Тема проекта: «Интеграция в литературе и химии в названиях химических элементов».
Развитие кругозора очень важно для человека в современном мире. Люди, которые занимаются научной деятельностью, должны знать о связи науки с литературой и историей. Взаимоизучение и взаимопроникновение наук очень важно и полезно, ведь это приводит к появлению, возможно, новых открытий.
Основные этапы реализации проекта:
Конечным продуктом проектной деятельности являются презентация, книжка с рисунками, выполненные в карандаше, по мифологическим героям Греции, Италии, Скандинавии.
Слайд 1
Итоговый индивидуальный проект на тему «Интеграция в литературе и химии в названиях химических элементов.» Презентацию выполнила Ученица 11 класса «М» ГБОУ СОШ №422 Ивахтина Екатерина. Руководитель - Яковлева Надежда Валентиновна.Слайд 2
Актуальность : Развитие кругозора очень важно в современном мире. Часто, когда люди углубленно занимаются научной деятельностью, они забывают, что все науки так или иначе связаны и дополняют друг друга, поэтому я хочу рассказать об интеграции таких совершенно полярных наук, как литература и химия. Для меня важно донести до слушателей, что взаимоизучение наук очень нужно и полезно, ведь это приводит к появлению новых открытий и знаний. Цель : Изучить интеграцию химии и литературы, которая отражается в названиях химических элементов, а также в веществах, в химических и физических явлениях. Проблема : Сегодня многие не знают, как взаимосвязаны совершенно разные предметы изучения в школе. На примере своего проекта хочу подчеркнуть, что все науки связаны, и каждая из них достойна внимания. Также хочу подчеркнуть, что расширение кругозора необходимо, как для того, чтобы быть развитым и интересным человеком, так и для удовлетворения внутреннего любопытства и интереса к окружающему нас миру.
Слайд 3
Гипотеза: В основе названий некоторых химических элементов, препаратов, веществ и реакций лежат имена героев мифов. Задачи : Изучить историю происхождения названий химических элементов; Найти связь названий элементов с мифами и рассказать об этом; Предоставить новую и интересную информацию слушателям; Выступить перед учащимися 8-го класса; Создать небольшую книжку, используя свои рисунки .
Слайд 4
Гелий (He) Солнечный элемент гелий назван по имени Гелиоса – бога солнца. Как известно, элемент гелий был открыт спектральным методом на Солнце и лишь позднее обнаружен на Земле. ЭЛЕМЕНТЫ
Слайд 5
Иридий ( Ir ) Иридий – платиновый металл, соединения которого отличаются разнообразием окраски.
Слайд 6
Кадмий ( Cd ) Название руды происходит от имени мифологического персонажа. Кадм – сын финикийского царя Агенора , брат Европы – был отправлен отцом искать сестру, похищенную Зевсом.
Слайд 7
Ниобий ( Nb ) Переходный металл ниобий – химический аналог тантала и в природе встречается исключительно вместе с ним. Ниоба – дочь Тантала.
Слайд 8
Прометий (Pm) Радиоактивный химический элемент прометий относится к лантаноидам и образуется при делении ядер урана. Прометей – сын титана Иапета и дядя всех олимпийских богов.
Слайд 9
Селен (Se) Химический аналог серы элемент селен был назван в честь Луны. Селена в поздней греческой мифологии – сестра Гелиоса, олицетворение Луны. Считалось, что колдовские заклятия особенно действенны при полном сиянии Селены.
Слайд 10
Тантал (Ta) Трудности выделения и очистки металлического тантала привели к тому, что элемент получил название по имени несчастного, обреченного на вечные муки. О мучительно трудной работе говорят: «Танталовы муки».
Слайд 11
Титан Название очень легкого металла титана говорит о его высоких механических свойствах. Титаны – шесть могучих братьев, которые боролись с появившимися позднее олимпийскими богами и были побеждены ими.
Слайд 12
Уран (U) Радиоактивный химический элемент уран является основой ядерной энергетики. Свое название он получил по имени божества, олицетворяющего небо, мужа богини земли Геи Урана.
Слайд 1
Итоговый индивидуальный проект на тему «Интеграция в литературе и химии в названиях химических элементов.» Презентацию выполнила Ученица 11 класса «М» ГБОУ СОШ №422 Ивахтина Екатерина. Руководитель - Яковлева Надежда Валентиновна.Слайд 2
Актуальность : Развитие кругозора очень важно в современном мире. Часто, когда люди углубленно занимаются научной деятельностью, они забывают, что все науки так или иначе связаны и дополняют друг друга, поэтому я хочу рассказать об интеграции таких совершенно полярных наук, как литература и химия. Для меня важно донести до слушателей, что взаимоизучение наук очень нужно и полезно, ведь это приводит к появлению новых открытий и знаний. Цель : Изучить интеграцию химии и литературы, которая отражается в названиях химических элементов, а также в веществах, в химических и физических явлениях. Проблема : Сегодня многие не знают, как взаимосвязаны совершенно разные предметы изучения в школе. На примере своего проекта хочу подчеркнуть, что все науки связаны, и каждая из них достойна внимания. Также хочу подчеркнуть, что расширение кругозора необходимо, как для того, чтобы быть развитым и интересным человеком, так и для удовлетворения внутреннего любопытства и интереса к окружающему нас миру.
Слайд 3
Гипотеза: В основе названий некоторых химических элементов, препаратов, веществ и реакций лежат имена героев мифов. Задачи : Изучить историю происхождения названий химических элементов; Найти связь названий элементов с мифами и рассказать об этом; Предоставить новую и интересную информацию слушателям; Выступить перед учащимися 8-го класса; Создать небольшую книжку, используя свои рисунки .
Слайд 4
Амин (RNH3) , аммиак (NH3) , аммоний (NH4) … Амин, аммиак, аммоний– десятки названий на 11 страницах химического словаря до слова аммофос происходят от имени бога Амона . В египетской мифологии этот бог почитался как бог cолнца . ВЕЩЕСТВА
Слайд 5
атропин Алкалоид атропин, содержащийся в белладонне и дурмане, получил название от одной из трех богинь Судьбы. Атропин способен расширять зрачки, поэтому женщины в Древнем Риме использовали его как средство для красоты
Слайд 6
Эозин Красный краситель эозин (2,4,5,7-тетрабромфлуоресцеин) носит довольно романтическое имя. Мифическая Эос – богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены.
Слайд 7
Гипнал ( Гипноз) Гипнал – слово, пока не вошедшее в русские словари, но обозначающее популярное в странах Запада средство для сна. Оно названо по имени божества сна, сына Ночи, брата мойр Гипноса.
Слайд 8
морфин Такие вещества, как морфин и морфинановые алкалоиды, выделяют из растений семейства маковых и применяют в качестве лекарственных средств. Морфей – крылатое божество, один из сыновей Гипноса – является людям во сне, принимая разные формы .
Слайд 9
Плеяды Известный немецкий химик-органик Х.Э.Фишер (1881–1945) в 1933 г. назвал плеядами конденсированные органические системы, состоящие из нафталина и связанных гептадиеновых – семичленных – колец. Плеяды – семь дочерей титана Атланта, именем которых еще раньше было названо небольшое созвездие из семи звезд.
Слайд 10
Психотропные вещества Психотропные средства – вещества, которые оказывают влияние на психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека. Психея в греческой мифологии олицетворяет душу, дыхание.
Слайд 11
Протеины Во всех живых организмах содержатся ферменты. Белки иногда называют протеинами. Происхождением эти названия обязаны Протею – морскому божеству, сыну Посейдона.
Слайд 12
герметизация Герметизация – обеспечение непроницаемости стенок сосудов и соединений между ними. Гермес – вестник богов, покровитель путников В римской мифологии «эквивалентом» Гермеса был Меркурий, от имени которого произведено английское название ртути. РЕАКЦИИ
Слайд 13
Гидратация, гидраты, гидролиз… Гидратация, гидраты, гидролиз и многочисленные другие термины происходят от греческого слова « гидро ». В греческой мифологии известна Лернейская Гидра. Среди двенадцати подвигов Геракла – уничтожение этого чудовища.
Слайд 14
Нарциссичные реакции Нарциссичными иногда называют реакции, в которых симметрия продуктов точно соответствует симметрии реагентов, являясь своего рода зеркальным отражением. Прекрасный юноша Нарцисс – сын речного бога и нимфы – умер, заглядевшись на свое отражение в водоеме.
Слайд 15
ВЫВОД : Химические термины обязаны греческому языку не только благодаря мифам. В химической номенклатуре мы постоянно встречаемся со многими десятками греческих слов, обозначающих звуки, цвета, разнообразные свойства, живые существа и их действия, географические названия. Но это предмет уже других исследований. В своем проекте я представила лишь часть элементов, названия которых связаны с литературой. В будущем хочу продолжить изучение данной темы и создать небольшую книжку с описанием интеграции в литературе и химии в названиях химических элементов. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Мифологический словарь» (изд-во «Советская энциклопедия», 1991 г.) Толковый словарь великорусского языка В.И.Даля «Химический словарь» (изд-во «Советская энциклопедия», 1983 г.) http://lib.ru/MIFS/greece.txt http://him.1sep.ru/article.php?ID=200600412
Слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Отзыв
на проект Ивахтиной Екатерины, ученицы 11 «М» класса,
ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Тема проекта: «Интеграция в литературе и химии в названиях химических элементов».
Ивахтина Екатерина, автор проекта, считает, что развитие кругозора очень важно для человека в современном мире. Она предполагает, что люди, которые углубленно занимаются научной деятельностью, забывают о связи науки с литературой и историей, в том числе и об интеграции таких полярных наук, как литература и химия. Для Кати важно в проекте донести, что взаимоизучение и взаимопроникновение наук очень важно и полезно, ведь это приводит к появлению новых открытий!
Целью проекта Катя считает изучение интеграции химии и литературы, которая отражается в названиях химических элементов, а также в веществах, в химических и физических явлениях. познать собственные интересы и проявить креативность мышления.
Ученица выделила основные этапы реализации проекта:
Конечным продуктом проектной деятельности являются презентация книжка с рисунками, выполненные в карандаше, по мифологическим героям Греции, Италии, Скандинавии.
Катя использовала несколько источников информации, показав умения работать с теоретическим материалом, анализировать его, отбирать нужную информацию, обобщать и делать выводы, рисовать. Свою будущую профессию связывает с живописью и литературой.
Руководитель проекта: ______ Яковлева Н.В., учитель химии и биологии ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Смекалка против Змея-Горыныча
Лупленый бочок
Красочные картины Джастина Геффри
Тигрёнок на подсолнухе
Нечаянная победа. Айзек Азимов