Проект по математике о нетрадиционных способах умножения, позволяющих считать без использования гаджетов и в столбик.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_algebre_uchenitsy_8_a_klasaa_krapatuhinoy_dari.doc | 433 КБ |
МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»
ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
«НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ»
Выполнила работу: Крапатухина Дарья, учащаяся 8 класса МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»
Руководитель: Канова Наталья Васильевна, учитель информатики и математики МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»
с.Аромашево, 2021
Содержание
Проблема……………………………………………………………3
Актуальность выбранной темы…………………………………..3
Цель исследования…………………………………………………………..3
Задачи……………………………………4
«На пальцах» …………………………………………………… 5
«Русский деревенский» способ умножения …………………………………6
Графический способ «палочками» ……………………………7
Графический способ «прямоугольниками» ………………………………8
Устный счёт………………………………………………………9
Введение.
Человеку в повседневной жизни невозможно обойтись без вычислений. Поэтому на уроках математики, нас в первую очередь учат выполнять действия над числами, то есть считать. Умножаем, делим, складываем и вычитаем мы привычными для всех способами, которые изучаются в школе.
А можно ли умножать не только так, как предлагают нам в учебниках математики? Мне стало интересно, а есть ли еще какие-нибудь способы вычислений. Ведь способность быстро производить вычисления вызывает большое удивление.
В нашем современном обществе, когда у каждого есть телефон с калькулятором, мы всё чаще и чаще используем его, и, следовательно, уже забываем, как можно без всякой техники легко и быстро посчитать сложные и большие числа или не очень большие.
Постоянное применение современной вычислительной техники приводит к тому, что ученики затрудняются производить какие-либо расчеты, не имея в своем распоряжении таблиц или счетной машины. Знание упрощенных приемов вычислений дает возможность не только быстро производить простые расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результате механизированных вычислений. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память, повышает уровень математической культуры мышления, помогает полноценно усваивать предметы физико-математического направления.
Объект исследования: арифметическое действие «умножение».
Предмет исследования: различные нестандартные способы умножения.
Проблема: Поиск различных способов умножения.
Актуальность выбранной темы: В последнее время ученики предпочитают пользоваться гаджетом в расчётах, а не своим умом. Я хочу показать, что есть много интересных нетрадиционных способов умножения, позволяющих считать без использования гаджетов и в столбик.
Задачи:
1.Найти и разобрать различные способы умножения.
2. Рассказать о новых способах умножения и научиться ими пользоваться.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В жизни людей математика стоит на первом месте, потому что вычислительный процесс происходит в разных жизненных ситуациях. С младших лет дети начинаю учиться считать на пальцах, палочках, предметах и так далее. В начальной школе учатся складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа. Не всем детям таблица умножения дается легко. Разновидность способов умножения поможет выбрать им самый оптимальный.
Предлагаю узнать самые популярные способы умножения в разных странах, начиная с древних и заканчивая современными.
Умножение «на пальцах»
Счет по пальцам широко применялся в старину. Этим способом успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Этот способ описал в своей «Арифметике» выдающийся математик 18 века Леонтий Филиппович Магницкий.
Вот, например, как умножали древние римляне на пальцах числа от 6 до 10.
1.Мысленно пронумеруем свои пальцы от 6 до 10 на каждой руке, начиная с мизинца. Пусть требуется умножить 7 на 8.
2. Кончик пальца 7 левой руки касается кончика пальца 8 правой руки. Соприкасающиеся пальцы и все пальцы ниже считают десятками. У нас это 50.
3.Теперь верхние пальцы левой и правой руки перемножаются друг с другом. Слева у нас 3, а справа 2. 3·2=6
4.Теперь складываем оба числа: 50+6=56. Правильно.
«Русский деревенский» способ умножения
Русские деревенские крестьяне умели умножать и без таблицы умножения. В данном способе необходимо только уметь умножать и делить на два.
1. Чтобы перемножить два числа их записывали рядом на одной прямой и рисуют между ними вертикальную прямую.
2. Затем левое число делили на два, а правое число умножали на два.
3. Продолжают деление до того момента, пока слева не останется 1.
4. Результаты записывают в столбик. Остаток отбрасывается.
5. Вычёркиваем те строки (и с права и слева), в которых слева стоят чётные числа, оставшиеся числа в правом столбике складываем. И получаем результат.
Например, при умножении 52 на 63 получаем 3276.
Графический способ «палочками»
Для ребят, не знающих таблицу умножения, – это большое подспорье в выполнении заданий.
Конечно, этот способ имеет свои недостатки: долго приходится считать узлы решетки, если в состав числа входят числа 7,8,9.
Умножим 21 на 34.
Чертим горизонтально две прямые и отдельно еще одну прямую.
Чертим вертикально три прямые и отдельно еще четыре прямые.
Итак, ответом будет число 714.
Графический способ «прямоугольниками»
Способ этот был употребителен в обиходе русских крестьян и унаследован ими от глубокой древности.
Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа.
Допустим нужно умножить 25 на 63.
Устный счёт
Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счёт — это тренажёр для мозга. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.
Умножаем на 4, 6, 8, 9:
Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчёты будет проще простого.
Для умножения и деления двух и трёхзначных чисел применяем простые приёмы:
Например:
37*4=(37*2)*2=74*2=148
412*6=(412*2)*3=824*3=2472
Заключение.
Работая над этой темой, я узнала, что существует порядка 30 различных, забавных и интересных способов умножения. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор. Я рассказала вам о некоторых наиболее интересных способах.
Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел.
В общем, таблицу умножения все-таки знать нужно!
Литература
Зимний дуб
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Карты планет и спутников Солнечной системы
Бабочка
Рисуем космос