Тема проекта: «Изучение растительности Екатерининского парка и рекомендации по его облагораживанию». Актуальность и практическая значимость проекта в том, что налицо проблемы плохого состояния местных парков, а именно его растительного мира. Прогуливаясь по парку, невооруженным глазом можно наблюдать зараженность деревьев грибками, большое количество поваленных деревьев и ломкость ветвей. Во время изучения растительного мира дендрария (правой его части) Арина обнаружила, что почти каждое третье дерево больное, встречаются «мертвые» деревья и кустарники, которые не вырубаются долгое время, не производятся посадки новых культур. Парки постепенно погибают, а жители, точнее службы, которые ответственны за состояние парка, не обращают на это внимание. Чаще всего органы управления не придают особого значения таким проблемам, но это очень важно, как минимум, потому что растения являются основным источником кислорода в городе, они поглощают шум и пыль, летящую с дорог, парки служат местом отдыха и гордости Кронштадтцев. Первое с чем сталкиваются туристы, посещая Кронштадт, это как раз Советский (ныне Екатерининский) парк. Экологические проблемы очень актуальны для общества 21 века. Начав с исправления маленькой экологической ситуации нашего города, мы сможем решить большие проблемы: сохранить окружающий мир планеты.
Вложение | Размер |
---|---|
sizova_arina_-_izuchenie_rastitelnosti_ekaterininskogo_parka_i_rekomendatsii_po_ego_oblagorazhivaniyu.docx | 551.12 КБ |
sizova_arina_-_prilozhenie_1.docx | 30.82 КБ |
sizova_arina_-_prilozhenie_2.docx | 22.38 КБ |
sizova_arina_-_prilozhenie_4.docx | 60.53 КБ |
otzyv_na_proekt_ariny_sizovoy.docx | 19.04 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №422Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ПРОЕКТА
Изучение растительности Екатерининского парка и рекомендации по его облагораживанию
Работу выполнила: Сизова Арина Андреевна, ученица 11«М» класса ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Руководитель проекта: Яковлева Надежда Валентиновна, учитель химии и биологии ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга |
Санкт-Петербург
2019-2020 гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 этап работы……………………………………………………………....4-5
2 этап работы……………………………………………………………....6-9
3 этап работы………………………………………………………........10-12
4 этап работы…………………………………………………………....13-14
Без сомнения, каждый из нас рано или поздно задумывается об окружающем мире. И тогда появляется так много вопросов, мы начинаем задумываться о проблемах современности. В эпоху научно-технического прогресса люди устремлены в будущее. К сожалению, в гонке по развитию нашего мира мы забываем о, казалось бы, незначительных проблемах, которые потом могут превратиться в нечто большее. Я считаю, что, ярким примером этого могут служить вопросы экологии. Не хочется думать, что именно эта проблема с каждым днём всё больше и больше становится явной, всё больше тревожит не только отдельные города, но и планету в целом. Я считаю, что, если мы хотим предотвратить глобальные разрушительные экологические проблемы, то начать надо с чего-то малого, например, с детской площадки или парка, в котором мы ежедневно прогуливаемся. Конечно, главное для молодого человека – развиваться самому, но и не менее важно преобразовывать мир вокруг. Именно поэтому мне интереснатема проекта «Изучение растительности Екатерининского парка нашего города, а также составление рекомендаций по его облагораживанию».
Актуальность проекта обусловлена плохим состоянием местных парков. Так, по статистике, почти каждое третье дерево в Екатерининском парке больное, встречаются «мертвые» деревья и кустарники, которые не вырубаются, не высаживаются молодые саженцы на место этих больных деревьев и на «пустые» площадки. Тем самым, парк постепенно погибает, а жители, точнее службы, которые отвечают за него, не обращают на это внимание. Чаще всего органы управления не придают особого значения таким проблемам, но это очень важно, как минимум, потому что растения являются основным источником кислорода для жителей города, поглощают шум и пыль, летящую с дорог. Экологический вектор развития очень актуален для общества 21 века. Начав с исправления экологической ситуации нашего города, мы сможем сохранить окружающий мир не только в Кронштадте, но и, возможно, даже в Санкт-Петербурге!
Цель моего проекта: изучить растительность Екатерининского парка родного города Кронштадт и составить рекомендации по его облагораживанию.
Выбирая тему проекта, я поставила перед собой следующие задачи:
Проектный продукт: продуктом моей работы являются рекомендации по облагораживанию Екатерининского парка, а также его схема с указанием проблемных мест.
1 этап работы – изучение истории Екатерининского парка.
Перед тем, как приступить к самой исследовательской работе, я решила ознакомиться с историей Екатерининского парка. Это будет некое «предисловие» к проекту.
Екатерининский парк является памятником архитектуры и истории XIX века, объектом культурного наследия федерального значения. Название связано со старым наименованием нынешней Советской улицы — Большая Екатерининская. Площадь парка – 2,84 га. В период 1839—1843 гг. городской сквер был обустроен для прогулок, ранее носил также название Екатерининского. Сквер растянут вдоль условной линии, объединяющей Обводной канал и бывшую Большую Екатерининскую, а ныне Советскую улицу.
Территория нынешней Советской улицы осваивалась позже, активная застройка началась лишь в конце 18 века. Трудно себе представить, что в древние времена здесь рос дремучий лес, водились дикие звери (медведи, лоси, волки). С южной стороны Советской улицы тянется Екатерининский парк, напоминающий аллею, с чугунной оградой Обводного канала и с Садовой решеткой художественной работы. Аллея была высажена по инициативе адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена.
В 1848 г. обширная Большая Екатерининская улица была по всему ее протяжению разделена на две равные части. На территории, соседствующей с Обводным каналом, и был основан сквер, являющий собой красивейший бульвар, издавна ставший излюбленным местом отдыха горожан и объектом посещения многочисленных туристов. Изначально территорию сквера ограждала кованая из чугуна фигурная решетка, которая была обновлена в 1887 г.
Во II четверти XIX столетия, в Кронштадте осуществлялись грандиозные строительные работы, благодаря чему город окончательно сформировался одновременно и как портом, и как крепость, защищая моските подходы к Санкт-Петербургу. Пройдя вдоль по скверу и повернув вправо, можно выйти на Якорную площадь. Традиционно сквер знаменит своими скульптурными композициями и памятниками прославившим Россию мореплавателям, таким, в частности, как открывший Антарктический континент и являющийся основателем сквера адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен (установлен в 1870 году).
Стоит отметить, что сквер поныне известен в народе под широко практикуемым среди местных жителей неофициальным названием Собачий парк, поскольку обитатели размещенных в его окрестностях частных усадьб любили выгуливать здесь своих собак.
О смене названий парка. До революции улица называлась Большая Екатерининская, так как застраивалась именно при Екатерине II. В советские годы Большая Екатерининская улица была переименована в Советскую, отсюда и сквер стал Советским, и мост через канал — тоже Советским. Что касается замены слова «сквер» словом «парк», то и это понятно: для нашего Кронштадта две аллеи длиною по 1800 метров, это уже парк. С недавних пор парк снова носит название Екатерининский, хотя среди местных жителей все-таки закрепилось прежнее название – Советский.
2 этап работы – исследование или сбор фактической информации.
1) В сентябре 2018 года я изучила первую (правую) часть Екатерининского парка, подсчитала количество деревьев, определила их виды. На основе полученных данных мне удалось составить статистические данные (Рис. 1; Рис. 2):
Рис. 1. Диаграмма «Виды деревьев в правой половине Екатерининского парка».
Табл. 1. Количественное соотношение видов деревьев правой части Екатерининского парка»
Вид | Количество, деревья | Процентное соотношение |
Клён | 72 | 29% |
Липа | 49 | 19% |
Дуб | 9 | 4% |
Берёза | 9 | 4% |
Осина | 2 | 1% |
Вяз | 71 | 28% |
Тополь | 3 | 1% |
Ясень | 16 | 6% |
Рябина | 2 | 1% |
Каштан | 13 | 5% |
Лиственница | 6 | 2% |
Всего | 252 | 100% |
Рис. 2. Соотношение деревьев парка.
В количественном составе: молодые деревья – 12, мертвые деревья - 2, больные деревья – 8. Больше всего больных деревьев клёна – 4 дерева из 8. Молодые преобладают деревья ясеня – 6 из 12.
2)В сентябре 2019 года я изучила вторую часть парка, аналогично подсчитала количество деревьев, определила их виды. На основе полученных данных была составлены статистические данные (Рис.3, Рис.4):
Вид | Количество | Процентное соотношение |
Клён | 52 | 19% |
Липа | 78 | 28% |
Дуб | 12 | 4% |
Берёза | 17 | 6% |
Ясень | 37 | 13% |
Рябина | 9 | 3% |
Каштан | 12 | 4% |
Лиственница | 9 | 3% |
Сирень | 15 | 6% |
Туя | 1 | 1% |
Ольха | 10 | 4% |
Барбарис | 6 | 2% |
Чубушник венечный | 20 | 7% |
Всего | 278 | 100% |
По итогам анализа можно сделать вывод:
Общее состояние парка хорошее, но при этом присутствуют недостатки. В целом, растительность находится не в самом плачевном состоянии. Но, при этом, я считаю, что первая часть Екатерининского парка бедна разнообразием деревьев, присутствуют большие различия в количестве деревьев разных видов. Можно направить работу в русло модернизации парка, предложив разнообразить перечень деревьев для посадки. Считаю, что более целесообразным методом улучшения парка будет уничтожение больных деревьев и замена их на молодые. Здесь на большинстве больных деревьев грибок развился до такого состояния, когда его трудно убрать «домашними способами», к тому же проводить такую работу в парке нецелесообразно. Сейчас грибок имеют 4 клёна, 2 липы, 2 дерева полностью мертвы. Также имеется 1 мертвый куст предположительно сирени.
Необходимо отметить, что состояние растительности второй части парка в разы лучше, чем первой. Это может быть связано с его сравнительно небольшой посещаемостью. Кроме того, здесь находится намного больше деревьев разных видов (произрастают ольха, туя), присутствуют кустарники (чубушник венечный, барбарис), которые не наблюдаются в правой части парка. Несмотря на это, в левой части парка всё же есть 3 мёртвых дерева и 2 дерева, которые нуждаются в лечении веток. Вторая часть Екатерининского парка отличается обилием молодых деревьев (3 клёна, 9 лип), а также наличием 6 декоративных клумб вокруг памятника П.Л.Капице.
Подробнее ознакомиться с рекомендациями можно будет далее.
3 этап работы – изучение дополнительной литературы, сбор теоретического материала.
Перед тем, как начать разрабатывать рекомендации, нужно узнать, в какой лесорастительной зоне мы живем, какими характеристиками обладают «местные» деревья, что необходимо для нормального роста растений в парке.
Ленинградская область располагается в подзоне южной тайги. Средняя температура июля в этой подзоне 18-19 °С. Хвойные леса находят в ней наиболее благоприятные условия для произрастания. Вместо ельников-черничников распространенной ассоциацией становятся ельники-кисличники. Появляется новый тип хвойного леса - сложные (кустарниковые) ельники и сосняки, содержащие в кустарниковом ярусе липу, вяз, орешник, и другие виды свойственные широколиственному лесу.
На острове Котлин преобладают среднеподзолистые почвы, по механическому составу – песчаные разнозернистые на водно-ледниковых песках. В результате интенсивной хозяйственной деятельности естественный ландшафт повсеместно уступил место антропогенному. Остров Котлин по характеру напластования состоит из наносов новейшего образования и принадлежит к образованиям аллювиальной системы. В восточной части города верхний слой почвы состоит из перегноя, смешанного с крупным песком, в западной - чаще встречается суглинок. Аллювий — несцементированные отложения постоянных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломков различной степени окатанности и размеров (валун, галька, гравий, песок, суглинок, глина).
Рекомендации к посадке лесных культур (по ГОСТам)
4.1. Существует три основных способа посадки: механизированный, автоматизированный и ручной.
4.2. При механизированной и автоматизированной посадке используют лесопосадочные машины с ручной или автоматической подачей сеянцев или саженцев.
4.3. Посадку производят по обработанной почве, а также без предварительной её подготовки.
4.4. В настоящее время механизированная посадка является основным способом
4.5. Агротехнические требования.
4.5.1 при создании лесных культур сосны, дуба, ясеня, ореха, ели и других пород эффективной мерой, способствующей повышению приживаемости и роста растений, является микоризация корневых систем.
4.5.2 рекомендуют примерную глубину заделки корневой шейки: в лесной зоне на 1-2 см; лесостепной на 3-4 см; степной на 5-7 см; в полупустыне на 8-10 см.
5. Максимальное расстояние между деревьями и кустарниками в метрах (Табл. 2)
Табл. 2. Расстояние между деревьями ( в метрах).
Между деревьями светолюбивых пород | 4 |
Между деревьями теневыносливых пород | 2,5-3 |
Между кустарниками высокорослыми (более 2 м) | 0,5-1 |
Между кустарниками среднерослыми (1-2 м) | 0,4-0,6 |
Между кустарниками низкорослыми (до 1 м) | 0,3-0,4 |
Характеристика деревьев Екатерининского парка
Берёза – символ России. Это светолюбивое дерево, в молодом возрасте легко погибает от недостатка света, в зрелом без достаточного освещения теряет свою декоративность. К почвенным условиям нетребовательна, довольно засухоустойчива. Корневая система располагается неглубоко, разветвлённая. Берёза противостоит засухам, конкурируя с другими породами и перехватывая у них почвенную влагу и питание. Она способна переносить умеренное количество в воздухе выхлопных газов от автотранспорта. При посадках лучше всего приживаются деревья в возрасте до 7 лет.
Осина – светолюбивое дерево. Не требовательная к климатическим условиям. Морозостойка. Сравнительно устойчива к засухе. Переносит задымленность, поэтому спокойно прорастает в городских условиях. Растет осина очень быстро: в 50 лет может достигать 20-25 метров высоты.
Вяз морозостоек, в молодые годы быстро растет. В городе в бедных сухих почвах долговечность сокращается на 20-30 лет (когда он живет в целом около 200 лет). Часто гибнет от «голландской болезни», вызываемой грибковым заболеванием). Запыление и задымление города переносит удовлетворительно. Высаживают деревья вяза в возрасте от 4 до 7 лет.
Дуб довольно зимостоек, светолюбивая порода. Лучше высаживать дуб в возрасте 7-9 лет. Дубовые насаждения плохо переносят уплотнение, втаптывание почвы. Корни дуба располагаются близко к поверхности, иногда сильные морозы повреждают корневую систему.
Корневая система клёна довольно мощная, поэтому он ветроустойчив. Требователен к почвам, на свежих глубоких почвах растёт быстрее. Очень теневынослив, зимостоек, хотя в первые годы жизни может подмерзать. Дерево высаживают в возрасте 6-10 лет.
Цветение каштана начинается с 9-летнего возраста, обычно в конце мая. Корневая система каштана мощная, глубокая и сильно разветвленная. К почвам довольно требователен, любит глубоко обработанные почвы. Негазоустойчив, при засухе листья коробятся и опадают. Оптимальный возраст при посадках – до 7 лет.
Липа хорошо растет на плодородных средней влажности почвах. Сначала растёт медленно, затем рост ускоряется. У дерева большая теневыносливость, из широколиственных липа наиболее зимостойкая.
Сравнительно не требовательная к почве, отрицательно отзывается на ее уплотнение, не выносит засоления, реагирует на недостаток влаги угнетенным ростом, от застойных вод гибнет. Корневая система поверхностная, хорошо развитая. Лучше развивается на солнечном местоположении, хотя может мириться с небольшим затемнением. Дымо- и газонестойкая порода. Это зимостойкое дерево.
Тополь дымо- и газоутойчив, светолюбив, обладает хорошими защитными свойствами от ветров и летнего зноя. Деревья могут расти на сухих малоплодородных почвах. Лучший возраст посадки тополей 5-7 лет.
Светолюбивая порода, лучше развивается на плодородных почвах, требовательность к почве меньше, чем к влаге. Городские условия переносит хорошо. Зимостоек, саженцы высаживают в возрасте до7 лет.
Отличается быстрым ростом, представительница хвойных, сбрасывающих хвою на зиму. Очень светолюбива, хорошо мирится с условиями города. Выдерживает пыль, копоть, дымовые газы. К почве не требовательна, засухоустойчива.
4 этап – составление рекомендации по облагораживанию Екатерининского парка.
Рекомендации были составлены в соответствии с оценкой состояния деревьев в настоящий момент. Помимо этого, учитывались природные условия Екатерининского парка, а также свойства отдельных деревьев. Чтобы правильно понять предложенные ниже рекомендации, необходимо обращаться к схеме Екатерининского парка с соответствующими метками и фотографиями (см. Приложение 2)
Итогом проделанной работы считаю то, что я узнала об историю Екатерининского парка, ознакомилась с информацией о различных аспектах природы парка и отдельных деревьев. Я выяснила, что с экологической точки зрения в парке имеются проблемы, но на данный момент они решаемы и ещё не слишком критичны. Предложенные рекомендации направлены на повышение разнообразия деревьев в парке и повышение количества нераспространенных в парке деревьев, а также на общее улучшение его состояния. При этом, я рекомендую привлекать не только органы управления, но и обычных школьников города к облагораживанию Екатерининского парка. Тем самым еще больше гордости и любви к родному городу будет прививаться горожанам.
Ознакомиться срекомендациями для Администрации Кронштадтского района предлагаю в Приложении 1, а в Приложении 2 можно ознакомиться со схемой парка.
Возможно, в будущем проект воплотится в жизнь. Это станет не очень большим, но достаточно значительным шагом в направлении улучшения нашего города. Помимо того, реализация проекта может послужить примером для жителей Кронштадта в том, что все мы в силах творить, действовать на благо города. Ведь именно в наших руках его настоящее и будущее!
Уверена, что проект принесёт пользу нашему городу. В будущем его можно будет расширить, включив изучение других парков города и составления соответствующих рекомендаций по их облагораживанию.
Приложение 1
От: Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, ученица 11 класса «М», Сизова Арина Андреевна.
Адрес: пр-кт Ленина 5-78, +7(921)576-61-04, sizova.a.a11@gmail.com
К: Администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга, отдел Благоустройства
Проект «Облагораживание Екатерининского парка г. Кронштадт»
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Основной идеей проекта «Облагораживание Екатерининского парка г. Кронштадт» является привлечение общественности к экологической части повседневной жизни с учетом возросшего внимания к экологии в современном обществе на примере благоустройства одного из многих парков Кронштадта. Целевая аудитория, которую будет охватывать проект, - Администрация города, так как только оттуда может прийти указание о работе по облагораживанию парка. Преимуществоданного проекта заключается в том, что он затрагивает довольно актуальную проблему общества – экологический вопрос. К тому же, на примере реализации проекта кронштадтцы смогут увидеть и понять, что они сами могут участвовать в общественной жизни города, помогать ему. Это станет стимулом для развития их гражданской позиции.
Проект «Облагораживание Екатерининского парка г. Кронштадт» представляет собой список рекомендаций по облагораживанию парка нашего города. Тема выбрана в соответствие с проблемой состояния местных парков.Целью проекта является непосредственное облагораживание Екатерининского парка. Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:
Проект был предложен ученицей ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Сизовой Ариной в рамках индивидуального проекта для учеников 11 классов в период 2019-2020 учебного года. В ходе реализации проекта потребуется команда волонтеров (или специализированных рабочих), которые будут заниматься облагораживанием парка.
Благодаря реализации проекта произойдет благоустройство парка, что положительно скажется не только на внешнем облике парка, но и на экологическом уровне города в целом.
Проект подразумевает покупку саженцев новых деревьев, поэтому подразумевается материальная поддержка. Помимо того, возможны затраты на организацию самого процесса (нанять рабочих), но рассматривается также вариант добровольческой помощи жителей города
Ниже представлены приложения, изучив которые, можно понять предложенные ниже рекомендации. Для изучения данных см. Приложение 3 (статистические данные о деревьях в парке), Приложение 2 (схема Екатерининского парка с указанием проблемных мест, а также фотографии).
Рекомендации были составлены в соответствии с оценкой состояния деревьев в настоящий момент. Помимо этого, учитывались природные условия Екатерининского парка, а также свойства отдельных деревьев. Чтобы правильно понять предложенные ниже рекомендации, необходимо обращаться к схеме Екатерининского парка с соответствующими метками и фотографиями.
Таким образом, рекомендации также направлены на повышение разнообразия деревьев в парке, повышая количество нераспространенных деревьев. Помимо того, в процесс облагораживания парка можно вовлечь и активную молодёжь нашего города.
Приложение 2
Рабочий план реализации проекта.
01.02.2020-28.02.2020 | Доработка проекта |
01.03.2020-20.03.2020 | Рассмотрение проекта в Администрации Кронштадтского района |
20.03.2020-10.04.2020 | Подтверждение/отклонение проекта, в случае подтверждения – согласование рекомендаций к посадке с профессионалами, закупка саженцев, поиск рабочей силы |
10.04.2020-17.04.2020 | Серия облагораживающих мероприятий |
17.04.2020-30.04.2020 | Оглашение мероприятия в газетах, СМИ |
Приложение 4
Статистические данные о состоянии Екатерининского парка
Вид | Процентное соотношение | Количество, деревья |
Клён | 29% | 72 |
Липа | 19% | 49 |
Дуб | 4% | 9 |
Берёза | 4% | 9 |
Осина | 1% | 2 |
Вяз | 28% | 71 |
Тополь | 1% | 3 |
Ясень | 6% | 16 |
Рябина | 1% | 2 |
Каштан | 5% | 13 |
Лиственница | 2% | 6 |
Всего | 100% | 252 |
Вид | Количество | Процентное соотношение |
Клён | 52 | 19% |
Липа | 78 | 28% |
Дуб | 12 | 4% |
Берёза | 17 | 6% |
Ясень | 37 | 13% |
Рябина | 9 | 3% |
Каштан | 12 | 4% |
Лиственница | 9 | 3% |
Сирень | 15 | 6% |
Туя | 1 | 1% |
Ольха | 10 | 4% |
Барбарис | 6 | 2% |
Чубушник венечный | 20 | 7% |
Всего | 278 | 100% |
По итогам анализа можно сделать вывод:
Общее состояние парка хорошее, но при этом присутствуют недостатки. В целом, растительность находится не в самом плачевном состоянии. Но, при этом, я считаю, что первая часть Екатерининского парка бедна разнообразием деревьев, присутствуют большие различия в количестве деревьев разных видов. Можно направить работу в русло модернизации парка, предложив разнообразить перечень деревьев для посадки. Считаю, что более целесообразным методом улучшения парка будет уничтожение больных деревьев и замена их на молодые. Здесь на большинстве больных деревьев грибок развился до такого состояния, когда его трудно убрать «домашними способами», к тому же проводить такую работу в парке нецелесообразно. Сейчас грибок имеют 4 клёна, 2 липы, 2 дерева полностью мертвы. Также имеется 1 мертвый куст предположительно сирени.
Необходимо отметить, что состояние растительности второй части парка в разы лучше, чем первой. Это может быть связано с его сравнительно небольшой посещаемостью. Кроме того, здесь находится намного больше деревьев разных видов (произрастают ольха, туя), присутствуют кустарники (чубушник венечный, барбарис), которые не наблюдаются в правой части парка. Несмотря на это, в левой части парка всё же есть 3 мёртвых дерева и 2 дерева, которые нуждаются в лечении веток. Вторая часть Екатерининского парка отличается обилием молодых деревьев (3 клёна, 9 лип), а также наличием 6 декоративных клумб вокруг памятника П.Л.Капице.
Отзыв
на проект Арины Сизовой, ученицы 11 «М» класса,
ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Тема проекта: «Изучение растительности Екатерининского парка и рекомендации по его облагораживанию».
Арина Сизова, автор проекта, выбрала очень актуальную для нашего района тему: «Изучение растительности Екатерининского парка и рекомендации по его облагораживанию».
Актуальность и практическая значимость проекта в том, что налицо проблемы плохого состояния местных парков, а именно его растительного мира. Прогуливаясь по парку, невооруженным глазом можно наблюдать зараженность деревьев грибками, большое количество поваленных деревьев и ломкость ветвей. Во время изучения растительного мира дендрария (правой его части) Арина обнаружила, что почти каждое третье дерево больное, встречаются «мертвые» деревья и кустарники, которые не вырубаются долгое время, не производятся посадки новых культур. Парки постепенно погибают, а жители, точнее службы, которые ответственны за состояние парка, не обращают на это внимание. Чаще всего органы управления не придают особого значения таким проблемам, но это очень важно, как минимум, потому что растения являются основным источником кислорода в городе, они поглощают шум и пыль, летящую с дорог, парки служат местом отдыха и гордости Кронштадтцев. Первое с чем сталкиваются туристы, посещая Кронштадт, это как раз Советский (ныне Екатерининский) парк. Экологические проблемы очень актуальны для общества 21 века. Начав с исправления маленькой экологической ситуации нашего города, мы сможем решить большие проблемы: сохранить окружающий мир планеты.
Арина Сизова поставила цель: изучить растительность Екатерининского (Советского) парка в городе Кронштадт, и подготовить рекомендации по его облагораживанию. Цель глубокая. Она требует интеграции знаний нескольких дисциплин: биологии, экологии, химии, моделирования, математики, статистики и др. Актуальна выбранная тема и цель для личностного самоопределения. Работа носит профориентационный характер, помогая в выборе будущей профессии, способствует раскрытию способностей, творческого потенциала, позволяет познать собственные интересы и проявить креативность мышления. Тем самым способствует самопознанию и саморазвитию личности ученицы.
Ученица выделила основные этапы реализации проекта:
Методами проектной деятельности являются:
Конечным продуктом проектной деятельности являются практические рекомендации по облагораживанию Екатерининского (Советского) парка.
Арина использовала несколько источников информации, показав умения работать с теоретическим материалом, анализировать его, отбирать нужную информацию, обобщать и делать выводы.
Руководитель проекта: ______ Яковлева Н.В., учитель химии и биологии ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Заповеди детства и юности
Усатый нянь
Стеклянный Человечек
На берегу Байкала
Развешиваем детские рисунки дома