Работа посвящена исследованию читательской компетенции
Вложение | Размер |
---|---|
kak_povysit_skorost_chteniya.docx | 83.06 КБ |
Научно-практическая конференция младших школьников
«Первое открытие» Петровского городского округа
Секция: родное слово
Название работы: «Как повысить скорость чтения? (техника быстрого чтения)»
Автор работы: Гусев Данил.Место выполнения работы:С Константиновское, МКОУ СОШ №11,3 Б классРуководитель: Бондаренко Елена Александровна,учитель начальных классов МКОУ СОШ №11, высшая категория |
Содержание
Введение | 3 |
Основное содержание | 4 |
Практическая часть | 5 |
Экспериментальная часть | 7 |
Выводы | 9 |
Практическая значимость работы | 11 |
Список литературы | 12 |
Рекомендации по развитию техники чтения | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Мы заканчиваем 3 класс. С каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. Фактор номер один - скорость и осознанность чтения [5]. Но современные дети так мало читают, и мы не исключение.
Как помочь самим себе правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении (ведь имея низкую скорость чтения, мы просто не будем успевать выполнять задания)?
Проблема исследования: низкая техника чтения, нежелание читать больше.
Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 30-40 слов;
Задачи исследования:
Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;
Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;
Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;
Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.
Объект исследования: чтение
Предмет исследования: скорость чтения.
Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных
упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 3 недели примерно на 30-40 слов.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение,
интервьюирование, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение, конструирование памяток.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Пословица гласит: «Чтение - вот лучшее учение». А ещё - «Кто много читает, тот много знает».
С помощью словаря мы узнали, что чтение - это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из её источника [2].
Благодаря чтению человек получает 90% информации. Читая, человек узнаёт мир, учится анализировать свои поступки, понимать других людей; узнаёт новое о мире, расширяет свой словарный запас [4].
Мы начали свою работу с того, что попытались разобраться, что же такое техническая сторона чтения?
Навык чтения - это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится, складывается из двух сторон (смысловой и технической) и включает следующие элементы:
- правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений;
- умение понимать содержание текста, его смысл;
- выразительность - умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл;
- это способ чтения; различают четыре способа чтения: побуквенный, слоговой, плавный слоговой с прочтением целыми словами, чтение словами.
это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.
Техническая сторона чтения (техника чтения) - это способ чтения,
правильность, скорость, выразительность. Каждый из данных компонентов, как и их совокупность, подчинён пониманию прочитанного.
Скорость чтения - один из показателей техники чтения, характеризуется количеством слов, произносимых в минуту, и зависит от способа чтения [3].
Школьнику необходимо оптимальное чтение. Оптимальная скорость - это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). К такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, при этой скорости достигается лучшее понимание текста [5].
Беседуя с учителями русского языка нашей школы, мы задавали им вопрос о необходимой, по их мнению, скорости чтения в старших классах. Мальцева Е.И. сказала о скорости чтения не менее 150 слов минуту. Она уверена, что скорость чтения напрямую связана с успешностью учащихся при обучении. Блинов Э.И. рекомендовал 120-140 слов в минуту. По его мнению, темп чтения должен быть приближен к темпу понятной разговорной речи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Всю экспериментальную часть мы разделили на три этапа: стартовой диагностики, собственно экспериментальный и итоговой диагностики.
На этапе стартовой диагностики перед нами стояло 2 задачи: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью; определить свою скорость чтения и понимание прочитанного.
Для решения первой задачи мы сравнили количество слов в одном из параграфов учебников 3 и 5 классов с одной темой и проверили, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания.
3 класс «Окружающий мир», тема «Экологическая безопасность». Параграф учебника составил 495 слов. Скорость чтения Антона 60 слов в минуту. Он прочитал этот текст за 9,5 минут. Ответы на вопросы заняли 2 минуты; пересказ - 7 минут. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру ему понадобилось 18,5 минут.
Если же скорость чтения ниже, например, около 50 слов в минуту, то на эту же работу ученику потребуется уже более получаса.
В учебнике истории 5 класса по теме «Пётр I. Россия на рубеже веков» содержится 971 слово, т.е. в 2 раза больше, чем в учебнике 3 класса. Антон читал параграф 15 минут. Ответы на вопросы заняли 5 минут. На пересказ он потратил 10 минут. Всего на эту работу потратил 30 минут.
А с низкой скоростью чтения ученик просидит только с одной историей более часа. Объём и количество учебных предметов у пятикассников намного больше нашего. При низкой скорости чтения ученику старших классов и 24-х часов не хватит, чтобы прочитать весь объём домашнего задания.
Проанализировав данные, мы составили таблицу «Время, необходимое на выполнение домашнего задания»:
Класс Класс | Количество слов в параграфе | Скорость чтения сл/мин | Время, затраченное на чтение (мин) | Время, затраченное на пересказ (мин) | Время, затраченное на устные ответы на вопросы (мин) | Общее время работы с текстом (мин) |
3 | 495 | 60 85 | 9,5 | 7 | 2 | 18,5 |
5 | 971 | 15 | 10 | 5 | 30 |
Для решения второй задачи мы традиционным способом проверили скорость чтения трех учеников. Были даны три минуты для чтения текста, количество прочитанных слов делилось на 3 и мы узнавали среднюю скорость чтения в минуту. После прочтения мы ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание прочитанного. Данные о первом срезе мы оформили в диаграмме «Стартовая диагностика».
Диаграмма «Стартовая диагностика»
кол-во слов в минуту
ответы на вопросы по содержанию
64 67
Выводы: скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
скорость чтения учеников даже одного класса может быть различной.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Чтобы добиться результата, нужна система занятий. На втором этапе согласие на участие дали 3 человека. Ежедневно, мы выполняли комплекс упражнений, продолжительность каждого занятия составляла 60 минут. Всего за 3 недели провели 15 занятий (с 11.01.2021 по 02.02.2021). Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать.
Каждое занятие начиналось с контрольного чтения текста, после которого мы отмечали полученный результат на Графике роста скорости чтения.
Ежедневно, после троекратного повторного чтения того же текста мы записывали горизонт увеличения скорости чтения на ближайшие дни.
Выполняли упражнения, используя предлагаемые правила чтения, помогающие быстрее находить информацию и лучше ее запоминать.
Упражнения по чтению на материале таблиц звуков, слогов, слов и словосочетаний, используя три способа прочтения («Прятки», «Титры», «Скороговорки»), требующие умения быстро и правильно говорить, выполняли, чередуя их с другими упражнениями:
на развитие внимания («Найди спрятанные слова», «Зачеркни разными способами», «Найди лишнее»);
на развитие мышления («Поиск закономерностей», «Найди пару»);
на тренировку памяти («Запомни и покажи»);
на расширение поля зрения, необходимого для охвата слова или словосочетания целиком (таблицы Шульте, числовые пирамиды, лабиринты).
Чередование упражнений позволяло мобилизовать познавательные процессы на достижение целей исследования. Все упражнения старались выполнять с максимальной скоростью. Результаты выполнения сложных упражнений мы записывали внизу страницы (время, объём) [1].
Техника быстрого чтения обеспечивалась высокой концентрацией
внимания, развитием волевых усилий.
Кроме предложенного комплекса упражнений мы выполняли ещё несколько упражнений на развитие техники чтения.
Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивалась вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Наша задача была, двигая глазами, справа налево прочитать 2 страницы текста.
Корректировка деформированных предложений. Необходимо было найти в предложении смысл, расставив верно слова в нужной форме, например: «стоящего мимо осторожно автомобиля проходи».
Поиск в тексте заданных слов. Задаются 1-3 слова, которые надо как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, можно подчеркнуть или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность запоминать образы слов, а так же развивает словесную память.
Игра в прятки. Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Каждый из нас был очень рад, когда первым успевал найти абзац, который читал ведущий [5].
Кроме всего этого, ежедневно на ночь мы читали не менее 2- 3 страниц печатного текста.
Выводы:
Наиболее эффективными оказались упражнения, имеющие творческий занимательный характер (мы ведь дети - большие любители поиграть) такие как «Поиск закономерностей», «Запомни и покажи», лабиринты, поиск в тексте заданных слов, Игра в прятки, таблицы Шульте.
Ещё нам очень нравилось контрольное чтение текстов, т.к. не терпелось узнать, на сколько слов повысилась наша скорость чтения;
Сложными для нас были упражнения: «Найди слова», работа с таблицами звуков, слогов, слов, словосочетаний, используя три способа чтения «Прятки», «Титры», «Скороговорки», т.к. необходимо было прилагать
усилия для качественного их выполнения;
На эффективность работы повлияли личные психофизические, логопедические особенности, но положительные изменения есть у всех;
Чтобы видеть прогресс каждого необходимо фиксировать результаты на «Графике повышения скорости чтения» понимая, что всегда есть то, к чему можно стремиться.
На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений.
Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. Количество слов, прочитанных за 3 минуты, делилось на 3, и мы узнавали скорость чтения за 1 минуту. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты представлены на диаграмме «Итоговая диагностика» и зафиксированы на Графике роста скорости чтения.
Выводы:
- скорость чтения каждого из учеников увеличилась;
- если заниматься подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут снизиться, особенно в начале работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ) Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение - основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания.
Работа над техникой быстрого чтения - процесс достаточно
длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для её тренировки.
На уроках мы стали замечать, что пополнился наш словарный запас. Задания, направленные на поиск информации в тексте мы выполняем теперь быстрее всех в классе. Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:
- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
-на эффективность работы влияют личные психофизические, логопедические особенности;
- скорость чтения при использовании упражнений увеличилась примерно на 30 слов у одного их участников, на 40 и более слов у двух других;
- повысилось качество понимания прочитанного и правильность чтения.
Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась.
Рекомендуем, по совету психологов, освоить технику беглого чтения детям до 12 лет. Регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки чтения, другим - не терять ранее приобретенные навыки [5].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Для отдельно взятого ученика: повышение скорости чтения, вне зависимости от индивидуальных особенностей; снижение количества времени, затрачиваемого на выполнения заданий на уроке и дома.
Для класса: есть ряд упражнений-игр для больших перемен, которые мы можем проводить, организовывая себя на игру самостоятельно, или их может организовывать учитель на уроках (минутки-шутки, которые направлены на повышение скорости чтения уже тем, что интересны детям).
Для родителей: работу по развитию навыка беглого чтения необходимо начинать с 6-7 лет, поэтому для родителей 1 класса мы сконструировали
памятки: советы родителям «Как помочь ребёнку научиться бегло читать».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание шестое. Феникс. 2013 г.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4е издание, дополненное. Москва. 2010 г.
http: //www. nsportal .ru
http://www. skorochtenie.info/
Снежный всадник
Эта весёлая планета
Свинья под дубом
Сила слова
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?