Исследовательская работа "Влияние шума на организм человека"
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_shuma_na_organizm_cheloveka.docx | 206.19 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
________________________________________________________________________________
Влияние шума на организм человека и его жизнедеятельность.
Исследовательская работа по физике
Автор работы: Михеенкова Екатерина, ученица 9 класса Руководитель: Филимонова Елена Владимировна, учитель физики |
п. Стодолище
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...………...…......…..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………….…………………………..……....................…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……..........…………....26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……27
Введение.
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звук представляет собой такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков носит название шума.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Наш век стал очень шумным. По улице с шумом проносятся машины, мотоциклы. Хлопают двери в подъездах, со двора несутся крики детворы, оглушает музыка и телевизоры. В нашей школе тоже бывает много шума, так как школа – это место, где одновременно находится большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки: кто-то кричит, кто-то поет, кто-то разговаривает. На переменах масса детей устремляется в столовую, по разным кабинетам. Часто эти перемещения сопровождаются шумом.
Я всё чаще ловлю себя на мысли, что дискомфорт и усталость могут быть результатами воздействия шума в школе, на улице и т. д. Мне кажется, что длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии как взрослых, так и детей. Это также отрицательно сказывается на некоторых видах деятельности человека, требующих напряжения и внимания. В школу каждый ребенок приходит учиться. Для того чтобы учеба была успешной, дети должны на уроках быть внимательными, хорошо воспринимать информацию, иметь хорошую память и мышление. А чтобы учебный процесс был плодотворным, нужна тишина.
Изучая звуковые волны на уроках физики, я узнала что такое шум, «шумовая болезнь» и заинтересовалась вопросом: в чем же проявляется влияние шума на организм человека? Поэтому я решила более глубоко изучить эту проблему.
Цель моей работы: изучить влияние шума на организм человека и его жизнедеятельность.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Объект исследования: человек и его жизнедеятельность.
Предмет исследования: влияние шума на человека и его жизнедеятельность.
Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение литературы,
- экспериментальное определение уровня шума,
- опрос и тестирование учащихся и учителей,
- анализ и диагностика полученных результатов.
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы уровень шума в окружающей среде повышается. Как многие детские учреждения наша школа страдает от шумового загрязнения, что не может быть полезным для учителей и обучающихся.
Гипотеза исследования: шум является экологическим фактором, влияющим отрицательно на здоровье человека и его жизнедеятельность. Изучив влияние шума на организм человека, можно предотвратить его негативное влияние.
Обзор литературы по теме показал, что данная проблема достаточно широко рассматривается в научно-методическом журнале «Физика в школе» и в сети Интернет. Знакомясь с материалами, представленными в этих источниках, я выяснила, что здесь можно найти информацию о видах шума, последствиях шумового загрязнения, а также влиянии шума на организм человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, находясь в школе, дома или на улице, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот. И это воздействие, даже если мы не придаем ему значения, не остается безразличным для нашего организма.
Шумы природного происхождения (тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды) благотворно влияют на человека. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, заглушаются промышленными, транспортными, бытовыми и другими шумами.
Шум (с акустической точки зрения) – это механические волновые колебания частиц упругой среды с малыми амплитудами, возникающие под действием какой-либо силы.
Шум (с гигиенической точки зрения) – это комплекс беспорядочно сочетающихся звуков различной частоты и интенсивности, неблагоприятно воздействующих на организм человека, снижающий его работоспособность.
Шум является одним из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов. Среди прочих факторов, влияющих на здоровье человека, шум – на втором месте после химического загрязнения воздуха. Человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. Если в 60 – 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 дБ, то сейчас же он достигает 100 дБ и более.
По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Поэтому за последние десятилетия проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших.
Шумы различают по природе возникновения, характеру спектра, частоте и цвету, по временным характеристикам.
По природе возникновения шумы бывают природные и антропогенные. Последние в свою очередь делятся на механические, аэродинамические, гидравлические и электромагнитные.
По спектру существует:
По частотной характеристике шумы подразделяются на:
По временным характеристикам:
Отдельная категория шумов — цвета шума — система терминов, приписывающая некоторым видам шумовых сигналов определённые цвета, исходя из аналогии между спектром сигнала произвольной природы и спектрами различных цветов видимого света.
Различают:
Также есть красный, синий, фиолетовый, оранжевый шум.
Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева предлагает следующую типологию шумов школьного урока.
Незаметный шум (40 - 45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет.
Тихий рабочий шум (45 - 59 дБ) - шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему.
Громкий рабочий неприятный шум (59 - 65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей. Он в два – два половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на нервную систему, вызывает неприятные эмоции.
Интенсивный анормативный шум (65 - 75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Такой шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.
Шум, являясь общебиологическим раздражителем, действует на все органы и системы, вызывая разнообразные физиологические изменения. Звуки и шум вызывают ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха при ударе о барабанную перепонку звуковых волн (ряд последовательных сгущений и разрежений воздуха). Волны эти вызывают соответственные вибрационные колебания слуховых нервов. То есть звук вызывается в самом ухе раздражением окончаний слуховых нервов передающимися ему колебаниями звучащего тела. Музыкальный звук ощущается при правильных, равномерных колебаниях барабанной перепонки уха, неправильные и неравномерные вибрации, производят впечатление шума.
Воздействие шума на человека зависит от уровня шума, его характеристик, от состояния здоровья, индивидуальных особенностей человека и других факторов.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах (дБ). Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 дБ становится для него непереносимым. Из таблицы «Влияние уровня шума на организм человека» (Приложение 1) четко видно, что чем выше уровень шума, тем больше его отрицательное влияние на организм человека. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ) представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения. Многие не придают этому серьезного значения, а потом недоумевают, почему так быстро наступает усталость, рассеивается внимание, падает работоспособность. Человеку лишь кажется, что он привык к шуму, но он, действуя постоянно, разрушает здоровье человека.
Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это приводит к ухудшению состояния нервной системы человека и всего организма в целом. Оно отрицательно сказывается на некоторых видах деятельности человека, требующих напряжения и внимания. Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок во время выполнение различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы.
Процент нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.
Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.
Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности. Люди часто становятся трудными в общении.
Помимо нервной системы от повышенного уровня шума страдают сердечно-сосудистая система и органы пищеварения. Впервые об этом было объявлено в 2007 году на конференции, посвященной шумовому воздействию. Это происходит потому, что шумы вызывают истощение и перенапряжение нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма, отсюда возникают нарушения их деятельности.
Датские исследования показали, что шумовое воздействие связано с более высоким риском развития инсульта среди людей старше 64,5 лет. Шумовое воздействие повышает систолическое давление в среднем на 6,2 мм рт.ст., диастолическое давление — на 7,4 мм рт. ст. Подверженные воздействию высоких уровней шумового загрязнения люди чаще страдают сердечной недостаточностью, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, аритмией, сахарным диабетом. По наблюдениям ученых, можно сказать, что рост болезней наблюдается после проживания в течение 8-10 лет в больших городах.
Опубликованные в последние годы исследования показывают, что нарастающий шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, изменяется скорость дыхания и пульса. В дальнейшем все это может привести к нарушениям обмена веществ, работы сердца и кровообращения, стрессу. Сильный стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление. Эти перегрузки — причина каждого 5 — 10-го инфаркта.
Отмечено, что шум способствует возникновению гастрита, язвы желудка и кишечника. Такие болезни чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке.
Среди органов чувств слух – один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, так как не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от яркого света. Организм человека против шума практически беззащитен. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно.
Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов. Он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Под воздействием шума 85 – 90 дБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль. А под действием высокого звукового давления, возникающего при взрывных работах или испытаниях мощных двигателей, может произойти шумовая травма, симптомом которой служит сильная боль в ушах и поражение барабанной перепонки.
При нарушении гигиены слуха могут возникнуть стадии функциональных изменений:
Учеными доказано, что при высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно.
Особую проблему сегодня приобретает популярность наушников. Они настолько "вошли в моду", что без них практически никто не выходит из дома. Громкая музыка с очень малого расстояния, преобладание низких тонов – все это очень негативно сказывается на здоровье молодого поколения. Известный венгерский ученый Бекеши отмечал, что при подаче через наушники сильного звука с переменной частотой появляется головокружение, иллюзорное движение видимых предметов пространстве. Он объясняет это непосредственным действием раздражения не только на слуховой, но и на вестибулярный аппарат.
По статистике сегодня 20 из 150 млн россиян страдают тугоухостью. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85- летних стариков.
Наибольший ущерб наносится от прослушивания музыки в наушниках во время еды или при жевании жевательной резинки. Работа височно-нижнечелюстного сустава сопровождается тем, что слуховой проход, расположенный вблизи, постоянно изменяет свой диаметр – это и усугубляет проблему.
В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы. Шумовые раздражители сильно сокращают природные защитные силы организма. Все это говорит о том, что особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума.
Звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов. Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы.
Шум серьезно отражается на здоровье детей школьного возраста. Из-за шума в школе ученики тратят больше времени на решение задач, увеличивается количество ошибок. У школьников наблюдали снижение внимания на 12-16%. В таких условиях от учащихся требуется большое нервное напряжение. Шум, является одной из причин частых головных болей у детей школьного возраста.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов - основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными.
Учитель на уроке требует тишины. Основной труд ребенка в школе - умственный, в котором принимают активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Для умственного труда вреден даже тихий шум. Данные изучения действия шума различных уровней на организм в экспериментальных условиях, а также наблюдения, проводившиеся в школах, показывают, что на центральную нервную систему может влиять шум даже сравнительно небольших интенсивностей, порядка 60—70 дБ. Все зависит от характера деятельности.
По общепринятым стандартам – основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи. Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь - 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный. Но надо запомнить, что шум обладает способностью складываться и увеличиваться по мере увеличения источников шума. И если двадцать маленьких школьников, радуясь чему-то, разом закричат: «Ура-а!», то интенсивность шума превысит нормы, допустимые для слухового анализатора, в несколько раз. А если несколько детей в классе заговорят шепотом или вполголоса, кто-то повернется к соседу, кто-то полезет в портфель за книжкой, кто-то, уронив ручку, загремит партой, какой же интенсивности будет сложенный из этих источников шум?
В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порога интенсивности шума, превышение которого, оказывает отрицательный эффект:
Шум, интенсивностью выше 55 дБ, мешает умственному труду - ощущение при умственной работе неприятное, раздражающее.
Шум, интенсивностью выше 58 дБ, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой.
Шум, превышающий 60 дБ, снижает внимание и работоспособность. Шум, интенсивностью выше 65 дБ, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
Прежде чем перейти к выполнению практической части, я изучила санитарные нормы шума.
В нашей стране действует ряд документов, нормирующих допустимые уровни шума. Однако основным документом являются Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, в разделе II «Требования к размещению общеобразовательных учреждений», записано: «3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки».
Согласно санитарным нормам (Приложение 2), в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах и других учебных заведений, читальных залах, библиотеках максимальный уровень звука составляет 55 дБ, на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек – 70дБ, на площадках отдыха, на территориях дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений - 60дБ.
По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 дБ в дневное время и 40 дБ ночью. Такие величины нормальны для нашего уха, но, к сожалению, они очень часто нарушаются.
Для того чтобы люди смогли обезопасить себя от ненужных шумов, необходимо следовать советам по профилактике для сохранения здоровья человека от шумовых загрязнений (Приложение 3).
Кроме того, наше государство принимает следующие меры по уменьшению шума:
2.1. Измерение уровня шума на территории школы.
В течение учебного года ученикам приходится много времени проводить в школе, поэтому немаловажную роль играет уровень шума в учебных кабинетах. Исходя из этого, я решила узнать, отвечает ли санитарным нормам уровень шума в нашей школе.
Для измерения уровней шума объективным методом пользуются шумомерами. К сожалению, специального прибора для измерения уровня шума у нас в школе нет, поэтому я использовала приложение в мобильном телефоне «Шумомер». Замеры проводились в течение недели, ежедневно, затем данные усреднялись. Результаты измерений приведены в таблице.
Место /время замера | Минимальный уровень, дБ | Максимальный уровень, дБ | Средний уровень, дБ |
Кабинет (урок) | 43 | 64 | 54 |
Кабинет (перемена) | 38 | 90 | 64 |
Второй этаж (перемена) | 60 | 96 | 78 |
Гардероб (после 6 урока) | 75 | 105 | 90 |
Библиотека | 30 | 45 | 38 |
Начальная школа (перемена) | 70 | 80 | 75 |
Столовая | 56 | 80 | 68 |
Спортивный зал | 60 | 108 | 84 |
Результаты исследования показывают, что в учебных кабинетах на перемене превышен допустимый уровень шума. Также значительно выше допустимого уровня уровень шума в спортзале, столовой, на первом и втором этажах школы (на перемене) и в начальной школе, а также в раздевалке (после уроков). В кабинетах во время уроков и в библиотеке уровень шума приближен к допустимой норме.
В ходе исследования я установила, что средний уровень шума на территории школы превышает допустимые нормы (в столовой – среднее значение 68 дБ, в коридорах школы – 81 дБ). А согласно Санитарным нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) уровень шума на площадках отдыха на территории школ и других учебных заведений должен составлять не более 60 дБ. Таким образом, уровень шума в столовой превышает на 8 дБ, в коридорах – на 21 дБ.
2.2. Влияние «школьного шума» на обучающихся
Для того чтобы выявить беспокоит ли шум учащихся школы и какой, влияет ли он на их самочувствие и работоспособность, я провела опрос среди обучающихся нашего класса в форме анкетирования.
Результаты опроса обучающихся:
№ | Вопрос | Да | Нет |
1. | Включаешь ли ты музыку на переменах в школе? | 15 | 1 |
2. | Любишь ли ты слушать музыку громко? | 11 | 5 |
3. | Помешает ли тебе шум в классе во время урока? | 10 | 6 |
4. | Приходится ли тебе разговаривать громко на переменах, чтобы тебя услышали? | 5 | 11 |
5. | Бывает ли, что когда ты делаешь уроки, работает телевизор или слышна музыка? | 12 | 4 |
6. | Является ли шум причиной твоей усталости? | 4 | 12 |
7. | Способствует ли шум снижению внимания и сосредоточенности, ухудшению настроения, повышению раздражительности? | 8 | 8 |
8. | Самые шумные места в школе: б) столовая в) спортивный зал д) второй этаж школы | 14 12 | 2 |
9. | Какие виды шума в школе тебя беспокоят больше всего? б) громкая музыка на перемене г) громкие голоса учителей е) много людей; болтовня | 9 | 7 7 11 13 9 15 |
10. | В каких случаях тебе нравятся громкие звуки? б) дискотека в) на празднике г) когда хорошее настроение, когда плохое настроение д) телевизор е) когда встаю утром | 12 11 9 10 5 2 | 4 5 7 6 11 14 |
11. | Какие меры борьбы с шумовым загрязнением ты мог бы предложить? а) не шуметь, не кричать б) успокоить других в) никаких, не знаю г) беседы о вреде шума д) сделать музыку тише е) слушать музыку в наушниках ж) запретить сотовые телефоны на перемене з) другое (звукоизоляция; меньше машин) | 12 10 3 5 12 13 2 8 | 4 4 13 11 4 3 14 8 |
12. | В каких случаях тебе приятны тихие звуки или просто тишина? б) во время отдыха в) когда делаю уроки, на уроках г) когда один д) когда размышляю е) после уроков ж) на прогулке з) когда грустно и) когда хорошее настроение к) когда смотрю телевизор; читаю | 14 11 7 10 12 9 10 10 8 9 | 2 5 9 6 4 7 6 6 8 7 |
В результате проведенного анкетирования было выявлено, что основными источниками шумов в школе являются громкие голоса учащихся, крики, музыка.
Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние: 25% учащиеся отмечают, что шум является причиной усталости, 50% отмечают снижение внимания, сосредоточенности и работоспособности, ухудшение настроения, повышение раздражительности.
Большинство учащихся осознают негативное влияние шума на состояние здоровья, знают о мерах борьбы с шумовым загрязнением. Часть учеников не знают о вредном воздействии шума на состояние здоровья (Приложение 4).
Для того чтобы выяснить, мешает ли школьный шум в работе учителя, я предложила преподавателям дать ответы на несколько вопросов:
Результаты опроса учителей:
Учителя | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 |
1 | да | 15 | да |
2 | да | 20 | нет |
3 | да | 14 | да |
4 | да | 12 | да |
5 | да | 15-20 | да |
6 | да | 15 | да |
Как видно из опроса, все учителя испытывают дискомфорт от шума на переменах. Несомненно, это отражается на их самочувствии и на учебном процессе. Естественно, что и «школьный» шум на уроке мешает работать. Наполняемость класса является главным фактором в формировании уровня шума на уроке. В среднем для учителей наполняемость класса должна составлять 15-16 человек.
Для того чтобы оценить влияние шума на физиологические показатели обучающихся с помощью медицинской сестры нашей школы я измерила артериальное давление и пульс нескольких моих одноклассников. Сопоставив уровень шума на уроке и на перемене и реакцию организма (давление, пульс) у обучающихся, были получены следующие результаты.
Таблица. Влияние шума на физиологические показатели организма обучающихся.
Учащиеся | Уровень шума | Артериальное давление | Пульс | |||
урок | перемена | урок | перемена | урок | перемена | |
Геннадий | 52 | 76 | 108/64 | 110/68 | 72 | 78 |
Диана | 52 | 76 | 98/67 | 110/70 | 60 | 75 |
Екатерина | 52 | 76 | 117/70 | 121/73 | 80 | 84 |
Кирилл | 52 | 76 | 110/70 | 112/73 | 75 | 80 |
Полина | 52 | 76 | 125/78 | 127/81 | 94 | 105 |
Вывод: по результатам моих исследований при увеличении уровня шума в кабинете наблюдалось повышение артериального давления и пульса у всех обучающихся, принявших добровольное участие в эксперименте. Это подтверждает теоретические исследования, описанные в первой части работы. Анализируя результаты можно прийти к выводу, что наше самочувствие напрямую зависят от уровня шума вокруг нас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей исследовательской работе я, изучая вопрос о влиянии шума на жизнедеятельность человека, убедилась в том, что шум оказывает огромное влияние на здоровье человека и его жизнедеятельность.
Шумовое загрязнение вызывает ряд физических, психических и физиологических расстройств у человека, следовательно, оно является серьезной угрозой для нашего здоровья. Влияние шума зависит от возраста, слуховой чувствительности, продолжительности действия. Громкий и продолжительный шум отрицательно влияет на организм человека и его работоспособность.
В ходе исследования я, изучив литературу по данной теме, выяснила, что по природе возникновения школьный шум относится к категории антропогенных, по спектру – к нестационарным, по частотным характеристикам, скорее всего – к среднечастотным, по временным характеристикам – к непостоянным (его уровень непрерывно меняется во времени).
Моя гипотеза о том, что в школе уровень шумового загрязнения иногда превышает допустимые санитарные нормы и оказывает влияние на работоспособность учеников и их самочувствие подтвердилась. В ходе проведенных измерений было установлено, что уровень шума на территории школы во многих местах превышает допустимые нормы, что оказывает отрицательное воздействие на организм человека. Проведенное анкетирование среди учащихся выявило основные отрицательные факторы, появляющиеся после воздействия шума.
Если на уровень шума, который образуется от проходящих мимо машин, мы повлиять практически не можем, то уровень «школьного шума» внутри здания мы можем изменить. Уменьшить уровень «школьного шума» мы можем при совместной работе учеников школы, администрации и всех заинтересованных членов коллектива школы, организуя дежурство в школе с целью поддержания дисциплины среди обучающихся. Нужно объяснять ученикам последствия шума, его влияние на человека. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Отсутствие шума на уроках - явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики могут лучше сосредоточиться.
Результатами моих исследований и эксперимента, проблемой воздействия шума на организм человека заинтересовались некоторые учащиеся нашей школы. В результате ребята приняли решение следить за уровнем шума на уроках и переменах, стараться говорить не слишком громко, не кричать, не включать громкую музыку, соблюдать санитарные нормы допустимых уровней шума. Это является важным средством профилактики вредного действия шума.
Полученные знания я также буду использовать в повседневной жизни, стараясь не создавать лишних звуков на уроках, а отдых на перемене буду проводить там, где меньше всего шума.
По итогам работы я разработала памятки «Последствия воздействия шума на организм человека» (Приложение 5), «Способы индивидуальной защиты от шума» (Приложение 2).
Таким образом, моя работа имеет практическое значение и может быть использована на уроках физики, биологии, классных часах, а также для самообразования учащихся. Тема является актуальной, так как нет ничего важнее на свете, чем здоровье людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
Таблица. Влияние шума на организм человека:
Источник шума, помещение | Уровень шума, дБ | Реакция организма на длительное акустическое воздействие |
Листва, прибой Средний шум в квартире, классе | 20 40 | Успокаивает Гигиеническая норма |
Шум внутри здания на магистрали Телевизор Поезд (метро, на железной дороге) Кричащий человек Легковой автомобиль Мотоцикл Грузовой автомобиль | 60 70 80 - 100 80 65 – 90 90 80 - 90 | Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль |
Реактивный самолет (на высоте 300м) Цех текстильной фабрики | 95 110 | Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония |
Плеер Ткацкий молоток Отбойный молоток Реактивный самолет (на высоте 25 м) Шум на дискотеке | 114 120 120 140-150 175 | Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного опьянения, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте |
Приложение 2
Таблица. Допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки
№ пп
| Вид трудовой деятельности, рабочее место | Время суток | Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц | Уровни звука и эквивалентные уровни звука (в дБА) | Максимальные уровни звукаLАмакс, дБА | |||||||||
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
|
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
1 | Палаты больниц и санаториев, операционные больниц | с 7 до 23 ч. с 23 до 7 | 76
69 | 59
51 | 48
39 | 40
31 | 34
24 | 30
20 | 27
17 | 25
14 | 23
13 | 35
25 | 50
40 | |
2 | Кабинеты врачей поликлиник, амбулаторий, |
| 76 | 59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 | 35 | 50 | |
3 | Классные помещения, учительские комнаты, читальные залы |
| 79 | 63 | 52 | 45 | 39 | 35 | 32 | 30 | 28 | 40 | 55 | |
4 | Жилые комнаты квартир, спальные помещения в детских учреждениях и школах | с 7 до 23 ч. с 23 до 7 ч. | 79
72 | 63
55 | 52
44 | 45
35 | 39
29 | 35
25 | 32
22 | 30
20 | 28
18 | 40
30 | 55
45 | |
5 | Номера гостиниц и жилые комнаты общежитий | с 7 до 23 ч. с 23 до 7 | 83
76 | 67
59 | 57
48 | 49
40 | 44
34 | 40
30 | 37
27 | 35
25 | 33
23 | 45
35 | 60
50 | |
6 | Территории, непосредственно прилегающие к зданиям больниц и санаториев | с 7 до 23 ч. с 23 до 7 ч. | 83
76 | 67
59 | 57
48 | 49
40 | 44
34 | 40
30 | 37
27 | 35
25 | 33
23 | 45
35 | 60
50 | |
7 | Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, детских дошкольных учреждений, школ | с 7 до 23 ч. с 23 до 7 ч. | 90
83 | 75
67 | 66
57 | 59
49 | 54
44 | 50
40 | 47
37 | 45
35 | 44
33 | 55
45 | 70
60 | |
8 | Площадки детских дошкольных учреждений, школ и др. заведений |
| 83 | 67 | 57 | 49 | 44 | 40 | 37 | 35 | 33 | 45 | 60 | |
Приложение 3.
ПАМЯТКА
Способы индивидуальной защиты от шума:
наушники-вкладыши. Специально разработанные наушники могут уменьшить уровень шума, достигающий барабанной перепонки до 40 дБ.
Приложение 4.
Приложение 4.
ПАМЯТКА
Последствия воздействия шума на организм человека
Два Мороза
Три загадки Солнца
Проказы старухи-зимы
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Свинья под дубом