Вложение | Размер |
---|---|
npk_sozvezdie_firsova_elizaveta_sosh_38.docx | 736.69 КБ |
Городская конференция учащихся
«НАУКА: ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА.»
Направление: математика
Тема
«Процент –
универсальный
инструмент»
Фирсова Елизавета,
МОАУ «СОШ №38
имени Героя Советского Союза
Павла Ивановича Беляева» г. Орска
8В класс
Руководитель:
Лазарева Марина Сергеевна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
г. Орск, 2021 год
Содержание
Введение …………………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. История возникновения процентов …………………………………….. 1.1. История происхождения процентов …………………………………………. 1.2. Версии появления знака процента …………………………………………… 1.3. Старинные задачи с процентами …………………………………………….. | 5 5 6 6 |
Глава 2. Типы задач на проценты и методы их решения ……………………….. | 7 |
2.1. Понятие процента …………………………………………………………….. 2.2. Три типа задач на проценты и основные методы их решения ……………… 2.3. Примеры решения типов задач на проценты основными методами ……… 2.4. Другие методы решения задач на проценты ………………………………… 2.5. Задачи на проценты из ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по математике в 5-8, 9, 11 классах... | 7 7 8 9 12 |
Глава 3. Практические задачи на проценты в школе и повседневной жизни …... | 14 |
3.1. Проценты в школьных предметах …………………………………………… 3.2. Проценты в производственной сфере ……………………………………….. 3.3. Проценты в семье и обществе ……………………………………………….. 3.4. Проценты в классном коллективе …………………………………………… | 14 16 19 21 |
Заключение ………………………………………………………………………… Список литературы ………………………………………………………………... Приложение 1. Анкетирование «Актуальность процентов в жизни человека» .. Приложение 2. Интересные факты с процентами ……………………………….. Приложение 3. Примеры задач на проценты из ВПР по математике 5-8 классов Приложение 4. Сборник задач по математике «Проценты в нашей жизни» …… | 23 24 25 27 29 33 |
Введение
«Гений – это 99 процентов труда и только 1 процент таланта».
Томас Эдисон
Математика нужна всем людям на свете. Без знания этой науки невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер. Во всех школах мира детей учат математике, потому что эта наука – самое главное знание, которое ещё в древности уважали и обожествляли. Поэтому каждый ученик должен подружиться с математикой.
В школьном курсе математики учащиеся 5 класса знакомятся с понятием процента. Тема «Проценты» имеет очень древние корни, но, несмотря на это, она весьма актуальна во все времена.
Что больше 75 процентов от 150 или 150 процентов от 75? Товар сначала повысили на 10%, а потом понизили на 10% – изменилась ли цена? Если изменилась, то как? Брать ссуду в банке или купить в кредит? Может быть выгоднее накопить денег для покупки дорогостоящей вещи? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, необходимо знать, что такое «процент» и уметь решать задачи на проценты.
Процент – это одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Часто можно прочитать или услышать, например, что «в выборах приняли участие 56% избирателей», или «рейтинг победителя хит-парада равен 73%», «скидка 50% на весь товар», или «успеваемость в классе составляет 85%», «молоко содержит 1,5% жира» или «эта ткань на 100% состоит из хлопка».
В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку. Практическое значение этой темы очень велико и затрагивает различные стороны нашей жизни, в частности для решения повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов экономики и производства. Без умения понимать информацию, связанную с процентами, в современном обществе просто трудно было бы существовать. Эти обосновывается актуальность изучения темы «Процент» в школьном курсе математики, да и в жизни в целом.
Чтобы исследовать актуальность использования понятия «Процент» в повседневной жизни, в профессиональной деятельности, было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов, родителей обучающихся и учителей. Всего в анкетировании приняли участие 210 человек (Приложение 1).
Результаты анкетирования показали, что:
При этом любой человек должен свободно решать задачи на проценты, предлагаемые самой жизнью, уметь посчитать различные предложения магазинов, кредитных организаций и различных банков и выбрать наиболее выгодные варианты. Но здесь возникает проблема: люди, встречаясь с процентами каждый день (скидки в магазинах, кредиты, налоги, содержание питательных веществ в продуктах), не умеют выполнять процентные расчеты, необходимые для жизни.
Гипотеза: Знания подходов к процентным вычислениям можно использовать не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Объект исследования: Процент как универсальная единица сравнения различных данных.
Предмет исследования: Процентные вычисления в школе и в жизни.
Цель работы: обобщить типы задач в школьном курсе математики основной школы и систематизировать методы их решения для применения знаний о проценте в повседневной жизни каждого человека.
Задачи работы:
Для решения поставленных задач используются методы и приемы исследования:
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данного теоретического и практического материала на уроках математики в 5-6 классах, на уроках физики, химии, биологии в 8-11 классах, при подготовке к ВПР по математике в 5-8 классах, к ОГЭ по математике в 9 классе, к ЕГЭ по математике в 11 классе, а также на занятиях математического кружка в школе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Данная работа относится к теоретическим и прикладным исследованиям. В результате работы составлен cборник задач по математике «Проценты в нашей жизни».
Глава 1. История возникновения процентов
Слово «процент» происходит от латинского «pro centum», что буквально означает «за сотню» или «со ста». История происхождения процентов началась еще в древности.
Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же сотых долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятиричными дробями. Уже в клинописных табличках вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До наших дней дошли составленные ими таблицы, при помощи которых можно легко и быстро определить, какова сумма процентных денег.
Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Они называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Они брали с должника лихву (деньги сверх того, что брали в долг). При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы». Так как слово «на сто» по латыни звучит «про центум», то сотую часть и стали называть процентом. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.
У народов Индии своя история появления процентов. Проценты были известны в Индии ещё в V веке. Индийские математики по-своему считали процент. И это очевидно, так как именно в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления. Они пользовались тройным правилом (использованием пропорции). Кроме этого, в Индии проводили более сложные операции с процентами, чем просто считать сдачу.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умение вычислять проценты. Тогда уже проценты, история которых началась гораздо раньше, начали свою эволюцию. Торговцам приходилось считать не просто проценты, а проценты с процентов, сложные проценты. Некоторые компании даже составляли свои таблицы и схемы по вычислению процентов. Эти таблицы считались коммерческой тайной и тщательно охранялись.
Но уже в 1584 году таблицы с расчетом процентов перестали быть тайной. Дело в том, что Симон Стевин, инженер из Нидерландов, известный замечательным разнообразием научных открытий, опубликовал таблицу процентов.
В России понятие «процент» впервые ввел Пётр I в 18 веке, когда рубль стал состоять из 10 гривенников, а позже из 100 копеек. Употребление термина «процент» в качестве нормы русского языка начинается с конца XVIII века. Об этом свидетельствует сравнительный анализ текстов двух фундаментальных учебников по математике Ефима Войтеховского (первое издание 1795 года) и Т.Ф. Осиповского (первое издание 1802 года). В обоих учебниках имеется по несколько задач «на проценты по вкладу». Но Е. Войтеховский оперирует исключительно сотыми долями, тогда как Т.Ф. Осиповский уже употребляет термин «процент».
Долгое время под процентами понималась исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Проценты принимались только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась.
Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %. После этой опечатки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.
До наших дней дошли несколько задач на проценты разных исторических эпох.
Задача 1. Один небогатый римлянин взял в долг у заимодавца 50 сестерциев. Заимодавец поставил условие: «Ты вернешь мне в установленный срок 50 сестерциев и еще 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?
Ответ: 60 сестерциев.
Задача 2. Некий человек взял в долг у ростовщика 100 рублей. Между ними было заключено соглашение о том, что должник обязан вернуть деньги ровно через год, доплатив еще 80% суммы долга, но через 6 месяцев должник решил вернуть долг. Сколько рублей он вернет ростовщику?
Ответ: 140 рублей.
Задача 3. М.В. Ломоносов тратил одну денежку на хлеб и квас. Когда цены выросли на 20%, на ту же денежку он приобрел полхлеба и квас. Хватит ли той же денежки хотя бы на квас, если цены еще раз вырастут на 20%?
Решение: Пусть примем денежку за единицу, стоимость хлеба обозначим Через х, а стоимость кваса – через у. Составим уравнения: до повышения цен х+у=1, а после повышения 1,2(0,5х+у)=1. Составим и решим систему уравнений: х+у=1 и 1,2(0,5х+у)=1. Решая систему, получаем y=2/3, x=1/3. А теперь найдем стоимость кваса после двух повышений 1,2·1,2·2/3=0,96.
Ответ: денежки хватит на квас.
Таким образом, понятие процента зародилось еще в древности, у древних вавилонян. Известны 2 версии происхождения знака процента (%). В Приложении 2 приведены интересные факты о процентах.
Глава 2. Типы задач на проценты и методы их решения
2.1. Понятие процента
Само понятие «проценты» привычно употребляется в жизни: в разговоре, в средствах массовой информации для того, чтобы по возможности кратко сообщить количественную информация о сравнении данных, характеризующих различные ситуации.
В повседневной жизни мы имеем дело с сотыми частями величин: сотую часть рубля называют копейкой, сотую часть доллара называют центом, сотую часть метра – сантиметром, сотую часть гектара – аром, сотую часть века – годом, т.е. 1 копейка – 1% рубля; 1 цент – 1% доллара; 1см – 1% метра; 1 ар - 1% гектара; 1 год – 1% века.
Процент – это сотая часть числа.
1%=1/100=0,01.
Проценты тесно связаны с обыкновенными и десятичными дробями. Поэтому стоит запомнить несколько простых равенств. Для решения задач необходимо знать о числовой связи дробей и процентов. Так, половина – 50%, четверть – 25%, три четверти – 75%, одна пятая – 20%, а три пятых – 60%. Знание соотношений из приведенной ниже таблицы облегчит решение многих задач.
Проценты | 50% | 25% | 75% | 20% | 40% | 60% | 10% | 5% | 2% |
Дробь | 1/2 | 1/4 | 3/4 | 1/5 | 2/5 | 3/5 | 1/10 | 1/20 | 1/50 |
Десятичная дробь | 0,5 | 0,25 | 0,75 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,1 | 0,05 | 0,02 |
Правило 1. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
Например: 0,856 = 0, 856·100% = 85,6%
Для обратного перехода выполняется обратное действие.
Правило 2. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число
процентов на 100 .
Например: 41% = 41:100 = 0,41.
2.2. Три типа задач на проценты и основные методы их решения
Анализ учебников математики для 5-6 классов позволил выделить три основных типа задач на проценты:
При этом школьный курс математики 5-6 класса предлагает три основных метода решения задач на проценты:
Соотнесем основные типы задач на проценты, основные методы их решения и правила в таблице.
1 метод решения | 2 метод решения | 3 метод решения | |
1 тип задачи на проценты | Чтобы найти проценты от числа, нужно сначала найти один процент, а потом умножить полученное число на количество процентов. | Чтобы найти процент от числа, нужно умножить число на проценты, выраженные дробью (десятичной или обыкновенной). | все - 100% часть - часть в % Найти неизвестный член пропорции |
2 тип задачи на проценты | Чтобы найти число по его процентам, нужно сначала найти один процент, а потом умножить полученное число на 100 процентов. | Чтобы найти число по данным его процентам, нужно выразить проценты в виде десятичной или обыкновенной дроби, а затем значение процентов разделить на эту дробь. | все - 100% часть - часть в % Найти неизвестный член пропорции |
3 тип задачи на проценты | Чтобы найти процентное отношение двух чисел нужно найти один процент и на него разделить число, процент которого находится. | Чтобы найти процентное отношение двух чисел, нужно отношение этих чисел умножить на 100%. | все - 100% часть - часть в % Найти неизвестный член пропорции |
2.3. Примеры решения типов задач на проценты основными методами
В соответствии с приведенной выше таблицей основных типов задач на проценты и основных методов их решения рассмотрим пример решения трех задач тремя методами, но одной типичной ситуации.
1 метод решения | 2 метод решения | 3 метод решения | |
1 тип задачи на проценты В школе 800 учащихся, из них 30% - мальчиков. Сколько мальчиков в школе? | Всего 800уч. – 100% Мальчики ?уч – 30% 1) 800:100=8(уч) – 1 % 2) 8∙30 = 240(уч) – мальчики. Ответ: 240 мальчиков. | Всего 800уч. – 100% Мальчики ?уч – 30% Заменить 30% процентов дробью и найти дробь от числа. 1% = 0,01, 30% = 0,3. 1) 800∙0,3 = 240 мальчиков. Ответ: 240 мальчиков. | Всего 800уч. – 100% Мальчики ?уч – 30% Это прямая пропорциональная зависимость. 800 : х = 100 : 30. х = 800 ∙ 30 : 100 = 240 мальчиков. Ответ: 240 мальчиков. |
2 тип задачи на проценты В школе учится 240 мальчиков, что составляет 30% всех учащихся школы. Сколько учеников в школе? | Всего ?уч. – 100% Мальчики 240уч – 30% 1) 240:30=8(уч) – 1 % 2) 8∙100 = 800(уч) – всего. Ответ: 800 учеников. | Всего ?уч. – 100% Мальчики 240уч – 30% 1% = 0,01, 30% = 0,3. 1) 240:0,3 = 800 учащихся. Ответ: 800 учащихся. | Всего ?уч. – 100% Мальчики 240уч – 30% Это прямая пропорциональная зависимость. х:240 = 100:30. х = 240∙100:30 = 800 учащихся. Ответ: 800 учащихся. |
3 тип задачи на проценты В школе 800 учащихся, из них мальчиков 240. Сколько процентов мальчиков в школе? | Всего 800уч. – 100% Мальчики 240уч – ?% 1) 800:100=8(уч) – 1 % 2) 240:8 = 30(%) – мальчики. Ответ: 30% мальчиков. | Всего ?уч. – 100% Мальчики 240уч – 30% 1) 240:800∙100% = 30(%) – мальчики. Ответ: 30% мальчиков. | Всего 800уч. – 100% Мальчики 240уч – ?% Это прямая пропорциональная зависимость. 800:240 = 100:х. х = 240∙100:800 = 30%. Ответ: 30% мальчиков. |
2.4. Другие методы решения задач на проценты
Кроме основных методов решения задач на проценты рационально использовать в банковских задачах, задачах на сложные проценты, задачах на смеси и сплавы другие методы их решения:
2.5. Задачи на проценты из ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по математике в 5-8, 9, 11 классах
Рассмотренные три типа задач на проценты и основные методы их решения изучаются в 5-6 классах на уроках математики, но проверка умений решать задачи на проценты сопровождает школьника на протяжении 7 лет: с 5 по 11 классах, а именно при написании ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Анализ интернет-сайтов по подготовке к ВПР по математике в 5-8 классах позволил выделить задачи на проценты:
Как видно из таблицы (Приложение 2) в ВПР 5 класса основные типы задач представлены в равных долях. В ВПР 6 класса недостаточно задач на процентное отношение чисел, в ВПР 7 класса, наоборот, меньше внимания уделяется нахождению числа по его проценту. А в ВПР 8 класса преобладают задачи на сушку фруктов (нахождение процента от числа) и процентную концентрацию растворов.
Изучив сборники для подготовки к ОГЭ по математике 9 класса, мы узнали, что в них встречаются задачи на проценты с прикладным применением в быту и повседневной жизни. Приведем примеры таких задач и их решения:
Согласно условию 350 рублей - это 100%, тогда 12% - это х. Составим пропорцию:
350 = 100%
Х = 12%
Х =
= 392 руб.
Ответ: 392 рубля придется платить ежемесячно за телефон в следующем году.
Согласно условию 28 тыс. р. - это 100%, тогда 10 % - это х. Составим пропорцию:
28000 = 100%
Х = 10%
Х =
28000 + 2800 = 30800 руб.
Ответ: 30800 рублей будет на этом счете через год.
Согласно условию 81млн. р. – это 100%, х – это 15%. Составим пропорцию:
81000000 = 100%
х = 15%
х =
Ответ: 12150000 рублей потрачено на эту статью бюджета.
Согласно условию 940 рублей – 50%, тогда 100% - х. Составим пропорцию:
940 = 50%
х = 100%
х =
Ответ: 1880 рублей стоил товар до распродажи.
Кроме того, анализ сайтов по подготовке к ЕГЭ по математике показал наличие задач на проценты и в материалах ЕГЭ 11 класса.
Ответ: 10.
Ответ: 7 560 рублей.
Ответ: 22%
Ответ: 1110рублей.
Ответ: 12 тетрадей.
Таким образом, рассмотрены три основные задачи на проценты, три основных метода их решения, проведен анализ содержания ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по математике в 5-8, 9, 11 классах на предмет содержания задач на проценты.
Глава 3. Практические задачи на проценты в школе и в повседневной жизни
Анализ учебников по математике, сборников и интернет-сайтов по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по математике в 5-8, 9, 11 классах позволил показать важность математических знаний о проценте и необходимость умения решать задачи на проценты школьнику на уроках математики. Но возникает вопрос: а другие школьные предметы оперируют понятием процента? А кроме школьников какие специалисты каких профессий используют понятие процента? А мои одноклассники? Ответы на эти и другие вопросы найдены ниже и приведены в таблице.
Направление применения процента | Область применения процента |
Школьные предметы | Биология Физика Химия География |
Производственная сфера | Промышленность Сельское хозяйство Экология Торговля Банковское дело |
Семья и общество | Демография ЖКХ Бюджет семьи |
3.1. Проценты в школьных предметах
Проценты в биологии
Для биологии стало уже традиционным применение математической статистики, различных методов математической обработки результатов эксперимента. Все эти направления не только интересны и важны, но и весьма результативны. Многие темы, изучаемые на уроках биологии, содержат процентные величины.
Нам расскажут не только о строении и законах живой природы, но и научат решать генетические задачи, в которых очень важно, например, правильно вычислить процентное соотношение и определить степень влияния факторов на признаки живого организма. Каждый человек имеет индивидуальные параметры, определяющие его физическое развитие: рост, вес, жизненная ёмкость легких и т. п., причем значения этих параметров могут сильно варьировать для некоторой группы людей, оставаясь при этом в пределах нормы. Указать среднее значение параметра физического развития (значение в норме) позволяет процент.
Например, благодаря уроку биологии и процентам, мы узнаем состав организма человека: вода-70%, органические вещества- 24%, неорганические вещества- 6%. Также в нашем организме насчитывается 400-600 мышц. У новорожденного масса мышц составляет 20-22% от общего веса тела, масса мышц у мужчин составляет 40-45%, у женщин (в возрасте 22-25 лет) – 30% от массы тела; в пожилом возрасте отмечается постепенное уменьшение массы мускулатуры до 25-30%. Сердце – небольшой полый мышечный орган. У человека оно с кулак и весит всего 300 г, это примерно 0,4-0,5% веса всего тела. 85% энергии сердца расходуется на продвижение крови по артериям и капиллярам и только 15% – на продвижение по крупным и средним артериям и венам.
Таким образом, мы видим, что в биологии проценты применяются при проведении тех или иных исследований.
Проценты в географии
Математика и география очень тесно связаны между собой; без царицы всех наук – математики – географии было бы очень трудно существовать.
На уроках географии учитель нередко использует проценты, например: всем известно, что воздух это смесь газов. Воздух состоит из: 78,1% азота, 20,9% кислорода и 0,9% аргона (данное соотношение их содержания сохраняется до высоты порядка 100 км). На долю данных газов приходится 99,96% массы атмосферы.
Пресная вода – вода Земли, в которой соли содержатся в минимальных количествах, солёность которой не превышает 0,1 %, даже в форме пара или льда. Ледяные массивы (к примеру, айсберги) в полярных регионах и ледники содержат в себе наибольшую часть пресной воды Земли. Помимо этого, пресная вода существует в реках, ручьях, подземных водах, пресных озёрах, а также в облаках. По разным подсчётам доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет 2,5-3 %. Около 85-90 % запасов пресной воды содержится в виде льда.
Так же можно сказать и об озере Байкал. Запасы пресной воды Байкал – это колодец планеты с чистой питьевой водой. В огромной котловине Байкала 23000 км3 воды. Это 20% мировых запасов пресной воды. И это 90% российских запасов пресной воды.
С помощью процентов в географии показывается какова демографическая ситуация в определенной местности, стране, мире. По соотношению количества ресурсов, населения, уровня жизни можно определить уровни жизни и развития различных регионов планеты.
Проценты в химии
В химии умение рассчитать проценты требуется при выполнении химических опытов и при решении задач. Проценты применяются при изучении темы «Растворы», «Чистые вещества и смеси», а также при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций (массовая доля примесей в веществе, выход продукта реакции от теоретически возможного). В химии понятие «процент» применяется для характеристики элемента, его содержания в воздухе, в земной коре и т.д.
«Тела (вещества) не реагируют, если они не растворены». Так считали в древние времена алхимики, и в этом изречении есть значительная доля истины. Любые растворы состоят из растворителя и растворенного вещества. Каким бы не было агрегатное состояние растворителя, в его названии обязательно указывается «сколько процентов вещества растворено в определенном объеме растворителя». Чем больше вещества растворено, тем раствор концентрированней. Чтобы вычислить процентную концентрацию (или массовую долю растворенного вещества) необходимо воспользоваться формулой:
W =m (растворенного вещества)/ m (раствора) × 100%.
Из этой же формулы можно вывести и массу растворенного вещества, если известны масса раствора и процентная концентрация раствора.
Проценты имеют широкое практическое применение в химии. С их помощью более ярко можно донести нужную информацию. Проценты помогают многое нам узнать, надо только уметь понимать, о чём они «говорят».
Проценты в физике
В физики понятие «процент» используется при определении коэффициента полезного действия, точности измерительных приборов, при записи каких-либо результатов, определении влажности воздуха. Также в данной науке существуют такое понятие как допустимый процент напряжения в бытовых приборах, в процентах измеряется износ металла и т.д.
Относительная погрешность измерительного прибора — отношение абсолютной погрешности прибора к действительному значению величины, выраженное в процентах.
КПД – это отношение полезной работы механизма к полной его работе. Данный коэффициент тоже измеряется в процентах.
Трудно найти область нашей жизни, где бы ни применялись, проценты. Как известно, выводы опираются на анализ. А самый удобный и быстрый способ анализировать – процентный.
3.2. Проценты в производственной сфере
Проценты в промышленности и сельском хозяйстве | ||||||||||
Задача | Решение | |||||||||
Задача № 1. После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35000 рублей. Какова была величина чистого дохода предпринимателя? | Пусть х - это чистый доход предпринимателя, тогда х-0,3х=35000 0,7х=35000 х=50000 Ответ: 50000 рублей. | |||||||||
Задача № 2. После реконструкции завод увеличил выпуск продукции на 30%. Спустя некоторое время выпуск продукции увеличился на 10%, а после замены оборудования еще на 15%. На сколько процентов увеличился первоначальный выпуск продукции? | Пусть х – это первоначальный выпуск продукции, тогда х·(1+0,3)=1,3х – выпуск продукции после увеличения на 30%; 1,3х·(1+0,1)=1,43х – выпуск продукции после увеличения еще на 10%; 1,43х·(1+0,15)=1,6445х – выпуск продукции после увеличения еще на 15%; 1,6445х – х = 0,6445х или 64,45%. Ответ: на 64,45%. | |||||||||
Задача № 3. Токарь вытачивал за час 40 деталей. Применив резец из более прочной стали, он стал вытачивать на 10 деталей в час больше. На сколько процентов повысилась производительность труда токаря? | Чтобы решить эту задачу, надо узнать, сколько процентов составляют 10 деталей от 40. Для этого найдем сначала, какую часть составляет число 10 от числа 40. Мы знаем, что нужно разделить 10 на 40. Получится 0,25. А теперь запишем в процентах – 25%. Ответ: 25%. | |||||||||
Задача № 4. В феврале цена на нефть увеличилась на 12% по сравнению с январской. В марте цена нефти упала на 25%. На сколько процентов мартовская цена изменилась по сравнению с январской? | Если х – январская цена нефти, то февральская цена нефти равна (1 +0,01·12)х = 1,12х. Чтобы вычислить мартовскую цену у на нефть, следует умножить февральскую цену 1,12х на (1-0,01·25)=0,75, т.е. у =0,75 ·1,12х=0,84х, мартовская цена отличается от январской на ·100 –100 = =84-100 = -16(%), т.е. цена упала на 16 % Ответ: цена упала на 16%. | |||||||||
Задача № 5. Завод произвёл за год 40000 автомобилей, а в следующем году – только 36000 автомобилей. Сколько процентов это составило по отношению к выпуску предыдущего года? | 36000 : 40000 · 100 = 90% . Ответ: 90%. | |||||||||
Проценты в экологии | ||||||||||
Задача № 1. В 1 м2 городского воздуха содержится около 5000 микробов. А в 1 м2 лесного массива - около 500 микробов. Какой процент микробы 1м2 лесного массива составляют от микробов 1м2 городского воздуха? | 500:5000 = 0,1 = 10%. Ответ: 10% | |||||||||
Задача № 2. В 2018 году было посажено саженцев 250 га, а в 2019 году и в 2020 году площадь саженцев составила 72% от площади, засаженной в 2018 году. Сколько гектаров саженцев было посажено в 2019 и 2020 году? |
(га) Ответ: по 180 га. | |||||||||
Задача № 3. В городе через канализационную очистительную систему (КОС) в 2020 году поступало 2840 тонн загрязняющих веществ. Из них 23% проходят недостаточную очистку, а 7% остаются без очистки. Какое количество загрязняющих веществ возвращается в природные водоемы практически без очистки? | 1) 23% +7% = 30 % 2) (т) Ответ: 852 тонны. | |||||||||
Задача № 4. Сколько тонн отходов от автотранспорта было выброшено в 2019 году в атмосферу города, если угарный газ составил 10300 тонн, оксид азота составил 13% от величины угарного газа, оксиды серы составили 3,5% от величины угарного газа? | 1)10300:100·13 =1339 (т) 2)10300:100·3,5 =360,5 (т) 3)10300+1339+360,5= 11999,5 (т) Ответ: 11999,5 тонн. | |||||||||
Задача № 5. В 2017 году от пожаров погибло 10 га леса, в 2018 — в два раза больше, в 2019 году — в 7 раз больше, чем в 2018 году. На сколько процентов увеличилась площадь леса, погибшего от пожаров? |
Ответ: на 1300%. | |||||||||
Проценты в торговле | ||||||||||
Задача № 1. Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре еще на 10%. Какой стала стоимость зонта в декабре? | 1) Стоимость зонта в ноябре составляла 85 % от 360 руб., т. е. 360·0,85 = 306(р). 2) Второе снижение цены происходило по отношению к новой цене зонта; теперь следует искать 90 % от 306р., т. е. 306·0,9 = 275,4 (р) Ответ: 275,4р. | |||||||||
Задача № 2. Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 900 рублей после повышения цены на 10%? | Находим 10% от 40 10:100 ·40 = 0,1·40 = 4р 40+4 = 44 (р) Ответ: на 900 рублей можно купить 20 ручек. | |||||||||
Задача № 3. Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены? | 100% - х р. 116% - 3480 р. Составляем и решаем уравнение 100·3480 = 116·х х = 3000. Ответ: 3000 рублей стоил чайник до повышения цены | |||||||||
Проценты в банковском деле | ||||||||||
Задача № 1. Каким должен быть начальный вклад, чтобы при ставке 4% в месяц увеличился за 8 месяцев до 33000 рублей? | S0 · (1+8 ·) = 33000, S0 = 33 000 · = 25000 рублей Ответ: начальный вклад должен быть 25000 рублей. | |||||||||
Задача № 2. Банк обещал своим клиентам годовой рост вклада 30%. Какую сумму денег может получить человек, вложивший в этот банк 450 тысяч рублей? | 1) 450 · 0,3 = 135( тыс. руб.) – «прирост» за год. 2) 450 + 135 = 585( тыс. руб.) Ответ: в конце года на счете будет находиться 585 тысяч рублей. | |||||||||
Задача № 3. Какую сумму следует положить в банк, выплачивающий 25% годовых, чтобы по истечении года получить 1000 рублей? | 1)100% + 25% = 125% - составляет 1000 руб. от первоначального вклада. 2)100 ·1000:125 = 800 (руб.) – сумма вклада. Ответ: сумма вклада 800 рублей. | |||||||||
Задача № 4. Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц 2% от внесённой суммы. Клиент сделал вклад в размере 500 рублей. Какая сумма будет на его счёте через полгода? | Для решения задачи достаточно подставить в формулу величину процентной ставки p = 2, число месяцев n = 6 и первоначального вклада S0 = 500: S = 500 ·(1 + ) = 500 ·1,12= 560 (руб.) Ответ: через полгода на вкладе будет 560 рублей. |
3.3. Проценты в семье и обществе
Проценты в демографии Объектами изучения в демографической науке являются население, его состав и численность (по полу, возрасту, национальностям, занятиям, образованию и т.д.), перемены в нем, так называемое движение населения (рождаемость, брачность, смертность, болезни, эмиграция), деятельность населения (сельское хозяйство, промышленность, торговля, кредит, движение на путях сообщения, страхование, преступность и т.д.). | |
Задача | Решение |
Задача № 1. Средняя продолжительность жизни россиян составляет 66 лет, причём 10% из этих лет мы проживаем за счёт медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? |
Ответ: на 6 лет. |
Задача № 2. Величина прожиточного минимума на одного человека в России в среднем в 2012 году составила 6643 рубля, а в Ханты –Мансийском автономном округе – Югре – 9228 рублей. На сколько процентов величина прожиточного минимума в Ханты –Мансийском автономном округе – Югре выше, чем по России? | 1) 9228 ·100:6643≈139% 2) 139-100 = 39% Ответ: на 39%. |
Задача № 3. В 2018 году средняя продолжительность жизни россиян 70 лет, что составляет 25% от возможной продолжительности жизни человека. Сколько лет может прожить человек? | х л – 100% 70 л – 25% х = 70·100:25=280 Ответ: человек может прожить 280 лет. |
Задача № 4. В 2019 году в одном городе количество родившихся детей составило 893, число умерших – 361. На сколько процентов увеличилось население города, если на начало года было 56380 человек? |
Ответ: на 1%. |
Задача № 5. Размер месячных доходов на одного жителя города в 2017 году составлял 29 986 рублей, а в 2019 году - 33 009 рублей. На сколько процентов увеличился доход на одного жителя за 2 года? | 1) 33009·100: 29986 = 110% 2) 110-100 = 10% Ответ: на 10%. |
Проценты в сфере услуг | |
Задача № 1. В газете сообщается, что с 1 октября согласно новым тарифам стоимость 1 кубического метра газа составит 3 рубля вместо 2 рублей 81 копейки. На сколько процентов выросла цена на газ? | Разность тарифов составляет 0,19 руб., а ее отношение к старому тарифу примерно равно 0,068. Выразив это отношение в процентах, получим примерно 6,8 %. Ответ: на 6,8%. |
Задача № 2. В газете сообщается, что с 10 июня согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составит 3 рубля 15 копеек вместо 2 рублей 27 копеек. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5%? | Разность тарифов составляет 0,4 рубля, а ее отношение к старому тарифу примерно равно 0,145. Выразив это отношение в процентах, получим примерно 14,5%. Ответ: да, соответствует. |
Задача № 3. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 рублей. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю? | Так как 4% от 250 рублей составляют 10 рублей, то за каждый просроченный день сумма оплаты на день им придется заплатить 250+10 = 260 рублей, на неделю 250+ 10 ·7 = 320 рублей. Ответ: 320 рублей. |
Задача № 4. Стоимость проезда в городском автобусе составляла 1 рубль 60 копеек. В связи с инфляцией она возросла на 150%. Во сколько раз возросла стоимость проезда в автобусе? | 1) 1,60+1,60 ·1,5= 4(руб.) – стоимость проезда после повышения на 150%; 2) 4 : 1,6 = 2,5. Ответ: в 2,5 раза. |
Задача № 5. У Миши на счете сотового телефона было 10 рублей. Он заплатил за пользование телефоном 120 рублей. Оплачивал он в банкомате, комиссия в котором составляет 5%. Сколько денег оказалось на телефоне у Миши? | Примем 120 руб. за 100%. Определим комиссию 5% от 120 руб. 120 руб. – 100% х руб. – 5% х= 120·5:100 = 6(руб.) На счет телефона поступит 120 – 6 = 114 руб. Так как у Миши было 10 руб., то всего на счете будет 114+10 = 124 руб. Ответ: на счете будет 124 рубля. |
Изучив источники доходов своей семьи и их размер (папа – 28000р, мама – 22000р), есть возможность соотнести доходы с расходами семьи в рублях и процентах.
Расходы | В рублях | В процентах |
Продукты | 16650 | 33,3% |
Одежда | 5850 | 11,7% |
Транспорт | 2250 | 4,5% |
Медикаменты | 2250 | 4,5% |
Коммунальные услуги | 4850 | 9,7% |
Связь | 1850 | 3,7% |
Развлечение | 1350 | 2,7% |
Прочее (бытовая химия, подарки и т.д.) | 4000 | 8% |
Сбережения | 10950 | 21,9% |
Как показали расчеты, из 100% (50000р) на расходы тратится 79,1% (39050р), а в сбережения идут 21,9% (10950р).
3.4. Проценты в классном коллективе
Я решила провести свое небольшое исследование и составить математический портрет моего класса в процентах. Я провела опрос среди одноклассников и результаты данного опроса представила в виде таблиц и графически изобразила с помощью диаграмм.
Состав класса | |||
Всего | 24 | 100% | |
Мальчики | 11 | 46% | |
Девочки | 13 | 54% | |
Вывод: В 8В классе девочек на 8% больше, чем мальчиков. | |||
Возраст учеников | |||
Всего | 24 | 100% | |
15 | 8 | 33% | |
14 | 16 | 67% | |
Вывод: 15-летнего возраста достигли 33% учеников класса, что в 2 раза меньше учеников, которым 14 лет. | |||
День рождения | |||
Всего | 24 | 100% | |
Весна | 4 | 17% | |
Лето | 10 | 41% | |
Осень | 6 | 25% | |
Зима | 4 | 17% | |
Вывод: В 8В классе 41% учеников празднуют день рождения летом, меньше всего (по 17%) родились весной и зимой. | |||
Любимый школьный предмет | |||
Всего | 24 | 100% | |
Математика | 8 | 33% | |
Русский язык | 4 | 17% | |
Биология | 3 | 13% | |
Английский язык | 2 | 8% | |
История | 2 | 8% | |
Физкультура | 5 | 21% | |
Вывод: В классе треть учеников любят уроки математики, далее на втором и третьем месте по популярности уроки физкультуры и русского языка. | |||
Кружки и секции | |||
Всего | 24 | 100% | |
Спортивные | 8 | 33% | |
Интеллектуальные | 7 | 29% | |
Социальные | 4 | 17% | |
Творческое | 2 | 8% | |
Не посещают | 3 | 13% | |
Вывод: В классе предпочтение отдано занятиям спортом (33%) и интеллектуальной деятельностью (29%). | |||
Важно ли изучать темы «Проценты» в школе? | |||
Всего | 24 | 100% | |
Да | 21 | 88% | |
Нет | 2 | 8% | |
Не знаю | 1 | 4% | |
Вывод: Большинство учеников (88%) считают тему «Проценты» важной и хотят ее изучать, но 8% учащихся считают, что проценты им не пригодятся в жизни, еще 4% не определились, важны для них проценты или нет. |
Таким образом, применение понятия процента широко: и в школьных предметах, и в производственной сфере, и в жизни семьи и общества.
Заключение
Приложение 1
Анкетирование «Актуальность процентов в жизни человека»
Знакомо ли вам понятие «Процент»? | |||
Всего | 210 | 100% | |
Да | 197 | 94% | |
Нет | 13 | 6% | |
Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами? Приведите примеры. | |||
Всего | 210 | 100% | |
Да, встречались: | 188 | 90% | |
В школе | 90 | 48% | |
В магазине | 120 | 64% | |
В аптеке | 34 | 18% | |
В банке | 19 | 10% | |
В рекламе | 43 | 23% | |
В интернете | 19 | 10% | |
При оплате услуг | 24 | 13% | |
Нет, не встречались | 22 | 10% | |
Используете ли вы в своей профессиональной деятельности понятие «Процент»? | |||
Всего | 210 | 100% | |
Да (родители, учителя) | 105 | 50% | |
Экономист | 5 | 5,25% | |
Предприниматель | 16 | 16,8% | |
Бухгалтер | 7 | 7,35% | |
Юрист | 8 | 8,4% | |
Учитель | 2 | 2,1% | |
Фармацевт | 5 | 5,25% | |
Врач | 7 | 7,35% | |
Специалист отдела кадров | 6 | 6,3% | |
Парикмахер | 3 | 3,15% | |
Страховой агент | 4 | 4,2% | |
Продавец | 21 | 22,05% | |
Оператор АЗС | 4 | 4,2% | |
Технолог | 3 | 3,15% | |
Другие | 14 | 14,7% | |
Нет (ученики) | 105 | 50% | |
Приведите примеры задач на проценты, которые вам приходилось решать в повседневной жизни или на работе. | |||
Всего | 210 | 100% | |
Нахождение процента от числа | 151 | 72% | |
Нахождения числа по его проценту | 8 | 8% | |
Нахождение процентного отношения чисел | 20 | 20% |
Приложение 2
Интересные факты с процентами
Израиль — 45% и Япония — 44%.
Приложение 3
Примеры задач на проценты из ВПР по математике в 5-8 классах
Задание №8 из ВПР 5 класса | ||
1 тип задачи | 2 тип задачи | 3 тип задачи |
В магазине куртки продавались по цене 8 000 руб. за одну куртку. Летом на эту цену стала действовать скидка в 20%. Сколько рублей составляет скидка? | Мотоциклист за день проехал некоторое расстояние. 1% пути он ехал по просёлочной дороге, что составило 3,2 км. Сколько километров проехал мотоциклист за день? | В школе 700 учащихся. Среди них 357 мальчиков. Сколько процентов учащихся этой школы составляют мальчики? |
Мама получила премию 180 руб. На подарок дочери она потратила 1% этой премии. Сколько рублей стоит подарок? | Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге? | У Гриши было 80 р. Он купил тетрадь за 10 р. Сколько процентов своих денег потратил Гриша на тетрадь? |
В палатку завезли 850 кг огурцов. Покупатель взял для соления 3% всех огурцов. Сколько килограммов огурцов было куплено? | Из пшеницы получается 80% муки. Сколько тонн пшеницы смололи, если получили 2,4 т муки? | Сколько процентов соли содержит раствор, приготовленный из 35 г соли и 165 г воды? |
Школьники помогали колхозу собирать яблоки. За день они собрали 4840 кг. 25% собранных яблок отправили в детский сад, а остальные — на колхозный склад. Сколько килограммов яблок отправили на колхозный склад? | Сливочное мороженное содержит 14% сахара. На приготовление мороженого израсходовали 35 кг сахара. Сколько сделали порций мороженого, если в каждой порции 100 г? | При плане 35 деталей в день рабочий сделал 42 детали. На сколько процентов он перевыполнил план? |
Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества. Сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие? | Площадь одной комнаты 12 м2, и она составляет 25% площади всей квартиры. Найдите площадь всей квартиры. | В механическом цехе установлено 350 станков, из которых 35 находятся сейчас в ремонте. Сколько процентов станков находятся сейчас в действующем состоянии? |
Задание №11 из ВПР 6 класса | ||
Велосипед стоил 7500 руб. Сначала цену снизили на 15%, а потом эту сниженную цену повысили на 15%. Сколько стал стоить велосипед после повышения цены? | Цены на яблоки сначала выросли на 60%, а затем понизились на 20%. Сколько изначально стоили яблоки, если после понижения цен они стали стоить 128 руб? | Чёрная Королева на 40% выше Алисы, а Белая Королева на 30% ниже Алисы. Во сколько раз Чёрная Королева выше Белой Королевы? |
На конец воскресенья в магазине было 220 шкафов. В понедельник было продано 40 шкафов. Определите, сколько стало шкафов в магазине, если во вторник их количество пополнилось в размере 40% от оставшихся после продажи в понедельних 40 шкафов. | Феанор прошел в первый день своего пути 20% от запланированного маршрута, во второй день он прошел 24% от оставшегося маршрута. Определите, сколько всего запланировал пройти Феанор, если во второй день он прошел 24 км? | Чёрная Королева на 20% выше Алисы, а Белая Королева на 20% ниже Алисы. Во сколько раз Чёрная Королева выше Белой Королевы? |
Николай в апреле весил 100 кг. В мае он сбросил 10 кг., а в июне он стал весить еще на 30% меньше, по сравнению с маем. Определите, сколько процентов от апрельского веса составляет вес Николая в июне. | Цены на крабов сначала понизились на 20%, а затем повысились на 25%. Сколько изначально стоили крабы, если после повышения цен они стоили 150 руб.? | |
Борис взял в долг у приятеля в августе 40000 руб. Начиная с сентября, каждый месяц он выплачивает приятелю 18% от оставшейся суммы долга. Определите, сколько останется выплатить Борису, после того, как он отдаст часть денег в октябре. | Бригада рабочих за первый день сделала 25% от запланированного количества деталей, а во второй день — 40% от оставшегося количества. Определите, сколько деталей запланировала сделать бригада рабочих, если во второй день они сделали 120 деталей. | |
Петя потратил в компьютерном магазине 800 рублей. На покупку клавиатуры он израсходовал 35% этой суммы, а на покупку мыши — 20% этой суммы. Сколько рублей стоили остальные товары, купленные Петей? | Тарас взял в долг у приятеля в сентябре. Каждый месяц, начиная с октября, он выплачивает 25% от оставшейся суммы. Определите, какую сумму взял в долг у своего приятеля Тарас, если он заплатил в ноябре 3000 руб. | |
Задание №5 из ВПР 7 класса | ||
Чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покупке 10 таких чашек покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить? | Товар на распродаже уценили на 20%, при этом он стал стоить 680 р. Сколько стоил товар до распродажи? | Брюки дороже рубашки на 20%, а пиджак дороже рубашки на 44%. На сколько процентов пиджак дороже брюк? |
На счет в банке, доход по которому составляет 15% годовых, внесли 24 тыс. р. Сколько тысяч рублей будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет? | Кофеварку на распродаже уценили на 15%, при этом она стала стоить 5100 рублей. Сколько рублей стоила кофеварка до распродажи? | Виноград стоит 160 рублей за килограмм, а малина — 200 рублей за килограмм. На сколько процентов виноград дешевле малины? |
Спортивный магазин проводит акцию: «Любая футболка по цене 300 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую 60%». Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок? | В начале года число абонентов телефонной компании «Север» составляло 200 тыс. чел., а в конце года их стало 210 тыс. чел. На сколько процентов увеличилось за год число абонентов этой компании? | |
Во время распродажи холодильник продавался со скидкой 20%. Сколько рублей составила скидка, если до скидки холодильник стоил 19 000 рублей? | В начале 2010 г. в поселке было 730 жителей, а в начале 2011 г. их стало 803. На сколько процентов увеличилось число жителей поселка за год? На предприятии работало 240 сотрудников. После модернизации производства их число сократилось до 192. На сколько процентов сократилось число сотрудников предприятия? | |
В период распродажи магазин снижал цены дважды: в первый раз на 30%, во второй — на 45%. Сколько рублей стал стоить чайник после второго снижения цен, если до начала распродажи он стоил 1400 р.? | Клубника стоит 180 рублей за килограмм, а виноград – 160 рублей за килограмм. На сколько процентов клубника дороже винограда? | |
Задание №11 из ВПР 8 класса | ||
В 2008 году в городском квартале проживало 40000 человек. В 2009 году, в результате строительства новых домов, число жителей выросло на 1%, а в 2010 году — на 9% по сравнению с 2009 годом. Сколько человек стало проживать в квартале в 2010 году? | Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 20 килограммов изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды? | Семь одинаковых рубашек дешевле куртки на 2%. На сколько процентов десять таких же рубашек дороже куртки? |
Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные — 28%. Сколько требуется свежих фруктов для приготовления 80 кг высушенных фруктов? Ответ дайте в кг. | Курага получается в процессе сушки абрикоса. Сколько килограммов абрикоса потребуется для получения 82 килограммов кураги, если абрикос содержит 90% воды, а виноград содержит 5% воды? | Смешали некоторое количество 20-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 16-процентного раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? |
В классе 32 человека. В олимпиаде по математике приняли участие 75% всех учащихся класса, при этом 25% участников стали призёрами. Сколько учеников класса стали призёрами? | Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на 8%. На сколько процентов пять таких же рубашек дороже куртки? | |
Свежие абрикосы содержат 88% воды, а сушеные абрикосы (курага) — 30%. Сколько требуется свежих абрикосов для приготовления 72 кг кураги? | ||
Бак автомобиля вмещает 80 л бензина. Перед поездкой бак был заполнен бензином наполовину. За время поездки было израсходовано 35% бензина. Сколько литров бензина нужно долить, чтобы бак стал полным? |
Приложение 4
Сборник задач по математике
«Проценты в нашей жизни»
1. Задачи на проценты в торговле.
2. Задачи на проценты в банковском деле
3. Задачи на проценты в демографической науке.
4. Задачи на проценты в ЖКХ и на различные виды услуг.
5. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
6. Задачи на проценты в экологии
7. Задачи на проценты в промышленности и в сельском хозяйстве.
8. Задачи на процентное содержание компонентов в различных веществах.
Рукавичка
Рисуем крокусы акварелью
Заколдованная буква
Пичугин мост
Заповеди детства и юности