21 °С, но не менее +19 °С. Если вас попросят: «Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики», не забудьте уделить внимание такому нюансу, как уровень шума. Он не должен превышать 50 децибел на рабочих местах, поэтому располагать компьютерный класс в смежном помещении со спортивным залом, кабинетом музыки, мастерскими, актовым залом и другими помещениями, в которых уровень шума и вибрации превышает нормированные показатели, нежелательно. Если же разместить в другом месте класс информационных технологий не представляется возможным, администрация должна позаботиться о снижении уровня шума в кабинете путем применения шумоизолирующих отделочных материалов.
Требования пожарной безопасности
При организации кабинета информатики, как и любого другого помещения, важно учесть правила пожарной безопасности. Весь компьютерный класс необходимо оборудовать защитным заземлением, которое подводят непосредственно к рабочему месту каждого учащегося и преподавателя (техника, лаборанта). Показатель сопротивления изоляции токопроводимых элементов в норме составляет не менее 0,5 Ом, а для заземляющих устройств – не более 4 Ом. Поставка электроэнергии в кабинет информатики по требованиям, осуществляется через щиты с распределительными подстанциями. Трансформатор подключают к электрическому вводу через устройство, обладающее защитно-отключающей функцией. На каждой розетке необходимо сделать отметку о величине напряжения. Такая маркировка является обязательной. Токоведущие элементы электрических приборов подлежат тщательной изоляции. Степень соответствия пожарной безопасности требованиям к оборудованию кабинета информатики путем проведения проверки выясняется лицом, ответственным за хозяйственный блок общеобразовательного учреждения. Им может быть директор или другое назначенное лицо, в обязанности которого входит ежегодная организация проведения замеров сопротивления заземляющих устройств, контроль исправности электрооборудования и приборов. По результатам проверки составляется акт, отражающий все недочеты. В кабинете информатики обязательно должен находиться огнетушитель. Допускается оборудование компьютерного класса порошковым или углекислотным оборудованием для тушения.
Как правильно расставить мебель и технику
Как правильно расставить мебель и технику Согласно требованиям СанПиН, кабинет информатики в школе должен быть оснащен только такими персональными компьютерами, которые обладают разрешающими санитарно-эпидемиологическими заключениями. Причем это требование касается не только вновь приобретенной техники, но и той, что уже давно введена в эксплуатацию. При расстановке рабочих ученических мест первоочередной задачей является обеспечение электробезопасности и защиты от электромагнитного излучения. Кроме того, преподаватель должен иметь свободный доступ к любому из посадочных мест учеников во время занятия. Компьютерные классы принято оборудовать одноместными столами, предназначенными для работы с персональными компьютерами. В санитарных требованиях к кабинету информатики акцент делается на соблюдении расстояния между рабочими местами. Так, видеомониторы друг напротив друга можно размещать на расстоянии не менее двух метров, при этом между боковыми поверхностями мониторов допускается оставлять минимум 1,2 м. При посадке за рабочим местом педагог должен следить, чтобы экран находился на необходимом расстоянии от глаз учеников. Оптимальным считается 50-70 см. Число рабочих мест для учеников может равняться 9, 12, 15, что зависит от наполняемости классов. Помимо посадочных рабочих мест за компьютерами классная комната должна быть оборудована двухместными партами, исходя из числа учащихся. Письменные столы размещают в центре кабинета в один или два ряда. Их предназначение заключается в проведении теоретических занятий, индивидуальных, групповых работ, для выполнения которых нет необходимости использовать компьютерную технику. Если в школе устроен только один кабинет информатики, в котором занимаются ученики младших классов, среднего и старшего звена, наиболее трудным является решение вопроса с подбором мебели, подходящей для всех учащихся. Как правило, выход можно найти, оснастив рабочие места подставками для ног. Убедиться в том, что ученический комплект мебели соответствует росту ребенка, можно по положению тела: ноги, предплечья и спина должны иметь опору, а взгляд - падать на центр экрана или немного выше. Как должны проходить занятия Продолжительность работы на компьютерной технике – это особенно важное гигиеническое требование. В кабинете информатики учебное занятие может длиться столько же, сколько и обычные уроки (не более 45 минут), но период непосредственного пребывания перед экраном монитора составляет: не более 10 минут – для первоклассников; не более 15 минут – для учащихся младшей школы (до пятого класса); 20 минут – для учеников шестых и седьмых классов; 25 минут – для учащихся восьмых и девятых классов; 30 минут – для остальных. Чтобы дети имели возможность снимать статическое напряжение, накопленное во время урока по информатике, рекомендуется делать разминку. Своеобразная физкультпауза включает в себя упражнения для профилактики застойных явлений в нижней части тела, пояснице, шее, плечевом поясе и руках. Также важно не допускать зрительного утомления учащихся после работы на персональных компьютерах. С данной целью рекомендуется проводить упражнения для глаз в положении стоя или сидя. С детьми младших классов разминку проводят в игровой форме. Требования безопасности в кабинете информатики С целью безопасной эксплуатации кабинета информатики учащимся предъявляются некоторые требования. В кабинет информатики вход должен быть воспрещен: в верхней одежде, головном уборе, с большими сумками и едой; в грязной обуви, без бахил или сменной обуви; с включенным мобильным телефоном, личным ноутбуком. Кроме того, во время занятий в компьютерном классе нельзя шуметь, беседовать на посторонние темы и отвлекать других учеников. Ни в коем случае нельзя прыгать и бегать, передвижение по кабинету возможно только с разрешения преподавателя. Приступая к работе, ученик обязан осмотреть свое рабочее место и компьютер. При наличии видимых повреждений или поломок использовать его нельзя, о чем следует незамедлительно поставить в известность педагога. Работать можно только за тем компьютером, который изначально был предоставлен на время проведения занятия. Без преподавателя включать и выключать компьютеры самостоятельно нельзя. Требования к кабинету информатики в школе включают в себя свод правил по работе с компьютером, которые запрещают: при включенном в сеть устройстве подключать провода и подсоединять дополнительные приборы; использовать электронно-вычислительную машину, если на ней отсутствуют элементы корпуса; трогать пальцами экран монитора, разъемы, соединительные кабели и токопроводящие части устройств; во время работы с компьютером касаться батарей, труб; пытаться самостоятельно устранить неисправность на клавиатуре; бить по клавишам или продавливать их с помощью какого-либо предмета; самовольно передвигать любой из элементов системы на другое место; работать за компьютерным столом влажными руками, во влажной одежде; проводить занятие при недостаточном освещении; смотреть на экран монитора дольше установленного времени (в зависимости от возраста). Организация учительского рабочего места Отвечая на вопрос: «Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики», следует также рассказать о дополнительном оборудовании в классе. Передняя стена кабинета информационных технологий оборудуется специальными классными досками, на которых можно писать фломастером. Рядом с доской устанавливают экран, шкаф для хранения учебных пособий и электронных носителей информации, а под ней ставят ящики для таблиц. На верхней кромке фиксируют держатели для подвешивания таблиц. Входя в кабинет, учащиеся должны оставлять свои сумки и портфели на пристенных полках (в шкафах). Допускается оборудование встроенных конструкций. С левой стороны от учебной доски на стене крепят пульт управления для распределения и подачи электричества к рабочим компьютерам преподавателя и учащихся. Находиться он должен исключительно в зоне доступа учителя. Вдоль задней стены разрешается устанавливать дополнительные секционные шкафы, в которых будут храниться учебные материалы и носители информации. Рабочая зона преподавателя размещается на возвышенном подиуме. Помимо стола, оснащенного компьютерной техникой, рядом ставят две тумбы с принтером и графическим проектором. В санитарно-гигиенических требованиях к помещениям кабинета информатики можно даже отыскать рекомендуемые размеры учительского стола – он должен иметь длину не менее 130 см и ширину не менее 70 см. Аппаратура и приспособления В зависимости от средней численности учащихся в классах определяется количество ученических персональных компьютеров. Одно рабочее место, то есть один комплект аппаратуры (системный блок, монитор, клавиатура и компьютерная мышь), может занять только один человек. При этом занятия в кабинете информатики проходят с учетом деления класса на две группы. Также в состав помещения информационных технологий обязательно включается комплекс для учителя. Помимо стандартного оборудования его место оснащается периферийными устройствами. В каждом кабинете информатики должен быть установлен кодоскоп или диапроектор (сейчас его функции выполняют мультимедийные проекторы), видеомагнитофон, телевизионный экран с диагональю не менее 61 см. Телевизор с демонстрационной целью устанавливают на уровне 1,5 м. Крепят его с помощью кронштейна с левой стороны от классной доски. Графопроектор размещают рядом с учительскими столом на тумбе. Во время демонстрации диафильма и отдельных фрагментов диапозитивов в кабинете информатики основные требования заключаются в соблюдении правильного расстояния до экрана, рекомендуемая ширина которого должна находиться в пределах 1,2-1,4 м: от первых парт до поверхности с проецируемым изображением должно быть не менее 2,7 м, а от последних столов – не более 8,6 м. Оптимальной зоной просмотра телепередач и видеороликов является такое же расстояние – 2,7 м от первых ученических столов. Оборудование и сопутствующая документация Состав использующегося оборудования в компьютерном классе определен требованиями к помещениям кабинета информатики. Некоторые из них устанавливают строгий перечень предметов вычислительной техники, базового и прикладного программного обеспечения в кабинетах информационных технологий в классах учебных заведений общеобразовательной системы. В первую очередь кабинет информатики оснащают: программными средствами базового и профильного типа для учебного пользования по курсу «Основы информатики и вычислительной техники»; методическими рекомендациями к выполнению индивидуальных заданий на компьютере в процессе обучения, самостоятельных работ и текущих тренировочных упражнений для закрепления навыков; комплектами справочной, методической и научной литературы; держателями для демонстрационных таблиц и стендов, на которых экспонируются работы учеников; аптечкой для оказания первой медицинской помощи с соответствующим набором медикаментов; средствами для пожаротушения (два огнетушителя). Что касается документации, то ответственным за ее ведение выступает преподаватель. Обязательными являются: журналы проведения инструктажей по технике безопасности с обучающимися; журналы эксплуатации комплектов электронно-вычислительных машин на всех рабочих местах; журнал поломки компьютеров и их ремонта; инвентарная книга для учета всего имеющегося в кабинете оборудования с годовым планом дооборудования кабинета информационных технологий, который утверждается директором школы. Кроме того, в кабинете информатики обязательной является картотека, в которой отмечены места хранения учебного оборудования. Правила размещения оборудования в компьютерном классе Учебные пособия и многочисленное оборудование необходимо размещать и хранить в секционных шкафах, оснащенных переставными полками. При наличии лаборантской комнаты их устанавливают там. Все демонстрационные комплекты, предназначенные для проведения самостоятельных работ, должны храниться в другом месте. Носители информации (диски, дискеты, жесткие диски) с программным обеспечением должны находиться в специальных закрытых ящиках, которые защищены от попадания света, проникновения пыли. Причем все диски и прочие носители информации разделяют по классам и учебным группам путем проставления надписей. С учетом габаритов таблицы помещают для хранения в ящики под учебной доской или в специальные отделения по разделам программы и классам. Их использование является необходимым с точки зрения наглядности и более эффективного усвоения теоретических знаний. Хранение аудиовизуальных пособий осуществляется на полках секционных шкафов, диафильмы и пленки диапозитивов должны находиться в маркированных коробках с разграничительными ячейками. Любая справочная и учебно-методическая литература, которая может потребоваться в процессе изложения нового материала, должна храниться на полках шкафа. В соответствии с требованиями к оформлению интерьера компьютерного класса, пособия, использующиеся для изучения отдельных тем или разделов курса, экспонируются на стене, которая находится напротив стены с учебной доской. Для размещения книг и иллюстрационных материалов допускается устанавливать съемные стенды. На стену, размещенную со стороны, противоположной окнам, вешают щиты с таблицами, справочными схемами и прочими пособиями, которые используются при знакомстве учеников с правилами техники безопасности, структурой компьютерных систем, функциями периферийного оборудования и пр. Таблица «Правила работы учащегося за компьютером» должна присутствовать на той же стене, что и стенды. В оформлении щитов и стендов допускается использование различных типов шрифта: печатного и рукописного, арабского и готического. Заголовки и подзаголовки выполняются в едином стиле.
2.2. Результаты опроса
Результаты опроса показали, что большинство опрошенных заинтересовано в обновлении оборудования. Так же результаты опроса показали, что большинство опрошенный хотят связать свою дальнейшую жизнь с информатикой и обновлённый кабинет позволит глубже погрузиться в их дальнейшую жизнь, изучать новые разделы информатики , понять, чем в дальнейшей жизни смогут заниматься ученики и определиться с дальнейшей профессией .
2.3. Сравнительный анализ текущего и необходимого оборудования
Составляющие | Кабинет 26 (текущий) | Компьютер для освоения школьной программы | Компьютер для профильного обучения | Компьютер для профессиональной работы |
Процессор | Intel I5 660 | AMD Ryzen 5 2600 BOX | Intel Core i5-9600K OEM | AMD Ryzen 9 3900X |
Видеокарта | GeForce GT 440 1 GB | GeForce GTX 1060 6 Gb | ASUS GeForce GTX 1660 DUAL OC EVO | Nvidia RTX 2070 |
Оперативная память | 4 GB | Kingston HyperX FURY Black Series | Kingston HyperX Predator 32 ГБ | G.Skill TRIDENT Z RGB 16 ГБ |
Жесткий диск | 1 Tb | 1 ТБ Жесткий диск Seagate BarraCuda | 1 ТБ Жесткий диск Seagate 5900 IronWolf | Seagate BarraCuda |
Материнская плата | Gygabyte H55 | ASRock B450M Pro4 | ASUS PRIME H310M-K R2.0 | Asrock X570 Taichi |
Блок питания | 450 W | be quiet SYSTEM POWER 9 700W | Cougar GX 1050W [CGR GX-1050] | Seasonic Focus Plus 750 Platinum SSR-750PX |
накопитель | Не имеется | 120 ГБ SSD накопитель Samsung 970 EVO Plus | 500 ГБ SSD-накопитель Seagate BarraCuda | Samsung 970 PRO] |
кулер | Box | Не обязателен | Crown CM-S1250TPWM | Кулер be quiet! Dark Rock Pro 4 |
корпус | GINZZU A190 | be quiet! Dark Base | Aerocool Cylon Mini черный | be quiet! Dark Base Pro 900 rev. 2 |
Срок эксплуатации | Техника морально устарела | 5 лет | 9 лет | 15 лет |
Компьютер для освоения школьной программы | Компьютер для профильного обучения | Компьютер для профессиональной работы | |
Процессор | 7500 руб | 19 499 руб | 41000 руб |
Видеокарта | 10 000 руб | 17 499 руб | 36000 руб |
Оперативная память | 6000 руб | 11 199 руб | 9100 руб |
Жесткий диск | 2500 руб | 4 099 руб | 7000 руб |
Материнская плата | 4000 руб | 4 499 руб | 18 999 руб |
Блок питания | 3000 руб | 8 799 руб | 11 850 руб |
накопитель | 2000 руб | 5 299 руб | 21800 руб |
кулер | Не обязателен | 699 руб | 6 350 руб |
корпус | 2000 руб | 2 150 руб | 7 990 руб |
Итоговая стоимость | 37 000 руб | 73 742 руб | 141 190 руб |
Результаты анализа: Текущее состояние компьютерного класса не соответствует современным возможностям обучения, поэтому требуется провести обновление оборудования. Вариант 2 хорошо подойдет для изучения лишь школьной программы, данная сборка компьютера позволяет работать в офисных программах Microsoft, среде Visual Studio Си ++, но выйти за рамки школьной программы и использовать, например, современные графические редакторы, такая техника не имеет возможности. Поэтому 3 вариант является наиболее оптимальным для создание профильного класса. На такой сборке компьютера можно выходить за рамки школьной программы, данная комплектация соответствует требованиям таких программ, как Blender, Adobe Photoshop, Adobe After effect, Adobe audition, Adobe premiere pro, Adobe Media Encoder, Adobe Dreamweaver, Notepad+ и др. Данный компьютер можно использовать в различных секциях и кружках для решения нестандартных задач. Четвертый вариант компьютера используется в профессиональной деятельности. И такой компьютер может быть установлен в качестве рабочего, для учителя.
Данная ценовая политика не является окончательной и может колебаться как в большую, так и меньшую сторону. В таблицы приведены по одному из возможных вариантов сборки компьютеров. И не учтены скидки, которые могут быть как при оптовом заказе, так и на отдельные комплектующие. Что позволит существенно сократить расходы.
2.4. Дополнительное оборудование
Оборудование и его описание | Стоимость, руб. |
OLED или гибкий дисплей. В школах будущего тетради будут не нужны. Их заменят специальные OLED-дисплеи, размещенные на поверхности парты. Они похожи на обычную бумагу, очень легкие и тонкие. Их можно скрутить в трубочку или сложить стопкой. Кроме этого, гибкий дисплей нельзя порвать. Но самое главное его преимущество — интерактивность. На нем можно писать, рисовать, читать книги и смотреть видео. Таким образом, один дисплей заменит десятки тетрадей, дневников, учебников и книг на школьных уроках. Уже сейчас создана и широко используется цифровая бумага от Sony, которая весит всего 63 грамма и размером с лист А4. На ней можно писать специальным стилусом, легко выделять и редактировать текст, сохранять файлы и обмениваться ими с другими пользователями. | 30 000 |
Шлем виртуальной реальности Oculus Rift S По самым скромным оценкам аналитиков, текущий уровень виртуальной реальности едва дотягивает до 5% от будущего потенциала. Не каждый день развивается индустрия, способная изменить мир. Уже сейчас инструменты виртуальная реальности внедряют в: образование, медицину, СМИ, архитектуру и инженерное дело , промышленность , разведку , вооруженный комплекс . Кроме того, крупные корпорации инвестируют миллиарды в VR. Факты и прогнозы по состоянию на конец 2020 года: 1) в мире зарегистрировано более 700 VR стартапов; 2) число активных пользователей виртуальной реальности достигло 171 млн; 3)к 2018 75% ведущих мировых брендов имели опыт работы с VR; 4)в 2020 году емкость VR рынка составит 30 млрд долларов; 5) к 2025 году продадут 500 млн гарнитур; 6) в 2025 65% VR контента не будет связано с играми. | 39 890 |
3D принтер Wanhao Duplicator 6 Plus (D6 Plus) в корпусе Это устройство, которое из виртуальной 3D-модели может создать настоящий объект. К примеру, если нарисовать компьютерную модель ракеты с точными размерами в 3-х измерениях, то 3D-принтер “напечатает” ее в натуральную величину. Моделирование проводится в специальном редакторе — CAD или САПР (система автоматизированного проектирования). Сегодня самому рисовать модель объекта не обязательно, так как готовые варианты можно легко скачать с различных интернет-сайтов. Например, если на уроке труда не хватает определенной детали, то не нужно тратить время на создание модели — ее быстро можно скачать с интернета, распечатать и продолжить занятие. | 59 900 |
“Умный” стол. По сути это обычный планшет, но больших размеров, с которым одновременно могут работать несколько человек. Например, на уроке рисования дети смешивают разные цвета спектра и видят, какой результат дает то или иное сочетание цветов. При этом не нужно использовать краски и альбомы, все происходит мгновенно перед глазами детей. “Умный” стол имеет большое количество полезных для обучения приложений. Так, на уроке природоведения можно будет совершить виртуальную экскурсию в любой музей мира.Примером использования этой технологии может быть Samsung SUR40 для Microsoft Surface — это увеличенная версия планшета до размера стола. Во время занятий ученики садятся вокруг такого стола-планшета и одновременно могут писать с помощью виртуальной клавиатуры, просматривать изображения или читать текст. | 95 000 |
Монитор LG 27UK650 для фоторедакции. Монитор LG 27UK650 для фоторедакции обладает высокой чёткостью изображения , что позваляет делать качественные изображения | 16000 |
Голографический проектор Голографические учебные макеты позволяют: 1) объекты микро- и макромира, наблюдение которых невозможно без специальных приспособлений 2) объекты и явления, наблюдение которых в реальности опасно, вредно для здоровья или дорого 3) Работу систем и механизмов, которую невозможно показать, не разбирая устройство 4) Обучающийся может разбирать голографический макет на составные части, делать детали объекта прозрачными, вращать объект и рассматривать его со всех сторон. 5) Голографический макет позволяет показать химические реакции, физические и биологические процессы, работу сложных систем и механизмов, процессы микро- и макромира 6) В процессе демонстрации голографических макетов обучающемуся может демонстрироваться методическая информация, описывающая текущее состояние макета. При демонстрации процессов методическая информация описывает текущее состояние системы и изменяется по ходу воспроизведения 7) NettleDesk может применяться в качестве голографической лаборатории, в которой обучающийся может проводить различные эксперименты, а также в качестве голографических тренажёров для центров подготовки специалистов в различных направлениях. | 50 000 |
Заключение
Целью проекта являлось создание образа компьютерного класса ближайшего будущего. Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач: ознакомиться с историей создания компьютера, рассмотреть тенденции изменения школьного образования в области преподавания информатики и информационными технологиями современного мира. Проанализировать к чему приведёт прогресс технологий, и какими они будут в будущем. Провести сравнительный анализ вариантов обновления и текущего состояния кабинета №26. Подобрать оптимальные варианты компьютеров для профильного кабинета.
На начальном этапе была изучена история создания и развития компьютеров. Изучены и проанализированы новинки современной техники и требования компьютерному классу (рекомендации по оснащению, санитарно-эргономические требования и т.п.), примерные схемы организации компьютерного класса, нормы СанПиН и др. Мною были рассмотрены перспективные профессии, которые, которые оказались тесно связаны с предметом информатика. Поэтому изучение информатики в школе на профильном уровне, на мой взгляд, является перспективным направлением для будущего выпускников. Мною был проведен опрос школьников разных классов, по результатам которого было видно, что большинство из них, хотят так или иначе связать свою жизнь с информационными технологиями. Учащиеся считают, что создание профильного кабинета позволит расширить их кругозор и даст возможность повысить свои шансы при поступлении и в дальнейшем быть конкурентно способными на рынке труда.
Результат моего проекта является подбор необходимого оборудования для базового и профильного изучения предмета информатики, сравнительный анализ текущего и необходимого оборудования и расчет стоимости каждого проекта. Так же был произведен подбор дополнительного оборудования, которое может быть использовано, как для изучения информатики, так и для изучения других предметов, который был оформлен в прайс-лист.
Список литературы.
Интернет-ресурсы
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Две снежинки
Сказка об одной Тайне
Сказка про Серого Зайку
Лавовая лампа