Для современного человека тема: «Сны и сновидения учащихся 11 класса ГБОУ СОШ 422. Роль сна в жизни одиннадцатиклассников» актуальна.
Актуальность и практическая значимость проекта в том, что сон – одна из составляющих здоровья человека. А в настоящее время в связи с насыщенной жизнью и влиянием Интернета и социальных сетей, человек разучился отдыхать и восстанавливать свои силы во время сна.
Гипотеза: если соблюдать правила здорового сна и подготовки к нему, придерживаться режима дня, то снижается риск возникновения стрессовых состояний, снижается утомляемость и улучшается здоровье.
Цель исследования: выяснить, что такое сон и сновидения, как они влияют на здоровье одиннадцатиклассников.
Задачи реализации проекта:
5. Провести самонаблюдение
6. Выявить факторы, способствующие здоровому сну
7. Проанализировать собранную литературу
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Проект
Сны и сновидения учащихся 11 класса ГБОУ СОШ 422.
Роль сна в жизни оиннадцатиклассников.
Выполнила: Парасюк Анна Дмитриевна
Руководитель: Яковлева Надежда Валентиновна
Санкт-Петербург
2019-2020 гг.
Содержание:
III. Практическая часть. Самонаблюдение
IV. Вывод
V. Список использованной литературы
Цель исследования: выяснить, что такое сон и сновидения и как они влияют на здоровье человека.
Задачи:
5. Провести самонаблюдение
6. Выявить факторы, способствующие здоровому сну
7. Проанализировать собранную литературу
Актуальность: данная тема актуальна и интересна для многих людей, потому что сон – одна из составляющих здоровья человека
Объект исследования: сон и сновидения
Гипотеза: если соблюдать правила здорового сна и подготовки к нему, придерживаться режима дня, то снижается риск возникновения стрессовых состояний, снижается утомляемость и улучшается здоровье
Методы работы:
Сон – это циклическое явление, составляющее около 7-8 часов в сутки, в течение которого проходит 4-5 циклов. Каждый цикл составляет две фазы: медленного (около 75%) и быстрого (около 25%) сна.
Фазы сна:
Фазы сна отличаются друг от друга специфическими проявлениями мозговой активности, заключающимися в восстановительной функции мозга и иннервации различных органов. Классификация фаз включает в себя быстрый сон и медленный сон. Они неравнозначны между собой, повторяются циклически, и разняться продолжительностью во времени.
Научное название – «ортодоксальный». Характеризуется наличием специфических стадий. Стадии медленного сна отличаются биоэлектрической активностью и порогом пробуждения, который определяет глубину и качество сна. Во время медленного сна происходит логическая обработка информации кратковременной и промежуточной памяти, полученная за период бодрствования. Происходит оценка и обобщение накопленного информационного материала.
В ходе эксперимента было установлено, что если разбудить человека в фазе медленного сна, он не в состоянии объяснить, о чём было его сновидение, так как его попросту не было. В это время происходило логическое построение, обдумывание ситуаций, непосредственно связанных с происшествиями за весь день.
В фазе медленного сна может присутствовать феномен сомнилоквии, когда человек может произносить необдуманную речь и говорить во сне. Возникает при неполном пробуждении при сигнале мозга к действию.
Медленный сон можно охарактеризовать в полной мере, учитывая особенности его стадий.
Быстрый сон длится не более 10 – 20 минут в каждом последующем цикле, и характеризуется мозговой активностью, характерной для состояния бодрствования. Однако существует один парадокс этой фазы сна, вследствие чего она и приобрела своё название «парадоксальная». Дело в том, что наряду с активной амплитудой деятельности мозговых нейронов, спинные в это же время остаются в неактивном состоянии, что полностью исключает подвижность мышц и исключает возможность любого движения. Иными словами – мозг активен, а тело остаётся без движения. Подвижными являются только глазные яблоки. Причем эти движения быстрые, на основание этого факта фазе присвоено название БДГ (быстрое движение глазами). Движения обусловлены слежением спящего за происходящими во сне картинками. Экспериментально установлено, что, если разбудить человека в этой фазе сна, он ясно и отчётливо может воспроизвести сон.Лишение человека фазы быстрого сна приводит к возбудимости, агрессивности, чрезмерному голоду. По истечении 5 дней отсутствия этой фазы – наступают галлюцинации. Подавляются функции восприятия и мышления.
Увеличение продолжительности этой фазы сна происходит под воздействием стрессовой ситуации, информационной перезагрузке мозга, с увеличением возраста человека.
Основным предназначением фазы быстрого сна является оценка и переработка ситуаций, приводящих к конфликту, реализация вытесненных в подсознание эмоций в форме сновидений, усиленная выработка гормона серотонина.
Фазы сна объединены циклами, это означает, что они сменяют друг друга с определённой последовательностью. Один цикл состоит примерно из 2х часов, в них входит: быстрый сон, медленный сон и стадии медленного сна. 25% от 2х часов составляет быстрый сон (около 20 минут), 75% приходится на медленный сон и его стадии.
Средняя продолжительность ночного сна у человека составляет 8 часов. Длительность фаз от цикла к циклу может меняться. Так, в первом цикле, достигающем в среднем 90 минут, доминирует медленный сон, а фаза быстрого сна может отсутствовать вообще.
После завершения фазы быстрого сна, весь цикл повторяется по кругу, с периодичностью 4-6 раз за ночь. Но, чем ближе к утреннему пробуждению, тем короче становятся 3я и 4я фазы медленного сна.
Циркадные ритмы.
Виды и функции сна невозможно рассматривать только лишь с точки зрения внутренних биологических ритмов. Собственные "часы" организма во многом определяется внешней средой, а именно световой активностью. Реагируя на освещенность, зрительный аппарат посылает сигнал в головной мозг. Супрахиазмальное ядро, в свою очередь, вырабатывает гормон сна мелатонин или гормон пробуждения кортизол. Мелотонин вырабатывается шишковидной железой, когда зрительный аппарат воспринимает темноту. Этот гормон способствует снижению температура тела, артериального давления, а также эмоциональному успокоению. Синтез гормона сна прекращается с наступлением светлого времени суток. Человек просыпается, потому что в кровь выбрасывается доза кортизола. Стоит отметить, что циркадный ритм может меняться в течение года. Это связано с разной продолжительностью светового дня в разные приборы. Относительное постоянство данной системы удается поддерживать благодаря приборам искусственного освещения.
Таблица № 1.
Во какое время ты ложишься спать? | До 22:00 С 22:00 до 23:00 Позже 23:00 | 2 5 15 |
Во какое время ты просыпаешься? | 5:00 6:30 7:00 и позже | 2 8 12 |
Твоё занятие перед сном? | Чтение книги Просмотр телевизора Компьютерные игры Прием пищи | 4 11 6 2 |
Легко ли ты засыпаешь? | Засыпаю быстро Не могу долго уснуть | 15 7 |
Как ты обычно просыпаешься? | Просыпаюсь быстро и сразу встаю Медленно, лежу еще несколько минут | 6 16 |
Как ты чувствуешь себя после сна? | Отлично, чувствую себя бодро Хорошо, но хочется спать Неважно, не выспался/не выспалась | 3 5 7 7 |
По итогам анкеты № 1 сделаны следующие выводы:
Таким образом, чем позже засыпает ребенок, тем хуже он себя чувствует, т. к. не высыпается.
Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.
Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.
Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;
от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;
с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;
с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справится со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
На высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом состоянии. Для повышения качества сна желательно соблюдать следующие правила:
В комнате должно быть тихо (отсутствуют посторонние звуки, выключены музыка, телевизор).
В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне.
Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
Рекомендуется небольшая прогулка.
Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ.
Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
Выполнение этих нетрудных правил обеспечит каждому ребенку здоровый и полноценный сон. Организм восстановится полностью, будет здоровым и бодрым. Школьники будут хорошо усваивать учебный материал, радовать своих родителей успехами в учебе и спорте.
Таким образом, достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья и восстановления работоспособности.
Паралич.
Помните кошмары, во время которых не получается ни бежать,
накричать, ни двигаться? Так вот, это явление («паралич сна») хоть и ужасающее, но вполне закономерное. Во время сна мозг блокирует нейротрансмиттеры и рецепторы мышц, тем самым эффективно парализуя все тело. Иногда это случается во время падения в сон или пробуждения, когда сознание ясное, а возможности пошевелиться нет.
Благодаря своей жуткости это состояние стало основой для многих мифов и легенд, неразрывно связанных с явлениями галлюцинаций. В них обездвиженных людей посещают демоны или подобные мифические монстры.
Лунатизм.
Им страдают не все, но почти одна треть населения испытывали это состояние на себе хотя бы раз в жизни. Технически лунатизм – нарушение сна, когда мозг состоянии на грани бессознательного выполняет нелегкие задачи, такие как встать с постели, пойти на кухню и даже сесть за руль.
Лунатизм – тревожное явление, но он имеет достаточно распространенный характер, особенно среди детей. Друзья, родители и соседи лунатиков по комнате отмечают их ошеломленное и растерянное состояние во время всяких причудливых действий (например, готовки), только после выполнения которых те способны вернуться в постель.
Ученые все еще не уверены, по какой конкретно причине люди бродят во сне. Некоторые эксперименты показали, что виной всему, возможно, генетика. Лунатизм зачастую проявляется в период медленного сна, когда мозг обрабатывает воспоминания, полученные за день.
Этим можно объяснить изъяны недолгосрочной памяти лунатиков. Просыпаясь утром, они не могут вспомнить ни минуты из ночных приключений.
Сомнилоквия.
Почему человек разговаривает во сне вслух точно неизвестно. Всевозможные исследования противоречат друг другу. Некоторые ученые считают, что люди во сне повторяют те фразы, которые были произнесены незадолго до сна. Кто-то думает, что монологи и диалоги во сне – это не что иное, как воображение сознания. Третья группа исследователей полагает, что спящий озвучивает те события, которые происходят с ним в этом состоянии.
Отдых — это важнейший фактор качественной жизни и нормального самочувствия. Функции сна в организме человека следующие:
Энергетическая - восстановление потраченных во время бодрствования жизненных ресурсов, а также накопление их для будущей активности.
Информационная - во время сна притупляется восприятие новой информации, поэтому у мозга появляется возможность переработать и систематизировать ранее полученные данные.
Психическая - во время быстрой фазы сна эмоции активизируются, а координация пассивна, поэтому человек может видеть сны.
Зачем человеку спать?
А именно: передышка для внутренних органов и костно-мышечной системы; восполнение ранее потраченных энергетических ресурсов; связывание и нейтрализация токсинов, подготовка к их выведению; переработка данных, полученных в течение дня, и "запись" их в долгосрочную память; "сканирование" организма и устранение небольших "неполадок" во внутренних органах; укрепление иммунитета.
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.
Сновидением называют то, что может пригрезиться спящему человеку. Это выражается в зрительных образах, часто весьма эффектных, и различных переживаниях.
В древности сновидения воспринимались как зашифрованные послания из потустороннего мира, содержащие сведения касаемо будущего человека. Расшифровывать эти послания помогали «знающие» люди (жрецы, колдуны и пр.). Со временем появлялись сонники, которые и сегодня пользуются популярностью. Однако с развитием психологии и физиологии начали появляться новые взгляды на это явление, отражающиеся в нескольких теориях.
Теория 1: Сны – образы желаний человека. Знаменитый психотерапевт Зигмунд Фрейд предположил, что во снах человек видит подавленные желания и скрытые стремления. Подсознание как будто общается с нами через сны. Иногда это точное изображение, а иногда оно завуалировано в каких-нибудь символах (образах). Фрейд считал, что обсуждение снов с психотерапевтом, может способствовать разрешению внутренних психологических проблем человека. Он даже написал книгу «Толкование сновидений», где говорит о типичных символах во снах, которые могут иметь похожее значение у разных людей.
Теория 2: Особенность работы мозга. А вот именитый психиатр Джон Хобсон, наоборот, говорил, что никакой смысловой нагрузки сны не несут. Он изучал то, как именно возникает сновидение с физиологической точки зрения. Выяснилось, что к видению правдоподобной реальности приводят случайные сигналы из ствола головного мозга. Мозг пытается как-то интерпретировать случайные импульсы и складывает их в определённые сюжеты. За основу он часто берёт воспоминания. Интересный факт! Экспериментально доказано, что такие млекопитающие, как кошки и собаки тоже переживают сновидения.
Теория 3: Постоянная активация. Психиатр ЧжанЦзе соглашается, что к возникновению сновидений приводят нервные импульсы. Вот только по её мнению, они не случайны. Мозг во время сна систематизирует воспоминания, и в момент их перемещения из краткосрочной памяти в долгосрочную они могут частично активизироваться, и мы видим сновидения.
Теория 4:Моделирование угрозы — это довольно необычное объяснение того, почему мы видим сны. Считается, что эта способность досталась человеку от древних предков, которые с помощью сновидений могли имитировать потенциально опасные ситуации. Фактически сны – защитный биологический механизм, позволяющий «тренироваться» переживать угрозы. У современного человека не такая опасная жизнь, как у предков, поэтому есть мнение, что функции снов немного изменились. Отсюда и следующая теория.
Теория 5: Естественный отбор мыслей. Психолог Марк Бленчер предполагает, что ситуации, которые мозг моделирует во сне, позволяют ему выбирать наилучшие эмоциональные реакции. Он их запоминает и использует уже в реальной жизни. То есть в этом случае мы тоже тренируемся, но уже с учётом того, что чаще всего происходит в нашей современной жизни.
1. Физиологические сны. Содержание этих снов определяется внешними условиями, в которых находится спящий. Например, чувство холода может стать причиной появления в сновидениях снега, чувства жажды и голода также могут быть причинами возникновения соответствующих снов. К этой же категории относятся и эротические сновидения, возникающие, как правило, в периоды подавления сексуальной активности или воздержания.
2. Повседневные сны. Это сны о том, что с человеком происходит каждый день. Они плохо либо же нечетко запоминаются. В основном такие сны не носят какого-то рокового характера и указывают на нашу активность или пассивность, занятость или переживания.
3. Фактические сны. Такие сны в большинстве своем - обычные воспоминания, повторное переживание уже случившихся с нами событий. Как правило, связаны они с влиянием объектов окружающего мира, подсознательно воспринимаемых человеком во время сна. Это могут быть тиканье часов, шум за окном, звук открывающейся двери. Как правило, такие сны не несут никакой смысловой нагрузки, если не относятся к категории повторяющихся.
4. Компенсационные сны. Они позволяют человеку пережить свой жизненный опыт, чтобы решить похожую проблему, уже возникавшую в его жизни. Человек «экспериментирует», разрабатывая различные варианты ее решения. Также такие сны помогают нам осознать, к чему мы сознательно стремимся в своей жизни, но подсознательно подавляем собственные желания, так как считаем их невыполнимыми или неэтичными.
5. Вещие сны, или сны о будущем. В большинстве случаев подобные сны предупреждают о неблагоприятных для сновидца ситуациях, и лишь изредка в них содержится информация, предвещающая что-либо позитивное. Ход событий большинства вещих снов изменить очень сложно, но можно изменить свое отношение к предстоящему. Вещие сны приходят во второй половине сна, когда тело и сознание уже отдохнули. Не относятся к вещим сны, в которых человек заново переживаете события прошлого.
6. Сны-визиты. Это сновидения, в которых происходит взаимодействие с умершими родственниками либо эмоционально значимыми людьми прошлого. Обычно такие сны несут важные послания.
7. Исцеляющие сны. Иногда во сне может произойти исцеление. Если человек не болен, то после такого сна он чувствует себя значительно лучше и бодрее. Это сны о красивых пейзажах, полетах, встречах с необыкновенно красивыми существами, ангелами и т.п. Сновидения такого рода довольно редки, но даже не верящий в мистическое человек чувствует, что именно этот сон излечил его недуг.
8. Инкубированные сны. Это сновидения, заказанные для разъяснения какой-либо ситуации. Обычно намерение увидеть подобный сон выстраивается в течение нескольких дней постоянным напоминанием о необходимости увидеть «послание» на заданную тему. Возможно обращение к каким-либо своим личным помощникам либо к охранителям сновидений.
9. Парапсихологические сновидения. В них человек интуитивно узнает то, что обычным путем узнать не смог бы.
10. Сны ясности. Это особое состояние, возникающее в результате духовной практики. Когда состояние осознанности не прерывается различными отвлечениями и становится беспрерывным, на смену сновидениям с образами приходит переживание ясного света, суть которого описать крайне сложно.
Таблица №2.
Снятся ли тебе сны? | Да Нет | 21 1 |
Как часто ты видишь сновидения? | Всегда Часто Редко Вообще не вижу | 2 11 9 1 |
Какие сны тебе снятся? | Яркие, цветные Черно-белые Черно-белые и цветные | 16 2 4 |
Запоминаешь ли ты свои сновидения? | Да Нет Иногда | 7 4 11 |
Можешь ли ты описать свой последний сон? | Да Нет | 7 15 |
Согласно данных анкеты № 2 сделаны следующие выводы:
Из проведённого анкетирования можно сделать вывод, активность детей в течение дня, род занятий, их эмоции и переживания влияют на процесс сна и отражаются в их сновидениях.
1. Функция соматического (физиологического) и нейрофизиологического проявления. Физиологическая функция сновидений отвечает естественному расслаблению человеческого организма и переходу всех соматических процессов в пассивный режим действия. А это в свою очередь позволяет ослабленным или перенапряжённым органам перейти к самовосстановлению или отдыху.
2. Семантическая функция. Эта функция заключается в создании проекций, организации форм, разделении или дроблении психического материала на отдельные составляющие - образы, в результате чего и происходит узнавание, ориентация и выявляется смысл.
3. Религиозная функция сновидений. Она отражает религиозное сознание тех людей, которые в самой полной мере погружены в какую-либо историческую духовную традицию. Соответственным образным и смысловым значением будет обладать и содержание сновидений верующих людей. Религиозная функция передаст и общую картину мира спящего и отдельные духовные смыслы.
4. Катартическая функция - выражается в актуальном, эмоциональном переживании и, как следствие, - в очищении и психофизической разрядке, что роднит её с компенсаторной работой сновидения.
Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.
Самонаблюдение.
Изучив правила хорошего сна, я решила убедиться, что они действительно работают, если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим настроением и бодрой. Я провела такой эксперимент на себе. В течении недели я записывала свои наблюдения.
1 день. Легла спать 23:30. Перед сном сидела в социальных сетях. Комнату проветривала. Подъём в 6:30. Утром встала тяжело, но на уроках спать не хотелось. Время сна 7 часов.
2 день. Легла спать в 23:00. Перед сном слушала музыку. Комнату проветривала. Проснулась в 6:40 и долго не хотела вставать. Время сна 7 часов 40 минут.
3 день. Легла спать в 22:30. Перед сном убиралась в комнате. Уснула не сразу, играла в телефон. Проснулась в 8:30. Время сна 10 часов. Утром встала тяжело, но выспалась.
4 день. Легла спать в 22:00. Комнату проветривала, перед сном принималапищу. Проснулась в 6:30. Время сна 8 часов 30 минут. Утром встала бодро. На уроках была внимательна.
5 день. Легла спать в 22:00. Перед сном гуляла. Уснула быстро и проснулась в 6:00. Время сна 9 часов. Я выспалась и проснулась с хорошим настроением.
6 день. Легла спать в 01:00.Перед сном смотрела сериал. Уснула быстро. Проснулась в 7:30. Чувствовала себя вялой. Время сна 6 часов 30 минут.
7 день. Легла спать в 23:00, долго не могла уснуть. Комнату проветривала. Проснулась в 9:00. Долго не хотела вставать. Время сна 10 часов.
Исследование показало, что:
Если ложиться спать поздно (после 22:00), перед сном посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры, то утром плохое самочувствие, хочется спать, и в школе невнимательна. Наступает быстрая утомляемость организма, трудно сосредоточиться на учебе, что может сказаться на успеваемости по школьным предметам. На протяжении дня чувствуешь усталость и не хватку сил «одна мысль отдохнуть».
Если ложиться спать в 22:00, то засыпаешь быстро, а утром просыпаешься с хорошим настроением. Чувствуешь прилив бодрости, на уроках в школе активен, улучшается работоспособность. На протяжении всего дня чувствуешь себя активным, успеваешь сделать запланированные дела.
Так же мною было замечено, что если я поздно ложусь спать и перед сном смотрю телевизор, играю в компьютер или плотно покушаю то сны мне снились страшные, с нереальными объектами и черно белые. Когда я ложилась спать в 22:00 и перед сном соблюдала правила сна то сны мне снились красочные, реальные с мифическими животными и растениями.
http://ya.snovidec.org/3/3_2-4.html
http://www.bayushki.ru/knowbot/dreams
http://sna-kantata.ru/snyatsya-li-detyam-snyi /
https://dreamsong.ru/25-facts-about-dreams
https://www.b17.ru/article/34305 /
http://www.astromeridian.ru/sonnik/detskij_sonnik.html
http://popoff.donetsk.ua/text/psy/copy/freud/lection/9.html
https://psynavigator.ru/publikacii/interpretiruem-detskie-snovideniya -
http://felomena.com/sonnik/stati/teoriya/chto-takoe-son /
https://topor.info/why/snyatsya-snyi
Отзыв
на проект Парасюк Анны, ученицы 11 «М» класса,
ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Тема проекта: «Сны и сновидения учащихся 11 класса ГБОУ СОШ 422. Роль сна в жизни одиннадцатиклассников».
Актуальность и практическая значимость исследования в том, что сон – одна из составляющих здоровья человека. А в настоящее время в связи с насыщенной жизнью и влиянием Интернета и социальных сетей, человек разучился отдыхать и восстанавливать свои силы во время сна.
Ученица выдвигает гипотезу: если соблюдать правила здорового сна и подготовки к нему, придерживаться режима дня, то снижается риск возникновения стрессовых состояний, снижается утомляемость и улучшается здоровье.
Анна ставит цель своего проекта: выяснить, что такое сон и сновидения, как они влияют на здоровье человека.
Ученица выделила задачи реализации проекта:
5. Провести самонаблюдение
6. Выявить факторы, способствующие здоровому сну
7. Проанализировать собранную литературу
Считаю, что Анна использовала в основном Интернет, как источник информации. Она подготовила текст работы, которые не полностью соответствуют заданным требованиям. Что существенно снижают качество выполненной работы.
Руководитель проекта: ______ Яковлева Н.В., учитель химии и биологии ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Слайд 1
Выполнила: Парасюк Анна Дмитриевна Руководитель: Яковлева Надежда Валентиновна Г. Кронштадт 2019-2020гг. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Сны и сновидения учащихся 11 класса ГБОУ СОШ 422. Роль сна в жизни одиннадцатиклассников . Проект по химии.Слайд 2
Цель исследования: выяснить, что такое сон и сновидения и как они влияют на здоровье человека. Задачи: 1 . Сформулировать четкое определение сна и сновидения 2 . Провести социальный опрос среди учащихся в классе 3 . На основе опроса сделать выводы о причинах нарушения сна или его отсутствия 4. Разобраться, что такое сновидения и узнать их виды 5. Выявить факторы, способствующие здоровому сну 6. Провести самонаблюдение 7. Проанализировать собранную литературу
Слайд 3
Актуальность: данная тема актуальна и интересна для многих людей, потому что сон – одна из составляющих здоровья человека Объект исследования: сон и сновидения Гипотеза: если соблюдать правила здорового сна и подготовки к нему, придерживаться режима дня, то снижается риск возникновения стрессовых состояний, снижается утомляемость и улучшается здоровье Методы работы: 1. Изучения научной литературы 2. Анализ 3. Проведение опроса 4. Составление режима сна 5. Выводы на основе проделанной работы
Слайд 4
• Сон - одно из естественных физиологических состояний, в котором могут пребывать люди и многие животные. Оно характеризуется общим расслаблением организма и понижением реакции на воздействия разного рода. • Структура сна: Сон – это циклическое явление, составляющее около 7-8 часов в сутки, в течение которого проходит 4-5 циклов. Каждый цикл составляет две фазы: медленного (около 75%) и быстрого (около 25%) сна. Фазы сна: Медленный сон . Стадии медленного сна: Первая стадия. Вторая стадия. Третья стадия. Четвертая стадия. Быстрый сон. Циклы сна. Циркадные ритмы.
Слайд 5
Во сколько ты ложишься спать? До 22:00 С 22:00 до 23:00 Позже 23:00 2 5 15 Во сколько ты просыпаешься? 5:00 6:30 7:00 и позже 2 8 12 Твоё занятие перед сном? Чтение книги Просмотр телевизора Компьютерные игры Прием пищи 4 11 6 2 Легко ли ты засыпаешь? Засыпаю быстро Не могу долго уснуть 15 7 Как ты обычно просыпаешься? Просыпаюсь быстро и сразу встаю Медленно, лежу еще несколько минут 6 16 Как ты чувствуешь себя после сна? Отлично, чувствую себя бодро Хорошо, но хочется спать Неважно, не выспался/не выспалась 3 5 7 7 Таблица № 1. По итогам анкеты № 1 сделаны следующие выводы: Мои одноклассники и я испытываем недостаток сна. Перед сном дети всегда чем-нибудь занимаются, в основном просмотр телевизионных программ и компьютерные игры. Большинство детей просыпаются медленно, чувствуют себя хорошо, но хотят спать. Таким образом, чем позже засыпает ребенок, тем хуже он себя чувствует, т. к. не высыпается.
Слайд 6
Параметры здорового сна:
Слайд 7
Параметры здорового сна: Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справится со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия. В комнате должно быть тихо. В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне. Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию. Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ. Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой. Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора Выполнение этих нетрудных правил обеспечит каждому ребенку здоровый и полноценный сон. Организм восстановится полностью, будет здоровым и бодрым. Школьники будут хорошо усваивать учебный материал, радовать своих родителей успехами в учебе и спорте.
Слайд 8
Снятся ли тебе сны? Да Нет 21 1 Как часто ты видишь сновидения? Всегда Часто Редко Вообще не вижу 2 11 9 1 Какие сны тебя снятся? Яркие, цветные Черно-белые Черно-белые и цветные 16 2 4 Запоминаешь ли ты свои сновидения? Да Нет Иногда 7 4 11 Можешь ли ты описать свой последний сон? Да Нет 7 15 Таблица №2. Согласно данных анкеты № 2 сделаны следующие выводы: Всем моим одноклассникам снятся сновидения. Не все дети запоминают свои сны. Дети часто видят сновидения. Большинство детей видят яркие, цветные сны. Таким образом, из проведённого анкетирования можно сделать вывод, активность детей в течение дня, род занятий, их эмоции и переживания влияют на процесс сна и отражаются в их сновидениях.
Слайд 9
Практическая часть. Самонаблюдение: Изучив правила хорошего сна, я решила убедиться, что они действительно работают, если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим настроением и бодрой. Я провела такой эксперимент на себе. В течении недели я записывала свои наблюдения. Исследование показало, что: Если ложиться спать поздно (после 22:00), перед сном посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры, то утром плохое самочувствие, хочется спать, и в школе невнимательна. Наступает быстрая утомляемость организма, трудно сосредоточиться на учебе, что может сказаться на успеваемости по школьным предметам. На протяжении дня чувствуешь усталость и не хватку сил «одна мысль отдохнуть». Если ложиться спать в 22:00, то засыпаешь быстро, а утром просыпаешься с хорошим настроением. Чувствуешь прилив бодрости, на уроках в школе активен, улучшается работоспособность. На протяжении всего дня чувствуешь себя активным, успеваешь сделать запланированные дела. Так же мною было замечено, что если я поздно ложусь спать и перед сном смотрю телевизор, играю в компьютер или плотно покушаю то сны мне снились страшные, с нереальными объектами и черно белые. Когда я ложилась спать в 22:00 и перед сном соблюдала правила сна то сны мне снились красочные, реальные с мифическими животными и растениями.
Слайд 10
Выводы работы: В процессе исследовательской работы мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование, самонаблюдение. В результате проведенной работы цель исследования достигнута. Сон является наиболее важной частью нашей жизни. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, восстановления работоспособности. Моя гипотеза верна. Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя бодро, мыслим ясно. Если правильно организовать свой сон, то нам будут сниться добрые, приятные и сказочные сны. А это принесет нам положительные эмоции и хорошее настроение. Качество сна и наши сновидения отражаются на нашем самочувствие.
Слайд 11
Список используемой литературы: http://ya.snovidec.org/3/3_2-4.html http://www.bayushki.ru/knowbot/dreams http://sna-kantata.ru/snyatsya-li-detyam-snyi / https://dreamsong.ru/25-facts-about-dreams https://www.b17.ru/article/34305 / http://www.astromeridian.ru/sonnik/detskij_sonnik.html http://popoff.donetsk.ua/text/psy/copy/freud/lection/9.html https://psynavigator.ru/publikacii/interpretiruem-detskie-snovideniya - http://felomena.com/sonnik/stati/teoriya/chto-takoe-son / https://topor.info/why/snyatsya-snyi
Ласточка
Какая бывает зима
Астрономический календарь. Март, 2019
Хризантема и Луковица
Эта весёлая планета