Без сомнения, календари – это, наверное, необходимая составляющая повседневной жизни, в частности для постоянно занятых людей. Согласитесь, что человеку, который постоянно загружен работой, необходимо всегда знать день недели, а также дату. В этом ему может помочь настольный календарь. Исследовательская работы очень велика в современное время для воспитания школьников. В основу работы легли разделы: история календаря, «Календарь знаменательных событий и памятных дат» с подборкой международных и российских праздников. Для реализации данной исследовательской работы были выбраны те праздники, которые непосредственно связаны с разными вопросами познавательного интереса учащихся.
Цель работы:
Задачи:
Методы: изучение литературы (чтение и анализ), описание, использование электронного учебного ресурса, самостоятельная творческая деятельность.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-2020_kalendar_v_moey_zhizni.docx | 35.07 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Исследовательская работа
«Календарь в моей жизни»
Выполнила: ученица 9 Б класса Вронская Евгения
Руководитель:
Шебунова Ирина Николаевна
2020 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………..14 Список литературы…………………………………………………………….15
Приложение №1
Актуальность:
Без сомнения, календари – это, наверное, необходимая составляющая повседневной жизни, в частности для постоянно занятых людей. Согласитесь, что человеку, который постоянно загружен работой, необходимо всегда знать день недели, а также дату. В этом ему может помочь настольный календарь. Исследовательская работы очень велика в современное время для воспитания школьников. В основу работы легли разделы: история календаря, «Календарь знаменательных событий и памятных дат» с подборкой международных и российских праздников. Для реализации данной исследовательской работы были выбраны те праздники, которые непосредственно связаны с разными вопросами познавательного интереса учащихся.
Цель работы:
Задачи:
Метод: изучение литературы (чтение и анализ), описание, использование электронного учебного ресурса, самостоятельная творческая деятельность.
Введение
Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год. Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда.
Проблема состоит в том, что мы не знаем историю возникновения календаря.
Мне захотелось узнать: когда и как возник календарь, откуда он пришёл в нашу жизнь, что общего, и какие различия у календарей разных народов. Поэтому свою исследовательскую работу я посвятила изучению истории календаря и этапам его развития и созданию участия в моей жизни календаря.
Глубоко ошибаются люди, считающие, что сейчас календарь не является важным элементом в нашей жизни.
1. Немного истории календаря
На сегодняшний день нет точной даты возникновения первого календаря. Но можно утверждать, что уже первобытный человек каменного века проявлял интерес к солнцу, луне и звездам. При этом древние люди, будучи очень наблюдательными, смогли подметить связь между периодической сменой времен года, видом звездного неба и высотой солнца над горизонтом, хотя еще не осознавали причинной связи.
Объектом исследования являются календари прошлого и современности. Предмет изучения – история появления календарей, как хранителя дат и времени, а также событий того времени. После систематизации и обработки всего материала я сделали заключение, обобщили полученные результаты и отобразили их в настоящей работе.
Основоположником русской научной хронологии следует считать Кирика - молодого русского ученого, в совершенстве изучившего вопросы теории календаря и глубоко разбиравшегося в них. Он создал работу о високосном годе, о вычислении пасхалий, о лунном годе и другие вопросы.
В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство и одновременно с этим к нам пришло летосчисление, применявшееся римлянами, - юлианский календарь (основанный на солнечном годе) с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей.
19 декабря 1720 г. был подписан именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года - от 1 января и новая эра - христианское летосчисление (от «рождества Христова»). С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.
Мною была проделана работа по исследованию календарей разных видов.
2. Понятие о календарях.
Сутки – время движения Земли вокруг своей оси.
Месяц – время движения Луны вокруг Земли.
Год – время движения Земли вокруг Солнца.
Другие единицы измерения времени – Секунда, Минута, Час, Неделя. В современном календаре неделя составляет 7 дней. Существовали недели и другой длины. В египетском календаре и французском революционном календаре использовали декады. Календарь майя включал 13- и 20-дневную неделю. В СССР использовалась 5- и 6-дневная неделя. Обычная 7-дневная неделя была введена в 1940 года.
Для календаря важна историческая точка отсчета летоисчисления – эра.
Эра – в хронологии начальный момент системы летоисчисления. В современном календаре летоисчисление ведется в годах нашей эры.
Календарь – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца – в солнечных календарях, Луны – в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.
Календарь – это вся наша жизнь, только застывшая в цифрах на бумаге. Всего лишь несколькими движениями печатной машины можно создать историю – и украсить ее в соответствии с вашими представлениями.
Вывод: так что же такое календарь? Незатейливое изобретение, без которого сложно было бы представить нашу жизнь. Функциональность календаря не ставится под сомнение, равно как и гениальность всего этого. Поэтому свою работу я посетила изучению возникновения календаря, и создания собственного календаря.
.
3. Календари прошлого.
Европейский календарь.
Именно его можно считать прародителем современного календаря из цифр, месяцев и 365 дней.
Египетский календарь.
Цикл разбивался на три периода. Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый.
Древнегреческий календарь.
Это был лунно-солнечный календарь. Начало года приходилось на середину лета
Исламский календарь
чисто лунный календарь. Календарь основан на Коране и его соблюдение – священная обязанность мусульман.
Иудейский календарь
Это солнечно-лунный календарь. Каждый месяц имеет знак зодиака: Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева.
Восточный (китайский) календарь
действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии. Он делится на циклы.
Японский календарь
Основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода).
Синодический календарь
Смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени -сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого «синодос» - сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе.
Тропический календарь
Смена времен года и соответствующая ей единица счета - тропический год (от греческого «тропос» - поворот: тропический год - промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается).
Юлианский календарь
Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. В 325 юлианский календарь был принят Византией. В юлианском календаре тропический год с периодом в 365,25 дней, что дает погрешность приблизительно в один день на каждые 128 лет. Такая точность достигается за счет введения високосного года (366 дней) следующего через каждые три обычные года (365 дней).
Календарь Майя
Год у майя начинался с 23 декабря, то есть в день зимнего солнцестояния, и делился на 18 месяцев (по 20 дней).
Самая древняя система счета времени – лунный календарь, в основе которого лежит синодический месяц. Этот календарь очень трудно согласовать с временами года. Деление месяца на 4 недели также связано с фазами Луны, каждая из которых продолжается примерно 7 дней. Дни недели посвящали богам, начиналась она с субботы
Юлианский календарь
Календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и в 45 году до н. э. Год по юлианскому календарю, начинается 1 января, состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день - 29 февраля.
Григорианский календарь
Созиген не придал значения одному лишнему дню, набегавшему за 128 лет. В конце XIV в. христианская церковь обнаружила, что весеннее равноденствие уже не совпадает с 21 марта и каждые 128 лет наступает раньше еще на один день. Требовалось привести календарь «в норму». Замечательно простой проект разработал врач Алоизий Лильо. Чтобы остановить движение календаря, он предлагал попросту выбросить накопившиеся со времен Юлия Цезаря лишние дни, а потом считать високосными те года, которые делятся на 4 и не делятся на 100.
4. Официальный календарь России.
По какому календарю живёт Россия?
Уже с середины XIX века русские купцы при внешних торговых операциях пользовались григорианским календарём, позже это стало частью дипломатической практики Российской империи. Существует мнение, что переход рано или поздно бы произошёл. Революция только ускорила этот процесс.
Официальным календарём на территории Российской Федерации является григорианский календарь.
Использовать данную календарную традицию обязаны органы законодательной, исполнительной и судебной власти во всех регионах. Представители таких традиционных для РФ конфессий как буддизм, ислам, иудаизм во внутренней документации имеют право использовать традиционные календари.
Русская православная церковь каноничной считает юлианскую традицию (т.н. Старый стиль). Религиозные праздники, считающиеся выходными в РФ, отсчитываются по юлианскому календарю с переводом даты на григорианский. Например, Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) является государственным праздником и выходным днём, припадающим на 7 января по григорианскому стилю.
5. Проекты всемирного календаря
Всемирный календарь
В настоящее время создаются новые и совершенствуются старые календарные системы. В мае 1923 г. на соборе православных восточных церквей был утвержден ново-юлианский календарь. Чтобы сократить расхождение между календарным и астрономическим годом, предлагалось считать високосными не все годы, которые делятся на 4, а только те из годов, завершающих столетия, у которых число сотен при делении на 9 дает в остатке 2 или 6.
Однако ново-юлианский календарь практически не будет отличаться от григорианского до 2800 г.
Принятый почти во всем мире григорианский календарь с достаточной точностью фиксирует, тропический год и синодический месяц. Но в XIX в. и XX в. выявились его недостатки, которые затрудняют работу финансовых и других хозяйственных: неодинаковое количество дней в месяцах и кварталах, несовпадение чисел, месяцев и дней недели в разные годы и т. п.
В связи с этим уже в первой половине XIX в. стали создавать проекты такого календаря, который устранил бы отмеченные недостатки. В 1923 г. был образован Международный комитет по созданию единого Всемирного календаря, напечатавший более 200 проектов. С 1953 г. этим вопросом занимается Организация Объединенных Наций.
Из многочисленного числа проектов можно выделить два наиболее оптимальных.
По первому из них год делится на 13 месяцев, в каждом из которых 4 недели по 7 дней, а всего 28 дней. Главным недостатком такого календаря является отсутствие возможности делить год на полугодия и кварталы.
Второй проект предлагает календарь, в котором год состоит из 12 месяцев, разделяемые на 4 трехмесячных квартала по 91 дню. В каждом квартале содержится 13 недель. Первые числа года и квартала всегда приходятся на воскресенье. Поскольку в таком календаре 364 дня, то в обычном и високосном году вставляется день без числа.
6.Классификация календарей по содержанию информации:
Какие бывают календари?
В ходе исследования я выяснила, что существуют различные календари:
8. Календарь в моей жизни
Также календарь принимает активное участие и в моей жизни. Календарь всегда играл огромную роль в моей жизни, помогая ориентироваться во времени. В наше время календарь приобрел новые функции и задачи. Теперь календарь определяет мне не только нужную дату, но и помогает построить грамотно свои планы, поздравить своих родственников друзей. Календарь всегда оставался почетным и желанным подарком, в любой праздник.
В результате я создала собственный календарь, календарь моего класса. который, как я думаю, на сегодняшний день очень актуален, т. к. мы скоро закончим школу и разъедимся кто куда и будем помнить дни рождения и делать друг другу приятные моменты-поздравления.
(См. Приложение 1)
Заключение
В результате работы я выяснила, что практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самым, беречь своё время. Календарь заметно вошел в нашу жизнь, и обратно уже хода нет. Вот, казалось бы, маленькая вещь, а без нее нам невозможно прожить и несколько дней. Работая над проектом, я изучила историю календарей, рассмотрела разнообразие календарей, проанализировала несколько видов календарей. В результате я создала собственный календарь, который, как я думаю, на сегодняшний день очень актуален для меня и моих одноклассников. (См. Приложение 1)
Проанализировав всю литературу, могу смело утверждать, что:
1) календарь является хитроумным изобретением человечества;
2) гениальность календаря заключается в периодичности повторения циклов движения небесных тел;
3) календарь имеет важное значение в жизни современного человека.
Исследовательская работа вызвала интерес, потому, что:
в ходе исследования я узнала, что пользоваться календарями люди начали много тысяч лет назад.
первые календари очень отличались от современных календарей по дизайну, по содержанию.
Но все календари отражали интересы людей своего времени, в них обязательно присутствует определённая система счёта продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Список литературы.
1.Брагинская Н. В. Календарь // Мифы народов мира. Т. 1. М., 2015, с. 612-615.
2.Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Наука (ГРФМЛ), 2017. - С. 33-35.
3. Климишин И. А. Календарь и хронология. - Изд. 3. - М.: Наука, 2013- С. 351-355. - 478 с.
4. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. - М.: Наука, 2013- С. 162- 288 с.
5. Полак И. Ф. Время и календарь. - М.: Гостехиздат, 2011. - 44 с.
6. Хренов Л. С., Голуб И. Я. Время и календарь. - М.: Наука (ГРФМЛ), 2016. - С. 83-93. - 128 с
7. calendareveryday.ru
8. calend.ru
Рецензия.
Тема исследовательской работы очень велика в современное время для развития в воспитании школьников. В основу работы легли разделы: история календаря от истоков до наших дней, «Календарь знаменательных событий и памятных дат» с подборкой международных и российских праздников. Для реализации данной исследовательской работы были выбраны те праздники, которые непосредственно связан наш современный человек. При исследовании выявлено значение календаря в жизни человека.
Материал раскрыт в полном соответствии с содержанием, дано глубокое, всестороннее освещение всех вопросов.
Приведена основная аргументация актуальности темы, поставлены главные вытекающие из неё задачи.
Использована вся заявленная по теме литература, интернет-ресурсы.
Рождественские подарки от Метелицы
Самодельный телефон
Сочинение
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?