Совместный проект постройки объемной технической модели русской ладьи из доступных материалов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_ladya.docx | 432.05 КБ |
Нижегородская область городской округ город Шахунья
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Перспектива»
Объемная техническая модель «Русская ладья»
« Конструирование технических объектов»
Автор: Бачериков Николай, Кисин Дмитрий
Руководитель: педагог дополнительного образования
Дрожановский Евгений Вячеславович
г. Шахунья 2021 год
МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Перспектива»
Бачериков Николай, 7 лет, Кисин Дмитрий, 9 лет
Объемная техническая модель «Русская ладья»
Техническое описание
Восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов.
В «Повести временных лет» сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда волоком из Дона в Волгу и обратно.
Назывались такие типы судов, как скедии, ладьи и корабли. Ладья (лодья) представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой в накрой назывались набойными, суда с обшивкой в гладь - насадами. Ладья несла большой холщовый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом. Лодья — наиболее распространенное небольшое парусно-гребное судно древних славян, на котором совершались и торговые плавания, и боевые походы. Наиболее удобными для мореходства были лодьи набойные и палубные. Постройка таких судов была очень трудоемкой и требовала большого умения. Для их строительства применялись стволы расколотых или растесанных пополам многолетних дубовых деревьев в которых выдалбливались или выжигались выемки. Полученную таким образом заготовку вымачивали в воде, а затем распаривали над костром, распирали брусьями и клиньями до необходимых размеров и высушивали. Далее внутри лодьи устанавливали опруги (шпангоуты), к их концам, выступающим над бортами, для увеличения вместимости судна с помощью деревянных колышков пришивали доски. В движение лодьи приводились веслами и поднимаемым на одной мачте парусом.
Первоначально они были беспалубными, но уже к середине XII века на них стали строить сначала сплетенные из лыка, а позже из досок навесы, чтобы прикрыть грузы и экипаж судна в непогоду. Такая лодья стала называться палубной. Со временем и ее конструкция претерпела значительные изменения. Так, упоминаемые в летописях лодьи князя Изяслава Мстиславовича помимо палубы в носу и в корме имели для управления два рулевых весла. Лодьи же еще более поздней постройки (одна из них изображена на открытке) достигали в длину 25 м, в ширину - около 7,5 м и имели грузоподъемность до 200 т. Они были снабжены уже двумя-тремя мачтами для подъема парусов общей площадью до 500 кв. м.
Актуальность работы: изучение отечественной истории в целом, и истории флота и судостроения в частности, важно для формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свою страну, воспитания личности с активной жизненной позицией. Основы для побед русского флота под руководством гениальных флотоводцев Ушакова, Нахимова, Корнилова были заложены в глубокой древности. Судомоделирование, как вид технического творчества, дает очень много для развития кругозора, развивает техническую грамотность, помогает вырабатывать навыки правильной и безопасной работы с различными видами инструмента.
Новизна состоит в том, что работа выполнена самостоятельно, с использованием доступных материалов и инструментов. Модель максимально соответствует исторической действительности: чертежи и шаблоны для изготовления деталей судна подготовлены на основании рисунков и чертежей настоящих судов.
Задачи, которые нужно выполнить при создании работы:
- найти необходимую литературу по истории ладьи;
- изучить характеристики судна;
- подготовить чертежи для постройки модели;
- выбрать материал для постройки модели;
- построить модель и подготовить ее к экспонированию;
- обобщить результаты своей работы, оценить результаты, сделать выводы.
Постройка модели
Основой модели является каркас, состоящий из киля и шпангоутов, изготовленных из нескольких слоев гофрокартона с чередованием направления слоев по типу фанеры, что придает конструкции легкость и необходимую прочность.
Рис.1 Порядок сборки
Каркас обшит картоном плотностью 300 г/см; обшивка имитирует доски. На шпангоуты также крепятся палубы (навесы) и мачта. Сборка модели производилась с помощью клеев «Титан» и ПВА. Мачта, перекладины и рей для паруса изготовлены из деревянных и бамбуковых палочек нужного диаметра. Парус изготовлен из ткани и украшен аппликацией в виде солярного (солнечного) символа. Конструкция паруса и оснастки очень близко повторяет оригинальную. Судно оснащено тремя парами весел. Древко весла изготовлено из бамбуковой палочки диаметром 5 мм, лопасть весла из картона. Вдоль бортов установлены стойки для крепления щитов.
Окраска модели производилась гуашью, смешанной с клеем ПВА, кистями.
Материалы и инструменты:
- чертежная бумага А-4;
-гофрокартон;
- картон плотностью 300-350 г/см ;
- фанера 3 мм;
- клей «Титан»и ПВА;
- наждачная бумага №80-№600;
- бальзовый шпон 1- 5 мм;
- бамбуковые палочки 3-5 мм;
- канцелярский нож, модельный скальпель», ножницы, лобзик, ножовка;
-краски (гуашь и акрил).
Значение модели
Постройка этой модели открыла новое для нас направление технического творчества – судомоделирование. При выполнении проекта мы многое узнали из истории судостроения, конструкции судов, освоили новые техники и материалы. Модель русской ладьи отлично подходит в качестве наглядного пособия для проведения занятий как в нашем объединении, так и в других объединениях нашего Центра внешкольной работы, а также на уроках технологии в школе, на различных патриотических акциях и мероприятиях.
Заключение.
В результате проделанной работы была построена объемная техническая модель русской ладьи. Данная модель получилась аккуратной и соответствующей исторической подлинности, с высокой степенью детализации Примененные технологии доступны для нашего возраста и опыта работы, и могут быть использованы при постройке действующих моделей судов. Эта работа - дань памяти и уважения нашим предкам, отважным мореплавателям – героическим летчикам и гениальным конструкторам. Знание истории отечественной авиации и техники в целом позволяет обеспечивать преемственность в отечественной инженерии и конструировании, развивает в подрастающем поколении чувство гордости за свою Родину и уверенность в завтрашнем дне.
Значение модели
Постройка этой модели открыла новое для нас направление технического творчества – судомоделирование. При выполнении проекта мы многое узнали из истории судостроения, конструкции судов, освоили новые техники и материалы. Модель русской ладьи отлично подходит в качестве наглядного пособия для проведения занятий как в нашем объединении, так и в других объединениях нашего Центра внешкольной работы, а также на уроках технологии в школе, на различных патриотических акциях и мероприятиях.
Как я избавился от обидчивости
Медведь и солнце
"Морская болезнь" у космонавтов
10 осенних мастер-классов для детей
Весенняя гроза