Работа выполнена учащимися в 2017 году на Научно-практическую конференцию.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_yaponskoy_kultury_na_podrostkov.docx | 72.59 КБ |
Городская научно-исследовательская конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция: История
Влияние японской культуры
на подростков
Автор: Крысин Н.А. ученик 8б класса Йову М.С. ученицы 8а класса МАОУ "СОШ №10". Руководитель: Сергеев П.П., учитель истории МАОУ "СОШ №10". |
г. Когалым. 2017г.
Содержание
Глава I. Традиционные виды японской культуры. 4
1.6. Традиционная культура среди подростков. 7
Глава II. Современные виды японской культуры. 9
2.4. Современная японская культура среди подростков. 12
Список источников информации 14
В декабре 2016 года, президент России В.В. Путин, после 11 летнего перерыва, посетил с официальным визитом Японию. Целью переговоров являлось подписание мирного договора между двумя странами, выходе на новый уровень экономического взаимодействия, развитии гуманитарного сотрудничества и культурного обмена.
В связи с улучшением отношения с Японией, предстоящим проведением главного фестиваля японской культуры в России и двадцатилетием выхода мультфильма "Покемон" считаем данную тему актуальной.
Примерно с 2000-го года в России увеличивается интерес к японской культуре среди населения. Аниме и манга становятся частью жизни. Открывается Всероссийского фестиваля японской анимации, который в дальнейшем становится традиционным. С 2011 года в России регулярно начинают проводиться косплей-вечеринки и аниме-фесты. В России начинает складываться рынок продажи японских аксессуаров, становятся популярными некоторые японские музыкальные группы. Параллельно развивается интерес и к традиционным японским проявлениям искусства - икебана, каллиграфия, оригами, карате и японским блюдам.
Цель: Изучить влияние японской культуры на подростков и определить возможные перспективы развития в городе Когалым.
Задачи:
1. Изучить влияние японской культуры через традиционные искусства.
2. Изучить влияние японской культуры через аниме, мангу и музыку.
3. Изучить перспективы дальнейшего развития японской культуры среди молодежи города Когалым.
Объектом исследования являются подростки.
Предметом исследования являются учащиеся 6х - 9х классов МАОУ "школы №10" города Когалым.
Методология исследования базируется на традиционных методах познания: системном подходе и контент-анализе.
В начале XVIII происходит "открытие" Японии для русского человека, в дальнейшем развиваются торговые и дипломатические отношения. В этот момент происходит и открытие традиционной японской культуры для русского человека. В разные периоды времени элементы японской культуры в Российской империи, а затем и в СССР становятся популярны.
После распада Советского Союза в Россию хлынуло много различных культур. Среди них была и Японская культура. Со временем она занимает все более видное положение в России: открываются школы карате, филиалы японских школ по обучению каллиграфии, икебане и оригами. Распространенной становится японская кухня.
С 1990-х годов в России начинает набирать популярность искусство создания интерьера в соответствии с божественной гармонией – Фен-Шуй. Это способ не только украсить свое жилище, но и приобрести состояние внутренней гармонии и спокойствия.
Икебана или икэбана является чисто традиционным японским видом искусства украшать свой дом. По сути икебана-это искусство компоновки срезанный цветов и побегов в сосудах и расстановки их по Фен-Шую. Существует около пяти стилей: Рикка, Сёка, Нагэирэ, Морибана, Дзюка[1]. В России есть три специальных филиала ИКЭНОБО Сэн Эй Икэнобо - в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, в которых действуют специальные группы по изучению искусство Икебана[2]. Студенты и преподаватели принимают участие в выставках как в России так и в Японии. Часто в данные филиала посещают японские мастера и проводят демонстрации и мастер-классы. Студенты и преподаватели часто проходят стажировки в Японии, в институте Икэнобо.
Каллиграфия - это искусство красивого написания слов. Дословно переводится с греческого "красивый подчерк". В Японии каллиграфия появляется примерно в пятом веке до нашей эры. Изначально это было чисто копирование иероглифов и манер письма китайцев, но со временем японцы приспосабливают китайские стили к японским иероглифам, а затем появляются чисто японские стили написания иероглифов.
После открытия Японии для иностранцев, началась активная модернизация страны, затронуты были почти все отрасли экономики, науки и искусства. Каллиграфия не стала исключением. Появляются новые стили написания: сёдзицусё и авангардная каллиграфия, которые представляют по сути собой синтез новых художественных форм и стилей[3].
Японская каллиграфия сейчас, по сути это искусство без условностей, границ и рамок. Основная идея японской каллиграфии сейчас - это настроение художника, который вкладывает в создание своей шрифтовой композиции душу и мысли. По мнению многих специалистов каллиграфии - она успокаивает и приводит внутренний мир в равновесие. В наше время существует огромное количество стилей и школ японской каллиграфии[4].
В России существует множество школ японского языка и каллиграфии. На уроках ученики изучают не только техники письма иероглифов, но и показывает культуру и смысл иероглифов. В России открыты школы японской каллиграфии в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Владивостоке[5]. Учителя в которых проходят обучение в Японии, и основным смыслом у них в обучении является показать своим ученикам не только правильность написания иероглифа, сколько передать культуру и смысл, отточенный в веках.
Оригами, если дословный перевод с японского - это сложенная бумага. История создания оригами уходит корнями в далекое прошлое, с момента создания бумаги и до наших дней. Корни данной культуры идут из Японии, именно там, из-за свойств местной бумаги, которая изготовлялась из коры шелковичного дерева, придававшая ей необходимые свойства для складывания фигурок, возникает данное искусство, которое в дальнейшем перейдет в Китай и страны Европы.
Появление данного искусства в странах Европы ученым историкам неизвестно, но исходя из мемуаров некоторых писателей известно, что например известный английский писатель Льюис Кэрролл увлекался данным искусством. В России им увлекался не менее известный писатель Лев Николаевич Толстой. Однако, в этот период времени, не было специальных учебников и не была расписана последовательность складывания, в результате чего оригами не была популярна в массах. И лишь во второй половине двадцатого века, после изобретения условных знаков и специальных брошюр Акороу Йошидзавой, оригами распространяется по всему миру[6].
Занятия оригами, по мнению психологов, развивают подвижность и точность пальцев рук, активно развивается тонкая моторика и повышается чувствительность пальцев. Занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления[7].
В России, почти в каждом городе, существуют кружки оригами. На которых ученики познают древнее японское искусство.
Знакомство с японскими вида единоборств в России начинается еще в период СССР. Тогда СССР, дабы поддержать статус великой державы, принимает участие в различных видах состязаний, в том числе в дзюдо. После удачных выступлений наших спортсменов как в СССР, так и на Токийской олимпиаде 1964 года, дзюдо становится чисто спортивным видом единоборств.
В этот период времени так же начинает развиваться интерес к японской культуре в целом. Снимаются различные пропагандистские фильмы, и одним из ключевых фильмов, который по сути дает "зажигает" советскую молодежь, становится фильм Куросава Акиры «Гений дзюдо», в котором против "хороших" дзюдоистов выступают "плохие" каратисты и бойцы клановых школ дзю-дзюцу. Именно они стали кумирами советской молодежи[8].
В конце шестидесятых - начале семидесятых годов в СССР открываются филиалы Японского фонда, по развитию международного культурного обмена. Появляются первые любительские школы каратэ, и в 1972 году появляется центральная, советская школа каратэ, во главе которой встает А.Б. Штурмин. И с этого момента каратэ становится массовым на столько, что советская власть со временем внесет увидит опасность и попытается запретить данный вид единоборств, а социологи да же говорят о феномене каратэ в СССР.
После распада СССР, каратэ остается популярным и в девяностые годы, и в наше время. Каратэ как спорт развит более чем в половине регионов России. По данным Росстата в России насчитывается более 215 тысяч профессиональных каратистов, а каратэ занимаются около 2 млн. человек[9].
В японской кухне основными ингредиентами во все времена были рис и рыба. К ним добавлялись мясо, различные морепродукты и яйца. В шестнадцатом веке начинают появляться мучные блюда: лапша из пшеничной муки (удон), тонкая гречишная лапша (соба). Появляются и супы, в которых предпочтения отдаются бульону. Одно из центральных мест в японской кухне отдается сушам и роллам[10].
В России японская кухня появляется после распада СССР, еще в девяностых годах открываются маленькие ресторанчики, в которых впервые появляются блюда японской кухни, и спустя буквально десять лет суши и роллы занимают прочное место в меню россиян. Нет ни одного крупного ресторана, который бы не включал в своем меню блюда из японской кухни[11].
В наше время суши и роллы являются весьма популярным блюдом и пользуются огромным спросом среди населения.
Начиная опросы по традиционной культуре Японии, мы считали, что среди респондентов будет лишь небольшое число тех, кто увлекается данным видом культуры, ибо она не предназначена на массового потребителя, но проведя опрос среди учащихся 6 - 9 классов (207 респондентов) мы пришли к весьма удивительным результатам.
Чтобы определить влияние традиционной культуры на подростков, нами был составлен вопросник и основываясь на данных опросов мы сумели сделать несколько важных выводов.
1. Почти 80% респондентов знакомы с традиционной японской культурой. В основном это японская кухня.
2. 22% респондентов занимаются или увлекаются традиционной японской культурой. Большинство из них выбрали каратэ или оригами [Приложение 1].
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что подросткам интересна японская традиционная культура, но не вся, а лишь отдельные ее виды. Икебана и каллиграфия на привлекли ни одного из опрошенных респондентов.
Современная японская культура, или как еще ее называют "культура на экспорт" начинает появляться в Японии еще в конце 40-х годов XX века. В этот период времени она представлена лишь мангой[12]. В конце 80-х начинается развиваться аниме[13] индустрия, и почти сразу становится популярной, сначала в Японии, потом и по всему Миру. Причина популярности очень проста - аниме и манга рассчитаны были не на детей, а на подростков и взрослых.
Самым популярным аниме сериалом в Мире считается Покемон. В России он выходит в 2000 году, и почти сразу увлекает всех подростков. На 2016 год вышло более 900 серий данного аниме. Помимо этого некоторые аниме были удостоены премии Оскар и Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля.
С 2000 года в России начинает проводиться Всероссийский фестиваль японской анимации. С 2011года в России начинает проводиться регулярно аниме-фесты и косплей-вечеринки, участниками которых становятся не только подростки и юноши, но и вполне взрослые люди.
Японская анимация, японская поп-культура, "культура на экспорт" - у нее много различных имен, но остается одно неизменным - это рост количества фанатов по всему миру.
Аниме начало свое победоносное восхождение со второй половины 1980-х годов и быстро завоевывает страны Азии, Европы и США. К 2000-м годам популярность аниме в этих странах достигает небывалых высот о чём свидетельствуют, например, вручение Хаяо Миядзаки премии «Оскар» за «Унесённых призраками» (2001) и номинация Мамору Осии на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за анимэ «Призрак в доспехах 2: Невинность» (2004)[14].
В массовом формате аниме появляется в России лишь после падения СССР и сразу же получает огромную толпу поклонников, которая увеличивается год от года способствуя появлению новых субкультур.
В японской анимации авторы часто используют философские идеи различных эпох, стран, школ и направлений благодаря чему они получают свою индивидуальность, которую высоко ценит современный зритель. Есть одна знаменитая цитата, с которой согласны все анимешники[15]: «У американских анимационных фильмов всегда счастливый конец, который можно предсказать уже с самого начала, в то время как в японском аниме концовка далеко не ясна, оставляя тем самым место для полёта фантазии». Спустя несколько лет, после появления аниме в массовом прокате, отношение к нему изменилось, аниме больше не рассматривается как исключительно «развлечение для детей», а как гораздо более обширная и важная сфера культуры.
В настоящее время анимешники, которые появились в 90-х годах уже выросли и начинают развивать аниме индустрию в России. Организуют различные встречи анимешников, создают даберские группы[16], проводят аниме-вечеринки и косплей-фесты. Примерами деятельности данных активистов можно считать "Всероссийский фестиваль японской анимации", который проводится ежегодно с 2000 года, выпуск журналов "АнимеГид" и «Anime magazine» в которых происходит обсуждение новик, публикуются рецензии, описываются недавно прошедшие аниме-фесты и новые компьютерные игры. Выпуск этих журналов является наглядным свидетельством того, что число анимешников в России растёт[17].
Особую популярность набирают различные аниме-фесты и косплей-вечеринки. В крупных городах страны подобные мероприятия начинают проходить с 2011 года, и теперь они превратились не только в простое собрание любителей косплея, а в своеобразное шоу, на которое приходят полюбоваться многие граждане. В Сургуте и Ханты-Мансийске подобные мероприятия проводятся каждый год с 2013 года. В Когалыме были попытки провести подобный фестиваль, но из-за недостатка участников он так и не был проведен.
Наравне с аниме, после распада Советского Союза, в Россию начинает проникать и манга. Изначально обществом манга воспринималась как комикс, и ее чтение считали лишь детским увлечением, но со временем мнение переменилось. В ней нашли интерес и дети, и молодежь, и взрослые люди. Столь обширный охват читателей был возможен из-за огромного количества различных жанров: от простых комедий до холодящих кровь мистических рассказов и запутанных детективных историй.
Среди поклонников распространено мнение, что этот жанр на порядок выше, продуманнее и лучше нарисован в отличии от других комиксов. Ведь не зря некоторые манга пишутся годами или десятилетиями, например манга "Ода-сэнсей" первый выпуск которой был в 1996 году и выпускается она до сих пор.
В России наиболее известными считаются такие работы как "Наруто" и "Блич", которые нашли поклонников в разных частях страны.
В России заинтересованность мангой вышло на такой уровень, что появляются специальные компании, которые выкупают право переводить на русский язык, это «Фабрика комиксов», Comix-ART, «Палма Пресс» и «Сакура Пресс». Они не ограничиваются переводами и издают также работы российских художников. В поддержку начинающих мангака с 2009-го года издательство «ИЗМ» выпускает журнал «РуМанга», а в 2011 года «Фабрика комиксов» представила сборник коротких комиксов «Альманах русской манга»[18].
Современная японская музыка представлена двумя видами J-pop и Vocaloid.
J-pop – современная популярная музыка Японии. Характерная ее особенность - это быстрый ритм, небольшая продолжительность, зачастую до одной минуты. Используется в различных телепередачах, видеоиграх, кино, торговле и аниме. Данный вид музыки в России не популярен и известен только благодаря аниме.
Вокалоид - это програмное обеспечение фирмы Yamaha Corporation, которое имитирует голос поющего на основе заданной мелодии и текста. Программа уникальна, ибо использует технологию полного синтеза речи по правилам. Данная программа включает в себя редактор для работы с текстом и мелодией, синтезатор поющего голоса и библиотеки исполнителей, также называемых вокалоидами. Пользователь вводит предполагаемую мелодию, прописывает ноты, выбирает голос и текст песни. Помимо всего можно выбрать да же тембр голоса, скорость исполнения и частоту. После программа синтезирует пение.
Вокалоиды пользуются огромной популярностью в мире. Записываются иногда целые концерты, которые имеют большой успех, ярким примером является Hatsune Miku.
В России, несмотря на то, что не существует русскоязычных вокалоидов, так же пользуется данная программа популярностью. Существуют да же специальные концерты. Так в 2012 году в Москве прошел первый в истории России концерт с исполнением вокалоида Hatsune Miku и в апреле 2016 был второй концерт[19].
Для многих далеко не секрет, что современная японская поп-культура в России набирает все больше сторонников, и это подтверждает проведенный нами опрос. В следствии чего мы сделали следующие выводы:
1. Исходя из опроса современным тенденциям подвержены 46% респондентов. Они увлекались или увлекаются японской поп-культурой.
2. По массовости на первое место выходит аниме. Предпочтению данному виду японской культуры отдали 46% респондентов, в свою очередь мангу читают 32% и слушают музыку 17 % [Приложение 2].
3. Отдельно следует отметить, что выучить японский язык хотят 36% опрошенных, для того чтобы была возможность воспринимать японскую поп-культуру на языке оригинала.
В наше время средства массовой информации и популярная культура занимают центральное место в социальной, политической и культурной жизни. Через культуру налаживается политический диалог между странами и усиливаются экономические связи.
В ходе нашей работы были опрошены учащиеся 6-9 классов, всего 207 респондентов. Опрос позволил выявить, что среди российских подростков имеется положительная тенденция в изучении культуры страны Восходящего солнца, как минимум 80% респондентов сталкивались прямо или косвенно с японской культурой.
Как и ожидалось, большинство респондентов отдали свой голос в пользу поп-культуры (46%), но и тех, кто придерживается и занимается традиционной японской культурой тоже весьма достаточный процент (22%).
Так же нам удалось установить, что количество подростков, которые интересуются японской культурой неуклонно растет, так если среди девятых классов 32% респондентов увлекались или увлекаются японской поп-культурой, в восьмых и седьмых классах уже 50%, то в шестых классах количество интересующихся составляет 54%.
Всего из всех респондентов в 9х, 8х, 7х и 6х классов которые увлекались или увлекаются японской культурой составляет 47% процентов [Приложение 3].
Таким образом можно сделать следующий вывод: Японская культура как традиционная, так и современная оказывают влияние на современных подростков, и данная тенденция только увеличивается.
Книги:
Каллиграфия // Япония от А до Я. Энциклопедия. — EdwART, 2009.
Клевенская Т., Панкратов В. Цветочная аранжировка. Издательство: М.: Агропромиздат. с. 175.
В. В. Нуркова и Н. Б. Березанская Психология. Издательство: М.: Агропромиздат. с. 500
Сайты:
Danketsu. Аниме и манга в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://www.danketsu.ru/publ/question/otaku/anime_i_manga_v_rossii/5-1-0-16
Doramakun.ru. Аниме и манга в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://doramakun.ru/interesting/asian-facts/1356673948.html
SuperCook. Японская кухня [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://supercook.ru/zz330-40.html
Historicus. Взаимодействие русской и японской культуры [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://www.historicus.ru/784/
Yarbank. Манга в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: https://yarbank.ru/blog/614
Икебана Икенобо Россия. [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://ikebana-ikenobo.ru/russia
Мики Микадо. Несколько слов о каллиграфии [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://miuki.info/2013/08/neskolko-slov-o-yaponskoj-kalligrafii/
Мир созданный мастером. Статьи [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://superkarate.ru/y_s_rab_po_kontaktu.htm
Россия Великая. Оригами в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://russia.rin.ru/guides/6778.html
Тен-Чи. Японская каллиграфия в С-Петербурге каллиграфии [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://tenchi.ru/articles/100-japonskaya-kalligraphiya-v-sankt-peterburge.html
Хатсуми Мику Вокалоид клуб [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: https://mikupa.ru/concert_AOI_in_Moskow
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
[1] Коевенская Т., Панкратов В. Цветочная аранжировка. С. 34.
[2] Сайт Икебана Икенобо Россия. [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://ikebana-ikenobo.ru/russia
[3] Сайт Мики Микадо. Несколько слов о каллиграфии [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://miuki.info/2013/08/neskolko-slov-o-yaponskoj-kalligrafii/
[4] Каллиграфия // Япония от А до Я. Энциклопедия. С. 204.
[5] Сайт Тен-Чи. Японская каллиграфия в С-Петербурге каллиграфии [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://tenchi.ru/articles/100-japonskaya-kalligraphiya-v-sankt-peterburge.html
[6] Сайт Россия Великая. Оригами в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://russia.rin.ru/guides/6778.html
[7] В. В. Нуркова и Н. Б. Березанская Психология. С. 497.
[8] Сайт Historicus. Взаимодействие русской и японской культуры [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://www.historicus.ru/784/
[9] Сайт Мир созданный мастером. Статьи [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://superkarate.ru/y_s_rab_po_kontaktu.htm
[10] Сайт Historicus. Взаимодействие русской и японской культуры [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://www.historicus.ru/784/
[11] Сайт SuperCook. Японская кухня [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://supercook.ru/zz330-40.html
[12] японский комикс.
[13] анимированный фильм.
[14] Сайт Danketsu. Аниме и манга в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://www.danketsu.ru/publ/question/otaku/anime_i_manga_v_rossii/5-1-0-16
[15] Люди, которые увлекаются аниме.
[16] Переводчики аниме и манги с японского языка на русский язык.
[17] Сайт Doramakun.ru. Аниме и манга в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: http://doramakun.ru/interesting/asian-facts/1356673948.html
[18] Сайт Yarbank. Манга в России [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: https://yarbank.ru/blog/614
[19] Сайт Хатсуми Мику Вокалоид клуб [электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2017. URL: https://mikupa.ru/concert_AOI_in_Moskow
Галка в чужих перьях
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Одеяльце
Домик зимней ночью
Музыка космоса