Здравствуйте! Меня зовут Денис Коршунов, я учусь в 8 А классе. Хочу Вам представить свою исследовательскую работу «Химия без лаборатории»
В 6 и 7 классах я ходил не кружок «Юный химик», а с этого учебного года я начал изучать предмет «химия». Я хочу познакомиться с химией более углубленно, так как в будущем хочу связать свою профессию с этой увлекательной наукой.
В современном мире химия такая неотъемлемая часть нашей жизни, что не знать, что такое химия и как она работает нельзя. Но не все люди в мире догадываются о том, что обычные бытовые процессы, такие как добавление лимона в чай или зажигание газовой печи – это химические реакции. Мы каждый день прикасаемся к этой сложной, но важной науке «химия», но не осознаём её значение.
Цель моей исследовательской работы: изучить химические явления дома, без лаборатории и специального лабораторного оборудования, но придерживаясь научного подхода.
Задачи моей исследовательской работы:
изучить литературу и понять, что такое химические (в том числе качественные) реакции.
Провести химические эксперименты, соблюдая технику безопасности и сделать вывод о взаимосвязи причины и следствия.
Объект исследования: химические явления
Предмет исследования: различные эксперименты в домашней лаборатории практически без предварительной подготовки и с минимальными затратами
Моя исследовательская работа очень актуальна, так как в настоящее время среди многих учащихся существует распространённое мнение, что химия является трудным, скучным и бесполезным школьным предметом. Я же своей работой хочу доказать, что это мнение является неверным, показать необходимость изучения этой науки для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей повседневной жизни, и как глубоко связана химия с окружающим миром.
Поэтому, я выдвигаю гипотезу: использование эксперимента способствует развитию интереса к предмету и более осознанному усвоению научных знаний.
В наше время без химических знаний человек подобен путнику в лесу без компаса. Вы зашли в магазин. Продуктов полным-полно, а на этикетке жиры, белки, углеводы и какие-то «Е»? Хорошо это или плохо? Нужно понимать, что покупать, что есть, а от чего нужно бежать подальше.
Писатель-фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия ─ смерть, упакованная в банки и коробки». Сказанное справедливо. Использование людьми достижений современной химии и техники требуют высокой общей культуры, ответственности и, конечно, знаний.
Итак, человек встречается с химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и в нас самих.
Развитие человеческого общества сопровождается применением новых материалов и новых химических процессов во всех сферах деятельности человека. Химия даёт в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования, понимания сущности химических явлений.
В своей исследовательской работе я провел в домашних условиях несколько превращений. Я наблюдал, что с веществами произошли некоторые изменения, которые называют явлениями.
Первый опыт-обнаружение витамина С. Из источников литературы я узнал, что, если добавить настойку йода в раствор витамина С, то произойдет обесцвечивание раствора.
Я поставил цель: обнаружить витамин C, растворённый в воде.
Выдвинул гипотезу: если добавить настойку йода в воду с растворённым в ней витамином C, то настойка йода обесцветится.
Я взял таблетку аскорбиновой кислоты и растворил в стакане воды. Добавил несколько капель настойки йода. На мгновение вода окрасилась, но при перемешивании стала прозрачной.
Так же я попробовал провести этот опыт с лимонной кислотой. Результат был такой же.
Вывод: Эта реакция является качественной для определения витамина С, реактив – настойка йода.
Опыт 2. Выделение углекислого газа CO2
Из источников литературы я узнал, что углекислый газ можно получить при взаимодействии питьевой соды с уксусной кислотой.
Цель: Провести химическую реакцию с выделением углекислого газа.
Гипотеза: Если в соду добавить уксусную кислоту, то тогда начнётся химическая реакция с выделением углекислого газа.
Для этого опыта я взял пластиковую бутылку, воздушный шарик, яблочный уксус, пищевую соду, ложку и свечку, для того, чтобы распознать газ.
Я налил небольшое количество уксуса в бутылку, при помощи ложки насыпал в шарик соду, надел шарик на бутылку и всыпал содержимое внутрь. Когда сода попала в уксус, началась реакция с выделением углекислого газа, и шарик начал надуваться!
Доказать, что выделяется углекислый газ очень просто, надо зажечь свечу и «вылить» на неё углекислый газ, свеча потухнет т.к не поддерживает горение.
Вывод: Во время химической реакции между содой и уксусной кислотой выделяется CO2. Проведена качественная реакция для обнаружения углекислого газа (он не поддерживает горение).
Опыт 3. Обнаружение крахмала.
Из источников литературы я узнал, что при взаимодействии с йодом крахмал синеет.
Цель: Провести химическую реакцию и проверить, есть ли в картофеле крахмал.
Гипотеза: Ели капнуть каплю настойки йода на срез картофеля, то крахмал станет синим.
Я взял картофелину и порезал на кружочки. Капнул каплю настойки йода на кусочек. Кусочек картофеля окрасится в синий цвет.
Вывод: С помощью качественной реакции доказано наличие крахмала в картофеле.
Так же я проверил наличие крахмала в белом хлебе и банане.
Опыт 4. Эфирные масла в мандарине.
Из источников литературы я узнал, что эфирные масла характеризуются сильным ароматом. Они содержатся в различных видах плодов и овощей, концентрируясь главным образом в кожице. Эфирные масла- это органические соединения и значит они сгорают.
Цель: Проверить, есть ли эфирные масла в мандарине.
Гипотеза: В соке мандарина есть эфирные масла.
Я взял мандаринную дольку и свечу. Зажжёг свечу и капнул на пламя немного мандаринового сока. (Во время горения эфирных масел, пламя свечи должно искрить.) Пламя свечи заискрится и может потухнуть, если капнуть очень много.
Вывод: В мандарине есть эфирные масла – горючие органические вещества, вызывающие небольшой «фейерверк».
Заключение. Выводы
В начале своей исследовательской работы я поставил цель – провести и изучить химические реакции дома, без специального лабораторного оборудования. Я убедился, что эксперимент – это один из основных способов постигнуть основы науки. Наблюдая за различными опытами, появляется желание разобраться в том, как это все происходит. Таким образом, подведя итоги исследовательской работы, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, поставленные задачи решены.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что, рассказывая одноклассникам о моей исследовательской работе: проведённых химических реакциях, в том числе качественных, выводах – я заинтересовал многих. В домашней лаборатории практически без предварительной подготовки и с минимальными затратами можно провести много различных интересных экспериментов! И многие убедились, что наука «химия» не такая уж и скучная! Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.
В ходе изучения специальной литературы я расширил свои знания о химических явлениях (реакциях), их признаках. Убедился, что без химии современная жизнь просто бессмысленна и невозможна. Очень важно изучать химию, ведь она вокруг нас!
Спасибо за внимание. Я готов выслушать ваши вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_bez_laboratorii.docx | 1.19 МБ |
Позвольте, я вам помогу
Композитор Алексей Рыбников
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Цветок или сорняк?
Рисуем кактусы акварелью