Известно много занимательных физических опытов, которые не одно столетие поражают своей необычностью. Один из таких опытов — подъем массивного двойного конуса по двум наклонным направляющим. Движение конуса как бы опровергает теорию тяготения: тело движется против силы тяжести, как будто оно не притягивается, а отталкивается от Земли. Этот физический «парадокс» поразил меня, мне показалось невозможным такое движение без скрытых моторчиков или каких-либо других хитростей. Я наблюдала демонстрацию этого физического опыта в Московском музее «Экспериментаниум» и мне очень захотелось «разгадать» эту физическую загадку.
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskiy_paradoks.docx | 539.55 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Гимназия №6
г.о. Красноармейск
Муниципальная конференция «Шаг в профессию инженер»
Номинация: «Физика»
Тема:
«Физический «парадокс», представляющий движение тела, в виде сдвоенного конуса вверх по наклонной плоскости»
Автор работы: Коркунова Александра, 9класс
Научный руководитель: Коркунова Н.И.
Красноармейск
2021г.
Оглавление
| 2 |
| 2 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
Введение
Известно много занимательных физических опытов, которые не одно столетие поражают своей необычностью. Один из таких опытов — подъем массивного двойного конуса по двум наклонным направляющим Движение конуса как бы опровергает теорию тяготения: тело движется против силы тяжести, как будто оно не притягивается, а отталкивается от Земли. Этот физический «парадокс» поразил меня, мне показалось невозможным такое движение без скрытых моторчиков или каких-либо других хитростей. Я наблюдала демонстрацию этого физического опыта в Московском музее «Экспериментаниум» и мне очень захотелось «разгадать» эту физическую загадку.
Актуальность выбранной темы проекта связана с актуальностью профессионального изучения физики и математики в современном мире.
Новизна проекта заключается в сочетании теории и практики, использовании программных средств для моделирования.
Цель проекта – изучение физического «парадокса»: движения сдвоенного конуса вверх по наклонной плоскости, разгадка «фокуса»
Задачи проекта:
Основная часть
Математическое описание задачи
Сдвоенный конус – это биконус – два одинаковых конуса, сложенных основанием (Рис. 1), а горка – две одинаковые скошенные рейки, ребром поставленные на горизонтальную плоскость под углом друг к другу. В зависимости от этого угла, угла скоса реек и конусного угла, биконус, поставленный на рейки, словно на рельсы, либо скатится, либо въедет в горку, а может и остаться на месте.
Задача проекта разобраться с математикой физического парадокса. Итак, определим:
Изобразим рабочий чертеж физического опыта (Рис. 2). Обозначим угол между рейками 2α, угол наклона реек β, угол при вершине конуса 2γ
Физика «парадокса» заключается в том, что в «нижнем» положении (А) биконус опирается на «рельсы» вблизи своей середины, а в «верхнем» положении (В) — своими концами. Наклон направляющих по отношению к горизонтальной поверхности стола подобран таким образом, чтобы центр тяжести биконуса в положении А был выше, чем в положении В. Тогда биконус, двигаясь как бы «снизу-вверх», на самом деле скатывается сверху вниз, в соответствии с законами классической механики (в сторону уменьшения потенциальной энергии или в сторону понижения центра масс системы)).
Если биконус пройдёт вдоль рейки расстояние L, то точка его опоры K поднимется на:
H1 = L * tg (β) ( См. Рис.3б, треугольник А1В1С1).
При этом точки опоры катка разойдутся от линии проекции его средней плоскости (общего основания конусов) на расстояния:
B = L * sin(α) ( См. Рис.3а, треугольник АВС).
Рабочий радиус (качения) уменьшится на:
H2 = B * tg(γ) = L*sin(α) * tg(γ) ( См. Рис.3а, треугольник АВС).
Итак, поднятие опоры катка на H1 от въезда в горку сопровождается его опусканием на H2 от уменьшения радиуса качения. Если H1 > H2 , – каток съезжает, а если меньше – катится в гору.
Критическое соотношение (точка покоя биконуса) определяется, если эти изменения высоты компенсируют друг друга (высота центра биконуса не меняется):
H1 = H2; L* tg(β) = L * sin(α) * tg(γ),
Таким образом, критическое соотношение углов системы определяется соотношением:
tg(β) = sin(α) * tg(γ).
:
Моделирование задачи на алгоритмическом языке Pascalabc.net
Постановка задачи: написать программу, выполняющую математическое моделирование опыта и прогнозирующую результаТ: движение биконуса вверх, движение вниз или критическое положение.
В Приложении 2. Приведен код программы и PrintScreen частного случая выполнения программы.
Моделирование задачи в Excel
Постановка задачи. Рассчитать критический угол растра при заданных углах наклона направляющих и заданных параметрах биконуса.
Выполним рассчет для значений угла наклона от 20 до 220 с шагом 20
И углом конуса от 200 до 800 с шагом 100
Расчет приведен в Приложении 4.
Создание действующего макета
Первый макет создавался из подручных средств: деревянных реек и двух склеенных между собой конусных пластмассовых воронок. Затем, на токарном станке был выточен металлический биконус. В соответствии с рассчетом была собрана конструкция. Опыт подтвердил правильность рассчета, биконус поднимался вверх по наклонной плоскости. Изображение макета представлено в Приложении 3.
Заключение
Работа над проектом завершена, физический «парадокс» разгадан. . Моим друзьям очень понравился макет и мы задумались над созданием музея «занимательных наук» у себя в школе.
Технический и технологический «прорыв», о котором так много говорят в нашей стране и во всем мире не возможен без углубленного изучения законов и «парадоксов» физики и математики. Например, попробуем ответить на вопрос: «Можно ли найти практическое применение данному парадоксу? Может ли поезд двигаться между двумя станциями вниз с цилиндрическими колесами и вверх с биконическими?» Вот было бы здорово – вечный двигатель изобрели! Но - нет. Раз центр масс всегда спускается, то чтобы поезд сам шёл туда и обратно, на конечных станциях придётся поднимать его с затратами энергии или уменьшать размеры колёс, пока они не станут нулевыми.
Может быть еще …?
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
program one;
uses graphabc;
Var
i, b, g, a, k, x0, y0, L, r, kf1, kf2, xk, yk, x1, y1, f, h:integer;
h1, h2:real;
Begin
Writeln('Введите длину направляющих и радиус биконуса');
Readln(L, r);
Writeln('Введите значение углов: конуса, наклона и растра и начальные Х0 и Y0');
Writeln('Введите значение начального положения биконуса:(начало - 0 , конец - 2, середина - 1') ;
Readln(g,b, a, k);
SetPenWidth(5);
xk:= 550; yk:= round(350 - 550*tan(b*pi/180));
x1:=50;
SetPenColor(clBlue);
if k = 0 then begin x1:= 50+r; y1:=350 - r; end else
if k = 1 then begin x1:= 275+r; y1:= 350 - (350-yk) div 2 - r; end else
begin x1:=550-r; y1:= yk - r; end;
h1:= 10 * tan(b*pi/180);
h2:= 10 * Sin(a*pi/180)*tan(g*pi/180); h:= round(abs(h1-h2))div (500 div L);
if h1 > h2 then f:=-1 else f:=1;
while (x1 < 500) and (x1 > 50) do begin
SetPenColor(clOrange);
line(50, 350, xk-20, yk - a);
SetPenColor(clBlue);
SetPenWidth(5);
circle(x1, y1, r);
circle(x1, y1, 2);
SetPenColor(clOrange);
line(50, 350, xk, yk);
sleep(100);
SetPenWidth(6);
SetPenColor(clWhite);
circle(x1, y1, r);
circle(x1, y1, 2);
x1:= x1+f*10;
y1:= y1 - f * h;
SetPenWidth(5);
SetPenColor(clOrange);
line(50, 350, xk, yk);
line(50, 350, xk-20, yk - a);
end;
SetPenColor(clOrange);
line(50, 350, xk-20, yk - a);
SetPenColor(clBlue);
SetPenWidth(5);
circle(x1, y1, r);
circle(x1, y1, 2);
SetPenColor(clOrange);
line(50, 350, xk, yk);
end.
Приложение 3
Действующий макет.
Приложение 4
Расчет критического угла между рейками для заданных углов наклона реек и конусного угла
в Excel
угол наклона направляющих | 2ᵒ | 4ᵒ | 6ᵒ | 8ᵒ | 10ᵒ | 12ᵒ | 14ᵒ | 16ᵒ | 18ᵒ | 20ᵒ | 22ᵒ | |
Угол конуса в радианах | Угол конуса в радианах / угол наклона направляющих | 0,03 | 0,07 | 0,11 | 0,14 | 0,18 | 0,21 | 0,25 | 0,29 | 0,32 | 0,36 | 0,36 |
20ᵒ | 0,36 | 5,8 | 11,6 | 17,6 | 23,8 | 30,3 | 37,4 | 45,3 | 54,4 | 66,2 | 94,2 | 94,2 |
30ᵒ | 0,58 | 3,6 | 7,3 | 11,0 | 14,8 | 18,6 | 22,6 | 26,8 | 31,2 | 35,9 | 40,9 | 40,9 |
40ᵒ | 0,84 | 2,5 | 5,0 | 7,5 | 10,1 | 12,7 | 15,4 | 18,1 | 20,9 | 23,9 | 26,9 | 26,9 |
50ᵒ | 1,19 | 1,8 | 3,5 | 5,3 | 7,1 | 8,9 | 10,8 | 12,6 | 14,6 | 16,6 | 18,6 | 18,6 |
60ᵒ | 1,73 | 1,2 | 2,4 | 3,6 | 4,9 | 6,1 | 7,4 | 8,7 | 10,0 | 11,3 | 12,7 | 12,7 |
70ᵒ | 2,75 | 0,8 | 1,5 | 2,3 | 3,1 | 3,9 | 4,6 | 5,5 | 6,3 | 7,1 | 8,0 | 8,0 |
80ᵒ | 5,67 | 0,4 | 0,7 | 1,1 | 1,5 | 1,9 | 2,2 | 2,6 | 3,0 | 3,4 | 3,9 | 3,9 |
Просто так
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Хрюк на ёлке
Браво, Феликс!
Юрий Алексеевич Гагарин