Тема проекта: «Темперамент. Влияние темперамента на выбор будущей профессии».
Выбрана актуальная для учащихся 11 класса тема. По мнению ученицы, в наше время большинство подростков не могут самоопределиться, выбрать себе будущую профессию (работу). Тема практически значима, так как поможет ребятам класса самоопределиться.
Поставлена цель: изучить темперамент учеников 11 класса и определить влияние его особенностей на выбор профессии. Решаются задачи:
Темперамент оказывает значительное влияние на выбор профессии. Для выяснения этого применимы такие методы, как исследование и наблюдение. Одноклассники автора проекта проходили тест по ссылке https://temperamenttest.org/ru-ru/.
Конечным продуктом проектной деятельности являются презентация и практические рекомендации одноклассникам по типу их темперамента и будущей профессии, которую они выбирают.
Использованы несколько источников информации, показаны умения работать с теоретическим материалом, анализировать его, отбирать нужную информацию, проводить анализ анкет, обобщать и делать выводы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Профориентационный проект на тему: «Темперамент. Влияние темперамента на выбор будущей профессии».
ученицы 11 «М» класса Ивахтиной Анастасии.
Научный руководитель:
учитель химии Яковлева Надежда Валентиновна
Санкт-Петербург, Ленинградская область 2020г.
Содержание:
3
Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях, изменениях внутри организма.
Высшую нервную деятельность следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.
Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.
Непрерывное совершенствование психических процессов высшей нервной деятельности происходит двумя путями — эмпирическим и теоретическим. Теоретический осуществляется в процессе обучения (усвоения чужого опыта). Эмпирический осуществляется в процессе жизни — при получении непосредственного опыта и проверки, сформированных в результате теоретического обучения стереотипов на личной практике.
4
Классификация типов высшей нервной деятельности.
На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил:
1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип);
2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип);
3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип);
4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.
И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип — холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту. Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:
1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители», с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.
5
Свойства нервной системы.
И.П.Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:
1) силу процессов возбуждения и торможения;
2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.
6
Темперамент.
Темперамент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения, он обусловлен балансом нейрохимических систем (моноаминов, нейропептидов, гормонов), и часто ассоциируется с типом высшей нервной деятельности. Темперамент относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям, как человека, так и животных.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «смесь химических компонентов», равное ему по значению греческое слово «красис» (др. - греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейрогуморальных жидкостей тела. В то время теории химических факторов (humors) описывали в основном климатические и природные факторы. В отличие от этих теорий Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент как индивидуальное отношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
7
Выделяют следующие свойства темпераментов:
Подразумевается необходимая минимальная сила раздражения извне для начала реакций в психике индивида. Кроме этого, сензитивность предполагает оценку скорости этой реакции.
Определяет силу и скорость ответа на неожиданный раздражитель, то есть это непроизвольные реакции на свет, громкий звук, неожиданное действие. От реактивности зависит отвлекаемость человека и возможность сосредоточения.
Степень влияния темперамента на окружающие его раздражители. Проще говоря, это то, с какой скоростью человек может влиять на обстоятельства, препятствия, мешающие ему получить свою цель. Активность вытекает из соотношения ориентации человека на внешний мир (предыдущий пункт) и сосредоточенности на своих целях, желаниях, потребностях, убеждениях.
Так характеризуют скорость приспособления человека к изменениям внешней среды. Пластичность – хорошая способность к приспособлению, ригидность – невозможность, трудность в изменении убеждений, взглядов, интересов.
Ориентация человека на внешний мир либо внутренний (направленность жизненной энергии). Вторая трактовка: ориентация человека на настоящее внешнее (экстраверсия) или образное прошлое либо будущее (интроверсия).
Определяет скорость эмоционального реагирования на минимальный раздражитель извне (минимальная сила, на которую происходит эмоциональная реакция).
Это скорость психических процессов и реакций (продолжительность): быстрота реакции, темп речи, быстрота ума.
8
Типы темперамента.
Это сильный, подвижный и уравновешенный тип. Характеризуется быстрым процессом возбуждения и быстрой сменой его на торможение.
Это сильный, инертный и уравновешенный тип. Условные рефлексы вырабатываются медленно, но после становятся очень устойчивыми.
9
Сильный, подвижный и неуравновешенный тип. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип.
10
Взаимосвязь темперамента и выбора профессии.
Выбор будущей профессии зависит от многих факторов: от твоих интересов, способностей, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные, энергичные умы, другим же требуются неторопливые, склонные к глубокому анализу сотрудники. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
Холерику подойдут профессии репортёра, ведущего радио и телевидения, режиссёра, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида, переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агентства и так далее. Из таких людей часто получаются хорошие предприниматели и бизнесмены. Холерик может быть успешным в широком кругу профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу. Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам. Образом профессии, категорически не подходящей холерику, может быть работа на конвейере или деятельность архивариуса. В целом у такого типа людей больше шансов получить успех в профессиях, связанных с общением, нежели если это будет работа с документами или техникой, а также в профессиях, где требуется гибкость и усидчивость.
Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы. Меланхолик может состояться как писатель, художник, кинокритик или программист, также как бухгалтер и архитектор. Много меланхоликов среди талантливых учёных. Также такому типу людей подойдут профессии аналитика, аудитора, программиста, литературного редактора, психолога. Меланхоликам стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а по качественным показателям, прежде всего. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным способностям и творческим одновременно. Образом профессии, категорически не подходящей меланхолику, служит профессия рекламного агента. Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностностью информации – всё это категорически не подходит меланхоликам.
11
Стабильная работоспособность, практически не зависящая от внешних и внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализовываться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в их деятельность. Подойдут такому типу людей профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, экономиста, технолога, официанта, адвоката, менеджера по персоналу. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и сосредоточенности, хоть и доступна, но скорее всего, будет не интересна сангвиникам. Образом профессии, категорически не подходящей такому типу людей, может быть профессия делопроизводителя или радиомонтажа. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет чётко сформулированных задач и целей. В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии.
4)Профессии для флегматика.
Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии. Флегматикам хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, врача, ветеринара, бухгалтера, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (менеджер, создатель рекламы и т.д.). Образом профессии, категорически не подходящей к этому типу людей, может быть профессия ведущего шоу или секретаря. Любая деятельность, где требуется импровизация, переключение обстановки, не подходит флегматику. Для него важна работа по чёткому графику, в соответствии с понятными алгоритмами, ясно поставленными задачами и сроками их реализации.
12
Исследование.
Я провела исследование на 11-классниках «М» класса. Они проходили точный тест на определение темперамента, и после этого я узнавала их результат и затем рассказывала, какая профессия подойдёт том или иному человеку с таким же типом темперамента.
Итоги моего исследования можно видеть в виде круговой диаграммы, которая даёт наиболее чёткое представление о результатах.
На вопросы теста ребята отвечали по ссылке https://temperamenttest.org/ru-ru/
Но у кого были проблемы с Интернетом, мы создали документ, ребята отвечали на вопросы, а затем отправляли ответы нам (документ смотри в Приложении 1).
Тест состоит из 40 вопросов, которые моделируют стандартные ситуации поведения человека. Помните, тут нет «правильных» ответов, постарайтесь не задумываться долго над ответом, отмечайте то, что первое пришло в голову.
Наш тест основан на классической методике Айзенка, но с современными вопросами и показывает не только абсолютный результат: флегматик, меланхолик, сангвиник или холерик, но и выводит его на шкалу координат. Это помогает понять насколько сильно человек склонен к тому или иному типу темперамента, а также интроверт он или экстраверт.
Итог: Теперь с уверенностью могу сказать, что большинству моих одноклассников подходят такие профессии, как врач, адвокат, технолог, педагог, администратор, бухгалтер, потому что среди них чаще всего встречаются сангвиники и холерики.
ВЫВОД: Таким образом, я изучила необходимые сведения о высшей нервной деятельности, типах темперамента и их свойствах, также определила соотношения темпераментов в моём классе. В мире миллионы профессий, но правильный выбор одной из них решает будущее. Именно поэтому я разработала этот профориентационный проект, который поможет детям при трудном и важном выборе.
14
Список использованной литературы:
15
Слайд 1
Профориентационный проект: «Темперамент. Влияние темперамента на выбор будущей профессии.» Работу выполнила ученица 11«М» класса ГБОУ СОШ 422 Ивахтина Анастасия. Руководитель: Яковлева Надежда Валентиновна.Слайд 2
Цель – изучить темперамент учеников 11 класса и определить влияние его особенностей на выбор профессии. Задачи: Объяснить понятие «высшая нервная деятельность»; Рассмотреть свойства нервной системы. Объяснить понятие темперамент; Изучить историю появления термина «темперамент»; Изучить свойства темперамента; Рассмотреть типы темперамента; Рассмотреть виды профессий, подходящих каждому типу темперамента; Провести опрос среди 11-ых классов; Отобразить результаты в виде графика; Сделать вывод.
Слайд 3
Гипотеза – темперамент оказывает значительное влияние на выбор профессии. Методы – исследование и наблюдение. Тема актуальна, так как в наше время большинство подростков не могут выбрать себе будущую профессию (работу), поэтому я создала профориентационный с элементами исследования проект, который поможет ребятам в этом сложном и важном вопросе.
Слайд 4
Высшая нервная деятельность (ВНД). Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях, изменениях внутри организма.
Слайд 5
Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.
Слайд 7
Темперамент. Темперамент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Он составляет основу формирования и развития характера. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Слайд 8
Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «смесь химических компонентов», равное ему по значению греческое слово « красис » ( др.-греч . κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент как индивидуальное отношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным — флегматиком . Преобладание жёлтой жёлчи делает человека истеричным и хамовитым , «горячим» — холериком . Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым — сангвиником . Преобладание чёрной жёлчи делает человека грустным и боязливым — меланхоликом .
Слайд 1
Профориентационный проект: «Темперамент. Влияние темперамента на выбор будущей профессии.» Работу выполнила ученица 11«М» класса ГБОУ СОШ 422 Ивахтина Анастасия. Руководитель: Яковлева Надежда Валентиновна.Слайд 2
Свойства темперамента: Сензитивность Реактивность Активность / пассивность Пластичность / ригидность Экстраверсия / интроверсия Темп реакций Возбудимость эмоций
Слайд 3
Типы темперамента: 1. Сангвинник : Человек с таким типом психики отличается жизнелюбием, активностью, общительностью, отзывчивостью. Он не склонен к переживаниям, легко адаптируется к новым условиям, стремится к лидерству. Всегда отличается некоторой поверхностностью в восприятии людей и явлений, от чего иногда возникают трудности в межличностных взаимоотношениях. Чувства и эмоции сангвиника яркие, но неустойчивые. Как правило, обладает быстрой речью.
Слайд 4
2. Холерик. Легко возбудимый, агрессивный и неспокойный тип. Холерик отличается изменчивостью, непостоянством, импульсивностью, активностью и оптимизмом. Вместе с большой жизненной энергией можно выделить несдержанность и резкость движений и поступков, крикливость, низкий уровень самообладания, нетерпеливость и частые резкие Холерик отличается выразительной мимикой, быстрой речью и стремительными движениями.
Слайд 5
3. Флегматик: Человек с таким типом всегда пассивен, осторожен и рассудителен. Иногда это доходит до « нудятины и тошноты». Вместе с этим он миролюбивый и доброжелательный. Им легко управлять, контролировать его действия. Флегматик не отличается эмоциональностью и чувствительностью, но на него всегда можно положиться. Он обладает большим упорством, самообладанием, терпением, высокой работоспособностью, но медлителен. В отношениях устойчив, не склонен к переменам.
Слайд 6
4. Меланхолик: Отличается пессимистичным настроем, склонностью к тревожности и рассуждениям. Он сдержан и необщителен, легко раним, эмоционален, высоко чувствителен. Внешним раздражителям оказывает слабое сопротивление, заторможен и пассивен. Меланхолик, как правило, не уверен в себе, робок, боязлив, обидчив. Но у него очень разит внутренний мир и ассоциативное мышление. Меланхолик не отличается выразительностью мимики и движений, плохо приспосабливается к новым условиям. Отличается тихой речью, слабостью внимания и быстрой утомляемостью. перепады настроения.
Слайд 7
Выбор профессии. Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Предприниматель Бизнесмен Репортер Ведущий радио Режиссер Менеджер по продажам С пециалиста по PR Гид-переводчик Дизайнер Рекламный и страховой агент Педагог Администратор Журналист П родавец Официант Экономист Технолог Адвокат Менеджер по персоналу Врач Системный администратор Бухгалтер Диспетчер Лаборант Агроном Инженер Ветеринар Ювелир Корректор Оператор баз данных Писатель Художник Кинокритик Программист Бухгалтер Архитектор Психолог Аудитора Аналитик Программист Литературный редактор
Слайд 8
Исследование.
Слайд 9
ВЫВОД: Таким образом, я изучила необходимые сведения о высшей нервной деятельности, типах темперамента и их свойствах, также определила соотношения темпераментов в моём классе. В мире миллионы профессий, но правильный выбор одной из них решает будущее. Именно поэтому я разработала этот профориентационный проект, который поможет детям при трудном и важном выборе.
Слайд 10
Литература: Научная книга «Основы психологии» Энциклопедия «Человек» https://proforientator.ru/publications/articles/temperament-i-budushchaya-professiya.htl https://psychologist.tips/802-temperament-cheloveka-sut-vidy-i-ih-harakteristika.html#i-7 https://pikacho.ru/harakteristika-tipov-temperamenta-cheloveka/ https://moeobrazovanie.ru/kak_vibrat_professiy_po_temperamentu.html
Отзыв
на проект Ивахтиной Анастасии, ученицы 11 «М» класса,
ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Тема проекта: «Темперамент. Влияние темперамента на выбор будущей профессии».
Анастасия Ивахтина, автор проекта, выбрала очень актуальную для учащихся ее класса тему: «Темперамент. Влияние темперамента на выбор будущей профессии». Тема, по мнению Насти, актуальна, так как в наше время большинство подростков не могут самоопределиться, выбрать себе будущую профессию (работу). Тема практически значима, так как поможет ребятам класса определиться.
Настя поставила цель: изучить темперамент учеников 11 класса и определить влияние его особенностей на выбор профессии. Для этого она решала следующие задачи:
Настя предположила, что темперамент оказывает значительное влияние на выбор профессии. Для этого применила такие методы, как исследование и наблюдение. Одноклассники проходили тест по ссылке https://temperamenttest.org/ru-ru/.
Конечным продуктом проектной деятельности являются презентация и практические рекомендации одноклассникам по типу их темперамента и будущей профессии, которую они выбирают.
Настя использовала несколько источников информации, показав умения работать с теоретическим материалом, анализировать его, отбирать нужную информацию, проводить анализ анкет, обобщать и делать выводы.
Руководитель проекта: ______ Яковлева Н.В., учитель химии ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
ТЕСТ на определение типа темперамента.
1. Как вам больше нравится работать?
В одиночестве
В команде
И так, и так
2. Чем вы обычно занимаетесь в новых местах?
Завожу знакомства с новыми людьми
Наблюдаю за другими, рассматриваю интерьер
3. Трудно ли вам открыто и активно выражать свои эмоции?
Да
Только с незнакомыми людьми
Нет
4. Вам тяжело быть разговорчивым с новыми знакомыми?
Да
Нет
5. Можете ли вы успешно справляться сразу с несколькими задачами?
Да
Смотря с какими
Нет
6. Легко ли вас разозлить?
Да
Нет
7. Как вам легче делится новостями с другими людьми?
Переписываться через электронные письма или сообщения
В разговоре
8. Долго ли вы переживаете из-за своих ошибок или часто вспоминаете о неловких моментах из прошлого?
Да
Нет
9. Есть ли у вас личный ежедневник, планировщик дел или просто блокнот для записей?
Да
Нет
10. Случается ли, что люди задают вам вопросы типа “Почему ты такой грустный?”, хотя вы в нормальном настроении?
Да
Нет
11. Любите ли вы быть в центре внимания?
Да
Иногда
Нет
12. Бывают ли случаи, когда вы чувствуете беспричинную дрожь или сильно учащенное сердцебиение?
Да
Нет
13. Вы обычно планируете свои дела заранее?
Да
Только самые важные
Нет
14. Какой тип речи у вас преобладает?
Громкая, быстрая, с активной мимикой
Бывает по-разному
Медленная, со слабой мимикой
15. Как вы обычно воспринимаете критику?
Тяжело
По-разному
Легко
16. Страдаете от бессонницы?
Да
Только если сильно нервничаю
Нет
17. Как вы скорее всего поведете себя, если на вас начнут кричать?
Уйду
Начну кричать в ответ
18. Много ли вы мечтаете или фантазируете?
Да
Нет
19. У вас больше 3 близких друзей?
Да
Как раз 3
Нет
20. Если у вас возникает проблема, решение которой зависит только от вас, расскажете ли вы о ней другу?
Да
Нет
21. Часто ли вам снятся кошмары или сны с напряженной атмосферой?
Часто
Иногда бывают
Вообще не бывает таких
22. Нравится ли вам руководить людьми или организовывать их работу?
Да
Нет
23. Сильно ли вы нуждаетесь в признании, одобрении или сопереживании других людей?
Да
Средне
Нет
24. Как вы чаще всего чувствуете себя перед важным событием, не имеет значения - хорошим или плохим?
Сильно нервничаю, могу сорваться
Когда как
Остаюсь спокойным или немного нервничаю, но верю, что все будет хорошо
25. Хорошо ли вы помните зло, которое вам причинили другие люди?
Да
Нет
26. Боитесь ли вы лифтов, туннелей или замкнутых пространств?
Да
Нет
27. Вам трудно найти интересное занятие, когда вы в одиночестве?
Да
Иногда
Нет
28. Часто ли у вас меняется настроение без веских на то причин?
Часто
Редко
Нет
29. Насколько легко вам выступать на совещаниях, собраниях, презентациях?
Легко
Только если хорошо разбираюсь в том, о чем говорю
Я стараюсь избегать этого
30. Тяжело ли вам контролировать свои эмоции?
Да
Иногда
Нет
31. Можете ли вы назвать себя творческим человеком, которые творит под действием эмоций?
Да
Нет
32. Вас пригласили на свадьбу и неожиданно попросили произнести тост. Сложно ли будет вам придумать речь на ходу?
Сложно
Легко
33. Легко ли вы переносите жизненные неудачи?
Легко
Смотря какие
Тяжело
34. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
Да
Иногда
Нет
35. На скольких задачах вы обычно концентрируетесь?
Мне вообще сложно концентрироваться
На нескольких, но поверхностно
На одной, но глубоко
36. Можете ли вы назвать свою жизнь счастливой и удовлетворительной?
Да
Нет
37. Беспокоит ли вас то, что вы в чем-то хуже других людей?
Да
Нет
38. Часто ли вы перебиваете других или очень сильно хотите это сделать?
Да
Нет
39. Часто ли вы проверяете, выключили ли свет, воду или технику перед тем, как куда-то идти?
Да
Нет
40. Тяжело ли вам спрашивать что-то у незнакомых людей?
Да
Нет
Кто чем богат, тот тем и делится!
Тупое - острое
Зимовье зверей
Сочинение
Что такое музыка?