Ученик изучил разные старинные способы умножения и провел вычисления этими способами, сделал выводы о применении этих способов в настоящее время
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_sposoby_umnozheniya.docx | 184.71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Опытненская средняя общеобразовательная школа"
МБОУ "Опытненская СОШ"
Проект на тему:
«СТАРИННЫЕ СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ»
Исполнитель: Евсеев Никита, ученик 8 класса
Руководитель: Шувалова Лариса Юрьевна,
учитель химии и математики
с. Зеленое, 2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………. | 3 |
СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ ………………………………………………………......... | 4 |
Глава 1. Русский крестьянский способ умножения ………………………………….. | 4 |
Глава 2. Египетский способ умножения ……………………………………………… | 5 |
Глава 3. Индийский способ умножения ……………………………………………… | 6 |
Глава 4. Китайский способ умножения ………………………………………………. | 7 |
Глава 5. Старинный способ умножения на 9 пальцах ……………………………….. | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… | 9 |
Список литературы и интернет-источники …………………………………………… | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
В школе изучают таблицу умножения, а затем учат умножать числа в столбик. В современном мире, когда у каждого человека есть калькулятор, мы всё чаще используем его, забывая, как можно без всякой техники легко и быстро выполнить умножение больших чисел умножения. На самом деле, существует много различных старинных способов умножения однозначных и многозначных чисел.
Чтобы научиться пользоваться некоторыми старинными способами умножения, я проделал следующую работу:
Цель - изучить старинные способы умножения натуральных чисел.
Задачи:
СПОСОБЫ УМНОЖЕНИЯ
Глава 1. Русский крестьянский способ умножения
Этот прием умножения использовался русскими крестьянами примерно 2–4 века назад.
Чтобы перемножить два числа, их записывали рядом, а затем левое число делили на 2, а правое умножали на 2. Результаты записывать в столбик, пока слева не останется 1.
Остаток отбрасывается. Вычёркиваем те строки, в которых слева стоят чётные числа.
Оставшиеся числа в правом столбце складываем (см. рис. 1).
Рис. 1
ОТВЕТ: 35+70+140+280+1120=1645
Глава 2. Египетский способ умножения
Древнеегипетское умножение является последовательным методом умножения двух чисел. Чтобы умножать числа, им не нужно было знать таблицы умножения, а достаточно было только уметь раскладывать числа на кратные основания, умножать эти кратные числа и складывать. Египетский метод предполагает раскладывание наименьшего из двух множителей на кратные числа и последующее их последовательное перемножение на второй множитель.
Умножим 47 на 35 .
Раскладываем наименьший множитель: 35=8+8+8+8+2+1. Каждое из этих слагаемых нужно умножить на 47.
Получаем:
8 х 47 = 376 |
8 х 47 = 376 |
8 х 47 = 376 |
8 х 47 = 376 |
2 х 47 = 94 |
1 х 47 = 47 |
ОТВЕТ: 376 + 376 + 376 + 376 + 94 + 47 = 1645 |
Глава 3. Индийский способ умножения
В древней Индии применяли способ умножения сеткой.
Рассмотрим пример: перемножим 47 и 35:
- рисуем прямоугольник 2 на 2 (по количеству десятичных знаков у каждого множителя);
- затем квадратные клетки делим по диагонали;
- вверху таблицы записываем число 47;
- справа таблицы число 35 (см. рис. 2);
Умножаем цифры каждого ряда последовательно на цифры каждой колонки.
- последовательно умножаем 3 на 7, на 4; 5 на 7, на 4.
- в заключении складываем числа, следуя диагональным полосам. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.
- из результатов сложения цифр по диагоналям (они выделены красным цветом) составляется число 1645, которое и является произведением чисел 47 и 35.
Рис. 2
ОТВЕТ: 47 х 35 = 1645
Глава 4. Китайский способ умножения
В первом множителе 4 десятка и 7 единиц, значит строим 4 параллельные прямые и чуть ниже 7 параллельных прямых. Во втором множителе 3 десятка и 5 единиц. Строим перпендикулярно 3 и чуть правее 5 прямых, пересекающие прямые первого множителя (см. рис 3).
Рис. 3
12 + 41 35 ОТВЕТ 1645 |
Глава 5. Старинный способ умножения на 9 пальцах
Разведите пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки.
Допустим, хотим умножить 4 на 9 (см. рис.4).
Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 4. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 3 пальца не загнуто, справа - 6 пальцев. Таким образом, 4х9=36
Рис. 4
Заключение
При выполнении работы над проектом по теме «Старинные способы умножения» мне понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой и интернет-источниками.
Научившись считать всеми представленными способами, я пришел к выводу, что каждый из способов, несмотря на свою степень сложности и затрат по времени, интересен. Я считаю, что все старинные способы умножения развивают такие мыслительные функции как логику, память и многое другое.
Все старинные способы умножения, которые я встретил в разных источниках, опираются на знание таблицы умножения. Только один «Русский крестьянский способ умножения» не требует знаний таблицы. Достаточно только уметь умножать и делить на два.
Из всех найденных мною старинных способов счета заинтересовал меня «Китайский способ умножения», хотя он трудоемкий в построении точек пересечения и дальнейших вычислений.
Старинных способов умножения чисел много. И я хочу продолжить их изучение и исследовать дальше.
Учить таблицу умножения необходимо!!!
.
Список литературы и интернет-источники
Сладость для сердца
Галка в чужих перьях
Сказка на ночь про Снеговика
Мастер-класс "Корзиночка"
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт