Любые способности человек может развить, необходимо решать задачи на сообразительность, головоломки. Интеллектуальные игры, головоломки стимулируют развитие интеллекта, развивают умение делать логические выводы, учат мыслить. В результате моего исследования мне удалось показать роль головоломок для развития интеллектуальных способностей, т.е. цель моего исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована литература по данной проблеме, было раскрыто значение головоломок для одноклассников, была проведена диагностика интеллекта, т.е. все задачи, которые я поставил, были решены.
В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически решать головоломки, то можно повысить уровень своих интеллектуальных способностей, нашла своё подтверждение.
Вложение | Размер |
---|---|
dutkin_timur_2018_g._proekt.rol_golovolomok_v_intellektualnom_razvitii_vzroslyh_i_detey.docx | 280.72 КБ |
МБОУ «Чокурдахская Средняя Общеобразовательная Школа им. А.Г. Чикачева».
Исследовательский проект «Головоломки как способ развития интеллектуальных способностей»
Автор: Дуткин Тимур, ученик 6а класса (2018г.). Руководитель: Кочкина Елена. Николаевна, учитель математики.
Любые способности человек может развить, необходимо решать задачи на сообразительность, головоломки. Интеллектуальные игры, головоломки стимулируют развитие интеллекта, развивают умение делать логические выводы, учат мыслить.
История головоломок насчитывает более трех тысяч лет. Интеллектуальными играми увлекались великие ученые, выдающиеся общественные деятели. За два тысячелетия новой эры было изобретено более 50 000 головоломок – деревянных, проволочных, бумажных, а позже пластмассовых и стеклянных. Головоломка — непростая задача, для решения которой требуется сообразительность и не всегда нужны специальные знания высокого уровня. Головоломки представляют собой логические или математические задачи в различных любопытных формах.
Решение головоломок требует смекалки и логического мышления, поэтому многие люди любого возраста и образования на досуге увлекаются ими.
Возникает проблема: головоломками увлекаются многие, а высоко уровня интеллекта добиваются не все.
В ходе работы выдвинул гипотезу: процесс разгадывания головоломок пробуждает скрытые возможности человека, но только при регулярных занятиях является эффективным способом развития интеллекта.
Я поставил следующую цель: показать важную роль головоломок для общего развития человека.
Для достижения поставленной цели решал следующие задачи:
Головоломки – игрушки, которые популярны у всех поколений людей. До бурного развития настольных игр и появления компьютерных, одним из основных развлечений для множества людей были игры- головоломки. Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования привел к расширению круга любителей логических задач.
С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения. В наше время тоже очень много людей увлекаются головоломками. Их любят не только дети, но и взрослые. Это способ досуга, возможность развития логического мышления и геометрической интуиции.
Мама познакомила моего старшего брата и меня с разными головоломками, которые показались мне очень увлекательной игрой. Наша семья приобретала их несколько лет назад. В домашней коллекции головоломок есть: танграм, овальный танграм - «Колумбово яйцо», магические кубики, пятнашки, косой узел, ханойская башня, крестовая головоломка, пирамида из шаров, звездчатый многогранник и многие другие.
Своих одноклассников на уроках по проекту «Живая математика» я познакомил с видами головоломок. На занятиях кружка мы часто решали головоломки, логические задачи. Сначала я принес «Танграм» из домашней коллекции настольных игр, участники кружка изготовили «Танграм» из картона. Сделали подборку наиболее интересных изображений животных, птиц, людей и начали собирать различные фигурки на кружке и дома. Затем мы собирали «Колумбово яйцо», «пятнашки», и другие.
В начале работы кружка, в 5 классе, мы – все участники, прошли тест на определение IQ. Средний балл был равен 98. Я провел этот же тест спустя год, в ноябре 2017 года. Как и предполагалось, он оказался выше:115 баллов – средний балл класса, но у тех учащихся, которые регулярно посещали кружок он выше на 20-30 баллов.
В ноябре 2017 года я познакомил с коллекцией головоломок и подробно с танграмом учащихся 5а класса, посетителей кружка «Школа успеха». Им понравилось складывать различные фигурки самостоятельно из заранее приготовленных моими одноклассниками самодельных картонных наборов. Я предложил им пройти исследование IQ, они согласились - оно оказалось равно 93 баллам. Они заинтересовались головоломками, надеюсь, продолжат регулярно собирать головоломки и играть в логические игры, я продолжу свое исследование.
Решая головоломки, я заметил, что это занятие развивает сообразительность, смекалку, а также усидчивость. Одноклассники заметили, что решение головоломок улучшает внимание, память, появляется упорство в достижении цели, учит терпению, что очень необходимо для успешной учёбы. Я продолжу изучение головоломок.
Результаты моей работы:
1. Я расширил свой кругозор и научился решать различные головоломки.
2. Познакомил и увлек этой интересной и полезной деятельностью своих друзей и одноклассников.
3.Увеличилось количество победителей в олимпиадах, конкурсах.
4.Участники кружка сыграли в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» с правоохранительными органами и на наш вопрос они не ответили, мы выиграли 300 рублей, потратили их на оплату участия в Олимпиадах.
5. Эксперимент показал, что уровень интеллекта растет у тех, кто регулярно занимается головоломками.
В результате моего исследования мне удалось показать роль головоломок для развития интеллектуальных способностей, т.е. цель моего исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована литература по данной проблеме, было раскрыто значение головоломок для одноклассников, была проведена диагностика интеллекта, т.е. все задачи, которые я поставил, были решены.
В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически решать головоломки, то можно повысить уровень своих интеллектуальных способностей, нашла своё подтверждение. Я планировал и расширил эксперимент. Защитил эту работу на школьной и улусной НПК «Шаг в будущее». В 2018 и 2019 году я с этой работой и работой по изучению математики выступал на экзамене за 6 и 7 класс.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Мост из бумаги для Киры и Вики
Мороз и заяц
В поисках капитана Гранта
Упрямый зяблик